Заседание № 86
О проекте федерального закона № 274633-7 "О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (о сохранении до 2020 года включительно тарифов страховых взносов, действующих для основной категории страхователей).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 4-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Доклад Даниила Владимировича Бессарабова. Пожалуйста, Даниил Владимирович. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, предусматривающий продление до 2020 года действующих тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подготовлен комитетом для рассмотрения в третьем чтении. Он прошёл все необходимые регламентные процедуры. У Правового управления замечаний нет. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам голосования? Есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект. Мы считаем, что те усилия, которые направляла Дума на обсуждение, наверное, десятка законопроектов в отношении Пенсионного фонда и, самое главное, те поправки, которые фракция ЛДПР вносила к этому законопроекту, не были учтены, всё-таки необходимо было более внимательно рассмотреть и понять, в чём концепция поправок, предложенных фракцией ЛДПР. Обращаю ваше внимание на то, что авторы законопроекта, преследуя благую цель, а именно снижая страховые взносы с 26 до 22 процентов, - казалось бы, нормальная концепция - вместе с тем сохраняют регрессивную шкалу страховых взносов на суммы выплат сверх базовых. Уважаемые коллеги, я думаю, всем уже понятно, что в ближайшее время мы приступим к обсуждению прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, это концепция, с которой фракция ЛДПР уже много лет выступает. Я думаю, что даже концепция плоской шкалы в части пенсионных взносов тоже подошла бы. Выступая по поправкам, фракция ЛДПР доказывала, что практически никаких потерь с точки зрения уклонения работодателей от уплаты таких взносов не будет, так как мы с вами чётко понимаем, кто сегодня у нас получает сверхдоходы, какие структуры. Мы понимаем, что в основном это наши государственные корпорации, поэтому рисков здесь с точки зрения администрирования социальных взносов фракция ЛДПР не видит. Мы считаем, что всё-таки необходимо этот шаг делать, и, я думаю, мы его сделаем. И как всегда, партия окажется права, а мы в очередной раз скажем, что идеи, которые фракция ЛДПР предлагает в отношении и социальных взносов, налогов, и вообще в части экономической стратегии, будут подтверждены. Наша фракция не будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Павлова Ольга Ивановна. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект позволяет поддержать тарифы страховых взносов на приемлемом уровне страховой нагрузки, он полностью подкреплён бюджетным финансированием и позволяет достичь всех поставленных в государственных программах целей и задач, подготовлен с учётом сегодняшней социально-экономической ситуации, поэтому мы считаем его принятие целесообразным. Кроме того, для чистоты отношений, уважаемые коллеги: поправок к этому законопроекту от фракции ЛДПР не поступало, были поправки юридико-технического характера. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", 4-й вопрос нашей повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 22 мин. 06 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 274633-7 "О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (о сохранении до 2020 года включительно тарифов страховых взносов, действующих для основной категории страхователей).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Доклад члена комитета по труду и социальной политике Даниила Владимировича Бессарабова. Пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом продлевается действие тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 2020 года. Законопроект был рассмотрен в первом чтении 25 октября текущего года. Ко второму чтению поступила одна поправка редакционного характера, который уточняется источник официального опубликования, она представлена в таблице поправок № 1 - просим её поддержать. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. На основании изложенного комитет просит поддержать законопроект во втором чтении. Александр Дмитриевич, если не будет возражений, в случае принятия просим поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы на 15 декабря, на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 11 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 35 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 71
О проекте федерального закона № 274633-7 "О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (о сохранении до 2020 года включительно тарифов страховых взносов, действующих для основной категории страхователей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Приступаем к рассмотрению 28-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Доклад Андрея Николаевича Пудова. Пожалуйста, Андрей Николаевич. Включите микрофон. ПУДОВ А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представлен названный законопроект, которым предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие сохранение на период до 2020 года включительно действующих тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть 22 процентных пункта - в пределах установленной величины для исчисления страховых взносов и 10 процентных пунктов - сверх установленной предельной величины. Аналогичные изменения были внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации - проект федерального закона, которым вносятся изменения в статью 426 Налогового кодекса, сегодня был принят Государственной Думой во втором чтении. То есть фактически это законопроект-спутник. Реализация предлагаемой законопроектом меры позволит поддержать тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на уровне страховой нагрузки, приемлемой для страхователей. Выпадающие доходы Пенсионного фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов будут компенсироваться из федерального бюджета. Необходимые средства в размере 543,5 миллиарда рублей в 2020 году предусмотрены соответственно в проекте бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и в федеральном бюджете. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова. Пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает продление до 2020 года включительно срока действия тарифа страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22 процентов и соответственно тарифа в размере 10 процентов в отношении сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Отмечу, что средства в федеральном бюджете и соответственно в бюджете Пенсионного фонда на указанные цели заложены. По мнению комитета, законопроект направлен на поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки. Коллеги по законотворческому процессу в Комитете Совета Федерации по социальной политике, Счётная палата концепцию законопроекта поддерживают. Комитет просит принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Андрею Николаевичу. Уважаемый Андрей Николаевич, пониженный тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование применяется уже пять лет, с 2012 года, как указано в пояснительной записке. Напомните, пожалуйста, хотелось бы знать, какова за пятилетие динамика сумм трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос. Я первую цифру уже назвал в своём докладе: на 2020 год эта сумма составляет 543,5 миллиарда рублей, а если брать динамику, то в 2012 году - 304 миллиарда, ну и, соответственно, далее вот цифра, которую я вам назвал. Объём растёт. Растёт почему? Потому что растёт ФОТ, фонд оплаты труда, то есть эта величина не зависит от иных причин, кроме как от роста ФОТ, при росте ФОТ соответственно увеличивается база для обложения взносами, и это транслирует рост трансферта. Он целевой, ни разу с нас его не снимали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Андрей Николаевич, у нас в качестве реформы, которая касается и взносов, и вообще налоговой нагрузки, всё время речь идёт о снижении нагрузки на долю, которая приходится на заработную плату. Вот я не слышу, чтобы сейчас кто-то говорил о дальнейшем повышении. Сейчас практически предельная ставка, и мы не раз говорили, что это причина того, что существуют серые зарплаты. А какая необходимость? Вот мы уже практически пятый год в этом эксперименте, ну, мы уже отэкспериментировали - зачем вы опять продлеваете на один год? Тогда надо принять в Налоговом кодексе новые размеры этих ставок и работать спокойно, а если вот вы проснётесь и вам что-то в голову придёт, то вы придёте к нам. Вы каждый год к нам ходите с одним и тем же, каждый год, а так пришли бы, может, лет через десять. Вы сейчас рассказываете: утром мы принимали закон, а сейчас закон-спутник - вы и себе работать не даёте, и нам работать не даёте. Это вот вопрос. И про плоскую шкалу: почему не хотите её распространить на... (Микрофон отключён.) ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Сергей Михайлович. Ответ на вопрос очень конкретный. Дело в том, что актуарно сбалансированный тариф страхового взноса, который обеспечивает баланс доходов и расходов, находится в районе 26 процентных пунктов, соответственно, применение пониженной ставки тарифа страховых взносов (именно применительно к термину "пониженной") позволяет этот расход, который возникает из-за более низкого тарифа страховых взносов, покрывать в виде трансферта федерального бюджета. Если тариф будет постоянный - 22 процента плюс 10 процентов, соответственно, источник в виде трансферта федерального бюджета, как разница между 26 и 22, уходит. Очень простое объяснение. Тариф актуарный - 26 процентов, сегодня для работодателей это высокий тариф. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Андрей Николаевич, вы всё-таки на вторую часть вопроса не ответили, поэтому я ещё раз задам: почему бы нам не уйти от предельной величины, после которой взносы уменьшаются? В ОМС уже ушли, по большому счёту, там одна шкала, сейчас предлагается в том числе для того, чтобы сбалансировать Пенсионный фонд, и здесь уйти от этой предельной величины - как к этому относится ваше министерство и каковы перспективы подобного подхода? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос. Отвечаю следующим образом. Дело в том, что предельная величина с точки зрения реализации всего проекта обязательного пенсионного страхования именно как системного проекта является очень важной, потому что надо обеспечить принцип страхования, и этой предельной величиной фактически ограничивается предельный объём страхуемого заработка. Если эту величину убрать... Почему в системе ОМС убрали, вы же знаете? В ОМС объём уплаты страховых взносов не влияет на качество и объём услуг, а в данном конкретном случае, применительно к пенсиям, ну, или, если расширительно толковать, применительно к страхованию по временной нетрудоспособности (и тоже есть ограничение, только другая предельная величина, чуть ниже), это страхуемая величина заработка. Соответственно, снять, с нашей точки зрения, министерства, её нельзя, иначе надо будет менять весь подход к страхованию: страховать весь заработок, не ограничивая его предельной величиной. Все остальные базовые законы, связанные с выплатами непосредственно уже страховыми, как раз привязаны к предельной величине, поэтому в настоящее время тема снятия предельной величины, вообще как снятия, применительно к пенсионному и социальному страхованию не обсуждается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. Выступление от фракции. ШЕИН О. В. Уважаемый Андрей Николаевич, ну, при всей моей личной симпатии к ведомству, которое вы представляете, нельзя сказать, что в настоящее время не обсуждается вопрос о переходе на плоскую шкалу по страховым взносам, - он обсуждается. И даже если такого желания нет у правительственной стороны, правительственная сторона тоже будет вынуждена это обсуждать, потому что в этом зале есть люди, которые намерены эту дискуссию осуществить. На самом деле текст, который мы сегодня рассматриваем, состоит из двух частей, и очень содержательных. Одна из частей - это пониженная ставка страховых взносов, не 26 процентов, а 22 процента: наверное, рациональнее не делать отметку в 22 процента постоянной, а сохранять вот этот пониженный уровень, потому что именно 26-процентная шкала теоретически позволяет сохранить существующий уровень обязательств Пенсионного фонда. Но есть вторая часть: если доходы человека превышают 75 тысяч рублей в месяц - ещё раз повторим, - страховые взносы, которые идут с его заработка в адрес Пенсионного фонда, исчисляются не как 22 процента, а как 10 процентов. Мы в прошлом году уже обсуждали с руководством Пенсионного фонда, какие же выпадающие объёмы по доходам Пенсионного фонда формирует такого рода регрессивная шкала. Я напомню: в прошлом году это было 600 миллиардов рублей, в этом году, очевидно, сумма выросла, в следующем году вырастет ещё больше. Вот эти 600 миллиардов рублей по Пенсионному фонду, ещё 90 миллиардов таких же выпадающих объёмов по Фонду социального страхования - это то, что теряют внебюджетные страховые фонды из-за регрессивной шкалы. Нам говорят, что это не применяется в фонде ОМС, поскольку изменение объёма взносов не влечёт за собой изменений по обязательствам фонда ОМС, но это не совсем правда: мы хорошо знаем, что существует некий перечень государственных гарантий по оказанию медицинской помощи через страховую медицину, и, большие ли взносы у человека, маленькие ли взносы у человека, за пределы этого перечня, утверждённого Минздравом, человек всё равно выйти не может - есть некий потолок. И такой потолок существует по всем другим категориям - возьмём, к примеру, современную балльную пенсионную систему: мы хорошо знаем, что, какова бы ни была заработная плата у человека, всё равно больше 8 баллов - ну через какое-то время будет 10 баллов - в год ему не начислят. Так что потолок существует, и такой подход распространяется. Но в отношении определённого контингента граждан нам говорят: а вот здесь давайте мы не будем, невзирая на все существующие ограничения по государственным обязательствам, по обязательствам Пенсионного фонда, фонда ОМС, Фонда социального страхования, - невзирая на все эти ограничения, не будем вводить плоскую шкалу по взносам, мы оставим это на уровне регрессивной шкалы, соответственно, с заработной платы свыше 75 тысяч рублей в месяц будут взносы в размере не 22 процентов, а порядка 10 процентов. Естественно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не считает этот подход ни справедливым, ни сбалансированным с точки зрения бюджетных отношений, и не надо нам рассказывать, что бюджет покрывает выпадающие объёмы у Пенсионного фонда. Он их покрывает, но при этом бюджет не закрывает других социальных затрат, и мы постоянно с этой же трибуны слышим в выступлениях коллеги Силуанова - и не только его, - что нельзя индексировать пенсию работающим пенсионерам, нельзя было проиндексировать пенсию неработающим пенсионерам в 2016 году осенью, нельзя осуществлять другие социальные выплаты, потому что в федеральном бюджете нет денег. Их, естественно, не будет, когда у нас в общей сложности в год на 10 триллионов рублей налоговых льгот по крупному капиталу и по высокооплачиваемой категории людей, и 700 миллиардов рублей из этих денег - это как раз отчисления в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - партия социалистическая... Коллега Катасонов, выступая в прошлый раз здесь с трибуны, ошибся, полагая, что обсуждавшийся в тот раз (кстати, и в этот раз) законопроект не означает, скажем так, каких-то изменений... В прошлый раз обсуждалось именно сохранение регрессивной шкалы и в этот раз обсуждается - мы, естественно, не можем голосовать за регрессивную шкалу, мы выступаем как минимум за плоскую шкалу по страховым взносам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павлова Ольга Ивановна. ПАВЛОВА О. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект, так как считает его своевременным и целесообразным. Законопроект подготовлен во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева и предусматривает продление до 2020 года действия тарифа страхового взноса на обязательное пенсионное страхование. Это очень важный и нужный сегодня закон, он направлен на поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки. Предлагаемые в законопроекте изменения полностью подкреплены бюджетным финансированием на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и позволяют достигнуть всех ранее поставленных в государственных программах целей и задач. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Прошу вас поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, полномочные представители президента и правительства? Нет. Заключительное слово? Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Прошу поддержать проект федерального закона, имея в виду, что все параметры, которые в нём предусмотрены, уже учтены в доходных частях бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. Содокладчик, заключительное слово? Нет желания. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вопрос 28 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 38 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.