Заседание № 74
О проекте федерального закона № 274632-7 "О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о сохранении до 2020 года включительно тарифов страховых взносов, действующих для основной категории плательщиков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению вопросов повестки дня. Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении. 2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о сохранении до 2020 года включительно тарифов страховых взносов, действующих для основной категории плательщиков). Доклад Глеба Яковлевича Хора. Пожалуйста, Глеб Яковлевич. ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, готов к принятию. Просим принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Присаживайтесь, Глеб Яковлевич. Покажите список для выступлений по мотивам от фракций. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. С места?.. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Да, я с места. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не голосует за данный законопроект по следующим мотивам. В законопроекте предлагается закрепить на предстоящее время существующую модель регрессивной шкалы страховых взносов, когда те, кто зарабатывает более 75 тысяч рублей в месяц, с объёма заработка, превышающего обозначенную величину, не уплачивают отчислений в Фонд социального страхования, а размер отчислений в Пенсионный фонд составляет не 22 процента, как у остальных работников, а порядка 10 процентов. Мы уже говорили, что при таком подходе только Пенсионный фонд (это оценка самого Пенсионного фонда) ежегодно теряет порядка 600 миллиардов рублей, Фонд социального страхования - порядка 90 миллиардов, что и является одной из причин отказа в индексации пенсий работающим пенсионерам, проблем с обеспечением путёвками на санаторно-курортное лечение. Рассказы о том, что эти выпадающие доходы компенсируются из федерального бюджета, очевидно, не могут быть отнесены к категории добросовестных, потому что нам потом рассказывают, что в федеральном бюджете денег нет (поскольку там тоже есть свои налоговые льготы - я напомню, общий объём налоговых льгот для крупного российского бизнеса, по оценкам Счётной палаты и коллеги Макарова, составляет порядка 9,5 триллиона рублей в год). Естественно, при таком методично осуществляемом подходе люди, получающие низкую и среднюю заработную плату, которых в стране подавляющее большинство, не могут обеспечить себе достойный уровень жизни. Наша фракция не может концептуально поддержать данную систему ценностей и данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного проекта федерального закона в третьем чтении, потому что он полностью решает задачу, поставленную в поручении Президента Российской Федерации по реализации послания Федеральному Собранию, по сохранению неизменности условий налогообложения и страховых взносов для работодателей. Рассматриваемый проект федерального закона отвечает интересам наших избирателей, этот подход отражён в нашей предвыборной платформе: мы предпринимаем реальные шаги не только по неповышению налоговой нагрузки, но и по последовательному снижению налоговой нагрузки для работодателей и бизнеса. Установление предельной базы и начисление страховых взносов свыше этой предельной базы по тарифу 10 процентов способствуют сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета и, самое главное, поддерживают высокотехнологичный отечественный бизнес. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает принятие данного проекта федерального закона в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы провели обсуждение. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вопрос 2 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 39 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 71
О проекте федерального закона № 274632-7 "О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о сохранении до 2020 года включительно тарифов страховых взносов, действующих для основной категории плательщиков; принят в первом чтении 18 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статью 426 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к законопроектам второго чтения. 14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Глеб Яковлевич Хор. ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел данный законопроект: поступило четыре поправки, две из них комитет рекомендует принять, а две - отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 02 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 27 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 50 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 69
О проекте федерального закона № 274632-7 "О внесении изменений в статью 426 Налогового кодекса Российской Федерации" (о сохранении до 2020 года включительно тарифов страховых взносов, действующих для основной категории плательщиков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 426 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Также короткий законопроект, но он носит бюджетообразующий характер. Напомню, что вплоть до 2019 года, то есть по 2019 год включительно, у нас действует на временной основе особый тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов в пределах установленной величины страхуемого заработка и 10 процентов - свыше этого предела. С 2020 года в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса должен вступить в силу тариф, который сейчас установлен на постоянной основе, то есть 26 процентов до предельной величины и 0 - свыше предельной величины. Правительство Российской Федерации предлагает продлить на один год, то есть на весь период бюджетного планирования, действующий тариф, то есть 22 процента и 10 процентов. Именно в условиях таких тарифов был рассчитан прогноз доходов бюджетов бюджетной системы в соответствии с тем проектом закона о федеральном бюджете, который был внесён в Государственную Думу, и средства на компенсацию выпадающих доходов Пенсионного фонда России в 2020 году, которые неизбежно возникают из-за продления действия вот этого тарифа, установленного на временной основе, предусмотрены проектом федерального бюджета и составляют чуть больше 543 миллиардов рублей. Поскольку законопроект носит бюджетообразующий характер, просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы... А, содоклад, Глеб Яковлевич Хор, извините. Пожалуйста. ХОР Г. Я. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел данный законопроект, учитывая, что он бюджетообразующий. Законопроект справедливый и правильный, просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к коллеге из комитета касательно справедливого и правильного законопроекта. Означает ли это в том числе продление срока действия пониженных ставок для лиц, имеющих заработные платы, превышающие 75 тысяч рублей в месяц? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хору включите микрофон. ХОР Г. Я. На 2020 год положения, которые были на 2017-й, 2018-й и 2019 год, сохраняются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Илья Вячеславович, вам вопрос. Совсем недавно в Думе был большой дискуссионный день по вопросу прогрессивной шкалы налогообложения, и главным аргументом оппонентов наших трёх фракций было то, что при прогрессивной шкале налогообложения есть риск снижения собираемости. У нас эти три года в качестве такого поля для эксперимента выступал ФФОМС. Помните, у них была нулевая ставка после базы, а потом мы решили, что цифра 5,1 процента будет распространяться на всю заработную плату? Вот вы, как эксперты и как структура, которая теперь фактически отвечает за сборы - не фонды теперь отвечают, а налоговая, это в вашем подчинении, - скажите: а что произошло в результате? Вот мы увеличили нагрузку на заработную плату - ушли люди в тень, перестали вообще показывать официальную заработную плату или ничего не поменялось? ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Ну, на самом деле однозначно сказать нельзя, потому что введение плоской шкалы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, то есть переход от регрессивной к плоской шкале, действительно упростило администрирование, с нашей точки зрения, как администраторов, вернее, органов исполнительной власти, в ведении которых находятся администраторы, это существенно лучше, чем любая ступенчатая шкала. То есть плоская шкала лучше, чем ступенчатая, прогрессивная или регрессивная, пока никакого опровержения того, что прогрессивный налог лучше, чем плоский, нет. Что происходит в последние годы? С одной стороны, мы видим, что с учётом новых технологий администрирования и, самое главное, новых норм в законодательстве, которые позволяют принимать по отношению к неплательщикам страховых взносов такие же меры, как к неплательщикам налогов: это и приостановление операций по счетам, и меры принудительного взыскания вплоть до уголовной ответственности, которая появилась в этом году, дисциплина у плательщиков растёт. С другой стороны, и это тоже не секрет, - правда, у нас в правительстве нет консолидированной позиции на эту тему, но тем не менее я скажу, - с нашей точки зрения, налоги на труд, ставки налогов на труд, на заработную плату в настоящее время достаточно высоки, и они, их величина в том виде, в каком они сейчас существуют, сдерживают вот эти процессы легализации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Вопрос содержательный, поскольку относится не столько к продлению сроков, сколько к концептуальному подходу в части обеспечения базовых прав населения на получение медицинской помощи, пенсионных выплат и на те меры, которые у нас идут по линии Фонда социального страхования, включая выплаты пособий по безработице и переобучение людей, которые теряют свою профессию в силу изменения технологий, изменения самого рынка, в том числе и профессионального рынка. В данном контексте в законе есть два элемента, один из них - это продление действия, сохранение общего уровня ставок отчислений на социальное страхование. Я напомню, что в 2011 году произошло определённое снижение, в частности, по Пенсионному фонду - с 26 процентов до 22 процентов, и вот эти 22 процента применительно к Пенсионному фонду держатся до сегодняшнего времени. И сейчас речь идёт о продлении действия этих ставок. Внутри этого как бы большого решения есть одно маленькое, но содержательное, которое заключается в том, что в случае если, условно говоря, месячная заработная плата человека превышает 75 тысяч рублей, то в отношении данного лица и его заработной платы применяются пониженные ставки отчислений в Пенсионный фонд: не 22 процента, а 10 процентов и фактическое освобождение на превышающий этот лимит объём заработной платы от отчислений в Фонд социального страхования. В переводе на деньги это означает ежегодные выпадающие доходы Пенсионного фонда в размере 600 миллиардов рублей и Фонда социального страхования в размере 90 миллиардов рублей. Рассказы о том, что эти деньги возмещаются из федерального бюджета, несодержательны, поскольку мы регулярно слышим, что с федеральным бюджетом, как обычно, напряжённая ситуация, денег нет, поэтому давайте, мол, не будем индексировать пенсию работающим пенсионерам, поэтому давайте путёвки на санаторно-курортное лечение будем предоставлять в количестве одной четверти, а то и одной шестой от общего числа заявок, - это как бы общая концепция, которую мы постоянно слышим. Одна из причин существования этой общей концепции заключается в недосборе налогов, и нам предлагают следовать по этой дороге и дальше. Более того, мы сейчас слышали совершенно недвусмысленный ответ от коллег - они считают, что в России слишком высокая нагрузка на фонд оплаты труда и надо её снижать. Я прошу мне добавить время, я выступаю от фракции один. Я напомню, мы об этом говорили здесь неделю назад, когда обсуждались очередные налоговые льготы для бизнеса: на сегодняшний день общий объём налоговых льгот для бизнеса в Российской Федерации только по федеральному бюджету достиг отметки 9,3 триллиона рублей, плюс 700 миллиардов рублей по внебюджетным фондам, плюс ещё такие же налоговые льготы применительно к ряду субъектов Федерации, и, естественно, речь идёт не об ИП, не о фермерах, не об инновационных предприятиях, есть конкретный перечень организаций. По поводу той же самой Калининградской области буквально на днях в газетах писали, что 88 процентов всех налоговых преференций досталось одной конкретной коммерческой организации на сумму 12 миллиардов рублей; в организации работает 500 человек - если бы деньги выдавались каждому сотруднику, каждый сотрудник получал бы по 2 миллиона рублей в месяц. Это больше, чем весь бюджет города Калининграда: он составляет 8 миллиардов, а тут одной фирме с численностью сотрудников 500 человек - 12 миллиардов! Это общая концепция, в соответствии с которой предполагается дальнейшее освобождение крупного капитала от отчисления налогов, собственно, данной конструкцией предлагается продление срока предоставления этих налоговых льгот. Если бы речь шла в целом только о сохранении существующей ставки, наверное, мы могли бы это поддержать с учётом того, что идёт дискуссия, но поскольку здесь сохраняются и преференции для людей, получающих особенно высокую заработную плату (я напомню: 20 тысяч человек в год получает 4 триллиона рублей доходов, в том числе по линии фонда оплаты труда), только в отношении данной категории речь идёт о достаточно солидных объёмах средств, выпадающих из бюджетов Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", как социалистическая фракция, естественно, не может поддержать праздник верхушки при постоянных рассказах, что для остальной части населения страны денег нет и не ожидается. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Если мы почитаем, что там написано, узнаем, что как раз предлагается перейти со ставки ноль для тех, у кого заработная плата превышает 75 тысяч рублей в месяц, на ставку 10 процентов, поэтому не совсем понятно, что было сказано про социалистическую партию. Дело в другом, вот как раз с учётом того вопроса, который я задал. Прежде всего мы считаем, что регрессивная шкала по отношению к фонду заработной платы для высокодоходной части населения уже себя исчерпала. Мы уже ставим вопрос о применении прогрессивной шкалы по НДФЛ, а у нас здесь до сих пор регресс: в Фонде соцстраха вообще регресс, то есть ноль после базы, в фонде медстрахования плоская шкала, в Пенсионном фонде переход с 22 процентов на 10 процентов. Мы согласны с позицией представителя правительства, что налоговая нагрузка на фонд оплаты труда большая, но давайте мы её снизим, перераспределим, потому что сегодня, получается, основное бремя по наполнению Пенсионного фонда несёт та часть населения, которая получает заработную плату в размере меньше 70 тысяч рублей в месяц. Я считаю, эта тема, скажем так, уже исчерпана, и для того, чтобы отчасти поддержать предложение наших коллег из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ко второму чтению фракция ЛДПР будет готовить поправку, чтобы всё-таки ввести плоскую, не регрессивную шкалу налогообложения хотя бы в отношении тех взносов, за счёт которых сегодня пополняется наш бюджет. Если говорить о средствах Пенсионного фонда, то, принимая сегодня 10 процентов, мы добавим в Пенсионный фонд порядка 300 миллиардов рублей, а если это будет такая же ставка, как для всех, как для простых граждан, то это добавит 600 миллиардов рублей. Слушайте, мы здесь боремся - вот сегодня поправки к бюджету принимали и на 2018 год бюджет будем принимать - посмотрите, какие споры по акцизам идут на заседании бюджетного комитета: в пух и прах вчера в одиннадцатом часу ночи бились, решение не приняли, разошлись, сейчас опять начнём заседать - мы бились, страшно сказать, за 0,3 процента по акцизам, которые забирают у субъектов, - за 0,3 процента! - в сумме это 20 миллиардов, и мы чуть не убили друг друга, а здесь 600 миллиардов - вообще их не видим! Поэтому давайте так: прогрессивная шкала налогообложения уже стучится к нам в дверь, и, я ещё раз повторяю, в течение двух лет она будет принята, в этом же направлении мы будем двигаться и по страховым взносам. Мы предлагаем снижать общую нагрузку на труд, всех делать равными участниками, а то у нас получается всё наоборот. Данный законопроект в первом чтении фракция ЛДПР поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Правительство предлагает сохранить действующую ставку страховых взносов для работодателей, оставить ту, которая была в 2016 году, и в 2019 году. Мы полагаем, что данное решение позволит снизить уровень налоговой нагрузки на работодателей в 2020 году на 542 миллиарда рублей. Как было сказано, данный проект федерального закона является бюджетообразующим, и во внесённом Правительством Российской Федерации проекте бюджета на 2018 год и на плановый период эти ассигнования предусмотрены в виде трансферта Пенсионному фонду Российской Федерации. В выступлениях моих коллег звучала озабоченность по поводу различных вариантов перехода, но, на наш взгляд, сегодняшняя ставка наиболее сбалансирована, отвечает интересам наших избирателей, отвечает интересам отечественного бизнеса, наиболее высокотехнологичной части нашего бизнеса. Предложения по сохранению действующей ставки соответствуют программе Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая в условиях экономики роста выступает не только за ответственную бюджетную политику, но и за неизменность действующих налоговых режимов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного проекта федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айрат Закиевич. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Иван Иванович. Представители всех фракций выступили, и я тоже хочу очень кратко сказать. Мы, фракция КПРФ, поддержим законопроект в первом чтении, потому что, если мы его сейчас в первом чтении не примем, все показатели, представленные по проекту федерального бюджета на 2020 год, по сути дела, окажутся несостоятельными. И второе, почему мы поддерживаем: если мы сегодня не примем, нам надо будет с 26 процентов переходить уже на другую сумму. Но при подготовке к рассмотрению во втором чтении - здесь уже правильно наши коллеги выступали и говорили - все вопросы, касающиеся, собственно, прогрессивной и регрессивной шкалы, надо будет вместе посмотреть и разобраться. Мы, фракция, в этом плане тоже поработаем. В первом чтении мы поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. По ведению - Олег Васильевич Шеин. ШЕИН О. В. Для справки коллеге Катасонову: ставки не меняются, никакого перехода от ноля к ставке 10 процентов здесь нет, вы заблуждаетесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Вячеславович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Глеб Яковлевич? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 39 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.