Заседание № 77
О проекте федерального закона № 274631-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка взимания отдельных видов налогов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос нашей повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Леонида Яковлевича Симановского. Пожалуйста, Леонид Яковлевич. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Очень важный бюджетообразующий закон. Андрей Михайлович в первом чтении доложил суть законопроекта, вчера законопроект был принят во втором чтении, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, желающие выступить по мотивам от фракции есть? Есть. Депутат Катасонов руку поднял. Включите режим записи. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. Макаров - да, вашу реакцию вижу, но не срабатывает... КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Андрей Михайлович увидел, что я записался, поэтому... Это нормально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР будет голосовать против данного законопроекта. И обращаю ваше внимание: у нас сегодня в повестке дня 15 законопроектов о внесении изменений в Налоговый кодекс. Уважаемые коллеги, если говорить о вопросе, который поднял сейчас наш коллега - депутат Бортко, - что мы занимаемся техническими вопросами, - я считаю ненормальным то, что мы в ручном режиме каждое заседание меняем Налоговый кодекс. Вы посмотрите, мы уже сами начинаем путаться - а что происходит в регионах? Что касается сегодняшней темы. Пять лет назад мы планировали, что льгота по налогу на движимое имущество будет отменена, и я вас уверяю, все субъекты заложили эти деньги у себя в доходах - например, Оренбургская область заложила по этой статье 1 миллиард дополнительных доходов. Слава богу, во втором чтении мы наконец внесли поправки и практически вполовину снизили ставку - до 1,1 процента, но даже если субъект примет ту ставку, у него всё равно будет 500 миллионов рублей выпадающих доходов. Посмотрите, для того чтобы сверстать свой бюджет, ещё раз говорю, в частности, Оренбургская область внесла предложение обложить налогом на имущество все государственные и муниципальные учреждения. То есть наша налоговая система такова, что зачастую субъекты оказываются в ситуации, когда они вынуждены принимать абсолютно неадекватные законы: в данном случае они предусмотрели доходную часть, а соответствующей расходной части нет. Каким образом муниципалитеты - заложено 500 миллионов дохода от налога на имущество муниципалитетов - будут выплачивать эти налоги, если в расходной части у муниципалитетов это не предусмотрено? И у нас так каждый день, каждый день в ручном режиме мы пытаемся подстроить налоговую систему - это абсолютно неверно! Акцизы мы меняем уже каждые полгода, хотя говорим, что налоговая система должна быть стабильной, что мы должны быть предсказуемыми и так далее, - вот такая у нас предсказуемость! По трансфертам в Оренбуржье на этот год - минус 5 миллиардов. Субъектам дали команду сделать бездефицитные бюджеты - и минус 2 миллиарда в расходах. У нас по сельскому хозяйству - минус 1 миллиард, по дорожному строительству - минус 3,5 миллиарда и так далее. И всё это результат того, что мы принимаем подобные законы. Я хочу напомнить, что, по разным оценкам, практически 1 триллион рублей будет собран дополнительно - от цены свыше 40 долларов за баррель - и переведён в Америку для хранения. Я считаю, не нужно ловить эти 20 миллиардов за счёт акциза, налога на имущество - копейки собираем, а для этого каждый день правим законодательство! У нас есть специальный фонд - ФНБ, который должен регулировать и все эти вопросы решать. Мы против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. На самом деле я согласился бы с Сергеем Михайловичем: нельзя так часто править Налоговый кодекс, да и Бюджетный кодекс нельзя часто править, должно быть стабильное законодательство. Может быть, для парламента это как раз очень серьёзный повод задуматься о том, как надо править налоговое законодательство. Может быть, надо установить ограничения с точки зрения возможности править его каждый день, ведь у нас в некоторые статьи по пять-шесть раз в течение года вносятся изменения. Это один вопрос. Если говорить об этом законопроекте - дело даже не в том, что он бюджетообразующий, - я хотел бы остановиться всего на одном вопросе, который действительно важен. Когда речь зашла о движимом имуществе, все стали говорить, что мы возвращаем налог на движимое имущество, но это неправда: мы передаём возможность установления льготы по налогу на тот уровень, в чей бюджет эти средства зачисляются. Наше с вами решение состояло в том, что если налог региональный, то льготы по нему может давать только регион, мы не должны это делать с федерального уровня, то же самое касается муниципалитетов - вот именно это мы сейчас и делаем. А для того чтобы не было попытки просто задавить бизнес налогами, с учётом того что средств действительно во многих регионах не хватает, мы устанавливаем планку ограничения. Но главное - другое. Вы знаете, мне вчера позвонили несколько глав регионов по поводу этого законопроекта. Что интересно, кто-то говорит: а мы всё равно не будем вводить налог на движимое имущество. Почему? Им что, деньги не нужны? Конечно нужны! Просто они точно знают, что налог будет уплачиваться по тому месту, где регистрируется движимое имущество, и они считают, что если они освобождают от этого налога, то, следовательно, обеспечивают приток регистрации, а это рабочие места или другие дополнительные доходы. А один руководитель региона позвонил и сказал, что к нему уже пришли представители одной крупной компании и заявили: не установишь нам льготу по этому налогу - мы уйдём в другой регион. Вот это ровно то, что мы хотели сделать: мы хотели сделать регионы настоящими субъектами переговоров с бизнесом в вопросе о предоставлении льгот. Причина одна: у нас с вами льгот сегодня на 9,6 триллиона, их эффективность никто не измерил, её никто не знает, а расходов в бюджете - 16 триллионов, то есть более 50 процентов расходов бюджета составляют льготы, предоставляя которые, мы не знаем, на что они идут и как тратятся. Передавая этот вопрос регионам, мы позволяем им не просто стать самостоятельными субъектами переговоров, мы позволяем им самим определить эффективность льгот, определить, кому давать льготы, а кому не давать. Я уже не говорю о том огромном количестве вопросов, которые решены в этом законопроекте. Этот закон ждут и бизнес, и регионы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать законопроект. Это шаг в абсолютно верном направлении, хотя только первый шаг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вопрос 3 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 10 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 83 чел.18,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 274631-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка взимания отдельных видов налогов; принят в первом чтении 8 ноября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к 14-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Доклад Андрея Михайловича Макарова. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! С учётом ограниченного времени буду предельно краток. Давайте вспомним, как проходило рассмотрение этого законопроекта в первом чтении. Это основной налоговый бюджетообразующий законопроект. Мы помним, что, строго говоря, замечаний к нему практически не было - было только одно замечание со стороны регионов и Совета Федерации, эта позиция прозвучала у нас в зале, она связана с установлением льготы по налогу на движимое имущество. Правительство в законопроекте, который мы рассматривали в первом чтении, предлагало отодвинуть решение этого вопроса на год. Но такое решение не устраивало никого: ни бизнес, поскольку не давало определённости, ни регионы, которые теряли деньги. В зале мы с вами договорились, что будем искать в течение недели компромисс. И вот сейчас я хотел бы проинформировать депутатов, что компромисс реально найден, и это решение уже поддержали наши коллеги из Совета Федерации, поддержали регионы. Мы сохраняем срок передачи регионам права на установление этой льготы, то есть решение, которое ранее было принято нами и поддержано правительством, о том, что льготы по региональным налогам должны предоставляться на региональном уровне, проводится поправками к этому законопроекту. Однако, для того чтобы соблюсти интересы бизнеса, мы ограничили размер устанавливаемых ставок налога на движимое имущество - не выше 1,1 процента. Напомню, что основная ставка - 2,2 процента, таким образом, ставка сокращается в два раза. Более того, предусмотрено, что регионы вправе - я подчёркиваю, вправе - установить дополнительные налоговые льготы в отношении имущества из категории инновационного, если это важно для социально-экономического развития региона, важно для реализации региональных проектов, но решать это будут, я ещё раз подчёркиваю, регионы. Именно этот компромисс был найден, об этом я и хотел вам доложить. Сразу хочу сказать, что ко второму чтению удалось решить несколько вопросов, которые мы здесь обсуждали в первом чтении, этого не было в законопроекте в редакции первого чтения. Ну, например, это касается налога на имущество физических лиц, налоговая база по которому связана с кадастровой оценкой. Вы знаете, что по-прежнему идут споры по кадастровой оценке, и вот мы, так сказать, передвинули норму, установленный в ней срок: прописали, что пеня, в случае если возникают какие-то споры по этим налогам, не платится практически до июля, по первой половине года не начисляется. Но решение этого вопроса мы опять же передали тем регионам, где применяется такой порядок. Срок действия целого ряда очень важных льгот - по воздушным перевозкам, по металлам, - который заканчивался 31 декабря, в ходе работы над законопроектом ко второму чтению удалось передвинуть, продлить: скажем, важнейшую льготу по фонду ЖКХ (мы понимаем, насколько она важна) - на год, льготу по воздушным перевозкам - на три года. И последний результат - по сути, сегодня ночью было согласовано, нам удалось договориться с правительством, что льгота по лизингу скота, которая должна была прекратить своё действие 31 декабря, будет передвинута, продлена ещё на три года. Вчера комитет не мог принять решение по этому поводу, поэтому данная поправка за подписями Геннадия Васильевича Кулика и моей роздана в зале, хотя, конечно же, это решение и эту работу проводили и многие другие депутаты, хотелось бы сразу сказать, что авторство, которое здесь обозначено, вовсе не означает, что только два человека работали над этой поправкой. Уважаемые коллеги, есть две таблицы поправок: таблица поправок, рекомендуемых к принятию, и таблица поправок, рекомендуемых к отклонению. Я предлагаю сразу перейти к таблицам, думаю, вряд ли кого-то интересует, сколько поправок предложено к принятию, а сколько - к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы, замечания по таблице поправок № 1, предложенных профильным комитетом к принятию? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Андрей Михайлович, у меня вопрос к правительству. Некоторые поправки, внесённые им, фактически претендуют на звание отдельных федеральных законов, но оказались в теле этого законопроекта. Речь идёт об освобождении от налога на прибыль операций по продаже акций неким организациям, которые подпали под западные санкции, - о чём идёт речь и о какой сумме в итоге мы говорим? Речь идёт об уменьшении НДПИ на 3 миллиарда рублей для ряда месторождений, располагающихся в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. И речь идёт об изменении дифференциального размера повышающего коэффициента транспортного налога, то есть раньше было 1,1, 1,3 и 1,5 в зависимости от срока, а теперь 1,1, фактически это возможные выпадающие доходы для регионов. Пускай пояснения дадут, как эти поправки здесь оказались, на каком основании и о каких суммах идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. В соответствии с Регламентом вы имеете возможность вынести на отдельное голосование поправки, если считаете это необходимым. Что касается обсуждения положений законопроекта, это предмет первого чтения либо выступления по мотивам голосования, если законопроект будет приниматься в третьем чтении. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных профильным комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 13 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи. В таблице поправок № 1 всего 96 поправок, в таблице поправок № 2 - 25 поправок. Покажите, пожалуйста, список. Осипов Илья Владимирович, пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прошу вынести на отдельное голосование поправку 18. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николаев Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу вынести на отдельное голосование поправку 20. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению, за исключением поправок 18 и 20. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 38 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Принимается. Депутат Осипов - по поправке 18. Илья Владимирович, пожалуйста. ОСИПОВ И. В. Уважаемые коллеги, речь идёт о внесении изменений в статью 430 Налогового кодекса. Это касается фиксированных взносов в Пенсионный фонд и в фонд обязательного медицинского страхования для индивидуальных предпринимателей, которые работают на себя, без привлечения наёмного труда, и платят за себя. Правительство предлагает увеличить фиксированный взнос в этом году на пятнадцать с лишним процентов, ну и в последующем суммарно за четыре года, включая 2017 год, взнос вырастет на 77 процентов. При этом, обращаю ваше внимание, речь идёт о фиксированном доходе этих предпринимателей, не превышающем 300 тысяч рублей без учёта расходов, то есть в месяц валовой доход у них не превышает 25 тысяч рублей, и вот им к 2020 году предложено выплачивать сумму свыше 40 тысяч рублей. Соответственно, моя поправка заключается в том, чтобы всё-таки шаг этот сократить и идти меньшими темпами, не превышающими 8 процентов, что позволит людям сориентироваться. В противном случае мы получим ситуацию, аналогичную ситуации 2013 года, когда, по разным оценкам, до полумиллиона человек прекратили деятельность индивидуальных предпринимателей и либо ушли в другой сектор, либо просто перестали этим заниматься. Тогда мы из налогоплательщиков получим иждивенцев: если сейчас они платят хоть сколько-то, то в дальнейшем будут только получать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, поднят очень важный вопрос. На самом деле существует разница между страховыми взносами и налогами: если налоги зависят от дохода, то страховые взносы от дохода не зависят. Более того, мы специально отрывали выплаты малого бизнеса от МРОТ, чтобы не увеличивать на них нагрузку по страховым взносам, именно поэтому установлены выплаты в твёрдой сумме: чтобы не связывать это, чтобы не было серьёзного увеличения выплат страховых взносов. Однако страховые взносы любой бизнес, какой бы то ни было, начинает платить не потому, что получает доходы, а потому, что зарегистрировался, потому что эти люди относятся к работающему населению, а не к неработающему и за них не должен платить регион. А самое главное - в той же самой поправке, которую сейчас представлял депутат Осипов, он говорит, что с 2020 года мы должны всё это сделать, проиндексировать, и будет всё то же самое: в комитете это прозвучало, мол, пусть поживут, что называется, лишний год. Но, уважаемые коллеги, при этом все пенсионные права, права на медицинское обслуживание сохраняются - возникает вопрос: а кто тогда должен за это платить, регионы? Ответа на этот вопрос нет. Мы исходили из идеологии, которая была принята, когда мы доводили МРОТ до прожиточного минимума. Мы оторвали МРОТ от выплат, которые делает малый бизнес, в то же время мы сохраняем полностью все пенсионные права, права на медицинское обслуживание. Поправка, которая внесена, защищает бизнес, а не нападает на него, а в той поправке, которая сейчас обсуждается, мы видим ухудшение их положения, потому что никаких прав - ни пенсионных, ни на медицинское обслуживание - у индивидуальных предпринимателей не будет. Поэтому комитет предлагает данную поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Ставится на голосование поправка 18 из таблицы № 2. Комитет предлагает отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 52 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8 % Результат: не принято Отклоняется поправка. По поправке 20 Николаев. Пожалуйста. НИКОЛАЕВ О. А. Поправка 20 продолжает ту же самую тему. В силу того что среди индивидуальных предпринимателей довольно много субъектов малого бизнеса, которые получают доходы ещё и меньше 300 тысяч рублей, предлагается фиксированные платежи дифференцировать в зависимости от уровня их доходов: если люди получают доходы до 100 тысяч рублей - 8850 рублей, если до 200 тысяч рублей - 17 697 рублей, то есть пропорционально той фиксированной ставке, которая предлагается законопроектом. На наш взгляд, данная норма, если корреспондировать её с пенсионным законодательством, существенно способствовала бы вовлечению в легальный оборот так называемых самозанятых, которые на сегодняшний день находятся в теневом секторе, тем более что такая логика лежит в поручении председателя правительства, данном органам исполнительной власти: проработать вопрос вовлечения самозанятых в легальный оборот через их регистрацию как индивидуальных предпринимателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы продолжаем эту тему. Данной поправкой открыто предлагают привязать страховые взносы не к тем правам, которые возникают у человека, уплачивающего эти взносы, а к доходу, который он получает. При этом мы не первый раз слышим, что это касается вовлечения самозанятых в оборот, поскольку они не очень-то и регистрируются. Но если речь идёт о тех самозанятых, которые на два года, я подчёркиваю, вообще освобождены от всех выплат, и страховых, и каких угодно, потому что мы установили: если хочешь, сообщи, что ты этим занимаешься, и не будешь ничего платить, - так вот, если речь идёт о них, то они вообще ничего не платят и этот законопроект не имеет к ним никакого отношения. Мы с вами договорились, что с 1 января 2019 года определим режим, который будет предложен для таких граждан, может быть, это будет патент, и тогда будут совершенно другие цифры и совершенно другие суммы. Здесь же предлагается принципиально другой подход: давайте привяжем страховые взносы к размеру дохода. Но ведь страховые взносы привязываются не к размеру дохода, я повторяю, они привязываются к тем правам, которые получает человек, уплачивающий эти взносы, тем более что это касается только тех, кто не имеет наёмных работников, то есть сколько заплатил, столько, так скажем, пенсионных прав и получаешь. Когда на заседании комитета был задан вопрос: а как вы собираетесь формировать пенсионные права, - ответа на него мы не получили, ну а без ответа на этот вопрос данную поправку принимать, естественно, нельзя. Комитет предложил её отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 20 из таблицы № 2. Комитет предлагает отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 07 сек.) Проголосовало за 20 чел.4,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 20 чел. Не голосовало 430 чел.95,6 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Рассматривается отдельно розданная в зале поправка, авторы - Геннадий Васильевич Кулик и Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот результат ночной работы с правительством: нам удалось договориться о продлении действия льготной ставки НДС в части лизинга скота - это очень важная льгота, которая позволяет даже не завершить, а продолжить государственную программу в этой области. Не сделаем мы этого - потребуются дополнительные средства. Это решает очень важную для села проблему, все селяне обращались с такой просьбой, и очень хорошо, что у нас есть поддержка правительства в этой части. Комитет предлагает эту поправку поддержать. Вчера мы не имели возможности её внести, потому что не было заключения правительства. Мы просим Государственную Думу рассмотреть и поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование отдельно розданная в зале поправка. Комитет поддерживает её принятие. Включите режим голосования. Владимир Иванович Кашин обращает внимание фракции на то, что надо поддержать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 26 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается единогласно. Коллеги, ставится на голосование во втором чтении законопроект под пунктом 14 повестки дня с учётом принятых решений. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 08 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы, комитет просит включить его в повестку дня заседания Государственной Думы на завтра. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Все поддерживают. Значит, будем рассматривать завтра.
Заседание № 74
О проекте федерального закона № 274631-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка взимания отдельных видов налогов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
37-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство представляет на ваше рассмотрение бюджетообразующий законопроект, который предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс. Эти изменения необходимы для формирования бюджетов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В законопроекте предлагается шесть базовых изменений в законодательство о налогах и сборах - они, естественно, уже отражены в проекте закона о федеральном бюджете, который сейчас на рассмотрении в парламенте. Во-первых, правительство предлагает увеличить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в дополнение к индексации, которая уже предусмотрена действующим законодательством: с 1 января 2018 года - на 50 копеек в расчёте на 1 литр моторного топлива, с 1 июля 2018 года - ещё дополнительно на 50 копеек в расчёте на 1 литр. Естественно, это повышение предлагается экстраполировать на 2019 и 2020 годы. Напоминаю, что дополнительные доходы, которые получит бюджетная система, - а это чуть меньше 55 миллиардов рублей в 2018 году, почти 80 миллиардов в 2019 году и чуть больше 80 миллиардов рублей в 2020 году - полностью пойдут на нужды дорожного строительства, включая средства дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Во-вторых, предлагается дифференцировать ставки акциза на легковые автомобили, увеличив акцизы на легковые автомобили мощностью свыше 200 лошадиных сил, введя дополнительную дифференциацию. Это также позволит получить дополнительные доходы - почти 14 миллиардов рублей ежегодно. В-третьих, предлагается модифицировать определение некоторых видов подакцизных товаров, в частности средних дистиллятов. Эти виды моторного топлива не подлежат техрегулированию, и, по оценкам, достаточно большой объём доходов бюджет теряет из-за того, что, в частности, дизельное топливо выпускается под видом средних дистиллятов. В законопроекте предлагается уточнить определение средних дистиллятов, а также ввести специальные механизмы, в том числе свидетельство о регистрации лиц, которые не позволят вырасти ценам на продукцию нефтехимии, производящуюся с помощью этих видов товаров, выработанных из нефти; такой механизм уже применяется в части некоторых видов подакцизных товаров. Это также позволит получить дополнительные доходы бюджетов, которые поступят и в федеральный бюджет, и в бюджеты субъектов Федерации, - порядка 20 миллиардов рублей в год. В-четвёртых, в законопроекте предлагается реализовать инициативу, с которой выступил Председатель Правительства Российской Федерации здесь, в Государственной Думе, весной этого года, о введении, по сути, инвестиционной льготы. В законопроекте предлагается это назвать инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль и определить, что в целях создания стимулов и получения источников для инвестиций предлагается предоставить налогоплательщикам право - мы предлагаем его установить на десять лет - уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с капитальными вложениями в объекты основных средств. При этом - я хочу это подчеркнуть - полномочия по регулированию и объёмов, и правил предоставления, и категорий налогоплательщиков, которым предлагается предоставить такой налоговый вычет, правительство предлагает делегировать субъектам Российской Федерации, то есть продолжать реализовывать правило двух ключей, о котором говорили и в парламенте, о котором упоминали и на парламентских слушаниях, посвящённых основным направлениям налоговой политики. Налогоплательщику также предлагается предоставить право выбора: либо применять механизмы амортизации и относить стоимость основных средств на базу налога на прибыль, в том числе путём ускоренной амортизации, либо, если субъект Федерации сделал такой выбор, финансировать свои капитальные вложения через уменьшение суммы налога на прибыль к уплате в бюджет. В-пятых, в связи с увеличением минимального размера оплаты труда правительство в соответствии с поручением президента предлагает отвязать суммы страховых взносов, которые уплачивают индивидуальные предприниматели, от МРОТ, и, поскольку он растёт достаточно существенно, предлагается установить фиксированный размер страховых взносов, чтобы не допускать резкого роста. Размер взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц предлагается установить на уровне, необходимом для обеспечения формирования индивидуального пенсионного коэффициента 1, а величину взносов на обязательное медицинское страхование предлагается рассчитать исходя из средневзвешенного тарифа за неработающее население с коэффициентом 0,75. Последнее изменение, которое предлагается в законопроекте, также связано с реализацией поручения президента о том, чтобы новый порядок исчисления налога на имущество не создавал препятствий для инвестирующих предприятий. Правительство предлагает отсрочить внедрение правила, по которому решение о такой льготе должен принимать субъект Федерации, на один год, до 1 января 2019 года, и решить этот вопрос уже в следующем году, определив, каким должен быть порядок взимания налога на имущество, в рамках комплексной настройки налоговой системы, которую нам предстоит осуществить опять же в соответствии с посланием президента. Уважаемые депутаты, законопроект, повторю, носит бюджетообразующий характер. Часть дополнительных доходов, поступление которых предусмотрено в связи с принятием указанного закона, уже распределена изменениями в Бюджетный кодекс, которые сегодня были одобрены Советом Федерации, - законопроект направлен на получение дополнительных доходов в бюджетную систему. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Андрея Михайловича Макарова. Пока Андрей Михайлович идёт к трибуне, коллеги, скажу, что нам сегодня обязательно надо рассмотреть ещё пять законопроектов. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Я понял с учётом вашего последнего замечания, что надо быть предельно кратким. Главная характеристика данного законопроекта - является бюджетообразующим. Принимая законопроект о бюджете в первом чтении, мы принимаем параметры бюджета, а вот параметры бюджета - это его доходы, поступление которых, безусловно, призваны обеспечить в том числе законопроекты, которые сегодня рассматриваются. Я не буду повторять то, что подробно изложил Илья Вячеславович, остановлюсь, может быть, на тех возможностях и на тех вопросах, которые этот законопроект всё-таки вызывает. Скажем, не вызывает сомнения необходимость уточнения формулы средних дистиллятов: кстати, это безусловная возможность пополнить региональные дорожные фонды, и, я думаю, никто не будет против этого возражать. Другое дело, что отсутствие такой формулы, точнее, несовершенство этой формулы позволяет уходить от налогообложения; по существу, предлагаемая правительством норма - это возможность решить вопросы в отношении тех, кто злоупотребляет своим правом. Есть, мне кажется, и дополнительные возможности. Возьмём ставки, которые предлагаются по средним дистиллятам: вот мы в комитете посчитали и установили, что здесь есть серьёзная возможность и для увеличения этих ставок, потому что эластичность в данном случае позволяет говорить о том, что никто не сможет уходить от уплаты налога, а это и дополнительные доходы регионов, и, главное, дополнительные барьеры на пути спекулянтов, которые пользуются несовершенством законодательства. Думаю, при подготовке ко второму чтению мы вполне можем посмотреть вопросы, связанные с увеличением ставки налога по средним дистиллятам, - надеюсь, это не встретит возражений ни у кого здесь, в зале, ни у одной из фракций, потому что это абсолютно объективные показатели. Другой вопрос, который, безусловно, вызывает очень серьёзные сомнения и который обозначил Илья Вячеславович в своём выступлении, - это вопрос о налоге на движимое имущество. Хочу сразу сказать, что этот вопрос уже обсуждался в Совете Федерации и Совет Федерации выступил просто категорически против. На совещании правительственной комиссии по региональным вопросам практически все губернаторы в один голос говорили, что средства, которые им должны были выделить, уже посчитаны в региональных бюджетах, принятых в первом чтении. Так что у нас достаточно большое количество отрицательных отзывов - в этом, кстати, есть на самом деле огромный плюс: законопроект, который сегодня рассматривается, был, несмотря на бюджетообразующий характер, разослан в регионы, и мы получили позицию регионов. Так вот единственное, что в этом законопроекте вызывает сомнения и у законодательной власти регионов, и у исполнительной, - то, что касается движимого имущества. Сразу хочу обратить внимание, что решение о передаче регионам вопросов, связанных с предоставлением льготы, есть и в постановлениях правительства, и в основных направлениях налоговой политики, это в том числе наше предложение, но в августе президент сказал: давайте посмотрим, как на федеральном уровне сформулировать норму, которая позволит стимулировать инвестиции, стимулировать развитие бизнеса. Поиск этой нормы продолжается, и на сегодняшний день решение пока не найдено. Сегодня вечером будет ещё одно совещание в правительстве, будут привлечены все ведомства, но пока решения нет, именно поэтому правительство предложило просто отложить этот вопрос на год. Если решение будет найдено, я думаю, при подготовке ко второму чтению нам, безусловно, этим вопросом придётся заниматься. Ну и наконец, не могу не отметить, что на самом деле есть целый ряд вопросов, на которые нам было бы очень правильно обратить внимание при рассмотрении законопроекта. Это, по существу, последний налоговый законопроект, который может быть принят в установленные законом сроки, с тем чтобы пройти Совет Федерации, быть подписанным президентом и быть опубликованным до 1 декабря, - без этого налоговый закон не может действовать в следующем году. Я хотел бы обратить внимание на такой вопрос, как налог на имущество по кадастровой стоимости. Вспомните, в прошлом году мы приняли очень хорошее решение: мы дали регионам возможность откладывать взыскание пеней, потому что кадастровая стоимость часто оспаривается в судебном порядке. В прошлом году мы дали людям дополнительную возможность, чтобы посмотреть, есть ли какие-то претензии, чтобы выявить эти претензии. Давайте вместе с правительством рассмотрим в рамках второго чтения: может быть, стоит повторить норму, которую мы приняли в прошлом году? Можно попросить добавить время? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. МАКАРОВ А. М. Вопрос, который просили обсудить наши аграрии, вопрос очень важный: в целях повышения конкурентоспособности сельхозпредприятий предоставить возможность плательщикам единого сельхозналога стать плательщиками НДС с правом освобождения от исполнения обязанности плательщиков НДС при сумме выручки до 100 миллионов рублей с постепенным снижением порога. Это очень важно для их конкурентоспособности, эту тему, безусловно, необходимо обсудить. Почему бы нам не решить этот вопрос сейчас? Мы прорабатываем этот вопрос вместе с правительством, и я думаю, что ко второму чтению эти вопросы также можно было бы решить. Есть ещё вопросы - я не буду все перечислять, - которые, наверное, целесообразно было бы рассмотреть сейчас с точки зрения помощи бизнесу, помощи экономике, с тем чтобы наиболее эффективно подготовиться к следующему году, но это, безусловно, предмет второго чтения. Время у нас крайне ограничено, мы предполагаем, что поправки надо внести до конца этой недели, если они есть. Нам надо выходить на принятие закона, чтобы создать условия для его рассмотрения в Совете Федерации уже 22-го числа, что и определяет временные возможности по этому законопроекту. Комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и рассмотреть целый ряд вопросов, которые изложены в заключении комитета, а также вопросы, которых там нет и о которых я сейчас сказал: нужно рассмотреть их в рамках второго чтения - это, на мой взгляд, позволит сделать законопроект гораздо лучше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. По ведению - Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, по 19-му вопросу депутат Емельянов голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Илье Вячеславовичу. Илья Вячеславович, в обоснованиях указано и в вашем докладе прозвучало, что доходы бюджетной системы возрастут. Можно ли определить, насколько возрастут доходы именно региональных бюджетов, сколько они могут получить дополнительно в результате этих изменений? ТРУНИН И. В. Николай Иванович, да, естественно, представление о минимальном объёме дополнительных доходов можно получить из пояснительной записки. В частности, например, в 2018 году дополнительные доходы бюджетов субъектов только от акцизов на топливо составят порядка 30 миллиардов рублей, в части акцизов от средних дистиллятов, которые делятся между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов, дополнительные доходы региональных бюджетов составят ещё порядка 10 миллиардов рублей, ну и соответственно, такие же цифры по 2019 и 2020 годам. Таким образом, минимальный объём дополнительных доходов от реализации закона в случае его принятия составит порядка 40 миллиардов рублей только в 2018 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Вопрос Илье Вячеславовичу. Повышение акцизов происходит уже который раз: мы постоянно это делаем. Увеличение доходов в региональные бюджеты можно только приветствовать, но доходы, которые поступят в региональные бюджеты, будут извлечены из карманов граждан, в связи с этим хотелось бы задать такой вопрос. Уважаемый Илья Вячеславович, просчитывало ли правительство риски повышения цен, особенно на товары первой необходимости, в связи с введением новых ставок акцизов? ТРУНИН И. В. Уважаемая Вера Анатольевна, мы действительно предлагаем повысить ставки акцизов. В разные годы мы по-разному меняли ставки акцизов на топливо. Если в 2017 году акцизы на топливо не индексировались, то в 2016 году только на бензин ставки акцизов в целом за год были увеличены на 3 рубля 50 копеек. К концу следующего года совокупный рост акцизов на бензин составит 1 рубль 30 копеек на литр, и этот фактор, безусловно, будет играть на повышение цен. Однако мы видим в последнее время на рынке моторного топлива, что повышение акцизов и налогов не единственный фактор роста цен на топливо. Несмотря на такое существенное увеличение акцизов, какое было в 2016 году, цены на моторное топливо практически не изменились, то есть их рост был гораздо меньше. И наоборот, в отсутствие индексации акцизов, что у нас было на протяжении довольно долгого времени, начиная с 2004-2005 годов, в отсутствие увеличения акцизов мы наблюдали существенный рост цен на топливо. Всё это говорит о том, что, по нашим оценкам, драйверы роста цен на топливо, безусловно, существуют, но только часть из них связана с акцизами. Мы считаем, что совокупный рост цен, включая цены на товары первой необходимости, не превысит уровня инфляции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ефимов Виталий Борисович, пожалуйста. ЕФИМОВ В. Б. Илья Вячеславович, хочу, чтобы вы уточнили. Вы сказали, что суммы новых акцизов на топливо полностью пойдут в федеральный и региональные фонды. Но в проекте закона о бюджете, который внесён, только 30 миллиардов рублей - а куда пойдут ещё 20 миллиардов? Или я что-то не понял в этом вопросе? ТРУНИН И. В. Виталий Борисович, я сказал, что по закону все суммы акцизов, которые зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, а это как раз порядка 30 миллиардов рублей в 2018 году, должны быть направлены в дорожные фонды. В федеральном бюджете они также будут направлены на цели дорожного строительства, причём большая часть этих денег уйдёт в те же субъекты Российской Федерации, только в другой форме - через субсидии, которые направляются на дорожное строительство, на многочисленные ключевые дорожные стройки. Вы это прекрасно знаете, этот вопрос многократно рассматривался, в том числе в рамках обсуждения бюджета в этом году. То есть все доходы от акцизов, которые устанавливаются, зачисляются на цели дорожного строительства либо через субсидии, либо напрямую через региональные дорожные фонды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осипов Илья Владимирович. ОСИПОВ И. В. Уважаемый Илья Вячеславович, в ходе обсуждения на региональной неделе проекта бюджета в первом чтении, в том числе в предпринимательском сообществе, вот по такой проблематике я услышал вопросы. В законопроекте предлагается установить фиксированный взнос для индивидуальных предпринимателей, так называемый взнос за себя, в размере 26 545 рублей на пенсионное страхование и 5840 рублей на медицинское страхование, в итоге - 32 385 рублей, что на 15,7 процента больше, чем в предыдущий период. При этом надо отметить, что в прошлом году общее суммарное количество взносов, их сумма увеличилась на 21 процент. Таким образом, за два года мы имеем рост платежей по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей почти на 40 процентов. Высказываются опасения, что это приведёт к оттоку из этого сектора: индивидуальные предприниматели либо будут переходить на другие режимы, либо просто прекратят свою деятельность... (Микрофон отключён.) ТРУНИН И. В. Да, действительно, будет определённый рост страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, которые уплачиваются в фиксированном размере, однако он гораздо меньше, почти в 2 раза меньше, чем рост, который мог бы быть, если бы эти страховые взносы по-прежнему были привязаны к минимальному размеру оплаты труда, тогда рост был бы гораздо больше - порядка 30 процентов. Я хотел бы отметить, что эти платежи представляют собой не налог в чистом виде, который является безусловным платежом, а страховые взносы. Их большая часть - это взнос на обязательное пенсионное страхование, который рассчитан по минимальному уровню. Если исходить из уплаты страхового взноса по ставке 22 процента, то можно получить пенсионный коэффициент 10, а этот взнос рассчитан исходя из пенсионного коэффициента 1, то есть обеспечивает страховую пенсию в минимальном размере, меньше уже некуда. На обязательное медицинское страхование страховой взнос также рассчитан исходя из средней величины тарифа страхового взноса за неработающих граждан и с учётом понижающего коэффициента 0,75. Конечно, с одной стороны, мы видим рост, но, с другой стороны, федеральный бюджет, в том числе через эти трансферты, продолжает софинансировать эти категории застрахованных. Нам кажется, что здесь предложено компромиссное решение, которое, с одной стороны, не позволяет чрезмерно задрать платежи, а с другой - по минимуму обеспечивает необходимое страховое наполнение этих видов страхования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д. Илья Вячеславович, вы сказали, что вычеты по налогу на прибыль будут переданы в регионы. Они будут даваться всем предприятиям, которые ввели основные фонды, вкладывают в производство, или каким-то отдельным - но тогда как же будут обеспечиваться равные условия конкуренции для предприятий? ТРУНИН И. В. Наталья Дмитриевна, конструкция, которую предлагает правительство, предусматривает, что если субъект Федерации своим законом реализовал право на получение инвестиционного налогового вычета на своей территории, таким вычетом имеют право воспользоваться все категории налогоплательщиков, если опять же субъект Российской Федерации не установил иное. Негативного влияния на конкуренцию мы не усматриваем по следующим причинам. Большая часть налога на прибыль (18 процентов из 20 процентов) зачисляется в бюджет субъекта, и субъект Федерации уже сейчас в своей части имеет право определять, кому давать льготы, а кому не давать. Единственное условие, которое содержит Налоговый кодекс, помимо предельных ограничений по размерам - это запрет на предоставление индивидуальных льгот. Защита конкуренции как сейчас, при дифференцированной ставке налога на прибыль в региональной части, так и в будущем, если будет введён инвестиционный налоговый вычет, будет состоять в обеспечении отсутствия, отказа от индивидуальных льгот. Категории налогоплательщиков льготы - пожалуйста, кому-то конкретному, чтобы его выделить, - нельзя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сазонов Дмитрий Валерьевич. САЗОНОВ Д. В. Уважаемый Илья Вячеславович, у меня вопрос о переносе с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года срока реализации механизма двух ключей в части освобождения от налога на имущество организаций в отношении движимого имущества. Как правильно сказал Андрей Михайлович Макаров, большинство регионов уже приняли свои бюджеты и заложили эти доходы на плановый период, поэтому такое освобождение приведёт к появлению существенных выпадающих доходов. В частности, в бюджете Пермского края в 2015 году эти доходы составили 1,5 миллиарда рублей, в 2016-м - 2,6 миллиарда, а в 2017-м исходя из объёмов доходов, какие идут сейчас, это будет порядка 4 миллиардов рублей. Всё-таки будут ли предложены правительством ко второму чтению какие-то другие механизмы, то есть не перенос срока ввода этой льготы, а всё-таки какие-то другие механизмы? Это первое. И второе, всё-таки по поводу инвестиционного налогового вычета. Налогоплательщики будут иметь возможность, иметь право уменьшить начисленную сумму налога - по сути, предлагается осуществлять модернизацию основных средств предприятий за счёт бюджетов регионов, но ведь возможна и недобросовестная конкуренция: регионы, которые введут, переманят к себе резидентов... (Микрофон отключён.) ТРУНИН И. В. Начну со второго вопроса. Хочу сказать, что вы в своём первом вопросе как бы выражаете недовольство тем, что правительство отодвинуло на год право региона устанавливать налоговую льготу. Вот когда правительство предлагает установить такое право в части налога на прибыль, оно предлагает сделать то же самое, что предполагалось по налогу на имущество, то есть это правило двух ключей: федеральное законодательство определяет условия и параметры льготы, а регион, поскольку является главным бюджетополучателем доходов от такого налога, устанавливает на своей территории порядок применения, масштабы применения и правила применения такой льготы. То есть конструкция достаточно привычная, она не впервые предлагается правительством при инвестиционном налоговом вычете. Что касается налога на имущество, ситуация сложнее. Все, наверное, помнят, как возникла проблема переноса срока и вообще почему правительство вернулось к обсуждению налога на движимое имущество. Примерно год назад, когда принималось решение о переходе к правилу двух ключей по налогу на движимое имущество, честно говоря, никто наверное, не предполагал, что эта льгота будет полностью отменена: она была, а теперь её нет, и все 164 миллиарда рублей налогов на новое движимое имущество, которые не уплачивались налогоплательщиками, в полном объёме поступят в бюджет. Все рассчитывали, что регионы примут взвешенное решение: кому-то дадут льготы, кому-то не дадут. Например, один из крупнейших, скажем так, доноров - регион, у которого крупнейшая сумма вклада в совокупном поступлении налога на имущество в России, - предлагал опять же на своей территории такую схему, при которой совокупные платежи не росли, но налоговая нагрузка перераспределялась. Но многие регионы этого не сделали, многие регионы посчитали, что, если им предоставляется право не продлевать срок действия такой льготы, правом надо пользоваться. Естественно, поскольку инвестиционные проекты носят долгосрочный характер и многие бизнесы не рассчитывали, что налог на движимое имущество будет введён в полном объёме, это вызвало недовольство, и президент поручил нам ещё раз вернуться к этому вопросу, проработать его. Правительство не стало быстро принимать какие-то простые и неправильные решения и предложило ещё год посмотреть и в рамках общей настройки ещё раз подумать, как этот вопрос решить. Что касается уже принятых бюджетов, в этом же законопроекте, который сегодня обсуждается, мы предлагаем дать дополнительные деньги бюджетам регионов, тоже, строго говоря, не учтённых в их доходах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, на самом деле я хочу сказать только одно. Мы очень часто, когда рассматриваем вопросы поддержки бизнеса, говорим, что надо поддержать бизнес, когда мы обсуждаем ситуацию в регионах, мы говорим, что надо поддержать регионы, - вот при обсуждении этого законопроекта во втором чтении нам придётся ответить на вопрос, кого мы в данном случае хотим поддержать. Дело в том, что это льгота только в одном случае. Вот когда Илья Вячеславович говорит, что 164 миллиарда... Насколько я помню, 162 миллиарда, но кто же считает: 2 миллиарда налево, направо - какая разница?.. Вот 162 миллиарда мы либо забираем у регионов, вместо того чтобы предоставить им право определить льготы, либо забираем у бизнеса - здесь не получится быть хорошим для всех, здесь вопрос выбора, как мы это себе представляем. Я сейчас говорю об этом, чтобы мы понимали сложность решения: поддержать бизнес надо, поддержать регионы тоже надо. Вот поэтому правительство предложило перенести на год, найдём другое решение - будем его здесь во втором чтении обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Илья Вячеславович, в этом году, когда рассматривали проект бюджета, уже прозвучала цифра: сумма льгот, которые сейчас получают, по различным источникам, уже под 10 триллионов рублей. Мы на протяжении последних уже, наверное, лет семи говорим: если мы перешли к адресной поддержке в отношении населения, давайте перейдём к адресной поддержке и в бизнесе. Вот председатель правительства вам предложил перейти к налоговому вычету - не следует ли из этого как раз то, о чём мы говорим: не автоматом давать льготу по налогу на прибыль вот по той ставке, о которой вы говорили?.. (Правда, вы говорили почему-то про 18 процентов - у нас что-то поменялось? Не 17 процентов уже, а опять 18 процентов?..) То есть не значит ли это, что мы можем автоматически убрать вот эту льготу, которую дают субъекты, - это фактически полтриллиона рублей, которые они теряют, - и перейти к адресной инвестиционной поддержке? То есть надо доказать, пусть по категориям, что это пошло на инвестиции, что это даст новые доходы, и тогда освободить... (Микрофон отключён.) ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, действительно, часть этого периода региональная ставка была 17 процентов, но большая часть этого десятилетнего периода и сейчас формально региональная ставка - 18 процентов, поэтому я так и говорил. Да, вы правы, только я не назвал бы это адресной поддержкой, это просто целевая льгота. То есть вычет из налога на прибыль, который предлагает дать правительство, предоставляется только в том случае, если налогоплательщик осуществляет инвестиции в то оборудование (а с 3-й группы по 7-ю это именно оборудование), которое правительство предлагает стимулировать, то есть обновляет основные фонды. Поэтому да, я с вами согласен, это один из инструментов адресной инвестиционной поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Олег Алексеевич, пожалуйста. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, вот коллега Осипов уже задал вопрос про страховые платежи, я его продолжу, ввиду того что тема, на мой взгляд, в данном случае касается прежде всего индивидуальных предпринимателей, которые не пользуются наёмным трудом, то есть речь идёт о тех, кто получает доходы ниже 500 тысяч рублей, практически это те же самые самозанятые. Налоговые изъятия, страховые вот эти отчисления, у них намного больше, чем 6 процентов, как это предполагается в рамках УСН, и вот в связи с этим, ввиду того что вчера в том числе было поручение председателя правительства рассмотреть как раз вопрос о реализации поручения президента о самозанятых через их регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, через фиксируемые платежи, рассматриваете ли вы в рамках второго чтения возможность всё-таки разделить этих людей в зависимости от размера их дохода? ТРУНИН И. В. Олег Алексеевич, я не думаю, что тема налогового режима для самозанятых (наделять их статусом ИП или не наделять - каждое из этих решений имеет свои проблемы, связанные в том числе со страховыми взносами) должна быть предметом обсуждения при подготовке этого законопроекта ко второму чтению. Она достаточно сложная, и там есть очень много вопросов неналогового характера. Напомню лишь, что в этом году уже принят закон об изменениях в первую часть Гражданского кодекса, который создаёт правовые основы для определения правового статуса самозанятых лиц не обязательно как индивидуальных предпринимателей. Я надеюсь, как только правительство совместно с Государственной Думой выйдет с инициативой об определении правового статуса самозанятых, к ней уже можно будет, что называется, привязывать различные схемы, шкалу расчётов страховых взносов и на пенсионное, и на медицинское страхование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента желает выступить? Нет. Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона... "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 37 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 49 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 59 чел.13,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.