Заседание № 79
О проекте федерального закона № 274627-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Игорь Борисович Дивинский. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию законопроект бурно обсуждался и был принят во втором чтении 15 ноября. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Напоминаю, что в связи с этим законопроектом мы приняли решение о специальном обращении к правительству. Прошу поддержать принятие законопроекта в третьем чтении и, если это возможно, заранее благодарю всех за единодушие. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам, коллеги, есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич, фракция КПРФ. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ будет голосовать против продления приостановления действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Дело в том, что этот закон был принят Государственной Думой в 1997 году, вступил в действие в 1999 году и уже десять раз его действие приостанавливалось. Сегодня уже в 11-й раз рассматривается приостановление его действия. Это первый мотив - в 11-й раз продлевать нельзя. В федеральных законах, принятых в 1995-1999 годах, государство гарантировало восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации как раз на основе расчёта базовой стоимости социального набора. Это денежные средства граждан, помещённые на вклады в Сбербанк в период до 20 июня 1991 года, на вклады в организации государственного страхования в период до 1 января 1992 года, ну и наконец, в государственные ценные бумаги - имеются в виду облигации, займы - до 1 января 1992 года. Второй мотив. Государство гарантировало сохранность ценности сбережений граждан, и вот эта гарантия, по сути дела, признана государственным долгом Российской Федерации, то есть эти деньги - государственный долг Российской Федерации. И третий мотив. В законе написано, что государственный внутренний долг гарантирован государственной собственностью Российской Федерации. Таким образом, самая главная гарантия - это то, что гарантии сохранности ценности сбережений граждан и их возвращения по действительной стоимости обеспечиваются государственной собственностью Российской Федерации. За все эти годы государственная собственность России никуда не делась, то есть имеется основа. Тем более что все эти сбережения граждан как раз не дома лежали в пачках купюр, а были вложены в народное хозяйство, понимаете? И сегодняшние основные фонды, по сути дела, как раз и есть натуральное воплощение этих самых сбережений. Мы не имеем никакого права от этих обязательств отказываться! Все возможности есть, чтобы предложить, тем более что 2,5 триллиона долларов за это время мы получили, из них только полтора вложено в хозяйство, а остальные куда-то делись... Нужно, чтобы правительство рассмотрело, оценило, сколько это сейчас стоит, более того, сколько частично компенсировано, потому что каждый год в федеральном бюджете что-то такое было. И наконец, правительству надо предложить механизм, каким образом мы будем возвращать. А возвращать нужно - это святое дело, это действительно сакральное дело! Мы будем голосовать против, тем самым мы будем способствовать тому, чтобы правительство приняло эти меры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция также будет голосовать против. Когда мы в первом чтении обсуждали законопроект, я очень подробно говорил, почему мы против. Сегодня Валентин Сергеевич привёл те же самые мотивы. Хотелось бы только добавить, что мы только что обсуждали бюджет на следующий год и на два года планового периода - мы видим, что доходы у государства есть. Мало того, мы чуть ли не дважды в год дополнительно ещё принимаем решение о распределении дополнительных доходов, но как-то всё время обходим стороной людей, которые создали нашу страну, которые последние деньги давали взаймы государству, откладывали деньги для своих потомков, а теперь всего этого лишены. Даже в трудные времена - я подчёркиваю, в трудные времена для России - Государственная Дума приняла решение признать это внутренним государственным долгом, и в законе было прописано, что этот долг обеспечивается всем имуществом Российской Федерации. У нас достаточно много имущества, и примеры есть: когда мы проводили приватизацию - может, криво и косо это сделали в то время, но тем не менее, - мы хоть как-то рассчитывались с гражданами. Сейчас же, когда у страны гораздо лучше финансовое положение, мы вообще никак не рассчитываемся с гражданами. Мы прощаем долги другим странам, помогаем им, входим в их положение, а про собственных стариков почему-то забываем, а ведь речь идёт о людях уже преклонного возраста, даже о наследниках этих людей, ради которых, собственно говоря, эти деньги откладывались. Мы ещё раз призываем вас не голосовать за этот законопроект, голосовать против, вернуться к этому вопросу и заставить правительство всё-таки начать выплачивать внутренний государственный долг. Может быть, выплачивать не в полном объёме - составить график исполнения этого закона и каждый год закладывать в бюджет средства для выполнения обязательств перед гражданами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Олейников Юрий Павлович. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, никто не будет спорить с тем, что отдавать долги - это дело чести. И надо отметить, что все долги Советского Союза принимаются современной Россией. Однако признание долга государством не означает его немедленного погашения, это тоже всем понятно. В государственных, да и в личных финансах чудес не бывает. Мы это хорошо видим при обсуждении вопросов, связанных с развитием экономики, например при сегодняшнем обсуждении денежно-кредитной политики и так далее и так далее. Денег не становится больше только оттого, что мы этого желаем, желаем отдать долг. Требуются верное решение и время, чтобы мы реализовали свои обязательства и отдали свои долги. С 93-го года Россия погашала, как вы помните, многомиллиардные, в долларах, внешние долги Советского Союза, и, как вы знаете, в марте этого года последние обязательства по долгам были закрыты, наступило время для погашения внутренних долгов Советского Союза перед гражданами России. Мы это будем делать, но сегодня - будем реалистами - мы нуждаемся в продлении моратория и принятия закона. С тяжёлым сердцем, но с пониманием всей нашей ответственности фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет сегодня голосовать за принятие этого законопроекта, в чём и прошу нас поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, по ведению - Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Вячеслав Викторович, не успел записаться, две минутки прошу на выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В соответствии с Регламентом мы исходим из того, что, если пропустил время записи, это означает, что нет заявки, поэтому две минуты или одна минута... Уже не получится, либо зал решит дать возможность выступить от фракции, и у вас будет три минуты для этого, а дальше уже - как вы ими распорядитесь. Коллеги, какое будет мнение? (Шум в зале.) Пожалуйста. Николай Васильевич, не подбивайте! КАТАСОНОВ С. М. Вячеслав Викторович, видите: на ходу даже подсказывают депутаты, что нужно сказать, - как в анекдоте... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы, самое главное, живите своим умом, потому что... КАТАСОНОВ С. М. Вячеслав Викторович, мы живём умом нашей партии: ЛДПР - ум, честь и совесть нашей эпохи! (Оживление в зале, смех.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда подсказка Коломейцева явно не по пути. КАТАСОНОВ С. М. А он этот лозунг, про ум, честь и совесть, тоже приветствует. (Оживление в зале.) Я вот слушал последнее выступление, представителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и когда он начал нам приводить аргументы, мол, мы рассчитались с долгами... Вообще-то, мне кажется, это аргумент в пользу того, что надо-то с россиянами рассчитаться было. Как можно было этот аргумент приводить?! Вот если бы привели другие аргументы - опять про инфляцию, о чём мы говорили, о том, что нужно не 2,8 процента, а минус 2,8 процента, и так далее, - тогда было бы понятно, что денежную массу надо забирать. Цифра эта - если вы смотрели, если кто-то читал данный законопроект - 44 триллиона рублей. Громадная сумма, практически четыре бюджета сегодняшней России, но давайте всё-таки будем учитывать не только сумму, которую мы потратили на закрытие внешних долгов (хотя у нас там и не подходили сроки), - давайте вспомним ещё сумму, которую мы списали нашим должникам, а эта сумма примерно в том же диапазоне. То есть 140 миллиардов долларов и ещё около 100 миллиардов - будет примерно 250 миллиардов, а если этот долг в те же доллары перевести, то получится около 700 миллиардов - в принципе цифры не такие страшные и не так они сильно отличаются. И мне кажется, вот этот закон надо было сегодня рассматривать первым вопросом, перед тем как заслушивать Набиуллину. Понимаете, они приходят к нам в этот зал и рассказывают, какие они замечательные, как они всё могут: и курс держать, и инфляцию пролетели мимо 4 процентов, - вообще сказочники какие-то! А вот если бы у них были обязательства отдать народу деньги - слушайте, да они бы сюда приходили вообще какие-то убитые, поджатые немножко, не такие весёлые! А то у них вообще всё замечательно: сами себе придумывают индикаторы, сами выполняют, сами решают. Мы считаем - уже не в первый раз фракция ЛДПР выступает и говорит, - что нам надо всё-таки те расходные обязательства, которые существуют, как-то сформулировать и показать. А когда сюда придёт весной кандидат в премьер-министры, он, наверное, должен будет по этим расходным обязательствам нам сказать, где эта программа и как он хочет за пять лет всё это выполнить. Вот от этого надо отталкиваться. А говорить, что нет денег, что у нас самое терпеливое население, что оно может терпеть с 91-го года... Я вам могу сказать, что ко мне на приём хоть один человек по этому вопросу, но обязательно приходит. Поэтому я считаю, что это неправильно, население наше надо поддерживать и долги надо платить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Фракции высказали свои позиции по мотивам голосования. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", вопрос 5, третье чтение. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 29 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 98 чел.21,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 274627-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к 28-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Доклад Игоря Борисовича Дивинского. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию законопроект был принят в первом чтении 27 октября. Напоминаю, что в законопроекте предлагается приостановить на очередной год действие закона об обеспечении выплат советских вкладов в связи с тем, что правительством до сих пор не разработаны законы, регламентирующие перевод вкладов в целевые долговые обязательства России и порядок их обслуживания, а также в связи с отсутствием финансовых источников. При принятии законопроекта в первом чтении мы проголосовали и за то, чтобы рекомендовать правительству до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующего вопрос об исполнении обязательств Российской Федерации по сбережениям советского периода граждан Российской Федерации. Поправки к законопроекту не поступали. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к принятию во втором чтении. Прошу всех, коллеги, проголосовать за принятие законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поправок нет. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", вопрос 28 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 33 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 75 чел.16,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 73
О проекте федерального закона № 274627-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к 12-му, завершающему вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Из названия законопроекта понятно, о чём он, собственно говоря, что в нём предлагается сделать: в законопроекте предлагается приостановить действие закона 1999 года о базовой стоимости. Дело в том, что в федеральном бюджете в настоящее время отсутствуют источники финансирования для реализации такого закона, расходы по реализации которого, по предварительным оценкам, согласно данным Росстата, могут составить до 40 триллионов рублей. Поскольку таких денег в бюджетной системе Российской Федерации нет, просим приостановить действие закона ещё на один год, как мы это делали все предыдущие 18 лет действия этого закона. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Игоря Борисовича Дивинского. Игорь Борисович, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напоминаю, что 10 мая 1995 года государство федеральным законом номер 73 гарантировало нашим гражданам восстановление и обеспечение сохранности ценности сбережений на вкладах в Сбербанке, размещённых в период до 20 июня 1991 года; на вкладах в организациях государственного страхования, размещённых в период до 1 января 1992 года, и в государственных ценных бумагах (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР также в период до 1 января 1992 года. Восстановление сбережений должно осуществляться путём перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации с использованием долгового рубля. Стоимость долгового рубля определяется исходя из соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и его базовой стоимости, установленной как раз таки Федеральным законом № 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" 1999 года. В закон о приостановлении его действия сейчас и предлагается внести изменения, изложенные Алексеем Владимировичем. Суть предлагаемых изменений заключается в исключении из названия закона фразы "в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и в замене в статье 1 цифр "2020" на цифры "2021", и всё. При этом федеральные законы, предусматривающие перевод вкладов в целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания, до сих пор не приняты. С 2003 года Государственная Дума ежегодно голосует за откладывание исполнения выплаты гарантированных государственных сбережений гражданам в связи с непринятием этих федеральных законов, а также отсутствием источников финансового обеспечения. Мы с вами, коллеги, год назад, принимая очередной в этой уже долго длящейся истории и первый в седьмом созыве Государственной Думы аналогичный закон, говорили о необходимости ускоренной разработки соответствующих федеральных законов, которые позволили бы государству выполнить принятые на себя обязательства. Но вот наступает новый финансовый год, и будут приняты новый бюджет и новый закон о приостановлении действия того закона с той же формулировкой: нет законов, нет возможности точно посчитать. Сумма, полученная правительством очень сложным расчётным путём, настолько велика, что не оставляет выбора, кроме как согласиться с внесением предлагаемых изменений. В связи с этим, коллеги, Комитет по финансовому рынку принял решение обратиться к депутатам Государственной Думы с предложением рекомендовать Правительству Российской Федерации до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработать и направить в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующего вопрос об исполнении обязательств Российской Федерации по сбережениям граждан советского периода, предлагаем внести эту рекомендацию в постановление Государственной Думы о проекте закона о федеральном бюджете. С учётом сказанного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы докладчику, содокладчику? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к докладчику, к моему тёзке, Алексею Владимировичу. Алексей Владимирович, в принципе ситуацию решать собирается кто-нибудь или так и будем переносить из года в год - на три года, ещё на три года, на четыре года? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Алексей Владимирович, вот Игорь Борисович в своём выступлении только что сказал о поручении, которое Государственная Дума по предложению его комитета, если вы согласитесь, даст нам в рамках постановления о проекте закона о бюджете, тогда, конечно, у нас не останется другого выбора, кроме как подготовить законопроект, который урегулирует данный вопрос, до внесения в Государственную Думу проекта бюджета на 2019 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю правительства. Вообще странная ситуация: вы не знаете, кому мы должны и сколько, но вы точно посчитали, сколько же мы всего должны! Вы на чём-то одном остановитесь, потому что основным аргументом, чтобы не поддерживать этот законопроект, вернее, не принимать этот закон, является огромный размер - и содокладчик об этом сказал - компенсации, размер долга. Так всё-таки вы, может быть, представите какие-то расчёты, на которых основана ваша позиция? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Действительно, стоит уточнить, что мы не можем назвать точную сумму, до копейки, в связи с тем, что не определена законодательно методика расчёта вот этого самого долгового рубля. Тем не менее мы понимаем, что хотя эта цифра не полностью совпадает, но... Я прошу вашего внимания, Валерий Карлович! ...не полностью совпадает, но близка к значению индекса потребительских цен, который нам известен. Поэтому мы знаем, сколько триллионов и миллиардов, но, к сожалению, не знаем, сколько миллионов и тысяч рублей, вот это не даёт нам возможности назвать точную цифру. Поскольку мы люди ответственные, мы говорим, что это ориентировочная сумма, основанная на расчёте исходя из индекса потребительских цен, который близок, но не полностью совпадает с индексом долгового рубля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. У меня сразу два вопроса. Знаю, что было бурное обсуждение на заседании комитета. Первый вопрос: кто вообще ответствен за разработку этой методики? Это вопрос именно представителю правительства: говорится, что методики нет, но скажите, пожалуйста, кто должен её разработать, кто за это отвечает? Второй вопрос возник по ходу такого довольно краткого доклада о том, что денег нет. Хочется просто спросить: а вы эти деньги пробовали найти, вы их искали? Вот сегодня мы рассматривали проект бюджета - непонятно, в виде дивидендов госкомпаний получит вообще что-то государство или нет, будет ли выполнено то, что говорил президент, например, про 50 процентов, потому что у нас этих цифр, как мы видим, нет. Там одна компания за "Роснефтегазом" спряталась, "ВТБ" хоть и не нуждается в докапитализации, но непонятно, сколько внесёт в бюджет. То есть какие-то шаги предпринимались, чтобы эти деньги найти? Если предпринимались, то скажите, пожалуйста, какие. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Андрей Валерьевич, во-первых, что касается этих денег, мы говорим о сумме свыше 40 триллионов рублей; когда речь идёт о дивидендах, сумма варьируется в размере от 220 до 407 миллиардов рублей, то есть она приблизительно в 100 раз меньше, чем требуемая для погашения вот этого долга. Что касается конкретных названных вами компаний, то та, что "прячется за "Роснефтегазом", в этом году уже объявила, что планирует выплатить дивиденды в размере 50 процентов от прибыли по МСФО, а "ВТБ" каждый год платит дивиденды в размере, превышающем 50 процентов прибыли по МСФО. Таким образом, эти две конкретные компании выплачивают нам требуемые 50 процентов прибыли по МСФО. Что касается методики, то она должна быть разработана правительством и утверждена Государственной Думой. Очевидно, мы должны будем это сделать в рамках законодательного урегулирования вопроса, о чём мы уже сегодня говорили, либо предложить совсем другое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я хочу просветить немного нашего коллегу и напомнить ему, что 10 мая 1995 года был принят Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (одобрен Советом Федерации 1 марта 1995 года), 6 июля 1996 года был принят Федеральный закон "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", то есть этот самый долговой рубль утверждён (принят Государственной Думой в июне 1996 года). В Федеральном законе "О базовой стоимости необходимого социального набора" 1999 года (принят Государственной Думой в 1997 году) точно подсчитано, какая сумма нужна для погашения задолженности... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Извините, пожалуйста, я не понял, в чём заключается вопрос. Что касается законов - всё правильно, спасибо большое, Елена Григорьевна, вы правильно их перечислили. Дело в том, что все эти законы в конечном итоге выводят на закон от 4 февраля 1999 года № 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора", который, собственно говоря, и определяет все подходы к расчётам и действие которого мы сейчас просим вас приостановить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. Валерий Карлович, от фракции? От фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наберитесь терпения, вопрос очень важный, на самом деле вы ещё спасибо скажете за то, что мы уделили время обсуждению этого вопроса. Напомню, что наверняка в России нет ни одной семьи, которой государство по этим законам не задолжало бы. Наверняка в любой семье есть люди, которым задолжали, или, по крайней мере, были и не дожили до того светлого дня, когда государство с ними рассчитается. Я ещё раз напомню, Елена Григорьевна сказала об этом, но я всё-таки напомню: 10 мая 1995 года был принят 73-й закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", где в статье 1 написано: "Государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путём помещения..." и так далее, перечисляется, куда они были помещены. Статья 2: эти гарантированные сбережения являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Статья 3: этот государственный внутренний долг гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации. Никто, наверное, не будет отрицать, что самая богатая страна в мире по запасам природных ресурсов на душу населения обладает достаточными активами, которые обеспечивают её обязательства перед своими гражданами. Мало того, мы всему миру демонстрируем, что у нас богатая страна, и мы в этом зале постоянно принимаем законы, в соответствии с которыми прощаются долги иностранным государствам, а вот долги своим собственным гражданам почему-то мы возвращать не собираемся, хотя это установлено федеральным законом, принятым в 1995 году. В 1996 году был принят закон "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", то есть методика была разработана, о которой представитель правительства говорит, что её якобы нет, - она есть, она в федеральном законе. Мало того, 4 февраля 1999 года эта стоимость была установлена в конкретном размере: "Базовая стоимость необходимого социального набора устанавливается в сумме 464 рублей СССР", то есть на 1 рубль - 464 рубля СССР. Вот, собственно говоря, есть стоимость. А вот дальше начинают приниматься законы... Это были лихие 90-е, да, в которые мы признавали долги, а вот потом, когда у нас цена на нефть резко пошла в гору, начиная с 2003 года, мы каждый год замораживаем действие этих законов. Кстати, напомню: Россия полностью рассчиталась с советским долгом, с внешним долгом. Остался внутренний долг, и это долг не Сбербанка, что долг государства, но тем не менее мы почему-то не рассчитываемся. Если кто-то не знает, скажу, что Сбербанк Российской Федерации в этом году планирует заработать 1 триллион рублей, и, знаете, он близок к этой цифре. И если мы признаём, что мы всё-таки великая страна и самая богатая страна в мире по запасам природных ресурсов на душу населения, и признаём свои обязательства перед своими гражданами, то мы их должны выполнить. Другой вопрос, что, может быть, не единовременно и не сразу. Кстати, эти законы приняты уже - первый закон принят в 1995 году - 22 года назад, больше 22 лет уже прошло. За эти годы можно было бы рассчитаться, конечно, если бы мы не тратили, не принимали решений, подобных тем, что приняли, например, в этом зале в 2014 году, в ноябре 2014 года: простить банкам Российской Федерации 1,5 триллиона рублей, превратив обязательства банков перед государством в фантики. Я с этой трибуны выступал и буду повторять, постоянно напоминать об этом. Через АСВ 1,3 триллиона потратили уже на санацию банков, это за предыдущий период, а сейчас предстоит санация двух крупнейших банков, и я думаю, что тоже около 1 триллиона рублей туда утечёт. Уже сейчас в одном из них дыра в 250 миллиардов, ну, скажем так, подтверждается, и я не сомневаюсь, что эта дыра будет расти, потому что когда отстраняют собственников банка и приходят люди, которые, собственно говоря, этот банк не создавали, то, естественно, они начинают там так работать, что потом ни государству, ни собственникам, ни кредиторам денег не остаётся, и счёт идёт уже на триллионы рублей. Кроме того, хочу сказать, что мы в этом зале недавно приняли решение, дающее право правительству без аукционов раздавать право на разведку и добычу полезных ископаемых во внутренних водах. а это те самые национальные богатства, которыми мы гарантируем возврат вкладов нашим гражданам, это то, о чём здесь говорится. Поэтому, коллеги, если мы такие богатые и если мы так легко распоряжаемся государственными средствами, ну, может быть, мы тогда будем последовательны и рассчитаемся в первую очередь с теми, кому мы на самом деле должны? Граждане потеряли свои сбережения в советское время - мы им пообещали их вернуть, но потом в 98-м году снова был дефолт и опять граждане потеряли деньги, а теперь они теряют деньги ещё при санации банков. Коллеги, ну, мне кажется, здесь ответ очевиден: если мы здесь представляем наших граждан, то в первую очередь мы должны принимать решения в пользу наших граждан, а не в пользу группы лиц, которые оседлали наши природные богатства и сейчас опережают всех в списке "Forbes". На душу населения количество долларовых миллиардеров в России, к сожалению, растёт гораздо быстрее, чем в других странах. Почему говорю "к сожалению"? Мне бы хотелось, чтобы у нас не количество миллиардеров росло, а уровень жизни самых низкозащищённых слоёв населения рос гораздо быстрее, чем уровень жизни самых богатых. Уважаемые коллеги, мы вас призываем ни в коем случае не замораживать действие этих законов, не принимать предложение правительства, а, может быть, даже принять постановление Государственной Думы, чтобы обязать правительство внести в Госдуму план поэтапного погашения государственного внутреннего долга в соответствии с теми законами, которые были приняты и на которые я только что сослался. Наша фракция будет голосовать категорически против этого предложения правительства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИЛОВ О. А. Уважаемый Алексей Владимирович, а не пытались вы в правительстве рассмотреть вариант возвращения долга если не деньгами, то тем, чем располагает сегодня Российская Федерация, а мы понимаем, что располагает очень многим. Я вас адресую, например, хотя бы к вашему же прогнозному плану приватизации - в этом плане 298 унитарных предприятий, 477 акционерных обществ, и это только на 2017-2019 годы. Так вот справедливо, наверное, будет предложить тем, кому должны десятки лет, ну, если не деньги, то, например, проценты акций, собственность, недвижимость, землю наконец, десятки миллионов гектаров которой, в том числе и государственной земли, пропадают, зарастают, - может быть, вот такой вариант предложить? Ну хоть что-то нужно делать, чтобы двигаться вперёд! Ну и конечно, я не буду вас спрашивать (это вопрос интимный), читаете ли вы "Отче наш" ежедневно, - и в том, и в другом случае это грех. И я прошу вас думать, подумать о душе, если вы такие самые сокровенные вещи читаете и грешите, если нет - вдвойне. Долг нужно вернуть, своему народу - в первую очередь, любой ценой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это, скорее всего, не интимное, а личное, потому что интимное от слова "интим" - это о другом немножко. Пожалуйста, Олейников Юрий Павлович. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мне очень не хотелось бы, чтобы этот разговор походил в определённом смысле на пляску на костях, - вы же знаете, что эти вопросы возникли в самом начале 90-х годов, когда страна подверглась тяжелейшим испытаниям. Большинство из нас были свидетелями этих событий, и мало кто предполагал, что мы сможем выкарабкаться из этой ситуации. Но на ваших глазах происходит становление нового государства, новой страны и новой логики, которую сегодня мы утвердили в том же бюджете. Когда мы говорим сегодня о долгах того периода, мы должны помнить, что Российское государство не отказалось от этих долгов, оно подтвердило эти долги и сегодня понимает, что эти обязательства нужно исполнять. Именно поэтому год назад (а эта практика идёт с 2003 года) я тоже выступал с этой трибуны и призывал вас тогда проголосовать за приостановление действия закона. Мы тогда пошли на это, понимая, что необходимо законодательное обеспечение реализации этих долгов, нужно сделать расчёты, очень много законодательных дыр, и должен вам сказать, что вместе с правительством мы занимались подготовкой вариантов - вы знаете, что во многих случаях они должны системно согласовываться внутри правительства, - эта работа продолжается. Да, действительно, на заседании комитета представители нашей фракции очень серьёзно ставили этот вопрос, многие из нас воздержались от голосования по этому вопросу, но ровно для того, чтобы решить эту проблему, и поэтому выступавший сегодня от комитета Игорь Борисович Дивинский сказал, что нужно внести в протокол поручение правительству, и правительство с этим соглашается. Алексей Владимирович тоже говорит о том, что мы эту работу сегодня совместно ведём. И поэтому я считаю, что, как бы ни было сейчас тяжело, мы должны выбрать один из двух ходов и пойти на очень тяжёлый для нас шаг, но мы не должны убить бюджет долгами почти в 50 триллионов, мы должны исполнить бюджет и заработать в будущем на то, чтобы решить эту проблему. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" определилась по этому вопросу и будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович. Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Викторович и уважаемые коллеги! Много здесь было выступлений по этому вопросу. Хочу сказать, что я как раз в этот период был членом Совета Федерации и участвовал в разработке, а затем уже и в работе согласительной комиссии, потому что правительство настаивало на том, что базовый набор вот этой самой корзины будет иметь стоимость порядка 400 рублей, а Государственная Дума и Совет Федерации говорили, что порядка 564 рублей. В конце концов согласились, нашли, в общем-то, эту цифру, и Правительство Российской Федерации в то время само настаивало на том, чтобы принять этот закон как базовый, чтобы после этого уже приступить к разработке закона о порядке выплаты как раз этих долгов. Правительство говорило, что порядка десяти лет нужно, чтобы экономика России поднялась, и тогда в конечном итоге оно, правительство, выполнит все свои обязательства и обещания. С тех пор прошло уже двадцать с лишним лет, но у нас нет никакого движения вперёд. Фракция КПРФ считает, что ни в коем случае не надо приостанавливать действие этого закона, а надо Государственной Думе, если мы с вами ответственны перед нашими избирателями, перед нашей страной, приступить к разработке, то есть поднять все самые старые наработки и решить вопрос с порядком выплат. Можно сдвинуть начало выплат - может быть, на пять лет, может быть, на какие-то другие сроки, - но мы не можем обмануть наш народ, который в принципе сегодня ждёт возврата всего этого. Фракция КПРФ против того, чтобы переносить этот срок, и мы будем настаивать на том, чтобы в дальнейшем был принят федеральный закон о порядке выплат, надо определить порядок, всю эту процедуру и начинать работать. Тем более, что сегодня мы можем гордиться, что у нас была великая советская страна - Союз Советских Социалистических Республик, вклад которой, оказывается, со всеми этими, даже пониженными коэффициентами расчёта составляет почти три нынешних федеральных бюджета. Нам есть на кого равняться, есть чем гордиться, тем более скоро 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, и мы понимаем, что сегодня должны быть ответственны перед той страной и перед теми гражданами! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам, Валентин Сергеевич. Полномочные представители президента, правительства? Нет. Заключительное слово? Алексей Владимирович, пожалуйста. Моисеев А. В. Спасибо, буквально два слова. Хотел бы отметить, что деньги не были отобраны, граждане получили их в размерах двух или трёх номиналов, сами деньги в номинальных выражениях - два или три номинала, в зависимости от года рождения, - вернулись, вопрос только об индексации. Ну и, отвечая, как говорится, на вопрос, скажу: "Отче наш" я знаю наизусть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дивинский Игорь Борисович, есть желание с заключительным словом выступить? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", 12-й вопрос нашей повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 02 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 94 чел.20,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении принят.