Заседание № 160
О проекте федерального закона № 274623-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (принят в первом чтении 18 октября 2017 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Айрат Закиевич Фаррахов, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, названный проект федерального закона, внесённый Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой в первом чтении 18 октября 2017 года. Кратко о сути данного проекта федерального закона. Правительство предлагало продлить срок перехода с зачётного механизма на прямые выплаты в части обязательного социального страхования до 31 декабря 2024 года. Принимая данный проект федерального закона в первом чтении, поддерживая его концептуально, Комитет по бюджету и налогам отмечал, что этот срок достаточно большой и ко второму чтению необходимо провести детальные расчёты, которые могли бы обосновать необходимость его продления. Что такое зачётный механизм? Это когда при возникновении страхового случая страховые выплаты осуществляются в счёт страховых взносов работодателя. Во внесённом проекте федерального закона о бюджете Фонда социального страхования пожелания комитета, парламента учтены и переход с зачётного механизма на прямые выплаты будет осуществлён до конца 2021 года, в связи с чем рассматриваемый проект федерального закона потерял актуальность, и Комитет по бюджету и налогам предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект закона. Кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 46 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 69
О проекте федерального закона № 274623-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Николаевич Пудов. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается названный законопроект, в котором предусмотрена мера, направленная на достижение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а именно продление до 31 декабря 2024 года возможности применения зачётного механизма уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим предлагается продлить сроки действия пунктов 2, 8, 9 и 16 статьи 431 Налогового кодекса, которые предусматривают осуществление расходов на выплату страхователем страховых взносов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счёт начисленных страховых взносов в Фонд соцстраха, на четыре года, с 31 декабря 2020 года по 31 декабря 2024 года. Данная мера позволит сократить дефицит бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2018 году на 6,1 миллиарда рублей, в 2019 году - на 5,9 миллиарда рублей, в 2020 году - на 46,6 миллиарда рублей. Соответственно, эти цифры учтены в проекте федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов". Прошу поддержать принятие проекта федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. С содокладом выступает Айрат Закиевич Фаррахов. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел названный законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации. Правительство предлагает две вещи: в первую очередь последовательно перейти от зачётной схемы к прямым выплатам и, второе, продлить осуществление прямых выплат до 2024 года. Как вы знаете, Фонд социального страхования - это государственный внебюджетный фонд, аккумулирующий средства для социального страхования с целью гарантированной выплаты различных пособий, в первую очередь по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до трёх лет. Есть два вида страхования: страхование на случай временной нетрудоспособности - это дефицитный вид страхования; второй вид страхования, профицитный, - на случай профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. В течение многих лет сбалансированность по первому виду страхования достигается за счёт привлечения остатков средств по второму виду страхования. Комитет отмечает, что действующая, преимущественно зачётная система выплат пособий не всегда гарантированно обеспечивает выплаты в пользу застрахованных граждан в случаях банкротства предприятия, недостаточности средств на счетах предприятия, это очень характерно для маленьких предприятий или в случаях, когда несколько работниц планируют выйти в декретный отпуск; даже наличие судебного решения не всегда гарантирует права застрахованных граждан. Вместе с тем переход на систему прямых выплат должен обеспечить своевременное получение денежных средств и прозрачную систему выплат. В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет по бюджету и налогам хотел бы отметить, что согласно финансово-экономическому обоснованию перенос срока перехода на прямые выплаты приведёт к сокращению дефицита фонда на 6,1 миллиарда, 5,9 миллиарда и 46,6 миллиарда рублей и данные цифры, как считает комитет по бюджету, требуют более детального изучения и более детального обоснования. С учётом того что комитет по социальной политике и наши коллеги из Комитета по охране здоровья поддержали проект федерального закона, Комитет по бюджету и налогам предлагает поддержать его в первом чтении с условием существенной доработки ко второму чтению в части представленного финансово-экономического обоснования, а также в части более детального обоснования необходимости продления схемы перехода от зачётной схемы к прямым выплатам на четыре года. Прошу поддержать в первом чтении проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айрат Закиевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Айрат Закиевич, вам вопрос. Концепция данного законопроекта - перенос сроков, а из вашего выступления я понял, что... Ну и на заседании комитета я же присутствовал, мы этот вопрос обсуждали, у нас это вызвало определённые сомнения. Если мы во втором чтении не примем вот эти сроки, что вообще останется от законопроекта, мы что, тогда отменим его рассмотрение в первом чтении, откладывать будем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Сергей Михайлович, на самом деле нет. На мой взгляд, здесь вопрос всё-таки стратегический, а не тактический. На самом деле он не будет влиять, на наш взгляд, на принимаемый бюджет на трёхлетку, но вместе с тем очень важно обсудить этот вопрос, более детально подойти к вопросу формирования дефицита. И самое главное, что не было сказано в выступлениях: 33 субъекта Российской Федерации на сегодняшний день уже участвуют в пилотном проекте по прямым выплатам, и в целом проект идёт, и мы его полностью поддерживаем. И вот все эти вопросы необходимо обсудить и принять решение по обоснованию, которое будет представлено ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Кроме Сергея Михайловича есть ещё желающие? Нет. Депутату Катасонову включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Николаевич, у нас к правительству есть вопросы, возникло непонимание в ходе обсуждения. Эксперимент идёт уже достаточно долго (я уж не стал вам задавать вопрос), в эксперименте участвуют 33 территории - и предлагается ещё четыре года! Мне кажется, всё, что можно испытать, мы на них уже испытали. Вообще, деньги не пахнут, и нам не важно, работодатель их платит или фонд их платит, вопрос - где деньги? Мне совершенно непонятно: зачем вам ещё на четыре года продлевать этот эксперимент? Вы что хотите узнать? Вы ждёте, что какой-то отрицательный результат получится? Отрицательного результата не будет. Суть там в следующем: раньше те, кто сейчас участвует в эксперименте, выплачивали пособия сами, работодатель прямо выплачивал по случаю страхования, а сейчас они 100 процентов отдают в фонд и фонд уже платит. У нас есть целый ряд работодателей, которые банкротятся, особенно сейчас их много, в критическое время, и вообще понять, выплатили они пособия или нет, мы сможем только через квартал. Я не вижу оснований для правительства останавливать переход на прямые выплаты, на выплаты через соцстрах, и вопрос этот возник не только у меня и не только у нашей фракции, но и у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в том числе. Просто Айрат Закиевич культурный человек, он как бы так витиевато сказал, но, по сути, если мы придём к выводу, что оснований для этого эксперимента нет, этот закон просто рухнет! Мы считаем, что необходимо вносить закон и переходить полностью на выплаты через Фонд социального страхования, уже всё доказано и данные получены. И хотелось бы понять вашу позицию: как вы будете готовиться ко второму чтению? В ходе первого чтения вы ясных, понятных ответов на простые вопросы комитету не дали, мы пять раз задавали один и тот же вопрос - вы нам так ничего и не ответили. Ну попытайтесь нас сейчас убедить и готовьтесь ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич, пожалуйста, заключительное слово. ПУДОВ А. Н. Спасибо, Сергей Михайлович, за вопрос. Попытаюсь ответить сейчас более внятно. Дело в том, что переход на прямые выплаты сопряжён с тем, что у Фонда социального страхования в отношении тех работодателей, которые находятся на территории конкретного субъекта Российской Федерации, переходящего целиком на пилот, есть дебиторская задолженность, у Фонда социального страхования - перед работодателем, потому что сегодня работодатель сам больничный оплачивает. И когда мы в ходе эксперимента расширяем зону пилота, это означает, что Фонд социального страхования должен эту дебиторку отдать работодателям, а объём такой дебиторки - больше 60 миллиардов рублей. Сейчас мы говорим о том, что надо этот эксперимент - он действительно удачный, это подтверждено - и дальше расширять, но если это сделать за три года, как это пока действующим законодательством предусмотрено, то нам надо будет в течение этой трёхлетки отдать фактически одномоментно 60 миллиардов рублей. Проектом федерального закона предусматривается как раз отложение срока с учётом того, что по этому виду страхования, по временной нетрудоспособности и по материнству, у нас есть дефицит, по этому виду страхования в фонде соцстраха есть дефицит, который перекрывается из ресурсов страхования от несчастных случаев, о чём говорил и Айрат Закиевич. Это необходимо не потому, что эксперимент не состоялся, он действительно правильный, а потому, что нам нужен ресурс, для того чтобы обеспечить возможность возврата работодателю дебиторской задолженности, и срок, который мы предлагаем этим проектом, нам позволяет это сделать, иначе будет увеличение расходной части. Я смог объяснить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Айрат Закиевич, будете выступать? Депутату Фаррахову включите микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Переход на прямые выплаты - это, безусловно, правильное решение, и концептуально оно поддерживается, но расчёты, которые представлены правительством, требуют детального обсуждения, поэтому мы поддерживаем данный законопроект в первом чтении, но считаем, что необходимо детально проработать все расчёты. На наш взгляд, здесь есть резервы, с которыми можно поработать, чтобы прийти к согласованной позиции ко второму чтению. Прошу поддержать данный проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 42 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.