Заседание № 132
О проекте федерального закона № 274522-5 "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся порядка определения структуры расходов страховщика на осуществление обязательного страхования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
19-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Докладчик - член Комитета по финансовому рынку Константин Борисович Шипунов. Пожалуйста. ШИПУНОВ К. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" прошёл экспертизу в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Замечаний правового, юридико-технического и лингвостилистического характера по проекту не имеется. Прошу принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Замечаний нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование законопроект под пунктом 19, третье чтение. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 28 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 274522-5 "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся порядка определения структуры расходов страховщика на осуществление обязательного страхования).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Константина Борисовича Шипунова. ШИПУНОВ К. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона № 274522-5 "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Напомню, что он закрепляет право профессионального объединения страховщиков - коим у нас является Российский союз автостраховщиков, - созданного и действующего в соответствии с названным федеральным законом, устанавливать долю вознаграждения, уплачиваемого посредникам (это страховые агенты, страховые брокеры или иные лица) за заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в срок, установленный постановлением (это было 15 декабря) о принятии названного законопроекта в первом чтении. К законопроекту поступили две поправки. Они содержатся в таблице поправок, которую комитет рекомендует принять. Целью поправки 1 является согласование положений статей 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Статья 8, посвящённая государственному регулированию страховых тарифов, корреспондируется со статьёй 26, которая закрепила право профессионального объединения страховщиков устанавливать страховые тарифы, структуру страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования (это грин-карта). Поправка 2 носит редакционный характер. Замечания правового, лингвистического и юридико-технического характера отсутствуют. Комитет рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две поправки, поддержанные комитетом. Никто не настаивает на обсуждении? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок, она единственная. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 58 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Таблица принята. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Голосуйте. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 28 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принимается. Не понял, у вас нет предложений? У вас написано, что комитет готов, и мне материалы даны, что есть готовность комитета докладывать по данному законопроекту в третьем чтении. Вот у меня материалы третьего чтения лежат. Нет так нет. Хорошо, идём дальше.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 274522-5 "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся порядка определения структуры расходов страховщика на осуществление обязательного страхования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, данным законопроектом предполагается наделить профессиональные объединения страховщиков, созданные и действующие в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", правом устанавливать для страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, структуру их расходов на ведение дел по обязательному страхованию, включая определение доли агентского вознаграждения. Структура страхового тарифа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 739, согласно которому 77 процентов ставки страховой премии направляется на обеспечение текущих страховых выплат по договорам обязательного страхования, 3 процента отчисляется в резервы компенсационных выплат, 20 процентов предназначено для осуществления обязательного страхования, то есть это так называемые расходы на ведение дела. Вместе с тем стала складываться практика, когда отдельные страховые организации затрачивают на ведение дел по обязательному страхованию, в том числе или в первую очередь на оплату агентского вознаграждения, больше средств, чем экономически целесообразно - не только целесообразно, но и обоснованно, - и платят своим агентам вместо 20 процентов от 30 до 50 процентов страховой премии, ставя тем самым под угрозу свою финансовую стабильность и уменьшая отчисления в резервы, которые должны формироваться страховщиками в соответствии со страховым законодательством. Попытки профессионального объединения страховщиков урегулировать существующую проблему повлекли за собой предписание Федеральной антимонопольной службы, которая сочла, что у объединения отсутствуют полномочия принимать подобные решения. Законопроект направлен на устранение этой коллизии. Его принятие позволит не допускать финансирования страховщиками расходов на ведение дел за счёт средств, предназначенных для осуществления страховых выплат, и тем самым эффективнее защищать право пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на возмещение вреда, то есть, соответственно, повысить защищённость потерпевших, что является главной целью проекта федерального закона, который мы рассматриваем. Законопроект был рассмотрен на заседании комитета и комитет предлагает палате поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Останина и Рохмистров. Никого не забыл, коллеги? Пожалуйста, Нина Александровна Останина, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Владислав Матусович, правильно ли я поняла, что если до принятия этого законопроекта вот этот двадцатипроцентный норматив определялся документом правительства, то сейчас это будет делать само страховое сообщество? Есть такое подозрение, что вряд ли они сами себя обидят и это даст им право уже не в 20, а в 30-40 процентов вознаграждение себе устанавливать. Правильно? РЕЗНИК В. М. Нет, не так. При принятии данного законопроекта страховщики смогут устанавливать самую высокую планку по расходам на оплату агентов, и на сегодняшний день проблема-то у нас возникла следующая: существует ряд компаний, которые недобросовестно конкурируют, выплачивают до 50 процентов из того резерва, который предназначен на выплаты. Большинство компаний добропорядочны, добросовестны и законопослушны и этого не делают, и делать это никогда не будут, поскольку это прямой путь к разорению. Постановление правительства сегодня утверждает эту норму. Если мы передадим это страховщикам, то они смогут принимать самостоятельно нормы, но из действующей практики абсолютно очевидно, что их действия ни в малейшей степени не направлены на то, чтобы увеличивать её, только на уменьшение. Более того, если профессиональное объединение страховщиков примет соответствующую норму и компании будут нарушать, за этим последует исключение из профессионального объединения и автоматически лишение лицензии. Нет, они могут, но не будут, это очевидно, теоретически могут, но, естественно, этого никто делать не будет, никто не хочет разориться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Рохмистров. Кулик Геннадий Васильевич, я дам вам возможность задать вопрос Владиславу Матусовичу. РОХМИСТРОВ М. С. Владислав Матусович, вот такой вопрос. По сути, в законопроекте мы фактически передаём функции надзора и исполнительной власти саморегулируемой организации. На сегодняшний день саморегулируемая организация вправе устанавливать правила членства в своей организации, и сегодня никто не мешает недобросовестных товарищей на основании этого исключить из сообщества решением профессионального сообщества. То есть наделение их дополнительной какой-то нормой влияния, я считаю, недопустимо, потому что следующими придут другие саморегулируемые организации - аудиторов, я не знаю, оценщиков - и скажут: давайте нам право, чтобы мы установили вот такой-то норматив для своего сообщества. Просто не создаст ли это порочную практику? На сегодняшний день, мне кажется, механизмов у профессионального сообщества достаточно, чтобы разобраться, тем более что это является невыгодным для... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник. РЕЗНИК В. М. Если бы все компании были добросовестными и выполняли требования закона, необходимости в принятии этой поправки не было бы. Попытки же создать нормы, фактически не дающие возможности воровать, - а это воровство, когда за счёт средств, предназначенных на выплаты, платятся зарплаты агентам, - приводят к тому, что антимонопольная служба не может с этим согласиться, потому что если это не прописано в законе, то в соответствии с антимонопольным законом антимонопольная служба даёт соответствующее предписание. Именно эта коллизия этим законом и решается. Что касается передачи полномочий от исполнительной власти к саморегулируемым организациям, то, по-моему, все мы это приветствуем. И естественно, это будет происходить, и там, где есть саморегулируемые организации, я считаю, они должны иметь полную возможность регулировать деятельность своих членов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич Кулик, вы хотели задать вопрос, там рядом микрофон. По какой карточке вы будете задавать? Получили ответ? Так вы втихаря его получили-то, а нам же тоже интересно. Понятно. Коллеги, никто больше не настаивает на вопросах. Присаживайтесь, Владислав Матусович. Есть ли желающие выступить? Рохмистров. Других рук я не вижу. Пожалуйста, Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Вот то, что я здесь задал вопрос, это не случайно, потому что у нас сейчас достаточно много саморегулируемых организаций и в последнее время наблюдается тенденция у этих саморегулируемых организаций получить побольше приказных, распорядительных функций, чтобы диктовать предприятиям, как и что им делать. И от этого, конечно, зависит и величина взноса, и всё остальное, и как они будут влиять на эти организации. Считаю, что данная норма избыточна. Я мог бы понять, если бы комитет предлагал ввести, например, тем или иным законодательным актом, что за этими вопросами должен наблюдать Росстрахнадзор, это было бы логично. Но когда профессиональное сообщество - а это фактически общественная организация - получает федеральным законом какую-то норму, которая не свойственна профессиональным объединениям, потому что они и так вправе принять в своё сообщество и исключить из сообщества на основании тех норм, которые, будем так говорить, это профессиональное сообщество и утверждает. Они утверждают, допустим, что в своё сообщество принимают только те страховые компании, которые таким-то образом ведут свой бизнес, а здесь фактически, если мы законом даём саморегулируемым организациям такое право, соответственно, саморегулируемые организации получают право проводить инспекции с проверкой документов, изъятием, арестом, я не знаю, ну, следующим должно быть создание специальных подразделений саморегулируемых организаций по проведению изъятия документации у своих членов и проведение обследования помещений. Вот это как бы не совсем вяжется с понятием саморегулируемой организации. Саморегулируемых организаций у нас достаточно много. Я думаю, что федеральным законом давать такую норму, которая впоследствии может привести вообще непонятно к чему... Мы считаем эту норму излишней для саморегулируемых организаций профессиональных сообществ, хотя введение такой нормы, права проведения подобных исследований органом милиции, если это мошенничество, или другое преступление, воровство, как здесь говорил председатель комитета, либо органом прокуратуры, либо Росстрахнадзором, вот это достаточно логично было бы. Мы не поддерживаем саму концепцию наделения саморегулируемых организаций подобными полномочиями с далеко идущими последствиями. Мы считаем, что у саморегулируемой организации в самом названии заложено, что эта организация сама себя должна регулировать. Для этого есть члены, есть профессиональное сообщество, они сами издают те правила, по которым они работают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента не просит слова, представитель правительства также не просит слова. Докладчик? Два слова. Пожалуйста. С места. Резнику включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Вот всё, что сейчас говорилось уважаемым представителем фракции ЛДПР, не соответствует действительности в силу того, что все эти нормы уже и сейчас предусмотрены законом "О саморегулируемых организациях". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 26 мин. 13 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
Только что высветилась фамилия, поэтому я не успел заметить. Клинцевич по ведению. ИЗ ЗАЛА. Депутат Клинцевич голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не слышно было. По какому пункту? ИЗ ЗАЛА. По пункту 31 Клинцевич голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пункту 31. Клинцевич всегда голосует за. Спасибо.