Заседание № 84

13.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 27388-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и уточнения полномочий Счётной палаты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1618 по 1658 из 6751
Пункт 3 нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации". Докладывает Олег     
Викторович Морозов.                                                             
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему         
вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон    
"О Счётной палате Российской Федерации", который мы с вами сегодня              
рассматриваем в третьем чтении. Мы проголосовали единодушно этот законопроект   
с поправками во втором чтении. К процедуре третьего чтения замечаний ни от      
одного из субъектов права законодательной инициативы, ни от тех, кто даёт       
заключение, не поступило. Мы просим поддержать этот законопроект                
голосованием.                                                                   
                                                                                
И хотел бы попросить вот о чём. Я уверен, что мы поддержим этот законопроект,   
завтра за него проголосует Совет Федерации и он будет подписан президентом,     
но потребуется внесение соответствующих изменений в корреспондирующие нормы     
нашего Регламента, в частности в статью 164-10. Поэтому мы просим сегодня       
после голосования дать поручение комиссии по Регламенту рассмотреть эти нормы   
и потом предложить их палате на обсуждение и голосование.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                            
                                                                                
Ставится на голосование проект закона.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   44 чел.9,8 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается закон.                                                              

Заседание № 83

08.12.2022
Вопрос:

9. О проекте федерального закона № 27388-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и уточнения полномочий Счётной палаты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1338 по 1444 из 5709
9-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации".                      
                                                                                
Пожалуйста, Олег Викторович Морозов.                                            
                                                                                
МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю,          
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации,          
который был принят Государственной Думой в первом чтении 25 мая текущего        
года. Концептуально законопроект включал в себя изменения, которые были         
связаны с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации, то есть        
приведение закона в соответствие с этими поправками, а также нормы,             
уточняющие и совершенствующие функциональный инструментарий Счётной палаты и    
порядок взаимодействия Счётной палаты с другими органами государственной        
власти.                                                                         
                                                                                
При подготовке законопроекта ко второму чтению мы провели консультации со       
всеми субъектами права законодательной инициативы, которые имеют отношение к    
данной теме, получили положительное заключение по таблице поправок,             
поддержанных комитетом, со стороны Государственно-правового управления          
Президента Российской Федерации, законопроект в этой части поддержан            
правительством. И мы провели соответствующие консультации со Счётной палатой    
и тоже получили поддержку в рамках тех изменений, которые вносятся ко второму   
чтению. Кстати, хочу отметить, что исполняющий обязанности Председателя         
Счётной палаты присутствует на обсуждении законопроекта.                        
                                                                                
Прошу поддержать таблицу № 1.                                                   
                                                                                
Что касается поправок, рекомендуемых к отклонению, это всего одна поправка -    
поправка сенатора Артамонова, который предложил, чтобы имел место нагрудный     
знак для председателя Счётной палаты, его заместителей и аудиторов. Комитет     
посчитал эту норму излишней, это одна-единственная поправка, рекомендованная    
к отклонению.                                                                   
                                                                                
Прошу поставить на голосование две таблицы.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть           
замечания? Нет.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   31 чел.6,9 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет.                                    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, вопрос 9, второе чтение.                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   41 чел.9,1 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Олег Викторович, третье чтение вы готовите на 13-е, да?                         
                                                                                
Пожалуйста, Морозову включите микрофон.                                         
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, да, если вы не возражаете, мы      
подготовим и будем готовы 13-го вынести на рассмотрение палаты в третьем        
чтении, с тем чтобы успеть к заседанию Совета Федерации 14-го.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений.                  
                                                                                
Тогда готовьте, Олег Викторович, на 13-е.                                       
                                                                                
Спасибо тем, кто пришёл для участия в рассмотрении данного вопроса.             
                                                                                

Заседание № 46

25.05.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 27388-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и уточнения полномочий Счётной палаты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4020 по 4430 из 7794
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в Федеральной закон "О Счётной палате Российской             
Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации   
в Госдуме Гарри Владимировича Минха.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, Президентом Российской Федерации       
внесён проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон     
"О Счётной палате Российской Федерации", он направлен на решение нескольких     
задач, о которых я вам постараюсь доложить.                                     
                                                                                
Первая задача, решение которой является нашей с вами обязанностью, - это        
приведение текста закона в соответствие с корректировками Конституции           
Российской Федерации. Вы знаете, что в настоящее время действующая редакция     
закона предусматривает назначение председателя Счётной палаты Государственной   
Думой, а Конституция Российской Федерации это полномочие закрепила за Советом   
Федерации и, соответственно, по действующей редакции закона назначение          
заместителя председателя Счётной палаты отнесено к компетенции Совета           
Федерации, а Конституция это полномочие закрепила за Государственной Думой.     
                                                                                
Такая, ну скажем так, балансировка полномочий палат связана с тем - и сегодня   
это, кстати, прозвучало, - что у Государственной Думы довольно существенно      
увеличились полномочия по формированию Правительства Российской Федерации, а,   
как вы знаете, одно из основных направлений аудита и контрольных полномочий     
Счётной палаты - это как раз анализ деятельности федеральных министерств, да    
и, можно сказать, правительства в целом. Поэтому для балансировки и для того,   
чтобы председатель Счётной палаты был меньше, скажем так, зависим от решений    
Государственной Думы, такие положения были закреплены в Конституции. И          
сегодня мы предлагаем эти корректировки, соответственно, закрепить в            
Федеральном законе "О Счётной палате Российской Федерации".                     
                                                                                
Далее, по самому аудиту также предлагается ряд направлений корректировки        
текста закона: первое - по видам аудита, второе - по предметным сферам          
аудиторской деятельности и третье - по объектам аудита.                         
                                                                                
Что касается видов аудита, предлагается ввести новый вид аудита - аудит         
соответствия, который проводится в целях оценки соответствия фактических        
данных и информации о предмете и деятельности объектов аудита законодательным   
и иным нормативным актам, иным документам, но, опять же подчеркну, в пределах   
компетенции Счётной палаты.                                                     
                                                                                
Кроме того, корректируется правило, которое касается стратегического аудита.    
Предлагается этот аудит проводить в целях оценки рисков и результатов           
достижения стратегических целей и говорится, что таким аудитом будет            
считаться аудит, который предусматривается не только документами                
стратегического планирования Российской Федерации, но и иными документами       
стратегического характера.                                                      
                                                                                
Попробую пояснить, в чём тут разница. В настоящее время в соответствии с        
Федеральным законом "О стратегическом планировании..." документы                
стратегического планирования не включают в себя такие важные стратегического    
характера документы, как, например, госпрограммы и национальные проекты. И с    
учётом вот этих корректировок сейчас предлагается в объём стратегического       
планирования включить эти важнейшие стратегического характера документы,        
чтобы они тоже шли в режиме стратегического аудита.                             
                                                                                
Далее, что касается предметных сфер, то здесь я обратил бы особое внимание на   
то, что сейчас предлагается наделить Счётную палату новым полномочием по        
осуществлению государственного аудита эффективности и соответствия              
нормативным правовым актам порядка формирования федеральной собственности,      
управления и распоряжения ею, в том числе акциями (долями в уставном            
капитале) хозяйственных обществ, ну, естественно, теми, которые принадлежат     
Российской Федерации. Это тоже очень важное направление и, соответственно,      
расширение полномочий Счётной палаты.                                           
                                                                                
Что касается объектов аудита, то это те организации, которые подпадают под      
аудит (контроль) Счётной палаты. И здесь очень важно обратить внимание на то,   
что в рамках госконтрактов на сегодняшний день такими объектами являются        
только те, кто является стороной госконтракта. Предлагается расширить           
полномочия также и на субподрядчиков. Это тоже, как вы знаете, достаточно       
серьёзные полномочия и достаточно серьёзное расширение по объектному составу    
аудита (контроля).                                                              
                                                                                
Кроме того, достаточно важное изменение касается информационного блока.         
Прежде всего предполагается, что Счётная палата будет иметь доступ, прямой и    
постоянный полноценный доступ к информационным системам не только федеральных   
органов исполнительной власти, но и иных государственных органов. Это и даст,   
понятно, более полную картинку, и, кроме того, позволит Счётной палате          
методом невключённого погружения осуществлять аудит (контроль). Как вы          
знаете, когда проводятся контрольные мероприятия Счётной палаты, для любой      
организации это практически то, что я бы приравнял к лесным пожарам: надо       
выделять помещение, сгружать документацию, выделять сотрудников, ну и,          
конечно, это довольно сильно мешает работе проверяемых объектов. Поэтому вот    
такая информационная погружённость Счётной палаты, аудиторов Счётной палаты,    
сотрудников, такой доступ к информационным ресурсам позволят проводить, ну,     
по сути дела, достаточно мягко, но полноценно, не отвлекая эти объекты от       
деятельности, работу, которой Счётная палата и должна заниматься.               
                                                                                
Есть ещё ряд важных моментов. Я остановился бы ещё на том, что отчасти          
является этической составляющей: предусматривается появление нового документа   
- кодекса этики, который будут обязаны соблюдать и председатель Счётной         
палаты, и заместитель председателя Счётной палаты, и аудиторы Счётной палаты.   
Есть ещё целый ряд моментов, но в процессе обсуждения, я думаю, мы это сможем   
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативу главы государства и         
проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Содоклад Олега Викторовича Морозова.                                            
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы сегодня     
очень подробно рассматриваем деятельность Счётной палаты. Комитет               
неоднократно внимательно рассматривал обсуждаемый проект закона на своих        
заседаниях, такая возможность у нас была. Доклад от комитета в рамках           
отведённых семи минут мне представляется излишним, потому что я повторил бы     
тогда в основном те тезисы, которые представил представитель президента.        
Комитет полностью разделяет эту позицию, поддерживает концепцию                 
законопроекта, доводит до вашего сведения, что комитет-соисполнитель и          
профильный комитет Совета Федерации также поддерживают законопроект, равно      
как и Правовое управление и правительство. Просьба поддержать законопроект и    
проголосовать за него в первом чтении.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович.                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые Гарри Владимирович, Олег Викторович, в связи с тем, что               
представляемый вами законопроект касается в том числе и темы аудита             
формирования и использования федеральной собственности, государственной         
собственности, вопрос: как вы считаете, нужно ли специально отразить в          
законопроекте, допустим, ко второму чтению или в дальнейшем тему анализа        
эффективности концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном     
партнёрстве и так далее, нужны ли подобные уточнения?                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Иванович, я знаю, что эта тема была предметом      
детального обсуждения на заседаниях одного из комитетов, который являлся        
соисполнителем, Сергей Гаврилов возглавляет этот комитет.                       
                                                                                
Есть разные точки зрения. Вот как я сейчас эту ситуацию вижу? Я исходил бы из   
логики того, что я говорил по объектам, не по видам, не по предмету, а по       
объектам: включение субподрядчиков в отношении объекта, который подлежит        
аудиту, контролю со стороны Счётной палаты. Мне кажется, вот через этот         
механизм мы задачу, о которой вы говорите, совершенно спокойно решили бы. При   
этом я здесь опирался бы даже на данные, например, 2020 года, когда Счётная     
палата в рамках существующих на сегодняшний момент полномочий проводила         
оценку, проводила аудит по ряду проектов концессионных соглашений, которые      
действуют сейчас, то есть в настоящий момент действующая редакция уже даёт      
возможности Счётной палате такую работу проводить. А что касается расширения    
круга объектов, мне кажется, это дополнительный инструмент, который позволяет   
такую работу проводить.                                                         
                                                                                
Ну, в любом случае, если мы увидим, что этих инструментов Счётной палате не     
хватает, то по анализу правоприменительной практики, я думаю, мы данную         
задачу будем решать. У нас с вами здесь позиции совпадают: это не должно        
выпадать из-под контроля Счётной палаты, и мы в этом направлении, кажется,      
движемся.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Гарри Владимирович, ну, вообще-то, Счётная палата    
создавалась как орган парламентского контроля и на протяжении фактически семи   
созывов она им являлась. Скажите, пожалуйста, чем провинился парламент в лице   
Государственной Думы, ведь в принципе под разговоры об усилении                 
парламентского контроля реально вы как бы уменьшаете роль парламентского        
контроля? А роль в формировании правительства эфемерна, потому что все права    
опять же находятся у президента, как и при назначении председателя Счётной      
палаты. Не видите ли вы здесь сужения возможностей парламента в части           
использования некогда главного инструмента парламентского контроля? Это         
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Алексей Леонидович, раз вы здесь, нельзя ли уточнить: достаточно ли   
формулировок, чтобы выполнить вот то поручение, которое вам давали перед        
вашим отчётом... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, я, к своему стыду, не до конца         
понял, в чём вы видите уменьшение роли - цитирую вас - "парламента в лице       
Государственной Думы". Вы имеете в виду, что сейчас полномочия переданы         
Совету Федерации? Не хочу вас огорчать, но это тоже одна из палат               
Федерального Собрания Российской Федерации.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Прокуроров они не утверждают, Николай Васильевич, почитайте          
Конституцию Российской Федерации. Давайте всё-таки будем корректными. Я уже     
как-то говорил: когда ряд ваших коллег начинает цитировать Конституцию (ну,     
так кажется тем, кто её пытается цитировать), у меня ощущение, что кое-кто      
живёт по своему тексту своей конституции, и этот текст в единственном           
экземпляре у того самого цитирующего человека. Это первое.                      
                                                                                
Второе. По сути, если вы внимательно посмотрите текст и Конституции, и          
федерального закона, о котором мы сегодня говорим, то увидите, что Счётная      
палата - это орган государственного контроля, и сужать эту роль до              
парламентского контроля абсолютно некорректно. Безусловно, с учётом             
полномочий палат Федерального Собрания - и вы это тоже знаете - Счётная         
палата проводит соответствующие мероприятия, и есть цифры, их уже называли,     
вы их знаете: есть даже более чем два десятка соответствующих поручений и       
Государственной Думы, и Совета Федерации, и Счётная палата отрабатывает эти     
поручения. Но поручения даёт и Президент Российской Федерации, и                
Правительство Российской Федерации соответствующие запросы направляет, так      
что Счётная палата - это универсальный солдат, это орган государственного       
контроля.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые Александр Дмитриевич, Гарри Владимирович, Алексей    
Леонидович! Ну, на самом деле нельзя думать, что только вы читаете              
Конституцию, а все остальные её не читают, - некоторые участвовали в            
разработке 108 поправок, которые, к сожалению, были отклонены, хотя имели       
достаточное обоснование. Я повторюсь: получается, что по новой конструкции,     
которую вы предложили, теперь отчёт председателя Счётной палаты в               
Государственной Думе становится необязательным, он будет в Совете Федерации.    
Мы правильно понимаем? В заключительном слове, пожалуйста, ответьте. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второй вопрос. Ну, с нашей точки зрения, при разработке Конституции, её         
принятии в принципе все балансы были посчитаны и на протяжении длительного      
времени прошли проверку временем и работой, сама эта схема балансировки         
подтвердила свою эффективность. И в данной ситуации многим, в том числе и       
тем, кто не задаёт вам вопроса, непонятно, почему отказано Думе в доверии в     
части назначения руководителя Счётной палаты, которого назначали до этого       
семь созывов подряд. То есть получается, что в принципе идёт ущемление прав     
Государственной Думы, в то время когда утверждение и судей, и прокуроров, и     
заместителей председателя Верховного Суда, и заместителей генерального          
прокурора по-прежнему остаётся как бы в полномочиях Совета Федерации. И         
наверное, это правильно, и это тоже в течение семи созывов нашло своё           
подтверждение. В данной ситуации, ну, как бы мы с вами там ни пререкались,      
большая часть законотворческой деятельности, необходимой для                    
функционирования и экономики, и политики государства, находится на площадках    
Государственной Думы, и здесь, наверное, всё-таки более правильным был бы       
более прямой контакт с руководством Счётной палаты именно Государственной       
Думы и её комитетов. А в вашей конфигурации, по нашему мнению, в принципе       
идёт некое, ну, такое удаление Счётной палаты от возможности более              
конструктивной и прямой взаимосвязи с Государственной Думой.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, очень хорошо, что в представленных вами           
поправках обособляются виды аудита, и ещё лучше, что как предмет деятельности   
конкретизируются национальные проекты. Но, как известно, за последние годы      
Счётная палата взяла на себя ещё одну важную миссию - это составление...        
проведение аудита открытости органов исполнительной власти. И общественность    
очень внимательно эти рейтинги изучает и делает для себя соответствующие        
выводы. Я предложил бы в процессе совершенствования полномочий Счётной палаты   
предусмотреть это уже не как отдельный вид деятельности на общественных         
началах, а как целенаправленный процесс, который связан не столько с оценкой    
эффективности выделенных средств, сколько с оценкой вовлечённости граждан в     
реализацию национальных проектов, за которую в том числе отвечают оцениваемые   
органы исполнительной власти.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович.                              
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обсуждаемый законопроект     
является важнейшим шагом в законодательном развитии органа государственного     
контроля нашей страны, Гарри Владимирович об этом очень подробно рассказал.     
Хочется напомнить, что до недавнего времени Счётная палата являлась органом,    
который проводил в основном финансовый контроль, и её деятельность была         
сконцентрирована на контроле за расходами федерального бюджета. Сегодня же      
Счётная палата является высшим органом внешнего государственного аудита,        
включающего финансовый аудит, управленческий аудит и аудит эффективности. В     
ходе сегодняшнего отчёта мы услышали о работе, которая демонстрирует,           
насколько значимо главное контрольное ведомство усилило свою                    
экспертно-аналитическую функцию, и в системе взаимодействия Государственной     
Думы и Счётной палаты мы видим расширение функционала контрольного ведомства.   
Объём деятельности палаты, глубина анализа сущности экономических процессов     
превращают ведомство в один из центров макроэкономического анализа              
результатов стратегических и тактических решений в области развития экономики   
страны, оценки их перспектив.                                                   
                                                                                
Вот если вы внимательно смотрели отчёт, то только за 2021 год в сравнении с     
2020 годом объём рекомендаций, представлений и предписаний, сделанных Счётной   
палатой, вырос практически в 2 раза: 800 с лишним в 2020 году и 1629 - в        
2021-м. Счётная палата осуществляет деятельность по экспертизе, оценке и        
анализу проектов федеральных законов на различных стадиях их рассмотрения, и    
здесь мы тоже видим большую динамику, большой объём - более 1,5 тысячи          
законопроектов. Олег Викторович в своём выступлении об этом очень подробно      
говорил.                                                                        
                                                                                
Существенное расширение функционала Счётной палаты диктует необходимость        
новых шагов в регулировании её деятельности, и мы считаем, что этот             
законопроект своевременный. Действительно, обсуждаемый законопроект отражает    
статус и компетенцию высшего органа государственного контроля страны и будет    
способствовать реализации ключевой миссии Счётной палаты, а именно -            
содействовать справедливому и ответственному государственному управлению и      
поддерживать его. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Леонидович, если есть желание выступить... Нет?                         
                                                                                
КУДРИН А. Л. Нет, спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, заключительное слово.                                       
                                                                                
МИНХ Г. В. Так как ко мне была просьба прокомментировать в заключительном       
слове, то с удовольствием это делаю.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, ну, всё-таки...                        
                                                                                
Уважаемый Николай Васильевич, я знаю, что вы читаете Конституцию, но вернусь    
к своей первой и на сегодняшний день дополнительной профессии. Позвольте вам    
напомнить, что статья 15 Конституции Российской Федерации требует от всех       
органов и должностных лиц соблюдения Конституции. Вот то, что мы сегодня,       
говоря о порядке назначения председателя Счётной палаты и заместителя           
председателя Счётной палаты... Как я и сказал в докладе, мы обязаны это         
сделать. Вы можете рассуждать, хорошо это или не хорошо, но с точки зрения      
того, что вы должностные лица Российской Федерации, вы обязаны соблюдать        
Конституцию, я ещё раз вынужден об этом напомнить. А нормы, о которых мы        
сегодня говорим, прямо закреплены в Конституции, и мы должны в этом плане наш   
закон "О Счётной палате..." привести в соответствие.                            
                                                                                
Если говорить о назначении прокурорских работников и руководителей, то опять    
же сошлюсь на Конституцию, но уже на статью 129, часть 3: генеральный           
прокурор, заместители генерального прокурора назначаются по итогам              
консультаций с Советом Федерации Президентом Российской Федерации - так что     
никаких назначений Совет Федерации не производит. Не обижайте Совет             
Федерации, Конституция здесь уже всё чётко закрепила.                           
                                                                                
Кроме того, вы полагаете, что отчётов не будет. Опять же, ну, не знаю, откуда   
вы это взяли, это ваша интерпретация. В действующем сегодня и не меняющемся в   
этом отношении тексте закона "О Счётной палате..." предусмотрен отчёт -         
только не председателя и не заместителя председателя Счётной палаты, а самой    
Счётной палаты - перед обеими палатами Федерального Собрания. Так что никто     
ни Госдуму, ни кого-то из депутатов в этом отношении не обижает и ничего не     
меняет. Это что касается первого выступления.                                   
                                                                                
И по второму выступлению, что касается открытости аудита. Счётная палата -      
это государственный орган, и никакой общественной работы она не ведёт. Если в   
настоящее время ею работа проводится, значит, для этого есть правовые           
основания, они выглядят немножко своеобразно, я бы сказал, но это               
качественный юридический инструмент, который позволяет - я специально ещё раз   
уточнил это у Алексея Леонидовича - проводить аудит в том числе в тех           
органах, которые не всегда открыты в силу своего статуса. Вот здесь парадокс    
в том, что мы не можем о полной открытости заявить на нормативном уровне,       
потому что есть масса вопросов, которые носят закрытый характер, но такой       
аудит проводится, и здесь полномочий достаточно.                                
                                                                                
Повторю, что если... Ну, у кого из вас Алексей Леонидович вызывает              
впечатление человека, который не может побороться за свои права, отстоять их?   
У меня он такого впечатления не вызывает. Может, я ошибаюсь. Вот если он        
почувствует, что ему полномочий не хватает, то, я думаю, своевременно об этом   
нас проинформирует, и мы с вами тогда будем двигаться дальше.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик, пожалуйста.                                                        
                                                                                
Морозову включите микрофон.                                                     
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Я хотел бы напомнить палате только одну очень важную деталь.      
Дело в том, что мы с вами уже начали процесс интеграции положений               
обсуждаемого проекта закона в нашу жизнь, когда 12 октября 2021 года изменили   
соответствующие нормы Регламента, то есть фактически мы уже привели наши        
действия в соответствие с действующей Конституцией в части нашего               
взаимодействия со Счётной палатой. Сегодня мы продолжаем процесс, и, приняв     
этот закон, мы приведём закон "О Счётной палате..." в полное соответствие с     
существующими нормативными, законодательными, конституционными и                
политическими реалиями.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мы завершили обсуждение.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации", пункт 5 нашей        
повестки.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   40 чел.8,9 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении. Спасибо.