Заседание № 27
О проекте федерального закона № 2738-6 "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в целях социальной поддержки граждан, имеющих трёх и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Во втором чтении рассматриваем законопроект "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству предлагает вам сегодня принять во втором чтении законопроект, который был нами рассмотрен в первом чтении 21 марта и получил поддержку всех четырёх фракций. Речь идёт о многодетных семьях, если кто-то не помнит, об их праве сохранить возможность получения социального жилья при получении земельного участка - норма гуманная и всеми поддерживаемая. Поправки поступили исключительно юридико-технического характера. Мы предлагаем четыре поправки в таблице поправок, которая вам представлена. Я прошу поставить её на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок. Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 18 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принято. Выносим законопроект на "час голосования".
Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 22 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принято. Было предложение в третьем чтении проголосовать. Прежде по мотивам - Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, учитывая, что документ прошёл правовую и юридико-техническую экспертизу, к третьему чтению готов, мы предлагаем принять его в третьем чтении. И я хотела бы по мотивам выступить перед принятием в третьем чтении. Дело в том, что мы с вами сегодня завершаем только половину работы. Действительно, не будут многодетные семьи сниматься с очереди нуждающихся в получении земельного участка, однако есть опасность, что как раз при предоставлении жилого помещения будет осуществляться та же самая проверка и гражданам будут отказывать в предоставлении жилого помещения. Поэтому у нас есть очень простой выход. Существует указ президента № 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". И в соответствии с Жилищным кодексом, а точнее с частью третьей 49-й статьи есть возможность указом президента определить иные категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма. Поэтому у меня убедительная просьба к представителю президента учесть это наше пожелание и вот такие дополнения в указ президента внести, потому что оставлять это на региональном уровне недопустимо, этот вопрос должен регулироваться федеральным законодательством. Я прошу поддержать в третьем чтении указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто-либо ещё настаивает на выступлении по мотивам? Нет, спасибо. Ставлю на голосование данный законопроект в третьем чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 49 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 16
О проекте федерального закона № 2738-6 "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в целях социальной поддержки граждан, имеющих трёх и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Большое спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. У нас есть 8-й пункт повестки дня - законопроект, который касается граждан, имеющих трёх и более детей, их права получения земельного участка. Ну, в общем, все знают, что эта тема буксует в регионах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович, ещё раз повторите, какой пункт повестки. БЕЛЯКОВ А. В. 8-й пункт повестки дня - законопроект правительственный, который касается сохранения за гражданами, у которых трое и более детей, не только права на получение земельного участка (когда-то об этом говорил ещё президент Медведев), но и права состоять на учёте для получения жилья. У меня вопрос: по-моему, есть альтернативный депутатский проект по этому поводу - почему он не стоит в повестке? Насколько я знаю из прессы, был альтернативный законопроект. У нас вот эта практика, когда, если есть правительственный законопроект или президентский, альтернативный депутатский потихонечку просто не выносится на рассмотрение, в общем, известна. Вот можно по 8-му пункту конкретно пояснить, почему, если есть этот законопроект, он не стоит как альтернативный правительственному? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
И Антон Владимирович Беляков задаёт вопрос, почему не рассматривается альтернативный законопроект одновременно с законопроектом, который у нас в повестке под пунктом 8. Вопрос об альтернативности законопроектов находится в компетенции профильного комитета. Галина Петровна Хованская, прошу вас ответить. Микрофон включите, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, в нашем комитете нет законопроекта, который мог бы рассматриваться как альтернативный, поэтому мы обязательно должны рассмотреть сегодня законопроект, указанный в пункте 8 повестки дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Пункт 8, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации". Илья Вадимович Пономарёв, заместитель министра регионального развития Российской Федерации. Пожалуйста. ПОНОМАРЁВ И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра регионального развития Российской Федерации. Уважаемые коллеги, в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в прошлом году 14 июня был принят закон "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации", предусматривающий предоставление гражданам, имеющим трёх и более детей, без предварительного согласования и без проведения аукционов земельных участков для осуществления в том числе жилищного строительства. Закон был принят в прошлом году, однако его реализация уже сейчас выявила одну проблему, которую мы хотели бы снять предложенным законопроектом. Проблема заключается в следующем: предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является основанием для снятия с учёта тех семей, которые стоят на учёте как нуждающиеся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Эта проблема создала некоторые сложности, поэтому этим законом мы предполагаем проблему решить: предлагается внести изменения в статью 56 и сделать изъятие - для семей, имеющих трёх и более детей, исключить это основание для снятия их с очереди как нуждающихся в улучшении жилищных условий и в предоставлении им жилых помещений по договору социального найма. В целом проект закона был поддержан профильным комитетом. То замечание, которое в заключении приведено, мы считаем действительно обоснованным, замечание касается того, что при получении земельного участка семьи, имеющие трёх и более детей, могут не попасть в категорию нуждающихся в улучшении жилищных условий по имущественному критерию. Мы полагаем, что этот нюанс можно доработать в процессе подготовки ко второму чтению. Спасибо, вкратце всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Это, может быть, тот редкий случай, когда вся Дума единодушно поддержит, как я надеюсь, этот законопроект. Документ внесён правительством. Действительно, возникла коллизия, потому что в законодательных актах субъектов Федерации уже возникла та же норма - о снятии с учёта многодетных семей при получении ими земельного участка. Ну, мы прекрасно понимаем, что такое получить земельный участок, на котором ещё нужно построить дом. При этом эта категория ведь относится к малоимущим, и вдруг "нечаянная радость" - они перестали быть малоимущими. Ну, действительно, как правильно заметил Илья Вадимович, наш комитет отмечает положительную направленность этого законопроекта, поддерживает его, безусловно, в первом чтении, тем не менее мы видим вот этот подводный камень, который содержится в 49-й статье и в 56-й статье. Дело в том, что, когда будут предоставлять жильё, будут снова анализировать имущественный ценз так называемый, будут снова смотреть, является или нет малоимущей эта семья, относится ли она к этой категории. Какой мы видим выход? Посмотрите, что написано в 49-й статье Жилищного кодекса: здесь помимо части 1 и части 2, которые как раз посвящены малоимущим семьям, есть часть 3 и часть 4, где говорится о том, что иной порядок и иные категории могут быть определены федеральным законом, указом президента или законом субъекта Федерации. Более того, в части 4 говорится о том, что жилые помещения муниципального фонда - муниципального, именно это для нас крайне интересно - могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Вот это очень важная запись, как раз она даёт нам шанс исправить ситуацию ко второму чтению, но здесь нужно подумать и правительству, каким образом устранить это противоречие. Нужно обязательно такую поправку дать, потому что иначе будут проблемы у многодетных семей. В заключение я хочу сказать, что этот законопроект поддерживают и наш комитет, и оба комитета-соисполнителя - Комитет по вопросам семьи, женщин и детей и Комитет по физической культуре, спорту и делам молодёжи, так что я предлагаю принять документ в первом чтении и поработать над этой поправкой, потому что других замечаний, собственно, по законодательной инициативе правительства нет. Спасибо за внимание. Содоклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Илья Вадимович и Галина Петровна, всё это хорошо, инициатива очень хорошая, но вопрос: земельный участок в чистом поле, а вся инфраструктура - тепло, вода, газ, электричество?.. Мы же понимаем, что это всё может быть дороже, чем сам дом! ХОВАНСКАЯ Г. П. Абсолютно правильное замечание, вы, собственно, разделяете нашу озабоченность по этому вопросу и озабоченность, которая высказана правительством в его законодательной инициативе. Конечно, людям и дальше нужно будет помогать, конечно, земельный участок желательно предоставлять там, где уже есть сложившаяся инфраструктура, потому что не потянут они, кроме хозблока, никакого строительства в этой ситуации... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХОВАНСКАЯ Г. П. Ну, это только не в Жилищном кодексе. Понятно, предложения и замечания верны, но это не жилищное законодательство. Правительство в своих нормативных документах может это тоже обозначить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Вот мы закон приняли, и теперь в законодательстве Ханты-Мансийского автономного округа есть такая норма, что муниципальная власть гарантирует инженерные сети для тех земельных участков, которые выделяются многодетным семьям. Но хотим пойти даже ещё дальше: не просто земельные участки выделять и инженерные сети гарантировать, но и давать субсидии при условии снятия с социальной очереди. Понятно, что многодетная семья будет стоять в социальной очереди - где она возьмёт деньги, для того чтобы построить дом? Поэтому решили давать хотя бы какую-то сумму - 500 тысяч рублей, миллион - при условии снятия с социальной очереди, потому что социальное жильё тоже чего-то стоит. У меня вопрос: это вообще рассматривалось - помощь многодетным семьям в виде выделения субсидий при условии снятия с социальной очереди, чтобы на эти деньги многодетная семья могла что-то построить, по крайней мере дом под крышу подвести, - или нет? ХОВАНСКАЯ Г. П. Это скорее к Илье Вадимовичу вопрос. В нашем комитете пока это не рассматривалось. Мне кажется, что это предмет для рассмотрения в комитете по социальной политике и в комитете по делам семьи. Эта тема важная очень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илья Вадимович, ответьте, пожалуйста. ПОНОМАРЁВ И. В. Варианты поддержки существуют самые различные. Я, во-первых, могу сказать, что по базовому закону порядок и условия предоставления устанавливаются законами субъектов Федерации. Могу сказать, что больше половины субъектов кроме собственно предоставления земельного участка предусматривают либо какое-то финансовое субсидирование, либо обеспечение инженерной инфраструктурой и так далее. Вопрос о предоставлении субсидий в обмен на снятие с очереди должен в обязательном порядке быть оценён в части того, решена ли проблема... То есть дело в чём? Надо ведь не откупаться от людей, а действительно помочь, если у них реально возникла возможность построить жильё, а снимать с очереди только по факту постройки жилья. Это вопрос размера субсидии, и в принципе это предмет ведения органов местного самоуправления, даже постановка на очередь и снятие с очереди, хотя общие положения федеральным законодательством определяются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Илья Вадимович, два вопроса к вам. Конечно, красиво звучит: социальная очередь для многодетных. Но вы не прикидывали, сколько лет в среднем приходится стоять многодетной семье в этой социальной очереди? У меня есть примеры, когда люди стоят многие годы, дети уже вырастают, а они так ничего и не получают и их просто снимают с очереди. И второй вопрос. Люди, которые ждут, когда дадут участок, нередко работают в городе. У нас очень много пустующих земель, и они просят: "Дайте поближе к городу, чтобы нам не ломать весь уклад жизни". Они хотят остаться там, где работают, но им говорят: "Нет, за 50 километров поезжайте, за 70 километров", а там нет работы, и получается, что люди потенциально имеют право на землю, а реально - нет. Как вот, учитывается здесь мнение и желание людей или это не будет учитываться? Этот вопрос прорабатывали? ПОНОМАРЁВ И. В. Спасибо за вопросы, коллега. Первый вопрос был о продолжительности нахождения в очереди. Средняя продолжительность нахождения в очереди в стране - девятнадцать с половиной лет. Ну невозможно решить этот вопрос, просто купив всем жильё. На сегодняшний день разрабатывается целый пакет инициатив в этой части, в частности, о формировании фонда социального жилья, жилья социального найма. Если мы прекратим приватизацию, то, возможно, решим эту проблему. А с другой стороны, чудес не бывает, и просто наделить всех имуществом - ну, наверное, это неподъёмно даже для самого сильного бюджета. Целый комплекс инициатив разрабатывается, готовы при необходимости написать подробную пояснительную записку на этот счёт. Полагаем, что это единственный путь решения этой проблемы - не наделяя граждан просто деньгами или собственностью, не порождая какие-то непонятные экономические движения, тем не менее жилищную проблему решить, переходя на социальный наём, это в качестве базового тренда мы сейчас рассматриваем. Что касается участков, не обеспеченных инфраструктурой либо расположенных далеко от населённых пунктов. Ещё раз обращаю внимание на то, что базовым законом установлено, что порядок и условия устанавливаются законами субъектов Федерации. Работа над ними в субъектах завершается, только три субъекта их до сих пор не приняли. Конечно, мы ревизию этих законов проведём. Действительно, некоторые законы содержат, на наш взгляд, если не дискриминационные, то во всяком случае осложняющие реализацию права положения, и мы будем региональное законодательство в этой части ревизовать. Естественно, предоставление земельного участка за тридевять земель, не имеющего какой-либо ценности, не является решением проблемы в данном случае, это мы объективно понимаем, более того, на сегодняшний день мы рассматриваем и иные варианты (есть такое поручение): на территории, допустим, Крайнего Севера либо в регионах, где крайне сложная ситуация с землёй, граждане смогут получить право на иные меры поддержки, допустим право на дополнительное субсидирование приобретения жилья и так далее, потому что объективно предоставление земельного участка в городе Норильске - не такая большая помощь многодетной семье, как, допустим, в Краснодарском крае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович Митрофанов, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к Илье Вадимовичу. (Я, кстати, подумал, что это нашего Илью Пономарёва ночью назначили заместителем министра регионального развития.) Скажите, сколько человек реально получили бесплатно землю по Жилищному кодексу из этой категории - из числа граждан, имеющих трёх и более детей? Не просто ли это постановка и демагогия - вот то, чем мы сейчас занимаемся? Сколько граждан, имеющих трёх и более детей, в нашей стране, где сто сорок миллионов человек, получили бесплатно землю - вот у меня к вам конкретный вопрос. ПОНОМАРЁВ И. В. На конкретный вопрос - конкретный ответ: с середины прошлого года, когда был принят базовый закон (принятие нормативных актов субъектов завершено осенью), участки получили на сегодняшний день более трёх тысяч шестисот человек, в стадии оформления порядка одиннадцати тысяч участков. Общее количество людей, стоящих в очереди, я в данном случае пока назвать не смогу, но сказать, что за шесть месяцев более трёх тысяч шестисот семей - это совсем ничего, ну, наверное, вряд ли возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Алексей Валентинович Митрофанов, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, мы рассматриваем исключительно важный закон, вернее, вносим изменения в статью 56 Жилищного кодекса в части социальной поддержки граждан, имеющих трёх и более детей, получивших бесплатно земельные участки. Естественно, в этом вопросе надо навести порядок, и мы здесь Галину Петровну, наверное, поддержим. В законодательном плане надо действительно устранить возникшие разночтения в части условий получения квартиры, признания статуса малоимущих, это, безусловно, надо делать, но обращает на себя внимание сам этот процесс. Вот сейчас уважаемый Илья Вадимович сказал, что свыше трёх тысяч человек в стране получили бесплатно землю. Это много? Вообще, что это?! Это вообще ничего для стосорокамиллионной страны, понимаете?! Хотя рад за каждого из них. При этом мы понимаем, что это ещё и сложный бюрократический процесс: комиссии, бумаги... Всё это, безусловно, надо максимально упростить. Я вам задаю вопрос: одиннадцать тысяч участков в стадии оформления - это много? Я считаю, что это - ничего для нашей страны. А общая очередь, я думаю, исчисляется просто сотнями тысяч. И обратите внимание, мы тут говорим о семьях с тремя и более детьми. Давайте прямо скажем, что семьи, где трое детей, - уже рекордсмены, трое детей у городских жителей - это редкость на самом деле. Почему в стране, где огромное количество земли, ничего нельзя получить?! Ну уж земли-то много на самом деле! И в программах ряда политических партий, мы знаем, есть эта тема - бесплатная раздача земли. Да, не в дефицитных районах, да, не там, где земля стоит супердорого, миллионы, мы всё прекрасно понимаем, но Россия - это страна, имеющая колоссальное преимущество в этом смысле, потому что у нас огромное количество земли. И почему нельзя упростить процедуры, сделать схему проще? Давайте примем: двое и более детей - это уже существенно будет! Ну раздайте землю, в чём проблема? Она что, кому-то нужна?! Да, это была политическая проблема сто лет назад, восемьдесят лет назад, девяносто, но сейчас люди в основном живут в городе, сельское население уже не играет прежней политической роли, земли полно, вся эта зона находится в тяжёлом положении - ну почему мы не можем так сделать?! Почему, если кусок земли захочешь взять, даже в самом деградирующем районе, обязательно будет проблема - прибегут сто пятьдесят человек во главе с главой района и ничего не дадут. Как собаки на сене! Мне кажется, что нужно пойти дальше, и, может быть, Галина Петровна внесёт такие поправки: двое и более детей - пусть миллионы человек получат, ну хоть что-то получат! Кто-то говорит, что бюджет не выдерживает, денег нет на это, хотя мы видим, что по общегосударственным расходам мы уже, по-моему, перегнали на 7 процентов американцев. Мы 27 миллиардов тратим на так называемые общегосударственные расходы - это больше, чем в Америке, на 7 процентов. То есть по ряду позиций бюджета мы уже американцев перегнали, пока не по военному бюджету, конечно, и не по бюджету НАСА, не по бюджету безопасности, но по некоторым позициям, в частности по расходам на государственные мероприятия, мы уже их перегнали. То есть там, где надо, всё делается, всё нормально, вы понимаете. Ну раздайте землю - в чём проблема?! Вечная проблема! Сто лет назад обещали, но не дали землю, девяносто лет назад тоже говорили, что дадут, - ну давайте хоть сейчас выполним, когда она не является таким остродефицитным товаром: большинство людей живёт в городе, и основные политические интриги сосредоточены в городе, а на селе их нету. Земли очень много в России, и, кроме земли крупных городов, где действительно это сложно, давайте её раздадим. Три тысячи - это ничего, поэтому давайте прямо, воспользуясь дискуссией по этому закону, пойдём по пути выполнения тех обязательств, которые мы давали избирателям. И нам ведь это ничего не стоит, никаких расходов бюджета - ничего! Давайте имеющим одного ребёнка и более, давайте всем раздадим, у кого есть дети, - ну в чём здесь проблема?! И хочу призвать министерство и, конечно, региональные органы быстрее всё это оформлять, не канителить, не устраивать очереди, потому что три тысячи - это... Вот ваш ответ всё показал, всю эту историю: три тысячи - это ничего! Мы должны значительно ускорить решение этой проблемы! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, наверное, вы встречали в печати - это неоднократно публиковалось - данные экспертов разного уровня о том, что, если решать сегодня жилищную проблему теми финансовыми средствами, которые ежегодно выделяются, то потребуется двести двадцать семь лет, чтобы её решить. Ну конечно, двести двадцать семь лет - это не девятнадцать, и никто не дождётся жилья, не получит. Чтобы выйти из этого тупикового варианта, государство предлагает самые разные популистские, но неэффективные меры, хотя семья - это основа государства, мы понимаем, а для семьи основа - это жильё, это работа с нормальной зарплатой, чтобы прокормить можно было детей, а если трое, четверо или пятеро детей, то и жену, потому что, естественно, жена работать не может, она должна заниматься детьми, а если с ними ещё родители живут, то, наверное, и родителей. Жильё - это практически основа рождаемости, и многие сегодня не рожают детей, потому что просто нет угла, люди мыкаются то там, то сям, нет своей квартиры и нет никакой перспективы. Когда я узнал, что девятнадцать с половиной лет в среднем надо стоять в очереди на социальное жильё, это льготное жильё... Ну согласитесь, что за это время дети вырастут, людей просто выкинут из очереди, то есть всего лишь красивая реклама - вот есть, мол, такое социальное жильё, но это совершенно неэффективно для государства и для людей. Вот мы сегодня закон рассматриваем, а толку от его принятия практически-то не будет. Конечно, кто-то скажет по телевидению, что Дума такой закон приняла, правительство это предложило, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его инициатор, а реально люди как мыкались без жилья, так и будут мыкаться. И не только многодетные семьи. У меня есть письма - молодые семьи хотят получить какие-то льготы, а им говорят: подождите, не можем - денег нет. Молодая семья уже, так сказать, вырастает, возраст и жены, и мужа уже превышает тридцать пять лет - их снимают с очереди, и они тоже остаются у разбитого корыта. Если говорить о том, что у нас нет каких-то возможностей... Извините меня, есть. В том году 87 миллиардов долларов вывезли за рубеж? Вывезли. 2 триллиона (это данные правительства) отмыли за рубежом? Отмыли. Мы говорим об укреплении государства, а государство начинается с семьи. Так, может, нам не надо создавать видимость, - дескать, вот мы сейчас закон этот примем и все будут счастливы? Не будут! У нас 70 процентов семей, где трое ребят, относится к числу бедных, они получат землю, но дальше ничего не смогут сделать, даже если будет инфраструктура. Они и кирпича не купят - им на еду не хватает, а мы им говорим: вот участок, бери и уходи с глаз долой, дальше ты нам не нужен. Но они не смогут дом построить! 70 процентов - это трёхдетные, а если четыре ребёнка? А если пятеро детей? Им земля не нужна: потенциально она есть, а толку нет. Конечно, данный закон надо принимать хотя бы с точки зрения, ну, скажем так, политической: вроде кто-то чем-то занимается, - но он не решит проблему. Я думаю, нам необходимо внимательно посмотреть: где-то сэкономить деньги, где-то ударить по рукам тех, кто ворует - об этом говорил президент, я ссылаюсь на него, и Путин об этом говорил, - и увозит деньги за рубеж, эти деньги вернуть и направить на социальное строительство, на строительство жилья для малоимущих, для тех, у кого двое, трое детей. А у кого нет детей, они родят. Но пока мы принципиально эту проблему не будем решать, у нас демографическая проблема будет обостряться и Россия не будет возрождаться, потому что без людей государства не бывает. Обсуждение данного вопроса сегодня, я думаю, мы завершим единогласным голосованием, но толку от этого закона, извините, как от козла молока. Проблему надо решать с другой стороны - выделять деньги на строительство жилья для всех нуждающихся, вот тогда будет и демография, тогда будет рождаемость, тогда будет производительность и всё остальное, о чём мы говорим, но пока не можем сделать даже одного решающего шага. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать немножко о тульской земле, депутатом от которой я избран, и о работе тульского правительства и губернатора Владимира Сергеевича Груздева, члена партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В Тульской области благодаря предложению Владимира Сергеевича Груздева и оперативной работе областного парламента принят региональный закон о субсидиях многодетным семьям. Выделяется земля, предоставляются субсидии, причём субсидии от 30 до 100 процентов в зависимости от количества детей. Этот закон уже работает. Но я хотел бы напомнить коллегам, что для того, чтобы выделить землю бесплатно, требуются затраты муниципальных образований, которые связаны прежде всего с межеванием земли, с её кадастрированием. И нам же необходимо выделять землю не просто там, где можно было бы строить дома, с уже подготовленной инженерной инфраструктурой, но и там, где есть детские сады, где есть школы, то есть полная инфраструктура. Вот этим и занимаются в Тульской области. Я думаю, коллеги, надо в субъектах поактивнее, поэффективнее работать, может быть, губернаторам делиться опытом, депутатам Государственной Думы делиться опытом работы в своих регионах. И что касается молодых семей. Мы на земле тульской разрабатываем сейчас определённые нормативные правовые акты, в соответствии с которыми за счёт средств регионального бюджета, местных бюджетов будут гаситься проценты по предоставляемым молодым семьям кредитам. Домик на бесплатно предоставленной молодой семье земле может быть построен стоимостью от 1 миллиона 300 тысяч до полутора миллионов рублей - современные технологии дают возможность построить такой дом площадью 100-130 квадратных метров, надо просто договориться с банком, который будет предоставлять кредит молодой семье, и, соответственно, за счёт регионального бюджета и за счёт местного бюджета гасить определённое количество процентов, тогда молодая семья сможет это себе позволить. Экономическую сторону вы все можете просчитать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Леонидовна Николаева. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я хочу сказать о том, что сегодняшний законопроект, который представлен правительством, является очередным шагом на пути решения очень серьёзных социальных проблем, создания стимулов для решения демографической проблемы в Российской Федерации. На сегодняшний день изменения в 56-ю статью Жилищного кодекса направлены на поддержку граждан, имеющих трёх и более детей, получивших бесплатно - я подчёркиваю: бесплатно - земельные участки для индивидуального жилищного строительства. От себя отмечу, что летом этого года на совещании у премьера мы обсуждали вопрос об оснащении данных участков социальной и инженерной инфраструктурой, и соответствующие поручения были подготовлены. Именно поэтому в соответствии с региональными законами выделяются земельные участки на территориях, оснащённых инженерной инфраструктурой. Чрезвычайно важно отметить, что, к сожалению, семьи, имеющие трёх и более детей, в подавляющем большинстве являются малоимущими. Именно поэтому мы столкнулись с ситуацией, что выделенных уже земельных участков, о которых в том числе говорил Алексей Валентинович, всего одиннадцать тысяч. Но эта цифра настолько мала потому, что, как только начали выделять земельные участки, эти семьи стали снимать с очереди на получение жилья по договорам социального найма. Именно эту коллизию устраняет данный законопроект, он позволит начать широкомасштабно, системно решать эту проблему. Таким образом, будет решена задача обеспечения жильём многодетных семей, которую поставил в своих предвыборных статьях Владимир Владимирович Путин, где очень чётко было сказано, что наша задача - реализовать специальную программу по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми. Вы знаете, что уже был принят федеральный закон от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ, в соответствии с которым на землях фонда РЖС такая поддержка уже осуществляется, соответствующие поправки в Земельный кодекс также внесены. Теперь очень важно внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс, для того чтобы сделать эту поддержку масштабной и системной, для того чтобы нас многодетные семьи не обвиняли в том, что, получив земельный участок и не сумев на нём быстро и оперативно построить жильё, люди лишаются возможности получить жилое помещение по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Мне кажется, этот законопроект исключительно социальной направленности, он имеет очень серьёзные демографические стимулирующие механизмы, и не поддержать его - это будет просто алогично, для всех избирателей непонятно. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект, более того, мы разрабатываем дальнейшую программу по стимулированию мер рождаемости, потому что мы прекрасно понимаем, что демографическая волна в Российской Федерации на сегодняшний момент, к сожалению, отрицательная и в ближайшее время без стимулирования рождения третьего и последующих детей мы получим очень серьёзную проблему уже в ближайшие десятилетия. Я призываю всех коллег поддержать данный законопроект и подключиться к нашей совместной работе с Министерством регионального развития по разработке дополнительных мер, стимулирующих решение жилищных проблем многодетных семей. Хотелось бы также отметить, что коллеги из оппозиционных партий неоднократно выходили с такими предложениями. Рабочая группа является открытой, межфракционной, и я считаю, что это позволит нам консолидировать все наши усилия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Геннадий Васильевич Кулик. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я ещё раз обращусь к вам ко всем: давайте по существу обсуждать вопрос. Правительство реализует уже на протяжении семи-восьми лет около восьми программ, касающихся вопросов обеспечения жильём не только многодетных семей, но и молодых специалистов - врачей, учителей, желающих переехать и переезжающих на работу в сельскую местность, и многих других, поэтому сегодня важны не общие разговоры о том, что там не хватает одного, другого, а конкретные предложения. Вот о земле. Сегодня бесплатно выделено жителям нашей страны 10,7 миллиона гектаров земли. Это и для строительства жилья, и для ведения малого бизнеса, и так далее, и так далее. Принят закон специальный, по которому в каждом регионе законодательный орган установил минимальный размер участка земли, который выделяется гражданину на эти цели бесплатно. По предложению депутатов решили: человек, которому не хватает этой земли, если он хочет получить больше, чем тот минимум, который установил регион, может взять в аренду и выкупить ещё землю по цене не более кадастровой стоимости. Проще говоря, вы можете в регионе сделать цену 2 копейки за квадратный метр, если кадастровая стоимость, скажем, 10 тысяч, - по 2 копейки продать - это законно. Вот тут говорят о многодетных, не понимая даже сути проблемы. У нас в России таких семей кот наплакал - шестьдесят шесть тысяч триста восемьдесят семей, у которых детей больше пяти, собственных детей. У нас сегодня только в сельском хозяйстве для молодых семей... 90 тысяч квадратных метров мы построили за два года, 40-50 тысяч - для молодых семей, с государственной поддержкой, когда 50 процентов стоимости жилья покрывается из бюджета. Строят квартиры, строят дома - мало только, надо увеличивать ассигнования. И не надо нам обсуждать вопрос о вывозе капитала за границу и всякие другие вопросы, а надо думать, как нам практически развивать те или иные направления, которые сегодня определены. Что касается многодетных семей. Совершенно очевидно, нам надо будет внимательно посмотреть всё законодательство о многодетных семьях. Группа депутатов неделю тому назад внесла в правительство предложение освободить многодетные семьи, которые имеют пять и более детей, от уплаты налога на недвижимость: получили участки, построили дома, эксплуатировать надо, затрат много, на ребёнка доплачиваем мало - надо всячески поддерживать. Вот давайте в этом направлении работать - что конкретно надо сделать, чтобы у нас численность детей в семье росла. И я в корне не согласен с утверждением, что ничего не делается, что тут всё вроде с чистого листа, что мы тут смотрим совершенно техническую поправку, которую внесло правительство, что мы не знаем проблем и не можем сказать, что надо делать в том или ином направлении. Теперь в отношении земли. Я вам скажу: у того, кто живёт в селе, у того, кто едет работать в село, нет проблемы с землёй. Я понимаю, что все хотят получить землю под строительство рядом с тем местом, где они живут. Действительно, вокруг крупных городов, районных центров земля уже используется, уже занята, разделена, поэтому в стране создано специальное агентство, которое занимается подбором таких участков, выкупает их, делает обмены, создаёт на этих участках инфраструктуру для строительства, с тем чтобы передать льготникам, которые имеют преимущественное право на строительство жилья. И мне обидно, честное слово, когда мы вот так, вместо того чтобы сказать, как надо лучше сделать то, что мы недоделываем, начинаем от Адама и Евы и говорим, что мы якобы начинаем с чистого листа - вот пришли сюда и давай с чистого листа писать. Надо готовиться к обсуждению законопроектов, если кто-то хочет что-то сказать, а вообще говорить - это никакого интереса ни для кого не представляет. Простите меня, но я не мог не высказаться по этому вопросу! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Владимирович Потомский. ПОТОМСКИЙ В. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ однозначно будет поддерживать изменения в статью 56 Жилищного кодекса, однако здесь надо решать вопрос в комплексе, и прежде всего надо устранить противоречия с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса, со статьёй 1 Жилищного кодекса, статьёй 7 Жилищного кодекса. Я представляю Ленинградскую область, у нас есть областной закон под номером 105 - о бесплатном предоставлении земельных участков семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из шести тысяч семей, которые после принятия этого закона подали заявки на улучшение жилищных условий, землю получили около ста семей. То есть реализация закона идёт достаточно тяжело. Связано это с тем, что на участках, предоставляемых для улучшения жилищных условий, нет никакой инфраструктуры. Губернаторы регионов сбрасывают выполнение этого закона на органы местного самоуправления, на районные администрации, которые из своих бюджетов поддержать этот закон не могут. Но есть одно маленькое непонятное противоречие: для бесплатного предоставления земельных участков землю не находят, а вот для продажи те же самые органы местного самоуправления, районные администрации её находят. Тем не менее мы глубоко убеждены в том, что реализация данной нормы статьи 56 Жилищного кодекса без федеральной поддержки, без общей государственной программы будет невозможна. Норма будет, а реализовать её будет невозможно. В большинстве субъектов Российской Федерации, там, где люди на самом деле нуждаются в улучшении жилищных условий... Вопрос в том, как быть с людьми, которые живут возле городов, ведь тут тоже что-то нужно делать, эти люди тоже нуждаются, и данные вопросы тоже нужно решать. Но закон мы этот будем поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступать докладчик и содокладчик? Галина Петровна, пожалуйста. Включите микрофон депутату Хованской. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что до принятия Жилищного кодекса у многодетных семей и у семей при рождении близнецов было первоочередное право на получение жилья. Мы, принимая Жилищный кодекс, вообще ликвидировали институт первоочередного права получения жилья, хотя нужно было просто пересмотреть этот список, убрать ведомственные льготы, а вот таким категориям это право всё-таки оставить. Далее мы совершили ещё одну ошибку: после принятия закона о введении в действие Градостроительного кодекса была внесена поправка о том, что только через аукцион можно получать земельные участки. Сейчас мы шаг за шагом отступаем от этой позиции, и я считаю, что это абсолютно правильно, потому что те категории граждан, перед которыми у государства есть обязательства по обеспечению их бесплатным социальным жильём, а в будущем, может быть, и некоммерческим жильём, безусловно, не должны выходить на аукцион, чтобы получать эти земельные участки. Почему мы запрещаем кооперативам, образующимся из очередников, перед которыми также есть обязательства, получить земельный участок бесплатно? Нам нужно очень серьёзно и системно проанализировать всю эту ситуацию и в будущем всё-таки сделать изъятия из этого закона, потому что разговоры о том, что муниципалитет построит социальное жильё, к сожалению, остаются только разговорами. А этот законопроект мы будем поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 29 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Законопроект принят.