Заседание № 90

10.01.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 273397-7 "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5140 по 5802 из 6700
Переходим к рассмотрению вопроса 9. Проект федерального закона "О               
государственной монополии на производство и оборот этилового спирта".           
Приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Доклад Олега           
Анатольевича Нилова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как ни           
странно, предыдущий и этот законопроекты находятся в какой-то такой связи,      
которая оборачивается для нас самой страшной проблемой - потерей жизней         
десятков тысяч, если не сотен тысяч, наших граждан ежегодно. Прежде всего       
люди, находящиеся за чертой бедности, опускаются на так называемое дно и        
становятся, как их называют, алкоголиками, пьющими, причём употребляющими       
дешёвые напитки, которых в избытке на любом рынке, в любом ларьке, в любом      
маленьком магазинчике и даже в сетевых магазинах.                               
                                                                                
Я говорю про разного рода фальсификат, контрафакт и прочие горячительные        
напитки. Как правило, основная часть этих напитков производится из этилового    
спирта, но очень часто бывает, что этиловый спирт в интересах опять-таки        
получения не просто прибыли, а сверхприбыли, гигантской прибыли, замещается     
техническими, синтетическими спиртами и даже метиловым спиртом, который         
является ядом. Понятно, что никакой бизнес не остановится, если есть            
возможность получить не триста процентов, а три тысячи процентов прибыли,       
поэтому существует огромное количество каких-то нескончаемых цехов,             
производств, и они не перестанут существовать, как бы мы ни усиливали           
контроль, ни вводили ЕГАИС и так далее.                                         
                                                                                
Вот эта гигантская прибыль, сверхприбыль, которая когда-то поступала в казну    
империи, в казну Советского Союза, - это вторая причина внесения нашего         
законопроекта, ведь сейчас она поступает в карманы вот этого самого бизнеса,    
вот этой мафии, алкомафии. На эти деньги можно купить многих, закрыть кому-то   
глаза зелёными бумажками, откупиться, открыть новое производство буквально      
через несколько недель после закрытия старого, отделаться лёгким испугом        
вместо тяжёлых тюремных сроков и так далее.                                     
                                                                                
Вопрос архисерьёзный. До 40 тысяч смертей от отравления, что называется, от     
перепития - вот сколько людей мы теряем! И если мы говорим, что главная         
задача - сбережение нашего народа, давайте принимать какие-то комплексные       
решения. Я не говорю, что это всё сразу решает, только контроль за качеством    
вот именно этого самого основного носителя, составляющей любого крепкого        
напитка - этилового спирта мы и предлагаем передать в государственные руки.     
Предприятия, более 50 процентов акций которых принадлежит государству,          
получат право на производство этилового спирта. Вот это главная составляющая,   
главное условие обеспечения контроля качества. Как следствие, ни одно другое    
предприятие, частное предприятие, не сможет производить никакой продукт на      
базе алкоголя, этилового спирта, покупая его на рынке. Сейчас есть такая        
возможность: производят этиловый спирт, производят алкогольные напитки, не      
желая выпускать отраву, яд, но на рынке всплывают недоброкачественные спирты,   
а иногда просто откровенная отрава.                                             
                                                                                
Вот наше предложение заключается только в одном. Мы несколько раз предлагали    
подобные законопроекты, и они были подробнее, но сегодня мы остановимся на      
том, что предложим вариант только государственной монополии на производство     
этилового спирта. А правительству мы предлагаем осуществить поэтапный выкуп     
имеющихся производств, частных производств, но это будут не единоразовые        
выплаты из бюджета - поэтому никаких расходов мы не предполагаем, - а           
постепенный, поэтапный выкуп на средства от прибыли, которую будут приносить    
эти самые предприятия. Какая тут рентабельность и какая выгода, я не буду       
сейчас перечислять, достаточно вспомнить опять-таки только что прошедшие        
новогодние каникулы: главным выгодополучателем от этих продолжительных          
каникул как раз является алкогольная отрасль, предприятия которой в             
большинстве случаев принадлежат частным производителям.                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, что была допущена глобальная ошибка, когда         
отдали всё это. Не хватало ещё отдать печатание денег частным                   
предпринимателям - а это всегда называлось в России, извините, жидкими          
деньгами. Вот отдали то, что производим, - и какие проблемы мы сегодня          
получаем! Какое количество больных алкоголизмом, сопутствующими                 
заболеваниями, а ведь всё это ложится на плечи государства! Ранняя              
инвалидность, нетрудоспособность - это всё государство оплачивает из своего     
кармана, вместо того чтобы воспользоваться этими деньгами.                      
                                                                                
Какое количество денег? По нашим оценкам - от 400 миллиардов до 500             
миллиардов рублей. Этого хватит, чтобы увеличить в 2 раза расходы бюджета       
Министерства здравоохранения. Понимаете, какие серьёзные деньги мы можем        
получать, но пока не хотим? Не хотим связываться, не хотим кому-то испортить    
настроение, не хотим испортить кому-то бизнес. А наша фракция предлагает это    
сделать! И главное, повторю, говорю, не деньги, главное - сберечь жизни наших   
граждан!                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена комитета по экономической политике Виталия Викторовича           
Бахметьева.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный вопрос имеет          
многовековую историю. Начиная с XV века в России вводили и отменяли             
госмонополию на производство и оборот спирта, алкоголя. Впервые ввёл её Иван    
III - и отменил. Пётр I ввёл госмонополию и 20 лет спустя отменил в пользу      
пошлины. Мы опять наступаем на те же грабли! Последний раз госмонополия была    
в Советском Союзе с 1924 по 1992 год.                                           
                                                                                
Но вернёмся в наше время. Комитет подробно разобрал данный вопрос и             
предлагает Думе отклонить законопроект в первом чтении по следующим причинам.   
В соответствии со статьёй 2 законопроекта предусматривается наделение правом    
осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта только    
организаций, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации      
составляет более 50 процентов. Следовательно, в законопроекте подразумевается   
не введение государственной монополии, а ограничение круга субъектов,           
наделённых правом осуществлять деятельность по производству и обороту           
этилового спирта, то есть это не госмонополия. Это первое.                      
                                                                                
Комитет также подчёркивает - вторая причина, - что в законопроекте              
предлагается распространить государственную монополию на производство и         
оборот этилового спирта, а если исходить из легального определения этилового    
спирта, то и на производство и оборот дистиллятов - значит, мы накрываем и      
винодельческую отрасль. То есть, если мы опираемся на 171-й федеральный         
закон, формулировку в нём понятия "этиловый спирт", мы накрываем и виноделие,   
тоже подводим его под госмонополию.                                             
                                                                                
Третье. Комитет обращает внимание на то, что абзацы второй и третий статьи 2    
законопроекта содержат внутренние противоречия. Согласно абзацу второму         
правом осуществлять деятельность по производству и обороту этилового спирта     
наделяются только организации, в уставном капитале которых доля Российской      
Федерации составляет более 50 процентов. Согласно абзацу третьему               
законопроекта закупку у организаций-производителей и хранение этилового         
спирта могут осуществлять также иные организации, отвечающие требованиям        
171-го федерального закона.                                                     
                                                                                
Четвёртая причина. Статья 3 законопроекта устанавливает, что Правительство      
Российской Федерации до 1 декабря 2017 года - ну это мы ещё с прошлого года     
рассматриваем - должно определить сроки и порядок передачи имущественных        
комплексов по производству и обороту этилового спирта на территории             
Российской Федерации, порядок, перечень и систему функционирования              
организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта. Между тем   
абзацем третьим пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса установлено, что       
обращение в государственную собственность имущества, находящегося в             
собственности граждан и юридических лиц, производится на основании закона с     
возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке,               
установленном статьёй 306 кодекса. При этом авторы законопроекта не             
представили финансово-экономического расчёта того, сколько для этого            
необходимо ресурсов.                                                            
                                                                                
В то же время в законопроекте предусматривается, что убытки, причинённые в      
результате процедур, направленных на введение государственной монополии на      
производство и оборот этилового спирта на территории Российской Федерации, в    
том числе возникающие у лиц, чьё имущество подлежит изъятию, компенсируются     
за счёт доходов федерального бюджета, полученных в результате деятельности по   
производству и обороту этилового спирта с момента окончания таких процедур.     
Ну, как было сказано, вначале заберём, а потом за счёт полученной прибыли       
будем владельцам этих предприятий возвращать. Указанный механизм компенсации,   
по мнению комитета, противоречит установленному статьёй 35 Бюджетного кодекса   
Российской Федерации принципу общего покрытия расходов бюджетов, который        
означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определёнными доходами    
бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, то есть противоречит     
Бюджетному кодексу. В статье 5 законопроекта содержатся положения,              
направленные на запрет импорта на территорию Российской Федерации этилового     
спирта. Между тем подобные ограничения и запреты должны осуществляться с        
учётом положений Договора о Евразийском экономическом союзе. Получается,        
опять наступаем на грабли, когда говорим, что сделаем всё у себя, но нужно же   
учитывать договор, который подписан и требования которого мы обязаны            
соблюдать.                                                                      
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по экономической политике, промышленности,         
инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе   
отклонить в первом чтении проект федерального закона "О государственной         
монополии на производство и оборот этилового спирта".                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, сейчас в России госрегулированию поддаётся уже 70            
процентов производства этилового спирта. Это три компании. Первая компания -    
федеральная, "Росспиртпром", которая произвела 264 миллиона литров спирта, а    
общий объём производства водки в Российской Федерации - примерно 710            
миллионов литров. Также есть "Татспиртпром" и "Башспирт", региональные          
компании. Таким образом, 70 процентов мы покрываем. Если глубже тему изучить,   
выяснится, что наши соседи, взять ту же самую Белоруссию, покрывают 90          
процентов, но производство нелегального алкоголя не уменьшается.                
                                                                                
Предлагаем отклонить законопроект.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Да.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Анатольевич, скажите, пожалуйста, в чём принципиальное отличие   
вашего законопроекта от тех законопроектов, в том числе фракции ЛДПР, которые   
ранее были отклонены? В чём принципиальное отличие?                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я не помню наизусть законопроекты ЛДПР и поэтому не могу назвать    
отличия. Новация данного законопроекта и его отличие от нашего предыдущего,     
который, по-моему, был внесён в прошлом или позапрошлом году, в том, что в      
статье 5 мы действительно предлагаем запретить импорт этилового спирта.         
Объяснение очень простое. Уважаемые коллеги, мы получаем рекордные урожаи       
зерна. Зерно у нас по разным причинам не хотят покупать. Так вот это и есть     
то, что нужно дать нашим производителям, нашему государственному                
производителю в данном случае.                                                  
                                                                                
Возьмите в свои руки хотя бы оставшиеся, как вы говорите, 30 процентов рынка,   
организуйте производство, ни у кого ничего отбирать не надо. Не захотят на      
тех условиях, которые правительство им предложит, передать какие-то             
проценты... Я не говорю о полном пакете акций: 49 процентов - пожалуйста, они   
могут оставить, а 51 процент - продать в рассрочку, правительство договорится   
с ними. Не хотите - значит... Я считаю, это такое сверхдоходное производство,   
как печатание денег, давайте организуем его сами. Если вы говорите, что ни в    
коем случае не можете, не имеете права защищать отечественного производителя    
зерна, спирта и так далее, - это ваша позиция. Наша позиция в том, что мы       
обязаны создать условия для своего производителя, обязаны заставить             
договориться наших партнёров, а вы говорите, как будто есть какой-то            
непреодолимый барьер. Наши партнёры постоянно просят нас простить это,          
передать то, и мы соглашаемся. А сейчас давайте попросим их, чтобы они взамен   
согласились на наши условия. Это и есть главное отличие законопроекта -         
защита интересов российского производителя зерна, российского производителя     
качественного этилового спирта и, самое главное, - российского потребителя.     
Ну это не новация, а основа законопроекта.                                      
                                                                                
Обеспечить безопасность не самого полезного напитка, к сожалению, не            
получалось до сих пор. Если десятки тысяч граждан России ежегодно гибнут от     
этой беды, давайте принимать меры. А если они кому-то не нравятся... Конечно,   
здесь не может быть идеального решения, которое устроит и бизнес, и наших       
соседей и так далее, но приоритет должен быть отдан именно защите здоровья      
граждан.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич.                            
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Анатольевич, не обращали ли вы внимания на диссонанс между       
целеполаганиями, которые вы вербально излагаете, и сутью документа? Ведь мы     
гибнем из-за того, что пьём действительно много, наносим огромный ущерб         
здоровью в связи с объёмами потребления. В вашем законопроекте ничего не        
сказано о том, насколько мы уменьшим объёмы потребления, если отдадим это       
государству. Ведь в объёмах потребления самая главная причина, а не в том,      
что метиловый вместо этилового наливают и так далее. Кстати, цифра 40 тысяч     
соответствует данным начала этого века, а сейчас по семи нозологиям МКБ-10      
гораздо меньше, но всё равно погибает огромное количество людей... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я, пожалуй, с вами соглашусь. Здесь можно констатировать и          
говорить о том, что количество потребления снижается. Оно снизилось с 15 до     
10 литров на человека - такова статистика, фиксируемая официальными             
структурами. Верить ей или не верить? Я её вижу перед глазами. Количество       
потребления снижается, но, к сожалению, количество опасного алкоголя не         
снижается - по разным причинам, в том числе и из-за того, что... Пока           
остаётся хотя бы десять процентов возможности появления на рынке грязного,      
опасного спирта... Понимаете, его можно замешать в целях экономии с             
произведённым на официальных, даже государственных заводах, и вы всё равно      
получите яд, и вот эта ложка яда, добавленная в бутылку с чистым алкоголем,     
всё равно отравит огромное количество людей.                                    
                                                                                
Конечно, нужно бороться с алкоголизмом, нужно замещать крепкий алкоголь         
вином, и это всё совершенно правильные вещи. Но проконтролировать качество      
невозможно хотя бы потому, что на таких частных предприятиях, производствах     
всегда будут работать во вторую, третью смену. Это даже может быть              
качественный алкоголь, но он нелегальный, это производство в обход уплаты       
налогов и так далее, поэтому мы предлагаем радикальную меру - взять под         
государственный контроль, а значит, будет и государственная ответственность.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к Виталию Викторовичу.                                            
                                                                                
Виталий Викторович, вы изложили позицию комитета, которая, как я понимаю,       
аналогична позиции правительства. Мне хотелось бы прояснить ситуацию.           
Понятно, что в законопроекте две новации - введение госмонополии и              
установление запрета на импортный спирт. По госмонополии вы уже высказались,    
а вот что касается запрета на импорт, почему бы нам не рассмотреть эту          
возможность и не принять закон хотя бы в этой части?                            
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Конечно, рассмотреть можно, но тогда надо будет                 
пересматривать евразийский договор о сотрудничестве, потому что там все эти     
вещи прописаны, и если мы будем вводить какие-то ограничения, то мы и в ответ   
получим ограничения. Объём импорта не такой большой, и если говорить о          
влиянии импорта на рынок, то я сказал бы так: объём импорта не превышает        
пределов, которые можно регулировать на рынке России.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович.                             
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Виталий Викторович, нельзя ли подробнее объяснить     
позицию комитета: почему вы в принципе против государственной монополии на      
производство этилового спирта? Вы же прекрасно понимаете, что её отсутствие -   
это единственный базис, причина, почему появляются некачественный спирт,        
палёная водка в больших объёмах, и не случайно десятки тысяч, 20-30 тысяч       
человек погибают. Почему ваш комитет и вы в принципе против государственной     
монополии?                                                                      
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Николай Михайлович, дело в том, что контрафактный и             
суррогатный алкоголь делают нелегальные фирмы, нелегальные компании, и, как я   
уже сказал, 75 процентов производства спирта уже покрывает госмонополия - три   
компании выпускают более 70 процентов общего объёма произведённого этилового    
спирта.                                                                         
                                                                                
Если мы будем давить на бизнес, то он будет уходить в тень, если мы над теми    
компаниями, которые сегодня ведут свой бизнес прозрачно, показывают своё        
качество, отчитываются перед всеми контролирующими органами, будем заносить     
меч в виде монополизации и национализации этого бизнеса, то мы добьёмся того,   
что они уйдут в тень и будут работать на этом рынке уже по-другому, при этом    
будет возможность выпускать суррогатный алкоголь. Вот одна из основных          
причин.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Анатольевич, представитель комитета сказал, что сейчас    
уже 75 процентов контролирует государство, ваш законопроект, концепция          
направлена на борьбу с подделками, суррогатом, контрафактом и так далее.        
Владеете ли вы информацией, сколько у нас вообще предприятий работает в         
данном направлении, вот эти оставшиеся 30 процентов, которые производят этот    
спирт, и есть ли факты, когда эти предприятия были пойманы на изготовлении      
контрафакта?                                                                    
                                                                                
НИЛОВ О. А. Предприятия, которые производят этиловый спирт, работают в рамках   
закона, это не запрещено, этих предприятий огромное количество, чаще всего      
они малые и средние. Самая большая беда и самая большая проблема, что на этих   
предприятиях контроль качества осуществляется как бог на душу положит: если     
приличные владельцы, хозяева, значит, будет должный контроль, если нет -        
могут быть любые варианты изготовления спирта, любого качества. Но самое        
страшное даже не в том, что эти заводы работают, а в том, что под сурдинку,     
под именем якобы легальных спиртзаводов работают вот эти производители          
откровенного этилового яда, имеется в виду технический спирт, синтетический и   
так далее, вплоть до метилового, и продавцы метилового спирта тоже              
представляются производителями легального этилового спирта. Поэтому я и         
говорю, что если мы не запретим вообще, как факт...                             
                                                                                
Возможность покупки где-либо спирта вообще должна быть запрещена, ну нельзя     
навести порядок, если останется даже пять или три процента. Посмотрите, как     
существуют сегодня все эти подпольные фабрики и заводы. Они покупают один раз   
на государственном заводе спирт и разливают его в подвалах, второй раз - у      
частника, а третий раз туда попадает фура, или несколько фур, или вагоны        
откровенной отравы. Поэтому я и говорю, что государство сначала должно взять    
на себя осуществление жёсткого контроля за производством, а потом               
пресекать... Миллионы тонн вот в этих эшелонах и фурах перемещаются по          
стране. Почему перемещаются? Да потому, что это не запрещено. С документами     
от какого-то частного заводика они везут по всей стране, и полиция ничего не    
может сделать. Я говорю о том, что спирт должен производиться только на         
государственном предприятии и должна быть в обязательном порядке установлена    
жесточайшая ответственность, до 20 лет тюрьмы, если кто-то захочет              
изготавливать этот спирт, более того, перемещать его и разливать в подвалах,    
и такие законопроекты у нас тоже есть.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Вообще этот вид деятельности лицензируется. Есть                
контролирующие организации - Росалкогольрегулирование, - которые отслеживают,   
как работают эти предприятия: за 2017 год 30 компаний были лишены лицензий,     
они теперь не имеют права производить спиртосодержащую продукцию.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович.                              
                                                                                
МАРИНИН С. В. Олег Анатольевич, а может ли случиться так, что после введения    
монополии нынешние производители алкоголя уйдут под другую юрисдикцию,          
например Белоруссии, будут там платить налоги и поставлять свою продукцию уже   
как импорт? Оценивались ли вами такие риски?                                    
                                                                                
НИЛОВ О. А. Например, в Белоруссию, я считаю, их никто не пустит, начиная с     
президента и заканчивая силовыми структурами, поэтому не тот пример вы          
привели. То же самое могу сказать и по Казахстану, а уж в Ереване с его         
коньяками и другой продукцией они тем более не найдут себе места для            
производства контрафакта и какого-то дешёвого, палёного спирта и крепких        
напитков, поэтому не надо этого бояться.                                        
                                                                                
Ну а если они туда уйдут, будет уже другой вопрос: как закрыть границу именно   
для такого фальсифицированного продукта, спирта или водки? Я думаю, это         
важнейшая задача, но она решается гораздо легче, чем вот та, о которой мы       
сейчас говорим, - гораздо сложнее справиться с целой отраслью. Есть разные      
оценки, и кто-то говорит, что до 50 процентов производимого в стране крепкого   
алкоголя проходит мимо контроля, мимо бюджета. То есть не 50 процентов          
опасного, фальсифицированного, отравленного алкоголя, но точно с                
колоссальными нарушениями, и с этим нужно что-то делать, и начинать нужно в     
том числе, я считаю, с государственной монополии и с государственного           
контроля за количеством и качеством произведённого в стране этилового спирта.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна.                                  
                                                                                
ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Анатольевич, у меня к вам вопрос. Всё-таки законопроект - это    
не эмоции, это юридический документ, и практика показывает, что в               
Государственной Думе ещё в ноябре 2011 года и в марте 2016 года такие           
законопроекты рассматривались и практически с такой же мотивацией их            
отклоняли. Сейчас мы смотрим, и авторы... и соавторы, и соисполнители по        
законопроекту, профильный комитет, говорят, что нарушена статья 35 Бюджетного   
кодекса, а я вам больше скажу: речь идёт ещё и о статье 83 Бюджетного           
кодекса, но при этом в финансово-экономическом обосновании нет расчётов.        
                                                                                
Я хочу вам задать вопрос: первое чтение - это рассмотрение концепции, если мы   
сейчас не видим финансовых расчётов, то, скажите, пожалуйста, когда мы их       
увидим? И о чём тогда законопроект, если главная задача при рассмотрении        
концепции в первом чтении и самая главная задача, которую, я так понимаю, вы    
перед собой ставите, - это монополия, потом финансирование из бюджетов...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я не соглашусь, что главное - это деньги. Я ещё раз подтверждаю,    
что главное - не деньги, даже если они большие, если это касается десятков и    
сотен миллиардов рублей. Действительно сложно посчитать, сколько потребуется    
денег, чтобы выкупить имеющиеся 30 процентов акций частных производителей,      
сложно это посчитать. Ещё раз говорю, что может быть ситуация, когда они        
скажут: "Да не хотим, ну не хотим, лучше закроем, не будем вам, государству,    
ничего продавать, ни на каких условиях, ни сразу, ни потом". Поэтому            
невозможно всё тут предугадать, для этого есть правительство, на которое мы и   
возлагаем эту обязанность: либо выкупить сразу, либо, не знаю, с рассрочкой     
какой-то продолжительной... Но я не вёл бы речь, не говорил бы о том, чтобы     
сразу из бюджета выложить круглую сумму за 30 процентов, но даже если и так,    
то правительство пусть решает. Я считаю, эти деньги вернутся с лихвой сразу     
же, в течение одного года, потому что это сверхдоходный бизнес. Ну а            
доказывать это с цифрами, мы посчитали, пока нет необходимости.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Извините, не ту кнопку нажал. Можно вопрос задать              
представителю комитета?                                                         
                                                                                
Вот мы около 10 миллиардов бюджетных средств потратили на систему ЕГАИС         
(по-моему, она так называется) - как вы считаете, анализировали ли вы, в чём    
причина, почему она не работает?                                                
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Как не работает? Она работает. Не так эффективно, как           
хотелось бы, но это фактор времени, со временем она заработает на полную        
мощность. И самым главным результатом работы этой системы будет то, что мы      
уйдём от контрафактного алкоголя.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Бокк Владимир Владимирович.                                                     
                                                                                
БОКК В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, производство и   
распространение суррогатной алкогольной продукции в России является серьёзной   
проблемой, однако принятие грубых, не продуманных глубоко решений, как          
правило, приводит к непредсказуемым последствиям.                               
                                                                                
Во-первых, предлагаемые в законопроекте меры затронут интересы компаний,        
производящих качественную продукцию, добросовестно платящих налоги и            
создающих рабочие места.                                                        
                                                                                
Во-вторых, данные меры противоречат действующему законодательству:              
федеральный закон № 171-ФЗ позволяет вводить федеральным законом                
государственную монополию на рассматриваемый вид деятельности, а в              
законопроекте предлагается не государственная монополия, а ограничение круга    
субъектов, осуществляющих производство, оборот этилового спирта.                
                                                                                
В-третьих, фактически в законопроекте предлагается распространять               
государственную монополию на производство и оборот дистиллятов. Согласно тому   
же федеральному закону № 171-ФЗ этиловый спирт - спирт, произведённый из        
пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт,     
фармацевтические субстанции спирта этилового (этанол), головная фракция         
этилового спирта, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый,        
коньячный, кальвадосный, висковый.                                              
                                                                                
Следовательно, законопроект предусматривает введение государственной            
монополии и на производство и оборот дистиллятов, производство которых          
осуществляют организации - производители винодельческой продукции.              
                                                                                
В-четвёртых, положения законопроекта о запрете импорта этилового спирта не      
проработаны с учётом положений Договора о Евразийском экономическом союзе.      
Целый ряд пунктов этого договора связан, в частности, с вопросами импорта.      
Евразийский экономический союз может применять запрет на ввоз или вывоз         
товаров как меру нетарифного регулирования только в торговле с третьими         
странами. Согласно Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении      
третьих стран к данному договору экспорт и импорт товаров осуществляются без    
применения запретов и количественных ограничений, кроме ряда исключительных     
случаев, прописанных в протоколе.                                               
                                                                                
В-пятых, не проработан финансовый аспект реализации закона. Согласно            
законопроекту убытки, причинённые в результате всех процедур, направленных...   
                                                                                
Я от фракции, добавьте время.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
БОКК В. В. ...на установление государственной монополии, компенсируются за      
счёт доходов федерального бюджета, полученных в результате деятельности по      
производству и обороту этилового спирта с момента окончания таких процедур. А   
судя по финансово-экономическому обоснованию, принятие закона не потребует      
дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.               
                                                                                
И наконец, данная инициатива не является уникальной, уже не раз депутаты от     
оппозиционных фракций пытались национализировать производство алкоголя.         
Невзирая на достаточно грамотные аргументы против введения полной или           
частичной госмонополии, подобные инициативы регулярно вносятся в                
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" опирается на принципы пользы и эффективности и          
ориентируется в первую очередь на улучшение здоровья и благосостояния наших     
граждан. В борьбе с суррогатным алкоголем необходим системный подход. Фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает за более действенные способы регулирования            
алкогольного рынка: обсуждаются и прорабатываются меры акцизной политики,       
вопросы ужесточения наказания за производство и продажу суррогатных настоек и   
алкоголя, усиления активности контролирующих и правоохранительных органов,      
новые требования к таре и другие. Рассматриваемый законопроект недоработан. В   
нём есть ряд противоречий и неточностей, не просчитаны экономические            
последствия предлагаемого решения, не продуман процесс реализации закона.       
                                                                                
В связи со всем изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать данный   
законопроект.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, добрый день! Я хочу ещё раз вернуться к концепции            
законопроекта, в котором говорится о двух вещах - о госмонополии и о запрете    
импорта. Почему авторы законопроекта предлагают именно такой подход? На мой     
взгляд, авторы исходят из того, что любой вопрос решается комплексными          
мерами. Понятно, что после принятия данного закона, как уже говорил             
докладчик, надо будет ещё ужесточить меры наказания за нарушение его норм.      
                                                                                
Для того чтобы обосновать свои доводы, хочу обратиться к цифрам, которые дают   
наши статистические органы. Докладчик в своём выступлении уже говорил, что      
потребление алкоголя уменьшилось с 15 литров в 2009 году до 10 литров в 2016    
году на душу населения. Росстат также фиксирует снижение как потребления        
производимой алкогольной продукции, так и самого производства на 22 процента,   
при этом, заметьте, производства спирта - только на 4 процента. В связи с       
этим эксперты единодушно утверждают, что реальный уровень потребления           
алкоголя в стране существенно выше, чем по официальным данным, которые          
приводятся.                                                                     
                                                                                
Кроме того, вернёмся к понятию госмонополии, вот та форма, которая предложена   
в законопроекте, которая подвергалась критике в том плане, что она не           
просчитана, как раз и предусматривает, скажем так, консолидацию активов по      
производству спирта в руках государства через рыночные механизмы, и это         
подтверждают уже имеющиеся на сегодняшний день данные, консолидация             
производства спирта в руках государства, о чём говорил, кстати, представитель   
комитета.                                                                       
                                                                                
В связи с этим хочу привести несколько цитат. Есть отчётность "Росспиртпрома"   
за 2014 год...                                                                  
                                                                                
Можете мне добавить время! Я от фракции.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИКОЛАЕВ О. А. ...где говорится, что к 2020 году предполагается существенно     
увеличить объём производимого спирта, но при этом консолидировать все           
производства, все активы по производству спирта в руках государственных         
структур. На сегодняшний день, как говорил докладчик от комитета,               
консолидация достигает 75 процентов всех мощностей. Для сравнения: в 2014       
году этот показатель составлял около 40 процентов, то есть "Росспиртпром",      
"Башспирт" и третья организация, которая была названа, контролировали порядка   
40 процентов производства спирта. Это говорит о том, что за эти два с лишним    
года была реализована без затрат бюджетных средств консолидация порядка 35      
процентов активов производства спирта. То есть, судя по этим фактам,            
реализация положений закона в принципе возможна как раз без затрат средств      
бюджета.                                                                        
                                                                                
И хочу привести ещё одну цитату, показывающую, что в самом правительстве нет    
единого мнения по поводу регулирования производства спирта. Это цитата из       
выступления вице-премьера Александра Хлопонина: "Монополия на продажу спирта,   
мне кажется, очень важная проблема, которой государство должно заниматься в     
следующем году и поставить это под контроль". Об этом он говорил в интервью     
телеканалу "Россия 24" в конце 2015 года.                                       
                                                                                
Следующий момент, который предусмотрен в законопроекте и который позволяет,     
по мнению авторов, как раз закрыть имеющиеся, скажем так, дыры, чёрные дыры в   
системе оборота алкогольной продукции, производства спирта, алкогольной         
продукции, касается импорта. Здесь, возможно, не нужно вводить запрет, это      
можно отрегулировать ко второму чтению, но должен быть полный контроль          
государства за импортом спирта, с тем чтобы спирт, который поступает на         
территорию Российской Федерации, направлялся только в легальный сектор          
производства алкогольной продукции. Это первая составляющая.                    
                                                                                
О второй составляющей автор сказал, отвечая на вопросы: тем самым мы серьёзно   
поддержим нашего сельхозтоваропроизводителя. Мы можем наблюдать, что, когда     
собирают рекордные урожаи сельхозпродукции, на рынке, соответственно,           
устанавливаются достаточно низкие цены на эту продукцию, из-за этого            
сельхозтоваропроизводители несут огромные убытки. С помощью этого закона мы,    
конечно же, могли бы оказать им существенную поддержку и дать импульс,          
вернее, поддержать темп развития отрасли сельского хозяйства.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, на наш взгляд, законопроект можно было бы поддержать в       
первом чтении и доработать ко второму, чтобы потом этот закон приносил пользу   
всем участникам алкогольного рынка и прежде всего защищал интересы населения,   
в первую очередь в плане сохранения здоровья нации.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста.                
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г. Глубокоуважаемые коллеги, безусловно, вызывает огромное          
уважение желание бороться с национальным злом, которым является алкоголизация   
нашего общества, прежде всего титульной нации нашей страны, что не может не     
вызывать тревоги. Но ни одно из положений данного законопроекта не решает       
этой проблемы, хотя и провозглашается цель снижения вредного воздействия на     
здоровье. Почему?                                                               
                                                                                
Начну с цифр. В 2009 году в правительственном документе был обозначен           
показатель 18 литров, таков объём потребления безводного алкоголя на душу       
населения. Вчера на государственном телеканале говорилось о 15 литрах           
пищевого алкоголя, предполагается, что этот алкоголь идёт на пищевые цели, то   
есть на потребление человеком, - цифра запредельно огромная! Предложение        
государственной монополии никак не отвечает на данный вопрос. Проблема в        
объёмах: физиологическая норма составляет 8 литров на душу населения, этот      
предел мы превышаем в 2 раза. И данный законопроект не решает этот вопрос:      
он, наверное, решает проблему налогов, но никакого отношения не имеет к         
устранению вредного воздействия алкоголя на здоровье.                           
                                                                                
Ещё одно зло, и это сегодня, к сожалению, звучит буквально в каждом             
выступлении как оппонентов, так и тех, кто за принятие законопроекта:           
дескать, наведём порядок в вопросах качества (хотя говорить о качестве яда,     
наверное, цинично) - и тогда всё решим. То есть мы говорим языком алкогольной   
мафии: она как раз говорит, что, если не будет суррогатов, не будет сивушных    
масел, тогда всё будет хорошо. Объём - главная проблема в нашем обществе,       
объём! Вот я говорил про семь статей МКБ - внезапная остановка сердца, да всё   
это происходит из-за огромного объёма потребления.                              
                                                                                
Данный законопроект, безусловно, не отвечает ни одному из обозначенных          
положений, вопросов, его принимать нельзя, но этой проблемой нужно              
заниматься, и я предлагаю фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вместе с нами над       
этим поработать. А позиция государства, кстати, изложена в концепции            
антиалкогольной политики, которая принята в 2009 году нашим правительством,     
это действительно тот документ, над которым мы должны работать - создавать      
новые законы.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет.                   
                                                                                
Докладчик, пожалуйста.                                                          
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я хочу поблагодарить всех коллег и считаю, что мы не напрасно       
потратили время: я уверен, нам придётся вернуться к этому вопросу, и готов      
выслушать альтернативные предложения. Вот Геннадий Григорьевич предложил        
хорошую идею. Можно не выкупать эти 30 процентов имеющихся мощностей, а         
просто их закрыть, тогда точно не потребуется никаких денег, мы готовы          
рассмотреть и такой вариант очищения этого рынка и одновременно его             
уменьшения на треть. Мы готовы к сотрудничеству, Геннадий Григорьевич,          
спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик будет выступать? Нет.                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О государственной           
монополии на производство и оборот этилового спирта".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               98 чел.21,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.