Заседание № 195
13.03.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 273375-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2718 по 3474 из 4827
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования". Докладывает Николай Иванович Осадчий. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи и коллеги! Представленный проект федерального закона содержит предложения внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, а именно: в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Внесение этих изменений обусловлено необходимостью совершенствования, улучшения системы обязательного медицинского страхования в нашей стране. Здесь сосредоточено и обращается немало государственных средств, но их использование происходит не всегда эффективно. Качество и доступность медицинской помощи - а это конституционное право граждан России, зафиксированное в статье 41 Конституции, - не достигли того уровня, который устраивал бы граждан, устраивал бы всё общество, здесь есть ряд проблем. В предлагаемом законопроекте содержится подход к решению одной из проблем - проблемы места и роли страховых медицинских организаций, а это негосударственные организации, имеющие соответствующую лицензию и уставный капитал. Мы считаем, что эти частные структуры могут быть исключены из государственной системы обязательного медицинского страхования, при этом страховые медицинские компании, которых сегодня несколько десятков, могли бы продолжить работу и наращивать её в сфере добровольного медицинского страхования. Напомню, каков механизм действия системы обязательного медицинского страхования в настоящее время: страховые взносы поступают от работодателей и региональных бюджетов в государственный фонд обязательного медицинского страхования, в его территориальные подразделения, а затем направляются в медицинские организации. А в чём заключается роль страховых медицинских компаний, что они делают? В сфере обязательного медицинского страхования при нынешнем положении дел они не являются страховыми в строгом смысле слова, поскольку не занимаются страхованием, не несут страховых рисков, актуарными расчётами не занимаются, но заключают договоры с территориальными органами фонда обязательного медицинского страхования и получают от них средства, которые должны направлять в медицинские учреждения для оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ. Реальным страховщиком выступает государство, территориальные структуры ФОМС, а страховые компании - это не более чем посредники между государственными деньгами государственного фонда и медицинскими учреждениями, больницами и поликлиниками. Кто и что ни говорил бы, но на первом плане в деятельности страховых медицинских организаций объективно, конечно, находится бизнес-интерес - получение прибыли путём вытягивания денег из медицинских организаций, из больниц и поликлиник. При этом на обеспечение деятельности самих страховых медицинских компаний, на ведение дел, как это записано в бюджетных строках, в последние годы расходовалось по 20 и по 30 миллиардов рублей, за прошлый год только официально израсходовано 15 миллиардов, подчёркиваю: из денег, собранных буквально всем миром в государственный фонд обязательного медицинского страхования. Подавляющее большинство общественных институтов в этой сфере выступает за устранение страховых медицинских организаций как ненужных посредников. Врачебное сообщество в большинстве своём, включая руководителя Национальной медицинской палаты, давно и настойчиво говорит о необходимости от них избавиться. Спросите в любом врачебном коллективе, у любого главного врача, и почти все наверняка скажут, что со страховыми компаниями что-то надо делать, помощи от них ноль, а помехи они создают. Я это утверждаю на основе собственного опыта, я посетил десятки участковых, районных больниц в нашем родном Краснодарском крае, побеседовал с медицинскими работниками и нигде иной точки зрения не услышал. За устранение этого звена выступают и общественные организации пациентов, которые говорят, что это вредное и лишнее звено, на качество и доступность медицинской помощи компании не влияют, а пациентов защищают очень слабо. Коллеги, в феврале прошлого года комитетом Государственной Думы был проведён "круглый стол" по данной проблеме, и в поддержку этой структуры выступали - кто бы вы думали? - сами представители этой структуры, а все остальные участники "круглого стола" говорили, что надо очень серьёзные изменения вносить. Почему? Потому что в деятельности страховых медицинских компаний имеют место дублирование финансовых и контролирующих функций территориальных органов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, лишний документооборот, в самой экспертизе преобладает формальный подход, не определены источники обеспечения подготовки экспертов качества медицинской помощи и так далее, и так далее. Что мы предлагаем? Мы предлагаем, исключив данные организации - страховые медицинские компании - из системы обязательного медицинского страхования, передать контроль за деятельностью медицинских организаций и экспертизу качества медицинской помощи полностью Росздравнадзору, а работу с полисами, учёт застрахованных граждан и прямое, подчёркиваю, без посредников финансирование медицинской помощи могли бы осуществлять территориальные структуры фонда обязательного медицинского страхования. Это и предлагается рассматриваемым законопроектом. У нас предусмотрены и переходные положения, которые касаются урегулирования вопросов с работниками тех организаций, которые сегодня являются страховыми медицинскими компаниями, привлечения квалифицированных кадров в территориальные структуры фонда обязательного медицинского страхования. Коллеги, я прошу внимательно посмотреть, ещё раз подумать и поддержать данный законопроект, так же как это сделает, безусловно, вся фракция КПРФ, потому что законопроект подготовлен и внесён большой группой наших депутатов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. С содокладом от Комитета по охране здоровья выступает Тамара Ивановна Фролова. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья считает очень важной и нужной работу по совершенствованию законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе по регулированию деятельности страховых медицинских организаций, но, уважаемые друзья, если бы проблемы в здравоохранении зависели только от страховых медицинских организаций, то всё было бы очень просто и легко. Рассмотрев законопроект на своём заседании, Комитет по охране здоровья не рекомендует его принимать в представленном варианте, так как отдельные его положения являются недостаточно проработанными, содержат внутренние противоречия и несоответствия действующему законодательству. Прежде всего, в законопроекте нет чёткости в определении нового порядка договорного регулирования в системе обязательного медицинского страхования и порядка страхования. В представленном варианте все договоры регламентируют вопросы оплаты медицинской помощи - по сути, они все дублируют друг друга. При определении порядка страхования предполагается, что страхование новорождённых детей будет осуществляться территориальным фондом, выбранным одним из родителей ребёнка. С учётом того что на территории каждого региона только один территориальный фонд, эта норма утрачивает смысл. Законопроектом установлено, что застрахованное лицо, подав заявление о выборе или замене медицинской организации, уже считается застрахованным в ней, но с учётом того, что приём указанных заявлений является частью полномочий страховщика, медицинские организации не могут осуществлять данную функцию. Законопроект содержит ряд положений, не являющихся предметом регулирования законодательства в сфере медицинского страхования. Порядок замещения сотрудниками страховых компаний вакантных должностей в терфондах при передаче полномочий регулирует Трудовой кодекс, сроки формирования и предоставления проектов бюджетов как федерального фонда, так и территориальных фондов - Бюджетный кодекс. Порядок выбора медицинской организации не согласуется с положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Полномочия Росздравнадзора в сфере контроля качества регламентируются законодательством в сфере государственного контроля, 323-м федеральным законом. Отдельные положения законопроекта противоречат Бюджетному кодексу, например в части ведения территориальными фондами раздельного учёта как средств ОМС, так и собственных средств, при этом соответствующие изменения в Бюджетный кодекс законопроектом не предусмотрены. И самое важное, уважаемые друзья, с точки зрения Комитета по охране здоровья, передача полномочий по контролю качества медицинской помощи в сфере медицинского страхования Росздравнадзору повлечёт за собой погружение данного вида контроля в имеющиеся у Росздравнадзора государственные функции по контролю, - по сути, будет утрачена основная функция страхового принципа финансирования, связанная с осуществлением контроля качества медицинской помощи по принципу проведения независимой экспертизы. Какой же она тогда будет независимой, если будет внутриведомственной? Уважаемые друзья, ну, на сегодняшний день мы осуществляем финансирование за пролеченных больных; если эти средства будут поступать из федерального и региональных фондов, то каким же тогда будет контроль качества без экономических результатов? Так не бывает! Возврат к сметному финансированию - это, скорее, регресс, чем развитие. Кроме того, уважаемые коллеги, в соответствии с федеральным законом № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации...", о чём говорил сейчас автор, на данный законопроект должно быть получено заключение Банка России. Законопроект прошёл рассылку в установленном порядке: от исполнительных органов поступило семь положительных заключений и 36 отрицательных, от законодательных органов поступило 11 положительных и девять отрицательных заключений. Уважаемые коллеги, с учётом изложенного комитет предлагает отклонить рассматриваемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Ивановна. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите результаты. Щапов Михаил Викторович. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Вопрос докладчику. Уважаемый Николай Иванович, на данный момент какую роль играют страховые медицинские организации в повышении качества медицинского обслуживания? Насколько критичным будет их исключение из системы страхования и не приведёт ли это к снижению доступности и качества медицинских услуг? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Спасибо за вопрос, Михаил Викторович. Ну, одно дело, как это прописано в сегодняшнем законодательстве, касающемся системы обязательного медицинского страхования, а там чётко определены функции страховых компаний, и, по идее, при полном осуществлении этих функций строго по закону страховые медицинские компании как раз должны делать то, о чём вы сказали. На деле же мы с трудом можем вспомнить, буквально по пальцам сосчитать случаи, когда эти самые страховые компании реально помогали пациентам, реально их защищали, качественно осуществляли те функции, о которых идёт речь. Знаете, тут вспоминается строчка из басни Ивана Андреевича Крылова: "Они немножечко дерут, / Зато уж в рот хмельного не берут, / И все с прекрасным поведеньем". То есть сегодняшнее положение дел таково, что вполне безболезненно можно исключить страховые компании, и худо от этого не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Николай Иванович, представитель комитета высказала достаточно серьёзные замечания в адрес законопроекта. Первый вопрос: скажите, пожалуйста, согласны ли вы с этими замечаниями? И второй вопрос: в связи с этими замечаниями у вас не было желания отозвать законопроект, доработать его и перевнести заново? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Осадчему включите микрофон. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Андрей Геннадьевич, этот законопроект на заседании комитета рассматривался не единожды, это происходит в течение двух лет. Уже на первом этапе в предварительном заключении комитета был высказан ряд замечаний - мы учли те замечания, которые были первоначально высказаны, внесли изменения и исключили ряд положений, которые затрагивали ещё целый пакет федерального законодательства. В данный момент мы считаем, что ситуация связана не столько с несовершенством внесённого законодательного проекта, сколько с той внутренней борьбой, а иногда и внешне проявляющейся борьбой, которая существует в этой сфере. Страховые медицинские компании - а у нас десяток компаний на страну, клиентами которых являются 80 процентов всех застрахованных лиц, - естественно, заинтересованы в сохранении своего положения. Мы считаем, что делаем шаг в стратегически верном направлении. Даже если сегодня законопроект будет отвергнут, повторю, мы опираемся на позицию большинства врачебного сообщества и большинства представителей пациентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. У меня к Тамаре Ивановне вопрос, точнее, два вопроса. Первый. Уважаемая Тамара Ивановна, не могли бы вы привести данные о количестве обращений в страховые фонды и примеры решения конкретных проблем? По скольким из этих обращений граждан были приняты положительные решения? И второй вопрос. Вот вы говорите, что принятию этого законопроекта мешает несогласованность с другими нормативными правовыми актами, которые на сегодняшний день уже приняты. Но, если деньги идут посредникам, вместо того чтобы идти на лечение больных, не лучше ли будет принять этот законопроект в первом чтении, ко второму чтению его доработать и привести в соответствие существующему законодательству? Мы сами создали эти нормативные правовые акты - в нашей власти их изменить! Может быть, это действительно будет правильное решение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите. ФРОЛОВА Т. И. Вера Анатольевна, спасибо за вопросы. Что касается первого вопроса, к глубочайшему сожалению, я абсолютно не поняла, о чём вопрос, поэтому начну отвечать со второго. Страховые компании являются посредниками, безусловно, и в законодательстве прописано, что они являются посредниками, но эти деньги мимо ни в коем случае не проходят. Первая, основная функция этих компаний, прописанная в федеральном законодательстве, - это осуществление финансирования пролеченных больных по тарифам, которые устанавливаются в субъекте тарифным соглашением. По всем этим реестрам со счетами ведётся персонифицированный учёт, и любой человек, любой депутат может посмотреть свой лицевой счёт в любой момент в онлайн-режиме, поэтому говорить, что деньги не доходят до пациента и до больницы, совершенно неправильно. Безусловно, можно, как вы предлагаете, исключить страховые компании, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении можно внести изменения в другие законы, но решит ли это проблему во всём здравоохранении? Где же будет тогда контроль качества медицинской помощи? Значит, мы тогда должны медицинское страхование - о чём я уже кратко, соблюдая регламент, сказала в своём выступлении - и формирование доходных средств за пролеченного больного тоже исключить. Значит, закон о медицинском страховании существовать не должен, потому что не может быть такого, что доход за пролеченного больного формируется, а деньги никаким образом экономически в лечебном учреждении не работают, и качество будет оцениваться внутри ведомства чиновниками, которые работают в региональных минздравах и в росздравах, - такого нет, наверное, ни в одном государстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Иванович, у меня к вам вопрос. Если бы вы предложили концепцию законопроекта, которым мы защитили бы интересы каждого из 146 миллионов жителей России в том, что касается качества здравоохранения, качества медицинских услуг, я была бы двумя руками за, поддержала бы закон, но вы предлагаете контрольную функцию территориального фонда, который тоже подчиняется губернатору области и Министерству здравоохранения, просто отдать Росздравнадзору. Вы говорите, что ничего хорошего не слышали о страховых компаниях, и я могу это сравнить с действиями средств массовой информации: выхватили из текста... Нет, давайте посмотрим динамику, что происходило, когда принимался закон и были созданы ФОМСы, и что происходит сегодня. Если бы вы предложили ужесточить контроль за ними, контроль прохождения денег, формулу новую предложили бы, я была бы за, но уважаемый комитет по здравоохранению, в который входят наши коллеги... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Михайловна, задавайте вопрос. Уже минута прошла. 15 секунд добавьте, пожалуйста. ГУСЕВА И. М. Я всё-таки хочу понять: чем отличается формула, которая есть сегодня, от той, которую предлагаете вы? Это те же деньги, только контролировать будет Росздравнадзор, про который я от врачей тоже ни одного доброго слова никогда не слышала! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Осадчему включите микрофон. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Ирина Михайловна, хотелось бы обратить внимание вот на что: у нас по всем законам капитализма, который мы хорошо изучали и знаем по марксистской теории, происходит монополизация этого рынка, поначалу было несколько сотен этих компаний, затем, после внесения изменений в требования к уставному капиталу, осталось 40 компаний, теперь, по-моему, ещё меньше, и реально десяток из них всё определяют. То есть идёт очень серьёзная монополизация рынка... я не хочу говорить, что может быть корпоративный сговор, но такие мысли приходят в голову, когда мы видим, что всё концентрируется в очень немногих руках. Это первое. Второе. Я ещё раз хочу напомнить: мы не собираемся, не планируем этим законом осуществить революцию в системе здравоохранения - мы хотим провести реформирование системы ОМС, чтобы она работала лучше и эффективнее. В этом смысле 15-20 миллиардов рублей, отвлекаемых на ведение дел страховыми медицинскими компаниями, идут не на лечение, не на медпомощь, не на финансирование медицинских организаций, а просто на ведение дел: на учёт, на бумаги и так далее. Мы хотим это звено устранить. Я хотел бы напомнить, что у нас лекарственное обеспечение льготников требует порядка 20-30 миллиардов рублей ежегодно, и эта сумма сопоставима с тем, что уходит на обеспечение деятельности страховых медицинских организаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, микрофон включите. ФРОЛОВА Т. И. Уважаемый Николай Иванович, с глубочайшим уважением отношусь к вам, как к члену Комитета по охране здоровья, но абсолютно с вами не соглашусь по многим позициям, которые вы высказали сейчас. Вы думаете, сэкономленных десятков миллиардов рублей, тех средств, обеспечивающих ведение дел, о которых вы сказали (не имея сейчас на руках финансово-экономического обоснования к законопроекту), нам хватит, чтобы разрешить вопрос с экспертизой в Росздравнадзоре и в территориальных фондах? Вы думаете, что не понадобится дополнительных денег для проведения экспертизы абсолютно по всем специальностям? Ведь всё равно специалисты должны будут проводить экспертизу, это те же каналы связи, а это персонифицированные данные, это тот же учёт, который должен проводиться. Мы думаем, что этих денег, по предварительным расчётам, не хватит, чтобы заново реализовывать всё, что федеральным законодательством предусмотрено. Если вы будете этот законопроект вносить повторно, как вы говорите, тогда всё-таки дайте нам подробное финансово-экономическое обоснование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. Включите микрофон. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к автору законопроекта. Николай Иванович, я с вами абсолютно согласен, надо убирать посредников, которые никакого отношения к реальной медицине не имеют, но правильно ли я понимаю, что вы предлагаете убрать только страховые компании, а территориальные фонды обязательного медицинского страхования предлагаете оставить? Не считаете ли вы, что это организация, которая тоже, по сути дела, выполняет функции Министерства здравоохранения, и она в этом процессе тоже является абсолютно ненужным механизмом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Осадчему включите микрофон. ОСАДЧИЙ Н. И. Александр Николаевич, дело в том, что есть, конечно, и большие претензии, и существенные критические замечания, высказываемые экспертами в области экономики здравоохранения, по поводу деятельности всей системы ОМС, в том числе деятельности терфондов, но мы, повторяю, не ставим сейчас в законопроекте задачу осуществить какой-то кардинальный переворот всей этой системы. Да, можно сравнивать нынешнюю систему и бюджетную систему здравоохранения, которая была в Советском Союзе, систему Семашко, аналогичные системы существуют в мире, в других странах, есть и западные страны, которые, может быть, в каких-то вопросах покажут нам пример того, как нужно действовать, но хотел бы обратить внимание всех: в той же Германии, где высокий уровень медицины, нет никаких страховых медицинских компаний. Поэтому ответ на ваш вопрос, Александр Николаевич, я завершаю таким образом: то, о чём вы говорите, возможно в перспективе, в будущем, но сегодня давайте сначала попытаемся усовершенствовать, улучшить, сделать более чёткой работу системы ОМС, не затрагивая в целом её деятельность, её необходимость, её роль в обществе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, два человека записались по ведению. Я сейчас дам слово по ведению, но я прошу высказываться именно по ведению. Если вы не согласны с ответом, считаете ответ неполным и так далее, у вас есть возможность выступить, но выступление по ведению - это по ведению. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Спасибо, Иван Иванович. Не знаю, как вы это расцените, но Тамара Ивановна на мой вопрос не ответила, и я хотела бы уточнить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, уточняйте, если вы считаете, что ваш вопрос не так понят. ГАНЗЯ В. А. Спасибо. Уважаемая Тамара Ивановна, я хотела вас спросить, и я спросила вот о чём: страховые организации, собственно говоря, должны быть защитниками прав застрахованных граждан в случае их обращения в лечебное учреждение по полису ОМС - правильно я понимаю? Правильно понимаю. Так вот, хотя бы за 2018 год или, может быть, у вас есть более ранние цифры, говорящие о позитивной динамике работы вот этих страховых фондов? Вот об этом я хотела спросить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тамара Ивановна. ФРОЛОВА Т. И. Конечно, есть, и они есть на сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Все готовятся к отчётной коллегии за 2018 год, которая пройдёт в апреле, и вот сейчас уже опубликовано, что обращений в страховые медицинские организации по вопросу защиты прав застрахованных с решением вопросов, как и предусмотрено законодательством, в судебном порядке было около десятка, а с решением в досудебном порядке - более двух тысяч. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Всё-таки хотела бы по ведению сказать. Николай Иванович сказал, что не будет никаких радикальных изменений, революций в связи с этим законопроектом, - это не так! Мы приняли бюджет на три года - 2019, 2020, 2021 годы, в фонде обязательного медицинского страхования отлажена система финансирования, поэтому, приняв этот законопроект, мы сломаем систему бюджетных и межбюджетных отношений. Принимать этот законопроект в таком виде нельзя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Михайлова, ну, это точно не по ведению, это короткое выступление. Спасибо, Тамара Ивановна, присаживайтесь. Коллеги, кто хотел бы выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Морозов Дмитрий Анатольевич, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Очень ответственное обсуждение и очень ответственный законопроект. Вы знаете, я вот анализирую и сегодняшнее заседание, да и многие другие и такие законопроекты для себя называю законопроектами наотмашь: просто раз - и определённый сегмент, огромный сегмент нашей жизни, а уж в медицинской сфере вообще половина этой жизни (вот Ирина Михайловна сказала об этом), мы берём и пытаемся поменять, вот пусть это будет не так. А как? И кто будет нести за это ответственность? Глубокоуважаемая Вера Анатольевна сказала, что мы приняли акты и можем их поменять, но, уважаемые коллеги, эти акты создают новую жизнь, бытие! Я помню, как два десятка лет назад, когда начиналась страховая медицина, воспринимало это медицинское сообщество, сегодня вот Николай Иванович сказал: спросите врача, спросите в больнице... Да почему? Потому, что определялся новый порядок, новый порядок жизни, и вот прошло более двух десятилетий, этот порядок устоялся, медики, врачи, медицинские организации, ФОМС, страховые компании привыкли к этому порядку. И мы, конечно же, как разумные люди, понимая задачи и функции страховых организаций, должны ставить вопрос таким образом: как сделать так, чтобы они работали и выполняли свои функции? Если кто-то учится по математике на два, это не повод убирать математику, нужно заниматься, чтобы было не два, а три, четыре и пять, - вот наша задача. Наша первейшая задача - сегодня об этом сказала Тамара Ивановна, блестящий эксперт в этом вопросе, я не буду приводить много аргументов, она всё это объяснила - повысить уровень независимой экспертизы. Если мы уберём страховые организации, их функцию будет выполнять кто угодно, Росздравнадзор или, допустим, территориальные фонды, но там будут те же самые деньги, коллеги, - ну зачем мы лукавим? - те же самые люди, та же самая работа и те же самые деньги. Это совершенно неразумно. Итак, независимая экспертиза - важнейшая вещь. Это первое. Второе. Мы приняли закон о клинических рекомендациях, закон об общественном контроле, в том числе в здравоохранении, и мы говорим, что страховые организации должны быть, если хотите, пейсмейкером таким, соединяющим фактором между врачами, с которых они спрашивают (дескать, слушай, дружище, ты почему его семь дней лечишь, а не один день, почему ты использовал антибиотик номер восемь, а не пять, когда надо?), и пациентом, которому они скажут: ты почему собой не занимаешься, ты почему не выполняешь рекомендации врачей, почему не пришёл прививаться, почему не прошёл диспансеризацию? Кто это будет делать? Страховые медицинские организации! Мы провели "круглый стол", о котором вы говорили, уважаемый Николай Иванович: там не то, что защищались одни от других, - все поняли, что нужно двигаться в этом направлении, причём президент нам сказал развивать страховой принцип и развивать медицинские страховые организации. Нужно работать над этим, и мы, естественно, готовы работать, надо обязательно работать, шлифовать, надо довести это до ума, чтобы каждый человек... Вот, между прочим, мне приходят СМС и по прививкам - сегодня об этом говорил Владимир Вольфович, - мол, прививайтесь от гриппа, и по всем остальным вопросам. Страховая система - это великолепный инструмент в грамотном, уравновешенном, находящемся в гармонии государстве, великолепный инструмент! Мы обсуждали на недавно прошедшем "круглом столе" социальный статус врача, права пациента и врача. Сейчас сложилась нездоровая атмосфера в плане отношений врачебного сообщества и социума, звучат взаимные обвинения, возникает постоянно напряжение, - как из этого выходить? Только путём внедрения, с одной стороны, клинических рекомендаций, а с другой стороны, посредством работы страховых медицинских организаций, которые должны, вы уж простите меня за такое слово, вкалывать. А наша задача - контролировать их работу, обеспечивать её финансово, 1 процент или 2 процента, но работа за эти деньги должна быть конкретная, и вот тогда мы будем выходить на результат. И пациенты - об этом сегодня говорил Николай Фёдорович Герасименко при обсуждении законопроекта, касающегося больных сахарным диабетом, когда дискутировал с Федотом Семёновичем, - тоже должны нести ответственность за своё здоровье. Коллеги, если мы с учётом всей палитры вопросов в сфере охраны здоровья, завершая предоставлением высокотехнологичной помощи, не перейдём, не будем рассматривать в том числе ответственность граждан за своё здоровье и за здоровье своих детей, мы никогда не сможем привнести здравоохранение в жизнь социума просто извне. Это наша общая национальная задача - охрана здоровья, и мы её видим в плоскости продолжения работы. А такой законопроект, естественно, наша фракция поддержать не может. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. Александр Николаевич, от фракции или три минуты? От фракции - поставьте время, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Анатольевич и в вашем лице все представители медицинского сообщества! С огромным уважением мы относимся к тем людям, которые работают на этом поприще, беспокоятся о жизни и здоровье наших граждан, и моё выступление ничего общего с оценкой их деятельности не будет иметь. Прошу, чтобы ни один представитель медицинской службы не воспринимал мои слова на свой счёт как укор. Уважаемые коллеги, когда мы обсуждаем данную законодательную инициативу и выступающие говорят, что ничего нельзя или не нужно менять, значит, мы подтверждаем: нынешнее положение дел с медицинским обеспечением граждан Российской Федерации нас полностью устраивает и ничего менять здесь не нужно. Мы в корне с этим подходом не согласны! Мы очень хотим, чтобы у медицинских работников была высокая заработная плата на всей территории Российской Федерации, - когда в Рязанской, Тамбовской или Липецкой областях не хватает медицинских работников, потому что они уезжают работать в Москву, где есть возможность платить им более высокую заработную плату, это тоже большая проблема. Когда у нас сокращаются медицинские учреждения - практически наполовину сократили, особенно в сельской местности, - а под выборы их заменяют "поездами здоровья", это тоже неправильный подход. Возникает вопрос: где на всё это взять деньги? Мы говорим, что необходимо убрать посредников, которые никакого отношения к реальному здравоохранению не имеют, которые не стоят у операционного стола, не ухаживают за пациентами, не моют полы в медицинских учреждениях, не работают водителями на автомобилях скорой помощи. Вот этих посредников надо убрать, но вы нам говорите, что страховые компании очень важны и нужны, потому что они контролируют работу медицинских учреждений. Тут у меня возникает вопрос: а зачем тогда нужны Министерство здравоохранения, Росздравнадзор, прокуратура, МВД? У нас достаточно надзорных организаций, которые могут побеспокоиться о работе людей, действительно занимающихся здравоохранением. Я, честно говоря, абсолютно уверен, что гражданину Российской Федерации должно быть достаточно паспорта, в котором указана его прописка, чтобы, если ему нужна медицинская помощь, прийти в медицинское учреждение по месту регистрации или, если он находится не по месту жительства, прийти в любое государственное учреждение здравоохранения, и для этого не нужен никакой медицинский страховой полис. Вы же прекрасно понимаете, что ни одна коммерческая организация в ущерб себе работать не будет, поэтому, если страховые компании в этой отрасли работают, значит, они получают очень хороший доход. При этом деньги, которые могли бы пойти на заработные платы медицинским работникам, на обеспечение их жильём, - а мы такой законопроект планируем вносить от фракции ЛДПР - сейчас идут на обеспечение коммерческих интересов страховых компаний. А самое главное, мы лечим за счёт налогов наших граждан и приезжих иностранных граждан, в том числе гастарбайтеров. Я понимаю, что если гражданин иностранного государства въезжает в Российскую Федерацию и страховая компания на въезде его страхует, то, конечно же, она и оплачивает его медицинское обслуживание. Если человек является гражданином Российской Федерации, если у него есть паспорт, то с учётом того, что за работающее население у нас платят работодатели, а за неработающее - бюджет, может быть, эти деньги напрямую отправлять в Министерство здравоохранения, а оттуда непосредственно по лечебным учреждениям? Недавно я присутствовал на заседании Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - вы представляете, какой законопроект сейчас будут вносить в Госдуму? Хотят снова оптимизировать расходы, упразднив такие муниципальные образования, как сельские поселения, чтобы не было этих депутатов, не было главы сельского поселения, к которому постоянно люди ходят жалуются, и потом он начинает эти проблемы ретранслировать на администрацию муниципального района, а те - на губернатора. Вот просто убрать глав сельских поселений, упразднить такие образования - это у нас называется "оптимизацией" расходов! Послушайте, а что же мы тогда не оптимизируем расходы на фонд обязательного медицинского страхования, почему бы тогда его не упразднить? Почему бы не упразднить Пенсионный фонд Российской Федерации? Ну есть же у нас такое понятие, как цифровая экономика, - давайте напрямую пенсии будут распределяться по карточкам, давайте напрямую Министерство здравоохранения будет распределять средства через минздравы регионов по учреждениям здравоохранения! То, что предлагает коллега из фракции КПРФ, - это, конечно же, только первый шаг, а в перспективе, я считаю, вот к этому надо прийти. Так давайте мы будем этих посредников убирать! Почему мы в первую очередь убираем школы, больницы, фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности и в малых муниципальных районах? Дошло до того, что в одной области последнюю баню в районе закрыли, потому что в бюджете нет денег, чтобы её содержать. Но как только речь заходит о доходах страховых компаний и различных фондов, здесь, конечно, не трожьте - эта система выстроена, чтобы определённым людям зарабатывать деньги. Уважаемые коллеги, если мы хотим заниматься здравоохранением - есть Министерство здравоохранения, если мы хотим заниматься капитальным ремонтом - есть профильное министерство, и также создаются фонды капитального ремонта, правда, их руководителей периодически забирают определённые правоохранительные структуры и начинают проводить по ним расследования. Почему? Потому что, когда создаётся фонд, это поле не только для зарабатывания денег, но и для коррупции. Чем меньше посредников, тем больше денег идёт в реальный сектор! Ну и, уважаемые коллеги, я хотел бы, чтобы в нашей стране - она, наверное, в этом плане очень серьёзно отличается от других - перестали всё-таки всем миром собирать деньги через СМС-сообщения для несчастных людей, которых постигла беда, на лечение их ребёнка, на лечение родного или близкого человека. Может быть, всё-таки те деньги, которые идут на содержание аппарата страховых компаний, на содержание фонда обязательного медицинского страхования, реально направлять на лечение больных, а не собирать для этих людей деньги через СМС-сообщения? Я хочу напомнить, что бюджет фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год составляет 2 триллиона 100 миллиардов рублей, - посчитайте, какую долю из этой суммы получат наши уважаемые страховые компании, которые, повторю, в ущерб себе работать не будут. И каждый избиратель на приём к вам приходит и рассказывает, сколько он с собой берёт лекарств, сколько расходных материалов он берёт и сколько стоит ему обращение в нашу так называемую бесплатную медицину. Давайте уберём из медицины посредников, а деньги, в том числе бюджетные, направим на повышение заработных плат медиков, на приобретение новых карет скорой медицинской помощи, на сохранение фельдшерско-акушерских пунктов в сельских территориях и на лечение наших граждан. Фракция ЛДПР поддержит данную законодательную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Докладчик, Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. Заключительное слово. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемые коллеги, уважаемые товарищи! Даже в этой дискуссии, которая у нас идёт, никто не отрицает, что страховые медицинские организации являются, мягко говоря, весьма противоречивой структурой в системе обязательного медицинского страхования. Вообще, существует несколько подходов к тому, что с ними делать, почему, собственно, в комитете "круглый стол" у нас и проходил. Я знаю, что в портфеле комитета есть не один законопроект на эту тему; я знаю, что Федот Семёнович Тумусов вносил аналогичный законопроект, чтобы улучшить положение дел в системе обязательного медицинского страхования. Итак, какие есть подходы? Их три: первый - ничего не трогать сейчас и оставить всё как есть; второй путь - улучшить работу страховых медицинских организаций, перестроив функции, что-то добавив или убрав, между ними и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и так далее, но всё равно сохранить СМО; третий... И чем будут заниматься страховые медицинские организации? В прошлые годы такие усовершенствования уже произошли: был создан институт страховых представителей на разных уровнях; этими компаниями проявлена активность, они нам презентации показывали, как они здорово сопровождают на всех этапах пациентов, как они их информируют и так далее. На наш взгляд, это некая дымовая завеса, чтобы сохранить то, что существует: пусть оно будет, несмотря на то что пользы от него нашей системе здравоохранения на самом деле очень немного. Что касается информирования граждан. Послушайте, мы же создали посредством принятия закона о телемедицине единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения - какое ещё информирование должно быть, если создана государственная система? Значит, в этой части роль СМО будет тоже уже не важна. Хотелось бы отреагировать на все выступления, но, разумеется, такой возможности нет. Я хочу поблагодарить коллег за то, что они выступали, не остались безучастными, равнодушными. Это тоже показывает значимость обсуждаемого вопроса. Относительно бюджетных сроков, бюджетных процессов, о которых здесь говорили. Мы два года назад этот законопроект внесли, поэтому, естественно, сроки, которые в нём указаны с точки зрения вступления в силу закона, могут быть пересмотрены. Что касается аргумента насчёт экспертизы и того, кто экспертизу должен проводить. Послушайте, а кто такие эти эксперты, которых посылают в страховые медицинские организации? Это что, какие-то особо подготовленные кадры, специалисты? Что они оценивают? Как отмечалось ранее, но не здесь, не в этом зале, а на "круглом столе", они оценивают качество работы по шрифту, по тому, разборчиво или неразборчиво заполнены медицинские рецепты, по диагнозу ли, правильно ли всё выписано лечащим врачом и так далее. У нас же эти кадры тоже в ограниченном количестве, квалифицированные-то кадры в основном работают в практическом здравоохранении, в тех самых медицинских организациях. И кого привлекают в качестве экспертов? Да тех же врачей и привлекают, потому что больше некого, и врач из одной больницы идёт в другую больницу на данной территории и там проводит экспертизы по привлечению СМО. И что, от этого качество улучшается? Значит, у нас просто-напросто нет нормальной реализации и этой функции. И последнее, о чём хотелось бы сказать. Очень хорошо, что здесь благодаря коллегам из ЛДПР были затронуты стратегические вопросы отрасли здравоохранения, стратегические вопросы финансирования. Ещё раз подчеркну, что сегодня не стоит в связи с этим законопроектом вопрос о существовании страховой медицины, о том, быть ей или не быть, не стоит вопрос о возвращении к централизованной системе здравоохранения, централизованной по управлению, по финансам (хотя, кстати, и Минздрав отмечает, что централизации не хватает), эта система называется системой Семашко, она с успехом применяется в ряде крупных развитых зарубежных государств, и мы, может быть, к этому подойдём. Сегодня мы говорим только об одном: давайте поддержим концепцию, ведь это первое чтение, а концепция заключается в том, чтобы из системы "государственные деньги - частный посредник - медицинские учреждения" исключить частное звено, оно здесь не нужно, потому что никоим образом на качество и доступность медицинской помощи не влияет. И если мы этот шаг сделаем, то в дальнейшем будут решены и другие вопросы, мы поэтапно подойдём к их решению. Большое спасибо всем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Заключительное слово содокладчика. Тамара Ивановна Фролова? Нет, отказывается Тамара Ивановна. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 03 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.