Заседание № 101
О проекте федерального закона № 272815-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
3-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Викторович Чижов. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой 15 мая 2013 года. Ко второму чтению поступило четыре поправки, которые Комитет по бюджету и налогам рекомендует отклонить. Прошу перейти к рассмотрению таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы по таблице поправок, рекомендованных к отклонению? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 04 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Пожалуйста, Сергей Викторович. ЧИЖОВ С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую, лингвистическую и юридическую экспертизы, подготовлен к третьему чтению. Просьба принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования". Присаживайтесь.
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 34 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. И было предложение проголосовать законопроект в третьем чтении. Будут ли желающие от фракций выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 01 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 98
О проекте федерального закона № 272815-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации министра финансов Российской Федерации Антона Германовича Силуанова. Пожалуйста. СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект очень простой. В соответствии с ныне действующим положением Бюджетного кодекса 75 процентов прибыли Центрального банка мы забираем в доход федерального бюджета, но в связи с тем, что в прошлом году Центральный банк реализовал пакет акций Сберегательного банка и мы забрали 100 процентов его прибыли от этой сделки в федеральный бюджет, нам необходимо уточнить эту норму Бюджетного кодекса, но это уточнение носит одномоментный характер - эта новая норма будет применена, будет действовать только один раз. Мы должны сказать, что общий объём прибыли Центрального банка, которую он перечисляет в федеральный бюджет, определяется нормой закона № 245-ФЗ. С юридической точки зрения мы лишь уточняем норму Бюджетного кодекса, с тем чтобы мы могли дополнительно привлечь 32 миллиарда рублей доходов Центрального банка в федеральный бюджет, как мы их, собственно, уже и учли в бюджете 2013 года, поэтому предлагаемая норма носит исключительно, будем так говорить, технический характер, касается она только одного года и связана с тем, что сделка по реализации Центральным банком части акций Сберегательного банка и поступление этих доходов в размере 100 процентов в федеральный бюджет должна привести к корректировке нормы действующего Бюджетного кодекса - зачисление не 75 процентов прибыли Банка России в федеральный бюджет, а 100 процентов. Вот, собственно, и всё. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Сергея Викторовича Чижова. Пожалуйста. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Необходимость принятия данного закона определяется тем, что Банк России перечислил в федеральный бюджет по итогам своей деятельности за 2012 год прибыли больше, чем это определено нормативом (75 процентов) в федеральном законе № 245-ФЗ, Антон Германович уже об этом сказал. В целях устранения несоответствия между нормами законодательных актов Российской Федерации этим законопроектом предусматривается, что размер части прибыли Банка России, полученной Банком России по итогам 2012 года и подлежащей перечислению в федеральный бюджет, определяется законом № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов". Комитет внимательно рассмотрел данный законопроект - он действительно является актуальным - и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Германович, может, мы всё-таки поддержим мировую тенденцию в борьбе с избытком доходов у банкиров и сразу во втором чтении поправкой оставим им 2 процента, а всё остальное пусть перечисляют вам? Это будет гуманно и правильно, и ресурсы появятся. СИЛУАНОВ А. Г. Вы имеете в виду банкиров в коммерческих банках? В Центробанке? Понятно. Уважаемые коллеги, Центральный банк тоже несёт определённые издержки, на которые направляет часть своей прибыли. Если помните, у нас раньше была норма о пятидесятипроцентом зачислении прибыли Центрального банка в федеральный бюджет, в период кризисных годов мы увеличивали её до 75 процентов, и она до сих пор сохраняется, хотя издержки банка как были, так и остаются, и даже несколько растут, поэтому полагаю, что сейчас нецелесообразно менять эту норму, надо оставить её в том размере, который сегодня есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Антон Германович, вот когда здесь отчитывался Игнатьев, председатель Центробанка, я задавал вопросы об окладах, о расходах на управленческую деятельность и так далее, но он так ни одной цифры и не привёл. Косвенно мы знаем, что там фантастические расходы, и мы их снова пытаемся законсервировать и оставить. А сами ставим то 50, то 75, то 100 процентов - это и называется ручное управление: как горит, так и ведём себя. А есть какая-то математическая основа под тем, что сегодня 75 процентов наиболее оптимальны и для государства, и для Центробанка, или это просто чьё-то пожелание? Вот сколько раз этот вопрос я ни ставил, сколько ни просил дать под цифры математическую основу, ни разу ответа не получал. За этой цифрой что стоит - желание, условия, тяжесть ситуации, лёгкость ситуации? Откуда цифра такая берётся? СИЛУАНОВ А. Г. 50, 75 или 100 процентов - ну, эта цифра зависит от того... прежде всего мы ориентируемся на те расходы, издержки банка, которые финансируются за счёт прибыли Центрального банка. Это с одной стороны. А с другой стороны, мы, наверное, не должны все 100 процентов средств забирать в федеральный бюджет, вопрос, сколько - 75 процентов или больше - давайте обсуждать. Вот вы говорите, что непрозрачна структура затрат Банка России, - давайте сделаем такой запрос Банку России, и Банк России представит вам всю необходимую информацию. Кроме того, в составе Национального банковского совета, который работает в Банке России и который может запросить любую информацию о деятельности Банка России, присутствуют депутаты Государственной Думы - можно и через депутатов также запросить любую информацию о деятельности Банка России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Депутат Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот Антон Германович, как до него и лучший министр финансов всех времен и народов Кудрин Алексей Леонидович, регулярно в течение года ездит на саммиты министров финансов стран "восьмёрки", и меня просто удивляет: вот вы все даже из СМИ знаете, что на Западе идёт резкая борьба со сверхдоходами финансовой олигархии, вообще финансовой власти, которая в принципе сегодня довела планету до кризиса, - у нас же происходит обратное. Смотрите, за прошлый год прибыль банковской системы Российской Федерации составляет 1 триллион 90 миллиардов рублей, и в это же время просроченная задолженность предприятий только аграрного сектора составляет 1 триллион 900 миллиардов. Ну я вас спрашиваю: что - сено для лошади или лошадь для сена? Понимаете, проблема в чём?! И в данной ситуации мне упрямство Антона Германовича непонятно. Да министр финансов первым должен прийти и сказать: мне наставники из Мирового банка, куда я ездил для наставлений, сказали бороться с финансовым сектором! Вот я специально посмотрел материалы и рекомендую посмотреть тем, кто их достанет (если не достанете - придёте, я вам покажу, у меня есть, причём в разрезе всех банков), - вообще сумасшедший дом: 1900 процентов прибыль у некоторых банков! Ну вы подумайте, это же вообще ненормально! И Антон Германович лучше других это знает, но не рассказывает. На Западе, если прибыль, рентабельность составляет 3 процента, это считается прилично, для банковской системы в плане обслуживания это вообще является, можно сказать, ростовщичеством, понимаете?! А он в данной ситуации это оспаривает. Ну оставьте 5 процентов, если уж они у нас такие, но - многие не знают - в Центробанке есть свой пенсионный фонд, и у них пенсия - будь здоров! Ну, наверное, правильно - не надо, чтобы было у банковских работников искушение зарабатывать где-то на стороне, но они же зарабатывают! Вы же знаете, что, чтобы получить кредит даже законно, пока не выйдешь на кого-то - не получишь, даже если сто пятьдесят справок вместо тридцати пяти принесёшь! Мы, безусловно, законопроект поддержим, но мы все-таки просим, Антон Германович, посмотреть: ну давайте цифру "95 процентов" напишем, 5 процентов оставим Центробанку. Ну почему вы не хотите, чтобы у Минфина было больше резервов для того, чтобы вот такие поправки вносить?! А, может быть, лучше, когда первое или нулевое чтение проводите, сразу всё предусматривать, не отметать так, как вы отметаете? Вы по девять раз меняете бюджет, хотя в результате оказывается, что всё, что мы предлагали при нулевом чтении и в первом, всё потом в течение года вносится, но только уже от имени других... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Ищенко, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. От фракции, если можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Антон Германович! Ну, на первый взгляд, конечно, этот законопроект носит технический характер - он предусматривает дополнительное изъятие части прибыли из прибыли Центрального банка Российской Федерации и перераспределение её в пользу федерального бюджета, но встаёт другой вопрос: наверное, хорошо, когда есть такая кубышка, в которую всегда можно залезть и получить дополнительные миллиарды рублей, для того чтобы покрыть какие-то необходимые затраты в народной экономике, в экономике Российской Федерации? Но тут, наверное, надо обратить внимание на системный вопрос, который касается предпринимательского климата. Мы с вами видим, что на самом деле происходит замедление экономического развития страны, и дай бог, если мы выйдем к концу года с теми показателями, которые были в первоначальном проекте федерального бюджета. Корни-то здесь, собственно, уходят вообще в систему, которая складывается частью из налогообложения, частью из условий, созданных для наших предпринимателей, ну и вообще из желания наших предпринимателей работать, трудиться здесь, на территории нашей страны, на родине, и вырабатывать тот самый добавочный продукт. Недавно прошли парламентские слушания, которые касались системы налогообложения, налоговой политики на ближайшие три года, и практически в каждом выступлении подчёркивалось (и нефтяники, кстати, тоже так считают), что наша система налогообложения не идеальна как минимум, и вообще не раз говорили о том, что предприниматели уже готовы за вилы взяться, даже дискуссия по этому поводу на парламентских слушаниях была. Так вот, наверное, всё-таки есть смысл обратить внимание на это - я имею в виду позицию правительства по некоторым налогам, которые являются препятствием, сдерживающим развитие нашей экономики, развитие нашего предпринимательства. Налог на добавленную стоимость. Сегодня этот налог фактически душит нашу экономику, сдерживает развитие малого предпринимательства, потому что мы все с вами прекрасно понимаем, что, даже если мы создадим льготные условия налогообложения для малых предприятий, они не смогут выйти со своей продукцией к тем предприятиям, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Мы сразу отсекаем весь сегмент малого предпринимательства от огромного рынка сбыта предприятий, которые уплачивают налог на добавленную стоимость. Мало того что это, наверное, самый трудно собираемый налог, он сложен и в администрировании: вся страна выписывает счета-фактуры друг другу, огромное количество леса, бумаги тратится, почта, налоговые органы - все работают для того, чтобы собрать эти 2 триллиона рублей (сегодня именно такая сумма данного налога собирается в стране). При этом мы душим в первую очередь производителей, использующих интеллектуальный труд, у которых нет входящего НДС и которые не могут его выставить к зачёту при реализации своей продукции. Наверное, есть смысл всё-таки подумать о введении оборотных налогов - тогда не будет проблем со сбором НДС, не будет тех проблем, о которых вы говорите: когда мы не можем собрать НДС, приходится закручивать гайки и выжимать последние соки из предприятий. Конечно же, у общества, у предприятий, у наших граждан уже есть потребность в отмене транспортного налога, который также является сдерживающим. 73 миллиона почтовых отправлений каждый год рассылает налоговая инспекция. Вы вдумайтесь: 73 миллиона человек задействованы ежегодно в сборе этого налога! В ближайшей перспективе, в ближайшие несколько месяцев мы, наверное, всё-таки вернёмся к обсуждению уже в этом зале вопроса о транспортном налоге, потому что логика обязывает нас это сделать. Есть нормальная инициатива - экологический сбор, который можно переложить на розничных продавцов ГСМ. Внесённый проект закона о роскоши я считаю сегодня несвоевременным. Понятно, что у нынешнего правительства есть определённые проблемы с доходами от приватизации, мы отмечаем уже по первому кварталу, что недополучает Российская Федерация эти доходы. Это опять же связано с тем, что климат в стране негативный и инвесторы не видят перспектив в экономике Российской Федерации, и тут, конечно, очень велика роль правительства и Министерства финансов в том, чтобы хоть как-то поддержать инвестиционный климат в стране. Ставки кредитования. Мы говорим сегодня о Центральном банке... Всё-таки роль Центрального банка достаточно велика, и непонятно, почему ставки до сих пор растут и промышленные предприятия задыхаются от кредитов, так же, собственно, как и регионы, у которых больше триллиона рублей сегодня задолженность. Например, я представляю Саратовскую область: каждый год Саратовская область платит 3 миллиарда рублей на обслуживание кредитов, при этом, если мы говорим об инвестиционном климате, всего 15 миллионов рублей заложено в бюджете, чтобы поддерживать инвестиционную привлекательность региона. Вдумайтесь в эти цифры: 3 миллиарда - и 15 миллионов! Это не из-за того, что правительство области плохое, а из-за того, что денег просто нет, потому что всё уходит на оплату процентов банкам, чтобы хоть как-то выполнить социальные обязательства, взятые на себя регионом. Мне кажется, сегодня правительству в первую очередь нужно думать об этом. Конечно, мы поддержим предлагаемый законопроект, он носит на самом деле технический характер, но те вопросы, о которых я говорил, всё-таки первоочередные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста. Микрофон депутату Аксакову включите на месте. АКСАКОВ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект, но я хотел бы справедливости ради отметить, что Сберегательный банк в прошлом году очень здорово разместил свои акции и благодаря этому было привлечено 100 миллиардов рублей, которые полностью поступили в федеральный бюджет. Тут и говорили о высокой прибыли кредитных организаций, и надо отметить, что главным получателем этой прибыли опять же явился Сберегательный банк. Очевидно, что успешное размещение акций Сбербанка стало в том числе следствием этого. Ну и, имея большую прибыль, они, конечно же, заплатили большой налог на прибыль. Я полагаю, что нам надо всё-таки договориться и окончательно зафиксировать сумму, которая из прибыли Центрального банка поступает в федеральный бюджет, и не изменять ежегодно в законе о бюджете данное значение. При этом, конечно, надо иметь в виду, что в текущем году начинает работать мегарегулятор и затраты Центрального банка значительно увеличатся: из федерального бюджета исключаются расходы на содержание службы по финансовым рынкам, при этом расходы ЦБ увеличиваются. Нам надо посмотреть, насколько эти затраты возрастут, а потом уже определиться с той конкретной цифрой перечисляемой Центральным банком в федеральный бюджет прибыли, которую необходимо зафиксировать в бюджете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Макаров Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Коллеги, я буду выступать буквально несколько минут. Безумно интересная дискуссия, как много вопросов мы обсудили в рамках закона, который носит чисто технический характер! Уточняется цифра, уточняется после того, как были реализованы акции Сбербанка, приводятся в соответствие два закона - и вот эта техническая процедура, которая не должна была бы занять у парламента более одной минуты, вызвала такую серьёзную дискуссию! Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" благодарит вас: вы сообщили очень много интересного. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полагает, что технический вопрос должен быть решён, законопроект должен быть принят, и я надеюсь, что всё то, что вы говорили здесь, нам не придётся обсуждать в рамках второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, представитель правительства. СИЛУАНОВ А. Г. Мы просим депутатов принять этот законопроект. Действительно, он носит больше технический характер, поскольку по сути дела связан с тем, что мы в прошлом году сделали, - мы изъяли прибыль, получаемую Центральным банком от продажи пакета акций Сберегательного банка. Сейчас мы просто лишь корректируем размер процента, определяемого в законе о федеральном бюджете. Это норма разового характера, она больше не будет реализовываться в последующие годы, какие-то индивидуальные решения в законе о бюджете по вопросу о перечислении прибыли Центрального банка не предусматриваются, поэтому просили бы депутатов поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносится на "час голосования".
Переходим к голосованию по 3-му вопросу, о проекте федерального закона № 272815-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 25 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.