Заседание № 99
15.02.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 272467-8 "О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2797 по 3437 из 5444
9-й вопрос, проект федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию". Докладывает официальный представитель президента заместитель министра иностранных дел по вопросам противодействия терроризму Олег Владимирович Сыромолотов. СЫРОМОЛОТОВ О. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проектом федерального закона предлагается денонсировать Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, подписанную от имени Российской Федерации в 1999 году. Законопроект подготовлен МИДом России во исполнение указания Президента Российской Федерации от 8 июня 2022 года, согласован с МВД, Минюстом, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, ФСБ, ФНС, ФТС и поддержан Правительством Российской Федерации. Верховный Суд России не высказал возражений против денонсации конвенции. Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства, а также дополнительных расходов из федерального бюджета. Цель конвенции состояла в том, чтобы содействовать укреплению антикоррупционной правовой базы государств-участников и развитию международного сотрудничества. Вследствие ратификации договора в 2006 году Россия автоматически присоединилась к Группе государств против коррупции (ГРЕКО). Заложенные в её уставе механизмы работы обеспечивали эффективный мониторинг реализации антикоррупционных стандартов Совета Европы без ущерба для интересов стран-членов. Последовательная имплементация Россией положений конвенции в национальное законодательство способствовала его совершенствованию, и существенный прогресс в этой области отмечался самой ГРЕКО. Наша страна успешно прошла четыре раунда оценки, работала над выполнением рекомендаций, которые были внесены международными экспертами. Однако в марте прошлого года Комитетом министров Совета Европы членство Российской Федерации в группе было прекращено за исключением проведения последней оценки выполнения государственных обязательств, вытекающих из конвенции. Это означает, что Россия лишена права участвовать в обсуждении страновых докладов и права голоса, из субъекта мониторинга она трансформируется в его объект. Предложенные модальности взаимодействия тем более неприемлемы, поскольку в ходе пятого раунда по предупреждению коррупции в правительстве и правоохранительных органах возможно включение в предмет оценки глав государств, решение по каждому из которых вырабатывается ГРЕКО отдельно. Принимая во внимание условия, на которых Россия может продолжить взаимодействие с группой, можно предполагать, что решение было бы принято без учёта мнения нашей страны, а на фоне русофобского настроя Совета Европы оценка в рамках следующего раунда, очевидно, была бы предвзятой. В целях недопущения дискриминационного отношения к Российской Федерации в рамках антикоррупционных мониторинговых механизмов Совета Европы решено денонсировать конвенцию, тем самым прекратив участие России в ГРЕКО. Отложить этот вопрос в силу изложенных аргументов невозможно. Вынужденная денонсация конвенции, однако, не перечеркнёт усилия нашей страны по совершенствованию антикоррупционного законодательства и правоприменительной практики, имплементированные положения договора остаются частью нашей правовой системы. Появившиеся в последнее время в некоторых СМИ заявления, что принятое решение якобы ослабит национальное законодательство, ошибочны. По экспертным оценкам, российское профильное регулирование соответствует действующим международным стандартам, более того, наличие институциональной инфраструктуры, обеспечивающей его применение и развитие, признано передовой практикой в результате последней, четвёртой оценки. Выход из одного договора также не означает выхода из общемирового антикоррупционного политико-правового пространства, формируемого прежде всего универсальной Конвенцией ООН против коррупции. Наша страна остаётся стороной договора. Россия продолжает активно участвовать в антикоррупционных форматах БРИКС, "Группы двадцати", АТЭС. Ожидаем скорейшей ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии коррупции, которое было подписано в октябре прошлого года. Необходимо отметить, что рассматриваемая конвенция - региональный инструмент, действующий для 48 государств, в ней не участвуют даже такие ключевые для нас партнёры, как, например, страны БРИКС. Показательно, что даже Соединённые Штаты, подписавшие договор более 20 лет назад, его так и не ратифицировали, хотя имеют членство в ГРЕКО. Таким образом, денонсация конвенции не означает, что наши возможности сотрудничества с иностранными государствами в вопросах создания взаимной правовой оценки и выдачи ограничиваются. Мы, как и прежде, продолжаем взаимодействие на основе уже упомянутой Конвенции ООН против коррупции и иных профильных договоров, таких как Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Европейская конвенция о выдаче. Мы заинтересованы в наращивании взаимодействия с другими странами также на двусторонней основе. При этом убеждены, что международное антикоррупционное сотрудничество должно осуществляться на принципах равноправия и взаимного учёта национальных интересов, без какой-либо дискриминации. Уважаемые депутаты, просим вас поддержать проект федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию". Благодарю за внимание. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Николаевич Коткин. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Доклад Олега Владимировича освобождает меня от более подробного изложения сути документа. Лишь добавлю, что решения Комитета министров Совета Европы от 23 февраля и 25 марта, о которых подробно сказал Олег Владимирович, недопустимы по отношению к любому государству, а тем более к Российской Федерации, которая занимает одну восьмую часть мировой суши, которая является победителем в Великой Отечественной войне и которая ту самую Европу освободила от фашизма. При таких обстоятельствах и при таком отношении Российская Федерация не видит целесообразности дальнейшего соблюдения договорных обязательств в рамках указанной конвенции. При этом следует отметить, что денонсация конвенции ни в коей мере не означает, что Российская Федерация отказывается от уже принятых и включённых в российское законодательство стандартов борьбы с коррупцией. Кроме того, Россия продолжит участие в международном сотрудничестве в сфере противодействия коррупции на основе других международных договоров, а их порядка 40, и в первую очередь Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 года. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует депутатам денонсировать Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Олегу Владимировичу. Уважаемый Олег Владимирович, всё-таки перечислите нам угрозы, которые на сегодня стоят перед Российской Федерацией в связи с тем, что мы не ратифицируем, точнее, откажемся от денонсации этого договора. В пояснительной записке написано: вот будет мониторинг проводиться, допустима или недопустима оценка некоторых наших должностных лиц, но ничего не мешает после денонсации этой конвенции той же ГРЕКО провести мониторинг и выпустить от имени ГРЕКО такую же оценку какого-то должностного лица, с одной стороны, ну а с другой стороны, одно дело, когда мы выходим или закрываем дверь, а другое дело, когда нам закрывают дверь, с чисто политической точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Владимирович. СЫРОМОЛОТОВ О. В. Ну, в конце была сделана правильная оценка: мы выходим или нас выходят. Я думаю, в этом вся суть и есть. А с другой стороны, всё-таки надо отдать должное: мы, после того как в 1999 году подписали эту конвенцию, а в 2006-м ратифицировали, за эти годы усовершенствовали своё законодательство, и оно в принципе сейчас приведено в порядок, я сказал об этом, дальше не надо ничего совершенствовать, у нас это всё создано как основа. А из дальнейшего развития международного сотрудничества будем видеть, к каким конвенциям, к каким форматам присоединяться или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Владимирович, логика законопроекта понятна, и понятно, что принятие закона не приведёт к окончанию борьбы с коррупцией. Если правильно считают юристы, 64 состава, связанные с борьбой с коррупцией, сейчас у нас размещены в Уголовном кодексе Российской Федерации. Но есть другой вопрос: юристы предполагают, что выход из конвенции помешает нам требовать наших коррупционеров из-за рубежа, - что вы думаете по этому поводу? СЫРОМОЛОТОВ О. В. Я в своём выступлении сказал, что мы остались в конвенции о выдаче и в конвенции о правовой помощи. Кстати, эти конвенции подписаны в 1957 году и в 1959-м. В этих конвенциях мы остались, поэтому у нас никаких сложностей с выдачей не будет, кроме политически мотивированных, как сейчас есть, когда по некоторым делам делаем запросы в отношении лиц, а нам просто отказывают или не отвечают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Владимирович, поступает информация, что и в Европе, и в Америке участились случаи судебных разбирательств между бывшими высокопоставленными сотрудниками правоохранительных органов и лидерами преступных сообществ. В связи с этим вопрос: а почему вот вы, скажем, денонсируя эту конвенцию, не хотите предложить всё-таки три статьи конвенции ООН о противодействии коррупции? (Кстати, наша инициатива по 20-й статье лежит уже три созыва.) Это было бы некой компенсацией. Мы помним, что за время борьбы у нас полковник Захарченко украл то ли 12 миллиардов, то ли больше, полковник ФСБ Черкалин - 13 миллиардов (наверное, чтобы превзойти МВД), ну и ещё есть масса тех, о ком не написано, правда, никто не знает, осудили их или не осудили, а может, они в казино выиграли. СЫРОМОЛОТОВ О. В. Ну, в данной ситуации, наверное, вся страна знает их судьбу: они осуждены. И что касается этих фигурантов, надо рассматривать всё-таки наше внутреннее уголовное законодательство, которое регулирует такие вопросы. А что касается происходящего на международной арене в борьбе с коррупцией, мы остались в Конвенции ООН против коррупции, и она позволяет нам с различными государствами контактировать и решать вопросы, которые представляют взаимный интерес. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Олег Владимирович, в политической повестке то и дело возникает вопрос о необходимости выхода и из международных договоров, и из международных организаций, в частности из ВТО и ВОЗ, тем не менее пока ещё МИД эти законопроекты нам в Думу не вносил. И вот сегодняшняя денонсация всё-таки вызывает вопрос о правомерности вашего заявления, что Россия не отказывается от борьбы с коррупцией. Скажите, пожалуйста, почему тогда мы не ставим вопрос, оставаясь в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, которую мы ратифицировали в 2006 году, о том, чтобы ратифицировать статью 20? Кстати, вот мы авторы законопроекта, который тогда вносился в Государственную Думу и, как правильно сказал Николай Васильевич, до сих пор лежит под сукном. Денонсируя одну конвенцию, давайте тогда в другой ратифицируем статью, которая вызывает очень много вопросов и действительно требует ратификации... (Микрофон отключён.) СЫРОМОЛОТОВ О. В. Мне кажется, здесь такой посыл содержится, что эта конвенция (ГРЕКО) является способом борьбы с преступностью. Это совершенно не так. Эта конвенция определяет совершенствование законодательства стран, уголовного, административного и так далее, которое позволяет странам вести борьбу с коррупцией. И вот эти страновые визиты, при которых проводятся оценки, как раз и говорят о совершенствовании. То есть благодаря этому мы создаём механизм, а сама борьба с преступностью осуществляется благодаря международному сотрудничеству и конвенциям, о которых я уже сказал, о выдаче и помощи по уголовно-правовым делам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна, пожалуйста. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Олег Владимирович, ну вот в продолжение того, что коллеги сказали. Я правильно понимаю, что вы не планируете ратифицировать статью 20 конвенции ООН? Всё-таки она предусматривает немного другие правила: не просто декларирование имеющегося имущества, а обоснование разницы, превышения приобретённых активов над полученными доходами. Это немного другое, чем то, что мы имеем в российском законодательстве. СЫРОМОЛОТОВ О. В. Ну, на наш взгляд, статью 20, конечно, надо уточнять, потому что она позволяет некоторое двоякое толкование, и над этим будем работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Владимирович, как известно, к настоящему времени у нас одно из наилучших в мире антикоррупционных законодательств. Не только антикоррупционных, но и уголовных, административных и других. И очевидно, что выход из конвенции ни в коем случае не повлияет на борьбу с коррупцией в нашей стране. В то же время, в случае принятия данного законопроекта, скажите, пожалуйста, повлияет ли он на дальнейшие взаимоотношения со многими так называемыми недружественными странами с точки зрения договорных отношений по соблюдению антикоррупционного законодательства? СЫРОМОЛОТОВ О. В. Я повторюсь, я уже сказал, что за те семь лет, когда мы шли к ратификации этой конвенции, мы совершенствовали своё законодательство и приводили его к международным стандартам. Поэтому сейчас изменять что-либо не надо, у нас просто готовый механизм, которым мы будем пользоваться в отношениях с теми странами, с которыми у нас дружественные отношения. С недружественными сейчас пойдёт совершенно другой, скажем, сленг, потому что они ведут себя, как пираты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Олег Владимирович, ну вот сейчас министру задавали вопрос по поводу ВТО, вот у нас девять пакетов санкций, все против России конкретно работают, но я так и не услышал ответа, что мы из ВТО выходим. И я сейчас прочитал внимательно текст Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, там ни слова против России, никакой русофобии, там общие принципы, которые для любого цивилизованного государства, которым является и Россия, в сфере борьбы с коррупцией применимы. Скажите, пожалуйста, ну что мешает нам, вот если мы не выходим из ВТО, из многих других международных договоров... Ну да, они не выполняются по отношению к России, ну была бы ещё одна такая же конвенция, которая бы не выполнялась, что здесь мешает нам? Ведь есть же и общественное мнение, вот сегодня Дума отменит, денонсирует Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, а что избиратели скажут? СЫРОМОЛОТОВ О. В. В данной ситуации находиться в механизме, где из тебя делают спящую кошку, которая не имеет права ни обсуждать что-либо, ни вносить какие-то предложения, ни участвовать в оценке государств, которые... ведь в ГРЕКО обсуждаются оценочные визиты, которые совершены в государства. И при чём здесь, как можно сравнивать, что мы наносим какой-то ущерб, скажем, для нашего населения? По ВТО я знаю, что вопрос тоже рассматривается, но решение ещё не окончательно принято. Вот завтра у вас заседание, и будут рассматриваться выходы из разных договоров, поверьте, что мы к каждому относимся весьма серьёзно, и этот вопрос не решается одним днём. Вот по этой конвенции только коллегия два раза собиралась. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Сергей Николаевич, спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, конечно. КОТКИН С. Н. По вопросу Выборного, повлияет ли на взаимоотношения с недружественными странами? Конечно, повлияет. Сейчас мы услышим такой вопль по этому поводу со стороны недружественных государств, и это, естественно, повлияет на наши отношения. А что касается сказанного Матвеевым, депутатом, моим коллегой, что в конвенции нет ни слова, что бы мешало работе, - посмотрите конвенцию, по этой конвенции и согласно тому, что они предлагают, в ГРЕКО имеют право контролировать, как мы выполняем эту конвенцию, а мы никакого права не имеем посмотреть, как они выполняют. Кроме того, нас лишают вообще права голоса. Права голоса лишают нас! Это немыслимые даже какие-то предложения, которые звучат с их стороны, они просто унизительные для государства Российского, поэтому мы и выходим из этой конвенции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Коллеги, программа напряжённая, давайте мы договоримся, что по каждому из законопроектов, которые мы сегодня будем рассматривать, не более одного выступления от фракции. Не будет возражений? Не будет. Договорились. Покажите список. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Спасибо. С места, для экономии времени. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Ну, это естественное следствие выхода нашей страны из Совета Европы, поэтому, естественно, что мы вынуждены денонсировать, а по-русски, расторгнуть данное соглашение. Вот почти год прошёл с момента ухода нашего лидера, основателя партии Владимира Вольфовича Жириновского, и он всегда говорил о том, что нам не место в тех организациях, где нас поливают грязью, международных организациях, где он выступал в своё время, не место в организациях, где нас поливают грязью за наши деньги, причём за немалые деньги. Вот мы говорим про Совет Европы - он обходился нам примерно в 33 миллиона евро в год. На секундочку задумаемся, 24 года мы находились в Совете Европы - посчитайте сумму. Я посчитал: 792 миллиона евро улетело - это мазохизм какой-то, причём за свои деньги, за такие огромные! Нам некуда их потратить было? Конечно, надо провести серьёзный анализ всех плюсов и минусов организаций, в которых мы состоим. Сейчас у нас был Сергей Викторович Лавров, выступал здесь, много прозвучало вопросов про ВТО, про ВОЗ, то есть народ беспокоится, что на нас оказывается давление. Мы говорим про ЕСПЧ - тоже последние десять лет чисто политические решения, направленные против нашей страны, выносились данным судом по правам человека (в кавычках, извините за выражение). Так что, конечно, надо разобраться, кто нас туда втянул, в эти международные организации, опять же выяснить все плюсы и минусы. Если минусов больше - выходить, безусловно. Ну, вообще, не надо было и входить, наверное, чтобы потом не денонсировать, или, ещё раз говорю по-русски, расторгать эти соглашения. А тут всё логично - конечно, нас ущемляют. И хотелось бы, наверное, успокоить население, сказав, что борьба с коррупцией на этом не завершится, и привести некоторые цифры, которые, в частности, приводит Следственный комитет России. Привлекли к уголовной ответственности за коррупцию 60 чиновников в оборонно-промышленном комплексе, ещё 250 человек за преступления в сфере госконтрактов и госзакупок; ущерб от коррупционных преступлений в 2022 году составил 37,6 миллиарда рублей; стоимость имущества и ценностей, изъятых у фигурантов, превысила размер причинённого ущерба - в казну вернулось 62,2 миллиарда рублей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К. То есть Следственный комитет России, прокуратура вполне себе выполняют функцию по борьбе с коррупцией, и денонсация данного соглашения никак на это не повлияет, у нас хватает своих норм национального права. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Ставьте семь минут, а если будет меньше... КУРИННЫЙ А. В. От фракции, но постараюсь уложиться в меньшее время. Уважаемые коллеги, ну, как будет воспринята весть, информация о том, что Государственная Дума денонсировала договор по борьбе с коррупцией? Ну, безусловно, в обществе будет это воспринято отрицательно, или, скажем так, во многих социальных слоях это будет воспринято отрицательно. Мы прекрасно понимаем, что механизмы борьбы с коррупцией, особенно наднациональные, очень часто являются тем элементом мягкой силы, который используется в разных странах, для того чтобы воздействовать на местную элиту. И как правило, именно договоры о противодействии коррупции, о формировании неких наднациональных, специальных структур... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, секунду. Коллеги, докладчик должен слушать выступления, ему потом реагировать на эти выступления. Уважаемые коллеги, отойдите, пожалуйста, от докладчика, он должен слушать выступления и потом реагировать на них в заключительном слове. Пожалуйста, продолжайте, Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Действительно, не зря даже какая-то финансовая помощь, которая оказывается этим странам, увязывается с наднациональным механизмом выстраивания борьбы с коррупцией. Но относится ли в данном случае это к данной конвенции и к Российской Федерации? Что угрожает Российской Федерации, в случае если мы не денонсируем данное, скажем так, соглашение, данный международный договор? Ну, нам же сказали: вроде как нас вычеркнули, мы не можем голосовать, и вот мы, по сути, обиделись, поэтому из этой конвенции надо нам срочно выйти, плюс они дадут нам оценку в рамках мониторинга. Я абсолютно убеждён, что, будем мы, скажем так, в составе конвенции или не будем мы в составе конвенции, ГРЕКО даст оценку, она даст оценку должностным лицам Российской Федерации, нашим институтам и всему остальному, это всё равно будет преподнесено от имени ГРЕКО. И поэтому здесь, на мой взгляд, никаких объективных плюсов для Российской Федерации нет. Нужно совершенствовать антикоррупционное законодательство Российской Федерации? Безусловно, нужно. И не зря мы здесь вспомнили про конвенцию ООН, которая пока у нас ещё действующая, за исключением трёх статей, которые мы не ратифицировали. Я напомню, это 20-я статья "Незаконное обогащение" (весьма эффективный механизм борьбы с коррумпированными чиновниками), 57-я статья и 54-я статья, в которых говорится о конфискации имущества у коррупционеров. К большому сожалению, сегодня огромное число случаев, когда государственные служащие, лица, занимающие государственные должности, ничего не имеют по декларациям - гол как сокол, называется, - но зато у их тёщ, совершеннолетних детей, у нянь порой или, там, вообще близких знакомых оказываются целые состояния, и ничего наша прокуратура в рамках нашего, национального законодательства пока сделать не может, ни доказать, ни тем более изъять. К сожалению, сегодня не ратифицированы, повторяю, 20-я статья "Незаконное обогащение", 54-я и 57-я статьи, где говорится о конфискации. Увы, к сожалению, наши законопроекты, связанные с этим, сегодня не рассматриваются, точно так же как и ещё шесть законопроектов о выходе из других международных организаций, вреда от нахождения в которых гораздо больше, чем пользы. То же самое с ВТО - мы несём прямые экономические потери, то же самое с Международным валютным фондом и рядом других международных организаций: прямые экономические потери несёт Российская Федерация, но мы не денонсируем по каким-то причинам. А вот это, ну, на наш взгляд, совершенно безобидная, условно безобидная конвенция, но из неё почему-то надо срочно выходить. Далее, о чём мы говорили и о чём стоит говорить? Первое, законодательство в Российской Федерации, безусловно, далеко от уровня совершенства, о котором говорил один из докладчиков. Речь идёт в первую очередь об ужесточении ответственности - нет этого, к сожалению, я повторяю, нет механизма конфискации, не работает система против незаконного обогащения. Ну и второе, информационная прозрачность - это второй механизм борьбы с коррупцией. Здесь, к сожалению, в последнее время мы вместе с вами приложили усилия соответствующие, в том числе разрешив фактически скрывать от публичного надзора декларации депутатов, декларации высших должностных лиц субъектов, ну и, собственно, других ответственных чиновников, - это тоже путь, направленный далеко не на борьбу с коррупцией. В связи с этим мы считаем, что денонсация данной конвенции, безусловно, принесёт больше информационного шума и больше имиджевого ущерба, чем какой-то пользы, о которой нам говорил представитель Министерства иностранных дел. Мы, наша фракция, безусловно, за борьбу с коррупцией, мы за совершенствование национального законодательства. Мы призываем всех в максимально короткие сроки рассмотреть наш законопроект о ратификации 20-й статьи и ещё ряд законопроектов, которые направлены на ратификацию других важных антикоррупционных документов, которые существуют сегодня, - законопроекты находятся на рассмотрении Государственной Думы, - ну и, безусловно, рассмотреть возможность денонсировать те договоры, которые, повторяю, на сегодня несут прямую угрозу или приводят к прямым экономическим потерям для Российской Федерации. Ну а данный законопроект мы поддерживать не будем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит представленный законопроект. Мы считаем, что существование вот такого, как Алексей Владимирович сказал, безобидного варианта... Безобидная конвенция - это вот для чего? Нам в рамках такой конвенции бороться с действительно страшным злом, изображая борьбу нанайских мальчиков с коррупцией? Нет! Мы считаем, давно нужно было выйти из этой конвенции по причине того, что с Темзы выдачи коррупционеров нет. Вы только что услышали: любые причины были названы, а коррупционеров не выдавали, тем более не выдавали миллиарды и триллионы, украденные коррупционерами и выведенные на Запад. Так вот зачем нам там присутствовать? Тем более что нас полностью поразили в правах, лишили права голоса. Вот нахождение, я считаю, как раз и будет особенно вредно. А что людям сказать? Конечно, людям нужно говорить правду. Коррупция есть страшное зло, но борьба с ней вот такими, знаете, медикаментозными, заговорными способами, как рекомендует конвенция, не помогает. Давайте применять китайский опыт! Вот Китай вряд ли принял бы эту конвенцию, потому что там смертная казнь за коррупцию существует, правильно? Я считаю, надо китайский опыт использовать. Нужно приравнять коррупцию в особо крупных размерах к государственной измене. Давайте вот это отвечать нашим людям, давайте эти решения принимать! Вы предлагали много раз, мы предлагаем - вот сейчас я в очередной раз предлагаю этим ответить на выход из конвенции, и немедленно, потому что особое время и особые требования, и именно к вредителям и государственным изменникам, которые, ну, может быть, даже пострашнее тех диверсантов и других агентов, которые сегодня занимаются шпионским, разрушительным каким-то воздействием на нашу экономику, на нашу государственную безопасность. В обязательном порядке нужно ужесточать ответственность, что называется, в рамках режима особого времени. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шхагошев Адальби Люлевич, пожалуйста. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Коллеги, я, естественно, в самом начале скажу, что это законопроект президентский и мы поддерживаем эту денонсацию. И скажу вам, что мы категорически не можем принять аргументы за дальнейшее пребывание в так называемой организации ГРЕКО. Кстати говоря, ГРЕКО - это Группа государств против коррупции. Мы не можем себе представить ситуацию, когда в принципе нас принимают в организацию, мы договариваемся, что будем решать проблемы, связанные с борьбой с коррупцией, но в итоге нам говорят: вы не будете участвовать в голосовании, вы не будете участвовать в обсуждении и, самое главное, вы не будете рассматривать доклады в отношении других членов этой организации. Ну в конце концов, коллеги, самолюбие в самом хорошем смысле слова должно быть! Не может наша фракция, без всякого сомнения, прислушиваться к подобным аргументам. Теперь что касается других международных договоров. Абсолютно понятная системная линия, которой сегодня следует и наша фракция, партия, и, собственно говоря, Министерство иностранных дел, - это по ходу, как говорится, поступления самых разных сигналов от международных организаций рассматривать разные другие денонсации. Но ещё раз подчеркну, что именно денонсация конвенции, которую мы сегодня рассматриваем, - это прецедент, который создаёт сегодня Российская Федерация, потому что Россия сама денонсирует Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Да, раньше такого никогда не было, из 50 стран, более чем из 50 стран это делает именно Российская Федерация. На мой взгляд, это абсолютно синхронно сегодня с той политикой, которую проводит Российская Федерация в целом в международной политике и в части обеспечения глобальной безопасности. И вообще я считаю, что скоро мы поднимем очень серьёзные вопросы относительно глобальной безопасности с учётом ситуаций, которые мы сейчас наблюдаем, когда целые страны причастны к совершению международных террористических актов. Я вам скажу, что идёт некая такая гонка, соревнование с международными террористическими организациями. Да, действительно, мы заявляли свою позицию, например, по поводу взрыва "Северных потоков". Есть только косвенные доказательства, мы прямо не указываем на определённые страны и организации, тем не менее мы чётко представляем, что такой международный террористический акт не может совершить сегодня ни одна международная террористическая организация, это может сделать только сильная страна с сильными спецслужбами. Соответственно, нас ждут очень серьёзные разоблачения, а точнее, продолжение этих разоблачений. Кстати, я должен сказать, что и в части глобальной безопасности, и в части борьбы с коррупцией законодательный пакет в Российской Федерации уникален. А что касается, ещё раз, обеспечения глобальной безопасности, я думаю, что Россия является страной номер один, которая сегодня точно знает, что такое глобальная безопасность и в части борьбы с международным терроризмом, и в части организации внутренней безопасности, в собственной стране. Очевидно, что мы, конечно, на правильном пути, и наша фракция очень серьёзно, внимательно будет следить в дальнейшем за тем, каким образом МИД, Министерство иностранных дел, будет представлять нам ситуацию в международных организациях. Мы, безусловно, здесь в одной лодке. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Владимирович, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. СЫРОМОЛОТОВ О. В. Уважаемые депутаты, я, честно говоря, просто поражён таким заинтересованным, таким квалифицированным обсуждением, какое было сегодня. Я понял, что мы на правильном пути. И большущее вам спасибо за те мысли, которые здесь прозвучали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Коткин, содокладчик. Включите микрофон. КОТКИН С. Н. Спасибо, Иван Иванович. Я поражён выступлениями некоторых наших коллег. Ведь Олег Владимирович очень чётко сказал в своём докладе: не мы вышли из ГРЕКО - нас вежливо (в кавычках) попросили оттуда выйти, Комитет министров Совета Европы, тем самым Россию лишили права участвовать в обсуждении докладов других стран, лишили права голоса, возможности контроля за исполнением конвенции, а нас они имеют право контролировать. Это не просто неуважительное отношение к государству Российскому - сегодня, по-моему, Сергей Викторович очень чётко выразился: это хамское отношение к России. И в этой ситуации нет другого выхода, только, вот как мы решили сегодня, выйти из этой конвенции и денонсировать её. Спасибо за внимание. Спасибо коллегам, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что поддержали, и другим фракциям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, пункт 9 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 48 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Закон принят.