Заседание № 79
О проекте федерального закона № 2721-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка привлечения судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи и порядка передачи дел, поступивших в производство мирового судьи, мировому судье другого судебного участка).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Докладывает Тамерлан Кимович Агузаров. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона был внесён Президентом Российской Федерации 27 декабря 2011 года, принят Государственной Думой в первом чтении 13 марта 2012 года и во втором чтении - 15 февраля текущего года. По данному законопроекту проведены все необходимые экспертизы. Прошу проголосовать за принятие данного законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить от фракций по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
5-й вопрос. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 15 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 78
О проекте федерального закона № 2721-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка привлечения судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи и порядка передачи дел, поступивших в производство мирового судьи, мировому судье другого судебного участка).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос. Во втором чтении слушается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило семь поправок, шесть из них включено в таблицу принятых, одна - в таблицу отклонённых. Просим утвердить таблицу № 1, вынести на отдельное голосование поправку 6 и эту поправку отклонить, то есть, таким образом, таблицу № 1 утверждаем без поправки 6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 27 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, мы просим вынести на отдельное голосование поправку 6 из таблицы № 1 и отклонить. И потом будем просить принять эту поправку в той редакции, которая в настоящее время роздана в зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы поправку 6 принять? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 12 сек.) Проголосовало за 31 чел.6,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 34 чел. Не голосовало 416 чел.92,4 % Результат: не принято Поправка отклонена. Владимир Николаевич, по таблице поправок № 2 комментарий. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, просим принять таблицу № 2, в ней содержится одна поправка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, которая содержит одну поправку? Ставлю на голосование таблицу поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 50 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Таблица принимается. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, вам роздана поправка, которая касается вступления настоящего федерального закона в силу. Кстати, я просил бы обратить внимание, закон крайне интересный и принципиально важный, он касается огромного числа случаев рассмотрения дел мировыми судьями и вообще всего мирового судопроизводства. Это я просто по тексту закона. Что касается поправки. Специфика есть во вступлении в силу положений статьи 48 части первой Налогового кодекса. Собственно говоря, только вот из-за этой технической редакции, связанной со спецификой вступления Налогового кодекса в силу, мы предлагаем принять данную поправку, которая роздана в зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование данную поправку. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 00 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Поправка принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Владимир Николаевич, ещё комментарии? ПЛИГИН В. Н. Нет-нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо. По ведению - Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Я прошу прощения, я очень уважительно отношусь к Владимиру Николаевичу и к комитету, но вот такая форма раздачи поправок... Существует утверждённый порядок. Вообще говоря, вряд ли что-то можно было бы понять из этого, если бы Владимир Николаевич не взял в руки листок и не начал показывать указкой. Давайте всё-таки уважать друг друга, себя прежде всего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
10-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 01 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 12
О проекте федерального закона № 2721-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка привлечения судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи и передачи дел, поступивших в производство мирового судьи, мировому судье другого судебного участка).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
На фиксированное время стоит вопрос 14 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Гарри Владимирович Минх, пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесённый Президентом Российской Федерации. Хотел бы вам напомнить, что, когда мы в конце февраля обсуждали пакет президентских инициатив, посвящённых реформированию и совершенствованию политической системы, среди вопросов, которые задавались во время обсуждения этой темы, звучал и вопрос о том, насколько мы комплексно смотрим в целом на систему совершенствования власти, в том числе насколько судебная власть эффективна при решении тех вопросов, которые возникают в процессе реализации политических прав граждан. И я, отвечая на эти вопросы, говорил о том, что неоднократно уже Президент Российской Федерации вносил в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование судебной власти. Сегодня тоже предлагается вашему вниманию законопроект, который направлен на совершенствование деятельности низового звена судов общей юрисдикции - мировых судей. Проблема состоит сейчас в том, что мировые судьи являются достаточно загруженным, я бы даже сказал, перегруженным звеном судебной системы, судов общей юрисдикции. Если говорить о количестве дел, которые рассматривают мировые судьи, то статистика следующая: порядка 70 процентов всех гражданских дел и порядка 40 процентов уголовных дел. При этом хочу вам напомнить, что мировых судей на сегодняшний день примерно семь с половиной тысяч, а судей районного звена судов общей юрисдикции порядка восемнадцати тысяч. Если говорить о ежемесячной нагрузке на одного мирового судью, то применительно к гражданским делам на него приходится более ста дел в месяц, к уголовным - чуть поменьше, естественно, так как в целом их меньше, но тем не менее нагрузка очень большая. В связи с тем что необходимо оптимизировать нагрузку на мировых судей, предлагаются следующие новеллы. Прежде всего уточняется порядок привлечения судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи. В настоящее время для того, чтобы судья в отставке мог быть привлечён к этой деятельности, необходимо решение председателя вышестоящего суда. Но мировые судьи, как вы помните, у нас либо назначаются на должность законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, либо избираются населением соответствующего участка. На наш взгляд, для того чтобы привлечь судью, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи, необходимо подключить к этой процедуре законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации. Поэтому предлагается привлекать судью, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом председатель соответствующего областного или равного ему суда должен обращаться в законодательный орган с представлением. Вместе с тем мы предлагаем сохранить действующее требование о том, что необходимы положительное заключение квалификационной коллегии судей и документ, свидетельствующий об отсутствии у судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Кроме того, предполагается предусмотреть порядок перевода мирового судьи с одного судебного участка на другой судебный участок в пределах одного судебного района. В настоящее время у нас, вы знаете, мировые судьи работают в пределах соответствующего участка, и это, скажем так, ограничивает свободу манёвра, для того чтобы оптимально организовать работу мировой юстиции. Также предусматривается, что мировой судья может быть переведён на другой судебный участок в пределах одного судебного района, если этот перевод не временный, а на срок более одного месяца, только с согласия самого мирового судьи. Для того чтобы обеспечить равномерность нагрузки на мировых судей, предлагается предусмотреть возможность передачи материалов, поступивших мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка. Такое решение может принять в течение трёх дней председатель районного суда. Предусматривается, что находящийся в отставке мировой судья может быть привлечён к исполнению обязанностей мирового судьи в том субъекте Российской Федерации, в котором он осуществлял правосудие, и не надо ограничивать возможности такого привлечения ни судебным участком, ни судебным районом в пределах данного субъекта, то есть возможности для такого манёвра расширяются. В отношении привлечения к исполнению обязанностей мирового судьи, если речь идёт не о мировом судье в отставке, а о федеральном судье, это может делаться независимо от того, в суде какого уровня и в каком субъекте Российской Федерации федеральный судья осуществлял правосудие. Кроме того, уточняется порядок составления мотивированного решения мирового суда. Предусматривается, что по делам, которые отнесены к подсудности мирового судьи, мотивированное решение суда составляется в случае поступления соответствующего ходатайства от лиц, которые участвуют в деле. И это ходатайство может быть заявлено в течение трёх дней со дня объявления результативной части решения суда. Кроме того, хотел бы вам напомнить, что мы в своё время корректировали налоговое законодательство и предусмотрели, что в суд заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физлица направляется в случае, если общая сумма, подлежащая взысканию, превышает 1500 рублей. Раньше такого порога не было, и вот это изменение, действующее сейчас - порог в 1500 рублей, - снизило нагрузку на судебную систему примерно на полтора миллиона дел в год. Сейчас предлагается данный порог увеличить с полутора тысяч до 3 тысяч рублей. С одной стороны, это сумма не критическая, 3 тысячи рублей, а с другой стороны, будет достаточно серьёзное облегчение нагрузки, на наш взгляд. Уважаемые депутаты, это основные положения законопроекта. Прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я продолжу то, с чего начал Гарри Владимирович, продолжу приводить некоторую статистику по делам, и заодно эта статистика даст понимание того, как по-настоящему всё происходит в жизни, к сожалению. Нужно понимать, что мировые судьи в прошлом году рассмотрели 452 тысячи 142 уголовных дела, 9 миллионов 168 тысяч гражданских дел, 5 миллионов 44 тысячи дел об административных правонарушениях и 1 миллион 45 тысяч других материалов. Таким образом, в общей сложности через систему мировых судей, которых в настоящее время насчитывается 7 тысяч 5 человек, прошло более 15 миллионов 700 тысяч дел. Это говорит о том, что построение данной системы, распределение нагрузки в данной системе имеют крайне принципиальное значение для организации правосудия в Российской Федерации. В этой части задачей указанного законопроекта является оптимизация нагрузки на мировых судей, с чем мы абсолютно согласны, и, таким образом, законопроект, несомненно, заслуживает поддержки. Одновременно хотел бы обратить внимание на то, о чём говорил Гарри Владимирович, - на переход от суммы в полторы тысячи рублей на сумму в 3 тысячи рублей и на то, что это приведёт к снижению нагрузки. Сегодня выступал председатель Счётной палаты, и я обратил бы ваше внимание ещё на один документ, он поступил недавно в Государственную Думу. В этом документе анализируется деятельность Службы судебных приставов, в частности, приводится следующая статистика: расходы по 2 миллионам 200 тысячам дел только на проведение исполнительных процедур превысили сумму взыскания на 554 миллиона рублей. Это по исполнительным процедурам! Для того чтобы они дошли до этих исполнительных процедур, есть другие процедуры, то есть речь идёт о миллиардах рублей! Поэтому каждый раз, когда мы планируем законодательство, принимаем ту или иную норму, мы должны понимать последствия действия этой нормы в правоохранительной системе, в судебной системе, мы должны понимать, какие расходы у государства, и, может быть, более целевым образом средства использовать. Таким образом, законопроект, несомненно, в этой части нуждается во всяческой поддержке. Хотелось бы отметить следующее. Положение законопроекта о возможности перевода мирового судьи, в том числе без его согласия, с одного судебного участка на другой судебный участок нуждается в уточнении в части определения того, какой мировой судья будет осуществлять правосудие на том судебном участке, мировой судья которого переведён на другой судебный участок. Второе. Предоставление председателю районного суда права передавать материалы, поступившие к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка для перераспределения и выравнивания нагрузки на мировых судей (подпункт 6 проектируемого пункта 1-1 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях...") требует согласования со статьёй 6-2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которой не предусмотрено полномочие председателя суда по организации работы мировых судей. Также хотелось бы обратить внимание и на позицию, которая действительно давно обсуждалась в судейском сообществе, - это идея о нецелесообразности составления мотивированного решения по малозначительным, небольшим делам, решение по которым очевидно. Вместе с тем не все дела, рассматриваемые мировыми судьями, можно отнести к такой категории, поэтому положение законопроекта, согласно которому по всем делам мировой судья не составляет мотивированного решения, если об этом не поступило письменного ходатайства сторон, возможно, следует смягчить, предоставив мировому судье право по своему усмотрению по конкретному делу определять, составлять или не составлять мотивированное решение. Именно данное положение законопроекта мы достаточно подробно обсуждали с рядом представителей судейского сообщества, часть из которых, несомненно, поддерживают это решение. Вместе с тем председатели ряда судов обращали внимание на то, что эту норму нужно сделать либо более гибкой, либо более точно определить, в каких случаях мотивированные судебные решения точно должны составляться в письменной форме. Верховный Суд законопроект поддерживает и предлагает уточнить порядок перевода мирового судьи без его согласия на другой судебный участок. С учётом изложенного просим данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы по докладу и содокладу? Вопросы, вижу, есть. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Анатолий Евгеньевич Локоть, единственный. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо за доверие. Уважаемый Гарри Владимирович, фактически последняя новелла данного законопроекта, о которой говорил и Владимир Николаевич сейчас, - это отказ от мотивированного решения мирового суда, фактически это отказ. Учитывая низкую правовую подготовленность, правовую грамотность населения, я уверен, большинство не будет даже знать, что надо в течение трёх дней обязательно подать специальное заявление, чтобы получить это мотивированное решение. Зачем это делается? Кто определять будет, малая значимость или не малая значимость дела, которое рассматривается? В законе вот этого определения, кстати, нет. То есть зачем делается вот такая уступка? Ну, во всяком случае, в ущерб гражданам, это очевидно. МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, я думаю, что это делается не в ущерб гражданам, объясню почему. Прежде всего вот та статистика, которую отчасти приводил я и дополнил абсолютными цифрами Владимир Николаевич, на наш взгляд, говорит о том, что судьи перегружены, реально перегружены. И речь идёт о том, чтобы у мировых судей было больше времени и возможностей для того, чтобы сконцентрироваться на вынесении решения, и прежде всего на той части решения, которая называется резолютивной. Что касается возможного ущемления прав граждан, я думаю, что в этом плане в законопроекте предусмотрена очень хорошая гарантия: предусмотрена обязанность мирового судьи разъяснить участникам процесса, который происходит в мировом суде, что в случае желания получить мотивированное решение они должны обратиться с соответствующим ходатайством. И это должно стать обязательным элементом для процедуры рассмотрения дела мировым судьёй, это должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе судебного заседания и в том решении, которое будет выноситься даже без подобной мотивировочной части, если стороны не обратятся с ходатайством о составлении той части решения, которое принимает мировой судья. Таким образом, существует несколько уровней защиты, то есть возможность и необходимость получения вот этого мотивированного решения по новой процедуре будут обязательно разъяснены всем участникам процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Гарри Владимирович, вы ещё раз выступать будете? МИНХ Г. В. Нет, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич? Нет. Выносим вопрос на "час голосования".
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 14-й повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 45 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принято.