Заседание № 172
О проекте федерального закона № 272039-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (в части взаимодействия правоохранительных органов и контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Итак, уважаемые коллеги, законопроект под пунктом 14 нашей повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Этот законопроект докладывает Ирина Евгеньевна Марьяш. Пожалуйста, Ирина Евгеньевна, ваш доклад по восьмитысячному законопроекту. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Викторович. Это не счастливая случайность - это подтверждение приоритета деятельности Государственной Думы седьмого созыва в части усиления парламентского контроля, в том числе и в сфере бюджетных правоотношений, за разработкой и реализацией государственных программ, национальных проектов. Мы очень рады, что восьмитысячным идёт законопроект, который расширяет полномочия муниципальных контрольно-счётных палат и контрольно-счётных палат субъектов Российской Федерации. Во втором чтении рассматриваемый законопроект был принят 11 декабря. Он имеет положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, прошёл правовую, лингвостилистическую экспертизы. Ответственный комитет рекомендует Государственной Думе принять Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Просим поддержать решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Евгеньевна. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Белик Дмитрий Анатольевич, пожалуйста. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, и вот по каким причинам. Прежде всего, принятием данного закона мы усиливаем финансовый контроль в муниципалитетах, даём возможность муниципалитетам подключать региональные контрольно-счётные палаты к финансовому контролю - это первое. Второе: мы обязываем правоохранительные органы информировать контрольно-счётные палаты по тем материалам, которые передаются для рассмотрения. Третье: зачастую, мы видим, Счётная палата приводит колоссальные цифры нецелевого использования бюджетных средств, неправильного расходования и других нарушений в бюджетной сфере, а о результатах принятых мер мы порой не знаем - так вот этот закон позволит обязать правоохранителей именно на муниципальном уровне передавать всю информацию контрольно-счётным палатам, чтобы не получалось, что, как сказал президент, до людей деньги не доходят. Если они до них не доходят, мы должны знать, почему, кто виноват, какие чиновники в этом виноваты, какие возбуждены уголовные дела, какие приняты меры и сколько денег возвращено в бюджет. Вот именно поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект и предлагает остальным фракциям сделать то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Ну как не выступить по восьмитысячному законопроекту?! Как вы знаете, вчера отмечали 25 лет Конституции, поэтому я опять же не могу не связать эти два события. По Конституции местное самоуправление - это абсолютно независимая форма управления наших граждан на местах: муниципалитеты, сельские поселения и так далее (хотя "муниципалитет" не наше слово, но неважно). Вот сейчас в данном законопроекте предлагается дать право органам государственной власти субъекта проверять муниципальные расходы, что уже само по себе наводит на мысль, насколько тогда муниципалитеты независимы. Уважаемые коллеги, для того чтобы у нас парламентский контроль был на соответствующем уровне, для того чтобы депутаты действительно могли контролировать, как расходуются средства, вам нужно просто-напросто отменить назначение так называемых сити-менеджеров, которые управляют всей городской собственностью, а депутаты при этом просто сбоку припёка. Когда эта норма будет упразднена - а у нас её уже практически нигде не осталось, то есть депутаты, ещё раз говорю, выполняют представительские функции, но ни на что не влияют, - вот тогда не будет необходимости, так сказать, трясти мэра за то, что он говорит, мол, снег не надо убирать, он и так скоро растает, при этом деньги, которые выделяются на эти мероприятия, куда-то испаряются! Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР абсолютно не против того, чтобы у парламентариев были указанные функции, но давайте всё-таки пойдём дальше - заставим работать действительно напрямую, а не подчиняться какому-то чиновнику, который поставлен в результате непонятного конкурса по согласованию с областной властью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на согласование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", 14-й вопрос повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 09 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Федеральный закон, восьмитысячный закон принят. Уважаемые коллеги, поздравляю вас!
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 272039-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (в части взаимодействия правоохранительных органов и контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации; принят в первом чтении 10 апреля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в части совершенствования парламентского контроля").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Доклад заместителя председателя Комитета по контролю и Регламенту Ирины Евгеньевны Марьяш. Пожалуйста. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект в первом чтении был принят Государственной Думой 10 апреля текущего года. Напомню, что в основе его подготовки лежит поручение президента нашей страны Владимира Владимировича Путина, данное по итогам встречи с членами Совета законодателей, где президентом были поставлены вопросы о целесообразности наделения органов финансового контроля субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и о совершенствовании взаимодействия правоохранительных и контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации. В Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту, который отвечает за рассмотрение данного законопроекта, поступило во втором чтении 14 поправок. Необходимо отметить, что все они были внимательно изучены до заседания комитета, вопросы обсуждались с официальными представителями Правительства Российской Федерации, Счётной палаты Российской Федерации, на заседание комитета были приглашены непосредственно все авторы. В тексте законопроекта учтены юридико-технические и лингвистические замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, уточнено наименование законопроекта, в том числе в части понятия "парламентский контроль", поскольку рассматриваемый законопроект касается деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по осуществлению ими внешнего государственного и муниципального финансового контроля и, по сути, не затрагивает правоотношений, которые регулируются Федеральным законом № 77-ФЗ "О парламентском контроле". Уважаемые коллеги, результатом работы ответственного комитета по подготовке данного законопроекта к рассмотрению во втором чтении стал предлагаемый вашему вниманию текст законопроекта, а также две таблицы поправок. Таблица поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, содержит 1 поправку, и таблица поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению, содержит 13 поправок. Необходимо отметить, что имеется положительное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации к представленному тексту законопроекта во втором чтении. На своём заседании комитет принял решение поддержать рассматриваемый проект федерального закона и предлагает Государственной Думе принять его во втором чтении с новым наименованием - "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 29 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 56 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 20 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МАРЬЯШ И. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Спасибо за принятое решение. Законопроект прошёл все необходимые процедуры, правовую и лингвистическую экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении на пленарном заседании, поэтому комитет просит включить его в проект порядка работы Государственной Думы на 13 декабря текущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
Заседание № 109
О проекте федерального закона № 272039-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в части совершенствования парламентского контроля".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 34, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в части совершенствования парламентского контроля". Доклад Ирины Анатольевны Яровой. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вы знаете, что в число абсолютных приоритетов входит контроль бюджетной дисциплины, рачительное и эффективное использование бюджетных средств. Именно от этого зависит качество жизни граждан. Именно от этого зависит реализация социальных, инфраструктурных проектов развития. И не случайно именно мы, как законодатели, уполномочены на то, чтобы формировать дополнительные финансовые органы контроля - счётные палаты. Сейчас ситуация выглядит следующим образом. В действующем законодательстве уже есть ряд норм, которые позволяют передавать полномочия по осуществлению финансового контроля с одного уровня на другой, с муниципального уровня на уровень регионов. Однако в законодательстве есть пробел, из-за которого возникают серьёзные бреши там, где не осуществляется финансовый контроль. У муниципальных районов, у городских округов и городских округов с внутригородским делением нет права передавать полномочия по осуществлению финансового контроля на уровень регионов. Что получается в результате? У нас большая страна, в ней есть малонаселённые пункты, есть труднодоступные и удалённые районы, в итоге в 300 муниципальных образованиях нет самостоятельных органов финансового контроля, при этом по закону эти муниципальные образования не имеют права передать данные полномочия на региональный уровень, чтобы региональные счётные палаты, которые формируются региональными законодателями, осуществляли контроль использования бюджетных средств на муниципальном уровне. Конечно, это совершенно ненормальная ситуация. Внесённое нами предложение о восполнении пробелов в законодательстве позволит прежде всего сделать обязательным финансовый контроль реализации всех проектов развития и использования бюджетных средств на всех уровнях власти, в том числе на муниципальном уровне, повсеместно. Уважаемые коллеги, данная проблема обсуждалась Советом законодателей, собственно говоря, первоначально именно там она и была заявлена: 24 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча Совета законодателей с президентом, в ходе которой представители Камчатки обозначили эту проблему как реально существующую. Например, в Алеутском районе нет самостоятельного органа финансового контроля, и невозможно передать на уровень Камчатского края полномочия по контролю использования бюджетных средств, потому что в законе такая процедура не предусмотрена. Мы предлагаем установить в законодательстве право регионов принимать соответствующие законы и через соглашения обеспечивать передачу таких полномочий. Кроме того, бывает, что просто экономически невыгодно, нецелесообразно создавать дополнительный орган финансового контроля в малонаселённом пункте, таким образом, мы обеспечиваем ещё и более эффективное использование бюджетных средств на осуществление финансового контроля. Ещё одна очень важная новелла. Вы знаете, мы в шестом созыве приняли изменения в закон "О парламентском контроле", и у нас есть не просто право, а обязанность направлять материалы проверок, если были выявлены серьёзные нарушения, в правоохранительные органы и получать обратную связь. Обратная связь очень важна, потому что этой первичной информации о нарушениях должна быть дана процессуальная оценка на предмет наличия уголовно наказуемого деяния. И конечно, очень важно, чтобы материалам проверок, которые часто носят ёмкий, качественный характер, была дана такая же ёмкая и содержательная процессуальная оценка и чтобы неотвратимо следовали ответственность и судебное решение о наказании в случае, если подтверждается наличие умысла и злоупотреблений. Мы предлагаем дать и нашим региональным коллегам такое же право - получать от правоохранительных органов информацию о том, какие по направленным им материалам проведены проверочные мероприятия и какие приняты процессуальные решения. Для регионов это вдвойне важно, потому что это дополнительная форма придания публичности общественному контролю: когда материалы будут направляться, например, в Следственный комитет для оценки и принятия решений, поступившая обратно информация будет звучать на уровне региональных законодательных органов государственной власти, что даст основания, если законодатель посчитает необходимым, просить о дополнительных проверочных мероприятиях, а также соглашаться или не соглашаться с выводами проверок. Одним словом, парламентский контроль становится более реалистичным и расширенным. Уважаемые коллеги, данная законодательная инициатива, как я уже сказала, поддержана руководителями законодательных собраний всех субъектов Российской Федерации. Вообще нужно сказать, что в седьмом созыве работа на площадке Совета законодателей по поручению Вячеслава Викторовича Володина в постоянном режиме направлена на взаимодействие с регионами. Наша задача - получая запросы регионов, найти то единственно верное решение, которое позволит на законодательном уровне снять существующую проблему. И очень много примеров, когда именно по проблемам, заявленным регионами, мы на федеральном уровне предлагаем вариант решения, который одобряется регионами и в принципе даёт возможности для движения и развития. Уважаемые коллеги, предлагаю поддержать данную законодательную инициативу, а проект закона, который идёт в данном случае, так сказать, в пакетном варианте... Сегодня мы рассматриваем законопроект, которым занимается комитет Ольги Савастьяновой, мы надеемся, что и комитет по бюджету в ближайшее время также внесёт на рассмотрение палаты законопроект, который предполагает внесение зеркальных изменений в Бюджетный кодекс, в случае их принятия в принципе вся система нового финансового контроля заработает совершенно и эффективно. Кстати, сегодня мы приняли во втором чтении законопроект, который был внесён президентом, об уголовном наказании, об усилении ответственности, так вот всем нам нужно понимать, и, я думаю, мы это хорошо понимаем, что первичный финансовый контроль - это серьёзный фундамент, нужный для того, чтобы те, кто разворовывает бюджет, понимали, что их ждёт неотвратимое наказание, и это наказание будет очень серьёзным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по контролю и Регламенту Ирины Евгеньевны Марьяш. Пожалуйста. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Суть законопроекта очень подробно и убедительно изложила в своём докладе уважаемая Ирина Анатольевна. Без всяких сомнений, на сегодня приоритетным направлением совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации является формирование эффективной системы финансового контроля на всех уровнях публичной власти. Предлагаемые изменения помимо прочего позволят обеспечить эффективность и независимость внешнего финансового контроля в муниципальных образованиях в случаях, когда в муниципальных образованиях отсутствуют и организационные, и кадровые возможности для проведения внешнего финансового муниципального контроля их собственными контрольно-счётными органами. Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту является комитетом, ответственным за рассмотрение данного законопроекта. С учётом всех замечаний и предложений, которые поступили в свою очередь в установленном порядке, в установленные сроки, ко второму чтению комитет считает целесообразным проработать следующие вопросы. Во-первых, отнести на усмотрение законодателя субъекта Российской Федерации не только определение порядка заключения соглашения между представительными органами муниципальных образований и контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации о передаче последним полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, но и определение условий заключения таких соглашений, в том числе финансового обеспечения их реализации. Во-вторых, необходимо согласовать проектируемые изменения в Федеральный закон № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" с нормами Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующая редакция которого не предусматривает возможности заключения соглашений представительными органами муниципальных образований с контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации по осуществлению ими полномочий внешнего муниципального финансового контроля. В-третьих, следует внутри самого 6-го федерального закона привести в соответствие статью 18, которая регулирует взаимодействие контрольно-счётных органов, проектируемым изменениям части 12 статьи 3. В-четвёртых, мы поддерживаем позицию Правового управления Аппарата Государственной Думы в вопросе о необходимости уточнения наименования законопроекта в части понятия "парламентский контроль", поскольку рассматриваемый законопроект, по сути, не затрагивает правоотношений, которые регулируются Федеральным законом № 77-ФЗ "О парламентском контроле", и, кроме того, в Бюджетном кодексе Российской Федерации и в 6-м федеральном законе не предусмотрено использование понятия "парламентский контроль" в отношении деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по осуществлению ими внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Также предлагаем доработать положение о представлении правоохранительными органами информации о ходе рассмотрения ими переданных контрольно-счётными органами материалов как в части определения периодичности направления правоохранительными органами в контрольно-счётные органы информации о ходе рассмотрения переданных материалов, так и в части оснований для её направления. Уважаемые депутаты, концептуально рассматриваемый законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, Счётной палатой Российской Федерации, поддерживает законопроект и комитет-соисполнитель - Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет. От органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 63 отзыва с предложением поддержать рассматриваемый законопроект. В свою очередь (я об этом уже выше говорила) все поступившие замечания, предложения будут проработаны ответственным комитетом ко второму чтению. Мы очень рассчитываем, что все замечания, предложения субъекты законодательной инициативы оформят в установленном порядке и в виде поправок представят в комитет. Учитывая сказанное, уважаемые депутаты, ответственный комитет, Комитет по контролю и Регламенту, поддерживает предложенный вашему вниманию законопроект и предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гусева Ирина Михайловна, пожалуйста. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня к содокладчику вопрос, я задавала его на заседании комитета по бюджету. Понятно, что к концепции вопросов не имеется, и всё-таки ко второму чтению хотелось бы уточнить положения и 6-го федерального закона, и 131-го о полномочиях. Это очень важно, потому что субъект формирует бюджет района, район формирует бюджет поселений. У нас в стране есть муниципальные образования, где контрольно-счётных палат нет, и заключение договора мы отточим ко второму чтению - это понятно, но то, что, минуя главу района, заключают напрямую договоры о внешних проверках счётной палатой региона, если честно, вызывает очень много вопросов. Это то же самое, что регион напрямую будет проверять Федерация... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МАРЬЯШ И. Е. Спасибо большое, Ирина Михайловна, за вопрос. Контрольно-счётный орган в муниципальном районе может быть и создан, но статья 264-4 Бюджетного кодекса говорит о независимости всех уровней власти в осуществлении внешнего финансового контроля и в проведении внешней проверки годового отчёта. В этой связи муниципалитет будет иметь право заключить соглашение как с районом, так и с субъектом, если наша норма пройдёт при принятии этого законопроекта. Более того, хочу сказать, что финансовое обеспечение таких соглашений на сегодняшний день можно будет урегулировать через субъектовый закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровой Ирине Анатольевне включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я думаю, что в вопросе прозвучало как проблема то, что кто-то передаёт полномочия. Наверное, вам нужно знать о том, что на самом деле этой проблемы нет, потому что уже сегодня - тот, кто занимается муниципальным строительством, знает, и я вам прямо зачитаю - контрольно-счётный орган муниципального района или субъекта в отношении городского, сельского поселения по обращению от представительного органа заключает такое соглашение, хотя никакой процедуры не предусмотрено, но это уже действует долгие годы и никаких проблем на практике не вызывает. Кроме того, контрольно-счётный орган городского округа с внутригородским делением или субъекта Российской Федерации в отношении внутригородского района по обращению также представительного органа уже заключает по факту такие соглашения. Кроме того, контрольно-счётный орган города федерального значения в отношении внутригородских муниципальных образований на основании закона субъекта осуществляет соглашения. Из всей этой линейки, скорее всего, по недоразумению выпали только муниципальные районы, городские округа и городские округа с внутригородским делением. Сегодня речь идёт о том, что коллегиальный орган субъекта, такой же как и мы, который в полной мере несёт ответственность перед жителями своего региона, исходя из особенностей строения муниципальных образований на своей территории, удалённости, объёма финансовых средств берёт на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения. Это первый ключ. А второй ключ - это инициатива самого муниципального образования при заключении соглашения. Уважаемые коллеги, не случайно все субъекты Российской Федерации поддержали этот законопроект, проблема реально существует. Конечно, может быть, кому-то выгодно, чтобы не было финансового контроля (ну нет финансового органа - и хорошо), а для страны это плохо. Финансовый контроль должен быть во всех муниципальных образованиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нам необходимо сейчас прервать рассмотрение этого законопроекта, поскольку у нас есть два вопроса, поставленные на фиксированное время.
Коллеги, возвращаемся к рассмотрению пункта 34 повестки дня. Продолжаем задавать вопросы. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Ирина Анатольевна, на мой взгляд, парламентский контроль действительно нужно увеличивать, но в стране количество контрольных процедур и контролёров уже давно зашкаливает, превысило все допустимые пределы: полстраны работает, полстраны их контролирует, и качество жизни от этого улучшается очень мало. Вопрос: как скажется принимаемый закон на численности контролёров и на количестве контрольных процедур? ЯРОВАЯ И. А. Спасибо огромное, что вы задали этот вопрос. Принятие закона как раз приведёт к оптимизации, к тому, чтобы не создавать избыточные органы контроля, потому что передача полномочий означает, что контрольный финансовый орган, созданный в субъекте Российской Федерации, если будет принят закон и если будут заключены соответствующие соглашения, будет охватывать в своей деятельности... будет не пятнадцать контролёров, как сегодня - два, три, четыре, десять контролёров, - на один бюджет, а один, и это приведёт к оптимизации. В связи с предыдущим вопросом я хочу сказать: в Бюджетном кодексе уже давно предусмотрена возможность передачи этих полномочий, это не новая процедура, поэтому, если кто-то хочет сказать, что мы впервые идём по такому пути, забираем что-то у муниципальных образований, это совсем не так. Но вы абсолютно правы в том, что мы создаём условия, чтобы регионы считали в том числе деньги, которые они тратят на контролёров, как вы справедливо сказали, чтобы не получился перевес, что контролёров больше, чем самого бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ирина Анатольевна, два вопроса. Первый: правильно ли я понимаю, что в связи с принятием этого закона регион будет иметь возможность своим законодательным актом забрать вообще у всех муниципальных образований контрольные полномочия? И второй вопрос. Мы говорим об обязанности правоохранительных органов информировать о результатах проверки на уровне региона, а не рассматривалась ли всё-таки возможность - ну не каждый пойдёт по такому пути, будет забирать у муниципальных образований эти полномочия - применения аналогичной нормы в отношении муниципальных образований, чтобы и там правоохранительные органы обязаны были информировать по итогам проверки? ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое, Дмитрий Александрович, за вопрос. Ни в коем случае не может быть решён вопрос просто законом субъекта - только через соглашение. Это как раз учитывает всю структуру не только органов законодательной и исполнительной власти, но и муниципальных образований, структуру и всю полноту полномочий, которыми наделены муниципалитеты, потому что на своём уровне муниципальные депутаты имеют все законные основания, чтобы самостоятельно принять такое решение. Закон субъекта должен предусматривать только процедуру, но ни в коей мере не может быть понуждением. Это к вопросу о том, что всегда есть форма публичной ответственности и публичного контроля. Как мы, те, кто избран в конкретных регионах, отвечаем перед своими избирателями, так и наши региональные коллеги, так и наши муниципальные коллеги отвечают - в этом и есть смысл публичности контроля. Что касается представления информации, на мой взгляд, такая информация должна представляться всем субъектам, которые передают результаты проверок в правоохранительные органы, всегда должна быть обратная связь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Ирина Анатольевна, вопрос по второй части представляемого вами законопроекта. Те, кому довелось работать в региональных заксобраниях (мне, в частности, довелось), знают, что одной из проблем в деятельности контрольно-счётных органов является доведение хороших, объективных, правильных выводов до логического завершения - до ответственности, до правоохранительных решений. В связи с этим вопрос, так сказать, для конкретизации: какими вы видите механизмы представления информации, о которой идёт речь, и каковы должны быть её регулярность, сроки, ну и возможные последствия? ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я немножко напомню, поскольку я являлась автором закона "О парламентском контроле", которого просто не было в Российской Федерации, где мы впервые заложили процедуры нашего контроля, а также механизм информирования парламента и наших профильных комитетов. Вы знаете, что у каждого профильного комитета есть даже не право, а обязанность рассматривать в рамках своей компетенции результаты проверок, которые проводит федеральная Счётная палата, и у нас есть право заслушивать результаты рассмотрения тех материалов, которые направляются в правоохранительные органы. Может быть, не все комитеты этим пользуются, но на самом деле, как вы понимаете, это очень серьёзный и действенный механизм. Форма уведомления, естественно, информационная, простая письменная, возможно, с приглашением руководителей территориального органа. У депутатов всегда есть такое право в соответствии с нашими регламентными процедурами, при рассмотрении любого вопроса, поэтому, на мой взгляд, мы, как федеральные законодатели, можем задать некую культуру работы с такими вопросами, у нас первых появилось такое право. И то, что наши региональные коллеги попросили дать и им такое право, связано с главным: они увидели практическую полезность этих действий. Полагаю, что на площадке Совета законодателей в дальнейшем мы обобщим результаты, посмотрим, как заработали эти механизмы, и тогда сможем и дополнительно на нашей парламентской площадке в рамках "круглого стола" или парламентских слушаний ещё обсудить, ведь практика всегда подсказывает и дополнительные шаги. То есть это не значит, что мы остановимся на этом, и ваш вопрос в абсолютно правильной плоскости - эти механизмы должны практически заработать. И с приглашением в том числе руководителей федеральных правоохранительных ведомств мы сможем выработать некое правило, в какой форме надлежит давать информацию. Сроки, вы знаете, связаны с принятием процессуального решения. Предварительная проверка занимает сокращённый период, общее правило - это десять суток, если проводится дополнительная экспертиза, срок может продлеваться, но о факте возбуждения уголовного дела информация должна будет сообщаться незамедлительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента будет выступать? Представитель правительства? Нет. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я думаю, на региональной неделе у нас будет возможность дополнительно рассмотреть эти вопросы с региональными коллегами, с муниципалитетами, тем более что буквально через две недели, 27-го, состоится заседание Совета законодателей в Санкт-Петербурге, где мы сможем уже отчитаться и сообщить, что парламент выполнил поручение всех субъектов Российской Федерации и поручение Президента Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в части совершенствования парламентского контроля". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 35 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.