Заседание № 143

19.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 271936-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части приведения норм закона в соответствие со статьёй 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6214 по 6493 из 7667
Переходим к пункту 27 порядка работы Государственной Думы. О проекте            
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных      
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации". Законодательное Собрание Еврейской автономной области    
просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, и поэтому с   
докладом выступает первый заместитель председателя Комитета по                  
конституционному законодательству и государственному строительству Александр    
Петрович Москалец.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты!                
Законодательное Собрание Еврейской автономной области полагает, что в           
Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на         
участие в референдуме..." слова "неснятая и непогашенная судимость"             
противоречат статье 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, и предлагает    
букву "и" между ними заменить на предлог "или". Ну, уважаемые коллеги,          
впереди выборы, и я вынужден этот вопрос объяснить, используя комплекс          
тезисов.                                                                        
                                                                                
Да, если исходить из формы изложения данной позиции в Уголовном кодексе и       
федеральном законе, то вопрос вроде бы существует, но сразу отмечу, что он      
возникает только при буквальном прочтении, а вот по содержанию тут далеко не    
всё так однозначно, ибо судимость - это ведь особое правовое состояние,         
возникающее в результате осуждения и назначения наказания. Причём судимость     
влечёт для осуждённого лица неблагоприятные последствия не только               
уголовно-правового характера, но и иного характера, а к ним относится и         
отсутствие права быть избранным или находиться в составе избирательных          
комиссий.                                                                       
                                                                                
При этом закон допускает, что при определённом поведении осуждённого            
судимость с него может быть и снята. Вы, уважаемые депутаты, ознакомившись с    
рассматриваемым законопроектом, отметили, что авторы абсолютно однозначно -     
заметьте, абсолютно однозначно - говорят о неснятой и непогашенной судимости,   
упуская при этом хотя бы то обстоятельство, что даже при рецидиве               
преступлений не все судимости учитываются, ну, скажем, не учитывается           
судимость за преступление, совершённое по неосторожности или же в возрасте до   
восемнадцати лет (этот перечень можно продолжать). Да и вообще судимость        
носит срочный характер, а если говорить о способе прекращения судимости, то     
надо сказать, что их ведь два - это погашение или снятие. И если погашение -    
это автоматический процесс, то снятие производится актами амнистий, решение о   
которых мы с вами принимаем, или помилованием, или судом. И здесь следует       
учитывать то обстоятельство, что оба эти способа не являются одновременными и   
имеют разные побудительные мотивы.                                              
                                                                                
Также ещё хотелось бы обратить ваше внимание и на особенность, заметьте,        
Уголовного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической           
Республики, действовавшего до 1996 года, так как по этому кодексу судимость у   
лиц, осуждённых к лишению свободы на срок свыше десяти лет, и особо опасных     
рецидивистов вообще не погашалась, а могла быть только снята судом в            
индивидуальном порядке по истечении установленного срока. С 1996 года прошло    
только четырнадцать лет, и эти люди тоже живы, и это надо учитывать.            
                                                                                
Оценивая представленную законодательную инициативу, мы не можем не учитывать    
и особого подхода к этому вопросу, который заложен в Федеральном законе "Об     
основных гарантиях избирательных прав...", так как этот закон не допускает      
избрания только тех граждан, которые имеют, заметьте, на день голосования       
неснятую или непогашенную судимость, причём только за три вида преступлений -   
тяжкие преступления, особо тяжкие преступления и преступления экстремистской    
направленности.                                                                 
                                                                                
И вот с учётом изложенных (хотя и тезисно) проблем полагаю, вы убедились, что   
так называемое противоречие между Уголовным кодексом и избирательным            
законодательством является внешним, да и задачи, решаемые этими законами,       
всё-таки разные. И если Уголовный кодекс решает эти вопросы больше по форме,    
то избирательное законодательство учитывает ситуацию в связи с наделением       
гражданина определёнными полномочиями.                                          
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект         
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые депутаты, к докладчику? Есть.                        
                                                                                
Депутат Рохмистров, ваш вопрос.                                                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Александр Петрович, считаете ли вы необходимым       
внесение в законопроект, вернее, не в этот законопроект, а вообще в             
законодательство о выборах какого-то расширенного толкования понятия            
судимости, а также ограничение использования слов "криминал рвётся во           
власть", в случае если это противоречит установленным нормам того закона,       
который есть сегодня?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.                           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Ситуация "криминал рвётся во власть" - это, как вы знаете,       
общая ситуация, к которой юристы, вообще-то, не имеют никакого отношения,       
потому что прессовка воздуха руками - это не наша тема, к этой теме, может      
быть, имеют отношение другие, но только не те, кто занимается                   
правоохранительной деятельностью.                                               
                                                                                
А насчёт какого-то расширения... Уважаемые коллеги, давайте всё-таки            
посмотрим статью 4 (пункт 3.2) закона "Об основных гарантиях избирательных      
прав...", там очень чётко написано, кто не имеет права быть избранным,          
прописаны все критерии, все позиции, и расширенно их толковать совершенно нет   
никакого смысла.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос.                                 
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Петрович, я всё-таки хотел бы уточнить.        
Сомнительно, что на целое законодательное собрание субъекта Российской          
Федерации не нашлось ни одного юриста, который мог бы разъяснить данную         
коллизию, которую вы нам сейчас обосновали. В связи с этим я не могу понять:    
это из-за недостаточной квалификации депутатов законодательного собрания        
субъекта, в котором большинство составляют ваши однопартийцы, или это           
всё-таки придирка из-за названия субъекта?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Я понимаю тональность заданного вами вопроса, но ответ на него   
заложен даже не в моём докладе и не в материалах комитета, ответ заложен в      
самих материалах, которые представлены Законодательным Собранием Еврейской      
автономной области. Вот возьмите пояснительную записку, где они просто          
говорят о том, что есть статья 86 Уголовного кодекса и есть определённая        
статья закона "Об основных гарантиях избирательных прав...". Механически        
свели... я понимаю, что есть определённые формальные подходы к решению          
вопросов, но, вообще-то, это происходит буквально так: взял здесь и взял        
здесь, и если что-то не похоже, значит, надо сделать вот так и так. Согласно    
их подходу можно было сделать и наоборот, точно с такой же мотивировкой можно   
было предложить внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и      
точно так же доказывать, как записано в пояснительной записке, что, я           
полагаю, категорически неверно, иначе поговорка про дышло у нас тогда точно     
получила бы своё практическое применение.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть двое желающих. По     
десять минут?                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Да!                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рохмистров.                           
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ну здесь можно долго обсуждать: "и",       
"или"... Но не случайно я задал ряд вопросов, я считаю, что необходимо          
подготовить отдельный законопроект, в котором должен быть рассмотрен вопрос     
судимости. Я считаю, что назрела ситуация, что нельзя, например, разрешать      
усыновление гражданам, которые ранее были судимы по определённым статьям,       
которые связаны с насилием над детьми и так далее, несмотря на то что           
судимость снята. Вот здесь надо вводить ограничение: даже несмотря на снятие    
судимости, не разрешать им усыновление. Я считаю, что необходимо внести в       
кодекс изменение - чётко прописать, что люди, судимые, например, за             
мошенничество, за коррупцию, не могут быть допущены... они пожизненно           
лишаются права быть избранными в органы государственной власти или местного     
самоуправления. И в то же время мы поставим точки над "i" в словоблудии, к      
которому, к сожалению, в последнее время прибегают некоторые представители      
некоторых партий, когда обвиняют, что криминал рвётся во власть, что человек    
имел судимость, пускай даже снятую, и не говорят, за что была судимость. Вот    
так мы как бы уже подстраховываемся. Так, мы отклонили регистрацию              
выдвинутого местным отделением кандидата в связи с тем, что он в 92-м году      
имел судимость за превышение необходимой самообороны. Что это такое?! На        
человека напали, и он одному из нападавших сломал руку, и ему дали несколько    
месяцев условно в связи с тем, что по действующему тогда закону он мог          
сломать руку только после того, как ему сломали руку. Тем не менее нас          
обвинили в том, что наше местное отделение выдвигает криминал. Либо нам до      
сих пор пеняют некоторые представители некоторых партий, говорят, что у нас     
огромное количество криминала, что мы выдвигаем в кандидаты криминальных        
элементов, но нашли только один случай, юридически подтверждённый. Человек,     
когда служил в армии, по неосторожности совершил ДТП с тяжкими последствиями,   
тем не менее нам пеняют, что это криминал, который мы двигаем во власть.        
                                                                                
Я думаю, что в законопроекте необходимо чётко указать, судимость по каким       
статьям не позволяет кандидатам быть выдвинутыми в те или иные органы           
государственной власти либо местного самоуправления, совершенно чётко это       
обозначить, а по всем остальным... В соответствии с Конституцией, если          
судимость погашена, снята, не имеют права называть криминалом человека, тем     
более если он куда-то рвётся, и тем более обвинять политические партии. И       
возможно, в этом же законопроекте надо предусмотреть ответственность            
должностных лиц, которые дают информацию, запрещённую к передаче, потому что    
на сегодняшний день по закону сведения о снятой либо погашенной судимости не    
подлежат выдаче ни по каким запросам. Мы сталкиваемся с этим сами, когда        
запрашиваем данные по нашим кандидатам. Мы получаем ответ, что нам не могут     
предоставить информацию о судимостях, которые сняты либо погашены, в связи с    
законом "О персональных данных". Тем не менее кто-то получает данную            
информацию. Мы благодарны, что нам её передают, потому что нам отказывают в     
этих вопросах. Но тем не менее сегодня невозможно привлечь к ответственности    
тех, кто называет конкретные имена людей, имеющих снятую или погашенную         
судимость, и объявляет их криминалом, рвущимся во власть. Поэтому либо мы       
прописываем в законе, что пожизненно лишаются права быть избранными такие-то    
категории судимых, либо мы вводим ответственность для тех, кто обвиняет в       
судимости людей, которые имеют снятую или погашенную судимость, потому что      
это тоже является преступлением.                                                
                                                                                
Я думаю, что вопрос, несмотря на то что Александр Петрович сказал, назрел. Я    
думаю, надо писать отдельный законопроект, Александр Петрович, где прописать    
и ответственность за распространение данных сведений, и запрет на               
усыновление, ввести пожизненный запрет на избрание на какие-либо должности и    
так далее. Всё-таки хотелось бы обратиться к комитету и к уважаемому            
Александру Петровичу: к этой теме отнеситесь более серьёзно и, может быть,      
подготовьте такой законопроект, потому что основные замечания всё-таки звучат   
из уст представителей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Чтобы они не были                
голословными, наверное, всё-таки надо подготовить законопроект, чтобы           
выступления уже основывались на законопроекте, либо надо, чтобы человек,        
который это озвучивает, нёс какую-то ответственность.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.                            
                                                                                
Депутат Иванов Сергей Владимирович, ваше выступление.                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, на улице снег идёт, пробки, поэтому будем обсуждать          
дотошно. Часто вы слышите такое, что кого-то называют криминальным              
авторитетом, в то же самое время данный человек ходит по улице совершенно       
спокойно, бывает на каких-то светских раутах, на него все показывают            
пальчиком и говорят: гляньте, криминальный авторитет. И вот интересно:          
доказать не могут, что он криминальный авторитет, и посадить не могут, а        
назвать могут. Это очень интересная ситуация. У нас по Конституции никто не     
может быть признан виновным иначе, как по приговору суда. Есть такое? Есть.     
Значит, давайте это дело исполнять.                                             
                                                                                
Рассмотрим доводы Александра Петровича нашего уважаемого. Вот человек получил   
наказание, но хорошо себя вёл, и с него это наказание сняли, то есть как бы     
признали, что он понёс наказание, частично его отбыл. Другая ситуация:          
человек получил наказание, отбыл его, проходит определённое количество          
времени, судимость считается погашенной, тоже вроде как он отсидел, и           
судимость его потом с течением времени погасили. Так простите, а в чём          
разница? Коллеги из Биробиджана совершенно правильное сделали замечание: и в    
том, и в другом случае - и в том, и в другом случае! - наказание считается      
снятым, и они совершенно справедливо ставят "или" вместо "и". Ещё раз говорю:   
абсолютно правильное они вносят изменение в закон. А то человек вроде           
отсидел, наказание своё отбыл, а получается, что, как при Сталине говорили,     
ему пятнадцать лет дали да ещё и по рогам, то есть поражение в правах. Так      
нельзя делать! Вот я, например, знаком с человеком, который совершил тяжкое     
преступление - убийство, отсидел пятнадцать лет, но его вся зона на руках       
носила, он очень уважаемый человек, и не потому, что он убийство совершил, а    
потому, что он отомстил убийце своей матери. И что тут такого в принципе? Все   
мы под Богом ходим, со всяким может случиться. Почему он не имеет потом права   
участвовать в выборах и так далее? А у нас это предусмотрено.                   
                                                                                
Вот и получается, Александр Петрович, что у нас закон что дышло: одним можно,   
другим нельзя. Можно, между прочим, не уплачивать налоги, по мелкому залететь   
по наркотикам или ещё по чему-нибудь, и он будет иметь право участвовать,       
хотя от его преступной деятельности пострадали тысячи людей, дети, наше         
молодое поколение, а если он справедливо себя защищал и получил наказание, то   
он не имеет права участвовать. Это абсолютно нелогично. В принципе я сказал     
бы, что я на стороне коллег из Еврейской автономной области.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Заключительное слово - докладчику.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Москалец Александр Петрович.                                        
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, скажу, чтобы вы не были дезориентированы. К   
сожалению, депутат Иванов просто увёл вас в другую сторону, он говорил о        
снятии наказаний. Снятие наказаний как институт в уголовном праве               
отсутствует, есть только понятие "снятие судимости", а это совершенно другая    
мотивация, другие обстоятельства и другие результаты.                           
                                                                                
Поэтому прошу учесть моё замечание при голосовании.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Представители президента, правительства? Не желают выступать. Ставится на       
голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в            
референдуме граждан Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу    
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               51 чел.11,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     51 чел.                                          
Не голосовало                 399 чел.88,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.