Заседание № 44

24.05.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 27162-7 "О внесении изменений в статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения отдельных положений статьи кодекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5399 по 5615 из 6977
27-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
заместителя министра экономического развития Российской Федерации -             
руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и         
картографии Виктории Валериевны Абрамченко.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты             
Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона   
"О внесении изменений в статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об              
административных правонарушениях". Законопроект разработан в качестве           
спутника к принятому вами в первом чтении 10 февраля проекту федерального       
закона "О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской         
Федерации", которым предусматривается изменение порядка применения повышающих   
коэффициентов к ставке земельного налога в отношении участков,                  
предназначенных для жилищного строительства, но неиспользуемых по назначению.   
Поскольку Налоговый кодекс предусматривает применение повышающих                
коэффициентов к земельному налогу, если по истечении определённого периода      
времени на участке не построен и не зарегистрирован жилой дом, предлагается     
освободить собственников земельных участков, предназначенных для жилищного      
строительства, от избыточной в данном случае административной                   
ответственности.                                                                
                                                                                
В действующей редакции части 3 статьи 8.8 КоАП предусмотрено наложение          
административного штрафа за неиспользование земельного участка,                 
предназначенного для жилищного строительства: на граждан - до 1,5 процента      
кадастровой стоимости, но не менее 20 тысяч рублей, на юридических лиц - до 5   
процентов кадастровой стоимости, но не менее 400 тысяч рублей. Одновременно     
на основании статьи 396 Налогового кодекса при налогообложении таких участков   
к ставке налога на землю применяются повышающие коэффициенты. Важно отметить,   
что количество незастроенных земельных участков в Российской Федерации,         
предназначенных для жилищного строительства, более 4,5 миллиона, а проводимых   
проверок в их отношении - около 5 тысяч, это цифры за один календарный год.     
Таким образом, стимулирование собственников земельных участков к завершению     
строительства посредством привлечения к административной ответственности -      
крайне неэффективная мера. При этом земельный налог, за исключением отдельных   
категорий, платят все собственники участков. Поэтому побуждение собственников   
земельных участков к завершению строительства посредством налогового            
стимулирования является более эффективной мерой, чем административная           
ответственность.                                                                
                                                                                
Прошу поддержать предлагаемый законопроект.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Павла Владимировича Крашенинникова.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!          
Виктория Валериевна достаточно подробно рассказала про этот законопроект. Он    
связан с законопроектом о поправках в Налоговый кодекс; для того чтобы          
исключить двойную ответственность, если так можно сказать, для тех лиц,         
которые используют не по целевому назначению либо не используют земельный       
участок, вносятся поправки в статью 8.8 Кодекса об административных             
правонарушениях.                                                                
                                                                                
Комитет просит поддержать данный законопроект в первом чтении. Ко второму       
чтению у нас есть, конечно, небольшие замечания по поводу 2-й статьи, но это    
юридико-технические недочёты, которые, как я уже сказал, ко второму чтению мы   
ликвидируем.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы?                                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Маринин Сергей Владимирович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Виктория Валериевна, лица, которые завершили строительство жилого дома,         
конечно, не должны наказываться административно, но как быть с теми, кто        
намеренно использовал участок не по целевому назначению? Получается, они не     
будут нести никакой ответственности?                                            
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Исключается административная ответственность только по части   
3 статьи 8.8, это касается строительства на земельных участках жилых домов и    
строительства на участках, которые предназначены для садоводства, то есть       
строительства садовых домов и дачных домов. В этом случае стимулирующая         
часть, так скажем, полностью переносится в виде повышенного коэффициента к      
земельному налогу в 396-ю статью Налогового кодекса. И я привела цифры,         
которые говорят о неэффективности земельного надзора в данном случае.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Виктория Валериевна, вы цифры достаточно серьёзные привели: даже количество     
проверок, 5 тысяч, - это немало, но 4 миллиона, конечно, цифра очень            
существенная. Уже не первый год применяются повышающие коэффициенты - минэк     
может оценить, что произошло с этими 4 миллионами участков? На сколько          
поступлений от земельного налога с повышающим коэффициентом стало больше, то    
есть количественно это можно оценить исходя из тех платежей, которые мы         
получили в бюджет, пусть даже в субъектовые, неважно, в муниципальные? В        
состоянии ли мы оценить, насколько это весомо? Это будет для нас серьёзным      
аргументом, доказывающим, что повышающий коэффициент земельного налога - это    
действительно более действенная мера, чем штраф.                                
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Спасибо за вопрос. Мы оценивали поступления от земельного      
налога в бюджетную систему Российской Федерации в случае действия двух этих     
законов - изменений в 396-ю статью Налогового кодекса и в статью 8.8 КоАП: в    
настоящее время поступления от административных штрафов за неиспользование      
данных участков в течение одного года составляют порядка 113 миллионов, а       
прогноз по земельному налогу - 1 миллиард. Вот такая разница.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Виктория Валериевна, а как быть с льготными            
категориями населения, которые не являются плательщиками земельного налога?     
Получается, в данном случае они и будут освобождены от административной         
ответственности, и не будут уплачивать земельный налог. Я имею в виду - как     
пресекать, если искусственно оформляется тот или иной земельный участок на      
лицо, имеющее льготы, и в последующем, естественно, избегают соответствующей    
ответственности?                                                                
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Спасибо за вопрос. В том, первом законе, автором которого      
был Минфин, предусмотрено, что речь идёт о регистрации в качестве объекта       
недвижимости только жилого дома, то есть это не бани и не гаражи, - вот эту     
лазейку закрывает закон. Точно так же вторая лазейка закрывается, в отношении   
перепродаж, разделов участков, вот таких сомнительных сделок, которые           
позволяют в том числе уходить от ответственности.                               
                                                                                
Что касается льготных категорий граждан, мы, наверное, готовы рассмотреть       
указанный вопрос ко второму чтению, потому что это немногочисленная             
категория, и к тому, чтобы какие-то дополнительные финансовые инструменты       
вводить для понуждения этих лиц к застройке своих участков, нужно очень         
взвешенно подходить, нужно статистику собрать. Ко второму чтению готовы         
доработать в этой части.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР будет поддерживать законопроект, потому что мы     
считаем, что цифры показывают весьма существенное влияние именно повышающих     
ставок земельного налога и дублирование ответственности, конечно, является      
чрезмерным для наших жителей.                                                   
                                                                                
Поскольку вы говорите о том, что есть, скажем так, моменты, которые ко          
второму чтению будут дорабатываться, отмечу следующее. На мой взгляд, сегодня   
меры ответственности, то есть повышающие коэффициенты, которые авансом          
вносятся, двукратные и четырёхкратные, у нас будут действовать и для тех, кто   
по различным причинам (неподготовка документации, финансовые затруднения и      
так далее) недобросовестно осваивает землю, выделенную под жилищное             
строительство, - это одно дело, и здесь, в общем-то, всё справедливо, - и для   
тех, кому выделен участок под жилищное строительство, а на деле мы видим        
нецелевое использование. Вот, на мой взгляд, эти два понятия всё-таки надо      
разделить, потому что, если кто-то оформил участок под жилищное                 
строительство, а не под промышленное, это совершенно другая кадастровая         
стоимость и другая нагрузка на бизнес. На мой взгляд, надо ко второму чтению    
посмотреть и разделить эти понятия: одно дело, если собственник, человек или    
предприятие, действительно не может в сжатые сроки завершить строительство и    
готов нести двукратную, четырёхкратную нагрузку, и другое - если человек        
сознательно использует участок, условно говоря, под складские помещения, а      
может быть, он там вообще вышку поставил и нефть добывает и так далее, вот      
здесь меры ответственности надо, наверное, менять. Я думаю, что ко второму      
чтению надо эти понятия дифференцировать.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грибов Александр Сергеевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, добрый день! Видите, большой дискуссии нет по этой теме.     
Наша фракция также поддержит предлагаемый проект закона. Могу только лишь       
сказать, что главная цель - чтобы объект жилищного строительства всё-таки       
появился на участке. И нужно смотреть, какая стимулирующая мера в данном        
случае будет эффективнее, и если мера, закреплённая в Налоговом кодексе,        
работает лучше, чем административное наказание, то, конечно, нужно её и         
использовать.                                                                   
                                                                                
Наша фракция поддержит данный проект закона.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово представителя правительства.                               
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Мы просим поддержать указанный законопроект, потому что        
действительно повышенная нагрузка, финансовая в том числе, на граждан или на    
юридических лиц, которые оказались в непростой ситуации, не приводит к          
должному эффекту, нельзя дважды рублём наказывать за то, что не могут           
возвести объект капитального строительства, предлагаем сосредоточиться на       
мерах налогового стимулирования в виде повышающих коэффициентов к земельному    
налогу. Просим поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.