Заседание № 201
О проекте федерального закона № 271397-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)". Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Юрия Германовича Медведева. Пожалуйста. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, названный вами законопроект прошёл все экспертизы, замечаний нет. Комитет просит его принять в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания? Нет. 7-й вопрос выносим на "час голосования". 8-й вопрос... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 7-му?.. По 7-му вопросу Кашин Владимир Иванович записался по мотивам.
Депутат Кашин по мотивам по пункту 7. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция не поддерживает этот законопроект исходя из следующего. Закон, в общем-то, определённым образом наводит элементарный порядок и устраняет те пробелы, которые существуют в законодательстве о хозяйственных обществах, речь идёт об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, и в первую очередь это касается тех вопросов, которые связаны с распределением дивидендов, прибыли. В данном случае как бы выравниваются составляющие и устраняются диспропорции в связи с тем, что средства, которые так или иначе не получают акционеры, могут по сегодняшнему законодательству облагаться второй раз налогом и как бы теряет это общество определённые доходы. Но ещё раз мы повторяем: этим законом снова не отработан действенный механизм, в соответствии с которым действительно акционера могли бы уведомить и он мог бы доказать, почему он не произвёл необходимые действия, чтобы получить дивиденды. У нас многое в этом плане сегодня снова не отрабатывается. Допустим, дивиденды на уровне 10-12 тысяч, а акционер проживает где-нибудь на Дальнем Востоке - билет на самолёт стоит в полтора - два раза больше. И вот сам механизм выплаты, допустим, если акционер не присутствует здесь, этим законом до конца не отработан. Ну а самое главное. Ещё раз хочется выразить озабоченность по поводу того, что мы даём больше прав управленческой составляющей, истинным хозяевам этого общества, для того чтобы по своему усмотрению они могли определять, иногда и злоупотребляя своими возможностями и не информируя соответствующим образом рядового акционера, и таким образом накапливать средства и использовать их соответствующим образом уже не в интересах вот тех самых многочисленных акционеров. В первую очередь, конечно, речь идёт о крупных, эффективных наших акционерных обществах. По большому счёту, ещё и ещё раз мы говорим, что законопроект вот на этом направлении требует более детальной и глубокой проработки, чтобы снять все противоречия, которые, возможно, дальше на этом направлении будут. Ну, а самое главное - мы ещё и ещё раз говорим о необходимости всё-таки решать ту задачу, которую надо решать, и тот законопроект, который вносила наша фракция, с точки зрения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 29 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 271397-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)" (принят в первом чтении 21 сентября 2010 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)". Докладывает Евгений Исаакович Богомольный. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Позвольте в двух словах напомнить вам основные идеи рассматриваемого законопроекта. Главной целью законопроекта является устранение неопределённости в отношении правового режима объявленных к выплате, но не востребованных акционерами дивидендов в акционерных обществах и распределённой, но не востребованной участниками чистой прибыли в обществах с ограниченной ответственностью. Для реализации данной цели законопроектом предлагается внести в статьи 29 и 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статью 28 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения, направленные на пересмотр отдельных положений указанных федеральных законов в части выплаты акционерам (участникам) объявленных дивидендов (распределённой прибыли). Предлагаемые изменения устанавливают единые требования к определению срока выплаты объявленных дивидендов. Законопроект определяет предельный срок, который составляет три года. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению к нему поступило десять поправок, из них восемь поправок в таблице 1, они рекомендованы к принятию, и две поправки в таблице 2, они рекомендованы к отклонению. В соответствии с принятыми поправками в законопроект были внесены положения, запрещающие установление преференций для отдельных акционеров. Проект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечания Правового управления в целом учтены в тексте законопроекта. Прошу поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1, восемь поправок, поддержанных комитетом. Есть замечания? Ставлю на голосование таблицу 1. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 35 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается таблица. Вторая таблица, две отклонённые поправки. Есть желание обсуждать их? Ставлю на голосование таблицу 2. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 02 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Закон выносится на "час голосования".
23-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 52 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 271397-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами". Доклад Виктора Семёновича Плескачевского. Пожалуйста. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект направлен на решение следующей проблемы. В начале 90-х годов у нас прошла масштабная, массовая приватизация, в результате которой появилось огромное количество акционерных обществ, намного больше, чем в любой цивилизованной стране. Для сопоставления скажу, что в Германии всего девятьсот акционерных обществ, своих, национальных, в России - сто девяносто шесть тысяч акционерных обществ. Это чтобы понятны были масштабы явления. Все вдруг стали акционерами. При этом к сегодняшнему дню оказалось, что примерно 1,5-2 процента акционеров в любом акционерном обществе, в любом абсолютно, - это так называемые потерянные акционеры. Это те люди, которые не принимают участия в управлении обществом, или их адреса потерялись, или они уехали, но им начисляются дивиденды. Возникла простая хозяйственная проблема. Налоговая инспекция сегодня не может решить проблему статуса этих начисленных, но невыплаченных дивидендов. Начинают применять различные санкции, а значит, возникает неопределённость. Поэтому предложенный вашему вниманию законопроект прежде всего направлен на то, чтобы определить статус этих средств. Мы предлагаем через пять лет после начисления зачислять их на чистую прибыль общества. Во всяком случае, будет определённость. И вторая проблема. Поскольку сегодня различные акционерные общества в разные периоды начисляют и, откровенно говоря, не все одинаково хорошо относятся к своим акционерам и поэтому одним выплачивают, а другие должны ждать, мы устанавливаем предельные сроки, в которые акционерные общества обязаны выплатить всем своим акционерам, без всяких привилегий. Это текст первого чтения, и, конечно, он нуждается в доработке. Поскольку эта проблема касается большой части наших избирателей и, уверен, многих депутатов, приглашаем к обсуждению и уточнению цифр. Комитет по собственности просит принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику? Четыре руки, я так понимаю, эта половина зала. Коломейцев Николай Васильевич, потом Федоткин. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Семёнович, а как же священная частная собственность? Предлагая принять закон, вы фактически посягаете на интересы отдельных акционеров. Дивиденды им положены, а вы предлагаете их реквизировать, в общем-то, революционным путём. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Нет, ни о какой реквизиции речи не идёт. Рассматривалось несколько вариантов. Могу сказать вам: депозит суда, депозит нотариуса или вот начисления прибыли... Давайте обсудим это при подготовке ко второму чтению. Ясно одно - что это проблема, которую надо решать. Пока ни у суда, ни у нотариуса депозит не работает в том объёме, который был бы необходим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Виктор Семёнович, у меня вот относительно одной фразы большое сомнение. Вы сказали, что текст законопроекта ещё требует значительной доработки, только что вы эту фразу сказали. Сегодня мы рассматривали отчёт правительства и критиковали их за неэффективную работу по вопросам федерального бюджета, бюджетов фондов и так далее. Мне непонятно: если законопроект требует значительной доработки, зачем вы выносите его сегодня в первом чтении? Уж при рассмотрении в первом чтении, наверное, надо сказать: товарищи, всё, мы поработали на сто процентов, а если у вас будут замечания, мы доработаем законопроект. Зачем принимать то, что требует значительной доработки? Это вы сами отмечаете. Спасибо. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Владимир Николаевич, мы с вами знаем, поскольку вы в Думе уже достаточно давно и я тоже немало, что у нас первое чтение - это всего лишь концепция. Некоторые простые законопроекты, текст которых составляют две-три строчки, можно подготовить к первому и третьему чтениям сразу, потому что там работы не очень много. Все сколько-нибудь сложные тексты требуют обязательно доработки, потому что основным чтением является всё-таки второе. Поэтому, если угодно, я приглашаю вас к работе в комитете, и вы увидите, что концептуально остаётся проблема. Варианты решения могут быть разные, собственно говоря, пять лет или десять лет - сроки тоже могут быть разные. Давайте обсуждать и будем вместе готовить поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я попрошу ещё раз руки поднять. Двое, да? Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Виктор Семёнович, всё вроде бы правильно закон прописывает, но получается интересная картина - потерянные акционеры. И исходя из этого возникает вопрос следующий: а не создаст ли данный закон потерю акционеров и в будущем? Очень интересная норма прописывается: чем больше акционеров потерял, тем меньше дивидендов выплатил. А почему мы не ведём работу в направлении поиска, перерегистрации акционеров? Вот в этом направлении почему мы не пошли? Спасибо. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Откровенно говоря, Николай Фёдорович, я не очень понимаю, о какого рода перерегистрации может идти речь. Что, как бы неким государственным актом проверили, кто не появился на собрании, и выкинули? Нет, мы не имеем права это сделать. Он остаётся акционером, потому что у него могут появиться наследники, он может появиться сам, так сказать, однажды проснуться, может быть, когда-нибудь мы доживём до того, что у нас все реестры будут в свободном доступе, ну, или по крайней мере будет возможность поиска в них своей фамилии. Напомню, что все 90-е шла сложная реорганизация предприятий, они сливались, разукрупнялись, и тот, кто был аукционером какого-то одного предприятия, в итоге стал акционером неизвестно уже какого предприятия. Мы не можем лишить его права собственности, как тут было сказано, но вот дивиденды мы просто предлагаем направить на капитализацию общества, будем говорить, поделить просто статус денег, потому что они всё равно находятся на счёте у предприятия и налоговая инспекция в том числе не может определиться, что с ними делать. Мы считаем, что любая определённость лучше многих неопределённостей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таскаев Владимир Павлович. ТАСКАЕВ В. П. Виктор Семёнович, законопроект устанавливает какой-то расплывчатый единый срок в отношении дня обращения акционера к обществу с требованием о выплате объявленных дивидендов. Имеется в виду пять лет со дня, когда участник-акционер узнал или когда должен был узнать? Это достаточно, будем говорить, расплывчатый срок. Как бы вы вот это пояснили? Может, мы с вами более конкретно во втором чтении это установим? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Я согласен, что есть необходимость установить, но давайте подумаем: если брать срок, когда он мог бы узнать, если от этого отсчитывать, то это будет не определённым в праве положением и вообще невозможно будет так отсчитывать. Поэтому лучше взять с того момента, когда акционер должен был узнать, и лучше установить десять лет, чем то, что вы предлагаете. Давайте во втором чтении поработаем, мы разъясним свою позицию во время конкретной работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Есть ли необходимость выступить кому-то? Одна рука. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Проблема, обозначенная представителем комитета, действительно существует, и пути её решения необходимо искать. В мире есть разные способы решения подобной проблемы, но тем не менее всегда соблюдается одно - права гражданина, участника того или иного хозяйственного общества всегда сохраняются. Где-то действительно используются депозитные способы сохранения этих дивидендов, где-то увеличивается капитализация общества и, собственно говоря, человек получает путём увеличения стоимости его конкретной доли эти дивиденды, но нигде в мире не принята система списания данных средств и пропадание их, так сказать. Вот исходя из этого я думаю, что во втором чтении законопроект должен быть выверен, с тем чтобы мы максимально защитили права граждан. К сожалению, пошли тем путём, каким у нас проходила приватизация, - ведь бездокументарная фактически приватизация была, создавались акционерные общества там, где, наверное, и не нужно было их создавать. С ума можно сойти от тех обществ, которые у нас создавались! Но самый главный вывод - что до сих пор, к сожалению, механизмы приватизации, которые используются при приватизации государственного имущества, кардинально не пересмотрены. До сегодняшнего дня у нас приватизация в основном идёт по пути акционирования, и толком никто не будет знать, где он акционер, кто ведёт реестр. Я думаю, что дело не только в том, как мы решим конкретную проблему - куда девать начисленные дивиденды, я думаю, что необходимо решать проблему кардинально, в том числе и по законодательному, совершенно однозначному урегулированию проблемы доступа к информации, к реестрам акционеров всех обществ. Я считаю, эта проблема стоит уже давно. Мы поднимали эту проблему, полагая, что такое решение будет являться в том числе и одной из самых действенных антирейдерских мер. Это тоже необходимо решать. Я надеюсь, что одновременно с принятием этого доработанного законопроекта мы сможем законодательно урегулировать и целую группу проблем, которые связаны с приватизацией государственного имущества, так как, я уже говорил, правительство планирует провести очередную масштабную акцию по приватизации государственного имущества, и надеюсь, что в том числе мы будем размещать, иметь в публичном доступе реестры всех акционерных обществ, находящихся на территории Российской Федерации. Может быть, после этого у нас их станет несколько меньше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Докладчику с заключительным словом? Тоже нет. Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 45 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято.