Заседание № 179

17.01.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 271193-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части сокращения перечня оснований для отказа в регистрации (аннулирования регистрации) списка кандидатов на выборах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3401 по 4034 из 4910
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской      
Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и      
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".                   
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я попробую довольно          
лаконично доложить эту инициативу. Подготовлена она в соответствии с            
поручением руководителя фракции ЛДПР Владимира Жириновского. Насколько вы       
помните, полтора года назад в этом зале шла оживлённая дискуссия по поводу      
муниципальных выборов в подмосковном городе Рузе. Тогда с выборов был снят      
список, выдвинутый партией ЛДПР, на основании выбытия из него десяти человек    
- список состоял из пятнадцати человек, то есть выбывших было более половины.   
                                                                                
Напомню, что оппозиционные партии, которые участвуют в муниципальных выборах,   
выдвигают кандидатов как по одномандатным округам, так и по партийным           
спискам. Продолжают политические партии в российской политической системе       
играть определяющую роль. В первую очередь, конечно, это парламентские          
партии, представленные в парламенте России, партии, которые имеют депутатов в   
региональных парламентах, и непарламентские и малые партии. То есть здесь       
лиги разные и, разумеется, возможности разные: и количество членов, и           
материально-техническая часть.                                                  
                                                                                
Нам, представителям ЛДПР, непонятно, когда в экспертном сообществе начинают     
возникать такие идеи или такая логика: почему столько прав у партий, почему     
они участвуют в выборах? Я всегда им отвечаю, что выборы - это только видимая   
часть, вершина айсберга. Когда идёт агитационный период или проводятся          
какие-то знаковые, оживлённые заседания в парламентах, тогда себя активно       
проявляют представители политических партий и их деятельность освещается в      
СМИ. Но почему-то и в государственных СМИ, и в коммерческих СМИ очень мало      
рассказывают о том, как нужно создавать местные или региональные отделения за   
полярным кругом, как нужно подбирать, находить и убеждать людей идти в          
муниципальные депутаты, которые сдают абсолютно бессмысленные в селе            
декларации и заявляют две телеги, а потом их через год лишают полномочий за     
то, что они не указали счёт, на котором осталось 4 копейки, под видом борьбы    
с коррупцией, как формировать участковые избирательные комиссии, а              
политические партии - это основной поставщик кадров для формирования            
участковых избирательных комиссий, их 100 тысяч по стране, есть в том числе в   
Краснодарском крае, где-нибудь на Ямале или на Чукотке. Это тяжелейшая работа   
и тяжелейший труд - выполнять функции политической партии, тем более            
парламентской партии, и вдвойне сложнее, если партия оппозиционная. Так         
называемым экспертам нужно анализировать все стороны деятельности               
политических структур, это не всегда связано только с депутатскими              
иммунитетом и привилегиями. Это тяжелейшая работа, особенно, как я сказал,      
для оппозиции.                                                                  
                                                                                
Так вот относительно выдвижения кандидатов, законодатели, то есть мы с вами,    
а точнее, фракция большинства, установили такую норму: список кандидатов        
аннулируется, если выбывает 25 процентов кандидатов на выборах в федеральные    
органы государственной власти, а что касается муниципальных органов (и это не   
поддаётся никакой логике и объяснению), которые меньше по численности, в        
которые сложнее подбирать кандидатов, которые находятся дальше от               
административных центров, на периферии, повторю, в районах Крайнего Севера, в   
труднодоступных местностях, то список политической партии аннулируется, если    
выбывает 50 процентов кандидатов. Не нужно быть кандидатом или доктором         
математических наук, чтобы понять, что оппозиционная партия, которая            
выдвигает список кандидатов в орган, в котором распределяется десять            
мандатов, получая 15-20 процентов, сможет направить туда максимум двух          
депутатов, а чаще это один депутат.                                             
                                                                                
Что касается муниципальных органов власти, оппозиция борется за единственный    
мандат, потому что в связи с незначительным, несущественным количеством         
мандатов в таких органах по набранному проценту партия получает один-два        
мандата. У нашей оппозиции, к счастью, процент растёт - она набирает и 30, и    
35 процентов, ЛДПР и другие оппозиционные партии в каких-то муниципальных       
образованиях уже получают большинство, тем не менее, если говорить о районах,   
если говорить о небольших городских округах и тем более поселениях, борьба      
идёт за один мандат. И очевидно, что мотивация кандидатов разная. Если список   
кандидатов по закону почему-то должен в два раза превышать количество           
распределяемых мандатов, то есть на десять мандатов партия должна выдвигать     
20 кандидатов, а пройдёт один, то очевидно, что мотивация двадцатого            
кандидата не будет равна мотивации первого кандидата, и очень часто возникают   
случаи, когда демотивированный кандидат выбывает из списка самостоятельно или   
нередко и не самостоятельно, а под давлением работодателя, каких-то иных        
структур. У кандидата вдруг пропадает желание выдвигаться в списке кандидатов   
от оппозиционной политической партии - он не сдаёт документы или пишет          
заявление о выходе, и весь список снимается с выборов.                          
                                                                                
Прежде всего нарушаются права кандидатов, которые стоят в верхушке списка и     
наиболее вероятно получат поддержку избирателей, потому что за ними стоит       
ячейка политической партии, и мандат. Кроме прав кандидатов, которые стоят      
выше третьего-четвёртого места, нарушаются права политической партии, а это,    
повторю, основной субъект в выборах и субъект политической системы Российской   
Федерации, то есть партия не будет представлена все пять лет или четыре года    
в муниципальном представительном органе и не сможет получить ни одного          
мандата, высказать свою позицию. Даже если на других выборах или в этот же      
единый день голосования партия выдвигает кандидатов, например, по областному    
списку, участвуя в выборах на этой же самой территории, и получает 15-20        
процентов, на муниципальном уровне она никак не будет представлена.             
                                                                                
На наш взгляд, очевидно, что эта норма чрезмерная, диспропорциональная          
последствиям несущественного нарушения. Мы считаем, что список должен           
доходить до выборов даже в составе одного кандидата. Установленный барьер в     
25 процентов для федеральных выборов и 50 процентов для муниципальных и         
региональных выборов завышен, существенно ограничивает права кандидатов,        
имеющих шанс на прохождение, и политических партий быть избранными в органы     
государственной власти и органы местного самоуправления.                        
                                                                                
В связи c этим фракция ЛДПР просит ещё раз вернуться к анализу текста фракцию   
большинства, а оппозиционные фракции, которые также часто с этой проблемой      
сталкиваются, просит проект закона поддержать.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Николаевич Карамышев.                             
                                                                                
КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
В законопроекте предлагается исключить из действующего законодательства         
основание, позволяющее избирательной комиссии отказывать в регистрации или      
аннулировать регистрацию заверенного списка кандидатов на выборы в              
федеральные органы государственной власти, если из списка кандидатов выбыло     
более 25 процентов кандидатов, и заверенного списка кандидатов на выборы в      
органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы         
местного самоуправления, если из списка кандидатов выбыло более 50 процентов    
кандидатов.                                                                     
                                                                                
По мнению Комитета по контролю и Регламенту, исключение данного ограничения,    
во-первых, снижает ответственность избирательных объединений при формировании   
списка кандидатов на выборы в органы государственной власти и органы местного   
самоуправления, а во-вторых, может привести к тому, что количество              
зарегистрированных в составе списка кандидатов окажется меньше количества       
мандатов, полученных соответствующей партией.                                   
                                                                                
Вопрос применения указанных мер юридического воздействия в избирательном        
процессе ранее являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде            
Российской Федерации, который в своём определении от 21 сентября 2017 года      
признал, что определённый процент выбытия кандидатов из списка по               
неуважительным причинам (25 процентов для федерального уровня и 50 процентов    
для регионального уровня и уровня органов местного самоуправления) "является    
значительным и служит критерием, свидетельствующим о неспособности              
избирательного объединения (политической партии) обеспечить как своё участие    
в выборах различного уровня, так и участие граждан путём выражения воли в       
реализации пассивного избирательного права".                                    
                                                                                
Большинство субъектов Российской Федерации данный законопроект не               
поддерживает, также получены отрицательные отзыв Правительства Российской       
Федерации и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.      
                                                                                
На основании изложенного Комитет по контролю и Регламенту не поддерживает       
представленный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе    
его отклонить.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Николаевич.                               
                                                                                
Коллеги, вопросы? Есть вопросы.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович.                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.     
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
Уважаемый Виктор Николаевич, главное действующее лицо любого избирательного     
процесса - это избиратель. Партии борются за то, чтобы представлять интересы    
именно избирателей в том или ином органе власти, и лишь избиратель вправе       
дать эти полномочия или не дать, поддержать или не поддержать ту или иную       
партию, отдать или не отдать свой голос тому или иному кандидату, лишь          
избиратель вправе решать, кто может в этом органе власти представлять его       
интересы. Мы же с вами, законодатели, наделили избирательные комиссии таким     
широким кругом полномочий, что подчас создаётся впечатление, что не             
избиратель решает судьбу политической партии и избирательного процесса, а       
комиссия, допускающая или не допускающая того или иного кандидата, снимающая    
с выборов и предпринимающая различные другие шаги.                              
                                                                                
Как вы считаете, может быть, всё-таки нам пора сузить, уменьшить немножко       
полномочия комиссий, дать право избирателю решать, кто может представлять его   
интересы?                                                                       
                                                                                
КАРАМЫШЕВ В. Н. Спасибо за вопрос, но в данном случае не комиссия решает, в     
данном случае комиссия свои действия согласовывает с федеральным                
законодательством, которое мы с вами принимаем. И комиссия наверняка            
учитывает решение Конституционного Суда, который в своём постановлении от 25    
апреля 2000 года признал допустимым ограничение федеральным законом             
избирательных прав граждан "при условии, что такие ограничения обоснованны,     
преследуют конституционно значимые цели и соразмерны им".                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. В продолжение вопроса Виктору Николаевичу.                       
                                                                                
Виктор Николаевич, а какие "конституционно значимые цели" преследует именно     
та практика, скажем, то законодательство, которое сейчас принято? Вот           
"снижает ответственность" - это как-то очень размыто, что значит "снижает       
ответственность"? Сама партия пострадает, если её члены слетят! Я думаю, надо   
прописать к рассмотрению законопроекта во втором чтении, что если партия        
получает мандатов больше, чем представлено кандидатов в списке, и эти мандаты   
будут уходить к другой партии, которая надлежащим образом оформила документы,   
то это будет нормальным механизмом, который заставит должным образом            
оформлять документы, потому что сейчас эта норма, ну, какая-то полуживая. Да,   
она не противоречит Конституции, как указывает Конституционный Суд, но она      
нелогична.                                                                      
                                                                                
КАРАМЫШЕВ В. Н. Я повторю то, что сказано в постановлении Конституционного      
Суда: сначала сказано, что ограничения обоснованны, затем говорится о           
конституционно значимых целях. И Конституционный Суд чётко сказал, что прежде   
всего возникает такая ситуация, когда мандатов будет выдано больше, чем         
зарегистрировано кандидатов. Вы предлагаете передать их другой партии -         
вопрос: а какой другой партии, если участвует несколько партий? Так мы с вами   
зайдём неизвестно куда. Не проще ли обратить своё внимание на работу с          
избирателями, на подбор кандидатов?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Виктор Николаевич, у меня вопрос, состоящий из двух частей. Не      
кажется ли вам, что это напоминает порядок, действующий в Вооружённых Силах,    
- наказание всего коллектива, то есть, если кто-то из списка вышел, тогда все   
не участвуют? Это первая часть вопроса.                                         
                                                                                
И вторая. Если одна политическая партия не может иметь 100 процентов мандатов   
в органе, то понятно, что все люди, которые есть в списке, не могут стать       
депутатами, этого априори, по закону не может быть, все они не могут получить   
мандаты. Тогда насколько, вообще, целесообразно держаться за людей, которые     
приняли решение выйти из списка, если они - даже если они будут находиться в    
списке, и выборы состоятся, и этот список будет допущен к выборам - всё равно   
не смогут по нашему законодательству получить мандаты, вот все, кто находится   
в списке, потому что наше законодательство этого не позволяет? Не кажется ли    
вам, что это полная нелепость - отклонять совершенно разумную инициативу        
ЛДПР? И не кажется ли вам, что это ущемление прав политических партий и тех     
граждан, которые приняли решение баллотироваться от политической партии? Они    
оказываются заложникам и тех, кто из этого списка по... (Микрофон отключён.)    
                                                                                
КАРАМЫШЕВ В. Н. Отвечу так же, в двух частях. Первая часть, насчёт того, что    
это напоминает порядок, действующий в воинских объединениях. Политическая       
партия - это сообщество единомышленников, которое преследует политические       
цели. И некоторые политические партии, в том числе старейшие, отличаются        
достаточно жёсткой дисциплиной, близкой к военной.                              
                                                                                
А на вторую часть вашего вопроса отвечу просто: не кажется.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Николаевич.                               
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Емельянов Михаил Васильевич.                                                    
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"       
поддержит этот законопроект. Мы считаем, что не дело законодателя вмешиваться   
в такой процесс, это должно быть делом исключительно самих политических         
партий, кого они включают в списки, сколько из них выбывает. Собственно, если   
выбывает много людей, эта партия саму себя наказывает, несёт репутационные      
издержки, соответственно, за неё меньше проголосуют. Ежели в списке останется   
людей меньше, чем количество мандатов, полученных при распределении, то опять   
же партия накажет саму себя. В своё время, напомню, подобная норма была, и      
мандаты в таком случае перераспределялись в пользу другой партии. Да и сейчас   
аналогичная норма существует: никто из правящей партии не оспаривает метод      
Империали, когда мандаты тех партий, которые не прошли пятипроцентный барьер,   
распределяются в пользу прежде всего партии большинства. Мы считаем, что в      
современных условиях, чтобы повысить авторитет избирательной системы,           
повысить её легитимность, уважение к ней, необходимо сужать сферу действия      
административного ресурса - именно на это и направлен данный законопроект.      
                                                                                
Если закон будет принят, то один из механизмов снятия с выборов списков         
неугодных партий будет ликвидирован, поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"      
будет голосовать за данный законопроект.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Я с места.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный               
законопроект. Постараюсь коротко, буквально тезисно пояснить нашу позицию.      
                                                                                
Первое. Мы всё-таки за комплексный подход внесения в законодательство           
изменений, которые в первую очередь влияют на принципы формирования органов     
власти. Вносить точечные поправки, на мой взгляд, не совсем правильно, и в      
этом зале мы неоднократно и с трибуны, и с мест, и руководители фракций в том   
числе, об этом говорили: если есть какие-то вопросы по внесению изменений в     
избирательное законодательство, давайте будем подходить более ответственно и    
будем комплексно рассматривать данные инициативы. И я думаю, здесь все с этим   
согласятся.                                                                     
                                                                                
Второе. Норма, в которую нам предлагают внести поправки, на наш взгляд, себя    
зарекомендовала неплохо, потому что она, во-первых, дисциплинирует              
избирательное объединение, а во-вторых, повышает ответственность политических   
партий в процессе формирования списков кандидатов: те кандидаты, которые        
попадают в избирательные списки, настроены всё-таки до конца пройти             
избирательную кампанию и в случае прохождения в парламент отстаивать интересы   
своих избирателей.                                                              
                                                                                
Ну и третье, тоже, на наш взгляд, достаточно важное. На открытии весенней       
сессии с трибуны Государственной Думы Председатель Государственной Думы         
обратил наше внимание на то, что при принятии законов мы должны слышать         
мнения регионов и больше опираться на мнения регионов. Я хотел бы повторить     
здесь слова представителя комитета, который сказал, что данная                  
законодательная инициатива не поддерживается регионами Российской Федерации.    
                                                                                
На основании всего перечисленного, ещё раз повторю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"     
не поддерживает данный законопроект.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович от фракции.                                          
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, всё-таки хорошо, когда не так много людей в     
зале: хотя сидящие здесь и не демонстрируют живую заинтересованность, тем не    
менее не так шумно.                                                             
                                                                                
В 1906 году, когда была избрана первая российская Государственная Дума,         
вошедших в её состав стали называть депутатами и это слово, не наше, вошло в    
русский язык. Я, будучи историком, копался в старых газетах и прочитал очень    
интересный анекдот, 1906 года между прочим. У молодого человека спрашивают:     
"Скажите, а где вы работаете?" Он говорит: "Я депутат Государственной Думы".    
Ему говорят: "Ну стыдитесь! Молодой, здоровый - шли бы делом заниматься,        
работать".                                                                      
                                                                                
Вот, коллеги, вы знаете, было бы удивительно, если бы сейчас кто-то из          
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сказал: нет, мы поддерживаем, - ну правда, было бы      
удивительно! Регионы говорят: мы не поддерживаем. Товарищи, вы что, думаете,    
администрации и прочие, где подписывают всё это дело, регионы, что ли,          
представляют? Это ваши коллеги, которым эта удавка нужна для того, чтобы не     
пустить людей, которые вам невыгодны, в органы власти, - вот и всё!             
                                                                                
Мы сегодня ругали тут на чём свет стоит одну уважаемую, так скажем,             
еврейскую... не еврейскую, европейскую организацию... (Смех в зале.) Может      
быть, оговорка по Фрейду, а? Так вы меня извините, а чем мы-то тут              
отличаемся, по большому счёту?! Вот нам уважаемый Виктор Николаевич, который    
был председателем Курской областной Думы, говорит, мол, представляете, а        
вдруг ЛДПР, например, или любая другая партия получит больше голосов, чем у     
неё кандидатов в списках! И что будет? Небо упадёт на землю?                    
                                                                                
Коллеги, эта норма, между прочим, урегулирована в действующем                   
законодательстве. Очень часто бывает так, что партия получает энное             
количество мест, а потом люди, наслушавшись того, что про депутатов говорят,    
решают, что не хотят быть депутатами, просто-напросто не хотят. И эти           
незамещённые мандаты - в соответствии с нашим же избирательным                  
законодательством! - передаются в другую партию или остаются вакантными, и      
ничего страшного не происходит.                                                 
                                                                                
Дорогие мои коллеги, которые находятся в зале, и те, кто сейчас нас смотрит!    
Когда в Ростовской области проходили выборы в Законодательное Собрание,         
Ростовское региональное отделение ЛДПР собрало и отнесло в избирательную        
комиссию 2700 листов формата А4 - 2700 в общем, на всех кандидатов! Вы          
подумайте: каждому кандидату надо на себя, на жену, на детей собрать счета,     
декларации, всё про всё, пятое, десятое - с ума сойдёшь, просто с ума           
сойдёшь! А тут приходит такой красивый глава администрации и говорит: "Ты       
чего, в депутаты собрался, что ли? Значит, так: забирай документы или у тебя    
не будет ни работы, ни газа, ничего, ни пятого, ни десятого". И всё, улетела    
политическая партия! Почему? А потому, что вы эти места... ну, не вы            
конкретно, коллеги, не вы конкретно, но кто-то уж продал все эти места,         
расписал.                                                                       
                                                                                
У нас, кстати, был случай - не помню, в каком регионе, вернее, помню, но        
называть не хочу, - когда были проданы вообще все места в парламенте!           
Догадываетесь, какой партии? Ведь нашлись очень умные и грамотные, которые      
все документы сдали, но не почитали закон, не знали, что не может одна партия   
занимать все места в парламенте. А был такой случай!                            
                                                                                
И вы нам сейчас рассказываете о какой-то политической целесообразности, о       
конституционных нормах! Товарищи, Конституционный Суд - это вещь такая,         
знаете, очень интересная. Мы, конечно, обязаны уважать решение суда, но как     
можно уважать решение, которое тебе доказывает, что в конституционных целях     
четыре с половиной равно пяти, если это один раз и требуется для защиты         
Конституции? А таких случаев навалом! Это вот по поводу сокращения полномочий   
депутатов. Конституционный Суд так и сказал: в целях защиты Конституции один    
раз можно посчитать, что четыре с половиной равно пяти. И он точно так же       
сказал: коллеги, зачем выбирать градоначальников, если люди, которые            
голосуют, подразумевают, что один из них чисто теоретически может им стать, -   
поэтому всё нормально, всё правильно. И на этом основании мы лишаем граждан     
права выбирать руководителя того или иного муниципалитета. И это                
Конституционный Суд!                                                            
                                                                                
Коллеги, Конституционный Суд, слава богу, пока ещё не рассматривает вопросы,    
по которым к нему не обращаются, он не будет рассматривать то, что нам всем     
не нравится, если запрос не поступил. Так вот этот закон приняли мы - сначала   
такого не было, такой нормы сначала не было. Когда я начинал участвовать в      
выборах, государство платило кандидатам, давало деньги из бюджета, чтобы мы     
на равных основаниях ходили и доказывали, чья партия или чья программа лучше,   
- вот это были единственные и, к сожалению, последние правильные и честные      
выборы. Такого больше нет!                                                      
                                                                                
Я понимаю ваше нежелание голосовать за данный законопроект: вы хотите           
сохранить свою власть. Но вот всё, что происходит, - вы сейчас заставляете      
якобы ради борьбы с коррупцией сдавать мандаты, отнимаете полномочия у          
депутатов сельского уровня за то, что они забыли указать счёт в банке, на       
котором осталось 4 копейки... Это вы так с коррупцией боретесь?! Вот            
представитель из Совета Федерации внаглую заявляет, мол, у меня часов не на     
270 миллионов рублей, а ещё больше, вы не всё посчитали - вы его не трогаете,   
он у вас почётный человек, председатель комитета! Это ваша борьба с             
коррупцией?! Так после этого вы придёте к тому, что никто не захочет больше     
быть депутатом местного самоуправления, потом станут плевать на депутатство в   
областных и краевых законодательных собраниях, а потом, уважаемые коллеги,      
поскольку вы вычеркнете из жизни представителей, тех, кто между властью,        
верховной и исполнительной, и народом, кто как-то объясняет, что здесь          
творится, как-то гасит народные протесты, мы придём к российскому бунту,        
бессмысленному и беспощадному, - вы вот этого хотите добиться, сохраняя свою    
власть, сидя здесь и занимаясь тем, чем вам интересно, но никак не              
законодательством?!                                                             
                                                                                
ЛДПР этого не хочет! Мы не за то, чтобы наши поголовно становились              
депутатами, но мы за то, чтобы народное представительство было и чтобы оно      
стояло во главе угла. Сначала мы принимаем законы, потому что мы                
представители народа, а потом мы формируем исполнительную власть и судебную -   
вот такая должна быть в стране структура, а у нас всё наоборот:                 
исполнительная власть использует все свои рычаги и формирует власть             
законодательную, а потом назначает судебную. А потом мы начинаем удивляться,    
почему такие судебные решения принимаются у нас и почему такие депутаты         
бесхребетные, которые слова молвить не могут!                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович, депутаты Государственной    
Думы занимаются законодательной работой.                                        
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, у нас есть уникальная возможность послушать      
мудрого, опытного политика, который никогда ещё в своих прогнозах не            
ошибался. Несколько дней назад Владимир Вольфович, открывая весеннюю сессию,    
сказал, что надо спускаться вниз, надо делать выводы из протестов, которые      
происходят в Париже, из того, что произошло в Армении. Спускайтесь вниз,        
общайтесь с людьми на муниципальном уровне, чтобы можно было там, на самом      
первом уровне, выпустить пар и услышать людей.                                  
                                                                                
Почему вы не хотите принимать закон, который предлагает фракция ЛДПР, о том,    
чтобы количество людей, которые вышли из списка, не влияло на то... чтобы       
список не снимался? Потому что вам нужно, чтобы у ваших коллег на               
региональном, муниципальном уровнях была дубинка и ею можно было разгонять      
неугодную партию, неугодный список. Если у вас такая мощная поддержка           
избирателей, если вы так здорово работаете на местах, в регионах, на            
федеральном уровне, то какая вам разница, чего вам бояться? Побеждайте          
партию, у которой хоть 25 процентов из списка вышло, хоть 50 процентов!         
                                                                                
На федеральном уровне на телеканалах говорят о двойных стандартах - сейчас я    
вам приведу пример двойных стандартов. Вам же не нравится, когда каких-то       
наших спортсменов обвиняют якобы в употреблении допинга - якобы! - и за это     
снимают всю сборную Российской Федерации с Олимпийских игр? Но вы то же самое   
предлагаете делать: если часть кандидатов вышла из списка, вы предлагаете       
дисквалифицировать всю команду. Ещё один пример ваших двойных стандартов: я     
вносил законодательную инициативу о том, чтобы политические партии, которые     
не имеют региональных отделений, не имели права принимать участие в выборах     
на региональном уровне, - вы, конечно же, эту инициативу не поддержали,         
сказав о том, что вы за то, чтобы больше партий имели возможность принимать     
участие в выборах, и, когда в избирательную комиссию один чудак приносит        
списки на 11 политических партий, - один человек является официально            
доверенным лицом от 11 партий! - эти списки регистрируют, и, конечно же, из     
этих списков люди никуда никогда не выйдут; а вот когда речь идёт о том,        
чтобы политическая партия - парламентская, старейшая партия! - могла            
участвовать в выборах вне зависимости от того, что на какую-то часть из её      
кандидатов надавили и заставили выйти из списков, то здесь у вас почему-то      
другая позиция.                                                                 
                                                                                
Коллеги, ну давайте будем откровенны, если вы говорите о дисциплине в партиях   
и об ответственности, давайте тогда так: если какого-то губернатора президент   
отправляет в отставку, отправляем в отставку и всех депутатов муниципального    
уровня, которые подали за него свои подписи для прохождения муниципального      
фильтра. Вы же тут выступаете за партийную дисциплину, за то, чтобы партия      
подбирала своих кандидатов? Так пусть ответственность за этого губернатора      
несут все депутаты, которые подали за него подписи для прохождения              
муниципального фильтра.                                                         
                                                                                
Я вас прошу инициативу поддержать, для того чтобы сохранить своё какое-то       
одно лицо и одну конкретную позицию во всех вопросах.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Совсем коротко.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы можем, конечно, ссылаться на решение Конституционного     
Суда, почему-то не увидевшего нарушения конституционных принципов в             
действующем законе, который фактически ввёл такую общую ответственность, или    
коллективную ответственность, за решения отдельных граждан...                   
                                                                                
За что снимают? Я думаю, многие из вас прошли фильтр соответствующих выборов    
- региональных, муниципальных, и вы знаете, что, когда человек баллотируется,   
снять можно, например, за то, что в заявлении написано "Ульяновский             
государственный университет", а в документе, который приложен, написано         
"Государственный ульяновский университет", так как считается, что одно          
другому не соответствует, и человек исключается из списка. Я уже не говорю      
про то, что могут быть вот такие засланные казачки, которые специально входят   
в список, а потом выходят, либо на участников давит местная администрация (к    
сожалению, в муниципальных условиях это очень вероятно, потому что там все      
друг от друга зависят) - и летит весь список партии.                            
                                                                                
В части способности или неспособности сдать список соответствующих документов   
и найти необходимое количество кандидатов - это некий критерий оценки           
качества партии, её организационных способностей - тоже куча примеров. У нас    
есть две партии - так называемые "Коммунисты России" (аферисты России) и        
КПСС. Чем занимаются первые? Они занимаются тем, что их вояжёры,                
представители, разъезжают по регионам и возят один и тот же заранее             
подготовленный список кандидатов для всех регионов, москвичей, как правило,     
регистрируют их во всех регионах без проблем, потому что там все документы      
подобраны один к одному, - одних и тех же людей во всех регионах. Цель          
понятна - отобрать какое-то количество голосов за счёт того, что                
невнимательный избиратель перепутает одну партию с другой из-за схожести        
названия или эмблемы.                                                           
                                                                                
То, что есть в законодательстве в части коллективного снятия, - это             
исключительно инструмент (и об этом мы сегодня все говорим) давления на         
оппозицию, инструмент дополнительного влияния, который вы не хотите отдавать,   
но его отдать всё равно придётся.                                               
                                                                                
Фракция КПРФ поддержит данный законопроект и предлагает это сделать всем        
остальным.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич, заключительное слово.                                       
                                                                                
Пожалуйста, депутату Диденко включите микрофон.                                 
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
Я благодарю всех участников дискуссии, тех, кто заинтересовался этой темой,     
попытался в ней разобраться. Действительно, есть постановление                  
Конституционного Суда, но оно у меня лично, как у юриста и у практика,          
вызывает очень много вопросов. Это очень уважаемый, авторитетный орган, там     
люди с безупречной репутацией, обладающие очень высокой квалификацией в         
области права, но, к сожалению, иногда (это моё наблюдение) у них очень мало    
опыта работы в политических партиях - лишь по той причине, что они не могли     
состоять в партии, занимаясь профессионально иной деятельностью. И конечно,     
при рассмотрении подобных дел - а это было оспаривание решения в конкретном     
деле о снятии списка кандидатов в регионе, - не были привлечены... А это,       
наверное, ошибка: неправильно, чтобы Конституционный Суд не привлекал           
основных участников политического процесса, то есть представителей              
политических партий - как партии большинства, так и оппозиционных партий, - с   
тем чтобы они как-то аргументировали свою позицию в зале суда. Привлечение их   
в качестве заинтересованных лиц сделало бы рассмотрение всесторонним и более    
объективным, ведь каким бы ты ни был квалифицированным судьёй, но если ты ни    
дня не проработал в политической партии, если тебя не шантажировали, не         
угрожали потерей работы или возможными проблемами у твоих близких, если ты      
будешь продолжать оставаться в списке кандидатов на выборы в том или ином       
районе или муниципальном образовании, то, наверное, сложно сформировать         
личную позицию по этому вопросу, пусть и основанную на праве и на своём         
жизненном опыте.                                                                
                                                                                
Данное решение, к сожалению, не единичное, есть и другие решения, которые       
касаются политической системы, но в любом случае в силах законодателей этот     
закон, положения которого прокомментировал Конституционный Суд, всё-таки        
изменить, скорректировать. Вы слышали оценки наиболее крупных оппозиционных     
политических партий, которые представлены в парламенте и практически во всех    
субъектах Федерации. Поверьте, эта проблема не надуманная, действительно        
таким образом подрывается устойчивость самой системы, потому что протест        
никуда не денется - если вы зачистите политическое поле, он уйдёт в иное,       
менее конструктивное русло.                                                     
                                                                                
Политические системы очень устойчивы, в том числе и в западных, зарубежных      
странах, лишь потому, что они направлены на синергию, на создание такой         
государственной системы, чтобы в представительных органах с участием и          
администрации, и проадминистративной партии, и оппозиции вырабатывались         
действительно правильные и эффективные решения, которые пользуются поддержкой   
населения или по крайней мере эффективно и оперативно доводятся до сведения     
населения, а не так, как у нас, когда люди узнают о принятии тех или иных       
законов, получив очередную жировку, очередной налог, квитанцию или              
столкнувшись с необходимостью платить на селе, где они в жизни никогда          
никаких контейнеров не держали, по 200 рублей за вывоз мусора. Именно поэтому   
нужна политическая система и оппозиции необходимо быть представленной в         
муниципальных представительных органах. Этот законопроект, на наш взгляд,       
такие права и такие полномочия политическим партиям даёт и защищает их от       
произвола - к сожалению, такие ситуации в некоторых регионах и муниципальных    
образованиях бывают.                                                            
                                                                                
Огромная просьба поддержать инициативу и продолжить работу по                   
совершенствованию нашего избирательного законодательства, которое имеет своей   
целью сохранение устойчивости и стабильности нашей политической системы и       
государственности.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Николаевич, будете выступать?                                            
                                                                                
Депутату Карамышеву, содокладчику, включите микрофон.                           
                                                                                
КАРАМЫШЕВ В. Н. Уважаемые коллеги, на мой взгляд, выступавшие в поддержку       
законопроекта не привели ни одного юридически обоснованного довода в пользу     
принятия закона. Преобладали эмоциональные выступления, к тому же с             
политической окраской, и наблюдалась явная непоследовательность. Так,           
уважаемый мною замечательный депутат Иванов Сергей Владимирович обвинял         
Конституционный Суд в том, что он якобы отобрал у людей право избирать мэров    
городов. Но в сегодняшней повестке дня под 21-м пунктом обозначен               
законопроект, внесённый депутатом Ивановым Сергеем Владимировичем, в котором    
предлагается отобрать у граждан право избирать глав регионов.                   
                                                                                
Ещё раз скажу: комитет не поддерживает данный законопроект.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Обсуждение завершено.                                                           
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.