Заседание № 145
11.02.2014
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 271155-6 "О внесении в отдельные федеральные конституционные законы Российской Федерации изменений, содействующих повышению престижа военной службы и улучшению качественного состава кадров государственных органов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4088 по 4794 из 6429
Так, 13-й и 14-й вопросы. Коллеги, докладчик, Александр Петрович Тарнаев, просит 13-й и 14-й вопросы рассмотреть с одним докладом и с одним содокладом. Нет возражений? Нет. Пункт 13 - проект Федерального конституционного закона "О внесении в отдельные Федеральные конституционные законы Российской Федерации изменений, содействующих повышению престижа военной службы и улучшению качественного состава кадров государственных органов", и пункт 14 - проект федерального закона "О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений, содействующих повышению престижа военной службы и улучшению качественного состава кадров государственных и муниципальных органов". Александр Петрович Тарнаев, пожалуйста. ТАРНАЕВ А. П., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поскольку эти два законопроекта аналогичны по концепции, а различаются лишь тем, что один касается должностей, предусмотренных федеральными конституционными законами, а другой - просто федеральными законами, я попросил предоставить мне возможность выступить сразу по обоим законопроектам. По существу хочу сказать следующее: работая два года в Комитете Государственной Думы по обороне, вникая в вопросы подготовки молодёжи к военной службе, я с коллегами по комитету понял, что никто, по большому счёту, этим вопросом всерьёз не занимается, и в Вооружённые Силы попадает молодёжь со слабым здоровьем, не имеющая среднего образования, даже хронические алкоголики, наркоманы, лица с психическими отклонениями, с криминальным прошлым. На дворе XXI век, а в армию призывается много неграмотных людей, и в то же время каждый год четверть миллиона молодых парней стараются увильнуть от военной службы. Во время встреч депутатов с руководством Минобороны генералы неоднократно предъявляли претензии Госдуме, что она не помогает им бороться с так называемыми уклонистами, то есть призывниками, любыми способами избегающими призыва в армию. В связи с этим мною были разработаны и внесены в Госдуму представленные законопроекты, содержание которых сводится к простой формуле: мужчина, не прошедший военную службу и не имевший предусмотренных законодательством оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, не может быть президентом, премьер-министром, министром, депутатом Госдумы и других законодательных органов, членом Совета Федерации, сотрудником ФСБ и МВД, состоять на иной государственной и муниципальной службе, а гражданин, прошедший военную службу, имеет право на занятие высших должностей в исполнительной и законодательной власти, а также на работу в государственных и муниципальных структурах, более того, он получает преимущество при поступлении на работу в эти структуры при конкурсном отборе при прочих равных условиях. Казалось бы, что тут необычного? Человек на протяжении многих лет - с 18 до 27 лет - увиливавший от призыва на военную службу, не достоин того, чтобы выполнять государственные функции, а тем более занимать высшие государственные должности - таким образом государственные структуры смогут освободить от приспособленцев, ловкачей, способных к жульничеству, к совершению преступлений, и от других непатриотичных людей, это повысит качество при подборе кандидатов для работы в государственных и муниципальных органах, это повысит авторитет военной службы, стимулирует приход в армию более подготовленных граждан. Но не тут-то было, представители некоторых министерств и ведомств, в том числе силовых структур и спецслужб, возражают против принятия таких законов, поскольку они якобы не смогут осуществлять набор высококвалифицированных специалистов! Спрашивается: каких профессионалов можно найти среди уклонистов, каких результатов в борьбе с терроризмом, с криминалом и с коррупцией мы от них ожидаем?! По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, мой законопроект не соответствует международным договорам Российской Федерации, а также общепризнанным принципам и нормам международного права. В связи с этим хочу обратить внимание на то, что тема прав человека уже давно используется для вмешательства во внутренние дела государств, не устраивающих вершителей мира: в Югославии всё началось с озабоченности мирового сообщества проблема соблюдения прав человека, а закончилось бомбардировками этих самых людей, права которых, по большому счёту, никого из этих липовых правозащитников не интересовали, так же было и в Ливии, и в Ираке, и в Афганистане... Где теперь все эти страны, где там права человека, кто о них сейчас вспоминает? А посмотрите, как в настоящее время озаботился Запад соблюдением прав человека на Украине! Вывод один: для того чтобы обеспечить соблюдение прав человека, государство должно обеспечить свою безопасность, а для этого все его граждане должны выполнять свои обязанности, в том числе по защите Отечества и по несению военной службы, предусмотренные Конституцией и российскими законами, не будет нашего государства - не будет и никаких прав у граждан. Но наш Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает, что введение дополнительного квалификационного требования для занятия государственных должностей в виде службы в Вооружённых Силах Российской Федерации не коррелируется с положениями частей 1 и 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающих право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства, а также равный доступ граждан к государственной службе. В ответ на это хотелось бы сказать следующее: в статье 59 Конституции Российской Федерации указано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина; военная служба - это и есть исполнение мужчиной своего долга и обязанности, а поскольку гражданин незаконно уклонился от их выполнения, то и Отечество вправе ограничить свои обязательства перед таким гражданином, ведь в демократическом государстве нельзя пользоваться правами, не имея при этом никаких обязанностей; из этого следует, что интересы обороноспособности и защиты государства преобладают над правами отдельных личностей и государство вправе принимать ограничительные меры в своих интересах. Этой же позиции придерживается и Конституционный Суд России, который в своём постановлении от 7 июня 2012 года № 14-П отметил: "Приведённое правовое регулирование направлено на защиту таких конституционно значимых ценностей, как обеспечение обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, не может рассматриваться как неоправданное с точки зрения допускаемых Конституцией Российской Федерации ограничений прав и свобод человека и гражданина. Европейский Суд по правам человека в своей практике также исходит из того, что интересы национальной безопасности могут являться законной целью вмешательства в осуществление прав, установленных статьёй 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод". То есть в интересах национальной безопасности могут ограничиваться права даже добропорядочных граждан, не нарушающих законов государства, в моём же законопроекте речь идёт о лицах, не исполняющих предусмотренные Конституцией и законами обязанности перед государством. Если обобщить все мнения, не вдаваясь в подробности словесной казуистики, моих оппонентов не устраивает то, что к государственной службе не допускаются все без исключения граждане мужского пола, не имеющие законных оснований для освобождения или отсрочки от призыва, но тем не менее увильнувшие от военной службы. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" озаботилась даже судьбой лиц, не призванных на службу в армию якобы по независящим от них обстоятельствам. Об этом недавно при обсуждении вопроса о том, может ли человек, не служивший в армии без законных оснований, быть депутатом Госдумы, говорил представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" из Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. По его словам, якобы есть молодые парни, которые сами приходят в военкомат, а им отказывают в призыве, при этом ссылки делались на Дагестан - вроде бы там были такие случаи. Правда, ничего конкретного про эти случаи почему-то неизвестно: кто, когда, кому отказывал в призыве, на каком основании, по какому закону. Представляете, дважды в год парень получает военкоматовские повестки, приходит на призывной пункт, просит направить его на военную службу, но его не призывают, и так в течение девяти лет, с восемнадцати до двадцати семи, - можно в это поверить?! Мне, да и, наверное, другим гражданам, интересно узнать, сможет ли "ЕДИНАЯ РОССИЯ" назвать фамилию хотя бы одного призывника, в течение девяти лет не призванного в армию по независящим от него обстоятельствам. Где же он был - на Северном полюсе, в Антарктиде, в тайге, в плену у папуасов или состоял в банде, бегал по горам с оружием на Северном Кавказе, а в промежутках забегал в военкомат для призыва?! Не нужно забывать, что у нас есть ещё и альтернативная служба, которая на законных основаниях замещает военную службу - она предусматривает работу в военных медицинских учреждениях, хозяйственных и других обеспечивающих организациях. А может быть, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вместе с комитетом по конституционному законодательству уже готовит нам и новую Конституцию, и новое законодательство по дагестанскому варианту? И ещё вопросы: если вдруг такой редкий не призванный в течение девяти лет экземпляр отыщется, то кто же создал эти не зависящие от призывника обстоятельства и привлечён ли он хоть к какой-нибудь ответственности? Вряд ли есть ответы на эти вопросы. На мой взгляд, за лукавой позицией моих оппонентов скрывается желание закрепить уже давно существующее положение, когда сыновья большинства чиновных руководителей и богатых людей, так называемой элиты, под различными предлогами косят от армии и вместо армейской службы идут на тёплые места в полицию, ФСБ, прокуратуру, разного рода мэрии, администрации, законодательные собрания, вплоть до Госдумы, в министры, и при этом в юридическом смысле они не уклонисты. Дело в том, что есть не только уклонение от службы после получения повестки, которое является преступлением, существует и более распространённое уклонение - уклонение от получения самой повестки, способы самые разные: менять адрес места жительства, выехать за границу на время призыва, просто не открывать дверь работникам военкомата, пришедшим с повесткой, дать взятку военкому и так далее, и тому подобное. Таких, по данным самого Генштаба, в год набирается до 230 тысяч человек. Но по российским законам это не является в юридическом смысле уклонением от военной службы, и по логике моих оппонентов человек, петлявший, как заяц, запутавший следы, чтобы не получить этот ненавистный листок с повесткой, на законном основании может стать и депутатом, и министром, и премьером, и даже президентом страны, не говоря уже о более низких должностях в различных силовых и прочих госструктурах. Именно в отношении таких ловкачей и призваны сработать предлагаемые мной законопроекты, но именно этих ловкачей защищает правительство в тандеме с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" и некоторыми силовыми структурами, и это неудивительно: много ли наших высокопоставленных чиновников, крупных богатеев, а тем более их сыновей служили в армии? По пальцам перечесть можно: даже по данным официальной статистики, не более 5 процентов! Среди них на память приходят примеры с сыном вице-премьера Шувалова, достойно отслужившим в морской пехоте на Тихоокеанском флоте, и с сыновьями некоторых генералов, прошедшими военную службу, остальная же неслужившая так называемая элита изо всех сил хочет сохранить за собой право из высокого чиновничьего кресла управлять Россией, а с думской трибуны учить российский народ жизни, уму, разуму и патриотизму. Ну почему из-за кучки людей, убежавших от службы в армии, мы не должны принимать эти законы?! Примеры из международной практики показывают, что аналогичные законы применяются в Казахстане, в Белоруссии и в ряде других стран, заботящихся о своей обороноспособности, не говоря уже об Израиле, где человек, не отслуживший в армии, не может даже помышлять о государственной службе. А если взять для примера столь любимую нашей элитой Великобританию, то все мужчины в королевской семье считают за честь служить в армии своей страны. Принц Гарри не струсил и воевал в Афганистане вместе со своими войсками, а наши "принцы" бегут в Лондон, чтобы скрыться от службы в Российской армии, - о каком патриотизме элиты может идти речь?! Парень из простой семьи из провинции не имеет денег на взятку военкому, уж тем более не имеет возможности мотаться по зарубежью или менять адреса, да и не привык он бегать от военной службы, поэтому идёт служить в нашу снова ставшую рабоче-крестьянской Российскую армию, затем, честно, добросовестно отдав свой воинский долг Отечеству, он приходит на гражданку. Моим законопроектом предлагается предоставить ему преимущественное право поступления на работу в государственные и муниципальные структуры, в том числе и при конкурсном отборе при прочих равных условиях, но по мнению представителей российских властных структур, человек, уже проявивший себя как патриот, честно и бескорыстно отслуживший в армии, не может иметь никаких преимуществ перед тем, кто бесчестно, трусливо прятался от военной службы. При этом совершенно игнорируется то, что ратный труд вырабатывает чувство ответственности за свою страну и её безопасность, способствует формированию характера государственно мыслящего человека, ведь государственная служба - это сплав знаний, мировоззрения и нравственности, поэтому в её основе должны быть патриотизм, ответственность, служение народу, Отечеству, а не своему карману и своим шкурным интересам. Именно это должно стоять на первом месте при комплектовании кадров государственных органов и власти на местах, именно к этому призывает президент в своих посланиях, указах и в выступлениях, но это на словах, на деле всё выходит ровно наоборот. Конечно, есть ряд предложений и замечаний к моим законопроектам, с которыми можно и нужно согласиться, но эти предлагаемые изменения можно внести при подготовке документов ко второму чтению. В частности, можно установить, что закон не распространяется на лиц, не прошедших военную службу до его принятия. На прошлой сессии я вносил проект закона, предусматривающий повышение налога с 13 до 20 процентов с лиц, уклонившихся от военной службы, и тогда некоторые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" обосновали его отклонение тем, что налоги - это священная корова и менять их нельзя, но в конце прошлого года Госдума приняла, а президент подписал закон о повышении налога с 9 до 30 процентов на дивиденды так называемых скрывающихся акционеров, а в середине января этого года заместитель министра финансов Шаталов заговорил о возможности повышения налогов уже на все дивиденды. Уверен, что по указке Кремля "ЕДИНАЯ РОССИЯ" безоговорочно одобрит такой проект, несмотря на свои прежние утверждения, что налоги менять нельзя, - это ещё раз подтвердит двойные стандарты партии власти, а также то, что состояние обороны страны вас не сильно беспокоит! Вы и сами не вносите никаких проектов по вопросам укрепления обороноспособности и повышению престижа военной службы, и другим не даёте возможности провести такие законопроекты! И в завершение добавлю, что военно-стратегическое положение страны, многовековой уклад жизни, традиции нашего народа требуют воспитания и поощрения в России патриотизма, гордости за своё Отечество, готовности к его защите. Всем здравомыслящим людям ясно, что без сохранения всеобщей воинской обязанности пока не удастся поддерживать высокую обороноспособность нашего государства. Реально обоснованная численность нашей армии и флота должна быть не менее одного миллиона человек, в настоящее время укомплектованность личного состава - не более 80 процентов, не хватает около 200 тысяч человек, что сопоставимо с количеством уклонистов. В настоящее время мы видим, какие усилия для укрепления обороноспособности страны и повышения престижа армии прилагают верховный главнокомандующий Путин, министр обороны Шойгу и начальник Генштаба Герасимов, - почему же Дума находится в стороне от этого важнейшего государственного дела?! Нужно принять целый комплекс мер с целью возрождения Российской армии, укрепления её боеспособности, повышения престижа военной службы, и наша фракция КПРФ, и Комитет по обороне уже неоднократно их предлагали. Этому же служат и предложенные мною законопроекты, принятие которых будет способствовать укреплению обороноспособности страны, формированию в обществе высокого авторитета Вооружённых Сил и неодобрительного отношения к лицам, уклоняющимся от призыва на военную службу, а также будет содействовать повышению качества отбора кандидатов для работы в органах государственной и муниципальной власти, в правоохранительных и судебных структурах. Сама жизнь ставит перед нами задачу создания современную боеспособную армию, укомплектованную высококвалифицированными кадрами. Не выполним эту задачу - не будет ни нас, ни России! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамерлан Кимович Агузаров. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Александр Петрович очень подробно доложил о концепции законопроектов. Как следует из пояснительных записок, законопроекты направлены на укрепление обороноспособности государства, создание условий для формирования национального резерва Вооружённых Сил Российской Федерации, повышение авторитета армии в российском обществе и улучшение качества подбора кадров для государственной и муниципальной службы. Для достижения указанных целей первый законопроект предлагает внести изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", вводящие ограничения на замещение государственных должностей Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для лиц мужского пола, не прошедших службу в Вооружённых Силах Российской Федерации и не освобождённых от исполнения воинской обязанности, а второй законопроект предлагает внести изменения в четырнадцать федеральных законов, вводящие ограничения на замещение государственных должностей - должностей федеральной государственной гражданской службы и муниципальной службы - для лиц мужского пола, также не прошедших службу в Вооружённых Силах Российской Федерации и не освобождённых от исполнения воинской обязанности. Законопроектом также предусмотрено преимущественное право граждан, прошедших военную службу, при их поступлении на государственную и муниципальную службу. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, ознакомившись с законопроектами, отмечает, что поставленные задачи - формирование высокого авторитета Вооружённых Сил, выработка в гражданах Российской Федерации ответственности за безопасность своего государства, - безусловно, вызывают поддержку. Вместе с тем комитет не поддерживает саму концепцию, поскольку введение дополнительного квалификационного требования для занятия государственных должностей в виде службы в Вооружённых Силах Российской Федерации входит в прямое противоречие с положениями частей 1 и 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, которые устанавливают право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства, а также равный доступ к государственной службе. Кроме того, хочу отметить, что два комитета-соисполнителя - Комитет Государственной Думы по обороне и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - также предлагают отклонить данные законопроекты, то есть просят Государственную Думу не поддерживать принятие законопроектов в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Александр Петрович, на каком этапе работы над законопроектами, может быть, в процессе второго чтения, вы планируете конкретизировать критерии, которые пока как таковые не прописаны? Надо конкретизировать критерии, дабы исключить злоупотребления в части, так сказать, конкурентных, клановых войн и так далее, чтобы этот ваш закон не использовался в каких-то нечистых делах. Это первый момент. Второй момент. Напомню, был переломный период - переход армии советской в армию российскую: царил полнейший бардак, в том числе и в части военных кафедр в вузах, были случаи, когда студенты, заканчивая вузы, узнавали, что военных кафедр уже нет в их высших учебных заведениях, - в итоге получается, что неуважительная причина. Вот поясните... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Тарнаев. ТАРНАЕВ А. П. Честно говоря, не совсем понял суть вопроса, поэтому не могу комментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, вы всё-таки слушайте вопрос... ТАРНАЕВ А. П. А я слушал внимательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев, коротко повторите, пожалуйста, сам вопрос. САВЕЛЬЕВ Д. И. Александр Петрович, коротко. Первое - критерии: на каком этапе работы вы планируете в законопроекте чётко прописать критерии, дабы ваш законопроект не использовался в конкурентной борьбе, в клановой борьбе и так далее? И второй момент: что вы будете делать с теми людьми, которые на сломе, так сказать, Советского Союза, к сожалению, обнаружили, что закончили вузы, где нет военных кафедр, хотя они там были, но в этом бардаке всё с ног на голову встало, всё изменилось до неузнаваемости? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Александр Петрович Тарнаев, пожалуйста. ТАРНАЕВ А. П. Поясняю: закон не имеет обратной силы, и на период до момента принятия действие этого закона распространяться не будет - советское время, постсоветское время и так далее. Если закон будет принят и подписан президентом, то его действие будет распространяться на лиц, которые только после этого момента уклоняются от призыва на военную службу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Александр Петрович, не секрет, что сегодня очень много уклонистов, ну, к примеру, Москва всего до 15 процентов призывников даёт в ряды армии, в далёких сельских районах за 50-70 тысяч можно откупиться; самый распространённый диагноз - это сколиоз и плоскостопие. Как вы можете прописать и что вы можете прописать в законе? Закон такой необходим! Как быть, допустим, если тысяч триста принесут справки, что по состоянию здоровья, из-за сколиоза, плоскостопия либо другой болезни, не могу служить в армии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Тарнаев. ТАРНАЕВ А. П. Ну, это уже задача правоохранительных органов - проверять и доказывать, что справка поддельная, что она выдана без оснований, то есть что у человека такой болезни нет. Это к нашему закону не относится, это скорее коррупционная составляющая, и с этим надо бороться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос тоже к Александру Петровичу. Законопроект, безусловно, своевременный и нужный, это понимают абсолютно все, но мы же знаем, почему не хотят его принимать: в основном в армии не служат те, у кого много денег, - родители учат своих детей за деньги и они потом чиновниками становятся. Но, с другой стороны, есть ребята, которые по-настоящему больны, есть и те, у кого отсрочка, они потому в армию не попали. Предполагаете ли вы, что, если примем закон, нужны будут ещё подзаконные акты, где будут все эти обстоятельства прописываться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Тарнаев. ТАРНАЕВ А. П. Конечно, надо предположить, что в подзаконных актах это будет конкретизироваться и прописываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Тамерлан Кимович, к вам вопрос. Вы в заключение своего выступления сказали, что данная норма не коррелируется с нашей Конституцией, указали на части, статьи, а как вы объясните следующее: ведь человек, уклоняющийся от службы в армии и не служивший, хотя здоровье ему это позволяло, тоже нарушает Конституцию Российской Федерации? Я понимаю, сейчас вы скажете, что для этого существует законодательство, что есть уголовное право, что можно привлечь его к уголовной ответственности и так далее. То есть вы говорите, что предлагаемая норма противоречит Конституции, но ведь нарушается и другая статья Конституции - поясните, пожалуйста, как быть с этим? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамерлан Кимович Агузаров. АГУЗАРОВ Т. К. Спасибо. Николай Фёдорович, я вам скажу, что действительно существует и административная, и уголовная ответственность в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения воинской обязанности, и на сегодняшний день эта статья Уголовного кодекса действует. И я считаю, что и впредь все те лица, которые уклоняются от призыва на действительную военную службу, должны нести уголовную ответственность, потому что это также нарушение Конституции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Тамерлан Кимович, ну, если вы проанализируете состав органов власти, то вы согласитесь со мной: там очень мало детей из простых семей, как правило, в органах власти в основном дети чиновников, дети крупных предпринимателей и бизнесменов, так сказать, элитная молодёжь. И здесь, на мой взгляд, больше идёт речь о них, потому что дети из простых семей идут в армию, честно служат, отдают свой долг, их подгонять особо не надо. Не кажется ли вам, что пора вот с этой частью молодёжи разобраться и здесь какой-то порядок навести, ну, хотя бы обратить внимание на тех, кто уже сегодня работает в органах власти, командует страной, или регионом, или районом, а сам от службы в армии уклоняется, и снять их с этих должностей - пусть сначала послужат, а потом мы им доверим право управлять людьми в масштабах страны или в масштабах области? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамерлан Кимович Агузаров. АГУЗАРОВ Т. К. Владимир Николаевич, я с вами абсолютно согласен в этой ситуации: в плане призыва на действительную военную службу не должно быть никаких ограничений ни в отношении детей чиновников, ни в отношении других лиц, замещающих государственные должности или находящихся на федеральной государственной службе или на муниципальной службе, а также в отношении той категории, которая предлагается в законопроекте, будь то судьи, прокуроры и другие лица, работающие в органах государственной власти - закон для всех должен быть един. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопросы к автору законопроекта. Как вы знаете, существует перечень государств, относящихся к категории вероятных противников Российской Федерации, ну, как сейчас модно говорить, эвентуальных противников. Скажите, пожалуйста, в каких из этих государств на сегодняшний день существует призывная армия? И почему, по вашему мнению, в других государствах такой системы организации подготовки военных кадров нет? ТАРНАЕВ А. П. То есть вы имеете в виду всеобщую воинскую обязанность, насколько я понял. В тех государствах, которые могут быть нашими противниками, такой системы нет, у них контрактная служба, потому что, видимо, у них есть средства для того, чтобы иметь эту контрактную службу, а мы пока не располагаем ни средствами, ни возможностью укомплектовать свою армию контрактниками. И пройдёт ещё пять-десять лет, наверное, до того момента, когда это можно будет сделать. Но военные угрозы возникают уже в настоящее время, а не в далёком будущем, и надо думать о том, кто нас с вами будет защищать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Тамерлану Кимовичу. Уважаемый Тамерлан Кимович, я думаю, вы прекрасно понимаете, что то заключение, которое вы прочитали с трибуны, не выдерживает никакой критики, это просто отписка, отговорка, как угодно его можно назвать. Вы ссылаетесь на Конституцию - что, дескать, Конституция там чего-то нам не позволяет, но ведь Конституция от нас требует и защиты Отечества, и исполнения своего гражданского долга. Так где же вот это равновесие: с одной стороны, права человека, а с другой стороны, его обязанность защищать Отечество, быть готовым к защите Отечества? Скажите, где же выход из этой ситуации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамерлан Кимович, пожалуйста. АГУЗАРОВ Т. К. Иван Игнатьевич, я с вами абсолютно согласен в том, что вопросы обеспечения безопасности государства, вопросы призыва - это действительно те главные задачи, которые стоят перед нашими гражданами. И я ещё раз говорю, что закон в этом плане должен быть для всех одинаков, независимо от того, какую должность занимают родители этих призывников. Это первый момент. Второй момент. В то же время я считаю, что никак нельзя связывать вопросы призыва на действительную военную службу, которая является священной обязанностью каждого молодого человека, с вопросами принятия или поступления на государственную гражданскую службу и муниципальную службу - эти вопросы действительно регулируются Конституцией Российской Федерации, и Конституция Российской Федерации обеспечивает всем гражданам равный доступ к государственной гражданской и муниципальной службе. А те вопросы, которые были подняты, действительно требуют дополнительного изучения и, может быть, в рамках какого-то другого, отдельного законопроекта - нам в этом направлении есть над чем работать, и спасибо автору за то, что он сегодня эту проблему затронул. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Дмитриевич Куликов. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Спасибо. Сергей Евгеньевич, я хотел бы обратить внимание коллег на то, что законопроект нашего товарища Александра Петровича Тарнаева поднимает серьёзнейший пласт проблем, связанных с тем, какие именно люди управляют государством, работают в федеральных и муниципальных органах власти, работают в системе управления. Именно об этом сегодня говорится в законопроекте - о развитии личности, особенно о любви к Отечеству и патриотизме. И правильно депутаты переводят сегодня проблему в такую плоскость: а действительно, сами-то чиновники служили, сами-то они отдавали долг Отечеству, знают, почём фунт солдатского хлеба? В этом отношении концепцию законопроекта надо поддержать - я удивлён, что комитет этого не сделал. И у меня вопросы к комитету: владеете ли вы информацией о том, сколько у нас федеральных и муниципальных чиновников вообще не служили в Вооружённых Силах, знаете ли вы эти цифры? То есть какие люди сегодня управляют государством? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамерлан Кимович, пожалуйста. АГУЗАРОВ Т. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, действительно, в комитете нет информации о том, какое количество чиновников не служило, но я считаю, что эту информацию должны были представить авторы законопроекта, раз об этом идёт речь. В то же время я ещё раз хочу сказать, что те вопросы, которые сегодня поднимаются, действительно требуют серьёзного разбирательства, серьёзного отношения, поэтому в дальнейшем, я думаю, Комитет по обороне, который сегодня высказался против принятия данного законопроекта, подготовит свои предложения по данной тематике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Покажите список. Коллеги, достаточно будет по одному от фракции? Валентин Степанович Романов. Выступление от фракции, семь минут. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы поддержать концепцию законопроекта, внесённого депутатом Тарнаевым. Прямо скажем, если бы была проявлена политическая воля на уровне Президента Российской Федерации, то подобный закон был бы безусловно поддержан, потому что все аргументы и доводы против, которые здесь звучали, связаны только с этим. Вольно или невольно приходится размышлять о судьбе нашей державы и о событиях, происходивших в мире. Россия из последних пятисот лет примерно двести пятьдесят находилась в состоянии войны, большой или малой, в том числе в XVII веке воевала сорок восемь лет, а в XVIII веке - пятьдесят шесть лет, это данные историков. Когда обсуждают, есть ли на Западе призывная система или нет, хочется сказать, что соотношение призывной и контрактной системы - это на самом деле соотношение индивидуализма, который царит на Западе многие столетия как приоритетное направление и определяющая психология, и коллективизма - русскую пословицу "Сам погибай, а товарища выручай" на Западе не каждый понимает. Контрактная армия - это не только вопрос финансовых возможностей государства. Давайте возьмём взять XX век и вспомним тех, кого сегодня называют словом "элита", то есть высших руководителей Советского Союза: Сталин - один сын, артиллерист, погиб, второй сын - лётчик, его соратники Микоян и многие другие - их сыновья также были на фронте. То есть тогда высшие руководители страны осознавали необходимость того, чтобы народ, который героически борется с фашизмом, видел рядом с собой и сыновей элиты. Сегодня пока ещё мирное время, и, казалось бы, элита России должна быть к себе более требовательной, но ни для кого не секрет, что такое золотая молодёжь, - была уже масса публикаций, назывались громкие фамилии; вот вчера получил по электронной почте письмо от некоего человека, где перечисляются фамилии высокопоставленных руководителей - председателя правления "Россельхозбанка", директора департамента... Что же молодые люди из элитных семей соревнуются только в том, кто более фантастическую карьеру ближе всего к банкам сделает?! Ещё один момент. Только ли у нас в Советском Союзе элита показывала пример самоотверженности? Нет. Например, сэр Уинстон Черчилль - в его биографии был и порох, как говорится, в окопах, и должности военно-морского министра и премьер-министра в годы войны с Гитлером. Или погибший Джон Кеннеди - ведь Америка потому поддержала самого молодого в то время президента, что в его жизни была героическая страница: мог погибнуть на торпедном катере в Тихом океане. И таких примеров множество. Что касается сегодняшнего подхода, прямо скажу: было бы в его основе больше государственности, тогда можно было бы отшлифовать те или иные критерии, этапы, подходы, подготовить постановления и всё остальное - это принципиальный водораздел. По определению доктора социологических наук, элита России близорука, эгоистична и не отвечает масштабу страны и масштабу тех задач, которые надо решать. Очень хотелось бы надеяться, что коллеги из других фракций осознают, что прав депутат Тарнаев, обозначая такую болезненную, но требующую решения проблему. Я поддерживаю концепцию этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, в зале достаточное количество кадровых офицеров, достаточное количество тех, кто участвовал в боевых действиях, мы все понимаем, что такое престиж армии. Возвращаясь к истории, не в обиду нашим коллегам я хотел бы напомнить эпизод, когда сын высокопоставленного чиновника не только не проходил службу в вооружённых силах, но и в момент невзгод, во время мировой войны отсутствовал на территории России, более того, он непосредственно прилагал усилия к тому, чтобы русская армия прекратила сопротивление врагу, призывал солдат к массовому неповиновению, к неисполнению ими приказов, призывал к насилию над офицерами, и это всё повлекло за собой крах Российского государства. И члены правительства Ульянов, Джугашвили, Свердлов, Троцкий (Бронштейн) не служили в вооружённых силах России, они все занимали высшие посты в государстве только благодаря тому, что царское правительство не понудило их принять участие в боевых действиях во время Первой мировой войны и сложить свои головы в качестве рядовых, - к сожалению, тогда такой закон не был принят. Ещё большие опасности подстерегают Россию в современном мире. Сегодня, когда война ведётся не штыком на поле боя, а с применением новейших сверхсложных систем вооружения, мы должны понимать: овладеть такими системами и эффективно их использовать для защиты государства невозможно без глубокой военной подготовки. Та эпизодическая военная подготовка, которую сегодня получают большинство военнослужащих, проходящих срочную службу в Вооружённых Силах, не ведёт к овладению ими сложными военными специальностями, которые потребуются для защиты государства в случае, если разразится реальная война - война, которая может поставить Россию на грань выживания. Мы должны понимать, что основным инструментом формирования мобилизационного резерва является повышение престижа военной службы. Мы от зари до зари должны трудиться для того, чтобы жители крупных городов с радостью отправляли своих детей в Вооружённые Силы, потому что именно там они могли бы приобрести не только базовые специальности, но и способность управлять государством, для того, чтобы те, кто живёт в далёких сёлах, с удовольствием отправляли своих детей служить, потому что в селе дополнительный уровень образования не может быть достигнут, так как мы ликвидировали всевозможные дополнительные системы образования в сельской местности, а Вооружённые Силы предоставляют возможность получить специальное образование и высшее образование непосредственно в ходе службы. Мы можем сделать так, что престиж военной службы станет выше, чем престиж чиновничьей службы. Наша фракция поддерживает законопроект - мы будем голосовать за то, чтобы должностные лица Российской Федерации имели возможность управлять государством, только исполнив свой гражданский долг по защите государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", отмечая актуальность проблемы формирования национального резерва Вооружённых Сил Российской Федерации, ответственного отношения российских граждан к необходимости прохождения службы в армии, необходимости укрепления обороноспособности России, не поддерживает предложение о введении ограничений на замещение должностей федеральной государственной службы, муниципальной службы для лиц мужского пола, не прошедших службу в Вооружённых Силах Российской Федерации и не освобождённых от исполнения воинской обязанности, поскольку введение такого дополнительного квалификационного требования не согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, устанавливающей право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства, право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и на равный доступ к государственной службе, а также провозгласившей, что труд в Российской Федерации свободен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович, будете выступать ещё раз? Микрофон включите Александру Петровичу Тарнаеву. ТАРНАЕВ А. П. Я одну минуту. Я искренне благодарен Тамерлану Кимовичу за его ответы - они правильные, ни одного весомого аргумента против моих законопроектов практически не было высказано не только Тамерланом Кимовичем, но и другими выступавшими, поэтому я прошу поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5176 по 5213 из 6429
13-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении в отдельные федеральные конституционные законы Российской Федерации изменений, содействующих повышению престижа военной службы и улучшению качественного состава кадров государственных органов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 06 сек.) Проголосовало за 147 чел.32,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 149 чел. Не голосовало 301 чел.66,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений, содействующих повышению престижа военной службы и улучшению качественного состава кадров государственных и муниципальных органов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 40 сек.) Проголосовало за 147 чел.32,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 147 чел. Не голосовало 303 чел.67,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.