Заседание № 128
О проекте федерального закона № 271144-6 "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 20 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами мужского пола, в случае если они не прошли военную службу и не были освобождены от исполнения воинской обязанности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Александр Петрович Тарнаев. ТАРНАЕВ А. П., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Прежде чем начать выступление, я хотел бы поддержать Сергея Евгеньевича в его справедливом возмущении нашим телевидением. На телевидении действительно сейчас есть всё, начиная от развлекательных передач до взрывов и пожаров, от Америки до Филиппин, там нет только передач, связанных с проблемами сельского хозяйства, производства и так далее, и тому подобное. Но зато наши средства массовой информации, в частности наша "Парламентская газета", уже констатировали, причём красным шрифтом вот здесь: отклонено. То есть информация о том законопроекте, который я только сейчас представляю, в средствах массовой информации уже прошла: "Отклонено. Коммунистов попросили подумать. Один из законопроектов, который на этой неделе отклонили депутаты, содержал поправки в Налоговый кодекс и предполагал увеличение налоговой ставки для мужчин, уклонившихся от службы в Российской армии. То есть разработчики документа предположили: будет честно, если не служившие без уважительных причин будут платить государству подоходный налог не 13, а 20 процентов, пока не достигнут 45-летнего возраста". Может, и нет смысла, но я всё-таки, наверное, попробую убедить депутатов в целесообразности принятия этого закона. Я не буду говорить вам о состоянии Вооружённых Сил, каждый из вас знает, в каком они сейчас состоянии... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, извините, а дайте мне газету, я посмотрю, пока вы докладываете. (Шум в зале.) ТАРНАЕВ А. П. Да, конечно. Я отталкивался от Конституции. Основой для разработки этого законопроекта послужили статьи Конституции и другие правовые акты, то есть то, как исполняются Конституция, законы, принятые Государственной Думой. Во-первых, статья 59 гласит: "1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом..." Во-вторых, часть 3 статьи 55: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц..." - и подчёркиваю - "...обеспечения обороны страны и безопасности государства". Есть Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", принятый Государственной Думой, ежегодно подписываются указы президентом о призыве на срочную службу, то есть имеется целый комплекс нормативных правовых актов, которые направлены на то, чтобы соблюдались требования в отношении призыва в Вооружённые Силы, однако каждый год в Российской армии отмечается недоукомплектованность войск личным составом. В бегах находятся свыше двухсот тысяч молодых людей, которые не считают военную службу ни долгом, ни обязанностью и под различными предлогами избегают её, и в этом им помогают, как ни странно, сами законодатели, то есть те, кто, казалось бы, должен делать всё, чтобы исполнялись Конституция, законы и указы, я имею в виду представителей исполнительной власти и представителей партии этой власти - "ЕДИНОЙ РОССИИ". Судите сами. Проектом, который я предложил, предусматривается, что мужчины, не прошедшие военную службу без законных оснований, должны до сорока пяти лет платить повышенный налог на доходы - 20, а не 13 процентов, то есть на 7 процентов больше, чем все остальные граждане. Реально это означает следующее: при среднемесячной зарплате в Российской Федерации, по данным Росстата, 23 тысячи рублей эта налоговая выплата составит в месяц 1 тысячу 610 рублей - небольшая сумма. Если сказать проще, то в советское время был налог на бездетность, - вы все, наверное, помните - и этот налог на бездетность стимулировал людей к тому, чтобы заводить детей: зачем государству платить, лучше уж у меня ребёнок будет. Так вот наш закон направлен на то, чтобы стимулировать молодого человека идти в армию, вместо того чтобы платить вот эти, хоть и небольшие, деньги. В заключении, подписанном заместителем председателя правительства Сурковым, говорится, что, по мнению Правительства Российской Федерации, предлагаемые изменения противоречат существующим подходам к налогообложению физических лиц. О каких же существующих подходах так печётся правительство? Ответ один: при существующих подходах почти четверть миллиона призывников ежегодно бегают от военной службы, многие на протяжении девяти лет - с восемнадцати до двадцати семи, а потом этим "марафонцам" открыты все пути - в полицию, на таможню, в ФСБ, в депутаты, вплоть до депутатов Госдумы, в государственные служащие, вплоть до министров, премьеров, президента, наконец, - это и есть существующие подходы правительства! Причём за такое пренебрежение выполнением своего конституционного долга гражданин не несёт никакой ответственности: ни уголовной, ни административной, ни финансовой, ни моральной, и всё покрыто тайной - никто вообще не знает о том, что он сбежал, уклонился от обязанности бескорыстно служить Отечеству, от трудностей военной службы. А ведь вместо него государству нужно нанимать контрактника, платить ему приличную зарплату, предоставлять жильё, льготы, организовывать медицинское и социальное обеспечение - и всё это за счёт законопослушных налогоплательщиков, в том числе и женщин. Интересное дело: женщины, которые не обязаны служить, оплачивают из своих налогов безответственность мужчин, трусливо прячущихся от исполнения воинской обязанности! Полагаю, что уплата дополнительных 7 процентов к установленным 13 процентам налога на доходы физических лиц, кроме пополнения государственного бюджета, будет экономически воздействовать на лиц, уклоняющихся от исполнения конституционно-правовой воинской обязанности. Кроме того, эти средства будут частично покрывать расходы на содержание контрактников. Комитет Госдумы по бюджету и налогам указал в заключении, что мой законопроект не согласуется с основными началами законодательства о налогах и сборах, сформулированными в статье 3 Налогового кодекса. Обратите внимание: на заседании комитета не рассматривались, не учитывались ни статьи Конституции, которые нарушаются, ни закон, принятый Госдумой, "О воинской обязанности и военной службе", ни указы президента, а только статья 3 Налогового кодекса, согласно которой "налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер..." - обратите внимание! - "...и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев". И какой же критерий применим в связи с моим проектом? Социальный? Нет. Расовый? Нет. Национальный? Нет. Религиозный? Тоже нет. Значит, соратники господина Макарова применили "иной подобный критерий", но почему-то постеснялись его идентифицировать. Хотелось бы услышать от представителей бюджетного комитета, какой конкретно критерий они имеют в виду. Дело в том, что к законопроекту, если подойти с огромной фантазией, можно притянуть за уши лишь половой критерий, ведь на срочную службу призываются как раз только граждане мужского пола - и это не я так решил, это полностью соответствует Конституции и российским законам, но в моём законопроекте заложен один критерий: если гражданин не исполняет конституционный долг и законодательство, в частности закон "О воинской обязанности и военной службе", то он подпадает под действие этого закона, а если исполняет - закон на него не распространяется. По такому принципу и должны действовать все законы в любом цивилизованном государстве, но, по-видимому, кроме нашего. На мой взгляд, все эти уловки, правовая казуистика призваны завуалировать несколько моментов, о которых умалчивают мои оппоненты, прикрывшись так называемыми существующими подходами. Во-первых, они пекутся не о простых парнях из рабочих и крестьянских семей, которых среди уклонистов не так уж и много и которые не получают даже среднестатистических зарплат, они переживают за тех, кто состоит или числится на высокооплачиваемых должностях в разных фирмах, банках, корпорациях и так далее и получает намного больше, чем 23 тысячи рублей, поэтому 7 процентов от их доходов выливаются в значительные суммы, выплачивать которые так не хочется. Не секрет, что дети многих госчиновников, руководителей и служащих госкорпораций, коммерческих структур учатся и работают за границей и таким образом уклоняются от службы в армии, а после двадцати семи лет, получается, имеют полное право руководить государством. Но тогда почему ради кучки людей, убежавших от службы в армии, мы не должны принимать этот закон? И второй аспект, моральный: если гражданин будет платить дополнительный налог, то многим окружающим станет известно, что он откосил от армии, а он-то рвётся в большие начальники, ему хочется руководить, поучать простой народ, требовать, призывать к патриотизму, к борьбе с коррупцией и ещё к чему-нибудь высокому и так не хочется, чтобы другие знали о его трусости и лицемерии. Именно в отношении таких людей и должен сработать мой закон: он не затрагивает никого, кто был освобождён от военной службы на законных основаниях, и уж тем более тех, кто честно и добросовестно отслужил в армии. Недавно я вернулся из командировки, из Архангельской области, где расположены важнейшие для обороны страны объекты: космодром Плесецк, завод в Северодвинске по строительству атомных подводных лодок, Беломорская военно-морская база Северного флота, где ведутся испытания ядерного и другого новейшего оружия. Когда я беседовал с руководством, офицерским составом, гражданскими специалистами, многие говорили о некомпетентности решений, принимаемых федеральной властью. Например, оказалось, что в результате проведённой реорганизации, а точнее ликвидации 10-й отдельной армии ПВО, все названные мною стратегические объекты остались фактически без прикрытия от воздушно-космического нападения со стороны США и НАТО. Люди, болеющие за судьбу страны, акцентировали внимание на том, что большинство высокопоставленных чиновников, решающих важнейшие вопросы обороноспособности страны, сами не служили в армии, не работали в сфере производства оружия и не имеют о них реального представления, принятие такими "эффективными менеджерами" ошибочных решений выливается в громадные потери для страны и её безопасности. Далеко ходить за примерами не надо, вот Сердюков доруководился до того, что наша армия сейчас вести не то что полномасштабные боевые действия не способна, а даже в локальных конфликтах, мне кажется, уже не выиграет. Сейчас пришёл новый министр обороны, Шойгу, вы знаете, он беспокоится об армии, делает всё, чтобы там стало лучше. Так давайте ему поможем укомплектовать эту армию! Мы только что проводили слушания в красногорском военном госпитале и констатировали, что у нас большинство призванных сейчас на службу больные люди, а двести тридцать тысяч человек, которые в резерве, бегают, ну, казалось, можно было бы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТАРНАЕВ А. П. Ну так давайте откажемся от армии! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТАРНАЕВ А. П. Нет-нет, подождите, подождите. Я призываю проголосовать за этот проект закона в первом чтении. Если Дума его не поддержит, она покажет истинное лицо партии власти, на словах провозглашающей заботу об армии и повышение её престижа, а на деле не желающей закрывать имеющиеся правовые и другие лазейки для призывников, уклоняющихся от военной службы, а также то, что она не защищает Конституцию и принятые ею самой законы. Принятие же закона будет способствовать укреплению обороноспособности страны, формированию в обществе высокого авторитета Вооружённых Сил и неодобрительного отношения к лицам, уклоняющимся от призыва на военную службу. Вот теперь - пожалуйста, можно на трибуну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, вам явно надо здесь сидеть. Александр Петрович, спасибо, вы абсолютно правы, газета допустила ошибку. Ошибка состоит в том, что они не уточнили, что это решение профильного комитета с рекомендацией отклонить закон. И я обращаю внимание редакции газеты на то, что вот такие ошибки допускать нельзя. Раиса Васильевна, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, докладчик так подробно доложил свой законопроект, он даже доложил заключение комитета, поэтому я вам хочу сказать только, что те изменения, которые он предложил в статью 224 Налогового кодекса, устанавливают налог на доходы физических лиц в размере 20 процентов для мужчин в возрасте до сорока пяти лет, для тех, кто косит от армии (можно так, не по-парламентски?), но предлагаемые законопроектом изменения - и докладчик тоже об этом сказал, но я напомню - не согласуются с основными началами законодательства о налогах и сборах, сформулированными в статье 3 Налогового кодекса, согласно которой налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, поэтому комитет не поддерживает законопроект. Ну а теперь хотела бы докладчику оппонировать. Нельзя, уважаемые коллеги, в государстве всё строить только через налоги. Я с 1969 года работала в налоговой системе, финансовой системе. Я помню, мы собирали налоги в городской местности с доходов от сельского хозяйства: если в хозяйстве было две свиньи, люди платили налог, нельзя было иметь в городской местности ни коз свыше определённой нормы, ни свиней, ни коров, всё это облагалось налогом. К чему пришли? К тому, что интеллигенции не стало. Мы думали, что все станут интеллигентами в городской местности, и от труда отучили. Теперь по поводу налога на холостяков. Я считаю, он был очень дискриминационным. Я сама уходила в декрет в 1973 году, и с декретных удержали этот налог, так как я ещё не родила. Мне пелёнки надо было на эти деньги покупать и в то же время надо было налог заплатить, я считаю, что это тоже была дискриминация. У нас в законе "О воинской обязанности..." очень много полномочий, в частности, предусмотрены меры ответственности в соответствии и с Гражданским кодексом, и с Уголовным кодексом. Я сейчас была в округе, это Енисейский район и город Енисейск, и там как раз проводился день призывника. Ребята с удовольствием идут служить. С удовольствием! Я казачка, и у нас, если девушка выходила замуж за парня, который не служил... считалось, что он негожий, неслужённый. Я считаю, должны быть ещё и общественные меры воздействия - это презрение к тому, кто не отдал свой долг. Уважаемые коллеги, я предлагаю данный законопроект отклонить, потому что его нельзя принимать в таком виде. Нельзя в нашем государстве всё решать через налоги. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. (Оживление в зале.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, ну, кто не служил - шансов нет, да? Коллеги, вопросы есть? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Восемь человек. Ну давайте по два от фракции. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все восемь от фракции КПРФ? Я не знаю... Нет, ну давайте зададим вопросы. Иван Игнатьевич Никитчук. Иван Игнатьевич, у вас вопрос по последнему замечанию Раисы Васильевны? (Оживление в зале, смех.) НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Нет-нет-нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вы-то служили? НИКИТЧУК И. И. Ну а как же, подполковник. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, тогда вам можно будет... НИКИТЧУК И. И. Я отслужил почти двадцать шесть лет в Арзамасе-16. Александр Петрович, во-первых, закон замечательный, мне кажется, его нужно поддержать. Это правильно, других рычагов, чтобы навести в этом вопросе порядок, у нас в государстве пока что нет. Во-вторых, в нашей практике впервые ещё до решения палаты в прессе появляется информация, что всё уже решено. Скажите, пожалуйста, вам известна фамилия того человека, который решает за палату, будет принят закон или не будет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Тарнаев, пожалуйста. ТАРНАЕВ А. П. Нет, фамилия неизвестна, да и необходимости-то нет, чтобы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, правильно, я же прокомментировал это, Иван Игнатьевич. Александр Дмитриевич Куликов. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Ну, в начале 70-х, когда Раиса Васильевна выходила замуж, я тоже женился, и одним из побудительных мотивов для рождения ребёнка, честно говоря, как раз было то, что необходимо было, конечно, идти в армию, иначе платить надо было, и экономически это стимулировало в том числе, поэтому цель, о которой говорил мой коллега Александр Петрович, правильная, верная. Но у меня вопрос к Комитету по обороне: какова ваша позиция, Комитета по обороне, в отношении законопроекта, поскольку вы, наверное, заинтересованы в том, чтобы он был принят? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич, вообще вопросы задают или докладчику, или содокладчику, но в виде исключения Владимир Петрович ответит на ваш вопрос. Владимир Петрович Комоедов, пожалуйста. КОМОЕДОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция КПРФ. Я ему отвечу за кулисами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо. Александр Алексеевич Кравец. КРАВЕЦ А. А. Спасибо. Я тоже против налогов за козу, правда, сейчас, при нынешней налоговой системе, ни коз, ни коров, ни другой скотины на селе не осталось. По существу вопроса. Александр Петрович, обидели вы меня - всё "армия" да "армия", а я матрос Тихоокеанского флота и считаю, что надо говорить не просто "армия", нужно говорить о Вооружённых Силах, это должно быть в законопроекте. И ещё. Вот в ряде стран считают, что если не служил, то не можешь заниматься государственной деятельностью, не можешь занимать государственные должности. Скажите, пожалуйста, а ваше предложение по изменению налоговой системы основывается на чьём-либо опыте или это ваше ноу-хау? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Тарнаев. ТАРНАЕВ А. П. Я предлагаю установить повышенную налоговую ставку, потому что предложения о других мерах не проходят. Я перед этим внёс ещё один законопроект, в соответствии с которым если молодой человек не служил в армии, то он не имеет возможности стать президентом, премьером, депутатом Госдумы и так далее, и тому подобное, но его тоже очень активно отклоняют. Ну какие-то меры в государстве нужно принимать для того, чтобы армия была боеспособной, или мы так и будем... Угроза военная нарастает, поверьте, мы вот недавно рассматривали вопросы, связанные с воздушно-космической обороной, были слушания, там все констатировали, что для нас сладкой жизни в дальнейшем-то не будет, а мы просто сидим здесь и думаем, принять или не принять! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Раиса Васильевна, вы казачка, вы правильно подчеркнули, что действительно в былые времена, если парень в армии не служил, девчонка могла не только замуж за такого не выйти, но и на танцы с ним не пойти. Было такое отношение к армии, я подтверждаю, я, к примеру, служил, чтобы вам было понятно. Давайте открыто говорить, что вы довели страну до такого состояния, и отношение наших молодых людей к военной службе таково... они не идут в армию, вы понимаете? Вот что вы собираетесь делать, если не менять налог, для того чтобы всё-таки наши молодые люди хотели идти в армию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Николай Фёдорович, вот я была в регионе, в Енисейском районе в городе Енисейске, у них военкомат закрывали, я добилась, в этом году открыли военкомат, присутствовал военком, и мне дали слово, я выступала и говорила, что это обязанность мужчины. Я думаю, мы, депутаты, должны, приезжая в свои округа, формировать общественное мнение, чтобы люди понимали, что обязан парень один год прослужить в армии, что это почётно. Кроме того, мы с вами должны объяснять, какие существуют льготы для тех, кто пойдёт в армию: если жена осталась, ребёнок родился, платят пособия и при рождении ребёнка, и потом по уходу за ребёнком, когда отслужил, пришёл из армии, ему легче поступить в учебное заведение. Мы должны говорить, какие преференции от государства будут тому молодому человеку, который служит, очень многие этого не знают. Другой пример приведу, - когда просятся в армию. Тут вот говорили, что иногда больные приходят. Вы не поверите, в Туруханском районе веду приём, приходят и говорят: "Пожалуйста, помогите уйти в армию, помогите!" То есть люди хотят, просто нам ещё нужно... мы с вами публичные люди, мы представляем здесь народ, мы не только законодатели, и нам нужно говорить, что это престижно, если молодой человек отслужил в армии. От нас с вами очень многое зависит! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Руслан Георгиевич Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Я разделяю пафос лучшей части нашей Думы, разделяю мнение, что все должны строем идти в армию и так далее, и так далее, это правильно, защита Родины - это превыше всего, но вместе с тем я докладчику первому хочу задать вопрос: я думаю, что уклонистов в нашем комитете нет, все они отслужили, всё сделали как надо, а вот сколько мы получили бы в бюджет, если бы применительно к членам правительства этот закон действовал, сколько бы мы в год получали в результате этого в казну? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Тарнаев, вы хотите ответить? Вам вопрос, пожалуйста. ТАРНАЕВ А. П. Правильно акцентировали внимание, потому что те, кто уклоняется от службы в армии, как правило, на хороших должностях, на хороших местах, у них хорошая зарплата, и дополнительно в бюджете были бы хорошие деньги. У нас контрактную армию планируют создать, сейчас уже урезается бюджет, нам эти деньги необходимы хотя бы для содержания вот этих контрактников, вот хотя бы их пусть поддержат. Сами служить не хотят, так пусть платят тогда! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос к докладчику. Уважаемый коллега, конечно, те доводы, которые сформулированы в заключениях правительства и комитета по бюджету, весьма условны, при необходимости Налоговый кодекс можно поправить. А я полагаю, что, может, в этом и нет необходимости, и готов привести ряд примеров, когда мы один и тот же налог платим по разным ставкам. Это есть, и легко всё это объяснить тем, кто этого до конца не понимает, вопрос на самом деле в другом. Получается парадокс: есть уклонисты, четверть миллиона в год, о которых вы пишете, и фактически вы даёте им право не идти в армию - они будут говорить, что платят повышенный налог, то есть, получается, тем самым они покупают себе право не идти в армию. В этом проблема, ваше предложение может иметь и такой смысл, у красивой идеи может быть нехорошее следствие. Не думали вы об этом, когда вносили этот законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович Тарнаев. ТАРНАЕВ А. П. Спасибо. Какая цель преследовалась? В первую очередь морального плана. Дело в том, что как только прошёл слух про законы о том, что не служивший в армии не может быть президентом, премьером, что налог будет повышенный и так далее, как рассказывают военные, с которыми мы разговаривали, они план по последнему призыву, вот эту разнарядку по призыву полностью выполнили. Это, скорее, всё-таки закон морального плана. Если ты исполняешь закон, то это на тебя вообще не распространяется, не надо откупаться. Ну а если кто-то действительно хочет откупиться, то уж лучше таким образом, чем военный билет в военкомате покупать за 300 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Александр Петрович, я, конечно, разделяю вашу озабоченность тем, что наша молодёжь не хочет служить в армии, но, слушая ваших коллег, которые задают вам вопросы, понимаю, что они озабочены только получением денег с молодых людей, пополнением бюджета. Я понимаю, что проблемы с бюджетом есть, то с членов правительства по 20 процентов брать будем, то с молодых людей... А вы не думаете о том, что этот закон приведёт к тому, что будет ещё больше уклонистов, только уже легальных? Они не будут служить в армии, но и 20 процентов с них не возьмёшь: очень многие молодые люди, да и не только молодые, работают и получают заработную плату, скажем так, в конвертах, то есть официально они будут безработными - и с чего вы будете брать эти 20 процентов?! У нас вырастет число уклонистов, которые не будут служить в армии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Тарнаев. ТАРНАЕВ А. П. Уклонистом является только тот человек, который, получив повестку на руки, не пошёл служить, не призвался, то есть сбежал от службы в армии - вот тогда он уклонист. И на него тогда распространяется действие статьи 324, по-моему, Уголовного кодекса, он будет уже в соответствии с Уголовным кодексом нести ответственность, если он уклонист, если он признан уклонистом. А здесь воздействие именно в моральном плане. И потом: до сорока пяти лет поплатите-ка вы этот самый налог на доходы физических лиц в размере 20 процентов, - до сорока пяти лет! - и все окружающие на тебя смотрят... Да кому это понравится? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Давайте по одному выступлению от фракции, вопросов много было. От фракции КПРФ выступает Валентин Степанович Романов. Включите микрофон, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хочу поддержать предложение депутата Тарнаева. Можно шлифовать детали в подобном законопроекте, но принципиально общество поддержало бы любую попытку наведения порядка: если есть Конституция и граждане равны перед нею, то это касается и обязанности мужчин служить в армии. Но я взял слово не только для того, чтобы сказать, что поддерживаю законопроект, я хотел бы сказать, что Александр Петрович - мужественный человек, и мы это и так знаем, потому что браться за закон, который ударяет сегодня по представителям правящего класса, или по молодой части правящего класса, - это, конечно, дело безнадёжное. Задумаемся, какова логика поведения в том числе и законодателя? Всё, что связано с интересами господствующего класса, незыблемо и неприкосновенно: приватизация - мы здесь не набрались мужества проголосовать, не мы, большинство Думы не проголосовало за то, чтобы заслушать отчёт Счётной палаты; Саяно-Шушенская ГЭС - на второй день вдруг нашлись молодцы, которые заявили, что ущерб составляет 40 миллиардов рублей, вдумайтесь: на второй день после того, как свирепая авария обрушила станцию и погибло 75 человек! - но Дума, большинство её, не набралась мужества заслушать официальный отчёт парламентской комиссии; это касается и закона о прогрессивном подоходном налоге и многого, многого другого. С некоторой иронией говорю: если деньги сформировали сегодня психологию и логику поведения правящего класса, то, может быть, эта попытка и заслуживает поддержки, поскольку, может быть, через деньги это дойдёт до некоторых господ, которые пытаются уйти от службы в армии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Мы, наша фракция, и на заседании фракции, и сейчас действительно продолжали обсуждение этого документа, потому что есть аргументы и за, и против, имея в виду и поддержку армии, и саму службу в армии. Казалось бы, на первый взгляд, этот законопроект бесспорен, но вместе с тем - хотим мы или не хотим - объективно появляется и коммерческая составляющая. В пояснительной записке автор законопроекта указывает, что ежегодно одна четверть, или двести пятьдесят тысяч, призывников уклоняется от получения повестки о призыве, от самой военной службы, и никакой уголовной и другой ответственности не наступает. Так вот, мне кажется, задача государства состоит в том, чтобы привлечь людей к ответственности за то, что они не получили повестку и не пошли служить, а не в том, чтобы дать им какие-то основания и возможности сказать, что они с государством рассчитались. Действительно, есть очень большая двусмысленность в этом вопросе, и это в какой-то мере завуалированная попытка - я не хочу ни в чём подозревать автора - деньгами откупиться от службы в армии. Такой завуалированной попытки быть не должно, и в связи с этим наша фракция не может поддержать данный законопроект. Думаю, мы будем голосовать против этого законопроекта, понимая при этом, что служба в армии святая обязанность граждан России и государство должно делать всё, чтобы был исполнен конституционный долг российского гражданина - служить в армии, и не должно быть никаких лазеек, уловок, чтобы уклоняться от выполнения этой святой обязанности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР использует положенные им семь минут, но на двоих. Первым выступает Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, чтобы не было недопонимания, сообщу: я пятнадцать лет прослужил в Вооружённых Силах, десять лет - в Войсках ядерно-технического обеспечения. Войска ядерно-технического обеспечения являются практически профессиональным родом войск: число срочнослужащих в них предельно мало, и они не выполняют функций по поддержанию ядерного боезапаса. Десятимиллионная армия Советского Союза сдала без боя поле обеспечения в размере пол-Европы, сдала территорию прибалтийских республик, сдала среднеазиатские республики, и десятимиллионная армия, большинство служащих которой состояли на срочной службе, не смогла защитить государство - Советский Союз. К слову говоря, многие из сидящих в зале являлись действующими офицерами той Советской армии. Можем обратиться к примеру Римской империи. В период, когда она ещё была республикой, Гай Юлий Цезарь, ни разу не исполнив функции солдата срочной службы, то есть он не был легионером, блестяще выполнял профессиональные обязанности, будучи офицером, при этом сами легионеры являлись профессионалами. Обычные граждане Рима имели обязанность содержать профессиональную армию, в том числе солдат срочной службы, которые служили более двадцати пяти лет, для обеспечения безопасности именно Римской империи. Российская Федерация, вслед за передовыми государствами мира, сегодня реализует концепцию развития Вооружённых Сил в направлении модернизации и усиления роли вооружений, что требует применения знаний и умений, которые превосходят знания и умения военнослужащих срочной службы. К сожалению, при применении современных вооружений военнослужащие срочной службы зачастую могут только создать условия для снижения боеспособности конкретных подразделений, если речь идёт о высокотехнологичных вооружённых силах и высокотехнологичных средствах борьбы. Для того чтобы обеспечить геополитическое равновесие, мы должны всеми силами стремиться к профессионализму Вооружённых Сил, к подготовке личного состава на профессиональной основе, обеспечивая более длительную подготовку в соответствии с целями и задачами применения вооружений и техники в боевых условиях. Таким образом, рано или поздно Российская Федерация придёт к системе контрактной армии, и наши сегодняшние усилия пропадут втуне. Что касается того дискурса, который до текущего момента идёт в зале, о том, что нужно исполнять долг, никто не спорит, но мы должны стремиться к Вооружённым Силам, которые соответствуют велению времени. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Валентинович, будете выступать или посчитаете, что?.. Будете. Пожалуйста, Валентин Валентинович Свиридов. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Тема для страны очень актуальная. Скажу, что я служил два года в Советской Армии, в 1985-1987 годах. И в первую очередь я хочу сказать следующее: Раиса Васильевна, к сожалению, ситуация в стране такая, что те "светлые и радостные" лица призывников, которые пошли служить, - это в большинстве своём либо те, кто не смог, извините за такое слово, отмазаться, либо те, кого поймали. А почему это происходит? Потому что у нас долгие годы вот в тех самых средствах массовой информации, которые мы сегодня уже не раз упоминали, создавался совершенно нелицеприятный образ нашей Российской армии. Хотя я, вспоминая годы своей службы, могу сказать, что в моём небольшом батальоне из трёх рот за два года один военнослужаший погиб при исполнении, один по непонятным для нас причинам покончил с собой, были неуставные взаимоотношения, дедовщины, к счастью, не было, потому что служили люди одного призыва, но хватало проблемных ситуаций. А сейчас армия находится в таком состоянии - вот я, например, слежу за информацией из Минобороны, - что ситуация у них меняется: и с питанием - там уже собираются переходить на шведский стол в лучших традициях, как говорится, ведущих вооружённых сил, и уже картошку чистить не надо, и полы драить тоже нет необходимости, вроде бы кто-то этим занимается. Но самая главная проблема, которая была, есть и остаётся, к несчастью, она осталась с периода моей службы, - это проблема конфликтов на этнической почве. Они были, есть, и сложно сразу предложить какое-то решение, которое позволило бы этого избежать. Как вариант можно предусмотреть, чтобы служили там, откуда призываются, насколько это возможно, тогда люди будут находиться в своей, им понятной среде и лучше будут контактировать между собой. А если мы начинаем гонять, допустим, призывников из Дагестана на Дальний Восток, а призывников с Дальнего Востока, допустим, в Ростовскую область, то это создаёт определённые проблемы, появляются так называемые бегуны, появляются какие-то конфликтные ситуации, потому что под одной крышей живут люди, привыкшие к разному образу жизни, с разными культурными традициями. Мы, конечно, должны развивать наш многонациональный народ, поддерживать эти все отношения, но, к сожалению, факт остаётся фактом - проблема эта существует. Ну а что касается этого законопроекта, фракция ЛДПР его поддерживать не будет, потому что мы считаем, что это всё-таки не метод решения данной проблемы. А от себя я всё-таки добавлю: нужно в средствах массовой информации, подключая к этому наш кинематограф, подключая все информационные ресурсы, создавать положительное впечатление о службе в нашей армии, тем более сейчас молодым людям служить всего год. Если бы я находился сейчас в призывном возрасте, то, наверное, я бы с удовольствием пошёл послужил, потому что это на самом деле большой, огромный опыт. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 34 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 55 чел.12,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.