Заседание № 98
О проекте федерального закона № 271063-8 "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 11-го вопроса. О проекте федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Пожалуйста, Сергей Владимирович Кабышев. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 24 января текущего года. К указанному законопроекту поступило 23 поправки, которые сведены в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Законопроект прошёл необходимые экспертизы. Комитет рекомендует утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 55 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается единогласно. Ставится на голосование во втором чтении законопроект, 11-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 29 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Уважаемые коллеги, давайте послушаем докладчика. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Кто-то хотел бы высказаться по мотивам от фракций, учитывая, что мы с вами перешли к рассмотрению законопроекта в третьем чтении? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Казакова Ольга Михайловна. Подготовиться Смолину Олегу Николаевичу. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Принятия данного законопроекта очень ждут наши субъекты. Мы действительно перед тем, как согласовать все нормы, отработать все нормы, о которых мы сегодня говорим, провели очень много встреч непосредственно в Луганской и Донецкой народных республиках, в Запорожской и Херсонской областях. И безусловно, все те нормы, которые мы принимаем... Вот недаром, когда представляли проект закона, сказали, что было 23 поправки, потому что обсуждали самые важные вопросы - от общего до самых частных, - которые касаются каждого участника образовательного процесса, поскольку данный законопроект касается почти полумиллиона человек - и тех, кто учит, и тех, кто учится. Коллеги, конечно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. Есть принципиальные позиции, которые мы сами вносили, в том числе касающиеся выбора экзаменов, которые будут сдавать дети. В течение четырёх лет, вот этого переходного периода, выпускники школ смогут выбрать, какой экзамен им сдавать, - либо единый государственный, либо классический выпускной, затем вступительный. Также очень важная поправка, она есть уже в законе (мы с вами сейчас проголосовали за таблицу), касается тех ребят, студентов, которые проживали в ЛНР и ДНР и ещё до начала специальной военной операции ушли защищать свою землю по мобилизации. После того как состоялся референдум, как эти ребята были демобилизованы, они приняли решение вернуться к учёбе - и сегодня этим законом мы предоставляем право студентам, которые учились на платной основе, перейти на бюджет. Это очень хорошая, правильная, справедливая норма, одна из тех, за которые мы сегодня голосуем. Уважаемые коллеги, в связи с тем что данный законопроект отработан и его ждёт система образования наших субъектов, новых субъектов, которые вошли в состав Российской Федерации, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосует за данный законопроект и просит всех поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. С места. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Безусловно, законопроект нужно поддержать. Я постараюсь не повторяться, но он действительно урегулирует массу проблем, что должно обеспечить право детей, студентов в новых регионах на образование, права педагогов, родителей и так далее. Хочу обратить внимание на два достижения, которые были совершены между первым и вторым чтениями, и на одну проблему. Достижение первое. Действительно, внятно прописана возможность для выпускников выбирать между единым государственным экзаменом и классическим экзаменом. Этого не было в первом чтении. Наши коллеги из правительства - из Министерства просвещения, Рособрнадзора, Министерства науки и высшего образования - пошли нам навстречу, за что им спасибо. Второе достижение. Нам пошли также навстречу по позиции, связанной с тем, что ребята из новых регионов вправе поступать на основе обычного экзамена в вузы не только на территории своих регионов, но и на территории Российской Федерации в целом. Это очень важно. Не факт, что сдать обычный экзамен легче, чем ЕГЭ, но, по крайней мере, они готовились к обычному экзамену, к ЕГЭ их никто не готовил. И одна проблема, уважаемые коллеги, которая впрямую закона не касается, но касается бюджета и, возможно, резервного фонда правительства. В Российской Федерации - плохо ли, хорошо ли - выделяются средства на учебную литературу для инвалидов - насколько мне известно, в новых регионах с этим большая проблема. Просим наших коллег из Министерства просвещения продолжить заниматься этим вопросом и по возможности его решить. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Ставится на голосование законопроект, 11-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 34 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 93
О проекте федерального закона № 271063-8 "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра просвещения Андрей Алексеевич Корнеев. Пожалуйста, Андрей Алексеевич. КОРНЕЕВ А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра просвещения Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Законопроект разработан во исполнение федеральных конституционных законов о принятии и образовании в составе Российской Федерации названных субъектов и направлен на интеграцию систем образования и науки этих субъектов в образовательное пространство и систему научной деятельности Российской Федерации. Законопроектом устанавливаются соответствие образовательных уровней, учёных степеней и званий, а также соответствие прав обучающихся, педагогических и научных работников. Для полноценной интеграции законопроект предусматривает приведение деятельности образовательных и научных организаций, расположенных на территории новых субъектов, в соответствие с федеральным законодательством. Также законопроектом урегулированы такие важные вопросы, как соответствие ранее выданных документов об образовании, особенности проведения государственной итоговой аттестации и приёма на обучение, в том числе вопросы установления контрольных цифр приёма. Необходимо отметить, что законопроектом предусмотрен четырёхлетний переходный период, как это предусмотрено упомянутыми федеральными конституционными законами, то есть особенности будут действовать до конца 2026 года. Отмечу, что законопроект подготовлен с учётом предложений органов государственной власти новых субъектов и поддержан ими. Подходы, заложенные в законопроекте, аналогичны подходам, реализованным в федеральном законе при принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя. Я и мои коллеги из Минобрнауки, Рособрнадзора, также являющиеся официальными представителями правительства по законопроекту, готовы ответить на ваши вопросы. Прошу поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Алексеевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Владимирович Кабышев, председатель Комитета по науке и высшему образованию. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассмотрению сегодня законопроекта по интеграции новых территорий в образовательное и научное пространство Российской Федерации предшествовала большая работа, которая была начата ещё в марте прошлого года. Здесь, в Государственной Думе, состоялась встреча уполномоченных представителей Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с председателями профильных комитетов, профильными министрами Российской Федерации, на которой был подготовлен план первоочередных мероприятий фактически по восстановлению системы образования и научной деятельности в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике. Проведена работа, связанная с повышением квалификации управленческих, педагогических кадров, обеспечением учебниками, методическими пособиями, школьными автобусами, организацией детского отдыха, горячего питания в школах и многое другое. Теперь, когда территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей стали территорией Российской Федерации, а их жители - гражданами Российской Федерации, необходимо в полном объёме обеспечить реализацию нашими гражданами, проживающими на новых территориях, конституционного права на образование, для чего и подготовлен соответствующий законопроект. Обращаю внимание на то, что законопроект предлагает изменения, которые направлены на обеспечение максимально комфортных условий для адаптации учебных и научных организаций новых территорий к российским стандартам осуществления образовательной и научной деятельности. Важно отметить, что принятие законопроекта потребует подготовки более 30 новых подзаконных актов. Официальные представители правительства представили в комитет соответствующую информацию о сроках и содержании этих актов, мы будем осуществлять парламентский контроль за подготовкой и реализацией этих актов. Законопроект рассматривался на заседании комитета с участием профильных министров новых территорий, которые единогласно поддержали его принятие в кратчайшие сроки. Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по просвещению, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Счётной палатой. Принятие данного законопроекта позволит ребятам из новых территорий ощутить себя полноценными гражданами нашей большой страны и найти своё призвание. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и просит Государственную Думу принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Коллеги, пока идёт запись на вопросы, информирую, что, помимо докладчика Андрея Алексеевича, на рассмотрении этого вопроса присутствуют и, возможно, будут отвечать на ваши вопросы Пышный Дмитрий Владимирович, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации, и Рукавишников Сергей Михайлович, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Наверное, самый главный вопрос касается того, что включение, так скажем, в образовательную среду потребует какого-то количества специалистов, ну, из большой России, которые могли бы, так скажем, поучаствовать в образовательной системе в этих четырёх регионах. Какая концепция и какой подход заложены в законопроекте в части финансирования вот такого вливания? Это первый вопрос. И второй вопрос. На этих территориях студенты будут какую-то другую стипендию получать или они всё-таки будут в тех же условиях, прямо скажем, неприглядных, как и наши, российские студенты?.. Ну, все российские сейчас, я имею в виду, так скажем, старых студентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Алексеевич, вы координируйте, кто будет отвечать на какой вопрос. Пожалуйста. КОРНЕЕВ А. А. Андрей Анатольевич, я на первый вопрос отвечу. Действительно, Министерство просвещения постоянно мониторит потребность общеобразовательных организаций в педагогических кадрах. В целом можно констатировать, что в части педагогических кадров в школе пока критической ситуации нет, но всё равно уже налажен механизм, учителя, как вы правильно сказали, из большой России готовы выехать в эти новые субъекты Российской Федерации для оказания помощи, для преподавания. По второму вопросу, пожалуйста, Дмитрий Владимирович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПЫШНЫЙ Д. В., заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. Иван Иванович, коллеги, по вопросу кадров в системе высшего образования на новых территориях особых проблем нет, наши специалисты выезжали, конкретно разговаривали буквально 20-21 декабря со всеми представителями подведомственных организаций, ну, профильных: особо критической ситуации нет. Но, если понадобится, мы всегда готовы либо предоставить курсы повышения квалификации, либо найти кадры для поездки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Андрею Алексеевичу. Уважаемый Андрей Алексеевич, на новых территориях планируется применить новый подход к учредителям, в данном случае меня интересуют учредители дошкольных образовательных организаций и, собственно, школ. Если в подавляющем большинстве регионов России это муниципалитеты, здесь планируется сделать регион учредителем, что, соответственно, изменит и механизм финансирования, то есть это финансирование пойдёт из региональных бюджетов и придётся, видимо, перестраивать и какие-то межбюджетные отношения, в том числе перераспределять налоговую базу. Рассчитывали ли вы такой подход? Потому что подобные механизмы, возможно, будут применены и в других регионах Российской Федерации. Сколько на это средств дополнительных потребуется? И как это будет соотноситься с нынешним действующим Бюджетным кодексом? КОРНЕЕВ А. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Законопроектом не предусматривается ультимативная передача учредителей образовательных организаций на уровень субъекта Российской Федерации, в законопроекте заложено это право. Ну, мы иначе не могли, всё равно действуют нормы Федерального закона "Об образовании...", поэтому субъект сам будет выбирать учредителя - орган местного самоуправления или регион. Но сейчас, в ситуации, когда органы местного самоуправления на этих территориях ещё не созданы, мы дали возможность и акцентируем внимание региона, чтобы на данном этапе, на время переходного периода всё-таки полномочие учредительства было за органом госвласти субъекта на этих территориях. По поводу финансовых вопросов. Не секрет, что уже сейчас у нас был эксперимент по передаче полномочий на региональный уровень. В шести регионах эти полномочия переданы на уровень субъекта, и в части финансовых, каких-то межбюджетных правоотношений проблем здесь нет. Сейчас есть и региональные школы, и региональные... ну, региональные колледжи - это сейчас все, поэтому опасений нет, Алексей Владимирович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Алексеевич, безусловно, это важнейший законопроект, который мы, конечно, поддержим, особенно с учётом предоставления учащимся права выбора, какой экзамен сдавать - традиционный или ЕГЭ, что, кстати, необходимо чётко прописать в проекте закона. Законопроектом мы признаём образование, учёные степени и звания, которые получены на новых территориях, а также на территориях Украины. Не секрет, что в российские вузы зачастую стремятся трудоустроиться преподаватели, которые покинули Украину, но тут проблем на порядок больше, чем даже с абитуриентами. Есть вопросы с миграционной службой и с наличием утерянных документов: люди собирались в спешке, уезжали или потеряли жильё, где были документы. Таких обращений много. Есть ли понимание у министерства, как будет решаться вопрос с утраченными документами и как гражданам доказать их существование в случае полной утраты? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. По поводу утраченных документов - этот вопрос уже отчасти решён федеральными конституционными законами, есть отдельная статья, касающаяся в целом документов, необязательно документов об образовании. Понятно, все образовательные организации, которые будут принимать и студентов, и обучающихся, и педагогических работников, ориентированы на то, чтобы учитывать эту ситуацию. Здесь достаточно, как мы это и сейчас делаем, каких-то документов, ну, ксерокопий, то есть не оригиналов документов. Так что, Яна Валерьевна, здесь всё у нас продумано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Алексеевич и, если захотят присоединиться, другие коллеги! В продолжение вопроса Яны Валерьевны Лантратовой я хочу напомнить, что при обсуждении законопроекта в Комитете по науке и высшему образованию уважаемая Ольга Михайловна Казакова и ваш покорный слуга предлагали прямо прописать в законопроекте право выпускников школ на выбор между ЕГЭ и традиционным экзаменом и право абитуриентов, которые потом будут поступать в высшие учебные заведения, такого же выбора между ЕГЭ и традиционным экзаменом. Понятно, что требовать от ребят, которые учились по совершенно другим программам, сдачи единого государственного экзамена не очень реально. Мой вопрос: готовы ли вы подтвердить, что ко второму чтению правительство поддержит такие предложения и такое право будет обеспечено? МЕРЗЛЯКОВ М. А., директор Правового департамента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Спасибо, Олег Николаевич, за этот вопрос. Да, мы готовы подтвердить, что это право будет поддержано и ко второму чтению поправка будет учтена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику. Уважаемый Андрей Алексеевич, уточняющий вопрос: скажите, пожалуйста, будет ли учитываться крымский опыт и будет ли засчитываться стаж педагогической работы за весь период трудовой деятельности, в том числе и украинский, или только за период работы в новых субъектах? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо, Михаил Сергеевич, за вопрос. Нет, будет засчитываться весь педагогический стаж, в том числе стаж работы педагогического работника на территории, когда она ещё была в составе Украины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопрос Андрею Алексеевичу. Уважаемый Андрей Алексеевич, ну, если с Донецкой Республикой и Луганской Республикой понятно абсолютно, и дошкольные, и школьные образовательные учреждения, организации... А вот Херсон и Запорожье: если обучение детей проводилось на родном для них украинском языке - скажите, пожалуйста, на каком языке будут обучать этих детей? И ещё. Ну, мы знаем наш печальный опыт оптимизации образовательных учреждений и организаций, и статистика, которую приводит сейчас профильный комитет, впечатляющая: более 2,5 тысячи образовательных организаций - дошкольных, школьных, профтехобразования. Сохранится ли число этих организаций? Это первое. И второе. Сейчас профильное министерство, которое комплексно осуществляет застройку, ремонт всего, - это Минстрой, но при этом говорят, что слабо осуществляется взаимодействие в том числе и с Министерством просвещения. Скажите, пожалуйста, 30 нормативных документов предполагают ли эту координацию? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо за вопросы, Нина Александровна. По поводу русского языка. Мы специально для школ, в которых преподавание велось на украинском языке, делаем более углублённые образовательные программы - вот именно для того, чтобы дети подтянули русский язык. И как раз, вот возвращаясь к первому вопросу, большинство учителей, которые с большой территории приезжают туда, - это учителя русского языка, поэтому мы здесь видим, детки войдут... зная русский язык. Второй вопрос. Да, численность образовательных организаций сохранится, ни одна образовательная организация не будет упразднена или закрыта - это подтверждают нам и региональные власти, мы сохраним все образовательные организации на этих территориях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Алексеевич, мы не разделяем оптимизма ваших коллег по поводу отсутствия проблем. В Херсонской, Запорожской областях и на так называемых освобождённых территориях ДНР и ЛНР есть колоссальная проблема с директорским корпусом. У них с 2014 года шло обандеривание школ: они знали, чем занимаются, у них директор и четыре подручных преподавателя получали, в общем-то, в разы больше зарплату. Знаете ли вы об этом? И проблема директоров и их заместителей, мне кажется, стоит в полный рост, и вот над этим надо, вообще, работать, потому что, если не будет директора, который в состоянии процесс организовать, вам старшеклассники будут всё время организовывать, ну, ненужные акции. КОРНЕЕВ А. А. Спасибо, Николай Васильевич. Мы знаем об этом, мы знаем о той ситуации, которая складывалась в этих образовательных организациях. Мы работаем над этим, вместе с органами власти субъектов работаем над подбором и управляющего персонала, поэтому мы сделаем всё возможное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Коллеги, если два выступления от фракции, то по три минуты. Я вижу, понятно. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. Я так понял, от фракции КПРФ Смолин будет выступать. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемые коллеги, школьники Донбасса, Запорожской и Херсонской областей ещё до присоединения территорий к Российской Федерации проявляли интерес к российскому образованию: они приезжали поступать в наши вузы, они готовились к сдаче ЕГЭ, в ЛНР и ДНР даже были организованы специальные центры для сдачи единого государственного экзамена. Учителя Донбасса также интересовались нашей системой образования. Я была на семинаре, который был организован Министерством просвещения, - по повышению квалификации педагогов из новых территорий, и учителя говорили о том, что они были очень удивлены, когда узнали, насколько у нас прогрессивные подходы используют учителя, насколько у нас в школах хорошее оборудование, какие у нас есть кванториумы для детей. Им ведь рассказывали другое о нашей стране: им говорили, что Российская Федерация заключает с учителями из новых территорий контракт только на один год, что в России вообще запрещено преподавание и изучение английского языка, им навязывали учебники, основанные на методичках НАТО, где Россия - главный враг. Всем, кто отказывался заниматься на уроках пропагандой, приходилось нелегко, на них оказывалось давление: блокировались их счета и даже пенсионные накопления родителей, им угрожали, угрожали их детям, ставили растяжки во дворах школ, сжигали квартиры, организовывали покушения. Делали всё, чтобы вовлечь педагогов в политическую игру, - многие из них сопротивлялись. Эти учителя - наши герои, благодаря им началась интеграция системы образования, это битва за умы наших детей. Этим законопроектом мы подводим итоги той большой работы, которая была проделана и Министерством просвещения, и Россотрудничеством, и профильными структурами на местах. Сейчас многие школы в регионах заключают соглашения со школами на территориях, они обмениваются методическими материалами, приезжают друг к другу, несмотря на обстрелы. Аналогичная ситуация складывается и в высшем образовании - более 400 российских вузов вовлечены в процесс интеграции. Несмотря на вот эту большую совместную работу, которая была проделана, есть ещё ряд тем, требующих обсуждения. Например, вопрос вступительных и выпускных экзаменов. Очень важно, что ребятам даётся право выбора - сдавать ЕГЭ или традиционный экзамен, есть процесс перехода. Обязать их резко перейти на новую систему образования было бы неправильно с нашей стороны. Ну, ко второму чтению мы внесём поправки, которые будут это тоже регулировать, но лично я и мои коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" свою позицию в отношении ЕГЭ уже высказали: мы считаем, что нет ничего хорошего в этом экзамене. И нам поступает много обращений от родителей и от детей, которые боятся сдавать ЕГЭ, поэтому плавный переход мы однозначно поддерживаем, но очень надеемся на изменения в этой части до 2026 года. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" законопроект поддерживает. У людей действительно есть желание дальше развиваться вместе с нами, и мы должны их поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич - фракция КПРФ. Семь минут поставьте. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Ну конечно, законопроект нужно поддержать, хотя бы с учётом того самого соображения, которое когда-то озвучил Антуан де Сент-Экзюпери (все помнят с детства, да?): мы в ответе за тех, кого пытаемся приручить. Законопроект действительно решает много проблем: это упрощённый порядок лицензирования; это возможность для ребят поступать в высшие учебные заведения в рамках контрольных цифр приёма; нам пообещали, что будет принята поправка, которая чётко прописывает ситуацию с единым государственным экзаменом, и это хорошо; это педагогический стаж; это учёные степени, которые будут приравнены к нашим. Мы, как известно, тоже выступаем за то, чтобы единый государственный экзамен и в нашей стране был добровольным для тех, кто нуждается в его сдаче, кто его выбирает, таких было бы немало. Просто хочу обратить внимание, что де-факто наше предложение уже реализовано - не мытьём, так катаньем, - потому что более 60 процентов ребят после 9-го класса поступают в систему среднего профобразования, а не в высшие учебные заведения, и многие в том числе именно потому, что не хотят сдавать единый государственный экзамен. Я хотел бы обсудить вот что. Уважаемые коллеги, судя по информации, которая поступает к нам, не очень просто в этом году было учиться ребятам и в Крыму, и в Севастополе. Может быть, уважаемые коллеги из исполнительной власти, следовало бы ещё раз обсудить вопрос с руководителями образования Крыма и Севастополя, может быть, и им продлить возможность выбора между единым государственным экзаменом и классическим экзаменом? Но это вопрос для обсуждения. И частный вопрос, про который я не могу не сказать, уважаемые коллеги. К нам поступила информация из Луганской Народной Республики, где по нелучшему опыту некоторых российских регионов сейчас пытаются объединить школу для ребят с нарушениями зрения со школой для ребят с нарушениями слуха. Как руководитель рабочей группы по образованию детей с нарушениями здоровья при президентской Комиссии по делам инвалидов, я вам вполне ответственно заявляю, что ничего хорошего в этом нет. Это очень сложная коммуникация, одна из самых сложных для таких ребят. Поэтому просим, Андрей Алексеевич, в этой ситуации разобраться, учесть письма, которые мы получаем соответственно из Луганской Народной Республики, и сохранить систему в том виде, в каком она сложилась. Заканчивая, уважаемые коллеги, хочу ещё раз подчеркнуть, что законопроект решает многие проблемы. Надеюсь, что часть этих вопросов будет решена при доработке его ко второму чтению. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Казакова Ольга Михайловна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Жители Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей сказали своё слово на референдуме в сентябре прошлого года, сделав выбор быть в составе России. Мы с вами все вместе твёрдо поддержали это решение, и теперь мы живём в нашей общей стране. И теперь, коллеги, принимая законы об особенностях правового регулирования в тех или иных сферах - а сегодня мы с вами рассматриваем и обсуждаем сферу образования и науки, - мы, безусловно, отвечаем делом, чтобы эти субъекты действительно могли жить, работать в полноценном правовом, законодательном поле вместе с Россией и в России. Уважаемые коллеги, конечно, это предполагает и общие правила, и общие программы, и реализацию национальных проектов, и все те проекты, которые реализуются сегодня во всех субъектах Российской Федерации. Это связано и с единым образовательным пространством, о котором мы с вами говорим здесь, в Государственной Думе, очень часто и с этой трибуны, и в комитетах. Что мы подразумеваем, когда обсуждаем это? Это реализация проектов, связанных с ремонтом школ, с обеспечением оборудованием классов и столовых в школах, с надбавками педагогам за классное руководство, с обеспечением финансирования советников по воспитательной работе, с горячим питанием школьников и, конечно же, с обеспечением ребят учебниками, с реализацией единых образовательных программ и единой воспитательной программы во всех школах. Уважаемые коллеги, при рассмотрении этого законопроекта может показаться, что он чисто технический, поскольку здесь огромное количество интеграционных процедур: аккредитация, лицензирование, приведение в единый вид образовательно-квалификационных уровней, названий, учебных степеней, - но на самом деле он очень практический. Этот законопроект касается работы практически 2 тысяч учреждений образования, а также жизни, учёбы и работы более 500 миллионов человек... прошу прощения, полумиллиона человек. Я могу с полной ответственностью сказать, что в этих четырёх субъектах данный закон очень ждут. Мы ещё осенью выезжали и, можно сказать, на нулевой стадии обсуждения данного законопроекта обсуждали это с педагогами, с родителями, с общественниками, с представителями профсоюзов всех четырёх субъектов. Очень много вопросов поднималось, очень много вопросов обсуждалось, и я могу со всей уверенностью сказать, что сегодня в том документе, который мы рассматриваем, данные вопросы учтены. Остановлюсь на той теме, которую здесь уже очень много и активно обсуждали, - это тема экзаменов. Она волнует всех: и родителей, и учителей, и самих ребят. Мы обещали, что дадим выбор, и, безусловно, мы должны прописать этот выбор в законе: сдавать ребятам в переходный период ЕГЭ или выпускные, а потом вступительные экзамены. Мы договорились, что мы такую норму внесём. Я сразу вам, коллеги, отчитываюсь: мы уже это проработали, я такую поправку сделала, и с Олегом Николаевичем, и с нашими коллегами мы её подготовили, ко второму чтению она будет учтена, как уже сегодня подтвердили наши коллеги из профильных министерств. Так что этот вопрос мы, как и обещали, решим. Родители могут быть уверены, что в эти четыре года они с детьми смогут определиться с выбором. Более того, скажу, что у нас уже есть опыт для таких ребят, которые хотят сдавать ЕГЭ (а такие ребята в этих территориях есть): этим летом Рособрнадзор отрабатывал буквально исключительные, единичные случаи, когда в школе был один ученик, один-два ученика, которые хотели сдать ЕГЭ. Всем можно обеспечить - и технически, и методически. Выезжали специалисты, устанавливали технику, и такая возможность была предоставлена. Так что это мы, можно сказать, уже практически отработали, сейчас законодательно это закрепим. Также, коллеги, активно обсуждался вопрос о сроках, о переходном периоде. Вместе с правительством мы вели долгую дискуссию, предлагалось и пять лет, и семь лет, но в результате дискуссии вышли на то, что всё-таки за четыре года мы можем выполнить эту работу. У нас по Крыму есть опыт, когда мы за пять лет выполнили эту работу, тогда, в связи с тем что там всё по-новому шло и в новинку для нас было, пять лет взяли за основу, а сейчас уже мы справимся быстрее с этой работой. Медлить нельзя: мы уже живём и работаем вместе. Эти регионы, четыре субъекта, о которых мы говорим, вместе с нами, поэтому принимать данный закон нужно. И конечно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая с первых дней специальной военной операции с жителями Донбасса и делает всё, чтобы был комфортным вот этот переход, поддерживает данный законопроект в первом чтении. Все необходимые поправки, которые обсуждались, мы подготовили и внесём. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, законопроект знаковый, очень важный для системы образования, для этих регионов, и очень приятно, что все присутствующие сегодня в зале представители правительства так или иначе были, присутствовали, работали на освобождённых территориях. Мне очень важно и очень приятно, что заместитель руководителя Рособрнадзора Сергей Михайлович Рукавишников принял в своё время наше приглашение, мы вместе проехались по вузам в Донецке, в Луганске. Ключевые вопросы, ключевые задачи были поставлены не только участниками образовательного процесса, но и в принципе временем. Речь шла про лицензирование и аккредитацию - здесь нужно отметить ключевую роль и серьёзную проработку этого вопроса со стороны Рособрнадзора. Безусловно, сегодня есть все условия для того, чтобы вуз получил российскую аккредитацию, ну, лицензия уже у всех, наверное, есть, всё это обеспечено. Передовая, серьёзная, быстрая, вкрадчивая работа Рособрнадзором проделана, и это нужно отметить, это нужно поставить в плюс. Что касается единого государственного экзамена, безусловно, та вариативность, которая включена сегодня в рамках итоговой аттестации для учеников, это очень важно. Мы не только подвергли анализу крымский опыт, который уже на наших глазах был реализован, но и внедрили самые лучшие моменты в образовательный процесс на новых территориях уже сегодня. Мы видим, что благодаря тем решениям, которые были приняты, абсолютно не сорвалась приёмная кампания. Это тоже большая заслуга Министерства науки и высшего образования. Однако есть один вопрос очень важный, о котором говорили представители вузовского сообщества, - это дипломы. До 2014 года были украинские, сегодня российские дипломы, дипломы российского образца, а вот что касается промежуточного периода, всё-таки для многих университетов ключевым вопросом, представляющим большой интерес, является получение аналогов российских дипломов, то есть признание Россией дипломов ЛДНР, именно про Луганск и Донецк идёт речь. Мы тоже должны идти по этому пути: это ключевой вопрос, постоянно на встречах задаётся один и тот же вопрос, и мы должны его наконец-то решить. Теперь вопрос, связанный с учёными степенями, тоже важный вопрос. Для Украины фактор наличия степени кандидата наук, доктора наук был инструментом политического давления. У ряда крупных учёных Донецка, Луганска эти степени были отозваны местной, украинской ВАК. Мы должны понимать, что те или иные решения, которые были приняты, были продиктованы исключительно политическими мотивами, это важно учитывать. Для всех очень важны не только вопросы, связанные с реализацией данного законопроекта, с техническими нормами, но ещё и сутевое содержание. Мы говорили в зале о том, что необходимо создавать кадры для образования. Фракцией ЛДПР уже поддержано предложение, и в "ЕДИНОЙ РОССИИ" поднимаются эти вопросы: мы должны вернуть преподавателей, учёных Луганска, Донецка, тех, кто сейчас на передовой, назад в учебные заведения, мужчин, которых не хватает, воинов, которые так же были бы полезны в университетах. Это те вопросы и те задачи, которые депутатам Государственной Думы ставят сегодня представители учебных заведений именно Луганска и Донецка. Мы не должны безучастно относиться к этому. Вопрос, связанный с методическим обеспечением. Нам нужно продолжать программу, когда вузы-координаторы активно вовлечены в процесс создания условий для образования на территориях. С Донецком работает МГУ, с луганскими университетами - целый большой пул университетов из разных регионов России. Это нужно сохранять, это хорошая практика, она необходима для того, чтобы продолжать поступательное движение в вопросе интеграции ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей в образовательную систему России. Российское движение - РДДМ "Движение первых". Сегодня мы должны крайне внимательно внедрять этот опыт в систему образования на новых территориях, ключевые возможности сегодня создаёт это движение. Это "Движение первых" - первые должны быть со всей территории России, не должно быть никаких разграничений в этом плане. Про учредителей говорил депутат Куринный, но у нас уже это реализовано. Город Москва - да, это столица, бюджетный процесс понятен, но и в Республике Ингушетия то же самое реализовано: прекрасно работает система, прекрасно структурирована система управления образовательными учреждениями. Здесь особое влияние, безусловно, оказывает региональный министр Бокова Эсет Ибрагимовна. Мы должны перенимать этот опыт для дальнейшей реализации программ. Ну и конечно же, ключевой вопрос - это пособия, учебники, всё то, что сегодня огромными тиражами производится в России и направляется на эти территории. Здесь нельзя не отметить работу издательств, издательства "Просвещение". Сколько уже напечатано, сколько передано ребятам, сколько преподавателей получили необходимую методическую поддержку, сколько оборудования передано - мы не должны об этом забывать и должны дальше продолжать реализацию этой программы. Ну и в целом, поддерживая принятие данного законопроекта, не могу не отметить, знаете, такую человечную позицию чиновников, которые постоянно находятся в прямом контакте не только со своими визави и представителями на местах, но ещё и с людьми: с родителями, с учителями, с преподавателями вузов, с учёными и ректорами, со всеми участниками образовательного процесса, студенты и школьники - все это чувствуют. Именно поэтому мне хотелось бы с этой трибуны поблагодарить наши министерства, Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, и Рособрнадзор. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Алексеевич, вы можете выступить с заключительным словом, если есть необходимость. Нет необходимости. Сергей Владимирович? Пожалуйста, депутату Кабышеву включите микрофон. КАБЫШЕВ С. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, благодарю всех за конструктивное обсуждение законопроекта и приглашаю всех в комитет для его доработки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 34 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо всем приглашённым за участие в обсуждении.