Заседание № 167

26.05.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 270884-4 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осуждённых".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2421 по 2575 из 6485
Проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской             
Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осуждённых". Доклад      
официального представителя Президента Российской Федерации заместителя          
министра юстиции Российской Федерации Владимира Увеналиевича Ялунина.           
                                                                                
ЯЛУНИН В. У., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Помимо объявленного сейчас       
вопроса следующим в повестке стоит вопрос о проекте федерального закона "О      
ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Французской Республикой о   
передаче лиц, осуждённых к лишению свободы". В связи с тем, что договор и       
конвенция как бы имеют единую концепцию и конструкцию, и с учётом того, что     
они содержат практически одинаковые нормы, просил бы вашего согласия в          
порядке экономии времени доложить вам о них в одном докладе.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, уважаемые коллеги? Нет. Тогда мы          
слушаем доклад сразу по двум вопросам, и, видимо, содоклад тоже будет по двум   
вопросам.                                                                       
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Спасибо.                                                           
                                                                                
Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о          
передаче осуждённых (далее - договор) и Конвенция между Российской Федерацией   
и Французской Республикой о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы (далее   
- конвенция) подписаны от имени Российской Федерации 2 декабря 2002 года в      
Пекине и 11 февраля 2003 года в Париже соответственно. Оба документа            
подготовлены с учётом договорной практики и законодательства Российской         
Федерации, а также международных стандартов в данной области. Вступление в      
силу данных международных договоров создаст договорную базу                     
российско-китайского и российско-французского сотрудничества в области          
передачи лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в государство,       
гражданами которого они являются, для продолжения исполнения приговора.         
                                                                                
В соответствии со статьёй 4 договора и статьёй 1 конвенции запрос о передаче    
осуждённого лица для отбывания наказания может быть осуществлён в том числе и   
по инициативе осуждённого и исходить как от государства, в котором вынесен      
приговор, так и от государства гражданства осуждённого. В этих международных    
договорах устанавливаются условия передачи осуждённых лиц, определяются         
процедура и правовые последствия передачи. В частности, для передачи            
необходимо согласие самого осуждённого и обоих государств.                      
                                                                                
Договор и конвенция содержат нормы иные, чем предусмотренные российским         
законодательством. В частности, в передаче осуждённого может быть отказано,     
если государство вынесения приговора считает, что передача нанесёт ущерб его    
суверенитету, безопасности или публичному порядку (подпункт 1 пункта 1 статьи   
6 договора и подпункт 1 пункта 2 статьи 3 конвенции). Кроме того, в них         
имеются положения, затрагивающие основные права и свободы человека. Например,   
предусматривается возможность передачи осуждённого в другое государство для     
исполнения наказания в виде лишения свободы (статья 2 договора и пункт 2        
статьи 1 конвенции). С учётом этого как договор, так и конвенция подлежат       
ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15           
Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".           
                                                                                
Принятие федеральных законов о ратификации договора и конвенции не потребует    
внесения изменений в российское законодательство, поскольку положения данных    
международных договоров будут иметь прямое действие в Российской Федерации. В   
случае коллизии с законом в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции       
Российской Федерации будут применяться положения международных договоров.       
                                                                                
Реализация данных международных договоров не потребует выделения                
дополнительных средств из федерального бюджета, поскольку расходы на            
конвоирование осуждённых, включая доставку осуждённых российских граждан        
из-за рубежа, будут осуществляться за счёт финансовых средств, ежегодно         
выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний.                             
                                                                                
Пакет документов о ратификации согласован со всеми заинтересованными            
федеральными органами государственной власти.                                   
                                                                                
Прошу поддержать рассматриваемые проекты федеральных законов: "О ратификации    
Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о         
передаче осуждённых" и "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и   
Французской Республикой о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы".          
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Для содоклада по двум законопроектам слово предоставляется члену Комитета по    
международным делам Игорю Вячеславовичу Баринову. Пожалуйста.                   
                                                                                
БАРИНОВ И. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я думаю, что данные               
законопроекты не вызовут особой дискуссии в этом зале, потому что они носят     
исключительно технический характер. Незадолго до Нового года мы подобный        
договор ратифицировали с Мексикой и вот сегодня с Китаем и Францией.            
                                                                                
Договор и конвенция очень похожи по своей сути, но есть небольшие отличия,      
например в пунктах об основаниях, по которым государство вынесения приговора    
может отказать в выдаче. Если в конвенции между Российской Федерацией и         
Францией это всего лишь две позиции (первая - когда государство вынесения       
приговора считает, что выдача осуждённого повлечёт ущерб национальной           
безопасности и обороноспособности, и вторая - если у осуждённого не исполнены   
какие-то финансовые обязательства), то в договоре между Российской Федерацией   
и Китаем - несколько позиций, по которым государство имеет право не выдавать    
осуждённого. Кроме пункта, когда государство считает, что выдача наносит        
ущерб обороноспособности и суверенитету, есть ещё несколько позиций: когда      
осуждённому вынесен смертный приговор; если против осуждённого возбуждено       
другое уголовное дело, по которому нет приговора; и если у осуждённого          
имеются какие-то другие невыполненные обязательства. В остальных пунктах они    
примерно идентичны.                                                             
                                                                                
На самом деле я думаю, что практика принятия подобных договоров положительно    
должна сказаться на различных спорных ситуациях, которые периодически           
возникают между Российской Федерацией и другими государствами в отношении       
граждан этих государств. Вы помните длинную историю, на протяжении              
практически двух лет, с нашими моряками в Нигерии. Вот если бы подобный         
договор существовал, то, наверное, всю эту ситуацию можно было более просто     
урегулировать.                                                                  
                                                                                
Вот, пожалуй, всё, что я хотел сказать. В комитете мы достаточно подробно       
разобрали договор и конвенцию и рекомендуем палате их ратифицировать.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Игорь                
Вячеславович.                                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть.                              
                                                                                
Депутат Малышкин, пожалуйста, ваш вопрос.                                       
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику: а пропорции какие-то            
сохраняются в передаче осуждённых? А то, может, у нас десять, а там один или    
наоборот?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать?                                       
                                                                                
Пожалуйста, в ложе включите микрофон.                                           
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Олег Александрович, никаких пропорций не предусматривается, всё    
зависит от желания государств и желания осуждённого.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Баринов по карточке Залиханова.                                                 
                                                                                
БАРИНОВ И. В. На самом деле, если, например, наши граждане, отбывающие          
наказание в государствах Западной Европы, не хотят ехать в Российскую           
Федерацию отбывать наказание, это их личное право, их никто к этому принудить   
не может. В то же время, например, граждане Китайской Народной Республики не    
хотят уезжать для отбывания наказания к себе на Родину и предпочитают           
отбывать наказание на территории Российской Федерации. В принципе эти           
договоры носят гуманитарный характер, и здесь учитываются интересы всех         
сторон.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Других вопросов нет. Есть ли желающие выступить по        
данным проектам законов о ратификации? Нет. У представителя президента есть     
желание высказаться? У представителя правительства? Нет. Я так понимаю, что     
докладчик не настаивает на заключительном слове. Выносим на "час голосования"   
пункты 8 и 9 порядка работы.                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2793 по 2814 из 6485
Переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации".   
Пункт 8 порядка работы. "О ратификации Договора между Российской Федерацией и   
Китайской Народной Республикой о передаче осуждённых". Я ставлю на              
голосование в таком порядке, как у нас в повестке, хотя обсуждали мы немножко   
в ином порядке.                                                                 
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              425 чел.94,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    425 чел.                                          
Не голосовало                  25 чел.5,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимаем.