Заседание № 161

07.05.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 270652-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды" (принят в первом чтении 13 января 2010 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3636 по 3714 из 5698
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за          
использованием государственной символики, незаконным ношением форменной         
одежды". Александр Петрович Москалец докладывает о законопроекте.               
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В целях усиления контроля за     
использованием государственной символики и ношением форменной одежды мы с       
вами подробно и обстоятельно ещё в январе текущего года рассмотрели             
соответствующий законопроект. В течение прошедших трёх месяцев комитет          
скрупулёзно и с учётом мнений всех сторон законодательного процесса готовил     
материалы к дальнейшему рассмотрению. Всего по законопроекту поступило семь     
поправок, и все эти поправки мы полагаем обоснованными и на ваше рассмотрение   
их выносим в виде единственной таблицы поправок, рекомендованных к принятию.    
С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует утвердить таблицу поправок и         
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, семь поправок, поддержанных комитетом. Есть      
замечания? Нет.                                                                 
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте.                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Микрофон на центральной трибуне включите, пожалуйста.                           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, с учётом уровня вашей поддержки и с учётом    
отсутствия по законопроекту замечаний как правового, так и                      
юридико-технического и лингвостилистического характера мы рекомендуем вам       
принять законопроект и в третьем чтении. Все материалы нами подготовлены и      
размещены уже в информационной системе.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Объявляю "час голосования", и в рамках "часа голосования" ставится на           
голосование данный законопроект в третьем чтении. Голосуйте, коллеги.           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято в третьем чтении.                                                       
                                                                                

Заседание № 158

23.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 270652-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды" (принят в первом чтении 13 января 2010 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 786 по 790 из 6215
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Борис Вячеславович, в связи с необходимостью уточнения редакции и текста        
законопроектов прошу перенести рассмотрение 11-го и 12-го пунктов на 7 мая.     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 849 по 851 из 6215
Рассмотрение 11-го и 12-го вопросов профильный комитет просит перенести на 7    
мая. Не будет возражений? Нет необходимости голосовать? Соглашаемся.            
                                                                                

Заседание № 134

13.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 270652-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3496 по 3725 из 5946
Переходим к пункту 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в     
некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля   
за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной      
одежды". Докладывает также Дмитрий Вячеславович Костенников. Пожалуйста.        
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Проект    
федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты      
Российской Федерации в части усиления контроля за использованием                
государственной символики, незаконным ношением форменной одежды" направлен на   
совершенствование правоотношений в сфере правового регулирования, очерченной    
в названии законопроекта.                                                       
                                                                                
Статья 1 законопроекта содержит положения, предусматривающие усиление           
административной ответственности в виде повышения размеров штрафа за            
нарушение порядка официального использования государственных символов           
Российской Федерации, незаконное ношение государственных наград, незаконное     
ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных      
военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.     
                                                                                
Кроме того, предлагается установить административную ответственность за         
нарушение порядка официального использования символов президентской власти.     
                                                                                
В статье 2 законопроекта содержится положение о дополнении Федерального         
закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных          
предпринимателей" основанием для отказа в государственной регистрации в         
случае несоответствия фирменного наименования требованиям Гражданского          
кодекса Российской Федерации.                                                   
                                                                                
В статье 3 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 24 и 28         
Федерального закона "Об общественных объединениях" в целях упорядочения         
требований к символике общественных объединений, прав и обязанностей            
общественных объединений при использовании своего названия, а также             
закрепления положений об обязательной государственной регистрации символики     
общественных объединений. Указанные положения законопроекта восполняют пробел   
в законодательстве Российской Федерации, направлены на разрешение правовых      
коллизий и на уточнение законодательства.                                       
                                                                                
В соответствии с заключительными положениями проекта закона названия и          
символика тех общественных объединений, которые были зарегистрированы ранее,    
должны быть приведены в соответствие с требованиями данного законопроекта в     
течение года со дня его вступления в силу в качестве федерального закона.       
Принятие закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Пожалуйста, присаживайтесь,          
Дмитрий Вячеславович.                                                           
                                                                                
Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя комитета,          
сделает содоклад.                                                               
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Даже из только что               
заслушанного вами доклада вполне понятно, что законопроект по своему            
содержанию более широк, чем это можно предположить, судя по его наименованию,   
так как предлагаются повышенные гарантии защиты флага, гимна и герба            
Российской Федерации как государственных символов; штандарта и знака            
Президента Российской Федерации как символов президентской власти; орденов,     
медалей, нагрудных знаков, почётных званий, орденских лент и лент медалей как   
Российской Федерации и РСФСР, так и Советского Союза, а также установленной     
государством формы одежды.                                                      
                                                                                
Кроме того, законопроектом устанавливаются повышенные требования к символике    
общественных объединений. И впредь никто не собирается запрещать им иметь       
свою символику, эмблемы, гербы, флаги, гимны, награды (имеются в виду           
почётные звания, медали, знаки отличия и иные геральдические знаки), однако     
они не должны совпадать с государственной символикой, иметь схожие названия и   
внешнее сходство.                                                               
                                                                                
Следует признать, что за прошедшие пятнадцать - двадцать лет мы весьма          
серьёзно запутали не только этот вопрос, но и вопрос, связанный с               
наименованиями структур и систем органов управления и власти, и только самый    
искушённый человек может сразу определить, что за удостоверение, форма или      
наименование ему встречаются, государственный это орган или вообще какая-то     
фирма, не имеющая ничего общего с системой органов государственной власти.      
Немало людей, к сожалению, незаконно используют высокое доверие населения ко    
всему тому, что можно назвать государственным. И наша задача - не только        
восстановить это доверие, но и максимально чётко расставить всё по своим        
местам. Государственные символы ведь не только характеризуют национальное       
самосознание, они воспитывают национальные чувства граждан, формируют у них     
патриотическое сознание, граждане объединяются вокруг этих символов как         
национальных ценностей.                                                         
                                                                                
Следует признать, что в общественной, государственной символике нуждается       
любая страна, так как символика достаточно сильно влияет на воспитание          
патриотизма и обеспечивает национальную идентификацию. Конечно, процесс         
формирования культуры отношения к государственной символике довольно длителен   
и во многом зависит от действий и усилий как государства, так и его граждан.    
Должен отметить, что тут практически нет мелочей и важно не только то, как мы   
относимся к флагу, гимну и гербу Российской Федерации, но и как мы относимся    
к государственным наградам, званиям, чинам, форме одежды государственных        
служащих и военнослужащих и ряду других позиций, тем более что всё это и        
внесословно, и внепартийно, и внеклассово и не меняется в зависимости,          
скажем, от того, как прошли выборы депутатов Государственной Думы или каким     
образом сформировано правительство страны. Надо сказать, что не во всех         
государствах имеется одинаковый набор государственных символов. В Италии это    
ещё и глава государства, во Франции - девиз "Свобода, равенство, братство",     
вы его знаете, эти примеры можно приводить и далее.                             
                                                                                
Полагаю, все коллеги со мной согласятся в том, что обсуждаемый вопрос особое    
значение имеет для военной организации нашего государства, где формирование     
подлинного уважения к государственным символам, форме одежды, званиям, знакам   
отличия и другому - это и воспитание готовности защищать своё государство,      
свою Родину, свой народ. Военная служба вообще полностью пронизана              
символикой.                                                                     
                                                                                
Хотел бы обратить внимание и на то, что исторический путь страны виден через    
призму символов: здесь не только идеологический и историко-культурный           
подтекст, но и смысл, и ясная содержательная составляющая с отражением всех     
пройденных страной этапов развития.                                             
                                                                                
Таким образом, создание более совершенного правового механизма в этой области   
необходимо, целесообразно и своевременно, и поэтому мы поддерживаем данную      
законодательную инициативу. И, если уважаемые депутаты ко второму чтению        
дадут свои предложения, мы будем только благодарны.                             
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует вам, уважаемые депутаты,             
поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Пока не уходите.             
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть - депутаты Локоть, Федоткин, Рохмистров, Драганов,        
Шудегов - пять вопросов.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Вячеславович, дело в том, что особую значимость данный        
закон имеет не только для тех патриотических организаций, институтов, о         
которых Александр Петрович говорил, но и для нашей партии. КПРФ                 
позаимствовала в силу своих традиций символику КПСС, а значит, и советскую      
символику. Более того, у нас есть свои партийные награды, юбилейные медали,     
грамоты, где широко используется вот эта символика. Каким образом мы будем      
защищены, право нашей партии продолжать эту деятельность по выпуску своих       
медалей, наград и так далее?                                                    
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Что касается символики, связанной с Союзом Советских          
Социалистических Республик, то данный законопроект не распространяется на       
неё, и её использование не ограничивается. Так что, пожалуйста, вы можете её    
использовать. Единственное, она не должна до степени схожести и смешения        
соответствовать тем государственным наградам, которые были в Советском Союзе.   
В остальном - никаких ограничений.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин, пожалуйста.                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня два вопроса: наверное, Дмитрий Вячеславович, к вам и      
отдельно, Александр Петрович, к вам.                                            
                                                                                
Первый вопрос. У нас в Рязани, как, наверное, и во всех городах, многие         
служат в армии, потом возвращаются, и сержанты, и старшины, и офицеры (у нас    
четыре военных училища), и очень долго ещё носят эту военную форму, и зимнюю,   
и летнюю. Погоны снимают, а вся символика остаётся. Их можно и на улицах        
увидеть, их можно и на рынках увидеть - где угодно. Иногда говорят так: "А у    
меня нет ничего другого сейчас, чтобы выйти и работать на рынке грузчиком". И   
он носит форму - с обозначением рода войск, со всей символикой. Это будет       
преследоваться или нет?                                                         
                                                                                
И второй вопрос, Александр Петрович, к вам. Вот мы сейчас выйдем из             
Государственной Думы и в переходах увидим много ларьков, где продаётся всё: и   
фуражки с кокардами, и всякая символика, и нашивки, и куртки, форма полностью   
военная. Со складов ли достали, не знаю, но всё свободно продаётся. Всюду       
объявления: куплю медали, продам медали. Это всё будет так же продолжаться?..   
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Кто отвечает?                                 
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Понятно. Отвечая на адресованный мне вопрос, я могу           
сказать, что использование военной формы со всеми нашивками, как вы говорите,   
то есть знаками различия, естественно, должно преследоваться по закону и        
преследуется, поскольку такое использование военной формы её дискредитирует.    
За прошедший год на 70 процентов увеличилось количество привлечённых к          
административной ответственности лиц за совершение данного правонарушения.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович, вам тоже был задан        
вопрос.                                                                         
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, к сожалению, действительно следует            
признать, что переход от государства одного вида к другому повлёк эту           
ситуацию, когда у нас и президенты почти в каждой маленькой компании            
существуют, и присваиваются звания и награды, схожие на государственные.        
Форма одежды также используется. Скажем, в частных охранных предприятиях или    
в военизированной охране используют военную форму одежды и тому подобное.       
                                                                                
Сегодня мы уже подошли к такому этапу развития нашего государства, когда        
общество и государство стали воспринимать свои символы, символы                 
государственной власти, символы государства, символы президентской власти. И    
поэтому мы делаем сейчас следующий шаг. Конечно, в последующем следует          
наводить порядок и в продаже, и в реализации вот этих эмблем, форм одежды и     
тому подобного. Это не решает всех проблем, но движение вперёд обеспечивает.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров, ваш вопрос.                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Вот у меня вопрос: будет ли каким-то образом прописано, что    
и как является... Потому что на сегодняшний день не секрет - это получило       
широкую огласку благодаря средствам массовой информации, - что различного       
вида организации используют похожие названия. Например, "Общественная           
организация содействия" - мелким шрифтом, далее - "Департамент экономической    
преступности МВД России"... Или вот в Москве очень широко распространено        
такое название: "Департамент потребительского рынка" ("общественная             
организация" - очень мелко). Внешне удостоверения фактически похожи. Вот эти    
товарищи, мальчики молодые, ходят проверяют пункты общественного питания,       
палатки, магазины, показывают удостоверения, у них с собой практически          
идентичные протоколы для составления... И вот с ними те, кто не разобрался,     
начинают договариваться.                                                        
                                                                                
Я советовался с милицией. Они говорят: ну мы не можем, потому что в принципе    
общественная организация... (Микрофон отключён.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович, вы хотели бы прокомментировать, да?             
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, тут можно такой же пример привести в здании   
Государственной Думы. Ну вот недавно мы с вами смотрели выставку, посвящённую   
20-летию ЛДПР (вопрос прозвучал от её представителя). Там я увидел несколько    
удостоверений с фотографиями в полковничьей форме, в генеральской форме         
одного из членов фракции Либерально-демократической партии России. Я, честно    
говоря, впервые узнал, что, оказывается, этот депутат является                  
генерал-майором. Какая это служба, что это за служба безопасности, какой        
организации она принадлежит, трудно даже понять. Вообще-то, понятно, откуда     
всё это берётся. Так что в этом плане, понимаете, есть чем заниматься,          
вопросы есть. И я думаю, что и ко второму чтению мы с удовольствием, если у     
вас будут предложения, поработаем и в этом направлении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ещё два вопроса плюс, возможно,             
выступления. Как поступим? До перерыва осталось пять секунд.                    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Перерыв...                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3746 по 3991 из 5946
Мы продолжаем обсуждать пункт 7. Вопрос у депутата Драганова Валерия            
Гавриловича.                                                                    
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик, в стороночку чуть-чуть, а то я не вижу задающего     
вопрос.                                                                         
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Я к Дмитрию Вячеславовичу обращаюсь как к представителю          
правительства. Скажите, пожалуйста, намерено ли правительство, и если да, то    
в какой обозримой перспективе, провести ревизию, кто и что носит из форменной   
одежды, и добиться наконец установления более чёткого разделения: военные и     
приравненные к ним и остальные?                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Намерения проводить специальную ревизию нет, но в тех         
нормативных правовых актах, которые принимаются, такая тенденция                
прослеживается, и ношение форменной одежды различными ведомствами постепенно    
упорядочивается. Но специального какого-то акта или специального мероприятия    
правительства по этому поводу не предусматривается.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шудегов, ваш вопрос.                  
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Вячеславович, сегодня форму носят не только в кадетских       
корпусах, в суворовских и нахимовских училищах системы Министерства обороны,    
но есть ещё кадетские корпуса в системе Министерства образования и науки, у     
них тоже есть форма, причём в каждом субъекте, в каждой школе своя. И в связи   
с этим у меня вопрос: а что будет с их формой? Будет она отменена или они       
будут иметь право продолжать ходить в этой форме? Потому что мальчишек          
наличие этой формы очень дисциплинирует, они с удовольствием посещают           
кадетские школы.                                                                
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо.                                                      
                                                                                
Тот вид формы, который вы упомянули, не является ни военной формой, ни иной     
какой-либо формой одежды, приравненной к форме военизированных организаций.     
Данный законопроект никакого отношения к форме, которая используется в          
кадетских корпусах, не имеет, такая форма будет, естественно, использоваться    
свободно.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Петрович, тоже можете присаживаться.                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Никто не настаивает? А, депутат            
Рохмистров, депутат Драганов, да? Два выступления.                              
                                                                                
Пожалуйста, Рохмистров.                                                         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Фракция поддержит настоящий законопроект. Кроме того,          
депутат Москалец с трибуны озвучил инициативу, за которую мы обеими руками.     
Он привёл в пример Италию, где символом государства является в том числе и      
президент. Я считаю, что надо Министерству юстиции поработать над этим и к      
символам государственности отнести и изображение президента страны, как         
гаранта Конституции, с тем чтобы его изображение не использовали различные      
структуры для достижения каких-то личных целей. Мы не часто соглашаемся с       
такими заявлениями, но инициативу, чтобы отнести изображение президента к       
символам государственной власти, что запрещает использование изображения в      
каких-то мероприятиях, я думаю, мы поддержим. Мы считаем, что единственный      
недостаток этого законопроекта - это то, что мы его слишком поздно принимаем.   
                                                                                
О том, что у нас многие структуры используют признаки государственных           
институтов различных, известно давно. Я не знаю, сохранился он или нет, но      
вот раньше в Государственной Думе в комендатуре был целый альбом                
удостоверений различного рода общественных там, вообще каких-то непонятных      
организаций, которые в своих названиях используют аббревиатуры и МВД, и ФСБ,    
и слова "Государственная Дума", и всё остальное. Я думаю, многие депутаты       
встречались с представителями академии безопасности, у которых значки, ну, на   
расстоянии метра неотличимы от депутатских и зачастую выполнены из              
драгоценных металлов в отличие от наших с вами значков. И огромное количество   
граждан сталкиваются с тем, что вот эти люди, которые используют                
удостоверения, очень похожие на удостоверения представителей различных          
органов власти, осуществляют несвойственные им функции, в том числе и           
контрольные мероприятия.                                                        
                                                                                
Вот мы здесь принимали законопроект об ограничении проверок, но этот            
законопроект не коснулся целого ряда так называемых общественных организаций,   
которые используют удостоверения, очень похожие на те удостоверения, которыми   
пользуются проверяющие структуры, и ходят проверяют. Понятно, для чего они      
проверяли и как проверяли. Но вот, к сожалению, фактов, что их задерживали, а   
к ним можно применить только статью 159, крайне мало. То есть попадались, но    
очень неопытные, а вот некоторые опытные товарищи с юридическим образованием    
очень грамотно использовали эти удостоверения, эти бланки и форму одежды.       
                                                                                
Мы очень часто видим, что преступники используют находящуюся в свободной        
продаже форму сотрудников МВД, форму сотрудников других силовых                 
подразделений, часто видим на улицах сотрудников частных охранных               
предприятий, форма которых неотличима от формы специальных подразделений,       
которые занимаются борьбой с терроризмом и защитой правопорядка. И эти          
явления в нашем обществе присутствуют достаточно давно.                         
                                                                                
Но тем не менее лучше поздно, чем никогда. Я думаю, единственное, что надо      
предусмотреть, это серьёзную ответственность, вплоть до уголовной, если после   
предупреждений организации не выполняют нормы, предписанные настоящим           
законопроектом. Я думаю, надо к этому серьёзно подойти, потому что лучше        
предупреждать преступление, чем ждать, пока оно свершится, пока произойдёт      
мошенничество. Надо, чтобы мы наконец-то наших граждан и предпринимателей       
освободили от бремени лжепроверяющих, лжемилиционеров, лжепредставителей        
департамента потребительского рынка, различных других структур, в которых       
просто, наверное, их состав в несколько раз, скажем так, превышает              
действующие органы.                                                             
                                                                                
И наверное, будет более правильно посмотреть и на использование данной формы    
одежды в том числе в художественных фильмах, о чём здесь не упоминалось,        
потому что зачастую в средствах массовой информации показывают такие фильмы,    
которыми наносится непоправимый ущерб имиджу наших правоохранительных           
органов. Как ни посмотришь какой-нибудь сериал, так у нас обязательно           
милиционеры все пьют запоем, стреляют направо и налево. В этом плане            
необходимо создание положительного образа органов правопорядка и других         
структур. Можно было бы в этом законе предусмотреть возможность давать          
разрешение на использование, в том числе и в художественных произведениях,      
формы милиции или ещё каких-то подразделений после того, как соответствующий    
орган ознакомится со сценарием того или иного художественного произведения.     
Потому что, к сожалению, наши художественные произведения не способствуют       
созданию положительного образа как защитника Отечества, так и защитника         
правопорядка. Я думаю, что эти все нюансы можно было бы посмотреть во втором    
чтении. А так фракция поддерживает принятие настоящего законопроекта.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Драганов Валерий Гаврилович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Благодарю вас, уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я   
сюда взошёл для того, чтобы придать большую значимость этому, казалось бы,      
не очень важному закону. И сегодня мы его рассматриваем, казалось бы, в         
отрыве от сверхважных вопросов социальной жизни, экономики, общественного       
порядка, но на самом деле я вздохнул бы с облегчением и здесь с господином      
Рохмистровым солидаризовался в том смысле, что наконец мы дошли до этой         
проблемы. И правительству спасибо, что внесли этот первый и, надеюсь, далеко    
не последний законопроект.                                                      
                                                                                
Вопрос о незаконном использовании государственной или схожей с ней символики    
- это очень больная тема на протяжении, пожалуй, новейшей истории России, я     
думаю, двадцати лет. В стране за это время сформировался огромный отряд людей   
в форме.                                                                        
                                                                                
В конце 1987 года мне довелось сидеть в приёмной одного из заместителей         
министра обороны будучи заместителем руководителя тогдашней союзной службы, и   
со мной было ещё пять заместителей министров тогдашних союзных министерств,     
которые носят форму. И где, вы думаете, мы просиживали и ждали решения? Не в    
правительстве, не в ЦК КПСС, а в Министерстве обороны у генерал-полковника      
Куркоткина. Он единственный в стране имел право по уполномочиванию высших       
органов государственной власти определять, кто и что должен носить. И не        
приведи господи, чтобы руководитель - не важно, председатель КГБ, министр       
внутренних дел или руководитель таможенной службы - своим приказом что-то       
изменил.                                                                        
                                                                                
Конечно, времена меняются, меняются нравы - у нас общественное сознание         
другое, у нас появилось много новых спецслужб, контрольных, надзорных служб,    
но это совсем не исключает жесточайшего, я бы сказал, контроля за этой          
проблемой, поскольку это имеет прямое отношение к самочувствию гражданского     
общества. Помимо армии и спецслужб это ещё и самые разные охранные структуры    
и общественные организации. Многие используют в своих наименованиях слова       
"государственный", "общественный", "национальный" или даже                      
"общенациональный", "правоохранительный", используются аббревиатуры             
госорганов, правоохранительных органов, и это создаёт, безусловно, ложное       
впечатление, безусловно, ложное впечатление у людей, что деятельность таких     
структур чуть ли не санкционирована или не гарантирована государством. К        
сожалению, даже развился бизнес по продаже разных в кавычках наград,            
сертификатов и иных суррогатов, о чём здесь уже говорилось. Сегодня мы с вами   
можем и должны если не точку поставить, то серьёзно замахнуться на это. И       
наше общество, я уверен, способно подавить соблазн, тягу ко всякого рода        
неоправданным символикам, которые могут не только быть способом                 
самоутверждения и продвижения той или иной структуры, но и служить корыстным    
целям и вести к реальным иногда, к сожалению, преступлениям.                    
                                                                                
Особо нужно отметить, что принятие этого закона имеет значение не только для    
упорядочения и выделения различий, но и для повышения культуры и прозрачности   
взаимоотношений граждан, с одной стороны, и человека в форме, с другой.         
Частые показы по поводу или без повода человека в форме по телевидению - на     
улице, на вокзале в других местах публичных - создают вольный или невольный     
прессинг на граждан. Иногда людям уже непонятно, что за человек в форме: это    
охранник или милиционер, связист или, может быть, судебный пристав? Увы, чем    
больше блеска и количества неуместных знаков различия на одежде, чем выше       
тулья головного убора военных или служащих правоохранительных органов, тем      
хуже самочувствие гражданского общества. Влиятельность при отправлении власти   
должна проявляться не в безвкусной форме с переизбытком аксессуаров из          
блестящих металлов, а в изящности дизайна, показывающего уровень культуры и     
добропорядочности человека в форме. И пора наконец свести к минимуму            
количество служб, и на это был направлен...                                     
                                                                                
Вы зря отвлекаетесь, уважаемый представитель правительства. Я к вам             
обращаюсь, Дмитрий Вячеславович, не зря я к вам обратился с вопросом.           
                                                                                
Я прошу добавить мне тридцать секунд за эту паузу.                              
                                                                                
Продолжаю дальше читать свой доклад.                                            
                                                                                
Пора наконец свести к минимуму количество служб, имеющих право ношения формы    
военного образца, и оставить лишь для тех, для кого форма исторически,          
традиционно на протяжении многих веков была в первую очередь, так скажем,       
отражением чести. Это, конечно, армия, это полиция, милиция, как хотите         
называйте, разные формы обеспечения государственной безопасности, это,          
конечно же, пограничники, таможенники, это, конечно же, новые спасательные      
службы, новые институты нашей жизни, ну и небольшой, очень небольшой список     
остальных правоохранительных служб. Что же касается контрольных и надзорных     
структур, то на строгом костюме достаточно изящного указания принадлежности в   
виде значка, галуна, какого-то другого отличительного знака.                    
                                                                                
Когда я вижу человека в лампасах, с роскошной, но неухоженной шевелюрой, в      
полосатом галстуке поверх форменной сорочки (я смотрю на генерала Пузанова, и   
я его понимаю), в незастёгнутом полугражданском пальто, а под ним китель        
военного покроя, я, кроме эстетического ужаса и досады... Я точно знаю, что     
это не военный или иной служилый чин. Так зачем же дискредитировать военные и   
приравненные к ним институты таким убогим способом?                             
                                                                                
Таким образом, уважаемые коллеги, мы, продвигаясь пусть небольшими шагами,      
должны создавать спокойную, уважительную обстановку в обществе, приучая к       
культурному, уважительному отношению как граждан к человеку в форме, так и      
человека в форме к гражданам нашей страны через правильное применение такого    
важнейшего атрибута государственной и иной власти, как форменная одежда и её    
принадлежности.                                                                 
                                                                                
Фракция, разумеется, будет голосовать за.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Гаврилович.                              
                                                                                
Представитель президента? Не настаивает на выступлении.                         
                                                                                
Я обращаюсь к Дмитрию Вячеславовичу и Александру Петровичу: вы хотели бы        
выступить с заключительным словом? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в      
части усиления контроля за использованием государственной символики,            
незаконным ношением форменной одежды".                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Очень высокий результат.