Заседание № 131

18.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 270446-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств об условиях его пребывания на территории Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1513 по 1790 из 6687
Переходим к пункту 5. Проект федерального закона "О ратификации Соглашения      
между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным фондом           
гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых    
Государств об условиях его пребывания на территории Российской Федерации".      
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого    
заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Ивановича      
Денисова.                                                                       
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! На     
ваше рассмотрение выносится вопрос о ратификации Соглашения между               
Правительством Российской Федерации и Межгосударственным фондом гуманитарного   
сотрудничества государств - участников СНГ об условиях его пребывания на        
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
Фонд был создан в соответствии с договором стран-учредителей от 25 мая 2006     
года и является полноценной международной организацией. Это своего рода         
ЮНЕСКО для стран Содружества. Членами фонда являются восемь государств          
Содружества Независимых Государств, но и другие государства, не являющиеся      
членами фонда, принимают участие в его мероприятиях.                            
                                                                                
Местом пребывания фонда и исполнительной дирекции фонда является Москва.        
Российская сторона, как инициатор и главный спонсор межгосударственного         
фонда, ведёт линию на всестороннюю поддержку его деятельности и на              
подключение к работе фонда максимального числа государств-партнёров.            
                                                                                
С момента создания фонд проявил себя как перспективная и эффективная            
организация, последовательно укрепляющая свой авторитет в СНГ. Фонд проводит    
довольно много совершенно конкретных и хорошо организованных мероприятий. Я     
бы назвал в качестве примера только одно - это ежегодные форумы творческой и    
научной интеллигенции государств - участников СНГ.                              
                                                                                
В целях создания надлежащих условий для деятельности фонда был подготовлен      
проект соглашения между Правительством России и фондом об условиях его          
пребывания на территории Российской Федерации. Соглашение было подписано        
министром иностранных дел России и председателем правления фонда Туймебаевым    
- министром культуры Казахстана. Кстати, сопредседателем фонда вместе с         
Туймебаевым является Михаил Ефимович Швыдкой - специальный представитель        
Президента России по международному культурному сотрудничеству.                 
                                                                                
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотрены российским                  
законодательством. Эти иные правила касаются привилегий и иммунитетов           
исполнительной дирекции фонда, исполнительного директора фонда, должностных     
лиц фонда, а также тех официальных представителей стран-членов, которые         
прибывают в Россию, на территорию России, для проведения мероприятий и на       
время проведения этих мероприятий. То есть сумма этих иммунитетов аналогична    
предоставляемым в этих случаях представительствам всех международных            
организаций на территории Российской Федерации, в частности в городе Москве,    
в том числе, например, как это прописано в соглашении между правительством и    
отделением Исполнительного комитета СНГ об условиях пребывания на территории    
России. Реализация соглашения каких-либо дополнительных расходов госбюджета     
не потребует. Ратификация соответственно не требует изменения законов           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, просил бы вас поддержать.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович Островский - содоклад от комитета.                         
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемые Олег Викторович, Любовь Константиновна, Владимир     
Вольфович! В комплексе интеграционных процессов на постсоветском пространстве   
гуманитарное сотрудничество, безусловно, играет не менее важную роль, чем       
военно-техническое и экономическое сотрудничество. Это вполне объяснимо, ибо    
оно непосредственно затрагивает человеческий фактор и в значительной степени    
служит сохранению нашей общей истории, культуры, образования, коммуникаций.     
                                                                                
Если проанализировать огромное количество соглашений, которые приняты за годы   
существования Содружества по всему комплексу многостороннего и двустороннего    
сотрудничества, то видно, что вопросы гуманитарного характера занимают          
весомую долю в этом перечне. К сожалению, многие годы реализация этих           
соглашений часто происходила без необходимой координации и нередко носила       
абсолютно непоследовательный характер. Подписанное главами государств СНГ в     
2005 году в Казани Соглашение о гуманитарном сотрудничестве определило не       
только направление работы, но и поставило задачу создания механизмов её         
реализации. Учреждённый советом межгосударственный фонд стал действенным        
механизмом сотрудничества в области культуры, образования, науки, архивного     
дела, информации, массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с             
молодёжью.                                                                      
                                                                                
Межгосударственный фонд был учреждён в 2006 году, и в него вошли семь           
государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан,      
Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и           
Республика Узбекистан. В прошлом году к данному соглашению присоединилась и     
Азербайджанская Республика. В рамках работы фонда за эти годы осуществляется    
масса издательских и просветительских проектов, творческих конкурсов и других   
мероприятий с участием ведущих учебных заведений стран Содружества. Также всё   
это происходит при поддержке органов государственной власти стран-участников.   
                                                                                
Предлагаемый законопроект о ратификации Соглашения между Правительством         
Российской Федерации и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества   
государств - участников СНГ об условиях его пребывания на территории            
Российской Федерации касается технической стороны вопроса, которая является     
необходимой для осуществления деятельности этого фонда. Представленное для      
ратификации соглашение регламентирует условия пребывания фонда на нашей         
территории, в том числе определяет порядок заключения договоров, приобретения   
движимого, недвижимого имущества распоряжения денежными средствами.             
                                                                                
В дополнение к сказанному хотел бы отметить, что проведённая в                  
Государственной Думе экспертная работа позволяет сделать вывод, что             
предлагаемый законопроект по форме и по содержанию соответствует Федеральному   
закону "О международных договорах Российской Федерации", общепризнанным         
принципам и нормам международного права и предусматривает, как уже сказал       
Андрей Иванович Денисов, иные правила, чем предусмотренные российским           
законодательством. Поскольку Андрей Иванович подробно об этом сказал, не буду   
повторяться.                                                                    
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового           
характера по данному законопроекту не имеет. Данный законопроект не             
противоречит интересам Российской Федерации и способствует развитию             
гуманитарного сотрудничества нашей страны с государствами - членами СНГ.        
                                                                                
От имени членов Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с           
соотечественниками прошу вас поддержать ратификацию данного соглашения.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть вопросы, депутаты Коломейцев, Селезнёв и Рябов - опять та же тройка.       
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
К сожалению, почти по такому же вопросу. Вот вы сказали, что Правовое           
управление не имеет замечаний. Но тут написано: "Вместе с тем отмечаем, что в   
подпункте "а" статьи 20 Соглашения после слова "иммунитет" перед словами        
"юрисдикции..." пропущен предлог "от". Я специально изучаю все эти вопросы, и   
если вы внимательно посмотрите, то поймёте, что и Правовое управление           
неправильно это трактует. "От юрисдикции судебных..." - если вы "от"            
пропустили, то получается совершенно другой смысл статьи. Почему вы не          
учитываете вот эти замечания? Ну, это же будет совсем другая статья: вы         
лишаете иммунитета людей, которые будут заниматься этой деятельностью.          
Неужели замминистра и вы не понимаете этого?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы кому вопрос задаёте?                                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я обоим докладчикам задаю вопрос: почему не учитывается вот    
с содержательной точки зрения замечание Правового управления?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Иванович, можете ответить на этот вопрос?          
                                                                                
Андрей Иванович Денисов, пожалуйста.                                            
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. У меня, к сожалению, нет текста, но, как правило, идёт            
достаточно серьёзная юридическая выверка. Мы посмотрим, спасибо.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите добавить, Алексей Владимирович? Да,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Глубокоуважаемый Николай Васильевич, уверен, что вы, как и     
все присутствующие в этом зале, более чем хорошо владеете русским языком, но    
вместе с тем ни вы, ни члены комитета не являетесь экспертами по данному        
вопросу. Поэтому я предлагаю вам обратиться в Институт русского языка для       
получения заключения на ваше предложение.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Андрей Иванович, если я правильно понял, Швыдкой является           
сопредседателем этого фонда. Тогда вопросы: кто его туда определил и нельзя     
ли отвести - слишком одиозная фигура для этого фонда?                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Ну, я не думаю, что это позиция Государственной Думы по оценке    
деятельности Михаила Ефимовича Швыдкого. Там существуют определённые            
процедуры: в фонде есть правление, правление назначает председателя и           
сопредседателя. Председателем, как я уже говорил, является министр культуры     
Казахстана. Кроме того, есть исполняющий обязанности исполнительного            
директора фонда - Татьяна Бубнова. Вот она-то, собственно, и является           
руководителем аппарата фонда. Ну а что касается Михаила Ефимовича Швыдкого,     
то он, надо сказать, ведёт очень большую работу на территории СНГ, пользуется   
определённым авторитетом в этих странах, его все знают, он постоянно по         
странам ездит. И добавлю, я говорил о том, что подписали соглашение семь        
государств, а потом присоединился Азербайджан. Так вот это, можно смело         
сказать в этом зале, заслуга во многом Михаила Ефимовича Швыдкого, который      
убеждал наших азербайджанских коллег, что настало время для того, чтобы они     
вошли в этот фонд. Или, допустим, последний форум творческой интеллигенции      
стран СНГ проходил в Кишинёве, в Молдове, которая не является членом фонда.     
Это тоже, в общем, усилия в значительной степени Михаила Ефимовича, потому      
что из двух сопредседателей у него просто больше возможностей: ну, министр      
культуры Казахстана всё-таки должен сидеть на месте и работать, хотя он,        
конечно, выезжает, участвует, а Швыдкой занимается непосредственно              
организаторской работой. Так что я бы здесь не согласился с вашей оценкой.      
                                                                                
А о демократических процедурах я сказал.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв, пожалуйста.                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
По положению соглашения на фонд распространяется судебно-процессуальный         
иммунитет, за исключением случаев предъявления иска о возмещении ущерба в       
связи с ДТП и иска о возмещении ущерба, причинённого жизни и (или) здоровью     
граждан. В перечень исключений не попали иски о взыскании задолженности по      
заработной плате. Поскольку фонд функционирует на территории России,            
обслуживающий и технический персонал преимущественно составляют граждане        
России. В случае невыплаты им заработной платы защитить их будет просто         
невозможно. В связи с этим вопрос: может быть, стоит включить и это в           
перечень исключений?                                                            
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Ну, жизнь сложна, ситуации бывают разные, но, откровенно          
говоря, мне неизвестны случаи возникновения каких-либо трудовых конфликтов в    
представительствах международных организаций на территории Российской           
Федерации, каковы бы ни были эти организации, в особенности если они наши,      
связанные с СНГ. Это зависит прежде всего от спонсоров. Главным здесь, как я    
уже сказал, является Российская Федерация, финансирующая где-то порядка 70      
процентов бюджета фонда, но и остальные страны вносят свою долю. Поэтому, ну,   
наверное, вы правы в том отношении, что права работников должны быть            
защищены, но, откровенно говоря, причины для опасений мы здесь не видим.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь Алексей Владимирович.                                            
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Да, Жириновский настаивает.                
                                                                                
Включите микрофон депутату Жириновскому.                                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не буду долго говорить, поскольку считаю, что слушать       
одного и того же человека по десять минут утомительно.                          
                                                                                
Это соглашение вроде бы касается только технических вопросов - условий          
пребывания на территории Российской Федерации. Кто будет пребывать на           
территории Российской Федерации? Фонд гуманитарного сотрудничества. Но          
давайте посмотрим учебники истории и другие гуманитарные, так сказать,          
проекты, которые осуществляются в этих странах: тотальная русофобия. Изданы     
новые учебники истории в Казахстане, в Киргизии, во всех странах, во всех без   
исключения, где написано, что всё последнее время - XVIII, XIX, XX века - эти   
народы боролись с русской или царско-советской оккупацией, а мы им создаём      
благоприятные условия: ребята, приезжайте в Москву, вы почти дипломаты,         
полный иммунитет, зарплата. Но ведь все учебники, вся трактовка событий -       
против России! Это понятно, потому что у них нет экономики, нечем               
поддерживать население - нужно находить внешнего врага. Внешний враг -          
русские, Россия. Это же из-за чудовищной фальсификации истории! Мы боремся с    
фальсификаторами истории Второй мировой войны, а когда будем бороться с         
фальсификацией русской истории и советской истории на территории нынешних       
стран СНГ? Ведь мы пришли туда - они просили. Мы никогда никого не              
завоёвывали! Руководители казахских джусов умоляли императрицу Елизавету        
Петровну спасти их, потому что их убивали, уничтожали джунгары. Русская армия   
пришла, разгромила джунгаров - они ушли в Китай. Казахи захотели остаться,      
попросили включить их в состав империи. Через двести лет оказывается, что мы    
колонизаторы, узурпаторы.                                                       
                                                                                
Это всем нужно иметь в виду, потому что на этом растёт новое поколение, в том   
числе русским приходится там находиться, изучать по истории, что их предки      
были колонизаторами. Это сверхчудовищная ложь! Ну, у нас и в собственном        
огороде пытаются иногда оболгать всё хорошее - это проблема у нас. Я бы         
хотел, чтобы наш МИД и комитет по делам СНГ учитывали эти факторы и             
добивались бы проведения конференций и стандартизации учебников истории,        
чтобы не было там ложных вымыслов. И чтобы не искали банкеты какие-либо,        
какие-то фразы, которые никто никогда не говорил. Мы сами даём повод: банкета   
не было, мы говорим - банкет, русские не колонизаторы - нет, колонизаторы. То   
есть мы сами из Москвы провоцируем фальсификацию, не хотим пойти по правовому   
полю.                                                                           
                                                                                
Прошу это иметь в виду, это ведь не просто так. Можно забыть, какую сосиску     
вы съели, какую пепси-колу выпили, но учебник истории в школе... Детская        
память - это память навсегда, и это память в том числе не просто местных        
школьников коренной национальности, но и миллионов русских, которые там         
живут. Около двадцати миллионов русских будут воспитаны в антирусском духе!     
Поэтому и появляются уже русские, которые становятся террористами в             
мусульманских общинах, они, русские, принимают ислам и совершают теракты        
против родного Российского государства - вот что такое правильно поставленная   
пропаганда!                                                                     
                                                                                
Поддержим, но надо иметь в виду, что есть здесь и определённые перекосы         
гуманитарного свойства.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства не настаивают     
на участии в дискуссии? Нет. Докладчик хотел бы выступить с заключительным      
словом? Нет. Содокладчик, Алексей Владимирович? Также нет.                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2144 по 2160 из 6687
Ставится на голосование проект федерального закона, также о ратификации, под    
пунктом 5.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              430 чел.95,6%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    432 чел.                                          
Не голосовало                  18 чел.4,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.