Заседание № 132
О проекте федерального закона № 270087-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся целей деятельности, задач и функций Фонда содействия развитию жилищного строительства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
18-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладчик тот же. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 18 декабря сего года. Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления нет. Комитет рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания? Нет. Рябов Николай Фёдорович - по мотивам, хорошо. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 18. По мотивам - Рябов от фракции КПРФ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" записался Шаккум, но просьба от фракции: Свердлов будет выступать от фракции по мотивам. Ставится на голосование предложение фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": вместо Шаккума по мотивам от фракции будет выступать депутат Свердлов. Фракция КПРФ считает, что они не имеют права заменить представителя. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 26 сек.) Проголосовало за 322 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Будет выступать депутат Свердлов. Пожалуйста, Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Хорошо, спасибо. Некоторым выступавшим здесь моим коллегам отвечу, не буду их перечислять, что материальные блага создаёт всё-таки не бизнес, а рабочие. Это для понимания. Относительно этого законопроекта, который касается внесения изменений в закон "О содействии развитию жилищного строительства". Фракция КПРФ будет голосовать против по многим, вообще-то, мотивам, но я назову три. Первое. Создание фонда, который сегодня будет заниматься земельным вопросом, для того чтобы ускорить, я так понимаю, строительство жилья в нашей стране, ничего не даст для этой отрасли, для этого сектора по одной простой причине (Иванов только сейчас, кстати, об этом говорил): государство постоянно обманывает и в очередной раз действительно обманет. Все жилые дома, которые стоят сегодня на земле, должны были получить земельные участки - земельные участки под домами до сих пор не оформляются. И если кто-то попытается это сделать, то потратит много сил и энергии, но так ничего и не получит от этой власти. Поэтому, прежде чем давать фонду возможность распоряжаться землями, надо сначала наделить ею жителей, которые уже занимают практически эту землю под своими жилыми домами. Второй момент. Есть предприятия, которые называются учебными заведениями, имеют сегодня земельные участки, но временно их не используют. Может быть, их, конечно, и нужно как-то более рационально использовать, но они будут изыматься как раз без учёта интересов этих учебных заведений и передаваться в фонд, а фонд будет ими, попросту говоря, спекулировать. И третий момент. Если мы хотим, чтобы ускорилось строительство жилья в нашей стране, то государству необходимо было бы выступать не только заказчиком строительства этого жилья, но и его финансировать, а после наделять наших граждан квартирами - я не говорю о современной ситуации, - не бесплатно, а в качестве кредита, условно говоря, отдавать квартиру и в течение сорока - пятидесяти лет с жителя получать потом эти деньги. Вот это ускорило бы процесс, и каждый житель нашей страны получил бы своевременно свою квартиру. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свердлов, пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". СВЕРДЛОВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, законопроект совершенствует законодательство в части создания условий для деятельности фонда. Мы сокращаем этим законопроектом административные издержки при подготовке земельных аукционов, в два раза сокращаются сроки государственной регистрации и государственного кадастрового учёта. Существенно расширяется состав передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий по управлению и распоряжению федеральными земельными участками. Теперь они вправе предоставлять земельные участки не только для жилищного строительства, но и для размещения технопарков, бизнес-инкубаторов и объектов инфраструктуры. Это не менее важно, потому что без этого развивать жилищное строительство тоже невозможно. Также мы ликвидируем пробел в порядке передачи в собственность гражданам земельных участков фонда, на которых располагаются уже построенные жилые дома. То есть фонд будет отказываться соответственно по окончании строительства от прав, а граждане будут регистрировать права собственности в соответствии с Жилищным кодексом. Все эти изменения позволят более эффективно организовать деятельность фонда и субъектов Российской Федерации и в конечном итоге увеличить объёмы жилищного строительства. Что касается того, что земельные участки будут изыматься у собственников (имеются в виду федеральные учреждения - академии наук и прочие) без согласования, то в этом смысле в законе говорится о том, что будут изыматься только не используемые для федеральных нужд земельные участки. Это избыточное имущество, и мы - я должен это подтвердить - имеем проблемы, потому что такое имущество, как правило, используется незаконно и там имеются значительные злоупотребления. Поэтому принятие этой нормы помимо всего прочего и в данную сферу внесёт больше порядка. Фонд действует эффективно, проведено уже одиннадцать аукционов, поэтому в принципе здесь мы не ошиблись, всё идёт в правильном направлении, поэтому прошу коллег поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 18, третье чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 58 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 53 чел.11,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принимается.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 270087-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся целей деятельности, задач и функций Фонда содействия развитию жилищного строительства; принят в первом чтении 20 ноября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также Мартин Люцианович Шаккум докладывает. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 20 ноября сего года. К законопроекту поступило двадцать восемь поправок, девятнадцать из которых комитет рекомендует к принятию, а девять - к отклонению. Законопроект доработан с учётом поступивших поправок. Уточнены полномочия фонда в части отказа от прав на земельные участки, занятые многоквартирными домами. Уточнён порядок продажи земельных участков, занятых объектами недвижимости. Предусмотрены изменения в Градостроительный кодекс в части сокращения сроков утверждения документации по планировке территории. Установлены полномочия фонда по осуществлению оценки имущества, передаваемого в собственность фонда с датой принятия решения правительственной комиссией. Реализация предлагаемых изменений позволит более эффективно организовать деятельность фонда, направленную в первую очередь на повышение объёмов жилищного строительства. Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 - девятнадцать поправок, подержанных комитетом. Никто не настаивает на обсуждении? Ставлю на голосование таблицу 1. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 07 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2 - девять поправок, отклонённых комитетом. Пожалуйста, депутат Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Прошу обсудить отдельно поправку 5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без 5-й поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 48 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принимается таблица. Включите микрофон на рабочем месте депутату Кашину Борису Сергеевичу. КАШИН Б. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, нам надо, прежде чем обсуждать саму поправку, вспомнить, что закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" был принят в исключительной спешке в Государственной Думе в июле 2007 года. Инициаторы этого закона, видимо, хотели создать эту структуру до того, как кризис станет очевиден всем. Спешка эта не была связана с сутью дела, потому что, как следует из годового отчёта фонда, до конца 2008 года он провёл только одну крупную хозяйственную операцию - приобрёл за четыре с лишним миллиона рублей автомобиль "мерседес". Мы с самого начала ставили под сомнение целесообразность создания подобной структуры, которая в значительной степени дублирует функции других федеральных министерств и ведомств, в частности Министерства промышленности и торговли и Минэкономразвития. Например, фонд озаботился почему-то поддержкой цементной промышленности и стал обращаться в естественные монополии за прогнозом их потребностей в цементе. А главное, - вот в чём суть поправки - фонд может оказаться чрезвычайной комиссией по приватизации федеральной земли, а после принятия рассматриваемых сегодня изменений - и другого имущества. Первая функция фонда, обозначенная в законе, - проведение аукционов по продаже земельных участков и прав аренды. На аукционе победителем станет коммерческая структура, предложившая наибольшую цену, при этом неясно, как будет достигнута заявленная вначале цель - обеспечить доступным жильём наших граждан. Федеральные структуры, в том числе академические институты, опасаются, что без их ведома будет принято решение, в результате которого они потеряют землю, здания и возможность работать и развиваться. Предлагаемая поправка имеет целью обеспечить минимальные гарантии того, что организации будут хотя бы проинформированы о подобных намерениях. Она вводит требование вовремя проинформировать организацию о том, что процесс изъятия у неё земли запущен, чтобы она могла, возможно при поддержке курирующего ведомства, представить свои аргументы в уже созданный межведомственный коллегиальный орган, принимающий окончательное решение. Я, как и полтора года назад, призываю депутатов, работавших когда-то в вузах, академиях, ГУПах, в сельском хозяйстве, поддержать эту поправку, чтобы не оказаться в неловком положении перед своими коллегами и, главное, не растерять тот потенциал, который страна могла ещё сохранить. Потому что авторы этой инициативы - по существу, те же либерал-реформаторы, на счету у которых уничтожение сотен научных коллективов, иногда уникальных, и которые сейчас успешно стали прикрываться словами "технопарк" и "бизнес-инкубатор". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, мнение комитета, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Сергеевич! Дело в том, что поправка, которая сейчас была озвучена, представляется избыточной, поскольку фонд в процессе своей работы запрашивает у правообладателей в отношении федерального имущества всю необходимую информацию для подготовки документов по изъятию, то есть организация знает уже, что такая работа ведётся. После этого фонд на своём попечительском совете принимает предварительное решение, и только потом это предварительное решение уже направляется в коллегиальный орган для принятия решения об изъятии. Процедура в законе прописана, она понятна, и дополнение уведомлением представляется нам избыточным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 5 из таблицы отклонённых. Комитет против этой поправки, а депутат Кашин настаивает на её принятии. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 06 сек.) Проголосовало за 61 чел.13,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 61 чел. Не голосовало 389 чел.86,4% Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 34 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 270087-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (в части, касающейся целей деятельности, задач и функций Фонда содействия развитию жилищного строительства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 29, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства". Авторы законопроекта, депутаты Шаккум, Панов и Исаев, доверили представить законопроект депутату Сагитову. Пожалуйста, Ринат Шайхимансурович, представьте нам данный законопроект. САГИТОВ Р. Ш., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается совершенствование Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в следующей части. Фонд наделяется дополнительными полномочиями по определению параметров жилищного строительства, которое будет осуществляться на земельных участках фонда. Уточняются полномочия фонда по передаче в публичную собственность земельных участков для размещения объектов инфраструктуры. Вводятся нормы, регламентирующие порядок приобретения гражданами прав на земельные участки фонда, занятые многоквартирными (жилыми) домами, находящимися в частной собственности. Расширяется состав передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерацией по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в части возможности предоставления таких земельных участков для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов. Допускается возможность прекращения права аренды на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, не только в судебном порядке, но и на основании соглашения сторон или путём отказа от договора в одностороннем порядке. Комитет поддерживает необходимость внесения изменений с учётом практики применения закона номер 161. Вместе с тем ко второму чтению законопроект нуждается в доработке по следующим основаниям. Недостаточно, по мнению комитета, проработаны нормы законопроекта о приобретении прав на земельные участки, занятые уже построенными многоквартирными (жилыми) домами, находящимися в частной собственности. В настоящее время в соответствии с жилищным законодательством приобретение гражданами прав на такие земельные участки осуществляется в особом льготном порядке, бесплатно и без прохождения административных процедур. Необходимо установить упрощённый порядок прекращения прав собственности фонда на земельные участки, занятые многоквартирными домами, и одновременного возникновения прав граждан на такие земельные участки в силу закона по аналогии с жилищным законодательством. Из законопроекта не ясно, какой конкретно процедурой земельного законодательства будет руководствоваться субъект Российской Федерации при предоставлении земельного участка для промышленного строительства - процедурой аукциона или процедурой предварительного согласования места размещения объекта, который занимает его в течение длительного периода. В этой части законопроект требует уточнения. Дополнительного обсуждения требует вопрос отчуждения одновременно с земельными участками движимого имущества. Такую процедуру в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает. Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Один вопрос, у Коломейцева Николая Васильевича. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Ринат Шайхимансурович, скажите, пожалуйста, не считаете ли вы, что ваш закон прямо противоречит посланию президента, который как раз предлагал избавиться от ненужных посредников, которые выполняют за деньги государственные функции? Ваш законопроект, с моей точки зрения, как раз предлагает несовместимое - отдать временному фонду изъятие законных прав даже на частные земельные участки, чем он, кстати, сегодня и занимается, с моей точки зрения, незаконно. САГИТОВ Р. Ш. Николай Васильевич, а с моей точки зрения, всё законно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин, пожалуйста, ваш вопрос. КАШИН Б. С. Вопрос к докладчику: кто является председателем попечительского совета этого фонда и какую сумму они потратили на собственные нужды за истекший год, более года, с момента создания этой структуры? САГИТОВ Р. Ш. Ну, вы знаете, в законопроекте об этом ничего не написано, поэтому я вам ответить не могу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у кого-то желание выступить? Депутат Кашин, пожалуйста. КАШИН Б. С. Я предлагал сегодня этот вопрос отложить, потому что приходится, так сказать, с листа смотреть, что тут написано. Нередко Шаккум предлагает рассматривать законопроекты в конце недели в конце рабочего дня, когда уже никого нет, и в результате протаскиваются вот такие, как говорится, удивительные законы. Я хочу сказать, что консультировался с одним из крупных чиновников, возглавляющих одну из государственных структур, которая находится под угрозой, как говорится, из-за деятельности этого фонда. Я говорю: "Слушай, посмотри вот эти поправки". - "Знаешь, - говорит, - уже смотреть нечего, это грабительский закон, мы, федеральное учреждение, не имеем никаких прав по сравнению с этим фондом, и создан он как госкорпорация, являя собой как раз самый лучший пример тех госкорпораций, о которых правильно отзывался президент, говоря, что пора их закрывать". Помимо того что уже написано в законе, без всякого реального отчёта о том, что они сделали, сколько на себя денег потратили, нам предлагают сейчас ещё добавить им полномочия изымать земельные участки. Если раньше можно было это делать в случае, если объекты находились в соответствующем перечне объектов собственности федеральных структур, то теперь можно и все другие объекты федеральных структур туда тоже подключить. Таким образом, полномочия расширяются уже запредельно, то есть создаются все условия для того, чтобы чиновники, прикрывающиеся этим попечительским советом, который абсолютно никакой реальной, как говорится, информации не имеет, работает, как я понимаю, на временной основе, - изредка им какие-то бумаги на подпись дают, - делали то, что хотят: прикрываясь какими-то бизнес-инкубаторами, они собираются у академии наук отбирать землю, продавать её на аукционе, и ещё говорят о дешёвом строительстве! Я считаю, что это яркий пример химии, если так можно выразиться, в законодательстве, и предлагаю не поддерживать этот закон, а серьёзно задуматься о том, как вообще смотрится эта политика. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителей президента и правительства? Нет. Заключительное слово требуется по данному законопроекту? Не требуется. Кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 58 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 89 чел.19,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.