Заседание № 56

19.11.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 270008-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов СССР" (в части уточнения и расширения полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; принят в первом чтении 5 июля 2007 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4063 по 4433 из 7522
Переходим к законопроектам, которые приняты в первом чтении и предлагаются      
комитетом к отклонению. Проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и             
правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты             
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных            
положений законодательных актов РСФСР и признании не действующими на            
территории Российской Федерации отдельных законодательных актов СССР".          
Докладывает председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена       
Борисовна Мизулина.                                                             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий, уважаемые       
депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который был внесён почти   
два с половиной года назад, 16 февраля 2006 года, группой депутатов и был       
принят в первом чтении 5 июля 2007 года.                                        
                                                                                
За период с момента внесения этого законопроекта и даже до принятия в первом    
чтении он неоднократно менялся, потому что происходили многочисленные           
процедуры согласования со всеми участниками законодательного процесса, то       
есть изначально у него была очень непростая судьба. И после того как он был     
принят в первом чтении, возражения и сомнения относительно современности        
данного законопроекта и его последующей эффективности в случае его принятия     
сохранялись.                                                                    
                                                                                
Не случайно первые парламентские слушания, которые провёл наш комитет 17        
марта этого года, были как бы инициированы именно данным законопроектом: мы     
хотели разобраться, каковы роль и место комиссий по делам несовершеннолетних    
в современной системе органов, которые занимаются профилактикой                 
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, насколько концепция         
предложенного законопроекта, принятого в первом чтении в июле 2007 года,        
отстала или, наоборот, соответствует современной государственно-правовой        
политике России. И об этих сомнениях, которые в конце концов после              
многочисленных согласований привели комитет к выводу о том, что неактуально     
продолжение работы над этим законопроектом... Более того, сохранение его в      
примерной программе законопроектной деятельности Государственной Думы лишает    
нас возможности внести более соответствующий современным реалиям законопроект   
и поправки в действующее законодательство, которые подготовлены в нашем         
комитете, потому что, вы знаете, в соответствии с частью второй статьи 110      
Регламента Государственной Думы нельзя внести законопроект по тому вопросу,     
по которому уже принят законопроект в первом чтении.                            
                                                                                
Суть самого законопроекта состоит в том, чтобы превратить комиссии по делам     
несовершеннолетних и защите их прав в постоянно действующие органы, чтобы       
часть сотрудников или членов комиссий или по меньшей мере хотя бы               
председатель работали на штатной основе, что, конечно, требует финансовых       
средств. А если учесть, что комиссии по делам несовершеннолетних - их           
функционирование, полномочия, порядок деятельности и финансирование -           
переданы сегодня на уровень субъектов Российской Федерации и относятся к        
исключительному ведению субъектов Российской Федерации, то понятно, что,        
принимая законопроект в том виде, в каком он существует сегодня, если он        
будет принят в первом чтении, мы фактически толкаем субъекты Федерации к        
тому, чтобы они обязательно создавали комиссии по делам несовершеннолетних      
только на штатной основе.                                                       
                                                                                
Этот законопроект также расширяет полномочия комиссий по делам                  
несовершеннолетних и защите их прав, причём наделяет дискреционными             
полномочиями. Перечень полномочий вообще не исчерпывающий, в отличие от         
действующего закона. Дискреционные полномочия вы знаете, насколько опасны:      
они предполагают, что по своему усмотрению можно этими полномочиями             
пользоваться. А мы с вами сейчас параллельно принимаем пакет законов,           
направленных на борьбу с коррупцией, и поэтому очень осторожно должны           
относиться ко всем появляющимся в законопроектах нормам, предусматривающим      
или наделяющим различные органы публичной власти дискреционными полномочиями.   
                                                                                
Среди тех новелл, которые предлагаются законопроектом, принятым в первом        
чтении - а это концепция, - достаточно сослаться на следующие полномочия.       
Вместо полномочий по координации деятельности органов, занимающихся             
профилактикой беспризорности, предполагается наделить их широким кругом         
контрольных полномочий, в том числе за реализацией вопросов, связанных с        
соблюдением условий воспитания, обучения детей, содержания                      
несовершеннолетних, с обращением несовершеннолетних в учреждения для            
детей-сирот и другие учреждения, связанные с профилактикой безнадзорности и     
правонарушений несовершеннолетних.                                              
                                                                                
Предлагается наделить комиссии по делам несовершеннолетних таким полномочием,   
как выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном       
положении. Фактически это полномочие будет дублирующим, является дублирующим    
по отношению к аналогичным полномочиям подразделений по делам                   
несовершеннолетних органов внутренних дел, органов опеки и попечительства (а    
новый закон вступил в силу с 1 сентября этого года, и теперь органы опеки и     
попечительства тоже занимаются выявлением таких семей), является дублирующим    
и по отношению к учреждениям социального обслуживания, которые тоже выявляют    
эти семьи, образовательным учреждениям и так далее. Дублирование полномочий -   
это тоже очень опасный юридико-технический момент в законодательстве. Им        
можно пользоваться, но при этом обязательно надо указывать, каковы критерии     
разграничения схожих по содержанию полномочий между различными                  
государственными и иными публичными органами.                                   
                                                                                
Предлагается наделить эти комиссии полномочиями по рассмотрению жалоб и         
заявлений несовершеннолетних, родителей, иных законных представителей.          
Фактически это всё идёт параллельно, как бы дублирует полномочия органов        
прокуратуры, институтов уполномоченных по правам ребёнка (вы знаете, что        
сегодня они существуют в двадцати трёх субъектах Российской Федерации),         
институтов уполномоченных по правам человека (они сегодня созданы и             
функционируют достаточно успешно в сорока четырёх субъектах Российской          
Федерации).                                                                     
                                                                                
Вообще, этот момент, изменившаяся реальность, когда в двадцати трёх субъектах   
Российской Федерации появились институты уполномоченных по правам ребёнка, в    
сорока четырёх - институты уполномоченных по правам человека, в данном          
законопроекте не учитывается. И разграничение полномочий, выстраивание          
взаимодействия со всеми этими органами отсутствует. Это несовременно, и если    
мы примем законопроект в той редакции, которая предложена ко второму чтению,    
то мы фактически нанесём очень большой удар по достаточно эффективным, так      
время показало, институтам уполномоченных по правам ребёнка и по правам         
человека в субъектах Российской Федерации.                                      
                                                                                
Предлагается в этом законопроекте, принятом в первом чтении, наделить           
комиссии по правам несовершеннолетних полномочиями давать согласие              
работодателям на прекращение трудового договора с несовершеннолетними, если     
осуществляется расторжение трудового договора по инициативе                     
несовершеннолетнего работника, так же, как давать согласие, если по             
инициативе работодателя осуществляется расторжение трудового договора.          
Предлагается наделить комиссии полномочиями по внесению представлений в         
органы государственной власти (фактически это полномочия прокуратуры            
сегодня), правом запрашивать любую информацию и получать её на безвозмездной    
основе. То есть предлагается широкий спектр полномочий, которых сегодня в       
действующем законе нет.                                                         
                                                                                
Но если вы возьмёте действующее положение о комиссиях по делам                  
несовершеннолетних, утверждённое ещё Президиумом Верховного Совета РСФСР в      
1967 году, это положение действует, то вы увидите, что фактически               
законопроект в первом чтении не аккумулирует всё, что сегодня на                
государственном уровне произошло, в государственно-правовой политике            
меняется, а толкает нас в 67-й год, когда комиссии по делам                     
несовершеннолетних были преимущественно административными органами, их          
назначение было репрессивное, ограничительное, но не защитительное, как         
предусматривается сегодня действующим законодательством.                        
                                                                                
Вообще, уважаемые коллеги, чтобы понять, что происходит сегодня с этим          
законодательством и какова ситуация, я хотела бы вам напомнить, что, вообще,    
впервые сам термин "комиссии по делам несовершеннолетних" появился в 18-м       
году в достаточно прогрессивном декрете Совета народных комиссаров, когда       
вместо упраздняемых судов для малолетних и несовершеннолетних - посмотрите:     
юстиция для несовершеннолетних и малолетних! - были созданы комиссии по делам   
несовершеннолетних. То есть комиссии почти до 67-го года существовали как       
органы превентивной юстиции, некий прообраз судебных органов, ювенальной        
юстиции, о которой мы сегодня очень много говорим.                              
                                                                                
С 67-го года они стали действовать как административные органы при исполкомах   
прежде всего районных, городских советов народных депутатов. И фактически       
того объёма полномочий, который предусмотрен положением 67-го года, нет в       
действующем законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и            
правонарушений несовершеннолетних", то есть нам предлагается как бы             
восстановить тот объём полномочий.                                              
                                                                                
Но, уважаемые коллеги, я напомню, что после 67-го года законодательство тоже    
здорово изменилось. В 99-м году, когда был принят закон, в который              
предлагается внести поправки, закон номер 120, закон "Об основах системы        
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", название      
ведь этих комиссий изменилось - комиссии по делам несовершеннолетних и защите   
их прав. То есть это не случайная была запись, делался акцент на                
правозащитную функцию, функцию, позволяющую детям реализовать их права -        
право на жильё, на образование - независимо от того, что эти дети оказались в   
трудной жизненной ситуации, их семья оказалась в социально опасном положении.   
Вот эта составляющая должна была бы развиваться в законодательстве, которое     
регулирует сегодня деятельность комиссий по делам несовершеннолетних. Однако,   
к сожалению, в принятом в первом чтении законопроекте не на это сделан          
акцент.                                                                         
                                                                                
Напомню, что принятый в декабре 2001 года Кодекс об административных            
правонарушениях тоже восстановил комиссии по делам несовершеннолетних и         
защите их прав и наделил, но только районные и городские комиссии               
полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в          
отношении несовершеннолетних и ряда других административных дел. Только         
уровень районных и городских! В Российской Федерации, мы знаем, сегодня         
существует восемьдесят четыре региональные комиссии по делам                    
несовершеннолетних и защите их прав и где-то в три раза больше муниципальных,   
районных, городских комиссий по делам несовершеннолетних. Представьте           
нагрузку на бюджет, если мы их все сделаем постоянными!                         
                                                                                
Замечу также, что к настоящему времени, и это в ходе парламентских слушаний     
17 марта было выявлено, сложилась не только система комиссий по делам           
несовершеннолетних, но сложилась и нормативно-правовая база. Сегодня в          
семидесяти восьми субъектах приняты законы субъектов Российской Федерации о     
комиссиях по делам несовершеннолетних. И помимо закона, в который               
предлагается внести поправки, и Кодекса об административных правонарушениях     
мы с вами должны оценивать и эти семьдесят восемь законов в субъектах           
Российской Федерации. Если мы принимаем законопроект в том виде, как сегодня    
предложен он, то мы наносим очень большой удар по законодательству субъектов    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Рассматривая законопроект на парламентских слушаниях, где были представлены     
практически все субъекты Российской Федерации, мы выяснили, что опыт            
организации, опыт как бы специфических механизмов организации комиссий по       
делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации достаточно     
разнообразен. Есть варианты, как, например, в Саратовской области, где          
региональная комиссия действует на штатной основе, муниципальные комиссии       
действуют на штатной основе, и там региональную комиссию субъекта возглавляет   
заместитель главы администрации. Эта комиссия не фактически, а в соответствии   
с заключёнными соглашениями с судебным департаментом при Верховном Суде         
Российской Федерации по Саратовской области, с рядом других территориальных     
управлений федеральных органов власти выполняет координирующую роль, получает   
всю необходимую информацию, ведёт банк данных семей, оказавшихся в трудном      
социальном положении. Имеется очень интересный опыт и в Пермской области, где   
очень серьёзную правозащитную функцию выполняют муниципальные комиссии по       
делам несовершеннолетних. Также интересен там в основном опыт, связанный с      
защитой прав детей на образование, на труд, на жильё. Естественно, что часть    
субъектов Российской Федерации пошла по пути, когда комиссии действуют на       
общественных началах. Но мы знаем, что в любом случае все комиссии              
обеспечиваются сегодня четырьмя тысячами штатных сотрудников, то есть           
достаточно большой круг людей затронет этот законопроект.                       
                                                                                
В ходе парламентских слушаний был выявлен ряд проблем, которые действительно    
актуальны для комиссий по делам несовершеннолетних: прежде всего, что же это    
за орган, каково его место в изменившейся ситуации, когда действуют институты   
и уполномоченных по правам ребёнка, и уполномоченных по правам человека в       
субъектах Российской Федерации. Сделан общий вывод, который был поддержан       
всеми и закреплён в рекомендациях парламентских слушаний, о том, что мы         
должны идти по пути развития... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, вы выступали ровно пятнадцать минут.     
                                                                                
Елена Борисовна просит добавить ей время для завершения.                        
                                                                                
Елена Борисовна, пятнадцати минут, конечно, более чем достаточно для любого     
доклада по закону. Заканчивайте, пожалуйста, завершите последнюю фразу. (Шум    
в зале.)                                                                        
                                                                                
Коллеги, спокойно, у нас по Регламенту пятнадцать минут. Елена Борисовна        
ровно пятнадцать минут и выступала. Она просит ещё тридцать секунд, чтобы       
завершить доклад.                                                               
                                                                                
Добавьте тридцать секунд.                                                       
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемые коллеги, извините, я просто полагала, что когда на     
отклонение идёт законопроект после первого чтения, то это требует большего      
времени для обоснования.                                                        
                                                                                
Коллеги, во всяком случае для того, чтобы развивалось законодательство о        
комиссиях по делам несовершеннолетних в соответствии с современными             
тенденциями государственно-правовой политики, комитет единогласно принял        
решение рекомендовать Думе отклонить этот законопроект, с тем чтобы в           
ближайшее время внести современный законопроект, предусматривающий ряд          
поправок в действующее законодательство и позволяющий решить те проблемы,       
ради которых когда-то депутаты инициировали... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Елена Борисовна.                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, процедура отклонения...                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопросов у нас по этой процедуре. У нас есть только   
изложение мнений фракций. Причём, я обращаю внимание, что мнения фракций        
фактически должны фиксировать позицию согласия или несогласия с позицией        
комитета. Содержание этого законопроекта мы не обсуждаем, поскольку он          
предлагается к отклонению.                                                      
                                                                                
Депутат Федоткин, фракция КПРФ. Пожалуйста, ваше выступление.                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как так? А, Кашин!                                        
                                                                                
Пожалуйста, Кашин Владимир... Здесь не личные выступления, только от фракции.   
Тогда Кашин, пожалуйста. Кашин Владимир Иванович, я сказал.                     
                                                                                
КАШИН В. И., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Трудно было понять Елену Борисовну, поскольку говорила она долго, говорила в    
большей степени о чести мундира, чем о проблеме. А проблема, которую            
затрагивает этот закон, нарастает, как снежный ком, в нашей стране. Мы должны   
учитывать, что ежегодно у нас добавляется сто тридцать тысяч беспризорных,      
десять тысяч асоциальных семей теряют своих детей, почти столько же семей       
теряют своих детей, когда родителей лишают родительских прав. И вот эта         
проблема, ещё раз хочу сказать, нарастает, как снежный ком, несколько лет мы    
говорим об этой проблеме. Сегодня детей, на решение проблем которых направлен   
закон, по официальной статистике, более семисот тысяч, а мы с вами хорошо       
знаем, что в принципе реальность такова, что от двух до четырёх миллионов       
человек сегодня составляет это число.                                           
                                                                                
Обратитесь к истории - вы увидите, что даже в период Гражданской войны меньше   
было несовершеннолетних, которые были подвергнуты такой дискриминации. И        
тогда, в 20-е годы, принимался закон, который давал возможность мобилизовать    
все ресурсы общества на решение этой проблемы. Именно тогда направлялись эти    
дети и к крестьянам, и к ремесленникам, там они получали профессию, и на        
предприятиях государственных бронь была для этих подростков, и так далее, и     
тому подобное. То есть решалась проблема, и она достаточно быстро была          
решена.                                                                         
                                                                                
Сегодня мы запутали, заговорили эту проблему. Ещё раз хочу сказать: ничего      
существенного мы не услышали о том, когда же мы будем решать эту назревшую      
проблему. Эти миллионы людей вливаются в нашу жизнь преступниками,              
безграмотными людьми! Сегодня адаптируется детей-сирот - Елена Борисовна, вы    
должны это хорошо знать - только 10 процентов, ещё 10 процентов заканчивают     
свою жизнь самоубийством, 40 процентов этих детей сегодня, по существу,         
являются алкоголиками и наркоманами. Возьмите детей, попавших в различные       
исправительные колонии и так далее, и тому подобное, вы знаете также, какое     
положение дел там: 73 процента детей возвращаются снова в эти колонии. И мы     
ничего не хотим делать, и мы ничего не собираемся решать в законодательном      
плане, а только говорим, как у нас растут соответствующие структуры, и          
боимся, как бы им не помешал наш закон.                                         
                                                                                
Считаю, что комитету сначала надо было подготовить закон и сегодня доложить     
палате, что закон готов, он будет работать, он приведёт к тому, что через год   
мы будем иметь то-то, то-то и то-то. А на самом деле сегодня мы только          
замалчиваем проблему и усугубляем, не хотим вернуться к этой серьёзнейшей       
проблеме, которая общество наше в перспективе просто поставит на колени. Ещё    
раз хочу высказать мнение фракции: этот закон можно было дорабатывать.          
                                                                                
Вот смотрите, вы заторпедировали в своё время закон о продовольственной         
безопасности, сегодня доктриной подменяете его. А ведь закон о                  
продовольственной безопасности также мог бы давно работать и решать             
продовольственную проблему. Точно так же и закон о коррупции был загублен       
несколько лет назад. Что, лучше законы, которые появились сегодня? Да ничем     
не лучше! Единственное, что надо делать, - это решать вопрос, сдвигать его с    
мёртвой точки. Ведь это же в конце концов, ещё раз хочу сказать, касается       
будущего России.                                                                
                                                                                
И мы категорически против того, чтобы так огульно и такими непонятными          
рассуждениями подменять сущность проблемы, которая назрела и требует решения.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - депутат Иванов Сергей Владимирович.     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я очень коротко скажу. Фракция    
ЛДПР против того, чтобы данный законопроект снимался с обсуждения,              
отклонялся.                                                                     
                                                                                
Елена Борисовна, вы могли бы не тратить так много времени на обоснование        
снятия данного законопроекта с рассмотрения. Нужно было только сказать, что,    
видимо, в правительстве существует мнение, что достаточно, чтобы министр в      
дорогой шубе приехал на Курский вокзал, погладил по головке беспризорных        
малолетних потенциальных правонарушителей, - и этого достаточно, это и есть     
вся борьба с таким позорным явлением в нашем обществе, относительно которого    
в советское время был, к сожалению, а не к счастью, гораздо лучше               
урегулирован вопрос. Вот и всё, это и было бы реальным основанием для отказа.   
Но фракция ЛДПР за это голосовать не будет.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, от фракции "Справедливая Россия" -    
депутат Грачёв.                                                                 
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Я не профессионал в этом законе, поэтому не буду о нём долго       
говорить, скажу просто, чтобы не было двусмысленности, поскольку Елена          
Борисовна выступала, - наша фракция твёрдо и определённо заявляет, что она      
против отклонения этого законопроекта. И интегральная оценка в дискуссии        
очень простая: существующую систему, которая худо-бедно работает, это           
отклонение порушит, потому что это для них сигнал, что всё это надо             
немедленно рушить, а новые законы ещё неизвестно, когда будут созданы.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование постановление Государственной     
Думы, предложенное Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей, в               
формулировке: отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и             
правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты             
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных            
положений законодательных актов РСФСР и признании не действующими на            
территории Российской Федерации отдельных законодательных актов СССР".          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против          122 чел.27,1%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4501 по 4564 из 7522
По ведению - два депутата: Апарина и Иванов. Если вы будете говорить по этому   
же вопросу, то я вам слова не дам по одной простой причине: точки за и против   
были высказаны.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, депутат Апарина.                                                    
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо. Я не по этому вопросу.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, только сейчас мы проголосовали за то, чтобы не               
рассматривать законопроект, связанный с совершенствованием работы комиссий по   
делам несовершеннолетних беспризорных. Моё предложение и просьба:               
проголосовать сейчас за то, чтобы опубликовать, кто как голосовал, потому что   
у нас, по одним данным, четыре миллиона, а по другим данным, три миллиона       
беспризорных. Самое интересное и трагичное, что никто их не считает. Скорее     
известно, сколько, простите, пожалуйста, собак беспризорных в Москве...         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна, я ваше предложение услышал. Что      
касается позиции фракции, то я посмотрел по времени: пять минут двадцать пять   
секунд выступал депутат Кашин Владимир Иванович. Он обосновал позицию           
фракции, называл цифры, эта позиция совершенно понятна, и поэтому мы знаем,     
как голосовала фракция. Обосновала свою позицию и фракция ЛДПР, она тоже        
против. Обосновала свою позицию фракция "Справедливая Россия", она тоже         
против.                                                                         
                                                                                
Что касается результатов голосования, то они у нас все открыты. Публикуйте в    
Интернете, в изданиях любых и так далее. Такого решения у нас не существует -   
принудить газету...                                                             
                                                                                
Ставится на голосование предложение депутата Апариной: опубликовать в           
"Парламентской газете" результаты голосования. На мой взгляд, это прямое        
нарушение закона о СМИ.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               61 чел.13,6%                                     
Проголосовало против          210 чел.46,7%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    272 чел.                                          
Не голосовало                 178 чел.39,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Ну вот, парламентское большинство встало на защиту демократии. Спасибо.         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Мизулина, дайте справку.                                    
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Здесь звучат      
страшные цифры относительно беспризорности. Я смею утверждать, что все эти      
цифры взяты с потолка. Почему? Потому что сегодня не существует единой формы    
учёта детей, выявляемых в семьях, находящихся в социально опасном положении.    
Три формы учёта существуют: органами внутренних дел (МВД), Министерством        
здравоохранения и социального развития и комиссиями по делам                    
несовершеннолетних в субъектах. Мы собираем эти данные. По нашим сведениям      
получается, если суммировать (а ещё не факт, что эти данные пересекаются),      
около миллиона детей находятся, или живут, в семьях в социально опасном         
положении, могут рассматриваться как потенциальные беспризорники.               
                                                                                
Но законопроект, который мы рассматривали, даже не пытается решить проблему     
ведения единого учёта таких семей, не определяет критерии отнесения семьи к     
семьям, находящимся в социально опасном положении, поэтому... (Микрофон         
отключён.)                                                                      
                                                                                

Заседание № 240

05.07.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 270008-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов СССР" (в части уточнения и расширения полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5044 по 5137 из 6511
Переходим к пункту 20.                                                          
                                                                                
Екатерина Филипповна, вы докладчик, да? Рассматривается вопрос 20. Проект       
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах       
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и      
отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании        
утратившими силу отдельных положений законодательных актов РСФСР и признании    
не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных    
актов СССР". Докладчик - Екатерина Филипповна Лахова. Пожалуйста.               
                                                                                
ЛАХОВА Е. Ф. Уважаемые депутаты, законопроект направлен на совершенствование    
федерального законодательства, устанавливающего основы деятельности комиссий    
по делам несовершеннолетних и защите их прав.                                   
                                                                                
Сегодня комиссии в своей деятельности руководствуются Положением о комиссиях    
по делам несовершеннолетних от 1967 года, утверждённым Президиумом Верховного   
Совета, и статьёй 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики       
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Эта нормативная база не    
соответствует ни современной системе органов власти, ни разграничению           
полномочий, ни задачам, которые стоят перед комиссиями.                         
                                                                                
Что предлагается законопроектом? Во-первых, в статье 11 уточнить и усилить      
правозащитные, контрольные и координирующие функции комиссий. Сегодня при       
отсутствии в России ювенальных судов основное количество жалоб, заявлений,      
представлений о нарушении прав и интересов детей поступает именно в комиссии,   
и у них должно быть достаточно полномочий для того, чтобы выполнить их          
основные задачи: защитить права и интересы детей, восстановить нарушенные       
права, оказать своевременную социальную помощь детям и семьям, находящимся в    
социально опасном положении, во взаимодействии с другими органами и             
учреждениями системы профилактики.                                              
                                                                                
Во-вторых, предлагается дополнить Федеральный закон "Об основах системы         
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" новой главой   
- о рассмотрении комиссиями материалов в отношении детей и их родителей. В      
ней устанавливаются основные правила, которые должны быть едиными для всех:     
кто вправе обратиться, какие материалы рассматриваются, кто допускается к       
участию в рассмотрении, в какие сроки рассматриваются постановления комиссий,   
в каком порядке обжалуются, какие меры воздействия комиссия может применять к   
несовершеннолетним, совершившим противоправные действия, и их родителям, -      
это предмет федерального законодательства. Кроме того, считаем весьма важным    
включение в данную главу нормы о праве комиссии вносить в органы и учреждения   
представления об устранении нарушений прав детей, а также причин и условий,     
способствующих беспризорности детей, совершению ими правонарушений. О           
принятых мерах комиссия должна быть уведомлена в течение месяца. Сегодня даже   
профсоюзы наделены правом вносить представления в защиту прав граждан, а у      
комиссии, чья основная функция - защита и восстановление прав детей, этого      
права нет.                                                                      
                                                                                
В-третьих, в соответствии с вносимыми в Федеральный закон "Об основах системы   
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" изменениями    
предлагается внести изменения в Семейный, Гражданский, Гражданский              
процессуальный и Трудовой кодексы.                                              
                                                                                
В-четвёртых, предлагается признать утратившими силу ряд устаревших актов, в     
частности Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утверждённое       
Президиумом Верховного Совета в 1967 году.                                      
                                                                                
Вступление закона в силу предполагается с 1 января 2008 года.                   
                                                                                
Концепция законопроекта поддержана Верховным Судом, профильным комитетом        
Совета Федерации. Положительный отзыв подготовлен правительством.               
Законопроект поддерживают пятьдесят регионов. Законопроект также был            
поддержан Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их   
прав в марте этого года, рекомендовавшей его принятие в приоритетном порядке.   
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу принять данный законопроект в первом чтении.          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Есть ли желающие       
выступить? Также нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики         
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные                 
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими      
силу отдельных положений законодательных актов РСФСР и признании не             
действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных       
актов СССР".                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.