Заседание № 140
О проекте федерального закона № 269890-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных районов права устанавливать дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Это пока всё, что мы сегодня наработали с вами для голосования. Продолжаем обсуждение. Как договаривались, 23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает представитель Тюменской областной Думы Владимир Владимирович Сысоев. Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В., представитель Тюменской областной Думы. Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесённый в Государственную Думу Тюменской областной Думой в апреле 2013 года. В чём суть этого законопроекта? Данным законопроектом предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации устанавливать не только единые нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных или региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, но и дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от этих налогов и сборов в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. В настоящее время статьёй 58 Бюджетного кодекса определён такой механизм установления субъектами Российской Федерации нормативов отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации: предусматривается возможность установления субъектом Российской Федерации, подчёркиваю, исключительно единых для всех муниципальных образований соответствующей группы, то есть отдельно для поселений, отдельно для муниципальных районов, отдельно для городских округов, нормативов этих отчислений. Таким образом, складывается ситуация, при которой субъекты Федерации могут установить только одинаковые для всех муниципальных районов или городских округов нормативы отчислений от налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта Федерации, независимо от социально-экономического развития каждого муниципального района или городского округа. Уважаемые коллеги, как вы знаете, исключение составляет только налог на доходы физических лиц, дополнительные нормативы отчислений от которого могут устанавливаться субъектами Федерации дифференцированно, в зависимости от социально-экономического развития каждого муниципального образования и его бюджетной обеспеченности, а также акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, на дизельное топливо, на моторные масла. Как вы понимаете, это совершенно небольшие объёмы средств, идущие непосредственно в местные бюджеты муниципалитетов и поселений. При такой ситуации муниципалитеты совершенно не заинтересованы в увеличении налогооблагаемой базы на своих территориях, в привлечении инвестиций, в снятии административных барьеров, поскольку средства на реализацию вопросов местного значения, на софинансирование инвестиционных проектов на своих территориях они гарантированно получают из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме межбюджетных трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, тем самым порождается практика иждивенчества. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул, что считает важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, поэтому предоставление субъектам Российской Федерации возможности вводить дифференцированный подход в закреплении нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты позволит наполнить местные бюджеты муниципальных образований реальными средствами, в получении которых при условии развития своего экономического потенциала муниципалитеты будут заинтересованы. В заключениях на данный законопроект указано, что идея дифференцированных нормативов отчислений будет противоречить бюджетному принципу равенства бюджетных прав муниципальных образований. Вместе с тем с 1 января 2014 года уже введена возможность определения субъектами Федерации дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, на другие виды топлива, следовательно, как вы знаете, прецедент уже есть - это закреплено законодательно. В заключении Правительства Российской Федерации сказано, что расширение сферы применения дополнительных (дифференцированных) нормативов может привести к возникновению кассовых разрывов, но такие проблемы могут быть решены за счёт остатков средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объёме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования. Данный законопроект не затрагивает средства федерального бюджета, но может предоставить серьёзную возможность субъектам Российской Федерации осуществлять гибкую и эффективную управленческую и бюджетную политику в своих регионах. Уважаемые коллеги, на основании изложенного прошу вас поддержать инициативу региона, поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Владимирович Ушаков. УШАКОВ Д. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Комитет внимательно рассмотрел законопроект и отмечает следующее. Механизм, предложенный законопроектом, может привести к снижению прозрачности и объективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, возрастанию субъективизма в распределении финансовых ресурсов и росту зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правильно докладчик отметил, что у субъектов есть возможность установления единых нормативов отчислений от федеральных налогов, которые зачисляются в бюджет, единых для всех муниципальных образований, у субъектов есть возможность установить дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, но они также должны быть едиными для всех муниципальных образований. Если отдать право установления дифференциации нормативов отчислений на усмотрение субъекта, тогда может получиться так, что глава субъекта будет решать: тому муниципалитету даём, этому муниципальному образованию не даём, - и тут могут вмешиваться механизмы, отличные от принципа бюджетной обеспеченности. Правильно также докладчик отметил, что с 1 января 2014 года субъекты Российской Федерации обязаны устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, на дизельное топливо, на моторные масла для дизельных двигателей, производимые на территории Российской Федерации, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета от указанного налога. Но комитет отмечает, что акциз - это совсем не налог, поэтому дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от неналоговых доходов неравномерно распределены по территориям, не являются достаточно стабильными и эффективными источниками доходов, которые можно применять для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Использование же механизма, предложенного в законопроекте, может привести к возникновению кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов, что затруднит финансирование расходных обязательств самих муниципальных образований. Кроме того, законопроектом не установлены методика и критерии определения размеров дополнительных нормативов соответствующих отчислений. Следует отметить, что действующими нормами Бюджетного кодекса - а это статьи 137, 138, 139, 139-1, 142-2, 142-4 - предусмотрено много способов бюджетного регулирования, которые субъекты Российской Федерации или муниципальные районы в отношении поселений могут эффективно использовать в целях выравнивания уровней бюджетной обеспеченности. Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 в целях повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения и дополнения: на муниципальный уровень переданы отдельные налоговые и неналоговые доходы, так, в местные бюджеты зачисляется 100 процентов доходов от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощённой системы налогообложения, 30 процентов от единого сельскохозяйственного налога, 100 процентов доходов от всех штрафов за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, 20 процентов доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, 15 процентов доходов от передачи платы за негативное воздействие на окружающую среду; отменены установленные федеральным законодательством налоговые льготы по местным налогам. Все эти меры, по мнению комитета, позволят укрепить доходную базу местных бюджетов, поскольку в отличие от неналоговых доходов поступления от уплаты НДФЛ, акцизов на топливо являются более стабильными и исключают риски недополучения доходов местными бюджетами. В связи с этим внесение дополнительных изменений в Бюджетный кодекс может быть рассмотрено после оценки результатов реализации принятых на федеральном уровне мер вкупе с действующими мерами налогового и бюджетного регулирования в целях выравнивания уровней бюджетной обеспеченности. На законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. Комитет-соисполнитель - Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - предлагает отклонить законопроект, и Комитет по бюджету и налогам предлагает отклонить законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос Владимиру Владимировичу. Вот та проблема, которую вы подняли в законопроекте, очень старая: двадцать лет Государственная Дума работает - и двадцать лет ломают копья по поводу проблем межбюджетных отношений, и в связи с этим у меня вопрос. Скажем, в соответствии с региональным законом о бюджете всем муниципальным образованиям планируется норматив в 15 процентов, вы предлагаете в рамках этого законопроекта дать право предоставлять кому-то 20 процентов, кому-то 10 процентов, но это, я считаю, неправильно было бы. Вот если бы речь шла о дополнительно полученных доходах, то есть сверх того, что есть в соответствии с региональным законом, тогда, наверное, имело бы смысл говорить о том, что кому-то 15 процентов - по закону, а тем, что сверх плана заработали, - им 50 процентов оставить, тогда логика была бы, а иначе логики нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Владимир Николаевич, отвечая на ваш вопрос, хочу пояснить, что по НДФЛ эти нормативы уже установлены - 15 процентов, и сегодня, например, в Тюменской области из двадцати семи муниципальных образований девятнадцати муниципальным образованиям 100 процентов отчислений по НДФЛ передано уже, то есть они получают и сверхдоходы, у них возникает профицит бюджета, но остальным восьми муниципальным образованиям мы не можем отдать, потому что разный социально-экономический уровень развития. В данном случае в том законопроекте, который мы сегодня рассматриваем, речь идёт именно (то, о чём вы говорите) о единых нормативах отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, это кроме НДФЛ, соответственно, речь идёт о налоге на имущество, о налоге на прибыль, о том, что сегодня мы реально не можем отдать в муниципалитеты. И мы хотели бы иметь именно инструменты планирования, чтобы муниципалитеты не просили у субъектов дотации, трансферты, а были напрямую заинтересованы в увеличении налогооблагаемой базы на территориях, в снижении административных барьеров для привлечения инвесторов, чтобы у них в виде нормативов был инструмент развития инвестиционной бюджетной составляющей на своих территориях. Мы считаем, что введение дополнительных нормативов даст возможность существенно усилить налоговый потенциал в муниципальных образованиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Владимир Владимирович, посыл, с которым вы вносите законопроект, нам понятен, то есть ваша задача - мотивировать муниципалитеты в плане собираемости налогов, в плане поддержки бизнеса и так далее. Если мы с вами внимательно посмотрим, то увидим, что обеспеченность муниципальных образований собственными средствами реально составляет и 5 процентов, есть и 10 процентов, ну 30 процентов - это максимум. По вашей оценке, насколько эти изменения могли бы изменить вот такую ситуацию в муниципальных образованиях - я имею в виду эти процентные показатели - и сможет ли это решить ту проблему, с которой мы давно сталкиваемся и, в общем-то, никак не можем решить кардинально? СЫСОЕВ В. В. Сергей Михайлович, что мы предлагаем? Мы предлагаем, чтобы субъект Российской Федерации имел возможность фактически дотации заменить на нормативы, тем самым муниципалитет будет напрямую заинтересован в том, чтобы и получать новые доходы, и создавать новый налоговый потенциал. Это приведёт к сбалансированности бюджетов и к прямой заинтересованности глав муниципалитетов в том, чтобы заниматься, как я сказал, привлечением инвесторов и созданием нового налогового потенциала на своих территориях. Мы предлагаем внести поправки в Бюджетный кодекс, но, если говорить в целом, конечно, масса проблем, которые сегодня накопились, связанных с необходимостью создания действительно финансово состоятельной муниципальной власти на местах, глобально сегодня не решается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос представителю комитета. Дмитрий Владимирович, правительство и ваш комитет говорят, что принятие законопроекта повысит зависимость муниципалитетов от регионов. Скажите, на чём основывается этот постулат? Ведь муниципалитеты-доноры, собственно говоря, в субъектах по пальцам одной руки пересчитать можно, а этот законопроект, как мне видится, как раз предлагается для того, чтобы исправить эту диспропорцию. Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Владимирович Ушаков. УШАКОВ Д. В. Спасибо большое за вопрос. Законопроект эту ситуацию не исправит, скорее, усилит диссонанс между распределением отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов, которые субъекты могут установить, ведь законом, Бюджетным кодексом, уже предусмотрено, что субъект имеет право установить единые для всех нормативы отчисления от федеральных налогов и сборов, которые перечисляются в бюджет субъекта, в бюджеты поселений, единые для всех нормативы, а коллеги из Тюменской областной Думы предлагают как бы в произвольном порядке устанавливать эти нормативы - для тех муниципалитетов, для которых они считают нужным их установить. Выходит, что для кого-то они захотят установить нормативы отчислений, а для кого-то нет, кто-то получит больше, а кто-то меньше... Действующим Бюджетным кодексом предусмотрены единые нормы, единые для всех нормативы отчислений, а если коллеги хотели чётче дифференцировать эти нормативы, значит, нужно было тщательнее проработать эту дифференциацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Вопрос нашему комитету по бюджету. Понятно, что этот закон не будет принят, но тем не менее хотел бы узнать, анализировались ли в комитете и этот вариант, и другие предложения, которые вносили субъекты Федерации ранее? Президент только что сказал, что нужна сильная и финансово гарантированная власть, а у нас действующие системы бюджетного распределения пока таковы, что большинство муниципалитетов зависят от того, поддержит ли их областной или федеральный бюджет. Так вот вопрос: не даёт ли это толчка к обобщению тех предложений, которые вносят субъекты, чтобы вырабатывать свои подходы, в том числе с учётом того, что сказал президент? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Владимирович Ушаков. УШАКОВ Д. В. Безусловно, такая работа ведётся. В Комитете по бюджету и налогам она ведётся, естественно, в отношении тех налогов, которые собираются на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Так, недавно вот была проведена, и в своём выступлении я это отметил, работа по отмене всех льгот, которые установлены на федеральном уровне, по отмене льгот по налогам и сборам, зачисляемым в местные бюджеты. Это первое. Второе: в своём выступлении я опять-таки отметил, что в целях реализации указа президента отдельные налоговые и неналоговые доходы переданы на муниципальный уровень. Вот те меры, которые я перечислил, согласно сделанной оценке, дадут дополнительно 67 миллиардов рублей в год, понятно, что это на территории всей страны, а не только в Тюменской области. Так что работа ведётся, может быть, коллегам просто стоило чётче прописать дифференциацию и её возможности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов, пожалуйста. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, после принятия этого закона доходная часть местных бюджетов в абсолютных цифрах увеличится? И если увеличится, то, по вашему мнению, куда должны пойти эти деньги? Где их не хватает? И как голосовала Тюменская областная Дума по этому вопросу? Спасибо. СЫСОЕВ В. В. Владимир Иванович, спасибо за вопросы. Во-первых, должен сказать, что Тюменская областная Дума проголосовала единогласно за принятие данной федеральной законодательной инициативы. Если говорить про муниципалитеты, то ещё раз хочу подчеркнуть, что это позволит субъектам те дотации, которые сегодня муниципалитеты получают с уровня субъектов Российской Федерации, заменить дотацией через дополнительные нормативы и тем самым дать муниципалитетам инструменты по созданию нового налогооблагаемого потенциала на своих территориях и вдохнуть новую жизнь в деятельность муниципальных образований. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы все. Коллеги, достаточно для обсуждения? Никто не хочет выступить? Ставлю законопроект на голосование в рамках "часа голосования". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 41 сек.) Проголосовало за 71 чел.15,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.