Заседание № 220
О проекте федерального закона № 269874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации" (принят в первом чтении 16 февраля 2018 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации". Геннадий Григорьевич Онищенко, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, Александр Дмитриевич! Правительство Российской Федерации сделало вполне разумную попытку инсталляции в закон "О науке и государственной научно-технической политике" указа президента "О государственных научных центрах Российской Федерации", который был принят в 1993 году и позволил нам сохранить приоритет научного направления, материально-техническую базу наших развитых центров. Мы этот законопроект рассмотрели в первом чтении, но правительство его отзывает, и, я думаю, по разумным причинам: уже подготовлена новая версия закона о науке. Я предполагаю, что в октябре мы будем его рассматривать как минимум на парламентских слушаниях. И сегодня нам представляется возможность взять тактическую паузу, чтобы не в старый закон вносить данные изменения, а в новый, который будет принят с учётом этих вполне уместных и нужных поправок. Правительство отзывает свой законопроект, и Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает нецелесообразной подготовку данного законопроекта ко второму чтению, предлагает его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Кто за то, чтобы отклонить ранее принятый в первом чтении проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 35 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 100
О проекте федерального закона № 269874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос нашей повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра образования и науки Российской Федерации Григория Владимировича Трубникова. Пожалуйста, Григорий Владимирович. ТРУБНИКОВ Г. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые депутаты! Законопроект был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации осенью 2017 года. Хотелось бы отметить, что это один из наиболее актуальных и востребованных научным, академическим, университетским сообществом законопроектов. Как вы знаете, система государственных научных центров формировалась в 90-е годы, когда экономика переходила к рыночным отношениям и главной задачей государства было сохранение научного потенциала. Ради решения этой задачи в 1993 году указом Президента России в правовое поле был введён особый статус - "государственный научный центр Российской Федерации", который позже, в 1996 году, был закреплён в законе "О науке...". Одновременно для государственных научных центров были сформированы специальные, в первую очередь финансовые, механизмы поддержки, центрам были предоставлены льготы по налогам на имущество, утверждены программы развития и поддержки их деятельности. Сегодня государственные научные центры во многом выполняют роль системообразующих элементов исследовательской инфраструктуры. При относительно небольшой доле исследователей (порядка 5 процентов) доля центров во внутренних затратах на исследования и разработки достигает почти 9 процентов, а соотношение средств на выполнение госзаданий и средств из иных источников, в первую очередь внебюджетных, составляет почти 1 к 5. Переход ГНЦ к фазе активной работы с индустрией подтверждает и то, что доходы от распоряжения результатами интеллектуальной деятельности за 2014-2016 годы выросли более чем в 6 раз, в абсолютных цифрах это порядка 3 миллиардов рублей, - тенденция крайне важная, и её, безусловно, нужно поддержать. Несмотря на значимость системы и хорошую динамику и развитие, в нормативных правовых актах в полной мере не реализовано регулирование ни в части, касающейся порядка отбора научных организаций, которые претендуют на статус государственных научных центров, ни в части, касающейся порядка прекращения этого статуса. Поскольку новый этап экономического роста страны неразрывно связан с развитием национальной технологической системы, а государственные научные центры, несомненно, являются значимым элементом этой системы, необходимо создание адекватного правового регулирования деятельности таких организаций. Корректировка законодательства, на наш взгляд, сейчас абсолютно оправданна, потому что регулирование было сформировано практически 20 лет назад и необходима актуализация. В связи с этим Министерство образования и науки сейчас в инициативном порядке разработало законопроект, в котором в том числе раскрываются новые функции и полномочия ГНЦ. В первую очередь, мы делаем процедуру присвоения статуса ГНЦ открытой для любой научной организации, являющейся лидером не обязательно и не только академической науки, но и отраслевой и университетской. Второе. Мы предлагаем вовлекать результаты, полученные за счёт средств бюджета, в коммерческий оборот, помогая другим научным и образовательным организациям осуществлять их правовую охрану и использование. Третий важный момент - это предоставление возможности привлекать научные и образовательные организации с согласия их учредителей к решению актуальных исследовательских задач для создания конечных технологий, необходимых отраслям. При этом мы считаем, что федеральные органы исполнительной власти или государственные корпорации, которые представили научную организацию в Правительство Российской Федерации для присвоения ей статуса государственного научного центра, должны утверждать программы реализации, определять перечень создаваемых технологий и, главное, определять условия использования результатов деятельности государственных научных центров реальным сектором экономики. Хотелось бы подчеркнуть, что обновление системы государственных научных центров в полной мере соответствует принятой и утверждённой президентом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Синхронно реализуемые меры государственной поддержки в части финансирования и подготовка законодательного и нормативного поля для развития - это не частный случай. Мы просим вашей поддержки в скорейшем принятии этого закона, его ждут как 43 организации, имеющие сейчас статус ГНЦ, так и новые участники процесса научно-технологического развития: у нас есть несколько заявок от госкорпораций и различных ФОИВов на присвоение статуса ГНЦ их организациям. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Сейчас в России функционируют 43 государственных научных центра, которые во многом определяют лицо нашей науки: это ЦАГИ в Жуковском, лётно-исследовательский институт Громова там же, физико-химический институт Карпова в Обнинске и обнинский физико-энергетический институт Лейпунского, это "Вектор" под Новосибирском, это институт неорганических материалов Бочвара, это институт атомных реакторов в Димитровграде, это санкт-петербургские "Прометей", "Гидроприбор", "Электроприбор", это Крыловский государственный научный центр, это Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований, это центры Менделеева, институт физико-технических и радиотехнических измерений, Институт физики высоких энергий в Протвино и так далее, то есть понятно, что речь идёт об очень серьёзных научных центрах, которые определяют будущее нашей науки. Законопроект сложный, он был предметом специального обсуждения с Председателем Правительства Российской Федерации, и в целом мы склонны поддержать законопроект с учётом замечаний, которые высказаны представителями этих научных центров и нашей академической науки. Всего таких замечаний - основных, проблемных - четыре. Первое касается критериев присвоения статуса ГНЦ. Сейчас этот статус получают прежде всего организации, занимающиеся научными разработками. Предлагается - может быть, правильно, - чтобы они могли и внедрять свои разработки, но это становится обязанностью, а значит, у ГНЦ должны быть производственные мощности. У 25 из них таких производственных мощностей просто нет, и может случиться так, что они не будут отвечать критериям, а значит, в каком-то обозримом будущем потеряют свой статус. Это вызывает серьёзную озабоченность. Второе. Григорий Владимирович сказал, что право создания ГНЦ предоставляется и учебным заведениям, и корпорациям, но на самом деле в пакете документов, который прилагается к законопроекту, как раз предлагается отменить указ Президента Российской Федерации от 1993 года, который позволяет создавать такие ГНЦ на базе учебных и производственных организаций, - в законопроекте это право сохранено только за научными организациями. Ясно, что это тоже надо будет поправить, потому что целый ряд наших высокотехнологичных компаний вполне могут претендовать на создание государственных научно-технологических центров. Третье замечание касается всё-таки определённого субъективизма в определении критериев присвоения этого статуса. В частности, в законопроекте отмечено, что его нормы будут применяться в отношении лидеров отрасли научного направления в Российской Федерации. В заключении нашего Правового управления, - в котором, кстати, замечаний больше, чем обычно бывает в заключениях Правового управления, - сказано, что нигде в российском законодательстве не определено, что такое лидер научного направления. Григорий Владимирович сказал, что этот законопроект ожидают руководители в сфере российской академической науки, но должен сказать, что как раз представители Российской академии наук обратили в первую очередь внимание на то, что Российская академия наук вообще не упоминается в представленном тексте законопроекта и никакой роли, в том числе в определении критериев присвоения статуса ГНЦ, ей не отведено. Ну и наконец, четвёртое замечание касается того, что слишком многое, конечно, будет регулироваться нормативными актами, в том числе предусматривается пересмотреть постановление правительства о критериях оценки работы научных организаций. Должен сказать, что это постановление и эти критерии являются предметом самой жёсткой критики со стороны всех без исключения научных организаций, наукометрия у нас требует очень серьёзных изменений. Комитет будет настаивать на том, чтобы те нормативные акты, которые должны быть подготовлены в связи с принятием этого закона, были представлены не к третьему чтению, а ко второму чтению, и мы просим поддержки всей Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Григорий Владимирович, в выступлении содокладчика прозвучала мысль о том, что недостаточно проработаны критерии определения лидерства этих научных центров. Как вы считаете, не приведёт ли такая непрозрачность к тому, что будут определяться в качестве лидеров научные центры, которые таковыми отнюдь не являются, а все остальные организации, которые претендуют, но не имеют связей в структурах, определяющих этот статус, по сути, будут стагнировать и в конечном счёте мы потеряем существенную часть нашего научного сообщества, которая работает много лет и могла бы приносить пользу российской науке, даже не будучи отнесённой к таким лидерам? ТРУБНИКОВ Г. В. Спасибо за вопрос, Антон Юрьевич. Вопрос абсолютно правильный и важный. На самом деле сейчас в различных ФОИВах определены критерии отнесения организаций, которые занимаются научными исследованиями и разработками, к категории лидеров, и ежегодно многие ФОИВы такие списки утверждают ведомственными актами. Я думаю, что, как абсолютно справедливо заметил Вячеслав Алексеевич, в рамках подготовки законопроекта и ко второму, и к третьему чтениям мы сведём воедино перечень этих критериев, постараемся его минимизировать и, думаю, ничего важного не упустим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. У меня вопрос к товарищу Трубникову. Федеральные научные центры и государственные научные центры - их взаимодействие, разница, отличие? И учитывается ли тот небольшой опыт, который у нас есть в отношении федеральных научных центров, когда головное предприятие развивается, а входящие структуры начинают, как показал уже этот небольшой опыт, демонстрировать явные примеры ухудшения ситуации во всех отношениях? Вот эти вопросы вы как-то рассматриваете? И какова дальнейшая перспектива? Ведь уже начинаются разговоры о том, чтобы менять в том числе и форму собственности. Ответьте, пожалуйста. ТРУБНИКОВ Г. В. Владимир Иванович, спасибо за вопрос. Вопрос справедливый. На мой взгляд, всё-таки статус государственных научных центров, поскольку он будет присваиваться Правительством Российской Федерации по представлению профильных ФОИВов или госкорпораций, выше, чем у федеральных научных центров, федеральных исследовательских центров, которые определяются решением профильного ФОИВа. Я думаю, что мы не потеряем, не снизим уровень оценки и уровень требований к тем центрам, которые заслуженно будут претендовать на получение статуса государственного научного центра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Будет или нет в конечном итоге учебным заведениям присваиваться статус ГНЦ? ТРУБНИКОВ Г. В. Конечно, как мы оба говорили, мы хотим, если этот закон будет принят, расширить возможности получения статуса государственного научного центра, а значит, нужны будут и определённые меры господдержки, с тем чтобы не только научные организации из профильных министерств и госкорпораций, но и ведущие университеты, которые за последние несколько лет получили на самом деле колоссальную финансовую поддержку: на базе некоторых университетов созданы совершенно уникальные лаборатории мирового класса, создана инфраструктура, - при соответствии необходимым критериям могли претендовать на присвоение такого статуса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте посоветуемся. У нас в соответствии с Регламентом дальше перерыв, а после него, в 12.30, если вы не возражаете, мы с вами продолжим обсуждение 14-го вопроса нашей повестки дня, учитывая, что уже перешли к вопросам, а далее будут выступления. В противном случае всем приглашённым на рассмотрение этого вопроса придётся вырвать из своего графика работы на текущий день несколько часов, потому что у нас с вами сразу после перерыва должны быть выступления представителей фракций, а затем на фиксированное время поставлен 16-й вопрос. Поэтому, если вы не возражаете, мы с вами можем закончить рассмотрение этого вопроса в 12.30, потом перейти к выступлениям представителей фракций и затем уже идти по повестке, как мы с вами её определили. Это, как говорят представители науки и образования, будет не только гуманно, но и эффективно: заместитель министра должен быть на рабочем месте, работать, а не ждать полдня рассмотрения вопроса. Нет возражений? Нет.
Коллеги, мы приняли решение и продолжаем, как и договорились ранее, рассмотрение 14-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации". Продолжаем задавать вопросы докладчику и содокладчику. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Это, безусловно, важный законопроект, ведь на долю ГНЦ приходится 14 процентов всех фундаментальных исследований и более 45 процентов прикладных исследований, а также 40 процентов научно-технических разработок. Однако, Григорий Владимирович, в этой сфере есть и весьма серьёзные проблемы, в частности проблема старения научных и профессиональных кадров и при этом низкая эффективность решения задач по повышению качества научно-образовательной деятельности и подготовки молодых кадров. Понятно, что такое сочетание проблем может сказаться в ближайшем будущем на развитии системы ГНЦ. Григорий Владимирович, прокомментируйте, пожалуйста, каким образом планируете решать данный вопрос. ТРУБНИКОВ Г. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, спасибо за вопрос. Действительно, в последние годы государство довольно серьёзно поддерживает, финансирует исследовательскую инфраструктуру - как вы знаете, и центры коллективного пользования, и уникальные установки серьёзно финансируются, и реализация этих программ будет продолжена. Что касается поддержки развития кадрового потенциала, на мой взгляд, уже делается очень много. Есть несколько программ развития университетов - это и программа "5-100", и программы развития опорных университетов, федеральных и национальных университетов, программа развития лабораторий, которыми руководят ведущие учёные мирового уровня, в университетах. В 2017 году мы представили в ФОИВы проект новой государственной программы научно-технологического развития, в которой первой и главной подпрограммой заложено развитие интеллектуального кадрового потенциала Российской Федерации, и если эта программа будет поддержана ФОИВами, правительством... Мы считаем, в ней уже сейчас запланированы все необходимые современные инструменты и механизмы для того, чтобы интеллектуальный потенциал Российской Федерации в ближайшие несколько лет был довольно серьёзно увеличен и мы действительно заняли мировые места по компетенциям и высокой квалификации исследователей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Колесникова Надежда Борисовна. КОЛЕСНИКОВА Н. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Григорий Владимирович, в законопроекте сказано, что статус ГНЦ будет присваиваться по результатам мониторинга. О критериях здесь уже прозвучал вопрос, и Вячеслав Алексеевич об этом говорил. А кто будет проводить этот мониторинг, кто будет осуществлять эту важнейшую аналитическую функцию и будет ли Российская академия наук в этом задействована? ТРУБНИКОВ Г. В. Надежда Борисовна, спасибо за вопрос. Несколько лет назад по инициативе Министерства образования и науки были созданы две большие базы данных, оператором которых является Минобрнауки России. Одна база данных содержит результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок, более полутора тысяч организаций, которые занимаются исследованиями и разработками, вообще говоря, обязаны ежегодно публиковать результаты своей деятельности. Другая база данных функционирует уже третий год - это федеральная система мониторинга научных организаций, и сейчас мы устанавливаем требование для всех научных организаций - и академических, и отраслевых, и вузов, то есть для всех организаций, которые занимаются научными исследованиями, - при участии в государственных конкурсах, программах поддержки научных исследований обязательно регистрироваться в этой базе данных, она ежегодно обновляется. Так что, мне кажется, ну вот я абсолютно искренне считаю, что сейчас у нас достаточно данных, достаточно материалов для того, чтобы осуществлять мониторинг деятельности научных организаций. А Российская академия наук - один из экспертных органов, который в том числе оценивает по итогам года результативность научных организаций. Мне кажется, инструмент создан. Наверное, нужно ещё какое-то время, год-полтора, для того чтобы оптимизировать число критериев, оптимизировать отчётность, объёмы заявок и так далее. И конечно, - сегодня уже это несколько раз звучало, в том числе и в выступлении Вячеслава Алексеевича, - всё-таки кроме наукометрической оценки, то есть оценки по результатам интеллектуальной деятельности, по числу публикаций и цитирований, мы должны обязательно осуществлять репутационную оценку научных организаций. И здесь, на мой взгляд, роль Российской академии наук ключевая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто-нибудь хотел бы выступить, коллеги? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я, к сожалению, не успел задать вопрос, но сейчас, выступая, я изложу нашу точку зрения. Мы поддерживаем этот законопроект. Мы считаем, что любое движение в сторону прописывания процедур правительства, которые имеют регулирующее значение, особенно если речь идёт о льготах... чем больше в законе прописано, тем лучше. Тем не менее, на наш взгляд, законопроект, который предложен правительством, имеет определённые недостатки, и вот об этом хотелось бы сказать. Прежде всего, согласно пункту 2 статьи 5 у правительства и сегодня есть право такой статус присваивать. Собственно говоря, никто не мешает всё, что прописано в этом законе, прописать в постановлении правительства, прописать этот регламент, там всё изложить. Далее, если в законе мы не прописываем нормы прямого действия, то тогда нет смысла в его принятии. Вы на нескольких листах расписываете процедуру присвоения этого статуса, но при этом окончательное решение по льготам, по всем существенным вопросам, которые имеют финансовую составляющую, отдаёте на откуп правительству. Собственно говоря, это и сейчас так, понимаете? Вы, с одной стороны, прописываете процедуру, а с другой стороны, не доводите это до конца. Если уж вы считаете, что гораздо правильнее в законе прописать, скажем так, финансовую составляющую, то есть какие льготы устанавливаются, в каких случаях, как, чтобы в как можно более жёсткие рамки поставить чиновников, которые будут принимать решения в отношении предоставления льгот тому или иному научному учреждению, - доведите это до конца, это будет правильно, а вы не дошли здесь до конца. Хотелось бы, чтобы ко второму чтению либо вы дописали это, либо были готовы проекты, из которых мы увидим, какие, собственно, новации вы на самом деле хотите с принятием этого закона получить. Ещё раз подчеркну: сейчас и без этого закона вам никто не мешает принять все те же самые документы, о которых вы пишете в этом законопроекте. Вот ровным счётом ничего не мешает! Пункт 2 статьи 5 - это действующий пункт, вы его исключаете и вводите новую статью - статью 5-1. На мой взгляд, вы в правильном направлении движетесь, но могли бы делать это более решительно. Я думаю, что Вячеслав Алексеевич того же мнения, и, наверное, такие же замечания будут у комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кононов Владимир Михайлович. КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция, естественно, поддержит данный законопроект. Хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда поддерживает все законопроекты, направленные на развитие науки и научной сферы в нашей стране, среди принятых - законы о Российском научном фонде, о Фонде перспективных исследований, о Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского", об инновационных научно-технологических центрах (о так называемых технологических долинах), о статусе наукограда, о Курчатовском институте, о ежегодном государственном докладе о реализации государственной политики в сфере науки и целый ряд других. Я специально назвал не два, не три, а больше, чтобы показать вам, чтобы вы ещё раз ощутили, что в последние годы президент, и правительство, и мы с вами, депутаты всех фракций, очень много внимания уделяем этой важной сфере. Основной задачей рассматриваемого законопроекта, и в этом ну нельзя не согласиться частично с Валерием Карловичем, является приведение нормативной базы, регулирующей деятельность государственных научных центров, в соответствие - вот тут самое главное! - с современными условиями и потребностями развития научно-технологического комплекса страны. Сегодня говорили, что в 1993 году был принят первый документ о ГНЦ, а закон "О науке и государственной научно-технической политике" был принят в 1996 году, его главной задачей было сохранить достижения советской науки, и он выполнил свою функцию. Вы знаете, что сейчас готовится новый закон, и я думаю, что в этом году проект будет внесён в Думу, мы с вами будем его рассматривать. Времена меняются, и сейчас технологии настолько быстро развиваются, можно сказать с космической скоростью, что порой даже научная мысль, мысль футурологов не поспевает за реальным развитием технологий и науки. Именно поэтому наука в нашей стране и определена ключевым приоритетом, что обозначено в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, - об этом сегодня говорили и замминистра, и председатель комитета Вячеслав Алексеевич Никонов. Об этом же говорил и президент 8 февраля в Новосибирске на заседании Совета по науке и образованию. Сегодня необходимо максимально оперативно реагировать на вызовы современности, которые позволят осуществить мощный рывок в научно-технологическом развитии страны. Вот именно об этом идёт речь в данном законопроекте. Я от фракции, но постараюсь завершить оперативно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте время. КОНОНОВ В. М. Речь идёт, собственно, о стратегически важной инициативе, направленной на создание благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации научных школ мирового уровня, на развитие научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований. Дмитрий Иванович Савельев сегодня называл цифру - 40 процентов прикладных исследований выполняют ГНЦ. (Кстати, хочу сказать, что 3 апреля мы планируем провести большой "круглый стол" в Малом зале как раз по вопросам прикладной науки, прикладных исследований и разработок, - милости прошу на заседание этого интересного "круглого стола", который будет проведён нашим комитетом.) Также законопроект касается подготовки высококвалифицированных научных кадров и, конечно, развития научной инфраструктуры, вот это очень важный момент. В условиях формирования экономики больших данных, перехода от информационной эры к цифровой только наука может стать тем драйвером, который совершит преобразование. Я думаю, что на эту тему во вторник, 20 февраля, в этом зале мы будем говорить на парламентских слушаниях, которые состоятся по инициативе Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики и лично Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, поддерживает законопроект и рекомендует всем поддержать его и принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово. Григорий Владимирович, есть желание выступить, в заключение ответить на вопросы? ТРУБНИКОВ Г. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Спасибо большое за очень конструктивные предложения и дискуссию. Мы обязательно учтём всё, что сегодня прозвучало в качестве предложений и замечаний, и ко второму чтению, как мы уже договорились сегодня с Вячеславом Алексеевичем, постараемся подготовить помимо уточнённой редакции этого законопроекта перечень подзаконных актов, которые необходимо принимать вместе с этим законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Алексеевич Никонов, есть желание выступить? Включите Вячеславу Алексеевичу Никонову микрофон на рабочем месте. НИКОНОВ В. А. Естественно, мы будем дорабатывать законопроект по тем направлениям, о которых я сказал. И я всё-таки надеюсь, что ко второму чтению будет подготовлен не только перечень нормативных актов, но и тексты этих нормативных актов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации", 14-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 45 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.