Заседание № 176
О проекте федерального закона № 269777-5 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й пункт. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". Ну, практически доклад уже сделан. Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова. С места. Включите микрофон. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Вы вместо меня уже сделали доклад, мне остаётся только добавить, что законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы - замечаний нет. Комитет предлагает поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Замечаний нет по данному проекту федерального закона. По мотивам записываю Рохмистрова. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По 10-му вопросу по мотивам выступает Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, к сожалению, фракция ЛДПР не может поддержать настоящий законопроект, хотя мы двумя руками за то, чтобы у нас предоставлялись инвестиционные налоговые кредиты. Но в этом законопроекте, к сожалению, говорится не только об этом, да и сама процедура предоставления этих инвестиционных кредитов наводит на мысль, что она будет иметь результатом то же самое, как когда мы тут оказывали помощь предприятиям в виде госгарантий: оформлять эти госгарантии надо год, не факт, что ещё и оформишь, и получали эти госгарантии очень близкие к определённым кругам предприятия, имеющие соответствующих владельцев. Вот и инвестиционные налоговые кредиты будут получать те, кому надо. И кроме того, опять же непонятна ситуация: мы тут вводим ответственность за неправомерное вынесение налоговым органом решения о приостановке операций по счетам, причём пишем это отдельно, несмотря на то что в пункте 3 статьи 35 Налогового кодекса это уже прописано. Статья, правда, не работает, и у нас ответственность налоговые органы не несут. Но вот здесь есть такая вещь, что теперь хотя бы проценты будут списывать и пени за неправомерное удержание и арест счетов предприятия, теперь штраф они будут платить. Но в то же время в этом же законопроекте прописано очень много конкретной ответственности по предприятиям, которую они должны нести. И опять же непонятно то, что здесь расписывается по счетам-фактурам и книгам учёта товаров. Ведь есть же и решение Высшего Арбитражного Суда по этим вопросам, и судебная практика у нас сложилась. Этот законопроект опять фактически не учитывает той практики, которая сегодня сложилась в арбитражных судах по исчислению налога на прибыль и применению налоговых вычетов. Опять законопроект оставляет это на откуп министерству, но, к сожалению, министерство и Федеральная налоговая служба остаются на тех же позициях, и наши предприятия и люди должны опять идти в суды и проходить всё, вплоть до Высшего Арбитражного Суда, чтобы получить те решения, по которым им потом производятся налоговые вычеты. Мы не можем поддержать настоящий законопроект именно потому, что он опять работает в сторону налогового инспектора, который у нас и так и царь, и бог, и количество вызовов на допросы никак не ограничено, и насчитать налоги он может откуда угодно, хоть из пальца высосать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - депутат Эдель. Пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А. Гаврилов по карточке Эделя. По пункту 9 Романов, Эдель и Гаврилов голосовали против. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона, обозначенный в пункте 10 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 20 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 175
О проекте федерального закона № 269777-5 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (принят в первом чтении 16 декабря 2009 года с наименованием "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 33. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". Андрей Михайлович Макаров докладывает о законопроекте с длинным названием, надеюсь, он не будет его повторять. (Оживление в зале.) МАКАРОВ А. М. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, законопроект готовился более полугода, он очень серьёзно обсуждался в комитете. Подготовлены таблицы поправок принятых и отклонённых. Сразу хочу сказать, что мы очень много говорили об этом законопроекте в этом зале. Очень серьёзно упрощаются многие вопросы для налогоплательщиков, очень серьёзно повышается эффективность деятельности государственных органов, в первую очередь налоговых органов, улучшается взаимодействие государственных органов по получению информации. Вот, строго говоря, то, что сделано, подготовлено ко второму чтению. Предлагаю перейти к таблицам поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, две таблицы. Таблица 1 включает семьдесят одну поправку, которую комитет одобрил. Нет желающих обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Пожалуйста, голосуйте. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 40 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принято. Обращаю ваше внимание, что фраза "Макаров всегда прав" прозвучала не из рядов "ЕДИНОЙ РОССИИ", потому что мы иногда всё-таки дискутируем с Макаровым, а вот фракция ЛДПР считает, что Макаров всегда прав. Таблица 2, тридцать пять поправок, рекомендованных к отклонению. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 27 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1% Результат: принято Таблица принимается. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 56 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Принято. Пожалуйста, от комитета. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Олег Викторович, просьба включить в повестку дня на 16 июля данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, принимаем к сведению. Депутат Иванов Сергей Владимирович по ведению. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Викторович, фракция ЛДПР говорила и ещё раз говорит, что мы всегда с большой настороженностью относимся к законопроектам, о которых докладывает депутат Макаров, ибо о том, кто по этим законопроектам выйдет на свободу, мы потом узнаем, он никогда не говорит, кто это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, значит, я ослышался, потому что я хотел даже процитировать автора этого высказывания, ну... Вдруг я ошибся действительно.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 18. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Правительство предлагает вашему вниманию поправки в часть первую Налогового кодекса, которые хотя и носят технический характер, способны существенно улучшить администрирование в части налогообложения. Главная задача этого законопроекта - сделать работающими инструменты, которые сегодня уже в Налоговом кодексе существуют, - это механизмы отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, - но которые фактически не действуют как раз в силу того, что недостаточно хорошо прописаны процедуры, основания, порядок принятия решений. Законопроект решает эти проблемы. Он предусматривает, что налогоплательщики при наличии определённых оснований смогут получать отсрочки и рассрочки значительно проще, чем это делается сегодня. При этом предусматривается, что налогоплательщик получает отсрочку в том случае, если у него есть временные трудности по исполнению своего налогового обязательства, но за то время, на которое предоставляется отсрочка, его финансовое положение изменится и он сможет выполнить и текущие, и отложенные обязательства. По инвестиционному налоговому кредиту. Значительно расширяется сумма, на которую может быть предоставлен этот инвестиционный налоговый кредит: если сегодня ограничение - не более 30 процентов от суммы приобретаемого имущества, то законопроект предусматривает, что этот норматив может быть увеличен до 100 процентов. Устанавливаются правила, по которым налоговые органы производят оценку финансового положения налогоплательщика и принимают соответствующие решения. Урегулируются вопросы, которые сегодня отнесены к компетенции правительства, - о признании задолженностей по налогам и сборам безнадёжными: те основания, которые сегодня принимаются на основании постановления правительства, переносятся непосредственно в кодекс. Предусматривается также уточнить определённые процедуры по другим вопросам. И на наш взгляд, это очень важный документ, который в целом работает в пользу налогоплательщиков. Мы просим поддержать его в первом чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Присаживайтесь. Андрей Михайлович Макаров, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, делает содоклад от комитета. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Без двадцати восемь чертовски хочется работать, поэтому хотел бы сразу сказать, что замечания комитета по данному законопроекту изложены очень подробно в заключении, которое есть у всех депутатов. Мы очень подробно обсуждали данный законопроект на заседании комитета, у нас есть серьёзные замечания по данному законопроекту, которые абсолютно не влияют на оценку, что законопроект надо принимать, он очень нужен для экономики, он решает очень много вопросов. С большинством, ну, даже не с большинством, практически со всеми замечаниями, которые были высказаны на заседании комитета при обсуждении в первом чтении, правительство согласилось. Я думаю, что каждый депутат может ознакомиться с ними в индивидуальном порядке. Если есть вопросы, я готов на них ответить, но итог, резюме краткое: комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и доработать его во втором чтении в соответствии с замечаниями, которые вам представлены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы? Есть. Иванов Сергей Владимирович. Других я не вижу. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Сергей Дмитриевич, данным законопроектом предполагается признать налоговые и таможенные органы уполномоченными органами по принятию решений о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. Не кажется ли вам, что это очень коррупционноёмкая норма и вполне возможны такие схемы, по которым люди будут просто-напросто специально так делать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Я хотел бы пояснить, что в законопроекте, который предложен вашему вниманию, дан закрытый перечень оснований, по которым можно признать задолженность безнадежной к взысканию: это либо ликвидация организации, либо принятие судом соответствующего решения, либо банкротство физического лица, либо смерть физического лица, за которым числится эта задолженность. Это очень объективные основания, которые не могут трактоваться двояко. Но очень важно, чтобы кто-нибудь принял решение, что эти основания на самом деле существуют и, соответственно, прекратил бы все те процедуры взыскания, которые в противном случае неизбежны. Риски коррупции, на наш взгляд, здесь минимальны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросов больше нет. Андрей Михайлович, вы можете присаживаться. Настаивает ли кто-то на выступлении? Депутат Штогрин. Больше нет желающих? Есть - Свердлов, ой, нет, Самойлов. Извините. Фамилии похожие, вот я и перепутал, извините. Пожалуйста, Штогрин. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Олег Викторович. Наша фракция поддерживает законопроект по нескольким причинам. Первое. Действительно, приняв часть первую Налогового кодекса ещё в 98-м году, мы заложили нормы, связанные с возможностью предоставления налоговым органом отсрочки налогоплательщику, если он попал в трудную ситуацию: допустим, если единовременная уплата налога на прибыль по итогам года могла привести к остановке производства, люди могли остаться без работы, а предприятие вообще могло обанкротиться. Ну, бывают разные ситуации. И сейчас в связи с кризисом возникла необходимость принятия таких поправок, которые могут дать возможность этому механизму действительно работать. А поскольку не были доработаны нормы, в частности не была доработана норма об оценке последствий единовременной уплаты налога, которая может привести, например, к банкротству организации или индивидуального предпринимателя, а также не были предусмотрены некоторые другие процедуры, то сегодня, хоть и поздновато... По идее, это надо было сделать ещё два-три года назад - такие поправки принять, - чтобы уже в период экономического кризиса налоговые органы и таможенные органы могли принимать решения и о признании безнадёжными долгов, и о пролонгации рассрочек (отсрочек), об уплате налогов и таким образом спасти реальное производство... Поэтому я считаю, что принимать законопроект надо, тем более что я направил ещё в начале этого года депутатский запрос на имя министра финансов, чтобы выяснить, когда же мы всё-таки эту проблему разрешим, и вот наконец-то мы её разрешили. Я думаю, что комитет совершенно правильно поступил, дав возможность целый месяц работать над поправками, сделав рассылку. Над таким законом нельзя работать второпях, принимать его быстро-быстро, как это бывает с другими проектами законов. Есть возможность в течение месяца нормально отработать все процедуры, юридические, технические и так далее, чтобы мы, приняв решение, действительно дали определённые возможности налоговым органам и налогоплательщикам, чтобы в этой части вопросы были урегулированы, и администрирование налогов совершенствовалось, и были созданы нормальные условия для партнёрских отношений налогоплательщиков и налоговых органов. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Самойлов. САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я вижу, что явных оппонентов этого законопроекта нет, поэтому очень коротко. Конечно же, его надо принимать, главное, что он устраняет очевидные вольности, которые были допущены в некоторых статьях, например в статье 59, он направлен также на поддержку добросовестных налогоплательщиков и отбирает у недобросовестных некоторые преимущества, которыми те пользовались, например, при подаче документов в налоговый орган. Поэтому вот эти и ещё масса других аргументов, конечно же, за принятие этого закона. Предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не настаивают на участии в дискуссии? Нет. Докладчик и содокладчик не настаивают на заключительном слове. Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов". Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 45 мин. 11 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.