Заседание № 115

17.05.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 269339-7 "О дополнении Закона Российской Федерации "О недрах" статьёй 1-3" (о распределении между гражданами Российской Федерации части доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4248 по 4831 из 5592
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О дополнении Закона Российской      
Федерации "О недрах" статьёй 1-3". Докладывает Валерий Фёдорович Рашкин.        
                                                                                
РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, рассматриваемый проект закона направлен на закрепление       
права широких категорий граждан на непосредственное получение части доходов     
федерального бюджета от платежей в связи с добычей полезных ископаемых.         
Предусматривается, что право на получение своей доли от указанных доходов       
имеет каждый гражданин Российской Федерации, который в общей сложности не       
менее девяти месяцев финансового года осуществлял деятельность, периоды         
которой включаются в трудовой стаж, или состоял на регистрационном учёте в      
государственном учреждении службы занятости населения, или получал пенсию,      
имея не менее пяти лет трудового стажа. Предлагаемый проект федерального        
закона позволит, во-первых, избежать усиления таких негативных социальных       
явлений, как тунеядство, во-вторых, будет стимулировать граждан к оформлению    
трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством, в общем и    
целом будет способствовать уменьшению теневого сектора экономики - по данным    
Минтруда, в России насчитывается более 15 миллионов экономически активных       
лиц, за которых не поступают платежи в государственные бюджетные фонды.         
                                                                                
Государственные выплаты в ведущих нефтедобывающих странах хотя и имеют, как     
правило, иное название, но суть их остаётся неизменной: каждому человеку        
принадлежит доля в национальном богатстве. Так, в Кувейте в фонд будущих        
поколений ежегодно перечисляется 10 процентов всех доходов от продажи нефти и   
нефтепродуктов; в несколько иных вариациях, с несколько иными                   
законодательными формулировками и нормативами это существует и в Германии, и    
в Нидерландах, и в Канаде, это же используется в Объединённых Арабских          
Эмиратах - там, где есть нефтедобыча. С учётом невозможности применения в       
России моделей из перечисленных стран - там своя специфика, своя культура, -    
тем не менее игнорировать мировые тенденции развития экономики государства и    
общества, обсуждаемые и поддерживаемые значительным количеством граждан         
(помимо указанных стран ещё и в Каталонии, во Франции, в Швейцарии и в других   
странах), было бы как минимум недальновидно со стороны России.                  
                                                                                
Именно поэтому проектом федерального закона предусматривается введение          
гарантированного дохода, который при этом не является безусловным и как         
минимум долгое время не станет основным. В законопроекте не только в полной     
мере учитываются ограниченные возможности федерального бюджета и проблемы       
российской экономики, но и содержатся инструменты для постепенного улучшения    
сложившейся ситуации. Размер гарантированного дохода не является                
фиксированным и зависит от ряда факторов, включая уровень доходов               
федерального бюджета от добычи полезных ископаемых на территории Российской     
Федерации, количество граждан, имеющих право на получение выплат, и число       
лет, прошедших с момента принятия закона.                                       
                                                                                
Согласно прогнозам Министерства финансов Российской Федерации уровень           
нефтегазовых доходов в 2018 году составит 5 триллионов 133 миллиарда рублей,    
в 2019 году - ещё больше. При этом, по данным Росстата, уровень занятого        
населения в 2016 году составил 72 миллиона человек. Таким образом, в случае,    
если мы сегодня своевременно примем законопроект в первом, а дальше во втором   
и в третьем чтениях, у каждого гражданина, подходящего под критерии,            
обозначенные в законопроекте, будет возможность получить уже в 2018 году        
около 10 тысяч рублей. Для многих граждан России первоначально годовые          
выплаты будут иметь сходство с так называемой тринадцатой зарплатой, что, в     
частности, позволит избежать заметного увеличения инфляционных процессов. При   
этом отсутствует необходимость создания специальных структур исполнительной     
власти и бюрократизации процесса, так как все необходимые сведения для          
определения круга лиц, имеющих право на получение выплат, имеются в             
Министерстве финансов, в Министерстве труда и соцзащиты и во внебюджетных       
фондах.                                                                         
                                                                                
Одним из важнейших факторов адаптации концепции безусловного основного дохода   
непосредственно в нашей стране является постепенное увеличение доли доходов     
федерального бюджета от добычи полезных ископаемых, распределённых между        
гражданами. Таким образом, реализация этого закона позволит добиться            
постепенного снижения зависимости бюджетной системы Российской Федерации от     
нефтегазовых доходов. В дальнейшем положительное воздействие данного            
федерального закона на экономику Российской Федерации, связанное с повышением   
покупательной способности граждан, как важнейшего драйвера роста, с             
увеличением налоговых поступлений от предпринимателей и с уменьшением сектора   
теневой экономики, компенсирует расходы федерального бюджета от направления     
гражданам части платежей, поступающих в связи с добычей полезных ископаемых.    
                                                                                
И в завершение, поскольку были вопросы и в заключении написано, что будет       
дыра в бюджете Российской Федерации, ещё раз назову источники тех средств,      
которые будут выплачиваться непосредственно гражданам, которые имеют право на   
долю природной ренты. В Государственную Думу внесено несколько законопроектов   
- мы их также можем рассмотреть, - которые позволят компенсировать выпадающие   
доходы федерального бюджета: о введении государственной монополии на            
производство и оборот этилового спирта, об установлении прогрессивной шкалы     
налогообложения, о борьбе с коррупцией и другие. То есть это те самые 12        
бюджетообразующих законопроектов, которые мы уже внесли в Государственную       
Думу и которые находятся у нас на рассмотрении, и, если в комплексе их          
принять, не будет никаких минусов в бюджете Российской Федерации.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом от Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным       
отношениям выступает Александр Николаевич Ищенко.                               
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я думаю, в этом зале нет            
человека, который не хотел бы улучшить благосостояние всех наших граждан, и я   
думаю, что с этой трибуны не нужно призывать к жалости, взывать к совести, а    
нужно смотреть реально - давайте обратим внимание на наших пенсионеров,         
ветеранов (в предыдущем законопроекте об этом говорилось), давайте направим     
деньги инвалидам, пенсионерам, малоимущим и так далее. Не надо уравнивать       
всех по так называемому БОДу, базовому основному доходу, который разработали    
англо-американские философы, английские инженеры-экономисты и так далее, и      
даже Финляндия, внедрив в 2017 году такую систему, с января 2019 года уже       
отказывается от неё, так как она оказалась непрактичной.                        
                                                                                
Теперь по существу. Как мы знаем, Закон "О недрах" регулирует отношения,        
возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр,     
использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней              
перерабатывающих производств, минеральных ресурсов, а также подземных вод,      
включая попутные воды. Таким образом, предлагаемая авторами норма не является   
предметом регулирования Закона "О недрах" - заявленные вопросы регулируются     
бюджетным законодательством Российской Федерации, в частности, порядок          
использования нефтегазовых доходов федерального бюджета установлен главой       
13-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.                                   
                                                                                
Кроме того, положения законопроекта нарушают установленный статьёй 33           
Бюджетного кодекса принцип сбалансированности бюджета, который означает, что    
объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному       
объёму доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.    
В законопроекте используется понятие "платежи, поступившие в связи с добычей    
полезных ископаемых", которое не предусматривается в законодательных актах      
Российской Федерации - в соответствующих случаях принято использовать иную      
терминологию, например, в статье 39 Закона "О недрах" речь идёт о платежах      
при пользовании недрами.                                                        
                                                                                
Принятие рассматриваемого законопроекта потребует внесения изменений в главу    
23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения        
прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и принятия федерального     
закона в целях обеспечения замещения доходов федерального бюджета, связанных    
с добычей полезных ископаемых. Вместе с тем представленный законопроект не      
учитывает положения статьи 83 Бюджетного кодекса, устанавливающие условия       
осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.                            
                                                                                
Законопроект поступил в Государственную Думу с отрицательным заключением        
Правительства Российской Федерации, Государственно-правовое управление          
Президента Российской Федерации не рекомендует принимать данный законопроект,   
имеется также отрицательное заключение Счётной палаты, Правовое управление      
Аппарата Государственной Думы не рекомендует принимать данный законопроект.     
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным   
отношениям не рекомендует принимать проект федерального закона в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня два вопроса: один к авторам, другой к представителям       
комитета.                                                                       
                                                                                
Вопрос авторам: почему вы взяли только определённые категории лиц, которые      
должны иметь стаж, а, например, не включаете детей, инвалидов, которые в        
принципе не могут работать?                                                     
                                                                                
И вопрос представителю комитета: вы сказали, что не в тот закон они             
предлагают внести эту норму, но, если бы они, например, отдельным               
законопроектом это внесли, как я в своё время вносил, или внесли в Бюджетный    
кодекс, вы принципиально это поддержали бы?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала депутату Рашкину включите микрофон.               
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Валерий Карлович, мы поэтапно посчитали, посмотрели - исходя в     
том числе из финансов, с учётом полного отсутствия в Российской Федерации       
практики распределения дохода от природной ренты - и сочли необходимым в этой   
ситуации взять именно эту категорию. Я уже говорил, что мы исходили и из        
необходимости того, чтобы, поскольку у нас нет традиций, люди просто не         
бросили работать и даже не искали бы работу. Это начальный этап перехода к      
справедливому распределению доходов, которое связано с природными ресурсами.    
Мы считаем, что в дальнейшем это можно будет совершенствовать и дорабатывать.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Валерий Карлович, я знаю, вы инициатор такого проекта закона,      
ещё десять лет назад, по-моему, пытались внести... Я вам представил позицию     
комитета, а лично моё мнение таково: да, я поддержал бы, но в той части, о      
которой я говорил в начале своего выступления, то есть должна быть              
определённая категория граждан, нуждающихся, а не так, чтобы все подряд - в     
том числе те, кто официально стоит на учёте, где-то получает в конверте         
зарплату, имеет миллиарды, миллионы, - имели право претендовать на эту долю.    
Такой ответ.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Валерию Фёдоровичу: скажите, пожалуйста, за счёт чего вы        
предлагаете профинансировать свою законодательную инициативу? В документах,     
прилагаемых к законопроекту, такой информации, к сожалению, нет. Если из        
доходной части бюджета на три года забрать 20 процентов, появится дефицит в     
размере 3 триллионов рублей.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон.                       
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Вы совершенно правы. В пояснительной записке расчёты               
представлены, и в финансово-экономическом обосновании они представлены. Мы      
чётко рассчитали, сколько граждан подпадёт под действие этого закона, сколько   
пенсионеров, сколько из них безработных, сколько пенсионеров работающих,        
поделили - действительно где-то 1 триллион в год, 20 процентов это              
составляет, на три года это триллионы... Тут же, в материалах к этому           
законопроекту (может быть, вы не дочитали), представлена наша позиция по        
покрытию расходов, которые будут уходить из бюджета и бюджет будет              
уменьшаться: мы указали три законопроекта, которые внесены в Государственную    
Думу и с принятием которых будет происходить покрытие выбывающих доходов        
бюджета Российской Федерации. Всё чётко и однозначно прописано, в цифрах:       
сколько мы получим средств в доходную часть бюджета, если примем                
прогрессивную шкалу налогообложения; сколько мы получим доходов от того, что    
установим монополию на производство и продажу ликёроводочной и табачной         
продукции; сколько мы получим доходов от того, что примем закон о борьбе с      
коррупцией, ратифицируем статью 20 и так далее. Эти законопроекты лежат в       
Государственной Думе. Мы находимся с вами в одних кабинетах, в одном здании,    
в одном помещении, и рассматривать это всегда надо в комплексе.                 
                                                                                
Я прекрасно понимаю: вышли вот сейчас указы президента, необходимо от 10        
триллионов до 15 триллионов рублей изыскать в доходной части, и эту задачу      
перед правительством поставили, они взяли под козырёк, приняли указание         
президента, будут изыскивать. Мы не просто указали, что надо 1 триллион         
рублей в год найти, а даже указали источники. Президент не указал источники,    
но правительство взяло под козырёк, а мы указали источники!                     
                                                                                
Так что всё очень просто и доходчиво: принимаем этот закон, принимаем           
дополнительные законы, и минусов в бюджете Российской Федерации, в доходной     
части, не будет, а будет, наоборот, плюс. А в дальнейшем будет ещё больший      
плюс, потому что заработает схема: купили товары, заработали предприятия,       
доходы у населения увеличились. Ведь из любых кризисов в мире выходят за счёт   
того, что повышается покупательная способность граждан, и в Российской          
Федерации тоже. Если кто-то может меня опровергнуть, пожалуйста, только с       
цифрами и фактами.                                                              
                                                                                
Так что здесь всё предусмотрено.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Есть желающие.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Щаблыкин Максим Иванович. От фракции.                                           
                                                                                
ЩАБЛЫКИН М. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, мы разделяем            
беспокойство о благосостоянии граждан нашей страны, однако есть целый ряд       
объективных причин, почему законопроект не может быть поддержан.                
                                                                                
Авторы законопроекта в пояснительной записке несколько однобоко представляют    
опыт различных стран по применению подобных механизмов и совершенно не          
учитывают те программы и выплаты, которые уже предусмотрены в нашей стране, в   
частности материнский капитал, различные социальные выплаты, субсидирование     
ипотеки и многое другое. Мы всё время говорим о необходимости поддержки         
именно тех, кто в этом нуждается, чтобы развивать адресную помощь, достигать    
её максимальной эффективности. Мы вместе с вами не так давно приняли ряд        
законопроектов, например внесены изменения в части повышения ежемесячных        
выплат при рождении первого ребенка, и этот механизм уже работает.              
                                                                                
В статье 2 Закона "О недрах" закреплено, что владение, пользование и            
распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской       
Федерации осуществляется в интересах народов, проживающих на этой территории,   
и это не просто слова. Все те доходы, которые государство получает от добычи    
полезных ископаемых, направляются на развитие и модернизацию инфраструктуры,    
на реализацию масштабных национальных проектов, о чём и говорится в указе       
президента от 7 мая этого года, где содержится целый комплекс этих              
направлений: формирование сети национальных медицинских исследовательских       
центров; сокращение непригодного для проживания жилищного фонда; создание       
системы поддержки фермеров; строительство сети перинатальных центров (кстати,   
13 центров из 30 уже построены); развитие производства и многое другое. Это     
ли не вклад в национальное благосостояние народа? Открылся Крымский мост -      
уникальный по своим масштабам и сложности проект, который невозможно было бы    
реализовать без консолидации огромных ресурсов. Да, Светлана Борисовна?         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЩАБЛЫКИН М. И. Ответ на вопрос, что получат граждане с доходов от реализации    
полезных ископаемых, очевиден.                                                  
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. От фракции.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Наша фракция,         
безусловно, поддержит этот законопроект, несмотря на все его недостатки, о      
которых сегодня справедливо было сказано. Мы не считаем, что эти недостатки     
настолько принципиальны, что их нельзя исправить ко второму чтению, мы          
считаем, что ко второму чтению их вполне можно устранить.                       
                                                                                
Да, авторы неудачно выбрали закон, в который вносятся эти поправки.             
Действительно, нужно было либо оформить это предложение в виде отдельного       
законопроекта, как это делал я, либо вносить поправки в Бюджетный кодекс, но    
в Бюджетном кодексе нельзя будет сразу, так сказать, сформировать и доходы, и   
расходы, поэтому в любом случае нужно вносить два законопроекта, как,           
собственно говоря, в своё время сделал я.                                       
                                                                                
Напомню, 11 февраля 2009 года в этом зале были отклонены два проекта закона     
на ту же самую тему. Первый проект закона был о том, как нужно собирать         
природную ренту, а второй - о правах граждан на доходы от использования         
природных ресурсов, о том, как эту ренту нужно распределять. Эти два            
законопроекта были внесены более 15 лет назад и отклонены в этом зале.          
Кстати, я посмотрел в базе: отрицательное заключение правительства мы           
получили 22 июля 2003 года, а на рассмотрение в первом чтении законопроект      
был вынесен 11 февраля 2009 года, аж через шесть лет после того, как мы         
получили заключение правительства, и можно было этот законопроект принимать.    
                                                                                
Что за это время произошло и что изменилось? Как вы помните, у нас появился     
Фонд национального благосостояния, то есть фактически идея создания фонда       
прав граждан была реализована, но по указу президента - получается,             
инициатива-то была услышана, но не была до конца реализована. Ведь что          
подразумевается в этом законопроекте и что подразумевалось в тех                
законопроектах, которые я вносил? Предполагалось безусловное исполнение         
статьи Закона "О недрах", которую сейчас цитировали, - что доходы от            
использования недр должны быть направлены на решение проблем всего народа, то   
есть это наше национальное достояние. К сожалению, создание Фонда               
национального благосостояния, скажем так, не позволило достичь этой цели, то    
есть все граждане не почувствовали, что они тоже являются владельцами этих      
природных богатств, собственно говоря, авторы законопроекта пытаются эту        
проблему решить.                                                                
                                                                                
Да, безусловно, есть проблема, связанная с тем, что они распространили          
распределение этой природной ренты на ограниченный круг лиц. Я думаю, что эту   
проблему можно будет решить ко второму чтению, я считаю, что любой гражданин    
по рождению имеет право на свою долю в доходах от добычи природных запасов.     
Мы являемся самой богатой страной в мире по природным запасам на душу           
населения.                                                                      
                                                                                
Что касается Крымского моста, я думаю, мы его построили бы, даже если бы        
действовал этот закон, проблем здесь не возникло бы. Если мы посчитаем          
затраты на Крымский мост и доходы только нефтегазового комплекса, которые не    
доходят до бюджета, - подчёркиваю, не те, которые поступают, а те, которые не   
доходят до бюджета, или те, которые получает нефтегазовый комплекс в виде       
возврата из бюджета, хотя бы даже возврата НДС, доходящего почти до 2           
триллионов рублей, - то увидим, что можно было бы ещё девять Крымских мостов    
построить, у нас просто столько Крымов нет, нам столько мостов не надо, нужен   
один.                                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. На Аляску можно построить, да, на Сахалин.                        
                                                                                
Я думаю, можно придумать, куда построить мосты, но вопрос в другом: как         
сделать так, чтобы граждане почувствовали, что они действительно являются       
гражданами богатейшей страны в мире? Вот этого, к сожалению, пока граждане      
почувствовать не могут, и законопроект, который сегодня рассматривается, -      
это попытка сделать шаг в данном направлении. Да, ещё раз хочу сказать: может   
быть, неудачно выбрана статья, куда вносятся поправки, но это устранимо ко      
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Кроме того, хочу сказать об аргументах, которые были высказаны против           
принятия проекта закона, что ведь сейчас эти доходы идут в бюджет и они идут    
в том числе на поддержку социально незащищённых слоёв населения... Да,          
безусловно, это так, но, как я уже сказал, в бюджет поступают не все доходы,    
которые должны были бы поступать туда, и не все доходы справедливо              
распределяются, а также не в полном объёме идут на поддержку социально          
незащищённых слоёв населения.                                                   
                                                                                
Если бы были приняты наши поправки, подготовленные в том числе фракцией         
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которые поменяли бы, скажем так, финансовые потоки...    
Допустим, появился дефицит бюджета, стало не хватать денег - что начали         
делать? Начали урезать индексацию пенсий. А что надо было бы сделать? А надо    
было бы отменить возврат НДС экспортёрам сырья либо отменить поправку,          
которую внесло правительство, по которой государственные закупки на десятки     
триллионов рублей вышли из-под контроля государства! От 30 триллионов рублей    
хотя бы 10 процентов сэкономьте - пожалуйста, вот вам ещё 3 триллиона рублей,   
это двенадцать, даже тринадцать Крымских мостов можно построить.                
                                                                                
Наша фракция, безусловно, поддерживает этот законопроект. Ещё раз хочу          
отметить: всё, что было сказано, все замечания по этому законопроекту можно     
учесть ко второму чтению. Прямо скажу, только что в этом зале Государственная   
Дума приняла в первом чтении законопроект, в котором поправки вносятся в        
совершенно разные законы, не в один, а в разные законы на разные темы, - ну     
как можно было концептуально его поддерживать?! Тем не менее фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ" его поддержала. Здесь же в один закон вносятся поправки - я считаю,     
здесь править даже гораздо меньше, чем в том законопроекте, за который вы       
только что отдали ваши голоса.                                                  
                                                                                
Призываем вас поддержать авторов и проголосовать за этот законопроект!          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич. От фракции.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот здесь мой      
земляк очень пафосно рассказывал, как у нас всё справедливо. Максим Иванович,   
если вы посмотрите первичную смету строительства Крымского моста, то увидите,   
что там было 25 миллиардов, потом десять раз смета менялась, и он нам           
обошёлся, если я не ошибаюсь, в 260 миллиардов, но ещё не за всё                
рассчитались, поэтому же ещё важен вопрос эффективности! Мост нужен, молодцы,   
что построили, но какова цена вопроса - может быть, десять мостов можно было    
построить рядышком? Поэтому тут пафос неуместен. Это первое.                    
                                                                                
Второе. При предыдущем составе правительства министром труда, вице-премьером,   
министром финансов на полном серьёзе обсуждался вопрос о введении налога для    
безработных - помните, да? Сначала организовали безработных - потом захотели    
ввести налог на них. Вот этот законопроект - Валерий Фёдорович, наверное, это   
упустил - позволит наконец-то вместо Росстата, Минэкономразвития и других       
произвести правильный учёт. Как только вы человека заинтересуете в том, чтобы   
он зарегистрировался - тогда он будет что-то получать, - так мы сможем          
провести точный учёт. У нас ведь, обратите внимание, трижды Росстат             
возвращался в ведомственную структуру, сегодня он является ведомственной        
структурой - структурой Минэкономразвития, поэтому мы никогда не получим даже   
приблизительно правильных цифр статистики, ведь каждый министр хочет казаться   
лучше, чем он есть на самом деле. В результате классификация у нас меняется     
ежегодно, нет учёта реальных проблем, а вот этот законопроект прежде всего      
позволит сделать чёткую выверку, сколько же у нас чего, где и почему.           
                                                                                
Третье. Обратите внимание, у нас на данный момент, ну, я сказал бы, что даже    
сверх всякой меры не учитываются интересы общества при распределении природой   
ренты, понимаете? Вы говорили, что у нас были сверхдоходные годы, когда нефть   
стоила 140 долларов за баррель, но вы мне объясните, какому кодексу -           
Бюджетному, Налоговому - соответствовало бюджетное правило, которое             
канализировало нефтегазовые доходы в чужие ценные бумаги за рубежом,            
фактически стимулируя вывоз денег? Так что справедливости здесь нет - мы        
единственная страна, которая не получила должных дивидендов от очень высокой    
цены на нефть, как мы не получаем их и сегодня. С нашей точки зрения, вообще,   
нефтегазовые доходы правильно было бы национализировать и распределять, они     
должны работать на развитие страны, потому что это общее достояние, а у нас     
узкий, ограниченный круг лиц в принципе распоряжается по собственному           
усмотрению большей частью этих доходов. Примерно 20 триллионов мы получаем от   
реализации всех углеводородов, редкоземельных металлов, но всего 8 триллионов   
в бюджете, а всё остальное - по карманам, поэтому, Максим Иванович, это такая   
условная справедливость! А сейчас у нас доходная часть составляет 13,8          
триллиона, 14 триллионов, а расходная - 16 триллионов. Представляете, сколько   
мы можем сразу получить?                                                        
                                                                                
С нашей точки зрения, этот закон позволит решить несколько проблем.             
Во-первых, он сделает людей заинтересованными, они увидят, что получают         
что-то от природной ренты. Во-вторых, что очень важно, мы наконец выявим,       
сколько людей, сколько организаций не платят ни налоги по зарплате, ни взносы   
в Пенсионный, социальный фонды. Что такое 20 миллионов людей, работающих в      
тени? Это значит, что кто-то получает то, что должно получать государство,      
пенсионеры, потому что если вы не платите в бюджетные и социальные фонды, то    
кто-то другой получает эти деньги, ведь человек в тени товар-то создаёт! Так    
что это и борьба с теневой экономикой.                                          
                                                                                
Вы, конечно же, не примете этот закон, но нам надо находить новые подходы к     
пополнению доходной части бюджета. Пока у нас, к сожалению, всё очень плохо:    
17 налогов и 150 сборов - вдумайтесь! Мы рассказываем, что у нас                
сверхконкурентоспособная налоговая система, а на самом деле одной из причин     
ужимания малого бизнеса является как раз сверхсложное администрирование,        
потому что ни один нормальный предприниматель, который хочет производить, не    
сможет вести бухгалтерию - для этого ему надо штат бухгалтеров нанимать,        
специалистов, которые будут работать с налоговой, с другими органами. А если    
вы посмотрите, какова эффективность сборов, то увидите, что на                  
администрирование зачастую тратится больше, чем мы получаем по этим налогам и   
сборам.                                                                         
                                                                                
Мне кажется, нам надо рассматривать этот закон как направленный на уточнение    
неучтённостей и повышение заинтересованности наших граждан в отношении          
интересов страны и обеспечения того, чтобы это работало. Если вы встречаетесь   
с избирателями, то знаете, что большинство из них вообще не чувствуют своей     
сопричастности: хотя по "НТВ" каждый день говорят, что одна из компаний - это   
национальное достояние страны, но они считают, что это достояние узкого круга   
людей.                                                                          
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово - Валерий Фёдорович Рашкин. Пожалуйста.                    
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, скажу ещё раз: есть история нашей работы,       
есть депутаты, работающие по два, три, четыре, пять созывов, и вы видите, что   
этот вопрос систематически - не периодически, а систематически - выносится на   
пленарные заседания, потому что он актуален. Он действительно актуален для      
граждан Российской Федерации, он действительно актуален исходя из примеров      
справедливого распределения природной ренты в других странах, и всё больше      
стран неизбежно приходят к этому. Мы просто раз за разом натыкаемся на мнение   
большинства депутатов Государственной Думы, которые, я считаю, не слышат        
народ и не изучают практику прогрессивных стран мира в данном, конкретном       
вопросе!                                                                        
                                                                                
Что касается претензии, что данный вопрос регулируется бюджетным                
законодательством. Бюджетное законодательство - это не только Бюджетный         
кодекс Российской Федерации, нормы бюджетного законодательства встречаются      
также во множестве законов Российской Федерации. В частности, в нашем Законе    
"О недрах" нормы бюджетного законодательства содержатся и в статье 42, -        
почему ссылки только на Бюджетный кодекс? - и в статье 29, то есть мы ничего    
нового не открываем, мы просто дополняем закон ещё одной статьёй. И правильно   
было сказано, что мы одновременно говорим и об источниках, и о самих            
расходах, куда их направить, - абсолютно законно, в соответствии с              
законодательством и Конституцией Российской Федерации, этот законопроект        
внесён. Да, это один из вариантов - ещё раз подчёркиваю, - один из вариантов.   
                                                                                
Насчёт источников я уже говорил: источники в Российской Федерации есть. Если    
правительство не идёт на принятие этих мер, если пишет отрицательное            
заключение на данный проект закона и ему подобные, то это такое                 
правительство. Это не от того, что у нас нет денег в России, - они есть, это    
правительство не желает более справедливого распределения доходов от            
природной ренты! Убирать правительство надо, а закон надо принимать, и тогда    
всё встанет на свои места: и источники будут, и доходная часть будет больше,    
причём не на 2 триллиона, а на 10-15 триллионов и более.                        
                                                                                
Что касается опыта других стран. Ещё раз посмотрите, просто полистайте          
материалы: каждый год правительства многих стран разного, так сказать,          
социального обустройства приходят к тому, что доходы от природных ресурсов      
должны справедливо распределяться конкретно между гражданами той страны, где    
они добываются, а льготы должны оставаться.                                     
                                                                                
Что касается справедливости или несправедливости. Ну смотрите, говорили о       
бюджете, о справедливости, по Крымскому мосту. Олигархи попали под санкции -    
налоги в этом же зале им сократили, они набивают свои карманы побольше,         
улыбаются, довольные. А граждане довольны? Нет, граждане недовольны! Все        
граждане будут довольны, когда получат в свой карман личный доход, когда        
каждый сам будет решать, надо олигархам платить из своего кармана или нет.      
Вот давайте бросим клич: кто за то, чтобы помочь олигархам оставить их доходы   
и сверхдоходы? Дудки, ничего не получат олигархи от населения! Это надо         
учитывать, уважаемые коллеги.                                                   
                                                                                
Банки получают по 3 триллиона рублей, здесь, в этом зале, мы оборотные          
средства банков пополняем - а спросили народ? А куда эти средства из банков     
уходят? Опять на премии! До крестьянина они не доходят, до экономики не         
доходят, до малого и среднего бизнеса не доходят. Спросите их! А когда эти      
средства будут у населения, пусть тогда банки попросят у населения - даст       
население банкам на оборотные средства? Не даст!                                
                                                                                
Здесь и помощь Вексельбергу: вот сегодня в Минфине сказали, что помогли, но     
неизвестно, о какой сумме идёт речь, из каких источников. А населению у нас     
нет возможности помочь! Оно беднеет, зарплату не платят, малый и средний        
бизнес закрывается, рабочие места исчезают, а мы с безработицей не боремся!     
Безусловно, основной доход мы, как социальное государство, богатое              
государство, обязаны предоставлять.                                             
                                                                                
Прошу поддержать этот проект закона. (Аплодисменты.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич Ищенко.                                                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Валерий Фёдорович сказал, что    
есть отсылочные нормы в Законе "О недрах", но ведь мы говорим о новой статье,   
которую авторы предлагают включить в этот закон. Это невозможно сделать, я      
уже говорил, что всё это касается бюджетного законодательства, и ко второму     
чтению изменения невозможно вносить, потому что это не предмет регулирования    
Закона "О недрах".                                                              
                                                                                
Валерий Фёдорович сказал, что сделаны экономические расчёты. Я вам поясню,      
какие экономические расчёты, цитирую пояснительную записку: "теоретический -    
слово "теоретический" подчёркиваю - максимум дополнительных расходов из         
федерального бюджета в 2018 году составит 20 процентов", или более 1            
триллиона рублей; "приблизительная формула расчёта первоначальной годовой       
выплаты на одного гражданина..." Итого: каждый гражданин, подходящий под        
критерии, "имеет возможность получить в 2018 году около 10 тысяч рублей".       
Вдумайтесь в терминологию: "около", "если"... Дополнительные доходы от          
внедрения прогрессивной шкалы - до 4 триллионов рублей, от алкогольного         
оборота - от 641 миллиарда рублей и так далее. То есть даже если бы был         
нормальный проект закона, его невозможно принимать с такими экономическими      
расчётами, поэтому прошу поддержать отклонение данного законопроекта.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.