Заседание № 80
23.11.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 269308-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части ограничения размера фиксированных страховых взносов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4867 по 5030 из 7657
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части ограничения размера фиксированных страховых взносов". Докладывает Олег Алексеевич Николаев. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Законопроект, который представлен на ваше рассмотрение, направлен на реализацию положений послания президента страны от 1 декабря 2016 года, в котором говорится о том, что самозанятым необходимо дать чёткий правовой статус и не мешать работать. Данным законопроектом предлагается установить более справедливые налоговые ставки для индивидуальных предпринимателей. Почему такое решение предлагается? Потому что в силу специфики действующего законодательства индивидуальные предприниматели, которые получают доход в размере менее 500 тысяч рублей в год, - это, на наш взгляд, во-первых, люди, являющиеся теми самыми самозанятыми, потому что они сами выполняют те функции, которые у них предусмотрены свидетельствами о регистрации, во-вторых, они не используют наёмный труд. У индивидуальных предпринимателей, которые получают доход в размере 300 тысяч рублей в год и менее (кстати, мы недавно как раз много об этом говорили, принимая в том числе и бюджет Пенсионного фонда, и федеральный бюджет), ситуация ещё более усугубляется. То есть, получается, чем ниже доход, тем больше налоговых отчислений и отчислений в виде фиксированных страховых платежей от дохода эти предприниматели отчисляют, и размер этих отчислений, если взять доход в сумме около 100 тысяч рублей в год, составляет до 30 процентов от их доходов. К сожалению, есть предприниматели в регионах, которые получают такие доходы, и их достаточно много. Ну, для справки: на 1 января 2017 года зарегистрировано около 3,7 миллиона человек индивидуальных предпринимателей, при этом, если взять данные за 2016 год, то на одного нового зарегистрированного индивидуального предпринимателя приходится шесть человек, которые прекратили свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то есть 92,4 тысячи человек зарегистрировались и 623,7 тысячи человек прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Мы с вами прекрасно понимаем, что вот эти люди, которые получают такие маленькие доходы, никак, никоим образом не пользуются теми инструментами, теми институтами, механизмами, которые мы с вами создаём, в том числе законодательно, для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть они не участвуют в поставках для государственных нужд, они не пользуются услугами бизнес-инкубаторов и технопарков, они не пользуются и иными механизмами просто в силу своей мизерности и неспособности. Почему при этом речь идёт о поддержке самозанятых? Мы с вами прекрасно знаем статистику, которая говорит, что на сегодняшний день, по разным оценкам, от 15 до 30 миллионов человек находятся в серой зоне экономики, и наша задача - это, конечно же, вовлекать этих людей в легальный сектор экономики. Здесь, очевидно, главным фактором, главным драйвером этого движения, вовлечения людей в легальный сектор экономики должно стать доверие: доверие прежде всего к государству, доверие к законам и, самое главное, доверие к практике исполнения, к статистике исполнения тех законов, которые принимаются в том числе нами. И конечно же, законодательство должно быть простым, удобным и необременительным для этих людей - тогда эти самозанятые граждане, которые на сегодняшний день находятся в тени, поверят и пойдут. Опять же для справки я вам хочу привести несколько фактов, подтверждающих, что тема самозанятых у нас в последние три года достаточно активно обсуждается. Если быть более конкретными, в 2015 году говорилось об этом в первый раз очень широко на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации, когда были обозначены конкретные возможные подходы; далее это обсуждалось уже в октябре при обсуждении налоговой политики на 2016 год. Однако, к сожалению, в 2015 году ничего в этом направлении не было сделано; через год, когда в 2016 году принимались решения, были приняты две нормы, в соответствии с которыми дали возможность самозанятым как таковым зарегистрироваться и предоставили так называемые налоговые каникулы. При этом очень жёстко был ограничен круг возможных получателей этих льгот, этих налоговых каникул, то есть это репетиторы, няни и сиделки по уходу за детьми и за престарелыми старше 80 лет. И конечно, всё это вызвало полное непонимание, и, самое главное, мы с вами видим статистику: чуть более 500 человек, около 600 человек, которые поверили этому законодательству, назвали себя самозанятыми и соответствующим образом прошли регистрацию. В связи с этим нам видится достаточно справедливым, понятным и логичным то предложение, концепция данного законопроекта: находясь на упрощённом режиме налогообложения, люди платят столько, сколько заявлено, - 6 процентов, при этом фиксированную сумму они платят в фонд обязательного медицинского страхования, чтобы эта система функционировала, скажем так, без проблем. На сегодняшний день именно здесь много вопросов возникает во взаимоотношениях между региональными бюджетами и федеральным бюджетом, потому что регионы вынуждены платить за неработающих граждан, чтобы обеспечить для них обязательное медицинское страхование. Таким образом, мы с вами, наверное, сделаем шаг к преодолению барьера, который на сегодняшний день существует для индивидуальных предпринимателей, для людей, когда законодательно закреплено... Если человек получает доход, как я уже сказал, менее 500 тысяч или 300 тысяч рублей, то в принципе ему уже экономически, получается, невыгодно, обременительно, муторно заниматься этим, проще находиться в сером секторе экономики. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Алексеевич. С содокладом выступает Дмитрий Васильевич Юрков. ЮРКОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Согласно действующей статье 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, оценщики и прочие плательщики, чей годовой доход менее 300 тысяч рублей, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется как произведение 12 минимальных размеров оплаты труда и тарифа страховых взносов, то есть сейчас фиксированный размер составляет 23 тысячи 400 рублей. Наши же коллеги предлагают сделать фиксированный размер - не более 6 процентов, то есть при максимальном доходе в 300 тысяч рублей взнос на обязательное пенсионное страхование составит 18 тысяч рублей, что на 5400 рублей меньше действующей нормы. Соответственно, к чему это приведёт? Во-первых, это приведёт к недопоступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда. Во-вторых, как следствие, потребуются дополнительные ассигнования из федерального бюджета. Комитет запросил мнение регионов по этому вопросу, и отзывы из регионов следующие: восемь отрицательных отзывов от законодательных органов государственной власти и 15 отрицательных отзывов от органов исполнительной власти, в поддержку высказались только два региона. С учётом изложенного комитет не согласен с таким подходом и не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет. Олег Алексеевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Николаеву включите микрофон. НИКОЛАЕВ О. А. Единственно, хотел бы добавить. Мы буквально на прошлой неделе, по-моему, внесли изменения в Налоговый кодекс, и эти фиксированные платежи, о которых только что говорил представитель комитета, соответственно повысились до 32 тысяч в совокупности (и в Пенсионный фонд, и в ФОМС), в итоге повышение составило 16 процентов. То есть нагрузка на тех людей, которые получают доходы 300 тысяч и меньше, увеличилась даже больше, чем ставка инфляции. Правительство объясняет, что при этом они отвязали страховые отчисления от размера МРОТ, но мы говорим о другом. Мы говорим о массовом вовлечении данным законопроектом в легальную сферу людей, которые на сегодняшний день осуществляют трудовую деятельность в тени, - их десятки миллионов человек! - с тем чтобы они имели в будущем гарантированное пенсионное обеспечение. Понятно, что нам ещё надо будет в этом направлении поработать и, возможно, какие-то нормы законодательства состыковать, но важно это движение начать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Васильевич, будете что-то добавлять? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 10 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.