Заседание № 39

02.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 26915-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о дополнении категории выборных должностных лиц в субъектах Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6469 по 6639 из 7529
Теперь необходимо нам с вами принять решение. Есть предложение рассмотреть      
17-й вопрос в связи с тем, что здесь докладчик, который приехал действительно   
издалека. Это законопроект, рассматриваемый в первом чтении. Нет возражений?    
                                                                                
Приступаем к рассмотрению 17-го вопроса - проекта федерального закона "О        
внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основных гарантиях        
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Еврейской            
автономной области члена Совета Федерации Станислава Владимировича Вавилова.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВАВИЛОВ С. В., член Совета Федерации.                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона     
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основных гарантиях     
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации" внесен в порядке законодательной инициативы Законодательным          
Собранием Еврейской автономной области.                                         
                                                                                
Авторами законопроекта - депутатами Законодательного Собрания предлагается      
дополнить перечень выборных должностных лиц термином "иные выборные             
должностные лица в соответствии с конституциями (уставами) субъектов            
Российской Федерации и уставами муниципальных образований", так как в           
федеральном законодательстве предусмотрены выборы, в частности, только          
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также главы          
муниципального образования. Основанием для предложенного проекта федерального   
закона стало определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта       
2004 года по Уставу города Москвы, согласно которому признаются все             
соответствующие федеральному законодательству правовые нормы, допускающие       
возможность выборов должностного лица, не являющегося руководителем высшего     
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.    
Наряду с этим в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30          
августа 2002 года было сказано, что осуществление полномочий высшего            
должностного лица субъекта Российской Федерации лицами, не избираемыми          
населением, нарушает принцип, установленный частью 2 статьи 3 Конституции       
Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих         
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации".                 
                                                                                
В действующей редакции указанного федерального закона предусмотрены выборы      
Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта             
Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа               
государственной власти субъекта Российской Федерации, а также избираемого       
непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории     
муниципального образования, главы муниципального образования. Иными словами,    
речь идет об определении понятия выборного должностного лица, избранного в      
форме непосредственной демократии, на основе которой избирается Президент       
Российской Федерации, руководители высших исполнительных органов                
государственной власти субъектов Российской Федерации и главы муниципальных     
образований. Имеющаяся практика формирования высших органов государственной     
власти в некоторых зарубежных государствах, российская практика формирования    
органов государственной власти на федеральном уровне, в субъектах Российской    
Федерации дают примеры совместного избрания должностных лиц в форме прямой      
демократии. Выборы других должностных лиц федеральным законодательством не      
предусмотрены. Налицо пробел в праве, так как кроме должностных лиц,            
избираемых в форме непосредственной, прямой демократии, есть должностные        
лица, избираемые в форме представительной и косвенной демократии. В             
предлагаемом законопроекте предлагается устранить имеющийся пробел в            
российском законодательстве, расширить перечень выборных должностных лиц,       
избираемых как на основе прямой, так и косвенной демократии.                    
                                                                                
Прошу депутатов Государственной Думы поддержать законодательную инициативу      
Законодательного Собрания Еврейской автономной области. Спасибо.                
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Владимирович. Присаживайтесь,          
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Содоклад сделает член Комитета по конституционному законодательству и           
государственному строительству Сергей Алексеевич Попов.                         
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском   
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, рассматриваемый законопроект внесен 12 марта 2004 года.     
Законопроектом предлагается уточнить понятие "выборное должностное лицо",       
дополнив существующий в пункте 8 статьи 2 Федерального закона "Об основных      
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации" перечень выборных должностных лиц термином "иные          
выборные должностные лица в соответствии с конституциями (уставами) субъектов   
Российской Федерации и уставами муниципальных образований". Необходимость       
такого дополнения обосновывается тем, что в отдельных федеральных законах       
предусматривается наличие иных выборных должностных лиц местного                
самоуправления, помимо перечисленных в пункте 8 статьи 2 данного федерального   
закона, и, кроме того, возможность не только назначения, но и избрания          
мировых судей.                                                                  
                                                                                
На самом деле Федеральным законом "Об общих принципах организации местного      
самоуправления в Российской Федерации" действительно предусматривается          
наличие представительного органа муниципального образования, главы              
муниципального образования, контрольного органа, а также иных выборных          
должностных лиц местного самоуправления. Однако наличие иных органов местного   
самоуправления, порядок формирования, полномочия, срок полномочий и другие      
вопросы их организации и деятельности определяются уставом муниципального       
образования, а не конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации,      
как можно предположить из текста законопроекта. Более того, уставом субъекта    
принципиально невозможно определить структуру органа местного самоуправления,   
это полномочия органов местного самоуправления, и никто - ни мы с вами, ни      
субъекты - не может туда вторгаться. В этой связи, кстати, необходимо           
уточнить, что Федеральным законом "Об общих принципах организации               
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации" не предусмотрено иных выборов            
должностных лиц в субъектах, кроме высшего должностного лица субъекта           
Российской Федерации. Что касается мировых судей, на которых ссылаются авторы   
законопроекта, они являются носителями судебной власти, входят в единую         
судебную систему Российской Федерации и обладают единым с другими судьями       
статусом.                                                                       
                                                                                
На законопроект получены отрицательные отзывы правительства и Правового         
управления Аппарата Государственной Думы. По мнению комитета, предлагаемые      
законопроектом изменения названной статьи федерального закона ухудшают          
действующую редакцию, допуская неоднозначное понимание понятия "определенные    
федеральным законом". Комитет по конституционному законодательству не           
усматривает достаточных оснований для изменения действующей нормы и             
предлагает Государственной Думе данный законопроект отклонить.                  
                                                                                
Вместе с тем я бы хотел добавить, что, рассматривая в комитете данный           
законопроект, мы обратили внимание на такую вещь, на которую, вероятно,         
следовало бы обратить внимание раньше. Когда писали закон "Об основных          
гарантиях...", института мировых судей у нас не было и, естественно, тогда      
рассматривали возможность выбора из органов законодательной                     
(представительной) и исполнительной власти. Но в законе "Об основных            
гарантиях..." написали, что это относится к выборам органов государственной     
власти, к каковой мировые судьи в действительности относятся. Впоследствии      
закон неоднократно пересматривался, но вот как у нас сложился в комитете        
такой штамп, в наших головах, что закон к судьям не относится, - даже не то,    
чтобы у нас сложился штамп, просто этот вопрос как-то в голову не приходило     
рассмотреть, - так он и остался нерассмотренным. Между тем на выборах мировых   
судей закон "Об основных гарантиях..." должен работать: имеется избирательный   
округ, в данном случае участок мирового судьи, там должна быть, вероятно,       
какая-то комиссия. Эти нормы, вероятно, нужно будет впоследствии просто         
подработать. Во всяком случае такой положительный итог от внесения данного      
законопроекта в любом случае у нас останется.                                   
                                                                                
Может быть, Законодательное Собрание Еврейской автономной области в этом        
плане сделает шаг вперед и внесет соответствующий проект, мы были бы очень      
рады его рассмотреть, потому что в действительности вопросы о мировых судьях    
они поставили первыми. А этот законопроект...                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Вот госпожа Гайнуллина еще раз напомнила, что              
законопроект идет на отклонение, спасибо большое.                               
                                                                                
Так вот, если бы Законодательное Собрание внесло бы такой проект закона, мы в   
комитете, безусловно, его рассмотрели бы, а этот законопроект комитет           
предлагает отклонить. Большое спасибо.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Есть ли вопросы к докладчику и          
содокладчику? Есть ли желающие выступить? Представители правительства и         
президента? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом          
чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить данный     
законопроект.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за               22 чел.4,9%                                      
Проголосовало против           21 чел.4,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     43 чел.                                          
Не голосовало                 407 чел.90,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.