Заседание № 77
О проекте федерального закона № 269132-7 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ставок налога на прибыль организаций для участников особых экономических зон).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса нашей повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Дмитрия Васильевича Юркова. Пожалуйста. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен для принятия в третьем чтении. Комитет по бюджету и налогам просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", 12-й вопрос нашей повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 01 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 269132-7 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ставок налога на прибыль организаций для участников особых экономических зон; принят в первом чтении 13 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к 23-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ставок налога на прибыль организаций для участников особых экономических зон). Доклад Дмитрия Васильевича Юркова. Пожалуйста. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило четыре поправки, они полностью поддержаны Комитетом по бюджету и налогам и включены в таблицу поправок № 1. Комитет просит утвердить данную таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 44 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, это у нас вопрос 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 16 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ЮРКОВ Д. В. Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Просьба включить его в повестку дня завтрашнего заседания, на 16 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 269132-7 "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ставок налога на прибыль организаций для участников особых экономических зон).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, дальше мы рассматриваем одновременно вопросы 12, 13 и 14, с одним докладом и с одним содокладом. 12-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации", 13-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 284-4 Налогового кодекса Российской Федерации", 14-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Илья Вячеславович Трунин. ТРУНИН И. В. Спасибо большое, Иван Иванович. Уважаемые депутаты, правительство предлагает внести три локальные поправки в Налоговый кодекс, в часть вторую Налогового кодекса, - все они касаются налога на прибыль. И спасибо большое вам за возможность обсудить их в комплексе, объединив их рассмотрение. Первое изменение касается статьи 251 Налогового кодекса, устанавливающей, какие доходы освобождаются от налогообложения. Законопроект направлен на разрешение ситуации, с тем чтобы избавить от дополнительных бюджетных трат деятельность, осуществляемую в рамках Фонда перспективных исследований. Напомню, что этот фонд создан для осуществления исследований в области обороны и безопасности, и в соответствии с законом результаты интеллектуальной деятельности, то есть результаты тех исследований, которые проводятся за счёт бюджетных средств, передаются госкорпорациям, федеральным органам исполнительной власти или юрлицам, осуществляющим деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства. Однако в соответствии с действующим законодательством при передаче таких результатов интеллектуальной деятельности уплачивается налог на прибыль, и он должен быть уплачен в том числе за счёт средств бюджетов всех уровней, которые формируют этот фонд. Предлагается подобную передачу результатов интеллектуальной деятельности освободить от налога на прибыль. Второе нововведение касается внесения изменения в статью 284 Налогового кодекса, определяющую налоговые ставки. Напомню, что в прошлом году, когда принимался закон о временных параметрах, увеличивающих ставку налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, - с 2 до 3 процентов, это было сделано для всех налогоплательщиков, и такая ставка увеличена на период до 2020 года. Однако для резидентов особых экономических зон существует льгота: они в полном объёме уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет, а по ставке налога, зачисляемого в региональный бюджет, установлены различного рода льготные параметры. Таким образом, получилось, что мы, сами того не желая, изменили, ухудшили условия для бизнеса, условия ведения деятельности для резидентов особых экономических зон при решении типичной бюджетной задачи, - предлагается исправить этот недостаток, сохранив для резидентов особых экономических зон ставку налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 2 процентов, то есть восстановив для них те нормы, которые действовали до вступления в силу соответствующих законодательных актов. И третье нововведение - в статье 284-4 Налогового кодекса приводятся в соответствие налоговые параметры налоговых льгот по налогу на прибыль для резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Напомню, что для региональных инвестиционных проектов установлена отсрочка в исчислении сроков применения налоговых льгот по налогу на прибыль, которые дифференцированы в зависимости от объёма осуществляемых инвестиций: если инвестиционный проект предусматривает объём вложений от 50 до 500 миллионов рублей, исчисление срока применения льготных ставок начинается с момента получения первой прибыли, но не позднее чем через три года после регистрации в качестве регионального инвестиционного проекта соответствующего бизнеса; если в инвестиционный проект вкладывается свыше 500 миллионов рублей, отсрочка составляет пять лет. Для территорий опережающего развития предлагается ввести подобную дифференциацию в отношении проектов с объёмом вложений свыше 500 миллионов рублей (сейчас там существует отсрочка только на три года) и установить два дополнительных срока, поскольку в рамках ТОРов реализуются и планируются к реализации очень крупные инвестиционные проекты. Так, если инвестиционные вложения составляют 1 миллиард рублей и более, то подобного рода отсрочку, по истечении которой начинают применяться льготные ставки, если не получена прибыль в рамках инвестпроекта, предлагается установить на шесть лет, а для очень крупных проектов - заявки на такие проекты тоже существуют и будут реализованы, объём капитальных вложений там составляет не менее 100 миллиардов рублей - предлагается установить срок девять лет. Что касается выпадающих доходов, скажу, что подобные изменения напрямую не влияют на выпадающие доходы, не создают дополнительных выпадающих доходов для бюджетов субъектов Федерации. Единственно, риски по доходам возникают, когда предоставленные льготы начинают действовать, то есть, соответственно, через пять-семь лет после начала реализации проектов, в тот момент эта дополнительная отсрочка либо с трёх до пяти лет, либо с пяти до шести, либо с шести до девяти лет начинает влиять на доходы бюджетов. В ближайшее время, в период бюджетного планирования, в котором мы сейчас находимся, никаких выпадающих доходов не прогнозируется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович. С содокладом выступает Дмитрий Васильевич Юрков. ЮРКОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Первый законопроект касается внесения изменения в 251-ю статью Налогового кодекса. В настоящее время действует Федеральный закон № 174-ФЗ "О Фонде перспективных исследований". Этот фонд создан за счёт средств бюджета, и одной из его задач является проведение исследований в интересах обороны и безопасности страны. Результаты интеллектуальной деятельности фонд передаёт федеральным органам исполнительной власти и таким госкорпорациям, как "Росатом" и "Роскосмос", и технически возникает обязанность уплаты налога на прибыль с доходов в виде безвозмездно полученных прав. В законопроекте предлагается внести изменение в 251-ю статью Налогового кодекса, а именно: при передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности в области обороны и безопасности, полученные в ходе исследований, которые ведутся полностью за счёт бюджетных средств, налог на прибыль с Фонда перспективных исследований не взимать. На законопроект поступило 12 положительных заключений законодательных органов власти и 22 положительных отзыва исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Следующий законопроект. В действующей редакции статьи 284-4 предусмотрено, что при отсутствии прибыли в течение трёх налоговых периодов у резидентов территории опережающего социально-экономического развития или территории свободного порта Владивосток льготная ставка по налогу на прибыль начинает действовать с четвёртого налогового периода. Предлагаемые поправки направлены на увеличение доверия инвесторов к ТОРам как реально действующим инструментам. В законопроекте предлагается дифференцировать инвесторов по капитальным вложениям. Инвесторы с объёмом вложений до 500 миллионов рублей работают по действующему режиму. При инвестициях более 500 миллионов рублей, если в течение пяти лет не появилась прибыль, применение льготных ставок начинается с шестого периода. При инвестициях более 1 миллиарда рублей и отсутствии прибыли в течение шести налоговых периодов льготный режим начинает действовать с седьмого периода. При 100 миллиардах рублей инвестиций и более и отсутствии прибыли в течение девяти налоговых периодов льготные ставки начинают действовать соответственно с десятого периода. У крупных инвестиционных проектов срок выхода на проектную мощность и срок окупаемости гораздо больше, чем три года, а сейчас получается, что, если в течение трёх периодов у инвестора нет прибыли, льготный период уже наступает. Например, в Хабаровском крае реализуется проект строительства нового аэровокзального комплекса аэропорта Хабаровск. Заявлены инвестиции в объёме более 4,5 миллиарда рублей, при этом срок окупаемости при обычном режиме составляет 25 лет. Таким образом, новая редакция статьи более прикладная, и инвесторы смогут воспользоваться льготным периодом уже в полном объёме. Вместе с тем комитет отмечает следующее. Целесообразно было бы провести анализ эффективности уже действующих систем в отношении более 120 резидентов ТОРов, то есть, когда мы вводим новые льготы, логично было бы дать оценку уже действующим. Но в данном случае следует учесть, что первая территория опережающего развития была создана в июне 2015 года в Комсомольске-на-Амуре и, видимо, времени прошло ещё недостаточно, для того чтобы делать такую оценку. Это первое. Второе. Безусловно, нововведение коснётся регионов в части выпадающих доходов. В заключении комитета мы отразили, что необходимо рассмотреть вопрос о возможности применения льгот с учётом мнения субъекта, то есть включить так называемый механизм двух ключей. Есть опасение, что регионы позже получат доходы в бюджет от налога на прибыль, но без режима ТОР этих доходов не было бы вовсе. Несмотря на недополучение отчислений по налогу на прибыль, бюджет должен выиграть с учётом увеличения объёма поступлений по другим региональным и местным налогам. Кроме того, в федеральный бюджет поступит больше доходов благодаря увеличению поступлений по налогу на добавленную стоимость, потому что по НДС никаких льгот у нас нет. И для примера: создано 37 ТОРов, инвестировано более 14 миллиардов рублей, организовано 1772 новых рабочих места на Дальнем Востоке... Ко второму чтению мы, безусловно, данный законопроект доработаем. Комитет по бюджету и налогам просит поддержать в первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 284-4Налогового кодекса, так как главное в проекте, несмотря на существующие недочёты, замечания, - это стремление оправдать доверие инвесторов, обеспечить условия для создания новых рабочих мест и дополнительных поступлений в региональные и местные бюджеты. Поступило 12 положительных заключений на законопроект от законодательных органов власти и 22 положительных - от исполнительных. И третий законопроект - по 284-й статье Налогового кодекса. Мы в прошлом году приняли... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте. ЮРКОВ Д. В. ...401-й федеральный закон, внесли в Налоговый кодекс изменения, в том числе установили максимальную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере не 2 процентов, а 3 процентов до 2020 года. Для организаций - резидентов особых экономических зон и участников особых экономических зон в Магаданской области законом субъекта может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль, который зачисляется в бюджет субъекта, вплоть до 0 процентов. В законопроекте предусматривается для указанных организаций сохранить ставку налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, на уровне 2 процентов. Кроме того, максимальная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов, для резидентов особых экономических зон была снижена с 13,5 до 12,5 процента, то есть снижена без решения субъектов. В законопроекте восстанавливается величина максимальной ставки по налогу на прибыль - 13,5 процента, а по решению уже самого субъекта эта ставка может быть снижена. Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич. Присаживайтесь, пожалуйста. А, не нужно присаживаться, может быть, вопросы будут. Коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Илья Вячеславович, вот представитель комитета сказал, что нужно проанализировать, как действуют льготы. В связи с этим вопрос. Вы помните, что в сентябре этого года во Владивостоке проходил большой форум - Восточный экономический форум. Там предприниматели как раз говорили про налоговую сферу примерно следующее: сейчас существуют проблемы с возвратом НДС, он практически не возвращается, то есть существует льгота, а в свободном порту Владивосток её использовать фактически не могут, потому что заявка рассматривается пятнадцать дней, а срок прохождения по налоговой - пять дней, а также преференциями не пользуются те, у кого иностранный капитал, - идёт отказ в банках, а там бывает даже около 100 процентов. Так вот планируется ли что-то делать по НДС: сокращать сроки, использовать электронный документооборот - выравнивать ситуацию? Это первый вопрос. Второй вопрос: целесообразно ли вообще принимать новые льготы, не проанализировав, не создав экономическую модель, как используются старые? ТРУНИН И. В. Я обращаю внимание на то, что рассматриваемый законопроект не касается льгот по НДС. В отношении же вашего вопроса - мы помним, что на Восточном экономическом форуме действительно обсуждался вопрос о возврате НДС, но не в разрезе того, какие сроки установлены в налоговом законодательстве и как они соблюдаются, - обсуждался вопрос о применении той преференции, которая существует на Дальнем Востоке. Эта преференция заключается в том, что ускоренный возврат НДС возможен не только для крупных предприятий и не только под банковскую гарантию, но и под поручительство управляющей компании, которой является Фонд развития Дальнего Востока. Пока, насколько мне известно, Фонд развития Дальнего Востока не разработал механизм отбора или в каком порядке он будет предоставлять такое поручительство, то есть это даже не налоговый вопрос, а вопрос организации работы управляющей компании. Мы периодически встречаемся, обсуждаем эти аспекты - я думаю, что в ближайшее время Фонд развития Дальнего Востока выйдет с предложениями, как он будет предоставлять поручительство. Что же касается в целом оптимизации системы возврата НДС, то есть применения нулевой ставки, напомню, что на рассмотрении в Государственной Думе сейчас находится законопроект, который был принят в первом чтении, о внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса, именно о нулевой ставке и порядке её применения, правительство внесло поправки ко второму чтению, которые тоже направлены на решение ряда проблемных вопросов, связанных с возмещением НДС, - это и применение нулевой ставки в процедуре реэкспорта, и применение нулевой ставки при использовании экспорта с использованием почтовых отправлений и так далее. То есть работа ведётся, и есть комплекс мер, который мы предлагаем. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Тимофеева ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. Хотелось бы узнать вашу позицию. Мы обсуждали на Восточном экономическом форуме, что сейчас возможность применять нулевую налоговую ставку ошибочно не распространена на организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение. В данном случае это предложение мы вновь не видим реализованным. При этом хочу вам напомнить, что в 2016 году было поручение президента, предполагавшее, что санаторно-курортные объекты независимо от их места расположения на территории Дальнего Востока должны приобрести статус ТОРов и соответствующие налоговые льготы. Почему до настоящего времени это поручение не исполнено и готовы ли вы в данном случае при подготовке ко второму чтению рассматривать возможность решения этих вопросов? ТРУНИН И. В. Ирина Анатольевна, вы подняли несколько тем. По поводу санаторно-курортного лечения и налоговых льгот - этот аспект не касается ТОРов. В Налоговом кодексе применяется нулевая ставка для медицинских и образовательных организаций, она экстерриториальна, то есть любая образовательная или медицинская организация может претендовать на нулевую ставку налога на прибыль, которая используется в течение десяти лет, за исключением санаторно-курортных организаций. Мы понимаем, почему в своё время было сделано такое исключение: во многих случаях санатории - это, по сути, гостиницы, которые имеют медицинскую лицензию, а задача на тот момент, в 2010 году, была поддержать именно медицинские организации. Однако закон, который был принят недавно, о стимулировании туристско-рекреационной деятельности на Дальнем Востоке, как бы не разграничивает льготы для гостиниц, по сути, объектов, где осуществляется временное размещение, и тех объектов, у которых есть медицинская лицензия. Просто этот закон был принят сравнительно недавно, и необходимо будет в процессе практики его работы посмотреть, как в него вписываются санатории, а поскольку он для Дальнего Востока, конечно же, в первую очередь на Дальнем Востоке. Я думаю, если там будут какие-то проблемы, с точки зрения именно поддержки санаториев как объектов временного размещения, естественно, они должны быть вписаны в эту систему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос, Илья Вячеславович, в продолжение предшествующей дискуссии: как вы смотрите, допустим, на поправки ко второму чтению о снятии налоговых преференций в отношении тех резидентов, к которым мы сейчас это применяем, если в отношении этих резидентов судом установлены факты привлечения чёрных или серых схем оплаты труда? ТРУНИН И. В. Технически я могу ответить, что, прежде чем высказать своё отношение к поправке ко второму чтению, надо, во-первых, законопроект принять в первом чтении, а во-вторых, посмотреть на саму поправку. Но если рассуждать по проблематике, которую вы подняли, по правонарушениям, связанным в том числе с привлечением нелегальной рабочей силы или с использованием серых или чёрных схем оплаты труда (если дело дошло до суда, значит, это уже установленный судом факт), мне кажется, необходимо оценить масштаб их влияния на то, какие льготы предоставляются, необходимо определить, чья это вина - руководства предприятия или конкретного подразделения. В случае если допускаются масштабные нарушения каким-либо резидентом, это не проблематика налогового законодательства, это проблематика в целом законодательства о ТОРах, об особых экономических зонах, и, мне кажется, это должен быть повод вообще исключить - не только лишить злостного нарушителя налоговых льгот, но и исключить - такую организацию из числа резидентов. Однако если это всё произошло не по вине руководства предприятия или есть какие-то другие обстоятельства... В общем, законодательные меры, противодействующие нарушениям, не должны создавать угрозу для стабильности в том числе налогового режима и инвестиционного климата. Здесь важно соблюсти баланс, это не такой простой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Илья Вячеславович, странно слышать, что, освобождая крупных инвесторов от уплаты налога на прибыль на пять - семь лет, вы не планируете выпадающих доходов. Может быть, вы их, конечно и не планируете, тем не менее выпадающие доходы будут. При этом у законопроекта нет финансово-экономического обоснования. Кроме того, что означает горизонт планирования пять - семь лет? Это означает, что текущее поколение руководителей регионов, муниципалитетов не увидит результатов своего труда, а те руководители, которые придут им на смену, по хорошей российской традиции не будут отвечать за те действия, которые предпринимались до них. Вот эти административные риски вы как-то учитываете в своём законопроекте? ТРУНИН И. В. Юрий Геннадьевич, спасибо за вопрос. Я не сказал, что выпадающих доходов не будет, я сказал, что их очень сложно спрогнозировать. Почему? Потому что сейчас действует такая схема. К примеру, организация стала резидентом ТОРа (территории опережающего развития), если она в течение первых трёх лет не получила прибыли, то начинается срок исчисления, ещё пять лет она не уплачивает налог на прибыль. То есть максимальный, предельный срок применения нулевой ставки, срок неуплаты налога на прибыль составляет восемь лет. Если мы вместо трёх лет для крупных инвесторов сделаем пять лет, то этот срок с восьми лет увеличивается до десяти. Соответственно, выпадающие доходы, если они возникнут, возникнут на девятый и десятый годы. Естественно, в настоящее время, особенно с учётом того, что мы делаем это для будущих резидентов, определить и рассчитать точно, тем более вести разговор о компенсации тех выпадающих доходов, которые возникнут на девятый, десятый годы, а если это более крупные проекты, то и в более далёкие годы с момента принятия соответствующего закона, ну, было бы как-то странно. Естественно, что в рамках общего баланса и общего регулирования межбюджетных отношений федеральное правительство постоянно мониторит ситуацию с региональными финансами, и все вы прекрасно знаете, что происходит и выделение субсидий, и компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации различными способами. Что касается финансово-экономического обоснования, выпадающие доходы возможны, но не в том периоде, на который мы сейчас планируем бюджет. Вот что я хотел сказать в своём выступлении, когда говорил об отсутствии выпадающих доходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Вячеславович, вы всё хорошо рассказали, только об одном не сказали. Вот смотрите, мы приняли закон о ТОРах, который уже автоматически, так сказать, в пакете предполагает колоссальные преференции для тех, кто в этих ТОРах начинает работать. Цифр у вас нет. Это первое. Второе. Вот Китай, сосед Дальнего Востока, построил около 800 крупных комплексов, применяя как раз гибкий подход к освобождению от налогов, но ни разу там не освобождали на 10 лет, там, даже согласовав на пять лет, через два года обязательно пересматривали. Кто будет осуществлять контроль и что будет с тем, кто, скажем, получал преференции семь лет и вдруг прекратил деятельность, кто будет отвечать за выпавшие доходы и нереализованный проект? ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Во-первых, цифры есть. Готов для вас их здесь назвать. На 1 января 2017 года в Российской Федерации создано 17 территорий опережающего социально-экономического развития, из них четыре - в моногородах. Как вы знаете, в последние месяцы были созданы дополнительные ТОРы, количество резидентов во всех территориях опережающего развития на 1 января - 126. На 1 января 2017 года в свободном порту Владивосток было зарегистрировано 118 резидентов. Общий объём недополученных доходов бюджетов бюджетной системы в 2016 году (это последний отчётный год, за который имеется информация) по налогу на прибыль составил 37 миллионов рублей, по налогу на имущество - 112 миллионов рублей, по земельному налогу - 9 миллионов рублей. То есть пока масштабы деятельности в ТОРах и в свободном порту Владивосток не настолько велики (кстати, как нам в правительстве хотелось бы), чтобы говорить о больших объёмах выпадающих доходов. Что касается второй части вашего вопроса. Да, конечно, в разных странах - в Китае, в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона - используются различные способы поддержки инвестиций. Можно или нельзя пересматривать налоговый режим? Нам кажется, что важны не только масштабы снижения льгот для инвесторов, мы считаем, главное - это стабильность, и самое плохое, что мы можем сказать инвестору, это то, что через два-три года мы будем пересматривать условия. Если же инвестор принял на себя обязательства по капитальному вложению, а потом их не исполнил - и это уже прописано и в налоговом законодательстве, и в законодательстве о ТОРах, - он лишается соответствующего права, а следовательно, и всех льгот, которые для него предусмотрены. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Илья Вячеславович, один из законопроектов, которые мы сейчас рассматриваем, касается предоставления льготы по налогу на прибыль при передаче интеллектуальной собственности. Вы там указываете, что это относится только к тем случаям, когда работу выполнили по заказу фонда. Я считаю, что у нас очень много ситуаций, когда госучреждения выполняют такие заказы и передают интеллектуальную собственность другим госучреждениям, в том числе в оборонке. С чем связано, что вы выделяете в особую категорию только тех, кто работает по заказу фонда и, соответственно, правительства? Я думаю, есть смысл, чтобы не перегонять деньги из одного бюджета в другой и не облагать налогом на прибыль наши бюджетные учреждения, вообще, в целом такую льготу предоставить при передаче интеллектуальной собственности, так сказать, из государства в государство. ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. В законопроекте говорится не о том, что мы освобождаем учреждения, которые выполняют НИОКР, от налога на прибыль, мы говорим о том, что есть фонд, который специально создан, финансируется из бюджета, и за счёт средств этого фонда создаются НИОКР - это его целевая деятельность, - результаты этих НИОКР должны передаваться только федеральным органам исполнительной власти и госкорпорациям без уплаты налогов. То, о чём вы говорите, это скорее выполнение заказов за государственный счёт, но всё же это коммерческие отношения: есть заказчики, есть подрядчики, они создают НИОКР, результаты НИОКР передаются. Это немножко другие отношения, мы их не затрагиваем в своём законопроекте. Но безусловно, то, о чём вы говорите, можно обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, завершим с вопросами и сделаем перерыв, хорошо? Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, мой коллега, содокладчик, сказал о том, что 12 заксобраний поддержали проект закона. Остальным не интересно или их отзывы отрицательные? Это первый вопрос. И второй. Резиденты территорий опережающего развития приходят в территорию, под камерами заключают соглашение, а после этого уходят, не реализуя свой проект, особенно это касается моногородов с шахтёрским элементом, так сказать. Есть ли у вас анализ причин неразвития этих территорий, я имею в виду шахтёрских ТОРов? ТРУНИН И. В. Виктор Петрович, спасибо за вопрос. Я думаю, по поводу заключений заксобраний лучше ответит содокладчик. По поводу того, есть ли анализ причин. Во-первых, не так много времени прошло с начала функционирования ТОРов, в том числе в моногородах, во-вторых, по каждому конкретному проекту необходимо разбираться отдельно, почему он был заявлен, почему не был реализован, потому что причин может быть масса - и собственных финансовых причин у инвестора, и, может быть, связанных с какими-то регуляторными практиками. В целом, естественно, по итогам функционирования ТОРов за какой-то период необходимо будет посмотреть, какие там имеются недостатки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Юркову. ЮРКОВ Д. В. Что касается отзывов из регионов, стоит отметить следующее. К сожалению, они поступают в течение очень короткого периода, допустим, ещё вчера мы рассматривали последние поступления, реакцию из регионов, поэтому, я думаю, ко второму чтению у нас будет большее количество отзывов из регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич. Канаев Алексей Валерианович. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, представитель комитета отметил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо предусмотреть возможность введения правила "двух ключей". Вроде бы идея правильная, мы о ней говорим, тем не менее бизнес, крупные инвесторы оценивают это как некий риск-фактор, как фактор непредсказуемости. Как вы, представитель правительства, оцениваете, насколько целесообразно это делать по данным законопроектам, с учётом того что речь идёт о новых проектах? ТРУНИН И. В. Алексей Валерианович, спасибо за вопрос. Действительно, мы, Министерство финансов, правительство, вместе с Государственной Думой полностью поддерживаем идею внедрения правила "двух ключей" при предоставлении льгот по налогам, доходы от которых зачисляются в региональные и местные бюджеты. Однако, что касается предоставления уже введённых льгот, в том числе и по ТОРам, в правительстве нет единой позиции по этому вопросу, поэтому мы этот вопрос не выносим на рассмотрение парламента. С одной стороны, с финансовой точки зрения, с точки зрения обеспечения интересов субъектов Российской Федерации, конечно же, важно дать полномочия и субъектам, и органам местного самоуправления, чтобы они участвовали в предоставлении льгот по тем налогам, доходы от которых формируют их бюджеты, и мы, Министерство финансов, это поддерживаем, с другой стороны, вы совершенно корректно отметили, что, по мнению бизнеса, это дополнительный фактор неопределённости. И сейчас, в настоящее время, правительство не выступает с такими предложениями, поскольку мы пока с учётом той дискуссии, которая ведётся, такие предложения выдвигать не готовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович.
Коллеги, возвращаемся к обсуждению 12, 13 и 14-го вопросов порядка работы. Есть ли желающие выступить по этим вопросам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич от фракции. Семь минут поставьте. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Что хотел бы сказать? По законопроектам, обозначенным под пунктами 12, 13, 14 повестки дня, фракция КПРФ в первом чтении голосовать не будет. Мы считаем, что законопроекты во многом ещё не доработаны, нужны поправки ко второму чтению, а дальше уже, как говорится, будет видно. Какие у нас замечания? По прибыли фонда научных исследований. С одной стороны, мы только что проголосовали в первом чтении в отношении повышения ответственности в оборонном комплексе за выполнение ответственных государственных заказов. С другой стороны, Счётная палата, Голикова Татьяна Алексеевна выступала и говорила, что у нас дебиторская задолженность оборонных предприятий перед бюджетом, по сути дела, составляет почти 3 триллиона рублей. Денег туда закачано очень много, но прежде чем предоставлять вот такие преференции и привилегии, нужно улучшить организацию. Вот интересно, вчера действительно мы обсуждали налоговые законы, касающиеся прогрессивного налогообложения, сегодня мы обсуждаем законопроекты, которые связаны с изменением законодательства о налоге на прибыль. И тот, и другой налоги, хоть это и федеральные налоги, по сути дела, распределяются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Но если вчера говорили, доказывали, что мы никак не можем компенсировать выпадающие доходы и поэтому эти законы принимать нельзя, то сегодня мы с таким же энтузиазмом говорим о том, что, оказывается, нужно давать все привилегии и выпадающие доходы регионов, по сути дела, не имеют решающего значения, хотя практика показывает, что доля поступлений по НДФЛ в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации составляет в среднем по стране, наверное, порядка 40 процентов, а по налогу на прибыль - примерно 35-36 процентов, то есть они вполне равнозначные. Таким образом, если мы вчера шли в одном направлении, почему же сегодня мы идём в совершенно обратном направлении?! Здесь нужна какая-то логика, нужно серьёзно думать, прежде чем давать преференции, тем более если это вот те самые регионы, которые сегодня... Вот по Владивостоку проводили пример, и я специально поднял данные по Приморью - если не ошибаюсь, там сегодня 680 миллионов рублей задолженности. Как они её будут погашать? Откуда у них будут эти самые доходы, если они все эти преференции дадут? Вот говорили о долгах регионов, это действительно огромные суммы: 2,7 триллиона - это консолидированно, а у самих субъектов - 2,3 триллиона, тоже об этом говорили. Каким-то образом надо решать эти вопросы, и мне кажется, что подходы должны быть несколько другие, тем более по преференциям. Ну, в народе, помните, говорят: обещать - ещё не значит жениться. Вот в конечном счёте может получиться так, что преференции мы сейчас раздадим на девять лет, на шесть лет, на десять, а если через два-три года фирма обанкротится, с кого мы будем взыскивать, каким образом? В результате процесса банкротства, скажу я вам, никакого оздоровления в 95 процентах случаев не происходит. Я сам был свидетелем, как осуществлялся процесс банкротства крупнейшего предприятия: управляющий банкротством прислал туда рабочую бригаду, которая, по сути дела, кувалдами разбивала на металлолом хорошие современные станки, для того чтобы в принципе рассчитаться по долгам. Если будет такой подход, то сама политика преференций, возможно, даже абсолютно вредна. Мы должны думать о том, как пополнять доходы бюджетов всех уровней, и в конечном счёте здесь, мне кажется, как раз внимательное отношение к налогу на прибыль предприятий, организаций имеет решающее значение. Ведь сегодня у нас система отстроена каким образом? Только два дня тому назад говорили, что банки в течение последних девяти месяцев заработали порядка 1 триллиона рублей, а предприятия, по сути дела, несут убытки, 40-45 процентов промышленных предприятий сегодня терпят убытки. Какие же, собственно, дальнейшие шаги у нас должны быть? Мы должны серьёзно подумать, чтобы экономическую, финансовую систему привести в полное соответствие с задачами, которые здесь, в Российской Федерации, будем перед собой ставить. Наша экономика не двигается, потому что у нас слишком много посредников, и принятие этих преференций по налогу на прибыль, по сути дела, не снижает, к сожалению, а только увеличивает убытки нашей экономической системы. У меня осталось две минуты, и я хотел бы просто напомнить. Вот когда мы, коммунисты, или КПРФ, говорим, что главное событие XX века - это Великая Октябрьская социалистическая революция, юбилей которой будет буквально через две-три недели, то, знаете, относятся к этому как-то скептически, посмеиваются и говорят, что, ну, вы там тоже... Но я хотел бы подтвердить, что величайший, если хотите, ну, великий социолог Соединённых Штатов Америки Иммануил Валлерстайн подтвердил и действительно обосновал, что главное событие XX века - это Великая Октябрьская социалистическая революция. И более того, вы знаете, экономист француз Тома Пикетти, которого у нас сегодня называют современным Марксом, в своей работе "Капитал в XXI веке" доказал экономически, почему это действительно так. В его экономическом учении говорится о том, что после Октябрьской революции неравенство в мире стало уменьшаться, а, оказывается, главный дефект всей экономической системы капитализма - это рост неравенства и наличие этого неравенства, то есть вся система должна работать на то, чтобы выравнивать, по сути дела, условия. В конечном счёте неравенство рождает низкий экономический рост, и Пикетти доказал, что, если темпы роста доходов капитала ниже на 2-3 процента, чем темпы экономического роста, тогда будет экономический рост. Октябрьская революция как раз это обеспечила, и нам нужно вернуться к этим вопросам. И в этой связи закон о прогрессивном налогообложении очень правильный, потому что речь идёт не просто о фискальных функциях - я вчера задавал вопрос, - а речь идёт о том, чтобы принуждать капиталиста вкладывать в производство, нужно создать ему такие условия, чтобы он никуда не мог деться и не прятал своё богатство, а вкладывал в производство, - вот тогда у нас будет экономический рост! Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, постараюсь покороче. Я не пойму, что вызвало такую дискуссию, почему так много вопросов по этим трём законопроектам. Совершенно очевидно, что они стимулирующие. Мы с вами много говорим о развитии промышленности, о поддержке инновационного подхода, поддержке научно-исследовательских и конструкторских разработок. Шанс реализовать это нам как раз сейчас и предоставлен. Сегодня пятница, 13-е, может, поэтому было так много вопросов? Вы посмотрите, с чем тут можно не согласиться? В статью 251 вносится поправка о том, чтобы не учитывать при определении налоговой базы доходы в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы по заказу Фонда перспективных исследований и передаются государству. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда была государственной партией, партией государства и государственной власти, и всегда последовательно поддерживала государство и оборону. Второй вопрос - о внесении изменения в статью 284-4 и поддержке инвесторов, реализующих крупные инвестиционные проекты. Ну как тут не поддержать? И третий законопроект. Мы сейчас говорим, что поддержим экономику, мы выступаем за то, чтобы развивалась социальная политика, поэтому мы должны дать возможность людям трудиться и в особых экономических зонах должны снизить федеральную ставку с 3 до 2 процентов, то есть вернуть то, что было изначально. Если допустили ошибку, мы можем её исправить. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данные законопроекты в первом чтении и будет голосовать за. Призываю все остальные фракции присоединиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Степанович. Илья Вячеславович, заключительное слово? Нет. Дмитрий Васильевич, будете выступать с заключительным словом? Тоже нет. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 12 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 11 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 284-4 Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 13 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 42 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. И ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 14 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 11 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.