Заседание № 38

30.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 26907-4 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за правонарушения на транспорте в области охраны окружающей среды и безопасности дорожного движения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1497 по 1701 из 2751
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в        
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад        
депутата Гребенникова. Пожалуйста, Валерий Васильевич.                          
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемые коллеги, действующее законодательство не            
предусматривает ответственности за нарушение ряда норм и правил,                
установленных в сфере эксплуатации транспорта и безопасности дорожного          
движения, а также предупреждения негативного воздействия транспортных средств   
на окружающую среду. Практика требует, по нашему мнению, дополнения Кодекса     
Российской Федерации об административных правонарушениях некоторыми новыми      
статьями именно в этих аспектах.                                                
                                                                                
Так, в частности, законопроектом предлагается увеличить размер                  
административных штрафов за выпуск в эксплуатацию механических транспортных     
средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах     
либо нормативов уровня шума. Кроме того, законопроект предусматривает           
установление административной ответственности за выпуск в эксплуатацию          
механических транспортных средств без осуществления контроля за содержанием     
загрязняющих веществ в выбросах, уровнем шума, если такой контроль является     
обязательным в силу нормативной документации.                                   
                                                                                
Далее. Угрозу экологической безопасности крупных городов представляет также     
массовое неконтролируемое, по сути дела, уничтожение автомобильным и иным       
механическим транспортом газонов, других территорий, занятых зелеными           
насаждениями. На сегодняшний день административная ответственность за стоянку   
автомобиля на газоне может наступить только лишь по статье 12.19 КоАП           
"Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств" в виде штрафа     
до 50 рублей. Бессмысленно говорить об эффективности такой нормы, поэтому       
законопроект предлагает усилить ответственность автотранспортных предприятий    
и владельцев личного автотранспорта, самовольно занимающих под стоянку          
автомобилей газоны и другие территории зеленых насаждений.                      
                                                                                
Следующее. Законопроектом предусматриваются дополнительные меры обеспечения     
безопасности перевозок автомобильным транспортом. Проблема такой безопасности   
имеет сегодня особую актуальность. Несоблюдение автотранспортными               
предприятиями и индивидуальными предпринимателями установленных правил          
перевозок пассажиров и грузов, отсутствие контроля за техническим состоянием    
автотранспортного парка, а также практически отсутствие какого бы то ни было    
инструктажа водителей, обучения водителей приводит к многочисленным авариям и   
гибели людей. Вы об этом много слышали и видели в сообщениях средств массовой   
информации. В то же время деятельность по перевозке пассажиров автомобильным    
транспортом предполагает установление и исполнение особых правил и              
дополнительных требований к осуществляющим ее лицам и предприятиям. В этом      
смысле законопроект предлагает установить административную ответственность      
должностных лиц автотранспортных предприятий за нарушение установленных         
правил и требований при осуществлении перевозок пассажиров.                     
                                                                                
Кроме того, предлагается установить административную ответственность за         
нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правил        
стоянки и охраны транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров    
и грузов, если это приводит к отсутствию контроля за использованием и           
техническим состоянием этих транспортных средств.                               
                                                                                
И наконец, законопроект предлагает установить ответственность должностных лиц   
за выпуск в рейс транспортного средства с нарушением правил проведения          
контроля его технического состояния, а также нарушением условий содержания      
транспортных средств в исправном техническом состоянии, сроков и порядка        
проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств.            
                                                                                
Мы надеемся, что принятие такого законопроекта положительно скажется на         
повышении безопасности дорожного движения. Спасибо.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по конституционному          
законодательству и государственному строительству Александр Николаевич          
Харитонов.                                                                      
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Представленный              
законопроект направлен на усиление административной ответственности за          
правонарушения в области охраны окружающей природной среды, дорожного           
движения и на транспорте. Очень сложно оппонировать уважаемому Валерию          
Васильевичу, но тем не менее я оглашу заключение нашего комитета.               
                                                                                
По существу закона можно сказать следующее. Закон состоит из четырнадцати       
предложений о внесении изменений либо дополнений в главы 8, 11 и 12 Кодекса     
Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе девять    
из них касаются статей Особенной части кодекса, а остальные изменения в         
статьи 23.3, 23.29, 23.35, 23.36 и в статью 28.3 кодекса, устанавливающую       
перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об                
административных правонарушениях. Представляется, что на каждом проектируемом   
изменении следует остановиться отдельно. Первое предложение - об изложении в    
новой редакции статьи 8.22 кодекса, устанавливающей ответственность за выпуск   
в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов       
содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, -       
представляется необоснованным. В соответствии с Основными положениями по        
допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц     
по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением    
Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября      
1993 года, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и   
эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию               
транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их         
эксплуатация, в том числе с превышением содержания вредных веществ в            
отработанных газах и их дымности. Статьей 8.22 кодекса установлена              
ответственность этих должностных лиц за невыполнение указанных обязанностей.    
                                                                                
Представляется, что действующая редакция статьи охватывает все случаи выпуска   
в рейс механических транспортных средств с превышением установленных            
нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо уровня шума,         
производимого ими при работе, как с осуществлением контроля, так и при его      
отсутствии. Таким образом, суть данного правонарушения состоит не в             
отсутствии контроля, а в самом допуске либо в выпуске в рейс механического      
транспортного средства с превышением допустимых нормативов содержания           
загрязняющих веществ в выбросах либо уровня шума, производимого ими при         
работе. Отсутствие контроля, а равно ненадлежащее его осуществление             
должностными лицами является скорее должностным проступком, который влечет      
дисциплинарную ответственность. На основании изложенного данное предложение     
не может быть поддержано.                                                       
                                                                                
Второе предложение - о дополнении главы 8 кодекса статьей 8.23.1, которой       
предлагается установить ответственность за проезд или стоянку механических      
транспортных средств в местах, отведенных под зеленые насаждения, также не      
поддерживается, поскольку вопросы правового регулирования в области             
благоустройства территорий, в том числе и мерами административно-правовой       
защиты, относятся к компетенции законодательства субъектов Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Третье предложение - об увеличении размера штрафов за совершение                
правонарушений, предусмотренных статьями 11.26 "Незаконное использование        
зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для           
перевозки грузов и (или) пассажиров", 11.28 "Нарушение порядка международных    
автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов" и 11.29            
"Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений".           
Необходимость такого повышения не подтверждена статистическими данными,         
свидетельствующими о распространенности таких правонарушений и                  
целесообразности ужесточения ответственности.                                   
                                                                                
Следующее предложение - дополнение кодекса статьей 11.30, предусматривающей     
ответственность за невыполнение предписаний органов Российской транспортной     
инспекции в области международных автомобильных перевозок - представляется      
излишним, поскольку в кодексе имеется статья 19.5, устанавливающая              
ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления,    
представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный      
надзор (контроль). Согласно пункту 44 части 2 статьи 28.3 кодекса должностные   
лица органов Российской транспортной инспекции вправе составлять протоколы об   
административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5.         
                                                                                
Предлагаемая редакция статьи 11.31 кодекса предусматривает установление         
административной ответственности должностных лиц за нарушение условий           
обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок         
автомобильным транспортом. Поскольку в настоящее время указанные условия        
федеральным законом не определены, полагаем, что для установления               
ответственности за их нарушение нет правового основания. Кроме того, следует    
иметь в виду, что статьей 5.27 "Нарушение законодательства о труде и об         
охране труда" установлена ответственность должностных лиц, нарушающих или не    
выполняющих нормы законодательства о труде и об охране труда, к тому же         
предусмотренная в ней санкция значительно более строгая, чем та, которую        
предлагает автор законопроекта.                                                 
                                                                                
Предложение о дополнении главы 12 кодекса статьей 12.19.1 также не может быть   
поддержано, поскольку по своему содержанию проектируемая часть частично         
дублирует содержание статьи 12.19 кодекса, устанавливающей ответственность за   
нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств. Кроме того,        
проектируемая статья предусматривает административную ответственность не        
только за нарушение правил стоянки, но и за нарушение правил охраны             
транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов, что не    
относится к предмету регулирования главы 12 кодекса, статьи которой             
устанавливают ответственность исключительно за административные                 
правонарушения в области дорожного движения, да и как таковые правила охраны    
транспортных средств федеральным законом не установлены. Охранительной мерой    
для оставленных без контроля транспортных средств является уголовно-правовая    
защита государством всех форм собственности.                                    
                                                                                
Предлагаемая автором редакция статьи 12.31.1 фактически дублирует статью        
12.31, предусматривающую выпуск на линию транспортного средства, не             
зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственный      
технический осмотр и с заведомо подложными государственными регистрационными    
знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация.          
                                                                                
С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует указанный законопроект отклонить.    
Законопроект прошел правовую экспертизу. В заключении Правового управления      
также указывается на озвученные мною имеющиеся недостатки законопроекта.        
                                                                                
На закон поступило тридцать три отзыва из субъектов Российской Федерации,       
двадцать девять из которых за его принятие, четыре субъекта - за отклонение.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику?     
Нет. Кто хотел бы выступить? Представитель правительства и представитель        
президента? Не желают выступить. Коллеги, на голосование ставится проект        
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской      
Федерации об административных правонарушениях". Кто за то, чтобы принять        
законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение           
комитета - отклонить законопроект.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7%                                     
Проголосовало против           71 чел.15,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    128 чел.                                          
Не голосовало                 322 чел.71,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.