Заседание № 14

24.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 268910-3 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об исключении ограничения пассивного избирательного права в отношении гражданина, который по решению суда лишен права занимать государственные и (или) муниципальные должности; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва Б. Б. Надеждиным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1914 по 2039 из 5990
Пункт 12: проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4           
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Владимир       
Николаевич Плигин, председатель Комитета по конституционному законодательству   
и государственному строительству.                                               
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На             
рассмотрение Государственной Думы в первом чтении предлагается проект           
федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об    
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы         
третьего созыва Надеждиным. Вышеуказанный проект рассмотрен на заседании        
комитета 12 февраля 2004 года. Законопроект предусматривает исключение пункта   
7 данной статьи, содержащего норму, ограничивающую реализацию гражданами        
Российской Федерации, лишенными судом права занимать государственные и (или)    
муниципальные должности, пассивного избирательного права.                       
                                                                                
Комитет отмечает, что установленное в пункте 7 статьи 4 основание ограничения   
избирательного права при наличии в отношении гражданина Российской Федерации    
вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные    
и (или) муниципальные должности исходит из состояния судимости кандидата, при   
наличии которой такой гражданин не может быть зарегистрирован в качестве        
кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти,         
органы местного самоуправления состоится до истечения срока его судимости.      
                                                                                
Часть 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации устанавливает, что не        
имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах          
лишения свободы по приговору. В Конституции не содержится запрета на            
содержащееся в действующем федеральном законе ограничение, которое              
обусловлено целями защиты прав и законных интересов других лиц (часть 3         
статьи 55).                                                                     
                                                                                
Правительство Российской Федерации высказалось против принятия законопроекта.   
Комитет также рекомендует палате данный законопроект отклонить.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, для справки. Я процитирую статью 4 "Всеобщее избирательное   
право и право на участие в референдуме", пункт 7: "При наличии в отношении      
гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его   
права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение        
определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве     
кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти,         
органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока".        
Объем статей Уголовного кодекса, который предусматривает лишение права          
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,      
достаточно значителен. Общее положение по санкции в виде лишения права          
занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью       
устанавливается статьей 47 Уголовного кодекса. Все статьи я не буду             
перечислять, так как их количество достаточно заметное.                         
                                                                                
Я думаю, что действительно было бы, видимо, неправильно ставить вопрос о        
предоставлении пассивного избирательного права в том случае, когда длится       
исполнение санкции, касающейся запрещения занимать определенные должности или   
заниматься определенной деятельностью. Спасибо большое.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Коллеги, еще есть вопрос у Кузнецова Виктора Егоровича. Пожалуйста.             
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, значит, суд принимает решение о   
том, что тот или иной гражданин лишается пассивного права, скажем права         
занимать должность мэра, ну, занимать действительно высокую должность. Но       
депутат - это не должность, это не освобожденный чиновник, это просто           
избранный человек. И эта статья Федерального закона "Об основных                
гарантиях..." фактически распространяет решение суда, которым он ограничивает   
право человека занимать выборную должность, именно должность, на право          
избираться просто депутатом, не занимая никакой - ни государственной, ни        
муниципальной - должности. То есть данный закон наш сегодня расширительно       
толкует даже какое-либо будущее решение суда. Не так ли это?                    
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Виктор Егорович, прежде всего закон не трактует расширительно      
какое-то будущее решение суда, закон говорит о состоявшемся решении.            
                                                                                
Следующий момент. Это мое в данной ситуации частное мнение. Существует два      
института: первое - это собственно применение санкции, то есть в данной         
ситуации санкции в виде лишения права занимать определенные государственные     
должности, и второе - это состояние судимости. Я полагаю, что в том числе и     
этически будет более правильным сохранить действие этой нормы. Я полагаю, что   
для правильного восприятия обществом депутатского корпуса будет                 
целесообразно, если правом пассивного избирательного права будут наделены те    
лица, в отношении которых уже прекращено действие имеющей место санкции. В      
противном случае вы получите следующее. Допустим, статья 160 "Присвоение или    
растрата". В статье существуют достаточно серьезные санкции по отношению к      
гражданину, в частности может быть применена санкция в виде лишения его права   
заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. В то же время,       
когда используется данная уголовная статья, вы предлагаете ему предоставить     
право быть избранным в органы законодательной власти. Я полагаю, что это, ну,   
как бы этически неправильно.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У кого еще есть вопросы, коллеги? Больше вопросов нет.    
Желающие выступить есть? Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста.                  
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. И все-таки, уважаемые коллеги, этические подходы - они и есть    
этические подходы. Мне тоже не нравится, когда тот или иной человек,            
совершивший правонарушение, которого лишили каких-то конкретных возможностей    
заниматься той или иной деятельностью, может избираться или не избираться. Но   
все-таки, если конкретный человек что-то совершил и ему судом запрещено         
занимать действительно выборную должность, например мэра, или главы             
администрации области, или еще там какую-то, но именно выборную должность,      
наш сегодня закон, хотим мы этого или не хотим, все-таки действительно          
расширительно толкует это решение, даже будущее решение, толкует его так, что   
нельзя ему и депутатом быть, то есть нарушает его конституционное право,        
пассивное конституционное право быть избранным депутатом органа местного        
самоуправления и так далее, и так далее. Поэтому поправка, вернее, проект       
закона, который вносят субъекты права инициативы с мест, я сейчас вот смотрю,   
все-таки правомерен. И я считаю, что следует поддерживать их, следует           
поддержать этот законопроект.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще желающие выступить? Нет. От правительства и   
президента? Нет. Требуется ли заключительное слово, Владимир Николаевич? Не     
требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом       
чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием.           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за               10 чел.2,2%                                      
Проголосовало против           82 чел.18,2%                                     
Воздержалось                    5 чел.1,1%                                      
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.