Заседание № 201
О проекте федерального закона № 268680-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об унификации терминологии в законодательстве в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 29 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Асан Нюдюрбегович Нюдюрбегов. НЮДЮРБЕГОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект был внесён группой депутатов нашего комитета ещё 19 октября 2009 года и был принят в первом чтении 4 декабря 2009 года. После этого в комитете была создана специальная рабочая группа для отработки законопроекта. В течение года мы работали совместно с экспертами, рыбопромышленниками, а также с представителями Государственно-правового управления и Федерального агентства по рыболовству. Законопроект относится к пакету антикоррупционных мер и предусматривает исключение возможности двусмысленного толкования норм федеральных законов в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. То есть предлагается унифицировать нормы Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и привести их в соответствие с нормами других федеральных законов. Законопроект отражает специфику осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительных целях, рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, а также в целях любительского и спортивного рыболовства. Новой в законопроекте является статья, устанавливающая, что вопросы научной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Также новым является предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права осуществлять промышленное рыболовство в районах действия международных договоров Российской Федерации за пределами исключительной экономической зоны и континентального шельфа на судах, используемых на основании договоров фрахтования (бербоут- и тайм-чартера). Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" в части контроля за судами, осуществляющими рыболовство трансграничных и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море. Данная норма направлена на реализацию соответствующего поручения Президента Российской Федерации по этому вопросу. При подготовке текста законопроекта ко второму чтению было подготовлено десять... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) НЮДЮРБЕГОВ А. Н. Сейчас я подойду к этому. ...тринадцать поправок. К неучтённым поправкам относятся предложения о залоге права на добычу биоресурсов, о многоцелевом использовании рыбопромыслового участка и, третья поправка, об обязательной реализации уловов водных биоресурсов на товарных биржах. Указанные поправки не отвечают критериям полноты, ясности и определённости, в связи с чем они были исключены из текста законопроекта. В таблице 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, содержится сорок четыре поправки, и в таблице 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, содержится сорок шесть поправок. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет рекомендует Государственной Думе принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - сорок четыре поправки. Есть замечания? Микрофон Шеину включите. ШЕИН О. В. По таблице 1. Поправка 16. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносится на отдельное голосование поправка 16. Ставится на голосование таблица без поправки 16. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 52 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Таблица принимается. Включите микрофон депутату Шеину. ШЕИН О. В. В соответствии с Конституцией и законом "О рыболовстве..." у нас любительская спортивная рыбалка в стране является бесплатной. Вместе с тем в данной норме говорится о следующем: так называемые пользователи участков могут оказывать рыболовам так называемые услуги, при этом рыбаки только в том случае могут прийти со спиннингом или с закидушкой, если они заключили договор на оказание этих услуг, получили путёвку. Возникают вопросы: во-первых, какие же услуги оказываются рыбакам в том случае, если они пришли со своим спортивным инвентарём, личным, и, во-вторых, не находите ли вы, что это нарушает просто право рыбаков на бесплатную рыбалку? И ещё хочу, пользуясь случаем, уточнить у вас: как вы предполагаете избежать ситуации, при которой вся река будет отдана так называемым пользователям, то есть юридическим фирмам, для осуществления ими коммерческой деятельности, по сути, заключающейся просто в получении некой ренты от использования общенациональных биоресурсов? Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. НЮДЮРБЕГОВ А. Н. Спасибо. Хочу сказать, что Правительством Российской Федерации ещё в 2008 году было принято постановление, где было чётко и ясно указано, каким образом выделять промысловые участки для пользователей, арендаторов. И именно в постановлении и в Земельном кодексе указано, каким образом вот эти все услуги на земле должны быть оформлены. Здесь говорится о водном участке, там никаких услуг не оказывается, поэтому отклонена эта поправка, она никакого отношения к водному рыбопромысловому участку не имеет, она имеет отношение к земле. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин по ведению? Сначала я поставлю на голосование, у нас обычно порядок такой: обосновывается поправка, комитет даёт ответ, после этого я ставлю на голосование. Ставится на голосование поправка 16 из таблицы принятых. Депутат Шеин предлагает её отклонить, комитет за. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 12 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается поправка. По ведению - депутат Кашин. КАШИН Б. С. Депутат Нюдюрбегов говорил об отклонённой поправке. Может, они не понимали, о чём идёт речь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь тогда не к депутату Нюдюрбегову, а к депутату Шеину: вы о какой поправке говорили, из какой таблицы? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы проголосовали таблицу 1 без поправки 16. Итак, после нашего голосования все поправки из таблицы принятых считаются принятыми. Переходим к таблице 2. Сорок шесть поправок, которые комитет рекомендует к отклонению. Есть ли замечания? Есть. Депутат Кашин, пожалуйста. КАШИН Б. С. Прошу поправку 15 отдельно обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправки 15. Голосуйте, коллеги! Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 47 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается таблица. Пожалуйста, включите микрофон депутату Кашину Борису Сергеевичу. КАШИН Б. С. Спасибо. Вообще-то, не я должен был бы обосновывать эту поправку, а депутаты Чилингаров, Шубина, Чернышенко, Прозоровский, Нюдюрбегов и Гужвин, которые её внесли, но они самокритично признали, что недостаточно глубоко проработали этот вопрос. Помимо 15-й есть ещё поправки 16 и 17 аналогичного содержания, и тема, которая здесь затрагивается, уже в Государственной Думе звучала неоднократно. Речь идёт о попытке ликвидировать абсурдную ситуацию, когда улов, осуществлённый в научно-исследовательских целях, уничтожается в соответствии с законом о рыболовстве. Я тут неоднократно говорил после консультаций с рыбаками и Мурманской областной Думой, которая, кстати, внесла поправку 17 аналогичного содержания, о том, что мы десятки тысяч тонн рыбы недополучаем из-за этого глупого решения... Все это уже понимают, только не понимают, что нужно сделать, чтобы правительство в конце концов сподобилось придумать хорошую формулировку с целью прекратить разбазаривание ценного ресурса. Поэтому совершенно правильно они внесли эту поправку, и совершенно необъяснимо, почему такая ясная вещь не может быть в течение многих лет решена. Я предлагаю поддержать предложение депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" в данном случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на центральной трибуне включите. НЮДЮРБЕГОВ А. Н. Хочу сказать, что вот поэтому была введена в закон новая статья 7-3, где устанавливается, что все вопросы научной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов будут осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Этот вопрос, конечно, ещё решается, есть рабочая группа. Пожалуйста, вносите свои поправки, более ясные, и они в дальнейшем будут рассмотрены. На сегодняшний день необходимость этого законопроекта была вызвана тем, что надо было привести его в соответствие со всеми законами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 15 из таблицы отклонённых. Депутат Кашин призывает её принять, комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 52 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Результат: не принято Отклоняется. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. НЮДЮРБЕГОВ А. Н. Уважаемый Олег Викторович, законопроект прошёл подготовку также к третьему чтению, хотелось бы, чтобы его приняли в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет подготовил законопроект к третьему чтению. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Депутат Шеин записывается по мотивам. Выносим законопроект на "час голосования".
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 37 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 38 чел.8,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принято. По мотивам - Шеин. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, наша фракция не случайно голосовала против данного законопроекта, он носит далеко не технический характер и отразится непосредственно в каждом регионе Российской Федерации. Особенно хотел обратится к братьям и сёстрам - волжанам и волжанкам, поскольку в этом законопроекте прописана следующая норма, которая вступит в силу после его подписания: на рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (дальше - внимание!) для организации любительского и спортивного рыболовства, любительское рыболовство и спортивное осуществляется гражданами лишь при наличии путёвки, которую надо покупать. Начнём с того, что рыбопромысловым участком может быть любой практически участок на реке, соответствующие ограничения сегодня носят крайне размытый характер из-за вычета, например, зимовальных ям, говорить о том, что какие-то участки не могут быть местными субъектами Федерации отнесены к категории промысловых, нельзя. Таким образом, любая территория, любой кусок реки может быть отдан частным предпринимателям или коммерческим структурам. Следующий момент. При этом написано, что граждане обязаны покупать путёвки, и только если у человека есть путёвка на руках, то есть бумага, подтверждающая, что он заплатил деньги, он обладает правом на бесплатную любительскую либо спортивную рыбалку. Возникает риторический вопрос: что же делают, какие услуги оказывают эти предприниматели или частные фирмы, которые получают через конкурсы рыбопромысловые участки? А ничего они не делают. Потому что, когда я специально запрашивал на этот предмет администрацию президента, ГПУ и правительство, мне поступил ответ: Олег Васильевич, вы знаете, наверное, они будут давать рыбакам в обмен снасти, или палатку, или лодку. Я понимаю, когда мы говорим о данных правилах, если это касается баз отдыха, но в том контексте, как это прописано в законе, получается, что, по сути дела, река, которая не может быть объектом частной собственности, передаётся в некую концессию частным фирмам через некие конкурсы и они получают право просто элементарно стричь деньги с граждан. Наша фракция категорически против данного закона, мы будем голосовать против. И хочу обратить особое внимание, что, я думаю, здесь однозначно нас поддержат все рыбаки-любители Российской Федерации, тем более предлагаемая норма напрямую конфликтует с базовой позицией Конституции и того же самого закона о рыболовстве, в котором написано, что любительская и спортивная рыбалка в нашей стране осуществляется бесплатно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект в третьем чтении. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 40 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 51 чел.11,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 127
О проекте федерального закона № 268680-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об унификации терминологии в законодательстве в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Сергей Юрьевич Осадчий. ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законодательные новеллы последних лет требуют внесения изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и другие законодательные акты Российской Федерации. Законопроект устраняет имеющиеся в федеральных законах терминологические противоречия, тем самым исключая возможность двусмысленного толкования норм. Также статьи 22 и 23 действующей редакции закона "О рыболовстве...", призванные регламентировать рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, а также в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, составлены в виде отсылочных норм. По существу, разрешается любым лицам осуществлять в рамках названных видов рыболовства какую угодно, в том числе предпринимательскую, деятельность, причём в условиях отсутствия достаточного правового регулирования. Необходимо учитывать, что при осуществлении рыболовства в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов не уплачивается сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов. В связи с изложенным комитет поддерживает авторов в том, что предпринимательскую деятельность при осуществлении такого рыболовства на безвозмездной основе без ясности в правовом регулировании нельзя считать допустимой. Комитет также считает необходимым поддержать предложение авторов придать легитимность уже сложившимся и оправдавшим свою целесообразность формам оборота водных биологических ресурсов. Практика развития законодательства о рыболовстве свидетельствует о том, что оборот данной разновидности природных ресурсов нередко продолжает устанавливаться в подзаконных нормативных правовых актах, причём зачастую в ведомственных актах. В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации оборот природных ресурсов, включая водные биологические ресурсы, может быть определён только соответствующими федеральными законами. Например, в настоящее время предоставление гражданам водных биоресурсов для целей любительского и спортивного рыболовства осуществляется обществами охотников и рыболовов и другими организациями на основании путёвок, хотя с формальной точки зрения такая форма оборота водных биологических ресурсов должна быть урегулирована федеральным законом. В связи с этим в статью 24 Федерального закона "О рыболовстве...", определяющую особенности осуществления любительского и спортивного рыболовства, законопроектом вносятся соответствующие изменения. Необходимо отметить, что выведение водных биологических ресурсов из-под действия Федерального закона "О животном мире" создало определённый правовой вакуум в регулировании отношений по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов. С целью учёта сказанного законопроектом предлагается включить в закон "О рыболовстве..." нормы об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов и уточнить нормы о порядке их добычи (вылова). При этом за основу принимались требования Федерального закона "Об охране окружающей среды", конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры и других подзаконных актов. В целом поддерживая концепцию законопроекта, комитет имеет по нему некоторые замечания, которые рекомендует учесть ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает возможным поддержать рассматриваемый проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Шеин. Других рук я не вижу. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Спасибо большое. От волжан вопрос. Рассматриваемый законопроект в нынешней редакции предусматривает, что любительская и спортивная рыбалка в стране осуществляется бесплатно. Это прямая норма закона. Вместе с тем в той формулировке, которая предлагается, указано, что для осуществления рыболовства на рыбопромысловых участках, предоставленных юрлицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, рыболовам необходимо приобретать путёвки, то есть покупать их. В связи с этим возникает вопрос: не получится ли так (это, кстати, позволяют новые правила по организации спортивного и любительского рыболовства на Волге и на Северном Каспии), что у нас бесплатная любительская и спортивная рыбалка будет вытесняться, если соответствующие участки будут передаваться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а любители должны будут покупать у них соответствующие путёвки? ОСАДЧИЙ С. Ю. Нет, конечно же, это не так, ведь суть-то законопроекта, вот этих изменений заключается в том, что мы чёткое даём понятие, определяем данный документ - путёвку, прописываем в этом федеральном законе, мы даём статус этому документу. И как раньше было, так и будет, поэтому здесь никаких, так сказать, угроз нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дан ответ. Коллеги, больше вопросов нет. Настаивает ли кто на выступлении? Депутат Шеин, пожалуйста. Присаживайтесь, Сергей Юрьевич. ШЕИН О. В. Фракция "Справедливая Россия" воздержится при голосовании. Хотел бы высказать мотивы этого и в рамках выступления попросить представителя комитета, чтобы, когда этот вопрос на комитете будет обсуждаться, пригласили непосредственно меня. И больше того, мне кажется, до его рассмотрения необходимо провести дополнительные консультации, и вот почему. Дело в том, что в этом году в марте Росрыболовством было принято решение о введении новых правил любительского лова на Волге и на Северном Каспии, которое вызвало очень большую тревогу, по крайней мере у меня на родине, в Астраханской области, поскольку по данным правилам предполагается, что рыболову-любителю необходимо вначале приобрести путёвку и только после приобретения путёвки он может выйти со спиннингом, закидушкой и так далее непосредственно на реку. Далее. Из этих правил вытекает - я позже вернусь к тому, почему эти правила напрямую связаны с законом, - что местные органы власти вправе любые участки реки взять и отдать тем или иным юридическим фирмам, предпринимателям без образования юридического лица, которые соответственно затем путёвки будут продавать. Это было бы логично, наверное, если бы мы говорили о прудах, которые являются замкнутыми бассейнами, где соответствующие юридические лица и фирмы могут проводить мероприятия по восстановлению водных биоресурсов, в том числе и рыбы. Это совершенно бессмысленно обсуждать, когда мы говорим о реке, которая является единым природным комплексом. По сути дела, подобная широкая формулировка может повлечь за собой решение, когда по понятным механизмам частным лицам будут проданы куски реки, и люди должны будут покупать у них путёвки. Это вызвало очень большую дискуссию (я имею в виду новые правила), и в этой связи, конечно, вызывает беспокойство размытая формулировка, которая предлагается сейчас в тексте законопроекта. В тексте сказано, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям могут передаваться рыбопромысловые участки на реке, по сути, для организации любительского и спортивного рыболовства. Что значит "могут передаваться"? А на основании чего? А почему они должны передаваться? А почему это не может быть отнесено к категориям мест свободного, общего пользования? Это первое. Второе. Соответственно, любители должны будут в этом случае приобретать путёвки на оказание им услуг. А какие, собственно, услуги могут оказываться? Человек пришёл со своей удочкой, допустим, со своей палаткой, со своей надувной лодкой... Какие услуги?! Вот мне здесь про червей рассказывают, что червей может предоставить ему эта фирма, продать. Какие услуги, вообще, оказываются? О чём мы говорим?! Поэтому, я полагаю, мы однозначно будем предлагать устранить часть 5 в новой редакции, поскольку она носит очень размытый и поэтому опасный характер. Ещё раз хочу отметить, что у нас вызывает беспокойство та формулировка, которая предлагается. Просил бы представителя комитета ещё раз очень внятно именно сейчас, в процессе обсуждения законопроекта, разъяснить точку зрения комитета, что он имеет в виду под изменениями, вносимыми в статью 24, часть 5? Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель комитета настаивает на заключительном слове? Настаивает. Извините, сначала я спрошу у представителей президента и правительства, не настаивают ли они на выступлении. Нет. Пожалуйста, Сергей Юрьевич. ОСАДЧИЙ С. Ю. Ну, я на самом деле не настаивал бы, если бы вопрос так не ставился. Я ещё раз просто хочу повторить ту позицию, которую высказал с трибуны. Данная процедура не была прописана в федеральном законе, хотя регулировать такой лов должно федеральное законодательство, в законе не прописано, что выдаются путёвки. Именно в таком ключе, в общем-то, эта поправка и составлялась. То, о чём коллега Шеин говорит, - это уже подзаконные акты, которые издаются соответствующими ведомствами, уполномоченными в этой сфере. Но комитет, безусловно, готов принимать любые поправки, и, конечно же, коллега Шеин может прийти на заседание и подать свои поправки или от фракции. Это всё, безусловно, будет рассматриваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 03 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0% Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.