Заседание № 63
О проекте федерального закона № 268543-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (об ограничении использования особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов; принят в первом чтении 11 апреля 2003 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, теперь рассмотрим законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. Пункт 12, проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Доклад заместителя председателя Комитета по безопасности Виктора Петровича Войтенко. Пожалуйста, Виктор Петрович. ВОЙТЕНКО В. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы Похмелкиным Виктором Валерьевичем и принятый Государственной Думой в первом чтении 11 апреля 2003 года. Законопроект предусматривает дополнение базового закона "О безопасности дорожного движения" новой статьей, определяющей принципы установки и использования на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов. Предлагается запретить установку и использование на транспортных средствах особых государственных знаков, а также предусмотреть возможность оборудования специальными сигналами только транспортных средств оперативных служб и транспортных средств оперативного и специального назначения. Комитет Государственной Думы по безопасности внимательно рассмотрел законопроект и пришел к выводу, что подготовка его ко второму чтению нецелесообразна по следующим причинам. Первое. Запрет на установку и использование особых государственных регистрационных знаков не обеспечит оздоровление ситуации на дорогах страны в целом, следовательно, цель, декларируемая в пояснительной записке к законопроекту, не будет достигнута. Второе. Законопроект ограничивает полномочия Правительства Российской Федерации, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" в части установления порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации. И третье. Предлагаемое законопроектом регулирование установки и использования на транспортных средствах специальных звуковых и световых сигналов уже нашло отражение в разделе 3 Правил дорожного движения, где содержатся нормы, касающиеся применения соответствующих специальных сигналов. С учетом изложенного Комитет по безопасности считает подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении нецелесообразной и рекомендует Государственной Думе в соответствии с частью девятой статьи 121 Регламента Государственной Думы отклонить указанный проект федерального закона. Прошу поддержать решение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить по данному законопроекту у представителей правительства и президента? Нет. Есть ли желание у депутатских объединений высказаться по данному законопроекту? Тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и отклонить данный законопроект? Прошу проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. За отклонение, да. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 58 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 65 чел.14,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принято, законопроект отклонен.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 268543-3 "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (об ограничении использования особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов; принят в первом чтении 11 апреля 2003 года с названием "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Обоснование я дам несколько позже, при рассмотрении. Но я предлагаю перенести рассмотрение вопроса под номером 11 - о безопасности дорожного движения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, скажете потом.
КУЛИКОВ А. С., фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Просьба перенести пункт 11 - о безопасности дорожного движения - на более поздний срок. Дело в том, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обоснование позже. Об этом уже говорила и Фарида Исмагиловна.
Так, депутаты Гайнуллина и Куликов внесли предложение по пункту 11. Доложит Куликов. Пожалуйста, Анатолий Сергеевич. КУЛИКОВ А. С. Спасибо. Дело в том, что, уважаемые коллеги, от президента в адрес Комитета по безопасности поступили серьезные замечания по этому законопроекту. И я просил бы, это тоже поручение комитета, перенести рассмотрение на более поздний срок, чтобы эти замечания утрясти, в том числе с представителями президента и правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас Куликов докладчик. Здесь, наверное, голосование не требуется. Хорошо, пункт 11 переносим на более поздний срок. На октябрь, да, Анатолий Сергеевич? На октябрь.
Заседание № 234
О проекте федерального закона № 268543-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (об ограничении использования особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Пожалуйста, Виктор Валерьевич Похмелкин. ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я думаю, вы очень хорошо знаете ту ситуацию, которая складывается у нас сегодня на дорогах, - это и рост ДТП, и нарушения Правил дорожного движения, и пробки, заторы, проблемы с парковками, и много чего еще. Короче говоря, безопасность и порядок, к сожалению, на наших дорогах не торжествуют. Но не торжествует там и справедливость, тем более что вещи это взаимосвязанные. Я думаю, вам неплохо известно, в том числе и по собственному опыту, что наряду с теми гражданами, которые обязаны в полной мере соблюдать Правила дорожного движения и в том числе нести некоторые обременительные обязанности, с этим связанные, существует определенная каста людей, которая по решению Правительства Российской Федерации наделена особыми привилегиями. Выражаются они в двух, так сказать, ипостасях. Во-первых, это так называемые особые государственные регистрационные знаки, утвержденные специальным постановлением Правительства Российской Федерации и соответствующим ГОСТом, когда вместо обычного номера с указанием цифры соответствующего региона, надписи "RUS" дается изображение российского флага. И этот номер как раз относится к такому особому государственному регистрационному знаку. Формально по нашему законодательству и даже в соответствии с подзаконными актами преимуществ при движении этот знак не дает, но работники ГАИ очень хорошо знают: если на машине такой номер, значит, едет государственный человек, а может быть и не совсем государственный, но досмотру машина, как правило, не подлежит, и позволяют себе водители таких автомобилей всё что угодно на дорогах. Вот вчера, может быть, вы видели сюжет по телевидению, по одному из российских каналов, где говорили об акции, которую проводила ГАИ по расчистке мест для парковок автомобилей. И вот там представитель ГАИ прямо говорит: самые большие проблемы у нас именно с этими спецномерами - бросают где угодно автомобиль, а сделать с ними, упаси бог, ничего нельзя, потому что потом не оберешься всяких проблем. Тем более, если речь идет о депутате или о члене Совета Федерации. А там, как вы помните, неприкосновенность, и нельзя ни досматривать машину, и нельзя ничего подобного делать. Второе отличие привилегированное - это так называемые спецсигналы. Вот это уже более серьезная штука, потому что эти спецсигналы - световые и звуковые, проблесковые маячки синего цвета - уже дают преимущество при движении. И по данным нашей ГАИ опять же, Главного управления ГАИ, по вине автомобилей с такими спецсигналами совершается около 1,5 тысячи нарушений Правил дорожного движения в течение недели. Это официальные цифры только по городу Москве. Так что это уже не просто некая особая привилегия, это еще и, повторяю, угроза безопасности на дорогах. Выдаются эти мигалки, как их в народе называют, тоже кому угодно - на законном, на полузаконном и на совсем незаконном основании. И среди людей, которые имеют права на подобные спецсигналы, - чиновники и крупные, и не очень крупные в Администрации Президента, в Правительстве, в регионах, в различных министерствах и ведомствах. Всё это, конечно, вызывает обоснованный гнев и возмущение со стороны многих наших автомобилистов. Подобного рода тема не раз отслеживалась и в публикациях в различных средствах массовой информации. Особенно хотел бы выделить "Новую газету" и журнал "За рулем", которые давно эту тему ведут. Вот на основании этих предложений, обращений, публикаций и родился законопроект, который предлагается вашему вниманию. Этим законопроектом предлагается ввести новую статью - статью 14.1 в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Концепция законопроекта. С моей точки зрения, речь идет в данном случае не просто о каких-то спецсигналах технического характера, речь идет об ограничениях прав граждан или, по крайней мере, об ограничении равноправия граждан, часть из которых имеет некие преимущества при управлении транспортным средством. И коль скоро это так, то в соответствии с Конституцией подобного рода проблема должна регулироваться не подзаконными актами, не документами Правительства, а на законодательном уровне. И такой закон, который органично мог бы данную проблему решать, собственно, есть. Что предлагается данным законопроектом? Первое. Запретить полностью установку и использование на транспортных средствах особенных государственных регистрационных знаков. Никакой необходимости в этом нет. Тем более, что во многих странах вообще такого института не существует. Скажем, ни английская королева, ни Президент Соединенных Штатов Америки никакими спецномерами, спецсигналами не пользуются. Даже в странах такого... византийского, восточного плана, где тяга к роскоши и привилегиям имеет место, и то общее количество спецномеров, спецсигналов не превышает, как правило, пятидесяти. В нашей же стране (приведу эти цифры) спецсигналов на всю страну - 3 884, из них больше одной трети приходится на город Москву. Уникальная ситуация, нигде в мире ничего подобного нет! Для сравнения: в самый застойный период советского государства только 124 спецсигнала было на всю страну, на весь Советский Союз, на все союзные республики, тогда как сейчас только на Россию - вот та цифра, которую я назвал. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОХМЕЛКИН В. В. Ну почему "одно хорошее"? Я говорю правду только, уж что есть, то есть. Значит, номера эти отменить, тем более что, повторяю, никакого преимущественного права они не дают юридически, а следовательно, и никакой роли не играют. Второе. Что касается спецсигналов. Конечно, они в определенных, строго дозированных количествах необходимы. И я предлагаю перечень, исчерпывающий перечень органов и лиц, кому могут предоставляться вот эти спецсигналы, дающие преимущество при движении. Во-первых, оперативным службам при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих транспортных средств. Здесь всё понятно. Это оперативные службы, которые призваны обеспечивать безопасность жизни и здоровья наших граждан, - "Скорая помощь", медицинские автомобили, милиция, пожарная охрана, МЧС и так далее. Во-вторых, естественно, подобного рода сигналы необходимы в определенных случаях органам и лицам, которые ведут борьбу с преступностью, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. И поэтому по специальному перечню, который, конечно, должно утверждать Правительство, я считаю, возможно выделить подобные спецсигналы именно этим органам. И наконец, в-третьих. Да, есть у нас очень узкая категория лиц, которые в соответствии с законом "О государственной охране" подлежат этой государственной охране, и, конечно, для того, чтобы эту функцию выполнить, им необходимо предоставлять преимущество при движении. Точно так же эта государственная охрана распространяется на представителей других государств, которых принимают на высшем и высоком уровне, и в соответствии с международными соглашениями автомобили, которые предоставляются им или сопровождают их, могут наделяться подобными спецсигналами. Ну, в Российской Федерации, если я не ошибаюсь, сегодня девять должностных лиц, с учетом тех, кого назначил Президент, имеют право на государственную охрану, то есть это очень узкий круг лиц. И всё, и больше, с моей точки зрения, никто пользоваться этими спецсигналами не должен, никаких оснований для этого, по крайней мере общесоциальных, нет. Кстати, вот тут был вопрос про олигархов. Между прочим, это не шуточки, дело в том, что документом Правительства Российской Федерации предоставлено право на специальный номер (это узаконено) председателю правления ОАО "Газпром", председателю правления РАО "ЕЭС...". Эти люди сегодня пользуются на законном основании спецсигналами, тогда как, с моей точки зрения, никакой необходимости в этом абсолютно нет. Я допускаю, что здесь возможны различного рода поправки, немножко иные подходы, коррективы. Важно принципиально определиться, что, во-первых, этот вопрос должен решаться законодательно и, во-вторых, все-таки должны быть некие критерии, по которым, собственно, предоставляются подобного рода преимущества при движении. И критерий один: это должны быть либо высшие лица в государстве, охрана которых является, так сказать, важнейшей задачей, либо лица и органы, которые отвечают за безопасность жизни граждан, личности, общества и государства. Я хотел бы поблагодарить Комитет Государственной Думы по безопасности, который очень внимательно подошел к рассмотрению данного законопроекта, единодушно поддержал его. Уверен, что... Причем учитывая, что в комитете собрались представители разных фракций, разных депутатских объединений, но подход, как мне кажется, был продемонстрирован вполне профессиональный и взвешенный. Вместе с тем я очень удивлен отзывом Правительства Российской Федерации, я просто рекомендую посмотреть его, это нечто беспрецедентное даже для нашей думской практики, я много чего уже повидал на своем парламентском веку, но это, конечно, уникальная вещь. Более частные и мелкие замечания, которые здесь сформулированы, просто трудно себе представить. Якобы терминология используется та, которой нет в законе. Естественно, потому что законом до сих пор эти вопросы не регулировались. Не учитывается, оказывается, что в законе о статусе депутата есть указание на этот спецномер. Понятно, что оно есть, и ясное дело, что менять закон о статусе депутата надо будет в случае, если будет принят данный законопроект. Что же касается самой концепции, того, надо или не надо с помощью закона эти вопросы решать, надо или не надо ограничивать круг лиц, которые имеют право на спецсигналы, об этом в отзыве Правительства ни слова. Отсюда, наблюдая эту беспомощность, я делаю вывод, что, в общем, конечно, очень не хочется поддерживать этот закон, а аргументов, собственно, не находится. Ко мне подходили многие депутаты и просили, так сказать, сделать их соавторами данного законопроекта. Что я могу сказать? Я очень хотел бы потерять авторство на свой проект. Это возможно только в одном случае: если он будет принят в первом чтении. С этого момента, как известно, закон уже принадлежит всей Думе и всем тем, кто за него проголосовал и дальше будет его вести. Если же вы это решение сегодня не примете, у этого законопроекта далее в истории останется только один автор, но я очень надеюсь, что вы меня такой привилегии лишите. Благодарю вас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А куда вы, куда вы пошли? Виктор Валерьевич, оставайтесь. (Выкрики из зала.) А, содокладчик. Да, содокладчик, пожалуйста. (Выкрики из зала.) А? Для особой касты. Анатолий Сергеевич Куликов, пожалуйста. С места. КУЛИКОВ А. С., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, мне от имени Комитета по безопасности поручено доложить позицию комитета. Законопроект был направлен субъектам права законодательной инициативы 10 декабря прошлого года. Постановлением Госдумы был определен срок представления замечаний и предложений до 20 января этого года. На проект закона получен отзыв Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, который поддерживает концепцию законопроекта. Правительство России представило официальный отзыв 5 марта этого года, законопроект не поддерживает. При этом отзыв содержит ряд принципиальных замечаний, которые невозможно было бы исправить. Правительство указывает, что законопроект не в полной мере согласуется с законодательством России в части запрета на установку особых государственных регистрационных знаков. Это действительно так, и в случае принятия законопроекта с предлагаемой концепцией необходимо будет внести изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кроме того, подобный запрет, по мнению Правительства, не решит проблему повышения безопасности дорожного движения. По поводу упорядочения использования специальных сигналов в официальном отзыве Правительства возражений не содержится. Отмечаются недостатки юридико-технического характера. Комитет рассмотрел законопроект и с учетом полученных заключений считает, что его концепция в целом может быть поддержана. Вместе с тем были выявлены недостатки, которые, мы считаем, можно устранить в процессе подготовки его ко второму чтению. В частности, необходимо изложить пункт 1 новой статьи в виде общего запрета на использование каких-либо регистрационных номеров, отличных от общепринятых, в пункте 2 новой статьи уточнить наименования федеральных органов исполнительной власти, они там не даны конкретно, дополнить статью 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определением понятий, вводимых новой статьей. Комитет, повторяю, поддерживает и одобряет законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Сергеевич. Будут ли вопросы к докладчикам? Есть. Пожалуйста, Виктор Валерьевич, на трибуну. Так, две руки вижу. Николай Иванович Рыжков, пожалуйста. РЫЖКОВ Н. И. У меня вопрос такого характера. Когда вы сейчас докладывали свой проект, вы сравнили, сколько сегодня этих мигалок и сколько было, допустим, 12 лет назад. Мы помним, что 12 лет назад одним из рычагов недовольства народа были так называемые привилегии. Была поднята волна борьбы с ними. Борис Николаевич, незабвенный, вдруг пошел в районную поликлинику, прикрепился там. (Мы с вами потом через 10 лет приняли закон о его льготах, которые даже царь вместе с генеральными секретарями не видели.) Не хотите ли вы, учитывая, что все-таки это определенный элемент льгот, собрать всё в кучу сейчас, посмотреть вот эти мигалки, посмотреть номера, посмотреть лимузины... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Завершайте, это ведь вопрос. РЫЖКОВ Н. И. ...посмотреть самолеты, и прочие, и прочие льготы, которые сейчас расцвели пышным цветом в стране? Не получается ли так, что вы вырвали какой-то один элемент, может быть и правильный, но все-таки корни-то гораздо глубже? Может быть, вот вам и заняться этим делом - взять в компанию тех людей, которые в то время очень сильно кричали по этому вопросу? Вот у меня такой вопрос к вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПОХМЕЛКИН В. В. Первое. Лучше или хуже стало сейчас по сравнению с советским временем в отношении льгот или привилегий для власть имущих? Безусловно, хуже, и по всем направлениям. Я это вынужден признать со всей очевидностью. И те цифры, которые я сегодня называл, об этом явно свидетельствуют. Второе. Ну, я-то, в общем, и стараюсь последовательно по всем направлениям работать. Если вы помните, неделю назад как раз-таки мой проект рассматривался - об отмене льгот по пенсиям для депутатов и чиновников. И вопрос по депутатской неприкосновенности сколько раз я ставил. Поэтому нет никаких проблем, давайте рассматривать в комплексе. Но так, к сожалению, у нас устроено законодательство: все эти льготы разбросаны по разным направлениям, вот и приходится их отлавливать и по каждой отдельно выступать. Так что я за то, чтобы у власть имущих были привилегии, только связанные с необходимостью выполнения их функций, и ничего другого. Там, где это идет от барства, так сказать, от явного излишества, от социального паразитизма если хотите, - конечно, всё это подлежит устранению. Вот в русле этой линии, которую я, на мой взгляд, последовательно в Думе провожу, и предлагается данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Валерьевич, скажите, пожалуйста, а вот голубые номера у вас подпадают под это? Потому что у нас голубые, желтые номера, а сейчас некоторые специально просят, чтобы им розовые дали. Вот как?.. ПОХМЕЛКИН В. В. Спасибо. Ну, вообще, на самом деле такое значение имеют только так называемые голубые, или синие, номера, которые принадлежат сегодня МВД. С ними вот какая проблема. Они никаким нормативным актом не предусмотрены. Вот если особые регистрационные знаки с флагом предусмотрены специальным постановлением Правительства 2000 года, на которое я ссылался, то эти номера не предусмотрены никаким. Но они есть в ГОСТе, правда. Комитет по безопасности, кстати, предлагает - я с этой поправкой согласен - вообще сделать пункт 1 этой статьи более широким и вообще все специальные номера запретить. Я согласен, просто, повторяю, это было немножко трудно технически сделать, коль скоро это ничем до сих пор не предусмотрено. А режим у них точно такой же, у этих синих номеров. Формально никакого преимущества при движении нет, на деле, конечно, все знают, такого рода автомобили пользуются преимуществом. Мне интересно объяснял один высокопоставленный милицейский начальник, для чего эти номера: работник милиции имеет право и даже обязан оказать помощь на улице людям. Вот едет, допустим, автомобиль с синим знаком - любой может поднять руку, остановить милиционера и пригласить его для того, чтобы помочь гражданину, попавшему в беду. Вот такое вот объяснение, которое у вас вызывает совершенно обоснованные улыбки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Медведев Юрий Германович, ваш вопрос. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Виктор Валерьевич, вот если говорить об особых государственных регистрационных знаках, которых очень много в Москве, действительно, может быть, они в какой-то степени затрудняют движение. Я не думаю, что сидящие здесь в зале, кто пользуется этими номерами, являются злостными нарушителями. Ну для Москвы, может быть, это и характерно, но если говорить о нашей Пермской области, то у нас там всего три номера, так что, наверное, для территорий это не характерно. Но, на мой взгляд, основные трудности мы с вами испытываем при движении по городам и по дорогам с владельцами автомобилей, которые имеют на регистрационных знаках буквы "АА", "СС", "ММ", потому что они есть и в Москве, и в Перми, и в Смоленске, и в других городах. Вот данным законом мы можем запретить и эти номера, потому что это самые злостные нарушители, с ними вообще на дороге не только встречаться, с ними... Сложно очень ездить из-за них. Это первый вопрос. Второй вопрос. Вы сознательно, когда готовили документ... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершайте вопрос. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Речь идет о том, что принятие этого закона не требует внесения изменений в другие федеральные законы. Ведь вы хорошо знаете закон о статусе члена Совета Федерации и депутата. Там прямо записана норма, которая разрешает нам иметь эти номера. Вы сознательно не упомянули о необходимости внесения изменений или это просто как бы незнание?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПОХМЕЛКИН В. В. Спасибо, Юрий Германович. Во-первых, я думаю, что, поработав с Комитетом по безопасности, в случае если вы примете положительное решение, мы сможем найти формулировку, которая запретит абсолютно все специальные номера, поставит их вне закона. Это, конечно, как вы понимаете, с учетом наших российских традиций, изощренности в нарушении закона не даст стопроцентной гарантии, что не появятся какие-то пресловутые номера, хотя и не дающие формальных прав, но в конкретном регионе все будут знать: вот едут люди, которые пользуются особым расположением там, не знаю, губернатора, криминального сообщества и так далее. Это полностью запретить невозможно, это можно только на практике искоренить. Что касается правовой базы для борьбы с этими явлениями, я полагаю, что мой законопроект ее в основе своей содержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, последний вопрос. Бурлуцкий Юрий Иванович. ПОХМЕЛКИН В. В. Извините, еще вторая часть вопроса... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да, пожалуйста. ПОХМЕЛКИН В. В. Юрий Германович, это неточность, допущенная при составлении пояснительной записки. Конечно, в закон о статусе депутата надо вносить изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурлуцкий Юрий Иванович. БУРЛУЦКИЙ Ю. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я вот немножко в развитие... Первый товарищ одну часть моего вопроса затронул. Действительно, в любой области, крае, республике часть водителей с определенными номерами ездят, и вся милиция честь им отдает, и не надо там никаких знаков и так далее. Это первая часть. Вторая часть. Охраняемые лица когда проезжают, особенно охраняемые по должности и охраняемые главы олигархических кланов, у них там и впереди машины, и сзади машины, и прочее. Зачем им вообще знак? Да там перекрывают улицы, перекрестки и так далее. Поэтому этот закон никакого эффекта, мне кажется, совершенно не даст. А вот в отношении депутатского корпуса как раз я хотел сказать, что на любом перекрестке нас останавливают, всё что хочешь делают. Потому что, естественно, у депутата, так сказать, кроме вот этого знака внешнего, никакой другой охраны нет, за ним никто не движется... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. ПОХМЕЛКИН В. В. Ну что я могу сказать насчет депутатов? Понимаете, предлагается ведь только одно - чтобы все ездили по правилам в равной степени. Вот и всё. Если депутат или кто-либо другой не нарушает правила дорожного движения, у него есть основания для защиты. Если он нарушает, он должен отвечать так же, как и все остальные граждане. По крайней мере, не быть ничем защищенным. Но мы-то с вами защищены. Вашу машину, если вы в ней едете даже пассажиром, никто досмотреть не вправе. Остановили, увидели удостоверение и отпустили, потому что есть закон о статусе депутата: не подлежит досмотру без согласия на то Государственной Думы. Поэтому мне кажется, что не надо говорить, будто депутаты находятся в таком тяжелом положении. А что касается криминальных авторитетов, олигархов, бандитов, как угодно вы их называйте, то, конечно, если мы примем этот закон, последние правовые основания для того, чтобы им предоставляли спецсигналы, будут ликвидированы. Конечно, будут злоупотребления, будут нарушения, всё это понятно, но у нас с вами появится право требовать соблюдения закона уже от всех должностных лиц на основании тех решений, которые мы примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Валерьевич. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование... Представитель Правительства. Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Тут прозвучала просто, на мой взгляд, крайне нескромная характеристика отзыва Правительства, официального отзыва Правительства Российской Федерации. Причем мне было очень приятно, что сам докладчик тут же согласился, отвечая на вопрос депутата Медведева, с обоснованностью нашего замечания. Оно заключалось в том, что, предлагая данный законопроект к принятию, соблюдая всю необходимую парламентскую процедуру, конечно же, автор должен указать, что изменения в закон о статусе депутата, где черным по белому написано о том, что служебный автотранспорт, предоставляемый члену Совета Федерации, депутату Госдумы, либо личный автотранспорт, используемый ими для осуществления своих полномочий, оборудуется особыми государственными регистрационными знаками, и предлагают в своем законопроекте запретить установку и использование особых государственных регистрационных знаков. Конечно же, всё это надо было привести в соответствие. Именно это замечание содержалось в официальном правительственном отзыве, и я не понимаю, зачем надо было так... публично об него вытирать ноги. Что касается содержания и нашего отношения к данному законопроекту, то, конечно же, мы его считаем, ну, несколько бредовым. Уважаемые коллеги, эта норма существует во всех развитых странах. И депутат Похмелкин, который так часто пытается либерализовать наше сознание, правосознание и приблизить его к образцам американской, скажем так, демократии, наверняка должен знать, что количество специальных регистрационных государственных знаков, используемых в США, просто беспрецедентно. В США специальными государственными регистрационными знаками оборудуются автомобили Президента, вице-президента, членов федерального правительства, автомобили всех федеральных министерств, служб, ведомств также имеют регистрационные знаки закрепляемых именно за ними серий. А вот теперь посмотрим, что творится у них в штатах, которые можно сравнить с нашими субъектами Федерации. В штатах на машинах следующих категорий должностных лиц устанавливаются именно специальные знаки, против которых выступает депутат Похмелкин: это машина губернатора, машины помощников губернатора, машина главного прокурора, машина главного аудитора, машины членов Конгресса, обеих палат, машины государственного казначейства и машины членов законодательного органа штатов. У нас же в Российской Федерации на сегодняшний день вот таких специальных государственных знаков - я просто хочу повторить те цифры, может быть, на которые ссылался и автор законопроекта, - всего 1 640. Из них у Федерального Собрания - 789, чуть меньше половины этих знаков, в том числе Государственная Дума имеет 530 таких знаков, Совет Федерации - 259. Что касается количества транспортных средств без специальных светографических схем, на которых установлены устройства для подачи специальных звуковых сигналов, их 3,5 тысячи. Для нашей страны с населением 150 миллионов человек с таким большим количеством автотранспорта, когда только в одной Москве насчитывается несколько миллионов автомашин, я думаю, это не слишком большое количество. А вот что это действительно вызывает некое озлобление у определенных слоев общества - ну, это действительно так. Но давайте мы будем жить по-цивилизованному и не идти на поводу у этих озлобленных, потому что, поверьте, очень многое в образе жизни государственной и правящей элиты также вызывает недовольство самых широких общественных масс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Валерьевич, не было прений. Это выступление представителя Правительства. Какие это прения? Выступают в конце представители Правительства и Президента. Прений не было. Если хотите сказать несколько слов - пожалуйста. Похмелкин. ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, во-первых, все-таки, мне кажется, выступление представителя Правительства тоже в рамках прений проходит. Заключительное слово для того и есть, чтобы ответить всем, кто ставил вопросы и высказывал суждения. Выражение "бредовое" оставляю на совести представителя Правительства, Геннадий Николаевич, но все-таки, мне кажется, стоит реагировать на подобного рода... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, стоит реагировать. ПОХМЕЛКИН В. В. Я никого не оскорблял, во-первых. Во-вторых, происходит подмена понятий. Спецномера, повторяю еще раз, никому преимуществ при движении формально не дают. И зачем же нам уподобляться столь неприятному для многих наших сограждан американскому образу жизни? А вот спецсигналов, которые дают преимущество при движении, в Америке нет вообще ни у кого. Так что я никого не обманываю. Не надо, так сказать, этим манипулировать и подменять понятия. А так я рад тому, что было признано, что на самом деле проблема существует и что в конце концов надо с чего-то начинать, лишая привилегий наших власть имущих. И последнее. Замечание, о котором говорил уважаемый Андрей Викторович, относится не к законопроекту, а к пояснительной записке. Это достаточно редкий случай, когда Правительство оценивает не сам текст законопроекта, а то, как он обосновывается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 26 сек.) Проголосовало за 298 чел. 66,2% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел. 33,6% Результат: принято Почти как конституционный закон. Куликов, по ведению. Пожалуйста, Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Геннадий Николаевич, в качестве реплики: коллеги, мы забыли разделительную полосу убрать на дорогах Москвы.
Заседание № 227
О проекте федерального закона № 268543-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (об ограничении использования особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26. Докладчика нет. Фиксируем, что докладчик отсутствует.