Заседание № 115

17.05.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 267792-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части социальной поддержки участников войны, признанных инвалидами".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3732 по 4246 из 5592
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации в части социальной поддержки          
участников войны, признанных инвалидами". Докладывает Сергей Михайлович         
Пантелеев.                                                                      
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ С. М., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона   
подготовлен с учётом обращений участников Великой Отечественной войны,          
жителей блокадного Ленинграда, признанных инвалидами, а также общественных      
организаций с просьбой повысить уровень государственных мер социальной          
поддержки таких категорий ветеранов в связи с тем, что их здоровье было         
подорвано в годы войны, во время блокады и требуются большие средства на        
лечение и на различные услуги.                                                  
                                                                                
В целях установления дополнительных мер социальной поддержки указанных          
категорий ветеранов войны в законопроекте предлагается подпункт 1 пункта 1      
статьи 23-1 Федерального закона "О ветеранах" изложить в следующей редакции:    
"инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, признанным            
инвалидами независимо от причины инвалидности (кроме лиц, инвалидность          
которых наступила вследствие противоправных действий), включая граждан,         
награждённых знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанных инвалидами       
независимо от причины инвалидности (кроме лиц, инвалидность которых наступила   
вследствие противоправных действий), - 3088 рублей". Также предлагается         
внести изменение в статью 2 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии   
с которым граждан, награждённых знаком "Жителю блокадного Ленинграда",          
признанных инвалидами независимо от причины инвалидности (кроме лиц,            
инвалидность которых наступила вследствие противоправных действий),             
предлагается приравнять к категории участников войны, включив их в перечень в   
подпункте "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного закона.                     
                                                                                
Для обеспечения дополнительных мер социальной поддержки ветеранов войны из      
числа участников Великой Отечественной, признанных инвалидами, включая          
граждан, награждённых знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанных         
инвалидами, за счёт средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет        
Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке трансферта, из федерального    
бюджета в 2019 году потребуются дополнительно: на финансирование ежемесячных    
денежных выплат (ЕДВ) для участников Великой Отечественной войны, признанных    
инвалидами, - 676 миллионов 83 тысячи рублей; на реализацию дополнительных      
мер социальной поддержки участников войны из числа граждан, награждённых        
знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанных инвалидами, на выплату ЕДВ    
- 1 миллиард 276 миллионов 15 тысяч рублей; на оплату ритуальных услуг          
указанным категориям граждан - блокадникам Ленинграда как участникам войны -    
220 миллионов 98 тысяч рублей.                                                  
                                                                                
Разница между суммой ЕДВ, выплачиваемой инвалидам войны, и суммой ЕДВ,          
выплачиваемой: участникам Великой Отечественной войны, получающим вторую        
пенсию по инвалидности, - 772 рубля; гражданам, награждённым знаком "Жителю     
блокадного Ленинграда", - 1089 рублей. Общие расходы, которые потребуются на    
реализацию предлагаемых мер, в 2018 году могут составить 2 миллиарда 173        
миллиона 96 тысяч рублей - давайте учтём всё это при принятии решения об        
изменении федерального бюджета в 2018 году в связи с дополнительными            
доходами, связанными с ростом цены на нефть.                                    
                                                                                
Можно много говорить о мужестве, стойкости этих людей, но здесь как раз тот     
случай, когда не только словами, но и делами, своим решением надо поддержать    
их, выразить своё отношение к людям, которые выстояли, сохранили страну, дали   
нам жизнь. Принятие закона для данной категории граждан жизненно необходимо и   
не терпит отлагательства.                                                       
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов        
выступает Владимир Иванович Мельник.                                            
                                                                                
МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Как уже сказал Сергей              
Михайлович, законопроектом предлагается отнести к категории участников          
Великой Отечественной войны лиц, награждённых знаком "Жителю блокадного         
Ленинграда", признанных инвалидами независимо от причины инвалидности.          
                                                                                
Комитет отмечает, что в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"        
лица, награждённые знаком "Жителю блокадного Ленинграда", отнесены к            
категории ветеранов Великой Отечественной войны и меры социальной поддержки     
получают с учётом их статуса. Установление статуса участника Великой            
Отечественной войны исходя из предлагаемого законопроектом критерия о наличии   
инвалидности без указания её причин не соответствует концепции Федерального     
закона "О ветеранах", согласно которой категории ветеранов устанавливаются с    
учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной             
государственной службы и продолжительного добросовестного труда. Кроме того,    
комитет отмечает, что предлагаемое авторами законопроекта разделение единой     
категории ветеранов Великой Отечественной войны из числа лиц, награждённых      
знаком "Жителю блокадного Ленинграда", на участников Великой Отечественной      
войны и ветеранов Великой Отечественной войны по критерию наличия               
инвалидности без указания её причины может быть воспринято неоднозначно,        
возможно, это посчитают социально несправедливым лица, награждённые знаком      
"Жителю блокадного Ленинграда", но не признанные инвалидами.                    
                                                                                
Законопроектом также предлагается внести изменение в пункт 5 статьи 11          
Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Вместе с тем механизм     
реализации предлагаемого изменения в законопроекте не определён.                
                                                                                
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его            
реализацию в 2018 году потребуются дополнительные бюджетные ассигнования из     
федерального бюджета, о которых говорил Сергей Михайлович. При этом в           
нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации                     
финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит норм,           
определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных               
обязательств. Авторы также предлагают финансирование дополнительных расходов    
федерального бюджета производить за счёт средств федерального бюджета,          
перечисляемых в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации и Минобороны     
России в порядке трансферта в виде субвенций, что не соответствует статье 129   
Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой межбюджетные          
трансферты из федерального бюджета в форме субвенций предоставляются только     
бюджетам субъектов Российской Федерации.                                        
                                                                                
К проекту федерального закона поступили отзывы от законодательных и высших      
исполнительных органов государственной власти 43 субъектов Российской           
Федерации: за принятие законопроекта высказалось три субъекта Российской        
Федерации, против - семь субъектов, мнение 33 субъектов не выражено.            
Правительство Российской Федерации проект федерального закона не                
поддерживает. Комитет Совета Федерации по социальной политике также не          
поддерживает концепцию законопроекта. Правовое управление Аппарата              
Государственной Думы имеет ряд замечаний по законопроекту.                      
                                                                                
Комитет предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект при       
рассмотрении его в первом чтении.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тарасенко Михаил Васильевич.                                                    
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к авторам.                                                        
                                                                                
В вашем финансово-экономическом обосновании и в вашем выступлении, которое      
прозвучало сейчас, утверждается, что ЕДВ для участника Великой Отечественной    
войны составляет 3088 рублей. Законопроект внесён вами в сентябре 2017 года,    
а с 1 января 2016 года размер ЕДВ составляет 4795 рублей. Это несоответствие    
привело к абсолютно неправильным выводам в вашем финансово-экономическом        
обосновании, и я хочу задать вопрос: откуда такая небрежность?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пантелееву включите микрофон.                    
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ С. М. Это не является небрежностью. Да, расчёты делались с учётом     
данных, которые были на тот момент, когда готовились эти материалы, но если     
брать ту сумму, которую вы сегодня назвали, то это ненамного увеличит расходы   
федерального бюджета, поэтому ко второму чтению можно всё это уточнить,         
внести коррективы.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю комитета.                           
                                                                                
Ну, если уж вы авторов уличили в том, что они неправильно произвели расчёты в   
финансово-экономическом обосновании, вы сами-то подсчитали, есть у вас цифры?   
Дайте свои, альтернативные расчёты, и будет понятно, как вы, профессионалы,     
посчитали. Это первое.                                                          
                                                                                
И второе: какие вы видите неустранимые противоречия, которые мешают принять     
этот проект закона в первом чтении и которые, повторю, нельзя устранить ко      
второму чтению?                                                                 
                                                                                
МЕЛЬНИК В. И. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. Я могу так ответить: закон   
"О ветеранах" представляет собой выстроенную систему, и там каждая категория    
граждан за определённые заслуги перед государством получает определённые меры   
социальной поддержки - как только мы выделяем какую-то категорию граждан,       
повышаем меры социальной поддержки, так это несправедливо сказывается на        
других категориях.                                                              
                                                                                
А цифры можно посчитать, можно всё выяснить.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович, присаживайтесь.               
                                                                                
Есть желающие выступить? Есть.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
От фракции, Александр Николаевич? От фракции.                                   
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, это очень серьёзный, трепетный вопрос - я хотел бы с вами    
поделиться такой информацией. Когда мы на поезде ЛДПР ехали по Российской       
Федерации, мы проезжали Ленинградскую область, посещали Санкт-Петербург, в      
наш поезд садились коллеги, среди которых был и мой коллега, в данный момент    
являющийся депутатом фракции ЛДПР Законодательного собрания Ленинградской       
области, мы посещали памятные места, "Дорогу жизни". И когда этот человек,      
подполковник запаса МВД, очень сильный, мощный человек, начал рассказывать,     
как его отца нашла команда, которая ходила по квартирам блокадного              
Ленинграда, вынесла его уже мёртвых родителей, и они увидели, что шевелится     
одеяло, а под ним оказался грудной ребёнок - это был его отец, - так вот,       
когда коллега это рассказывал, комок подкатил к горлу, я даже не ожидал, что    
этот человек может заплакать!                                                   
                                                                                
Вы понимаете, что ту трагедию, которую пережили все граждане Советского         
Союза, особенно жители блокадного Ленинграда, мы преподносим, рассматриваем     
как действительно героический подвиг. "Бессмертный полк", 9 Мая... У нас        
пытаются отнять Победу в Великой Отечественной войне, пытаются размазать роль   
советского народа, находятся подонки, которые пытаются размышлять, а нужно ли   
было держаться, может, нужно было сдавать Ленинград. Здесь однозначная          
позиция: жители блокадного Ленинграда - это герои, конечно же, не по своей      
воле и не по своей вине они оказались в этой ситуации, но они проявили          
мужество и героизм, который мы всегда будем помнить и которым будем             
гордиться. Так давайте мы помимо слов восхищения проявим к ним какое-то         
конкретное государственное внимание!                                            
                                                                                
Боже мой, мы рассматриваем эти суммы, - копейки! - а параллельно в СМИ          
сообщают, что Эльвира Сахипзадовна Набиуллина повторно направила бюджетные      
средства, очередные десятки миллионов, на приобретение американских ценных      
бумаг, и параллельно в Государственной Думе принимаются законопроекты,          
которые практически вводят антиамериканские санкции и соответствующую           
ответственность, но при этом в бюджете Российской Федерации не находится        
средств, чтобы вложить их в человека, который пойдёт и эти копейки потратит в   
магазинах Российской Федерации, поддержит нашего предпринимателя! Буквально     
несколько дней назад топливо подорожало на несколько рублей, а это значит,      
что снова будут дорожать продукты питания и проезд в общественном транспорте.   
Мы принимаем бюджет на очередной финансовый год, повышаем пенсии гражданским    
пенсионерам, военным пенсионерам на копейки, на несколько процентов, - и тут    
же в новом году начинают расти цены на всё!                                     
                                                                                
Коллеги предлагают оказать поддержку жителям блокадного Ленинграда, не всем,    
а только тем, кто является инвалидами, и у меня возникает вопрос к              
оппонентам: при чём тут причина инвалидности? Вы что думаете, люди за время     
блокады здоровье своё как-то поправили? Естественно, пережитое спустя годы,     
спустя десятилетия сказывается на их здоровье.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, несомненно, поддержит это предложение.         
Вообще не вижу в нём никакого популизма, это грамотный, логичный ход, это наш   
ответ всем тем, кто сегодня оскверняет память погибших в Великой                
Отечественной войне, всем тем, кто оскверняет наши памятники. Мы только         
словами будем оперировать или конкретными действиями?! Ещё раз повторю: мы не   
забываем вовремя платить пенсии пенсионерам, которые покинули Советский Союз    
и живут в других государствах - в Германии, Израиле, - им мы пенсии платим, а   
тем, кто остался жить в нашей стране и сегодня живёт в Санкт-Петербурге,        
жителям блокадного Ленинграда, у которых инвалидность, мы что, не можем         
доплатить несколько тысяч рублей?!                                              
                                                                                
Коллеги, я уверен, что мы найдём в бюджете денежные средства, как нашли их в    
мае, приняв закон президента о том, чтобы с 1 мая увеличить выплаты, я имею в   
виду минимальный размер оплаты труда, который приравняли к прожиточному         
минимуму. Деньги тогда нашлись, и никто не требовал обоснования, откуда их      
взять, а как только оппозиционная фракция вносит предложение - в том числе и    
я с коллегами от фракции ЛДПР внёс законодательную инициативу об увеличении     
выплат ветеранам боевых действий, - тут же встаёт вопрос: а где мы возьмём      
деньги? Давайте, коллеги, будем идти по одной дороге, использовать одну         
формулу: если на ваши инициативы всегда находятся деньги в бюджете Российской   
Федерации, на нужные, важные инициативы, которые мы поддерживаем, так давайте   
будем последовательны и на наши инициативы тоже будем изыскивать средства! А    
источник я ещё раз обозначаю: сократить выделение бюджетных средств на          
приобретение американских ценных бумаг, вложить эти деньги в наших граждан,     
которые будут их инвестировать в экономику Российской Федерации. Они не будут   
в Англии или в Черногории покупать недвижимость - они себе лишнюю котелку       
колбасы купят или за коммуналку вовремя заплатят полуолигархическим офшорным    
структурам, которые захватили ЖКХ. Вот эти люди сегодня в своей стране и        
будут эти деньги тратить.                                                       
                                                                                
Прошу вас поддержать и эту инициативу, и все остальные социально важные         
инициативы, которые не требуют значительных денежных средств. Да, мы            
отпраздновали День Победы, а теперь фактически мы показываем своё отношение,    
своё уважение к этой категории граждан!                                         
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович. От фракции.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция,         
безусловно, поддержит этот законопроект, и мы призывает всех депутатов          
поддержать авторов законопроекта.                                               
                                                                                
Вы знаете, недавно мне звонили с государственного телеканала и спрашивали:      
что нужно, чтобы развернуть, скажем так, поднять патриотическое воспитание      
молодёжи в России? На что я сказал: давайте покажем молодёжи пример, как мы     
относимся к участникам войны, как относимся к ветеранам, ликвидируем очереди    
на жильё. Собственно говоря, реализация этого закона будет ещё одним            
примером, благодаря которому не на словах, а на деле мы будем воспитывать в     
нашей молодёжи патриотизм, мы покажем не на словах, а на деле, что              
действительно никто не забыт и ничто не забыто.                                 
                                                                                
Теперь что касается содержательной части законопроекта. Противники принятия     
этого закона ссылаются на то, что, дескать, сегодня законодательство            
настолько сбалансировано, что, если мы ещё категорию граждан введём, это        
нарушит какой-то баланс. Коллеги, давайте опросим участников Великой            
Отечественной войны, проведём среди них опрос, кто из них будет против          
принятия этого закона, - я думаю, мы ни одного не найдём, а если и найдём,      
то, наверное, они будут явно в меньшинстве.                                     
                                                                                
Теперь что касается юридических коллизий. Об этом только что коллега из         
фракции ЛДПР сказал: если надо, например, принять какой-то закон, который       
внесло правительство или президент, то мы всегда найдём деньги, хотя они не     
были заложены в бюджете, мы всегда их найдём.                                   
                                                                                
Теперь что касается возможностей государства. Я опираюсь на цифру, которую      
авторы законопроекта указали в финансово-экономическом обосновании, - чуть      
больше 2 миллиардов рублей; члены комитета более точно могут посчитать, но      
они не назвали цифры - даже если допустить, что авторы ошиблись и сумма в 2     
раза больше требуется, то есть 4 миллиарда рублей, то, скажем так,              
дополнительные расходы... Какие дополнительные доходы бюджета ожидаются от      
превышения запланированной цены на нефть - по-моему, 50 долларов за баррель     
значится в бюджете, да?                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Да, извините, 40 долларов за баррель, а сейчас уже почти 80       
долларов за баррель, то есть двукратно цена на нефть превышает                  
запланированную в бюджете. Теперь возьмите экспорт нефти и посчитайте, какие    
дополнительные доходы мы можем получить: уже сейчас по прогнозам                
дополнительные доходы - 1,8 триллиона рублей, триллиона рублей, не миллиарда!   
Даже если авторы ошиблись и на реализацию этого закона потребуется в 2 раза     
больше средств, это всё равно в 500 раз меньше, чем дополнительные - я          
подчёркиваю - доходы бюджета, которые получит бюджет в этом году только от      
роста цены на нефть. И я думаю, что это ещё не предел, потому что полгода       
даже не прошло, а когда пройдёт полгода, мы увидим совсем другие цифры.         
                                                                                
Следующее. Если вы противник этого законопроекта и не знаете, где на это        
взять деньги, - ну вот, пожалуйста, сегодня коллега из фракции ЛДПР уже         
указал один источник, а мы только что внесли проект закона, который запрещает   
размещать российские золотовалютные резервы в ценных бумагах США. Вы            
сэкономите уже только на процентах: мы сейчас теряем в разнице в процентах,     
размещая там, а могли бы разместить здесь. Мы только на процентах гораздо       
большие суммы могли бы сэкономить, нежели средства, которые требуются сейчас,   
не говоря уже о самом теле кредита - огромных суммах. Сотни миллиардов          
рублей, даже триллионы рублей мы направляем в бюджет США, в то же время не      
находим 2 миллиардов рублей для помощи людям, подчёркиваю, инвалидам, которым   
действительно тяжело, которым мы просто обязаны помогать!                       
                                                                                
Следующее. Напомню, мы в этом зале много раз принимали решения о поддержке      
банковской системы, например в 2009 году. Я буду с этой трибуны каждый раз      
напоминать вам про это, если вы будете говорить, что денег нет на реализацию    
того или иного закона, я вам всегда буду напоминать, что в 2009 году 1,5        
триллиона рублей в соответствии с решением депутатов, сидящих в этом зале,      
отдали российской банковской системе. В ноябре 2014 года эти долги банковской   
системы на сумму 1,5 триллиона рублей превратили в фантики, банки, в том        
числе частные, вообще не вернули деньги в бюджет, не вернули 1,5 триллиона      
рублей. То есть с 2009 по 2014 год средства были предоставлены, но в 2014       
году их не вернули. Теперь давайте вспомним более позднее событие -             
банкротство банка "Югра" (у нас сейчас перед входом стоят вкладчики "Югры" и    
требуют возвращения денег): необдуманное решение ЦБ привело к тому, что ряд     
крупнейших частных банков зашатался, в итоге пришлось спасать уже их, но в      
гораздо больших масштабах. Сегодня суммы, скажем так, на поддержку банковской   
системы тоже составляют порядка 1,5 триллиона рублей. Вдумайтесь: только два    
таких решения по 1,5 триллиона рублей - это уже 3 триллиона рублей, а здесь     
речь идёт всего о 2 миллиардах рублей - в полторы тысячи раз эта сумма          
меньше, чем та, которую государство потратило на поддержку банковской           
системы, просто оплачивая необдуманные решения регулятора и неправильную        
экономическую политику правительства!                                           
                                                                                
Если и этого мало, я приведу вам пример, о котором с этой трибуны уже           
говорил. Китай проводит взвешенную политику по поддержке своего экспорта,       
напоминаю, в Китае ставка НДС составляет 17 процентов, но она может             
возвращаться по ставке 0, 5, 9, 13, 15 и 17 процентов. В чём разница? Ну,       
например, если вы экспортируете сырьё, то для вас ставка 0 процентов, если вы   
экспортируете металл, даже плоский прокат, но с низким содержанием углерода,    
тоже ставка 0 процентов, а если экспортируете машинное оборудование, то в       
зависимости от того, какой сложности это оборудование, ставка 13, 15            
процентов, а может быть, даже 17 процентов. Мы предлагаем сделать очень         
просто: пойти по этому же пути. Мы сэкономим знаете сколько? Порядка 2          
триллионов рублей!                                                              
                                                                                
Завершается время, да?                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, мы поддерживаем этот законопроект. Мы          
считаем, что у страны есть деньги на его реализацию, - нам нужно только         
чуть-чуть побольше совести.                                                     
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тарасенко Михаил Васильевич. От фракции.                                        
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сразу хочу от       
имени нашей фракции заявить, что деньги здесь ни при чём! Дело в другом:        
законопроект написан небрежно, в нём через запятую указываются лица,            
награждённые медалью "За оборону Ленинграда", и лица, награждённые знаком       
"Жителю блокадного Ленинграда". Так вот, я утверждаю, что участники обороны     
Ленинграда - это не только те люди, кто сражался, это и люди, которые рыли      
окопы, работали на производстве, - они все приравнены к участникам Великой      
Отечественной войны и всё, что для них перечислено в законопроекте, уже         
имеют. Более того, согласно закону "О ветеранах", когда участник Великой        
Отечественной войны, награждённый медалью "За оборону Ленинграда", получает     
инвалидность (не важно, по какой причине), ему предоставляются меры             
соцподдержки не по 15-й статье закона "О ветеранах", а по 14-й статье, он       
получает ЕДВ по высшей оценке, как инвалиды Великой Отечественной войны. А      
что имеют лица, награждённые знаком "Житель блокадного Ленинграда"? Речь идёт   
только о них. Так вот, в пояснительной записке - я не случайно сказал о         
небрежности - говорится, что необходимо "повысить уровень государственных мер   
их социальной поддержки с учётом того, что их здоровье было подорвано в годы    
войны на фронтах сражений...". Не были они на фронтах сражений! Из 110 тысяч    
- я оперирую той цифрой, которая есть в пояснительной записке, - самым          
молодым сейчас 75 лет, основной массе - за восемьдесят, и когда мы говорим,     
что они стали инвалидами из-за того, что... У нас средняя продолжительность     
жизни в стране составляет 70 лет, а эти люди дожили до 80 лет, они имеют две    
пенсии в случае инвалидности! Наша беда, что в Российской Федерации средняя     
пенсия - 14 тысяч рублей, но эти люди имеют 27 тысяч! Государство уже оценило   
заслуги этих людей: если они четыре месяца пробыли в осаждённом Ленинграде,     
то есть если им было хотя бы четыре месяца, то все эти льготы они получили.     
Фракция считает, что принятие такого закона будет несправедливо по отношению    
к участникам Великой Отечественной войны.                                       
                                                                                
И последнее, что я хотел бы сказать. Здесь очень часто употребляются слова      
"социальная справедливость". Социальная справедливость - это не                 
распределиловка. В том же блокадном Ленинграде дети получали по 125 граммов     
хлеба, а лётчики получали шоколад, потому что один лётчик, поднимаясь в небо,   
спасал тысячи жизней, и ему сознательно отдавали шоколад. Социальная            
справедливость - это другое, а не популизм! (Аплодисменты.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич. От фракции.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Небрежность -      
это когда вы час назад, чуть меньше, утвердив таблицу поправок, потом           
утвердили третью таблицу поправок, которые имеют совсем другой текст. Вот это   
небрежность, а то, что вы обнаружили, это неточность. Если вы триллионы         
прощаете людям с другим гражданством, а 2 или 4 миллиарда для блокадников вам   
жалко - это циничность, а не небрежность, понимаете?                            
                                                                                
И самое главное, вы ведь вдумайтесь, о чём вопрос. Вы думаете, этот закон для   
популизма создан? Я не знаю, может, вы не читаете письма, которые вам в         
электронном виде приходят. У нас организации блокадников есть не только в       
Санкт-Петербурге (Ленинграде) и Ленинградской области, они есть на              
значительной части территории страны, и к нам такие письма приходят в большом   
количестве, и говорить, что, мол, популизм... Да не популизм! Если я вам        
начну зачитывать эти письма, вы без слёз не сможете... Вспомните, вы в 2004     
году приняли 122-й закон о монетизации льгот - в чём его суть была? Его суть    
была в обмане значительной части ветеранов, а не в построении справедливой      
системы, о которой говорил Владимир Иванович: у ветеранов было по несколько     
десятков льгот, было 50 процентов тарифа, а вы им 650 рублей вместо всех        
льгот дали; обещали индексировать выплаты - не индексировали; обещали           
сдерживать тарифы - тарифы по два раза в год во многих субъектах Российской     
Федерации росли. В результате все эти льготы превращаются в пшик!               
                                                                                
И к сожалению, нравится это нам или не нравится, значительная часть наших       
ветеранов живёт крайне тяжело. О детях войны шесть различных проектов законов   
мы в этом зале почему вносим? Да тоже именно поэтому! Если вы проводите         
встречи, несмотря на принятые ограничения, то к вам наверняка на каждой         
встрече или на приёме подходят три-пять человек, которые спрашивают: сынок      
(или дочка), скажи, пожалуйста, как мне заплатить?                              
                                                                                
Вы ведь имейте в виду: вот эти люди в первую очередь оплачивают услуги ЖКХ,     
все земельные налоги, всё, что положено платить за имущество. Эти люди так      
приучены тем временем, они самые ответственные, они в первую очередь платят     
по всем своим обязательствам, а на то, что останется, они живут. Мы же для      
людей, которые в принципе по пять яхт имеют, находим ресурсы!.. Вы ведь в       
этом зале только для двух банков - для "БИНБАНКа" и "Открытия", - только на     
их санирование 800 миллиардов рублей нашли? Нашли! Антикризисные меры на кого   
были направлены? Прежде всего на банковскую систему и на структуры,             
аффилированные с крупными людьми, рядом со двором, понимаете?! Поэтому я даже   
не понял, зачем многоуважаемый Михаил Васильевич выходил корить нас за          
некачественность законопроекта. Да при 16 триллионах рублей бюджета на 4        
миллиарда вообще и внимание обращать не надо, особенно если они для ветеранов   
и блокадников!                                                                  
                                                                                
Поэтому мы приглашаем всех вас, если вы действительно за поддержку ветеранов    
Великой Отечественной войны и блокадников, поддержать этот законопроект и       
идти дальше.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович, будете выступать с заключительным словом?                    
                                                                                
Депутату Пантелееву включите микрофон.                                          
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ С. М. Я просто хочу напомнить, что уже вышел указ президента о        
подготовке к празднованию 75-летия Победы, и это как раз, как говорится, в      
тему.                                                                           
                                                                                
Теперь о противопоставлении. Надо понимать, что весь город был фронтом,         
потому что кругом были враги, и в таких условиях даже сама жизнь была уже       
подвигом. Почему инвалиды, тоже, думаю, понятно: им особенно тяжело, расходы    
и на лечение у них, естественно, больше, и на различные услуги тоже. Ну, если   
даже на эту малочисленную группу мы не можем найти средства (2, 3, 4            
миллиарда, несущественно, как говорится), возникает вопрос: как же мы будем     
искать 8 триллионов для реализации майских указов президента?                   
                                                                                
Ещё надо понимать, что время безжалостно, эти люди уже, к сожалению, уходят     
из жизни, и, я считаю, это вопрос не финансов, а нашего долга перед этими       
людьми.                                                                         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович? Не будет выступать содокладчик.                              
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.