Заседание № 234

12.09.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 267609-7 "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации" (о введении института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов и уполномоченных по защите прав инвалидов в субъектах Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2188 по 2724 из 4351
Пункт 5, проект федерального закона "Об уполномоченных по защите прав           
инвалидов в Российской Федерации", приоритетный законопроект фракции ЛДПР.      
Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Александр Дмитриевич,       
произнося название законопроекта, в принципе уже изложил его суть. Мы,          
депутаты фракции ЛДПР, предлагаем учредить в России новый институт - институт   
уполномоченного по защите прав инвалидов в Российской Федерации.                
                                                                                
В соответствии с Конституцией есть должность Уполномоченного по правам          
человека в Российской Федерации, но отдельными федеральными законами были       
учреждены ещё такие институты, как уполномоченный по защите прав                
предпринимателей, уполномоченный по защите прав детей, есть также               
неформальная должность интернет-омбудсмена и так далее. Мы понимаем, в каком    
положении находятся сегодня наши граждане с ограниченными возможностями по      
здоровью, понимаем, сколько проблем существует сегодня, и всё это, к            
сожалению, отголоски той политики, которая велась много лет, - политики         
изоляции лиц с ограниченными возможностями по здоровью. К сожалению, у нас до   
сих пор в обществе ещё нет правильного понимания того, что мы страна равных     
прав и равных возможностей, хотя это всячески декларируется, и здесь, в         
Государственной Думе, мы единогласно несколько лет назад ратифицировали         
Конвенцию о правах инвалидов, соответственно, международные стандарты,          
которые были определены, должны также действовать и в Российской Федерации.     
                                                                                
Вот пример: буквально на днях на Арбате инвалид-колясочник был сбит, когда в    
нарушение правил дорожного движения переезжал с одной стороны дороги на         
другую, при этом неоднократно обращали внимание на невозможность                
воспользоваться пешеходным переходом в связи с тем, что его доступность не      
обеспечена. Приведу и другие примеры. Много лет матери, которые ухаживают за    
детьми-инвалидами, ежемесячно получали пособие в размере 5 тысяч рублей -       
хорошо, что президент подписал указ и эта сумма была увеличена до 10 тысяч      
рублей, и это после массового обращения таких семей в администрацию             
президента. Теперь остро стоит вопрос о том, чтобы для тех, кто ухаживает за    
взрослыми инвалидами, изменилась в сторону увеличения действующая               
материальная выплата в размере 1200 рублей в месяц. Постоянно возникают         
проблемы у инвалидов с техническими средствами реабилитации - быстрее надо      
переходить на процедуру использования личного сертификата. Таких примеров       
можно приводить много.                                                          
                                                                                
У нас есть органы, которые отвечают за эту сферу, положительные изменения       
действительно есть, особенно в регионах, где больше средств на это              
выделяется. Однако в некоторых регионах деньги, поступающие по программе        
"Доступная среда", порой не расходуются, а возвращаются в федеральный бюджет,   
или вот мы наблюдали, как товарищи, которые занимались укладкой плитки,         
подумали, что тактильная плитка - это элемент орнамента, и в шахматном          
порядке её выложили, потом пришлось менять. Подобных проявлений достаточно      
много, когда нарушаются права, допускаются ошибки, глупые ошибки, когда         
инвалидов намеренно не допускают на борт воздушного судна, не допускают в       
рестораны, кафе, дабы не создавать каких-то, так скажем, эстетически сложных    
условий для других посетителей. И об этом надо открыто говорить - об этом       
может говорить человек, как говорится, от земли, который на себе испытал        
определённые тяготы, лишения и нарушения, который мог бы, независимо от         
позиции властей, без оглядки на политический строй, на какие-то конъюнктурные   
интересы, об этом открыто говорить, добиваясь справедливости, добиваясь         
защиты прав достаточно большой социальной группы - порядка 12 миллионов         
человек. Поэтому мы предложили учредить указанную должность в Российской        
Федерации, и у такого уполномоченного по аналогии с уполномоченным по защите    
прав предпринимателей появится возможность регулярных встреч с президентом,     
где можно поднимать самые острые вопросы, добиваясь их скорейшего решения.      
                                                                                
К сожалению, мы с вами наблюдаем, как без вмешательства президента порой        
невозможно даже в диалоге с правительством решить вопросы. Вспомните, разовая   
доплата пенсионерам в размере 5 тысяч рублей сначала военных пенсионеров не     
касалась, но, как только вмешался президент, вопрос тут же был урегулирован,    
деньги были найдены. То же самое можно сказать о пособии для детей в возрасте   
до трёх лет, с полутора до трёх лет: поправки были приняты после того, как      
всё это прозвучало в послании президента. Таких примеров можно приводить        
достаточно много, поэтому прямой диалог, открытый диалог, смелый диалог         
человека, который знает ситуацию, проблематику изнутри, приведёт к              
существенным изменениям, и тогда действительно Российская Федерация будет       
страной равных прав, равных возможностей, и тогда нам будет не стыдно, когда    
у нас очередной громкий скандал, который происходит с участием лиц с            
ограниченными возможностями по здоровью... Это вызывает якобы негативную        
реакцию в Интернете, в средствах массовой информации, но одновременно мы        
видим, как соседи противятся установлению пандуса в подъезде, потому что им     
он не нужен, или как парковки для инвалидов во дворах занимают другими          
машинами, которые не имеют права там парковаться, просто потому, что            
парковаться негде и им наплевать, что человек с ограниченными возможностями     
по здоровью по-другому припарковать свою машину просто не может.                
                                                                                
В связи с этим мы эту инициативу внесли и просим её поддержать.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Михаила Борисовича Терентьева.                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел данный законопроект 6 марта 2019 года и   
отмечает следующее. Вопрос введения института уполномоченного неоднократно      
поднимался, и недавно также была внесена законодательная инициатива, которая    
была отклонена, но при этом хотелось бы сказать, что на сегодня существуют      
следующие институты гражданского общества, которые занимаются защитой прав      
инвалидов в Российской Федерации.                                               
                                                                                
Первый очень важный институт - Уполномоченного по правам человека в             
Российской Федерации, который является конституционным институтом,              
обеспечивает гарантии защиты прав и свобод граждан, включая людей с             
инвалидностью. Рассмотрение жалоб на решения тех или иных государственных       
органов, должностных лиц, органов местного самоуправления - всё это находится   
в компетенции этого института, который призван защищать избирательные права,    
жилищные права, социальные права граждан, в том числе граждан с                 
инвалидностью. При этом численность штата аппарата на федеральном уровне        
составляет около двухсот человек, не говоря уже о той разветвлённой системе     
уполномоченных по правам человека, которая есть в регионах.                     
                                                                                
Также вопросы защиты прав и интересов детей-инвалидов решаются на уровне        
уполномоченного при президенте по правам ребёнка. Эта должность учреждена       
президентом, этот институт также имеет разветвлённую систему на региональном    
уровне.                                                                         
                                                                                
Также существует институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.      
Этот институт должен защищать в том числе права людей с инвалидностью,          
которые занимаются социальным предпринимательством, бизнесом.                   
                                                                                
Недавно мы с вами приняли закон о полномочиях надзорных органов. Речь идёт о    
так называемом распределённом надзоре, когда каждый орган в своей сфере         
должен в досудебном порядке контролировать соблюдение законов. Это              
Ространснадзор, Роскомнадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор и региональные       
органы контроля в сфере жилищного надзора и социального обслуживания, которые   
в рамках своих компетенций по различным сферам должны контролировать            
соблюдение нашего законодательства в части защиты прав инвалидов.               
                                                                                
Для координации работы с исполнительными органами власти на федеральном         
уровне действует Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам          
инвалидов, созданная для реализации государственной политики в области          
социальной защиты инвалидов. Эта комиссия рассматривает, например, такие        
вопросы, как совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов,      
активно обсуждаются разработка концепции государственной программы "Доступная   
среда", вопросы совершенствования системы медико-социальной экспертизы,         
повышения качества технических средств реабилитации. В ближайшее время будет    
обсуждаться вопрос доступности транспорта - очень, скажем так, полнокровный     
доклад готовит и Министерство транспорта.                                       
                                                                                
Многие вопросы носят, конечно, межведомственный характер, и при главах          
регионов, на муниципальном уровне также есть аналогичные комиссии и советы. В   
некоторых муниципальных образованиях назначены ответственные при главах         
регионов, которые должны осуществлять межведомственную координацию в целях      
соблюдения прав инвалидов на муниципальном уровне.                              
                                                                                
При Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создан Совет    
по делам инвалидов. Также необходимо отметить и роль Совета при Президенте      
Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека,       
общественных палат.                                                             
                                                                                
Таким образом, в данном законопроекте не учитывается существующее               
распределение полномочий в сфере защиты прав инвалидов между отдельными         
государственным органами и общественными институтами. В связи с этим            
возникает вопрос: что конкретно будет относиться к сфере деятельности вновь     
создаваемого института? Какое произойдёт перераспределение полномочий,          
функций, чего не будет в компетенции других уполномоченных органов или          
совещательных органов? При этом хотелось бы особенно обратить внимание на то,   
что, по мнению авторов, новый институт при объёме финансирования в 2,5          
миллиона рублей в год будет лучше защищать интересы инвалидов, чем              
действующая система.                                                            
                                                                                
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержатся      
замечания концептуального характера, а также говорится о необходимости          
внесения изменений в уголовное и арбитражное процессуальное законодательство.   
Счётная палата и правительство не поддерживают проект федерального закона. По   
результатам рассмотрения законопроекта некоторые субъекты высказали             
отрицательную позицию, а именно 13 субъектов Российской Федерации, остальные    
не высказали мнения - можно сказать, что позиция считается невыраженной.        
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, наша фракция, с одной стороны,    
конечно, разделяет вашу обеспокоенность по поводу соблюдения прав лиц с         
ограниченными возможностями, но, с другой стороны, создание и выделение         
отдельных направлений в обеспечении прав человека, создание под них             
специальных институтов не ведёт ли к разрушению конституционного института      
уполномоченного по правам человека, к ослаблению его значимости и к снижению    
на самом деле защиты прав человека в Российской Федерации?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Полагаю, не ведёт - наоборот, укрепляет, и введение института       
уполномоченного по защите прав предпринимателей это нам продемонстрировало.     
После появления этой должности появилась инициатива, после чего                 
Государственная Дума поддержала проект экономической амнистии, и сейчас мы      
видим определённую работу, связанную с уполномоченным по защите прав            
предпринимателей, которая идёт в дополнение к общей работе уполномоченного по   
правам человека. Можно привести ряд примеров касательно деятельности            
уполномоченного по защите прав ребёнка. И в целом мы видим, что чем большее     
количество структур будет заниматься проблематикой, белое называя белым,        
чёрное - чёрным, не стесняясь, не прячась и не боясь сказать о своей            
принципиальной позиции из страха, что завтра будут приняты какие-либо           
административные меры либо что-то кому-то не понравится из заявленных           
требований или из попыток навести порядок... Вот если в таком формате работа    
не будет строиться, тогда, наоборот, будут успехи, будут решаться проблемы, а   
проблем предостаточно в любой сфере, особенно в сфере защиты прав инвалидов.    
                                                                                
Я думаю, что вопросы, связанные с органами МСЭ, с техническими средствами       
реабилитации, с санаторно-курортным лечением, с обеспечением программы          
"Доступная среда" и так далее, - это те вопросы, с которыми наши граждане       
регулярно сталкиваются и которые часто поднимают на встречах с депутатами       
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
У меня вопрос к Михаилу Борисовичу.                                             
                                                                                
Конечно, странно было услышать от него вопрос автору законопроекта, чем будет   
заниматься уполномоченный по защите прав инвалидов. Я хотел бы услышать         
мнение Михаила Борисовича, какие, на его взгляд, основные проблемы инвалидов,   
не решённые до сих пор всеми перечисленными уполномоченными в Российской        
Федерации, на сегодняшний день существуют. Если их нет, тогда он скажет, что    
их нет. Если эти проблемы до сих пор не решены, то не кажется ли вам, что       
действительно логично вводить институт уполномоченного по защите прав           
инвалидов, раз существующие, нерешённые проблемы инвалидов (а позже я в своём   
выступлении о них скажу) нуждаются в решении? Вот я хотел бы от вас услышать    
эту информацию.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьеву включите микрофон.                             
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Спасибо большое, Александр Николаевич. Конечно, проблем очень   
много, и обо всех очень подробно рассказал Ярослав Евгеньевич. Основные         
проблемы, конечно же, связаны с доступностью жилого помещения, с возможностью   
выхода на улицу, с доступностью окружающей среды, транспорта, с качеством       
ТСР, медико-социальная экспертиза также требует совершенствования.              
                                                                                
Однако у меня всё равно остаётся вопрос к разработчикам данного                 
законопроекта: почему разработчики считают, что у уполномоченного при таких     
ресурсах, которые они определяют в сумме 2,5 миллиона рублей, - видя при        
этом, какой штат сотрудников у уполномоченного по правам человека, - вот        
почему при таких ресурсах решение вопросов защиты прав инвалидов будет          
наиболее эффективное? Может быть, надо посмотреть и подумать, как усилить       
работу действующих институтов? Почему при главах регионов комиссии, которые     
созданы по рекомендации Президента Российской Федерации, собираются только      
один раз в год, в преддверии декады инвалидов, 3 декабря, чтобы всех            
поздравить, а не работают так, как комиссия при Президенте Российской           
Федерации, ежеквартально обсуждая межведомственные вопросы, которые возникают   
и требуют нормативного регулирования, улучшения?                                
                                                                                
Хочу сказать, что позиция общественных организаций инвалидов разная, многие     
поддерживают, но, когда начинаешь объяснять, какова идея авторов, все           
удивляются, почему авторы создают институт, который изначально, мы видим, не    
будет эффективно работать. Не нужно рождать институты, которые при небольших    
ресурсах будут рассматривать жалобы, - мы, каждый депутат Государственной       
Думы, работаем с такими жалобами и понимаем, что при том ресурсе, который       
закладывают авторы, защита прав инвалидов никогда не будет эффективной. Нужно   
всё-таки стараться заставлять работать более эффективно те институты, которые   
уже созданы.                                                                    
                                                                                
Я благодарен авторам данной инициативы, потому что мы снова здесь обсуждаем     
вопросы людей с инвалидностью. Я думаю, что после нашего обсуждения те          
уполномоченные, которые есть, вновь обратят внимание на проблемы людей с        
инвалидностью, и те комиссии при главах регионов, которые иногда забывают       
рассматривать обращения граждан, решать проблемы, возникающие на региональном   
уровне, будут более регулярно встречаться с общественными организациями         
инвалидов, определять приоритеты, что нужно сделать в первую очередь, что       
можно оставить на потом, решение каких вопросов является актуальным.            
                                                                                
Ещё раз хочу перечислить вопросы, актуальные для людей с инвалидностью:         
доступность жилья, образования, совершенствование медико-социальной             
экспертизы, качество технических средств реабилитации. В каждом регионе есть    
определённое количество людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, или   
слепых, или глухих, где-то больше, где-то меньше, и вот для каждого региона,    
для каждого муниципального образования могут быть свои приоритеты...            
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Да.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Мы, конечно,    
поддержим этот законопроект, и я хочу поблагодарить депутатов фракции ЛДПР,     
которые в очередной раз поднимают этот вопрос.                                  
                                                                                
Для начала предлагаю разобраться с терминологией. Термин "люди с                
ограниченными возможностями", который был взят как паллиатив в основном из      
западной терминологии, в России вызывает неоднозначную реакцию. Я слышал,       
например, от Александра Вадимовича Ломакина-Румянцева, нашего коллеги по        
Государственной Думе в прошлых созывах: "А почему это мы с ограниченными        
возможностями?" Есть термин "ограниченные возможности здоровья", есть термин    
"инвалид", и, кстати, Конвенция ООН о правах инвалидов, Комиссия при            
Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. Говорят, якобы пытались     
создавать специальную рабочую группу, чтобы отказаться от этого термина, но     
сообщество не поддержало эту идею, предполагая, что за этим может последовать   
некоторое сокращение социальных гарантий.                                       
                                                                                
Теперь о том, почему я предлагаю поддержать этот законопроект. Есть две         
группы аргументов.                                                              
                                                                                
Первая группа аргументов. Люди с инвалидностью действительно нуждаются в        
дополнительных мерах защиты прав. Я напомню, коллеги, что за последние годы     
количество людей с инвалидностью в России сократилось почти на 1 миллион, и     
сократилось оно не потому, что их стало меньше на самом деле, а потому, что     
введены другие процедуры медико-социальной экспертизы, которые к этому          
сокращению привели. Если и третьи процедуры ввести, можно вообще почти          
обнулить и объявить всех здоровыми, богатыми и счастливыми. Это первое.         
                                                                                
Второе. Я хочу напомнить, что одна из важных составляющих жизни людей с         
инвалидностью - это, извините, снижение уровня доходов по сравнению с           
советскими временами. Я как-то вёл публичную дискуссию на радио "Эхо Москвы"    
с одной хорошей журналисткой, но очень сильной антисоветчицей, и она мне        
говорила: Олег Николаевич, в вашу проклятую советскую эпоху об инвалидах        
вообще не говорили. Я сказал: говорили действительно мало - помогали много.     
Например, люди с нарушениями зрения имели рабочие места - 52 тысячи - и         
заработную плату порядка 120-150 рублей плюс получали пенсию, имели доход на    
четверть, на треть выше средней заработной платы по стране. Сейчас              
представляете, какие заработные платы у большинства людей с инвалидностью?      
Представляете. Хорошо, если прожиточный минимум, а иногда их переводят на       
неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, чтобы укладываться в закон   
о минимальной заработной плате, уважаемые коллеги.                              
                                                                                
Ну или отказ в индексации пенсий работающим инвалидам: надеюсь, что вопрос      
сдвинется после нескольких обращений к Председателю Правительства Российской    
Федерации, но пока мы стимулируем людей сидеть дома, а не работать, потому      
что разница в пенсии работающего и неработающего инвалида более четверти, а     
это прямой стимул... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. От фракции - я предупредил, уважаемые коллеги.                     
                                                                                
Рабочие места. Вы помните, уважаемые коллеги, что согласно программе            
"Доступная среда" у нас к 2020 году должны работать 40 процентов инвалидов      
трудоспособного возраста. Знаете, сколько работает? 17 процентов, потому что    
поддержка предприятий, использующих труд инвалидов, явно недостаточна. Я мог    
бы продолжить, но я думаю, что ситуация и без того понятна.                     
                                                                                
Вторая группа аргументов. Какова логика, уважаемые коллеги? Если бы мы          
ограничились тем, что учредили должность уполномоченного по правам человека и   
всё, ну, тогда логика отказывать инвалидам, наверное, была бы, но мы пошли      
другим путём. Видимо, решив, что уполномоченный по правам человека завален      
делами, мы создали сначала институт уполномоченного по правам детей, то есть    
стали выделять отдельные, наименее защищённые категории граждан, а затем и      
институт уполномоченного по правам предпринимателей. Коллеги, вам не кажется    
смешным, что по предпринимателям есть уполномоченный, а по инвалидам не         
будет? Неужели предприниматели менее защищены, чем люди с инвалидностью? Или    
это очередная демонстрация классового подхода, который соответственно           
проводится в современной России?                                                
                                                                                
Коллеги, да, у нас очень много органов, занимающихся проблемами инвалидов, но   
часто они не знают, куда, в какой именно орган следует обратиться, и у семи     
нянек дитя оказывается без глазу.                                               
                                                                                
Что касается недостаточных ресурсов, то их, конечно, следует увеличить, тут я   
на 100 процентов согласен, и это вполне можно сделать ко второму чтению, как    
это многократно делало наше уважаемое правительство.                            
                                                                                
Так что, коллеги, надо следовать логике: если мы взялись выделять отдельные     
категории граждан и создавать отдельные институты уполномоченных, то            
следующие после детей - это, конечно, люди с инвалидностью, никак не            
предприниматели, при всём к ним уважении.                                       
                                                                                
Мы поддержим законопроект и просим вас сделать то же самое.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Хотел бы сказать вам, что всё,   
что касается людей, которые имеют инвалидность, особенно                        
инвалидов-колясочников, - это такой щепетильный вопрос, к которому необходимо   
подходить абсолютно здраво, без какой-либо доли популизма. Во время             
избирательных кампаний очень часто мы видим представителей соответствующих      
общественных организаций, которые принимают участие в различных съездах,        
слётах, являются кандидатами, с ними общаются, о них заботятся, но как только   
мы с вами реально начинаем рассматривать те или иные существующие проблемы,     
то все в один голос говорят: да, проблема есть, её надо решать - и всё!         
                                                                                
И наверное, никто не сможет лучше понять человека, который является             
инвалидом, инвалидом-колясочником, инвалидом по зрению и так далее, чем тот     
человек, который сам испытывает определённые трудности, имея соответствующую    
инвалидность. И конечно, абсолютно правильно было бы сегодня, коллеги,          
проголосовать за то, чтобы такой институт, как институт уполномоченного по      
защите прав инвалидов в Российской Федерации, был учреждён.                     
                                                                                
У меня есть помощник в городе Рязани - инвалид-колясочник Роман Зацепин, он     
во все инстанции обращался, потом обратился ко мне, и я начал в ручном          
режиме, своими депутатскими запросами решать проблемы: пандус... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте время.                  
                                                                                
ШЕРИН А. Н. ...пандус, катетеры, которые ему были положены ежегодно. Ну         
просто инвалид-колясочник должен иметь свободных 200 тысяч рублей в год, и      
тогда ему, естественно при наличии чеков, всё будут возмещать. После моего      
вмешательства, конечно же, проблемы начали решаться через Министерство          
здравоохранения Российской Федерации, с весны решаем вопрос по поводу           
парковки для автомобиля во дворе - места нет, но сейчас будем решать.           
Прокуратура вроде как планирует подключиться и рассмотреть этот вопрос, но он   
пока не решается.                                                               
                                                                                
Есть девушка Лиля Королевич, так называемая хрустальная девочка, у которой      
болезнь - повышенная ломкость костей. Также направлял депутатский запрос в      
администрацию города Сасово, чтобы ей предоставили квартиру на первом этаже,    
так как с девятого этажа без пандуса очень тяжело человеку спускаться, по       
сути дела, на пятой точке. Естественно, наши региональные СМИ при наличии       
подконтрольности телеканалов рассказали, что депутат Госдумы Шерин обнадёжил,   
но так квартиру на первом этаже инвалиду и не предоставил. Я думаю, что этим    
всё-таки должен заниматься уполномоченный по защите прав инвалидов в каждом     
субъекте Российской Федерации, потому что, к сожалению, не у каждого региона    
есть такой бюджет, как у Москвы. И если, допустим, мы с вами говорим о          
возможности въехать в общественный транспорт с остановочного комплекса, то во   
многих регионах просто рады будут в принципе хоть какому-то остановочному       
комплексу и наличию общественного транспорта.                                   
                                                                                
Я считаю, что было бы честно по отношению к данной категории граждан            
вспоминать о них не только во время выборов, перед избирательными кампаниями,   
но всегда конкретные меры принимать. Потому что я знаю, что                     
инвалиды-колясочники, которые получили травмы при выполнении своего воинского   
долга, стоят в общей очереди на инвалидное кресло, действительно сложно таких   
инвалидов разделять, и они стоят в очереди, они ждут, когда благотворительные   
организации выделят деньги, чтобы они купили нормальное, современное, с         
электроприводом, кресло-каталку, инвалидное кресло. Я считаю, что этот          
институт очень нужен нашей стране, нашей огромной стране, стране, которая       
имеет разные часовые пояса, разные климатические условия, разные финансовые     
возможности. Эти люди, инвалиды, зачастую не любят привлекать к себе особое     
внимание, не пытаются выпячивать свои проблемы, да, по сути дела, они не        
всегда имеют материальную и физическую возможность ездить по кабинетам          
чиновников, где-то кому-то что-то доказывать.                                   
                                                                                
Вот у нас в бюджете не закладываются средства на обязательное строительство к   
приёмной депутата Государственной Думы пандуса за счёт бюджета, хотя это надо   
предусмотреть, чтобы инвалид-колясочник, который хочет попасть на приём к       
депутату Государственной Думы, вне зависимости от того на каком этаже этот      
кабинет находится, мог его посетить. В настоящее время многие депутаты          
фракции ЛДПР, да я думаю, и вы тоже, спускаются, чтобы принять эту категорию    
граждан.                                                                        
                                                                                
Вот когда эти огромные вопросы человек с хорошим состоянием здоровья начинает   
обсуждать, как я сейчас, с трибуны Госдумы, это всё-таки воспринимается         
немного... не совсем правильно и адекватно многими людьми, но когда об этих     
проблемах будет говорить уполномоченный по защите прав инвалидов, который и     
сам относится к соответствующей категории, это, наверное, будет более           
существенно, весомо звучать для чиновников.                                     
                                                                                
Ну и хотел бы в заключение ещё обратить особое внимание - наверное, к вам       
тоже обращаются по этому поводу люди - на то, что сейчас очень часто люди       
получают отказ в продлении инвалидности, потому что существует как бы           
негласная, скорее всего негласная, установка сокращать количество людей, на     
которых государство тратит деньги. Если человеку отказывают в продлении         
инвалидности, то, по сути дела, его права защитить становится невозможно, то    
есть сложно что-то доказать, и поэтому должен быть какой-то независимый         
институт в виде уполномоченного по защите прав инвалидов, который также мог     
бы этот вопрос рассматривать. Если медкомиссия сказала, что всё, человек        
выздоровел, здоров, даже если он с рождения имел инвалидность, то его лишают    
этой инвалидности, он соответствующих льгот, пособий больше не имеет.           
                                                                                
Очень прошу, коллеги, давайте поддержим эту инициативу. Действительно, уже      
многое было сказано о том, что проблемы существуют. Это говорит о том, что      
уполномоченный по правам человека у нас пока будет заниматься обменом           
военнопленных, это тоже нужное и важное дело, а уполномоченный по защите прав   
инвалидов будет заниматься решением конкретных проблем, с которыми              
сталкиваются инвалиды в Российской Федерации.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик? Нет. Содокладчик?                                                    
                                                                                
Терентьеву включите микрофон.                                                   
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Сперва для коллег небольшая справка: до разрушения Советского   
Союза на территории Советского Союза проживало 5 миллионов людей с              
инвалидностью, а сейчас - 12 миллионов. Это к вопросу о том, какие раньше       
были критерии определения инвалидности, а какие сейчас. Это просто для          
справки.                                                                        
                                                                                
И хотелось бы Александру Николаевичу возразить по такому поводу. Мне кажется,   
445 депутатов могут больше сделать, чем один уполномоченный по правам           
человека или по правам инвалидов, если они будут рассматривать каждое           
обращение и решать вопросы конкретного человека, который к ним обращается. А    
уполномоченный по правам человека может раз в год или раз в два года готовить   
доклад для президента о положении людей с инвалидностью, с тем чтобы доносить   
информацию.                                                                     
                                                                                
Ещё хотел бы сказать, что каждый институт, который создан в Российской          
Федерации, и каждая комиссия по делам инвалидов, которая есть при главах        
регионов, при муниципальных образованиях, должны систематически решать          
вопросы людей с инвалидностью, а не один уполномоченный. Институт               
уполномоченного - это, наверное, очень важный институт, но он никогда не        
решит тот большой спектр проблем, которые достались нам в наследство и          
которые нужно постепенно решать, что и делает фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и        
делала, когда мы принимали решение о ратификации Конвенции ООН о правах         
инвалидов, когда очень активно работали над 419-м законом, вносящим изменения   
в различные законодательные акты, и будет продолжать делать, продолжать         
работать над совершенствованием вопросов комплексной реабилитации людей с       
инвалидностью.                                                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "Об                 
уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации", пункт 5        
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.