Заседание № 37
О проекте федерального закона № 267503-5 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части избрания депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, следующее предложение: давайте рассмотрим 34-й, а потом вернёмся к 31, 32 и 33-му вопросам. Нет возражений? 34-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Олег Анатольевич Куликов, пожалуйста. Спасибо, что вы в зале, Олег Анатольевич. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги! Россия переживает очередной этап преобразований в политической сфере: получают право на существование новые партии, происходит перерегистрация некоторых старых, восстанавливается, хотя и в значительной степени декларативно, выборность губернаторов, регулярно проводится обмен мнениями между руководителями страны и лидерами парламентских партий и фракций. Но с другой стороны, продолжается деградация выборов как демократического института, что показали массовые протестные акции граждан после выборов в декабре прошлого года и в марте нынешнего года, парламентская оппозиция подвергается давлению и угрозам. После вступления в силу изменений в закон "О политических партиях" в Министерство юстиции подано более двухсот заявок от объединений, желающих получить статус партии. Двадцать две партии зарегистрированы, но пока что ни одна партия не получила права участвовать в выборах, которые намечены на второе воскресенье октября. Сумеют ли новые партии принять участие в реальном политическом процессе, смогут ли иметь представителей в депутатском корпусе? Если власть стимулирует активные общественные группы к политической деятельности, то она должна предоставить им реальные выборные перспективы, однако препятствием для их полноценного участия в выборах является слишком маленькая площадка - только 50 процентов депутатских мандатов, - на которой они могут реализовать свой потенциал, реализовать возможность реального участия в выборах различного уровня. Одним из путей достижения этой цели может стать переход от смешанной системы выборов в законодательные органы власти к выборам исключительно по пропорциональной системе. Нашим законопроектом предлагается установить единый порядок формирования законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации по партийным спискам пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, в этих целях предусматривается внесение соответствующих изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система, введённая, кстати, также федеральным законом, действует около десяти лет и дала в своё время существенный импульс для развития партий в регионах, но её потенциал исчерпывается. При этом в ряде регионов - в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, в Кабардино-Балкарской Республике, в Чеченской Республике, в Амурской, Тульской областях, городе Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе - региональные законодательные органы уже установили выборы только по пропорциональной системе. Напомню, что выборы в Государственную Думу пятого и шестого созывов (2007, 2011 годы) также проходили по партийным спискам. Мажоритарная система выборов в её российской версии потеряла свой исходный смысл - народные выборы - и стала, по сути, инструментом кардинального искажения идеи политического представительства: конструирование региональных парламентов превратилось в воспроизводство власти. Выборы в мажоритарных округах превратились из поля для конкуренции идей, программ, личностей в битву предвыборных бюджетов и информационных ресурсов, в которой побеждает наиболее обеспеченный кандидат, фактически введён имущественный ценз, так как в одномандатных округах избирательный фонд достигает нескольких миллионов рублей, даже 20 миллионов рублей. В итоге региональные парламенты превратились в клубы директоров и владельцев крупных предприятий, в региональные списки самых богатых граждан, в лоббистские группы, далёкие как от законотворчества, так и от интересов большинства граждан в регионах. Избирательные округа закрепляются за депутатами, лояльными власти, конкуренция на выборах в округах сводится к минимуму, а итог известен заранее. Победа оппозиционного кандидата в таких условиях сродни подвигу, и большинство выборов в одномандатных округах нельзя считать честными, чистыми, равными, свободными и справедливыми. Я по собственному опыту могу дать такую оценку, так как на выборах в прошлом году избирался и в Государственную Думу, и в законодательный орган региона и был избран депутатом. Наконец, подобная практика ведёт к существенным искажениям региональной политической палитры. Избрание депутатов исключительно по партийным спискам имеет ряд преимуществ перед смешанной системой. Пропорциональная система позволяет реализовать представительство политических партий в парламентах - а разве не это было продекларировано в качестве основной цели политической реформы? Региональные парламенты, избранные по партийным спискам, имеют возможность принимать решения, в большей степени учитывая интересы различных социально-демографических групп населения. Избрание законодательного органа по партийному списку позволит направить его работу на решение стратегических задач социально-экономического развития региона. Избрание депутата по списку политической партии гарантирует его вхождение во фракцию политической партии, ведёт к стабилизации партийно-политической структуры парламента и снимает риск введения в заблуждение избирателей, как это имеет место при выборах по смешанной системе: распространённой практикой после победы в округе является вхождение так называемых беспартийных депутатов в одну, подчёркиваю, практически в одну партию в законодательном органе власти субъекта Федерации. При предложенном порядке выборов существенно сокращаются расходы субъектов Российской Федерации на финансирование выборов и ещё в таком случае исключаются и довыборы на место выбывшего депутата. Таким образом, пропорциональная система имеет очевидные достоинства, особенно ценные в российских условиях. Представленный нашей фракцией законопроект, вводящий выборы законодательной власти исключительно по партийным спискам, - это реальный шанс дать импульс к продвижению вперёд нашей политической системы и приблизить партии к исполнению реальных запросов общества. Это, по сути дела, и антимонопольный закон в политической сфере, он призван уравнять права всех партий, а также уменьшить риск использования административного ресурса. Пропорциональная система даёт шанс на участие в реальной политике для новых партий. При этом очевидно, что с этими партиями будут связаны новые агитаторы, наблюдатели на выборах, новые члены избирательных комиссий. Мы за демократию, за построение конкурентной политической системы на основе подлинной многопартийности, за возможность полнее учитывать интересы большинства жителей страны. Мы должны извлекать уроки из своего прошлого, а не создавать монополию на власть одной партии или властной группировки. Необходимо вернуть доверие народа к выборам. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Олег Анатольевич подробно изложил суть законопроекта. Законопроектом предлагается установить единый порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России - по партийным спискам пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательным объединением. Я должен сказать, что именно этот вопрос неоднократно обсуждался в зале Государственной Думы, и хотел бы обратить внимание на то, что многие лица, которые активным образом поддерживают данный законопроект, в то же время выступали за то, чтобы не происходило изменения порядка формирования законодательных (представительных) органов, и в частности не действовал механизм, связанный с введением партийных списков. Законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов. Вместе с тем - Олег Анатольевич это подчёркивал - в настоящее время действующей нормой пункта 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" реализуется установленный согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции России общий принцип формирования законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, конкретизирующий, что не менее 50 процентов депутатов этого органа государственной власти субъекта должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. То есть названной нормой федерального закона определён общий механизм формирования представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время субъект Российской Федерации наделён правом самостоятельно устанавливать систему и конкретный порядок формирования указанных органов государственной власти исходя из исторических, политических и этноконфессиональных особенностей региона. В данной редакции, которая нам предлагается для рассмотрения, устанавливается единственно возможный порядок формирования, что, с нашей точки зрения - и мы предлагаем нашим уважаемым коллегам разделить эту нашу точку зрения, - необоснованно ограничивает гарантированные конституционные полномочия субъектов Российской Федерации. Кроме того, в настоящее время большинство региональных отделений зарегистрированных партий сосредоточены в основном в крупных городах, и в этой связи реализация предложенных в законопроекте норм существенно ограничит возможность участия в управлении субъектами Российской Федерации граждан, не являющихся членами политической партии, и в особенности жителей сельских поселений, которые будут лишены возможности избирать своего представителя в региональный парламент. Мы полагаем, что принятие данного законопроекта повлечёт за собой дополнительные проблемы в установлении волеизъявления избирателей, и предлагаем сохранить действующую норму, предоставляющую возможность субъектам самостоятельно определять систему, в рамках которой они будут формировать представительные органы государственной власти субъектов России. Но ещё раз хотел бы подчеркнуть, что обсуждение именно этого законопроекта показывает, насколько многогранен и сложен может быть подход к избирательному законодательству, когда от отрицания собственно идеи, например идеи пропорционального формирования органов власти на самой начальной стадии, затем мы переходим к иному - к абсолютизации того или иного принципа, что, в частности, частично проявилось в обсуждении предыдущего проекта и в связи с чем Конституционный Суд указал на необходимость более чётко выстраивать систему, гарантирующую учёт волеизъявления избирателей. Просим законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Будут ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, ну, у всякой системы есть свои преимущества, есть свои недостатки, и, наверное, споры о том, какая система формирования органов законодательной власти лучше - мажоритарная или прямая пропорциональная, будут вечные, пока существует избирательная система. Тем не менее давайте обратим внимание, какое законодательство в Российской Федерации мы создаём. Мы создаём явно перекошенное законодательство. Судите сами: Государственная Дума - это полностью прямая пропорциональная система, на уровне субъектов - это 50 на 50, на муниципальном уровне, несмотря на то что она смешанная, никаких 50 на 50 нет, там опять какие-то особенности усматриваются, а что касается выборов губернаторов, то повсеместно принимаемые законы на уровне субъектов исключают возможность самовыдвижения кандидатов. То есть в одном случае белое - это белое, а в другом - чёрное... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, прокомментируйте. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, вопрос заключался, видимо, в том, что в одном случае белое - это белое, а в другом случае чёрное - это чёрное. Мне сложно сейчас процитировать точно, но в философии говорят: рисовать серым по серому. То есть в данной ситуации нужно, совершенно точно отвечая конкретным особенностям и уровню выборов, формировать избирательное законодательство. Мне кажется, в зале Государственной Думы оно формируется оптимально, с уважением к воле избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос тоже к Владимиру Николаевичу. Вы меня простите, пожалуйста, заранее за прямолинейность, но я считаю, что вот это многословие, мягко говоря, когда мы так долго говорим с трибуны, - не что иное, как просто понимание того, что за партию власти уже не голосуют, и желание её как-то протащить через теперь уже мажоритарную систему с помощью денежных мешков. Ещё раз простите за прямолинейность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин хочет прокомментировать. ПЛИГИН В. Н. В данной ситуации это продолжение моего диалога с очаровательной женщиной - Тамарой Васильевной, не более того. Я хочу сказать, что любая ремарка, в том числе и эта, требует уважения, поэтому я отношусь с уважением к этой ремарке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить, коллеги? Давайте запишемся. Включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет выступать депутат Лысаков или Попов? Кому фракция поручила? Лысаков Вячеслав Иванович, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И. Фракция политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела данный проект федерального закона. Авторы законопроекта предлагают перейти к формированию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации исключительно по партийным спискам пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Полагаем, что в настоящее время количество политических партий существенно увеличится, так как порядок их регистрации нами, как вы помните, существенно упрощён и состав партии может быть малочисленным, и в этом случае далеко не каждая из вновь образованных политических партий будет иметь региональные отделения в подавляющем числе субъектов Российской Федерации, поэтому говорить о переходе к формированию законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации исключительно по партийным спискам, по нашему мнению, преждевременно. Граждане Российской Федерации, в особенности проживающие в малочисленных городах и в сельской местности, должны иметь возможность избрать своего представителя в региональный парламент. В предложенной авторами законопроекта редакции не учитываются новые тенденции партийного строительства и партийной работы, которые нашли отражение в недавно принятых нами законах, поэтому фракция политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный проект федерального закона и будет голосовать за его отклонение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, наша фракция поддержит данный законопроект, и поддержит прежде всего по причине того, что негоже нам метаться каждые пять - семь лет из одной стороны в другую, из одной крайности в другую. Вот если почитать стенограммы заседаний, на которых практически уничтожалась мажоритарная схема, то можно увидеть, что там звучали аргументы примерно такие: давайте остановим денежные мешки, тем более бандитские какие-то капиталы, преградим им путь в Думу. Сегодня, видите, совсем другие аргументы, концепция поменялась до наоборот и теперь уже звучат какие-то другие версии. Конечно, вот эти метания - это всё несолидно и несерьёзно. Как говорили когда-то древние китайцы, не дай нам бог жить в эпоху перемен, особенно если эти перемены происходят так часто. По этой причине мы поддерживаем, понимая, конечно, что выполнить основную задачу - ограничить прежде всего партию власти в её, так скажем, способностях и возможностях, не всегда таких вот честных, прямо скажем, будет очень сложно. Посмотрите, сейчас зарегистрируется огромное количество партий, и у "ЕДИНОЙ РОССИИ" будет возможность проводить отдельных своих, так скажем, специальных депутатов через другие партии, и они будут это делать запросто. Поэтому нужно, коллеги, смотреть дальше. Куда я предлагаю смотреть? Нужно наконец положить конец, извините меня за такую формулировку, такой практике, когда на выборах при произнесении каких-то клятв избирателям, обещаний говорят одно, а приходя в Законодательное Собрание или в Думу, действуют ровно противоположным образом. Вот это предательство избирателей, вот этот обман и мошенничество давайте уже остановим. Да, речь идёт о сложении мандатов, если слова расходятся с делами - слова, произнесённые во время избирательной кампании, расходятся с результатами голосований в зале. Вот об этом я предложил бы задуматься всем оппозиционным партиям, если мы хотим, чтобы наших избирателей действительно вот так нагло, цинично не обманывали, не применяли к ним напёрсточные технологии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Ну, уважаемые депутаты, мы здесь заспорили с содокладчиком о цветовосприятии: белое - это белое, чёрное - это чёрное, а Владимир Николаевич утверждает, что серое. Если я не ошибаюсь, человек, который видит всё в одном цвете, в сером, называется дальтоником, то есть речь идёт о политическом дальтонизме. Ну, избиратель, наверное, не этого ждёт от нас - прежде всего он ждёт того, чтобы мы отличали белое от чёрного. Что касается конкретно законопроекта, всё-таки ещё раз хочу достучаться до вас и быть услышанным. Посмотрите, создаётся очень странная ситуация в Российской Федерации. Мы принимаем решение об использовании прямой пропорциональной системы при выборах, при формировании высшего законодательного (представительного) органа - Государственной Думы, говорим, что здесь должна быть полностью партийная система и приводим соответствующие аргументы. Когда мы говорим о субъекте Федерации, мы уже говорим, что нет, не совсем готовы: вот здесь докладчик от "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорит, что это не совсем целесообразно. В чём, так сказать, нецелесообразность и в чём неготовность, понять трудно, на первый взгляд, но вроде бы очень увесисто аргументы звучат. Теперь спускаемся на уровень местного самоуправления - там совсем нецелесообразно, оказывается! Там надо вообще эту систему - пятьдесят на пятьдесят - ликвидировать, и речь идёт о том, что не менее десяти депутатов должно быть избрано по пропорциональной системе, а может быть, просто минимум десять, а все остальные - тридцать там или сколько их будет - избираются по мажоритарной системе. А уж что касается губернаторов, подчёркиваю, посмотрите, что происходит в субъектах Российской Федерации: принимаются законы, которые напрочь отметают возможность самовыдвижения. То есть, с одной стороны, вы говорите о том, что можно и необходимо самовыдвижение и использование одномандатных округов, а с другой стороны, для губернаторов, оказывается, это невозможно. От чего это, откуда эта многогранность, как говорит Владимир Николаевич? Это никакая не многогранность, это политическая целесообразность, или, если точнее, классовый подход, потому что такая перекошенная, несбалансированная избирательная система Российской Федерации, которая при нашем прямом участии создаётся, направлена прежде всего на то, чтобы сохранить преимущество, безусловно, одной только партии - партии власти. Там, где партии власти выгодна прямая пропорциональная система, там будет прямая пропорциональная система, там, где выгодны одномандатные округа, потому что при такой системе действительно могут полнее, эффективнее, так сказать, реализовываться и денежные кошельки, или мешки, или даже не мешки, а сундуки, и административный ресурс, там будет мажоритарная система выборов по одномандатным округам. Это чисто классовый подход (шумы и помехи в микрофоне), и голосование сегодня будет классовое, потому что те, кто за денежные мешки, те, кто за партию власти, те преимущества... (Шумы и помехи в микрофоне.) Спасибо за помехи. Наверное, хотят помешать выступать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это поддержка. ЛОКОТЬ А. Е. Это абсолютно классовый подход, то есть те, кто выступает за денежные мешки, за преимущества олигархов, те безусловно будут выступать против данного законопроекта. Мы призываем всех глубоко задуматься над этой ситуацией. Перекос для политической системы крайне вреден. Политическая система должна быть сбалансирована, и Владимир Николаевич, как никто другой, очень хорошо это знает и понимает. Я знаю, что он всегда выступает именно за сбалансированность, а в данном случае вот сбалансированного подхода мы не видим. Безусловно, мы будем голосовать за и призываем всех депутатов к этому. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступающего от фракции ЛДПР нет. Представители президента и правительства не будут выступать. Докладчик и содокладчик? Владимир Николаевич Плигин просит слова. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Буквально несколько ремарок. Уважаемый Олег Анатольевич Нилов, если вы не проголосуете за данный законопроект, то его концепция не поменяется. Вы говорили об изменении концепции, но она не поменяется. Это первое. Второй момент. Сочетание такого рода выборов в субъектах Российской Федерации позволяет участвовать в них достаточно большому количеству различного рода общественных организаций. И третий момент, насчёт дальтонизма. В данной ситуации, когда я говорил о сером, я имел в виду исключительно высказывание Гегеля, которое касалось философии: он говорил о том, что происходит, когда философия начинает рисовать серым по серому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
34-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 46 сек.) Проголосовало за 209 чел.46,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 210 чел. Не голосовало 240 чел.53,3 % Результат: не принято Отклонён законопроект.
Заседание № 31
О проекте федерального закона № 267503-5 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части избрания депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я прошу рассмотрение вопроса под пунктом 31 повестки дня в связи с болезнью докладчика перенести на 22 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Сергей Николаевич Решульский просит перенести вопрос 31 на 22-е. Нет возражений? Спасибо.
Заседание № 27
О проекте федерального закона № 267503-5 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части избрания депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, у нас под пунктом 30 стоит вопрос о выборном законодательстве. К сожалению, Олег Анатольевич Куликов приболел. Я прошу этот вопрос перенести на следующую неделю, на 22-е или 23-е число, а на его место поставить законопроект, который сейчас обозначен под пунктом 41, он тоже о выборном законодательстве. Вадим Георгиевич Соловьёв готов его доложить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Сергей Николаевич Решульский предлагает, первое, рассмотрение пункта 30 повестки дня перенести на следующую неделю. Есть ли необходимость голосовать? Нет. И второе предложение: на эту позицию, тридцатую, перенести законопроект, который сейчас значится в проекте порядка работы под пунктом 41. Нет возражений? Принимаем.