Заседание № 186

19.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 267279-5 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в части отмены разрешительного порядка осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров, полученных в рамках таких операций, и уточнения порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов при осуществлении таких операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1307 по 1338 из 8897
5-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 165    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального   
закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой                
деятельности". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Васильевны    
Пугачёвой.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
подготовленный Комитетом по бюджету и налогам к третьему чтению проект          
федерального закона "О внесении изменений в статью 165 части второй             
Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об     
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в части     
отмены разрешительного порядка осуществления внешнеторговых товарообменных      
(бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров,      
полученных в рамках таких операций, и уточнения порядка подтверждения права     
на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов     
при осуществлении таких операций, внесённый депутатами Государственной Думы     
Язевым и Драгановым. Комитет рассмотрел данный законопроект в третьем чтении.   
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний нет.       
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам предлагает принять данный законопроект в третьем   
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость записаться на выступления? Коломейцев Николай             
Васильевич записался на выступление по мотивам. Спасибо, нет больше желающих.   
Выносим проект федерального закона на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6143 по 6195 из 8897
По 5-му вопросу на выступление по мотивам записался Коломейцев Николай          
Васильевич.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект, конечно, не      
очень большой и, как говорят специалисты, компенсирует хоть как-то отсутствие   
закона, но мне кажется, что он предлагается неспроста, учитывая, что мы         
понимаем, кто занимается бартерными операциями и как эти операции               
контролируются. С нашей точки зрения, закон такой принимается из-за двух        
моментов.                                                                       
                                                                                
Первый момент. В статье 1, пункт "а", написано, что не надо лицу, передающему   
товары и услуги за иностранное лицо, представлять в налоговые органы            
документы, указанные в настоящем абзаце. И второе. Мы разрешаем людям,          
которые, скажем, вывезли в Швецию там гречку, а через три страны и Китай        
завезли сюда тапочки, в общем-то, совершать в том числе противоправные          
операции и играть с ценами. И нам кажется, что вторая часть, из-за которой      
принимается, - это как раз то, что российские лица не позднее одного года со    
дня фактического получения товаров, указанных в абзаце первом настоящей         
части, обязаны обеспечить их реализацию по стоимости и в срок,                  
предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, обеспечить         
зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств. То      
есть мы фактически на год ещё делаем отсрочку зачислений. Мне кажется, что мы   
вообще хотим вернуть страну к периоду лихих 90-х, когда бартер был одним из     
главных оснований в части криминализации экономики, и это может привести        
вообще к потере контроля над экономикой.                                        
                                                                                
Мы не можем поддерживать такие законы и призываем всех сделать то же самое.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской      
Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного          
регулирования внешнеторговой деятельности". Кто за? Прошу голосовать.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9%                                     
Проголосовало против           55 чел.12,2%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 185

08.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 267279-5 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в части отмены разрешительного порядка осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров, полученных в рамках таких операций, и уточнения порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов при осуществлении таких операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1681 по 1765 из 6248
7-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 165    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального   
закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой                
деятельности". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Васильевны    
Пугачёвой.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется во втором чтении проект       
федерального закона "О внесении изменений в статью 165 части второй             
Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об     
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в части     
отмены разрешительного порядка осуществления внешнеторговых товарообменных      
(бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров,      
полученных в рамках таких операций, и уточнения порядка подтверждения права     
на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов     
при осуществлении таких операций, внесённый депутатами Государственной Думы     
Язевым и Драгановым.                                                            
                                                                                
В первом чтении законопроект принят 9 апреля 2010 года. Палата приняла          
законопроект в первом чтении, как я уже сказала, 9 апреля, и комитет            
рассмотрел таблицу поправок к данному законопроекту, их внесено три депутатом   
Драгановым.                                                                     
                                                                                
Что касается поправок, в статье 1 термин "внешнеторговые бартерные сделки"      
изменён на термин "внешнеторговые товарообменные (бартерные) операции" для      
приведения в соответствие с положениями Налогового кодекса. Текст               
законопроекта дополнен указанием о необходимости предоставления документов,     
подтверждающих оприходование иностранных товаров, полученных по                 
внешнеторговой операции, как в случае их ввоза в Российскую Федерацию, так и    
в случае, когда их ввоз не осуществляется. Уточнено, что в случае получения     
иностранных товаров по внешнеторговой бартерной операции без ввоза их на        
территорию Российской Федерации в налоговые органы представляются документы,    
указанные непосредственно в условиях самой внешнеторговой бартерной сделки.     
Исключена детализация дополнительного перечня документов, которые должны        
представляться в налоговые органы в случае, если товары получены от третьего    
лица. Дополнительного указания о представлении указанных документов не          
требуется в случае, если товары, полученные от третьего лица, прямо указаны в   
самой внешнеторговой бартерной операции, так как в этом случае в самой сделке   
будет указано, что именно это лицо и будет передавать товары за иностранного    
участника внешнеторговой сделки. То есть ещё какого-то подтверждения не         
нужно.                                                                          
                                                                                
Также дополнен пункт 2 статьи 1, которым вносятся соответствующие изменения в   
Налоговый кодекс в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок в        
случае, если они осуществляются агентами. Изначально в законопроекте это было   
упущено и не были внесены соответствующие изменения. Сейчас это исправлено.     
                                                                                
Изменения внесены также в статью 2, пункт 3, которыми исключено упоминание о    
договорах на поставку комплектного оборудования, и в статью 3: изменён срок     
вступления в силу данного закона и изменён срок вступления в силу статьи 1.     
Данный закон вступает в силу по истечении десяти дней с даты его                
опубликования.                                                                  
                                                                                
У Правового управления Аппарата Государственной Думы по данному законопроекту   
замечаний правового и лингвистического характера не имеется. Комитет по         
бюджету и налогам предлагает принять данный законопроект во втором чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость обсуждать какую-либо из трёх поправок? Нет.               
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к         
принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим проект федерального закона на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4872 по 4890 из 6248
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 165 части    
второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального         
закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой                
деятельности".                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 153

09.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 267279-5 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в части отмены разрешительного порядка осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров, полученных в рамках таких операций, и уточнения порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов при осуществлении таких операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2984 по 3388 из 6175
Переходим к пункту 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в       
статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45     
Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой   
деятельности". Докладывает Валерий Гаврилович Драганов.                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Редкий случай, когда              
законопроект рождается сразу же после парламентских слушаний. Именно так        
случилось с законопроектом, который я докладываю. Речь идёт о том, чтобы        
устранить один из серьёзных правовых барьеров во внешнеторговой деятельности    
и создать равные конкурентные условия для наших экспортёров. Необходимо         
привести в соответствие с общемировой практикой механизм государственного       
регулирования так называемых бартерных сделок, причём таких бартерных сделок,   
которые не предусматривают обязательный ввоз товаров на таможенную территорию   
России. Мы привыкли понимать под бартером в ответ на экспорт обязательный       
ввоз равноценных по стоимости товаров на таможенную территорию России. В        
данной ситуации речь идёт о случаях, когда такой ввоз не предусматривается.     
                                                                                
В чём дело? Первое. Согласно действующей редакции статьи 165 Налогового         
кодекса российские организации могут подтвердить обоснованность применения      
ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов при экспорте,                
осуществляемом по бартерным сделкам, только в том случае, если они представят   
в налоговые органы соответствующие документы, предусмотренные                   
законодательством, подтверждающие ввоз товаров на территорию России и их        
оприходование, что очень важно. Именно это обстоятельство дискриминирует        
российские организации по отношению к другим участникам внешнеторговой          
деятельности, делая, как правило, их нерентабельными, а если сказать более      
откровенно, неконкурентоспособными при совершении внешнеторговых бартерных      
сделок с так называемым неввозом. По статье 45 закона "Об основах               
государственного регулирования внешнеторговой деятельности" российские          
экспортёры, заключившие внешнеторговые бартерные сделки, обязаны обеспечить     
ввоз, как я уже говорил, на таможенную территорию равноценных по стоимости      
товаров. При этом, если превышен срок подтверждения ввоза или перечисления      
денежных средств, такая сделка может быть подтверждена только при наличии       
разрешения. И здесь мы сталкиваемся с очередной коллизией: порядок получения    
такого разрешения не определён правительством, несмотря на то что сама          
правовая норма установлена в 2003 году.                                         
                                                                                
Я хочу вам сказать, что бартерные сделки с неввозом - это очень                 
распространённые сделки. И очень часто нецелесообразно ввозить товары,          
поскольку нет сбыта или не такой спрос, как хотелось бы, то есть это            
нерентабельно, невыгодно. В этом случае, конечно, конкурентное преимущество     
получают наши партнёры.                                                         
                                                                                
Особо чувствительны подобные сделки в сфере атомной промышленности. Я хочу      
вам напомнить, уважаемые коллеги, что доля, скажем, присутствия на мировом      
рынке, например, российского урана - 40 процентов, это порядка 4-5 миллиардов   
долларов в денежном исчислении. Эти позиции нужно как минимум удерживать,       
однако очень сложно удерживать эти позиции при наличии законодательства,        
препятствующего подобным сделкам. К примеру, за вывезенный товар необходимо     
обязательно ввезти на таможенную территорию эквивалентный товар, в то время     
как данный товар, например сырьё для обогащения урана, нужно просто оставить    
на складе и подтвердить факт бартерной сделки, получить льготы по ставке 0      
процентов, естественно, получить финансовые выгоды и закрепить своё             
конкурентное преимущество.                                                      
                                                                                
Что мы предлагаем? Первое. Исключить из Налогового кодекса норму об             
обязательном оприходовании товаров, полученных по внешнеторговым бартерным      
сделкам, как условии применения ставки 0 процентов. Второе. Определить          
порядок применения ставки НДС 0 процентов при экспорте по бартерным сделкам с   
так называемым неввозом, в том числе и на условиях исполнения обязательств по   
данным внешнеторговым сделкам третьими лицами. Конечно же, в связи с этим       
отменить разрешительный порядок осуществления бартерных операций, связанных с   
неввозом. И наконец, в целях минимизации возможных злоупотреблений этим         
правом установить годичный срок реализации товаров, предназначенных для         
обмена на равноценные по стоимости и экспортируемые из России товары, по        
стоимости не ниже предусмотренной условиями данной сделки.                      
                                                                                
Разумеется, я хочу напомнить, что принятие закона позволит устранить            
необоснованные ограничения и поставит наши предприятия, наших экспортёров в     
равные как минимум конкурентные условия.                                        
                                                                                
Прошу вас поддержать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Васильевна Пугачёва от комитета сделает содоклад.                       
                                                                                
ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 165 части второй      
Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об     
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".            
                                                                                
Я не буду повторять, Валерий Гаврилович сделал очень обстоятельный доклад.      
Нужно отметить, что концепцию закона Комитет по бюджету и налогам               
поддерживает, учитывая то, что реализация предлагаемых законопроектом мер       
позволит всё-таки создать условия для расширения сферы внешнеэкономической      
деятельности российских организаций, предоставит им возможность практического   
осуществления внешнеторговых бартерных сделок, не предусматривающих встречных   
поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, улучшит                     
финансово-экономическое положение указанных организаций, в том числе            
вследствие заключения новых внешнеэкономических контрактов. Комитет, ещё раз    
говорю, поддерживает данный законопроект.                                       
                                                                                
И хотелось бы отметить, что всё-таки необходимо обратить... Валерий             
Гаврилович уже сказал о том, что, принимая во внимание положения пункта 5       
статьи 45 федерального закона номер 164... не буду повторять. Также он сказал   
о том, что предусматриваются обязанности российских лиц по реализации           
полученных по товарообменной операции товаров и зачислению на свои счета в      
уполномоченных банках на территории Российской Федерации всех денежных          
средств, полученных от реализации. Тут следует, конечно же, уточнить, должна    
ли быть включена в этот перечень документов указанная выписка банков, то есть   
вот то, о чём он говорил. В случае если такая выписка банков всё-таки должна    
будет предоставляться в налоговые органы в составе документов, подтверждающих   
правомерность и обоснованность применения нулевой ставки НДС, то, конечно же,   
вопрос увеличения с девяноста дней до одного года срока реализации товаров,     
получаемых российскими лицами по данным бартерным сделкам по поставке           
комплексного оборудования, оказанию услуг и выполнению работ, будет нуждаться   
в дополнительной проработке. И кроме того, также требует уточнения порядок      
вступления в силу статьи 2 законопроекта, которая предусматривает внесение      
изменения в положения статьи 16 федерального закона номер 164.                  
                                                                                
В связи с тем что я сказала, комитет предлагает с учётом всех замечаний,        
которые прозвучали и от комитета-соисполнителя - Комитета по промышленности,    
принять данный законопроект в первом чтении.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть у нас три вопроса - депутат Коломейцев, депутат Рохмистров, естественно,   
и депутат Медведев Юрий Германович.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые докладчики, ну, вообще-то, звучит странно: вы от трёх месяцев до      
года предлагаете заниматься крутежом денег, которые должно государство          
получить в виде налогов и других отчислений. Это первое. Второе - обнуляете     
ставки и говорите, что не будет убытков. Мне это непонятно.                     
                                                                                
И ещё вопрос: скажите, пожалуйста, каких непосредственно компаний коснётся      
вот этот закон?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечает автор, Драганов.                                 
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Николай Васильевич, речь идёт, конечно, не о           
компаниях, а речь идёт о поддержке крупнейших, системообразующих отраслей       
нашей экономики. Перечисляю: атомная промышленность, военно-промышленный        
комплекс и, конечно же, военно-техническое сотрудничество, ибо и по старым      
интеграционным объектам, доставшимся нам в наследство от советской власти, и    
по вновь возникшим такая бартерная операция в том виде, в каком она сегодня     
осуществляется, нам невыгодна. Я привёл пример с сорокапроцентной долей         
присутствия нашего урана на мировом рынке, я могу привести примеры, связанные   
с нашими обязательствами по поставке вооружений, комплектующих изделий, но      
это касается и товаров гражданского назначения. Ведь бартерная сделка может     
частично оплачиваться денежными средствами, частично - товаром, так вот, если   
выгодно эти товары продать на другом рынке, то почему бы этим не                
воспользоваться?                                                                
                                                                                
И теперь возвращаюсь к началу вашего вопроса. Конечно же, доходов станет        
больше и в бюджете тоже, поскольку создание преимуществ для получения ставки    
0 процентов с лихвой компенсируется совокупными доходами по итогам всей         
сделки вообще.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Рохмистров, пожалуйста.                                                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Валерий Гаврилович, вот мне странно слышать, что,              
оказывается, у нас применение экспортного НДС касается крупнейших компаний.     
Насколько я знаю, как раз эти компании, которые вы называли, входят в           
перечень компаний, которые совершенно никаких проблем не испытывают при         
применении налоговой ставки 0 процентов на НДС и совершенно спокойно все эти    
вопросы решают на государственном уровне. И мой вопрос, собственно,             
заключается в следующем: концепцией законопроекта является что - упрощение      
процедуры возврата НДС либо всё-таки снятие разрешительного принципа, на        
который вы здесь ссылаетесь? Или и то и другое?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Гаврилович.                           
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Конечно же, и то и другое. И плюс я хотел бы сказать, что        
когда мы говорим громко и справедливо о системообразующих компаниях, то это,    
конечно, иногда цинично выглядит по отношению к среднему бизнесу, к малому      
бизнесу, к мелким компаниям, которые тоже имеют равный доступ, в том числе и    
на эти рынки. Так вот, позаботимся и о них тоже. Если, по вашей версии, такие   
крупные компании не уплачивают НДС, как вы сказали, по отдельным исключениям,   
то это не значит, что мы не должны позаботиться о бизнесе в целом и             
обеспечить равные конкурентные условия для всех, независимо от того, большие    
это компании или мелкие.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Медведев Юрий Германович.                         
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
У меня вопрос к Валерию Гавриловичу: данный законопроект каким образом          
корреспондируется с будущим таможенным кодексом таможенного союза трёх стран    
- Белоруссии, России и Казахстана? В частности, вот такие фразы: ввоз на        
таможенную территорию Российской Федерации, за пределами таможенной             
территории Российской Федерации. И в случае вступления в силу с 1 июля не       
предполагается ли, что это можно будет ввести и за пределами таможенной         
территории Белоруссии или Казахстана, или только в этой части будет работать,   
как написано здесь?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Гаврилович.                           
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Меня вообще беспокоит срок 1 июля, если уж говорить              
откровенно. Мне кажется, что объявленная готовность членов таможенного союза    
к полной унификации законодательства, а это не только таможенное, а всё, всё,   
всё - и валютное, и налоговое, и социальное и так далее, то есть переход 1      
июля на условия таможенного союза (как высшая степень интеграции) - это очень   
серьёзный, ответственный шаг.                                                   
                                                                                
Но, с другой стороны, например, мне неизвестно о том, что сегодня стороны       
договорились, что статистические методики совпадают и мы правильно учтём        
каждый грамм перевезённого товара. Неизвестно, по-моему, до сих пор, как        
будут учитываться платежи, каков их механизм, хотя процентное отношение для     
бюджетов конкретных стран в соответствии с товарооборотом определено. И этим    
мы очень обеспокоены, но позаботились о том, чтобы предложить так называемому   
совету таможенного союза внести изменения, вытекающие из этого законопроекта.   
Это может выглядеть странно: как это возможно вообще? Происходит обычно         
наоборот: мы имплементируем нормы международного законодательства в своё        
законодательство. Но я говорю о процедуре, я не говорю о том, какими            
правовыми актами это будет сделано. Но то, что благодаря этому законопроекту    
участники таможенного союза обратят внимание на эту сделку, и, безусловно,      
она им покажется привлекательной, потому что она выгодная, это изменение        
выгодно для бизнеса, для бюджета, для участников внешнеэкономической            
деятельности, - это факт.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают. Депутат Коломейцев, депутат    
Рохмистров, депутат Гончар.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев.                                                         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вообще-то,       
настораживает даже правительственное заключение, где написано, что, учитывая    
изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект        
только при условии его доработки. Это первое.                                   
                                                                                
Второе. Ну, мы с вами помним, что такое бартер и к чему он привёл. Бартер был   
в условиях, когда, как и сегодня, катастрофически не хватало собственных        
средств предприятий. Сегодня (вот я вам привожу официальную статистику) 93      
процента заработной платы не выплачено из-за того, что отсутствуют              
собственные средства предприятий в условиях, когда мы с вами банковской         
системе дали 8,5 триллиона рублей. Подавляющее большинство из вас знает, что    
сегодня олигархический капитал, который, вообще, завладел всеми природными      
ресурсами России, грабит её на трёх этапах. Фактически вывозится за бесценок    
сырьё, начиная от нефти и заканчивая древесиной и алюминием, поставляется на    
перерабатывающие заводы за пределами... за бесценок вывозится драгоценное       
сырьё, основная прибыль получается в оффшорных зонах. И мы им же даём           
антикризисные средства, а сегодня предполагаем для этой же категории ещё и      
послабление на таможенном фронте, который они и так с удовольствием и без       
этого закона обходят.                                                           
                                                                                
Мы считаем, что если авторы законопроекта и комитет последовательно выполняют   
антимодернизационные меры Кудрина и опять направляют экономику России в 90-е    
годы, к бартеру, ну тогда, наверное, этот закон надо поддерживать. Но мы его    
поддерживать не будем, потому что убеждены, что если бы правящая партия была    
ответственной и не только на словах, а на деле заботилась о кредитно-денежной   
системе и нормальной таможенной политике, то, первое, ещё до отчёта             
председателя правительства отправила бы в отставку Кудрина и Игнатьева вместе   
с таможенной службой. Почему? Потому что, смотрите, не зря же вчера только      
сообщили о том, что снят начальник Северо-Западного таможенного управления и    
первый заместитель. Мы с вами понимаем, что руководители такого уровня          
снимаются не за провезённую коробку спичек и не за полученные три копейки       
мзды.                                                                           
                                                                                
Мы считаем, что данный законопроект даёт и без того незаслуженные преференции   
тем, кто сегодня недоплачивает в казну России, провоцируя невыплату             
заработных плат, провоцируя новые Пикалёво, провоцируя появление                
городов-призраков на значительной части территории Российской Федерации. Мы     
не можем поддерживать такие законы.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров.                                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР не может поддержать           
настоящий проект закона, и основания у нас более технические, чем               
политические, в отличие от КПРФ. Технические потому, что (позиция фракции       
ЛДПР в отношении НДС неоднократно озвучивалась) мы вообще за отмену НДС.        
Сегодня это самый страшный налог из тех, которые у нас есть, и самый            
коррупционноёмкий. Только по этому налогу существует огромное количество схем   
получения откатов, существует огромное количество так называемых бестоварных    
схем, когда двигаются только документы, и в результате получают хорошо          
оформленные документы, которые потом выражаются в конкретных миллионах и        
миллиардах, уходящих из бюджета на возвращение так называемого внутреннего и    
внешнего НДС за товар, которого, собственно говоря, не было. В этой ситуации    
зарождается ещё новая форма этого самого несуществующего НДС - так называемый   
дополнительный канал вывода капитала из России и легализации его на             
территории других стран. Вот по этим мотивам фракция ЛДПР не может              
поддержать. Мы не говорим, что кто-то пролоббировал специально этот проект,     
но он написан таким образом, что такие схемы в обязательном порядке             
возникнут. И то, что они возникнут, это совершенно точно. И я думаю, что уже    
сейчас определённые структуры внимательно его изучают, внимательно будут        
следить за его развитием во втором чтении и уже сейчас выстраивают              
определённые схемы, с тем чтобы по этой амнистии получить нелегальные доходы.   
И он открывает очень широкий канал. Особенность этого канала в том, что он      
позволяет получить не только возможность вывода денег и получения нелегальных   
доходов, вернее, возврата НДС по несуществующим товарам, а ещё и возможность    
легализовать эти деньги за рубежом.                                             
                                                                                
По этим позициям фракция ЛДПР не сможет поддержать настоящий законопроект.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гончар.                                                             
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"           
категорически поддерживает данный закон. Я не буду комментировать рассуждения   
о том, что нужно сделать, решая кадровые вопросы по Кудрину и Игнатьеву.        
Единственной целью не решения кадрового вопроса, а разговоров на эту тему       
является попытка обрушить национальную денежную единицу, потому что и на        
курсе российского рубля подобного рода абсолютно безответственные рассуждения   
могут сказаться. Поэтому сразу скажем: ничто ни Кудрину, ни Игнатьеву не        
грозит. Надеюсь. Это официальное заявление нашей фракции.                       
                                                                                
Теперь дальше, что касается Максима Станиславовича. Максим Станиславович, вы    
говорите по поводу того, что структуры будут внимательно изучать. Любые         
организации-экспортёры внимательно изучают изменения законодательства, что и    
вам советую. Валерий Гаврилович наверняка нашёл бы время, часа полтора, с тем   
чтобы в деталях всё рассказать, вашей фракции это тоже было бы полезно.         
Уверяю вас, ни одно из тех предположений, которые вы делали, данного            
законопроекта просто не касается, не об этом идёт речь. Мы хорошо знаем все     
операции, касающиеся схем, связанных с реализацией возврата НДС, но здесь не    
про это.                                                                        
                                                                                
Теперь дальше. Что касается организаций крупных и организаций небольших,        
которые тем не менее имеют возможность заниматься экспортом своей продукции.    
Да, конечно, если у вас в стране есть организация, которая обладает             
исключительным правом пользоваться льготами, то таким образом вы стимулируете   
экспорт через неё и все те последствия, которые с этим связаны. Данный          
законопроект предоставляет именно равные права, это не персонифицировано, не    
относится к какой-то крупнейшей торгующей организации, ну, не к                 
"Росвооружению", скажем. Это закон, который будет действовать для всех.         
                                                                                
И ещё раз повторяю: в посольстве Соединённых Штатов в любой стране всегда       
есть человек, который занимается поддержкой американского бизнеса на            
территории данной страны. Мы должны всё делать для того, чтобы наши             
организации были конкурентоспособны. Кстати говоря, не нужно думать, что если   
мы когда-то, в советское время или уже позже, поставили военную технику, то     
сейчас не найдётся никого, кто может поставить для неё запчасти. Это ошибка.    
Нам приходится конкурировать и с производителями, которые действуют на          
территории бывших советских республик, ныне стран СНГ, и, скажем, с тем же      
Китаем, который с удовольствием и немедленно заполнит любую нишу, в которой     
мы не можем самореализоваться ввиду несовершенства нашего законодательства.     
                                                                                
Обязательно нужно принять данный законопроект в первом чтении.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Не настаивают. Настаивает ли           
докладчик? Докладчик настаивает на заключительном слове.                        
                                                                                
Пожалуйста, Драганову включите микрофон.                                        
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Коллеги, я очень коротко.                                        
                                                                                
Николай Васильевич, вы хотите, чтобы Алексей Леонидович лёгким испугом          
отделался, ставя ему в вину лоббирование такого скромного законопроекта?        
                                                                                
А если серьёзно, я вам хочу привести такой пример. Вы говорите, что мы тянем    
опять в тот бартер, который мы пережили. Это не так. Представьте себе, что за   
поставленную продукцию контрагент может только конкретным товаром               
рассчитаться, но этот товар не будет продан в России, но, может быть, будет     
продан, наверняка будет продан там, в бурлящей Киргизии (дай бог, чтобы там     
всё утихомирилось). Это как пример. Я приводил пример ВПК, оборонного           
комплекса, "Росатома", а представьте себе, что эту сделку реализует             
опять-таки малый и средний бизнес, который, если не получит эквивалент,         
просто разорится.                                                               
                                                                                
Максим Станиславович, я солидарен с вашей тревогой по поводу роли и места       
НДС, но быть ему таким или другим - это вопрос всё-таки другого плана.          
Хотелось бы хотя бы вашей моральной поддержки в том, что равные конкурентные    
условия должны быть созданы всем, и когда государство может это сделать, но     
не делает, и не делало много лет, это неправильно. Ведь страдали в том числе    
и крупные налогоплательщики, а это уже очень серьёзно.                          
                                                                                
И конечно же, я хотел бы сказать, что ко второму чтению все замечания будут     
учтены. Заключения правительства и профильных комитетов сводятся к тому, что    
концепция годится, а всё остальное мы сделаем ко второму чтению.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской      
Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного          
регулирования внешнеторговой деятельности". Первое чтение.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3%                                     
Проголосовало против           51 чел.11,3%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.