Заседание № 127

13.11.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 267220-6 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу о количестве депутатов представительных органов в муниципальных районах и городских округах при проведении выборов по смешанной избирательной системе).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5539 по 6136 из 6415
9-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменения    
в статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного        
самоуправления в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы    
Яна Викторовича Зелинского.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах            
организации местного самоуправления в Российской Федерации" говорится о том,    
что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных        
выборах представительном органе муниципального района, городского округа с      
численностью двадцать и более депутатов распределяется в соответствии с         
законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми              
политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных   
каждым из списков кандидатов. В соответствии с действующей нормой мы лишаем     
избирателей, проживающих в сельской местности, возможности приобщаться к        
институту многопартийности, а именно избирать представителей органов МСУ по     
пропорциональной системе, ну, образно говоря, не может у человека одна часть    
тела развиваться, а другая нет. Институты гражданского общества и               
избирательное законодательство должны давать всем избирателям равное право      
избирать и быть избранным, как это и закреплено в Конституции Российской        
Федерации. Предлагается из статьи 35 исключить норму, в соответствии с          
которой можно было устанавливать, в каком представительном органе местного      
самоуправления будут проходить выборы только по одномандатным округам, а в      
каком 50 процентов мандатов будет распределяться между списками, выдвинутыми    
политическими партиями. Уважаемые коллеги, в Российской Федерации в             
большинстве районных советов, советов городских менее двадцати депутатов, то    
есть практически все выборы депутатов местного самоуправления проходят по       
одномандатным округам. Государственная Дума шестого созыва - это исключение,    
наверное, единственная из всех созывов, избранная по партийным спискам. Так     
почему же мы, избранные по партийным спискам, от политических партий, нашим     
гражданам, которые живут в сельской местности, такого права не даём? То есть    
я предлагаю исключить норму о 20 процентах из федерального закона, тогда        
выборы будут проходить 50 на 50, то есть 50 процентов - по одномандатным        
округам и 50 процентов - от политических партий. Все политические партии,       
которые существуют в нашей стране, имеют право участвовать в данном процессе.   
                                                                                
У меня всё.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по федеративному устройству и вопросам местного         
самоуправления Вячеслава Степановича Тимченко.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего я хотел бы      
вернуться к вчерашнему своему выступлению, когда я говорил о работе             
Всероссийского съезда муниципальных образований, а Татьяна Николаевна           
Москалькова сказала, что реформа местного самоуправления провалилась.           
Коллеги, хочу немножко уточнить, чтобы были правильные трактовка и понимание:   
реформировать можно только то, что существует на самом деле, а у нас в          
советский период нашего развития, несмотря на многие достижения, к сожалению,   
местного самоуправления реально не было, поэтому и реформировать-то, по сути    
дела, нечего. Мы сейчас не реформируем, мы создаём новую систему самого         
близкого к народу института власти - местного самоуправления, поэтому я не      
был бы столь пессимистичным: мы на правильном пути.                             
                                                                                
И ещё раз хотел бы вернуться к итогам съезда и к тем обращениям, которые        
прозвучали от муниципалов. Представители муниципального сообщества сказали:     
уважаемые законодатели, остановитесь, пожалуйста, прекратите совершенствовать   
то, что ещё пока до конца не заработало, не принимайте пока поспешных решений   
в отношении изменения законодательства, касающихся местного самоуправления,     
затрагивающих его интересы. В этой связи я хотел обратиться не только к         
коллеге Зелинскому, но и к другим коллегам, которые уже внесли                  
законодательные инициативы: давайте остановимся, давайте оценим, что же         
реально могут исполнять сегодня муниципалитеты на своём уровне, а за что мы с   
них не можем спрашивать.                                                        
                                                                                
Что же касается конкретной законодательной инициативы, уважаемые коллеги,       
сегодня и федеральное, и региональное законодательство позволяет                
устанавливать на муниципальном уровне самые разнообразные избирательные         
системы, в том числе, если муниципальное образование принимает решение, что     
будет избирательный процесс осуществляться по пропорциональной системе,         
ограничений как таковых нет. Другое дело, что, если мы перенесём императивно    
эту норму на уровень городских округов и муниципальных районов, где в связи с   
этим обязательно должны будут проводиться выборы по пропорциональной системе,   
мы можем попасть в законодательную коллизию. В связи с чем? Ну, во-первых, в    
связи с тем, что у нас очень много муниципальных районов и городских округов    
очень небольших по численности, а это связано с числом мандатов, которые        
будут распределяться между участниками избирательного процесса. То есть тогда   
может получиться такая ситуация, что за списки той или иной политической        
партии будет подано разное количество голосов, абсолютно разное, но при этом    
количество мандатов согласно этой системе будет одинаковым, а это               
несправедливо.                                                                  
                                                                                
И во-вторых, в связи с тем, что политическая система у нас развивается и        
сегодня уже, как коллеги знают, зарегистрировано более пятидесяти               
политических партий, и в случае участия в избирательном процессе на             
муниципальном уровне, в городских округах - я уже не говорю про поселения -     
большого количества политических партий создаётся ситуация, при которой         
невозможно будет определить при равном количестве голосов, кто же               
действительно считается избранным депутатом, - хотя теоретически такая          
возможность есть, - потому что, если в муниципальном образовании, например,     
пятнадцать мандатов или даже десять мандатов, а участвующие в выборах           
двадцать политических партий набрали примерно одинаковое количество голосов -   
кому же тогда отдавать предпочтение?                                            
                                                                                
Таким образом, предлагается не поддерживать данную законодательную              
инициативу, а оставить возможность самим муниципалитетам (а это, читайте,       
жителям) определять избирательную систему: пропорциональную, одномандатную      
или смешанную. Комитет предлагает не поддерживать данный законопроект.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы?                                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гудков Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня к коллеге Тимченко вопрос. Мы с вами как-то в комитете поспорили         
немножко, правда, когда другой законопроект обсуждали, по поводу местного       
самоуправления. Вы считаете, что всё-таки на местах должны решать, какие там    
схемы должны быть, какая избирательная система. Ну, с одной стороны, на         
словах это на самом деле правильно, с другой стороны, на практике               
получается... Вот мы проводили опрос в Нижнем Новгороде, вернее, не мы, а       
"Левада-Центр", мы заказывали. Так вот, 65 процентов жителей Нижнего            
Новгорода считают, что местные депутаты не представляют их интересы. И          
получается, что вроде люди хотят, например, выборов мэра или перехода на ту     
или иную схему выборов в городе, а депутаты всё-таки действуют по каким-то      
своим правилам. Получается, что идёт деление на людей первого сорта, которые    
могут принимать решения - или выбирать, или назначать мэра, и людей второго     
сорта - это все остальные, которые ни на что повлиять не могут. Вот это...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Я понял ваш вопрос.                                              
                                                                                
Вся проблема в нашей ментальности. Мы не привыкли чувствовать себя реальными    
участниками событий, полноценными участниками избирательного процесса, я        
говорю про всех граждан России. Если бы каждый гражданин осознал, что от его    
решения, от его участия в выборах зависит, каким будет представительный         
орган, тогда бы вот таких проблем не возникало. А сегодня, ещё раз говорю, мы   
говорим не о политической ситуации, не об отдельных возможных перегибах на      
местах, мы говорим о законодательстве: сегодняшнее законодательство позволяет   
в полной мере реализовать все избирательные права граждан Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зелинский Ян Викторович.                                  
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вячеслав Степанович, в своём выступлении вы сказали, что        
проходило собрание глав муниципалитетов, и они большинством голосов, может      
быть, даже единогласно, отказались от той системы, о которой я сейчас           
говорил: не хотят вводить в своих муниципалитетах, в заксобраниях выборы по     
партийным спискам. А вы мнение избирателей спросили, тех, кто живёт в селе, -   
они хотят? Почему вы прислушиваетесь к мнению глав муниципалитетов, ведь это    
в большинстве своём ваши люди, которые абсолютно не интересуются жизнью на      
селе! Вот вы людей сначала спросите, как они скажут, так и нужно поступать!     
                                                                                
И второе. В своём выступлении вы сказали, что очень много партий у нас, более   
пятидесяти, невозможно будет определить, кто, скажем так, выиграет, чьи будут   
мандаты. Ну извините, а кто принял закон, благодаря которому пятьдесят партий   
сейчас существует в России и их число будет увеличиваться? Вы это сделали!      
Тогда верните старую норму!                                                     
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый коллега, вы, видимо, не очень внимательно слушали, о   
чём я говорил: не собрание было, а съезд муниципальных образований, участие в   
котором принимали не только руководители - их там было 30 процентов, - но и     
простые граждане, заинтересованные в развитии местного самоуправления. И я не   
сказал, что они обсуждали именно этот закон или эту инициативу, там             
обсуждалось достаточно много проблемных вопросов. Я, единственное, обратился    
ко всем законодателям, присутствовавшим в зале, с предложением пока             
установить некий мораторий, остановиться, для того чтобы оценить, что же        
сегодня есть на муниципальном уровне. Это не исключает возможности вынесения    
вашего предложения на широкое обсуждение. И о том, что они отказались, я не     
говорил.                                                                        
                                                                                
Что же касается мнения населения, то население мы тоже опрашивали, правда, по   
другому поводу. В рамках Всероссийского совета местного самоуправления          
создана специальная аналитическая группа, которая периодически проводит не      
политические опросы, а опросы в муниципалитетах по различным сферам             
деятельности. Население начинает понимать, что представительный орган, то       
есть депутаты, и исполнительная власть, то есть администрация, - это            
совершенно разные вещи. И в этом-то задача и стоит, чтобы каждый занимал свою   
нишу: представительный орган занимался политическими вопросами, а               
хозяйственники, то есть администрация, делали так, чтобы и вода была, и         
тротуары чистые, и автобусы ходили, - вот в этом разделение властей.            
                                                                                
А что касается политических партий, вам никто не мешает, не препятствует -      
вносите, пожалуйста, другие законопроекты, обоснованные, реальные,              
востребованные обществом. То, что было принято решение об упрощении процедуры   
регистрации партий, - это требование времени. Если вы это требование не         
принимаете, ну, извините, это ваше политическое кредо.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Каргинов Сергей Генрихович.                               
                                                                                
КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вячеслав Степанович, законопроект касается изменения системы избрания           
депутатского корпуса. Вот ЛДПР, наверное, одна из действующих партий, которая   
постоянно проводит в жизнь идею избрания депутатского корпуса именно по         
партийным спискам, мы никаких зигзагов за двадцать с лишним лет не делали,      
потому что это наша программная установка и мы её отстаиваем. Я знаю вас как    
высококлассного специалиста в сфере местного самоуправления, у вас есть и       
большой опыт политической работы, вы можете сейчас сравнить и систему КПСС, и   
систему переходного периода, и нашу идею - всё равно это постепенно в жизнь     
входит, Государственная Дума избиралась 50 на 50, в том числе Дума шестого      
созыва уже на сто процентов, и региональные парламенты 50 на 50, и в крупных    
городах то же самое - вот скажите, с вашей точки зрения, за этот большой        
промежуток времени наблюдались ли какие-то негативные процессы в этой           
системе?                                                                        
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Сергей Генрихович, вы имеете в виду пропорциональную             
избирательную систему? Вы знаете, на самом деле нужно сейчас ещё раз            
вернуться к истокам, к понятию, что же такое местное самоуправление.            
Сравнивать местное самоуправление и органы государственной власти, избираемые   
на региональном уровне, на федеральном уровне, нельзя, это совершенно           
несопоставимые вещи, тем более если выборы проходят в нижнем звене              
муниципальной власти, где поселения городские и сельские. Вы прекрасно          
представляете, что такое сельское поселение: там с трудом формируются           
представительные органы власти численностью в десять-пятнадцать человек,        
потому что сегодня, мы должны это признать, реально общественная активность     
населения на уровне поселенческом, на сельском уровне достаточно низка, есть    
проблемы с этой категорией людей. Поэтому нужно использовать возможности        
различных типов выборов, сегодня законодательство позволяет использовать там,   
где созрело население муниципального образования, извините за такое общее       
выражение, выборы чисто по партийным спискам. Пожалуйста, проводите             
референдум - а это высший орган, когда принимается решение по всем основным     
вопросам жизнедеятельности муниципального образования, и политическим, и        
хозяйственным, и иным, - проводите и добивайтесь решения населения, и если      
население проголосовало, что будет только пропорциональная система,             
пожалуйста, ведь сегодняшнее законодательство не запрещает этого. А там, где,   
к сожалению, пока ещё нет сильной политической конкуренции, где нет             
политических партий на муниципальном уровне, проводить выборы по партийным      
спискам очень сложно.                                                           
                                                                                
Вот вы говорите: хорошо, что партийная система. Большое спасибо! Почему?        
Потому что - давайте будем объективными - при наличии достаточно большого       
электората у КПРФ, достаточно большого электората у ЛДПР - давайте              
проанализируем последние выборы на муниципальном уровне - сколько кандидатов    
выдвигают политические партии различного толка? Я не буду сравнивать, не буду   
приводить цифры, вы сами их знаете. Сколько выдвигает "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? На       
порядок, на два, на три порядка больше, чем любые другие политические партии.   
И, предлагая такой проект, вы в конечном итоге даёте нам, партии "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ", преференции. Но сейчас я выступаю не только как представитель          
"ЕДИНОЙ РОССИИ", но и как представитель местного самоуправления, являясь        
членом соответствующего комитета, являясь председателем Всероссийского совета   
местного самоуправления: считаю, что сегодняшняя система пока сбалансирована    
и нужно откликнуться на просьбы муниципалов и пока остановиться в               
законотворческой деятельности.                                                  
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нет возражений, чтобы по одному выступлению от фракции? Нет.                    
                                                                                
Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Несмотря на очевидную обречённость данной законодательной          
инициативы, фракция КПРФ, сразу хочу сказать, поддержит эту законодательную     
инициативу. Почему обречённость? Не потому, что сегодня большинство в           
Государственной Думе не поддержит этот законопроект, об этом чётко очень        
сказал содокладчик, представитель комитета Вячеслав Степанович, дело в          
другом. Дело в том, что уже принят закон, которым фактически разрешено          
муниципалитетам отказываться от партийной системы, и, учитывая, что             
большинство там поддержано административным ресурсом партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ",    
очевидно, уставы все будут изменены, где это произошло, где смешанная система   
появилась, а там, где она не появилась, она никогда не родится на этом          
уровне, - и в этом я уже вижу обречённость, то есть уже приняли, забили         
гвозди, так сказать.                                                            
                                                                                
Я просто хочу напомнить, что именно президенту Медведеву принадлежала           
инициатива развития партийной системы и смешанной избирательной системы в       
представительных органах местного самоуправления, именно президент Медведев     
выходил с инициативой, и тогда этот законопроект был принят в первом чтении,    
потом это всё остановилось, вернулось назад, в общем, там довольно извилистая   
история, я об этом уже говорил. Я хотел бы напомнить, что именно президенту     
Медведеву принадлежит инициатива развития партийной системы, понижения вот      
этого ценза партийного, в результате чего возникло большое количество           
зарегистрированных политических партий у нас в стране. Я хочу сказать, что и    
эта инициатива Медведева не будет развиваться, не получит дальнейшего           
развития, потому что отход от смешанной партийной системы сводит на нет все     
политические перспективы участия политических партий в выборном процессе, и у   
тех маленьких партий, которые сегодня существуют, нет никаких надежд, вообще    
говоря, на то, чтобы побеждать в одномандатных округах, - без финансовой        
поддержки, без поддержки со стороны администраций, без административного        
ресурса. Поэтому обе эти инициативы предыдущего Президента Российской           
Федерации сегодня душатся очередным таким изменением, витком, зигзагом таким,   
политическим зигзагом, и это происходит у нас в Государственной Думе. Вот       
представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорят, что им принадлежит инициатива            
выдвижения кандидатов на местном уровне, в муниципалитеты, но в этом есть       
определённая доля лукавства: ну не партии это делают, давайте честно            
признаем, это делают главы администраций на местном уровне, задействован        
административный ресурс, а уж как они оформляют свою партийную                  
принадлежность... Ну, они прислоняются к сильному, и особой партийной заслуги   
тут, конечно же, нет.                                                           
                                                                                
Ещё раз скажу, возвращаясь к данной законодательной инициативе: она, конечно,   
не имеет перспектив, обречена на поражение здесь, в Государственной Думе, но    
это свидетельствует о том, как мы вольно обращаемся с политическим курсом в     
нашей стране, потому что происходит очередная ломка политической системы, -     
подчёркиваю: не избирательной системы, а политической системы в стране, - и     
большинство очень смело идёт на это.                                            
                                                                                
И я поддерживаю ту тональность, которую задают депутаты, те упрёки, которые     
звучат: зигзаги партии большинства, правящей партии, как они себя называют,     
очевидны, и они очень ярко заметны на этом примере, на примере данной           
законодательной инициативы.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Руденко.                                
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, добрый вечер! Не так много нас в зале, я постараюсь          
коротко, сжато.                                                                 
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит концепцию законопроекта, внесённого     
депутатами фракции ЛДПР, по следующим причинам. Я не буду их долго              
перечислять и плакаться по поводу партийной системы, которая у нас выстроена,   
политической системы, монополизма определённых партий, не надо об этом          
говорить, давайте поговорим с учётом конкретных цифр.                           
                                                                                
Я думаю, что многие коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" сегодня прочитали наконец-то     
то, что уже давно должно было прозвучать: руководитель администрации Кремля     
Иванов признал, что кадровая система в России провалена и надо выстраивать      
систему кадрового резерва. Как мы будем выстраивать систему кадрового резерва   
и каким образом это делать? Вот именно ответ на этот вопрос и предложили в      
своей концепции коллеги из фракции ЛДПР. Дело в том, что в своё время в КПСС    
существовала хорошо развитая система кадрового резерва, и сейчас Кремль к ней   
возвращается, поскольку мы должны готовить кадровый резерв уже начиная с        
самых маленьких позиций, с муниципального уровня и так далее. В своём           
Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Путин Владимир    
Владимирович также отметил, что мы должны готовить кадровый резерв на основе    
резерва муниципалитетов. А что мы видим в настоящий момент? Мы видим, что       
многие достойные граждане Российской Федерации - предприниматели, бизнесмены    
и так далее - просто боятся выдвигаться в качестве одномандатников, потому      
что существующая власть всё равно тебя задавит - как предпринимателя, как       
бизнесмена и так далее, - если ты не находишься в партии, которой принадлежит   
основная власть.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, на секунду прерву вас, потому что      
время - 17.59.                                                                  
                                                                                
Коллеги, завершим обсуждение этого законопроекта, рассмотрим один проект по     
сокращённой процедуре, протокольное поручение и на этом поставим точку          
сегодня - нет возражений? Нет. Спасибо.                                         
                                                                                
Андрей Викторович, пожалуйста, продолжайте.                                     
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Мы считаем, что именно такая система, когда половина местных муниципалитетов    
будет формироваться политическими партиями, даст нам в первую очередь           
усиление кадрового резерва, потому что именно политические партии строят свои   
первички, строят свои местные отделения во многих регионах Российской           
Федерации. Это первое.                                                          
                                                                                
Второе. В этих партийных списках могут быть представлены принадлежащие к        
любым партиям достойные люди из муниципалитетов, которые не хотят связываться   
с одномандатными выборами, потому что они боятся, действительно боятся          
давления со стороны администраций, муниципалитетов. Я не беру все               
муниципалитеты и не говорю, что у нас везде низкий уровень, у нас есть          
хорошие, грамотные руководители районов, городов, поселений и так далее, но     
их недостаточно, мы уже исчерпали ресурс, как пошутил один мой товарищ:         
Санкт-Петербург закончился, Ленинградский проспект тоже. Поэтому хочу вам       
сказать, что мы всё-таки должны обратить на это внимание и вместе над этим      
подумать. Если уж Кремль поворачивается к этой проблеме, то мы, как депутаты,   
тем более должны анализировать это и решать проблему совместно с нашими         
гражданами. Мы работаем на муниципальном уровне - я, как депутат                
Государственной Думы, занимаюсь тем, что в районах Краснодарского края мы       
асфальтируем тротуары, проводим освещение, - ко мне обращаются люди,            
приходят, но они не ко мне должны с этими жалобами обращаться, должен           
работать соответствующий муниципальный уровень. Когда я спрашиваю, знают ли     
они пофамильно своих муниципальных депутатов, они пожимают плечами и говорят:   
"Нет, но мы слышали, что вы приехали, и мы вам эти жалобы подадим". И я         
передаю их главе района, главе поселения. Не работают муниципальные депутаты,   
мы исчерпали кадровый ресурс!                                                   
                                                                                
Далее. Сегодня мы с вами рассматривали бюджет. Что такое одномандатные          
округа? Это дополнительные затраты бюджета, дополнительные затраты на           
проведение выборов. Вот совсем недавно у нас в крае проходили довыборы по       
одномандатным округам депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края   
- каждому округу на довыборы потребовалось 5 миллионов рублей. Всего в          
Законодательном Собрании сто депутатов, из них пятьдесят одномандатников,       
если я не ошибаюсь, вот Иван Иванович подтвердит. Пятьдесят умножаем на 5       
миллионов - 250 миллионов будет. Правильно, Иван Иванович? 250 миллионов        
только в рамках края! Если брать муниципалитеты - там то же самое. В рамках     
одного края вырисовывается достаточно серьёзная цифра - порядка полумиллиарда   
рублей. Но если использовать смешанную или пропорциональную систему, когда      
будет замещаться выбывший депутат - все люди куда-то уходят: кто-то в мир       
иной, кто-то на повышение, кто-то ещё куда-то, - тогда будут достойные          
замещать, из списка. Конечно, меня коллеги сейчас не слушают, но я считаю,      
что тренд такой будет задан, - тренд уже был задан вашим руководителем          
господином Медведевым, который решил всё-таки популяризировать наши             
политические партии. Мы ведь их до этого убили фактически и будем убивать       
сейчас, принимая законопроект о численности в пять тысяч, так давайте хотя бы   
те оставшиеся политические партии, которые способны выжить, как-то поддержим    
и попробуем всё-таки совместно сформировать кадровый резерв России, подумаем    
о бюджете России, а не так: если внесено фракцией ЛДПР, то давайте отклоним.    
Мы согласны, отклоняйте концепцию, но вносите свою.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Генрихович Каргинов.                                                     
                                                                                
КАРГИНОВ С. Г. Уважаемые коллеги, мы опять, в очередной раз возвращаемся к      
избирательному законодательству - это говорит о том, что всё равно это          
больная тема, и не только для политических партий, не только для парламента,    
но фактически для каждого человека в нашей стране, потому что именно от         
построения политической системы зависит жизнь, именно это первично, всё         
остальное вторично - и экономика, и другие аспекты нашего развития.             
                                                                                
Я не случайно задал Вячеславу Степановичу вопрос, какие всё-таки негативные     
моменты были в связи с тем, что была партийная система, - их ведь практически   
нет, политические партии у нас только-только зарождаются, только-только всё     
начинает устанавливаться. Но этот процесс происходит в условиях постоянного     
изменения российского законодательства - вот коллега Нилов из фракции           
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" подсчитал, что за шестой созыв было принято пятьдесят     
два нормативных документа только в рамках избирательного законодательства, -    
то есть мы живём при постоянно изменяющихся правилах игры. Вот говорят о том,   
что, мол, давайте остановимся, не будем ничего менять, давайте посмотрим, -     
тогда давайте остановимся и не будем менять правила игры и в отношении          
выборов в Государственную Думу. Мы только один созыв попытались провести        
выборы на 100 процентов по партийным спискам, а сейчас делаем откат назад.      
Давайте оставим на выборах в региональные законодательные собрания              
распределение мандатов по партийным спискам, оставим 50 процентов и ещё         
какой-то промежуток времени поработаем, давайте оставим в крупных городах       
смешанную избирательную систему, но ведь этого же не происходит - делаем        
зигзаги, откат назад, и всё это делаем не мы, это делает не ЛДПР.               
                                                                                
А если взглянуть более трезво на плюсы и минусы различных систем - они          
действительно существуют, они достаточно серьёзны. Возможно, мне придётся в     
чём-то повторить коллег, потому что наши взгляды одинаковы, но, видимо, такая   
задача у ЛДПР - постоянно лить воду на камень. А поскольку капля камень         
точит, я думаю, что мы всё-таки придём к реализации тех идей, которые мы        
предлагаем, ибо реформа местного самоуправления показала, что не нужно такое    
количество депутатов на местах, оно избыточно. Реформа местного                 
самоуправления показала, что нам нужно укрупнять ряд административных единиц    
- там действительно огромный кадровый дефицит, который сегодня фактически не    
позволяет развиваться этому институту власти.                                   
                                                                                
Давайте посмотрим, в чём заключается борьба, когда на выборах выступает         
одномандатник или выступает политическая партия. Человек, избирающийся по       
одномандатному округу, вынужден доказывать свою значимость, вынужден            
постоянно что-то обещать людям: я сделаю площадку, я заасфальтирую дорогу, я    
сделаю то-то и то-то. Зачастую такие люди проходят просто на популистских       
обещаниях, а когда они начинают работать, то сделать ничего не могут, ибо нет   
взаимодействия с исполнительной властью, нет взаимодействия с главой, более     
того, они могут быть избраны ещё и в результате конфликта. В итоге эта          
территория не просто не изменяется - туда приходит меньше финансирования и      
избиратели оказываются обманутыми. И много одномандатников уже не идут          
избираться на второй срок, потому что им нечего сказать людям. В отличие от     
этого политическая партия предлагает не такие сиюминутные изменения, а          
программные вещи, которые отстаиваются в течение долгого промежутка времени.    
И это однозначно плюс, потому что даёт возможность развития всей территории,    
а не только одного округа.                                                      
                                                                                
Повторные выборы. На эту тему мы тоже уже говорили десять раз. Действительно,   
кто-то уходит в мир иной, кто-то на повышение, кто-то просто разочаровывается   
и сдаёт мандат, таким образом, мы находимся перманентно в выборной тематике:    
осенью выборы, умер кто-то - выборы, ушёл кто-то - выборы, осенью и весной      
опять выборы. У фракции ЛДПР есть предложение, я считаю, что оно достаточно     
здравое, мы сможем и деньги сэкономить: давайте проводить выборы два раза в     
год - местная власть, региональная власть, Государственная Дума и президент.    
Никто не устаёт, все достаточно отдыхают за этот промежуток времени от суеты.   
Выборы по партийным спискам дают возможность заменить выбывшего депутата,       
который по той или иной причине оставил свой мандат, таким образом, мы          
экономим и бюджетные деньги (цифры здесь уже приводились), и время, и, самое    
главное, нервы избирателей. И интерес к избирательной системе не падает у       
людей, потому что человек отдохнул два года и пошёл на выборы.                  
                                                                                
Я уже касался тематики, связанной с тем, что депутат, избравшийся по            
одномандатной системе, может быть в конфликте с тем же главой исполнительной    
власти, который во вред ему, чтобы он не избрался, может тормозить какие-то     
программы, не выполнять какие-то его требования, не отвечать на запросы, чего   
не происходит с политической партией, потому что требования политической        
партии не являются сиюминутными, они не являются тактическими, они в основном   
носят стратегический характер. Здесь же надо отметить и возможности вертикали   
законодательной. В политической партии есть связка: от местного звена вплоть    
до Государственной Думы. Пожалуйста, любой местный депутат имеет возможность    
не только дать свои предложения, но и посмотреть, как они выполняются внутри    
партии, то есть вот этот вертикальный лифт законодательный здесь достаточно     
активно работает.                                                               
                                                                                
Ну, ещё можно говорить и говорить, таких фактов много, их с десяток можно       
набрать, но хотел бы сказать, что только благодаря пропорциональной системе     
наши политические партии встали на ноги, и я думаю, что это... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Генрихович.                               
                                                                                
Представители президента, правительства не выступают. Ян Викторович, будете     
выступать?                                                                      
                                                                                
Депутату Зелинскому включите микрофон.                                          
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Буквально пару слов, вернее, даже пару реплик. Сразу хотел бы   
ответить депутату Тимченко на его выступление. Все законодательные инициативы   
фракции ЛДПР идут как раз в ногу со временем, а вот ваши законодательные        
инициативы откатывают страну: шаг вперёд - два назад. Это первое.               
                                                                                
Второе. Вы говорили, что в настоящее время все партии мало выдвигают по         
одномандатным округам, участвуют в выборах, кроме партии власти. У вас то ли    
цифры неверные на столе лежат, то ли вы сами заблуждаетесь, потому что          
статистика показывает обратное. Даже члены вашей партии боятся выдвигаться,     
они идут по одномандатным округам как самовыдвиженцы, то есть стесняются в      
принципе вашего облика. А это вам на руку, обманывать избирателей: он якобы     
самовыдвиженец, избран по одномандатному округу, но выполняет ваши указания.    
                                                                                
И третье. Всё-таки призываю всех коллег из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"              
проголосовать за данную инициативу и не делать ошибок.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Степанович Тимченко.                                                   
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Ян Викторович! Я благодарен за то, что сегодня     
здесь состоялась такая активная дискуссия. Несмотря на то что выступающие       
представляют разные политические партии, радует одно - что все мы,              
выступающие на эту тему, заботимся о реальном развитии местного                 
самоуправления в Российской Федерации. Вот коллега Руденко и другие говорили,   
что, когда они приезжают в регионы, на места, к ним обращаются с просьбами, с   
предложениями.                                                                  
                                                                                
Коллеги, самая большая проблема в нашем обществе - это то, что люди             
безграмотны, что люди не понимают, какой институт власти отвечает за какие      
вопросы, поэтому для того, чтобы починить водопровод, пишут письма президенту   
или обращаются к депутату Государственной Думы. Коллеги, до тех пор, пока мы    
не сформируем нормальное представление населения, что же такое местное          
самоуправление и какими вопросами этот институт власти занимается, мы с вами    
по приезде в наши регионы так и будем чинить водопроводы, калитки и             
благоустраивать дворы.                                                          
                                                                                
Ну а что касается тезисов и терминов, я хотел бы попросить наших коллег чётко   
проводить грань в понимании того, что такое представительный орган и что        
такое исполнительная власть. И если какой-либо кандидат, который идёт на        
выборы по одномандатному округу, обещает починить дворы или проложить дорогу,   
то априори, изначально он обманывает своих избирателей, потому что это не его   
функционал. И до тех пор, пока политическая власть, а имеется в виду            
представительный орган местного самоуправления, будет вмешиваться в             
хозяйственные дела, в административные вопросы, у нас нормальной                
муниципальной власти не будет.                                                  
                                                                                
Коллеги, ещё раз подчёркиваю, сегодня законодательство даёт возможность         
формировать представительные органы самыми разными способами: это может быть    
и пропорциональная, и одномандатная, и смешанная система, поэтому не нужно на   
пустом месте искать то, чего там нет, не надо искать чёрную кошку в тёмной      
комнате, особенно если её там нет.                                              
                                                                                
Я уверен, что местное самоуправление будет развиваться и, независимо от         
политических взглядов и амбиций различных депутатов Государственной Думы, все   
мы будем делать одно важное дело - развивать местное самоуправление в           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Обсуждение завершено.                                                           
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 14 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              204 чел.45,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    204 чел.                                          
Не голосовало                 246 чел.54,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.