Заседание № 248
О проекте федерального закона № 267193-3 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования квалификационных коллегий судей).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, пункт 14: проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (по вопросу формирования квалификационных коллегий судей). Докладывает председатель Комитета по государственному строительству Валерий Васильевич Гребенников. ГРЕБЕННИКОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству, фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект, подготовленный ко второму чтению, проект, который мы с вами рассмотрели и утвердили в первом чтении. В проекте идет речь об уточнении порядка назначения представителей Президента в состав квалификационных коллегий, а также об уточнении требований к представителям общественности в этих квалификационных коллегиях судей. Этот проект принят был в первом чтении и сегодня выносится на ваше рассмотрение во втором чтении. Вы можете ознакомиться и с проектом, и с таблицами поправок, предлагаемых вашему вниманию, это таблицы 1 и 2. По этим поправкам комитет уже вынес свое решение. Я хотел бы сейчас остановиться на двух поправках, которые поступили уже после установленного для подачи поправок срока и после того, как комитет внес этот проект на Совет Государственной Думы для рассмотрения на пленарном заседании. Одна из них - это поправка, поступившая от Правительства, подписанная заместителем Председателя Правительства Христенко, и вторая поправка поступила от члена Совета Федерации Евстифеева и депутата Госдумы Крашенинникова. Что касается поправки Правительства, то после консультации с вице-премьером Христенко мы договорились, что я доложу вам о том, что Правительство не настаивает на рассмотрении этой поправки, и я думаю, что представитель Правительства это подтвердит сейчас. Что же касается поправки депутата Крашенинникова и члена Совета Федерации Евстифеева, то мы в комитете этот вопрос рассматривали, хотя она поступила за пределами срока представления поправок, мы это тем не менее рассматривали. Но поскольку, с одной стороны, поправка внесена не в срок, и, с другой стороны, противоречит той концепции, которую мы утвердили в первом чтении, мы не будем рекомендовать Государственной Думе эту поправку принимать. Я докладываю об этом в устном порядке, в таблицы эта поправка не включена, но она роздана депутатам вместе со всеми материалами, подготовленными к сегодняшнему пленарному заседанию. Вот и всё, собственно говоря, что я хотел сообщить вам. Просим поддержать позицию комитета, которая заключается в том, чтобы в целом проект во втором чтении одобрить и, кроме того, утвердить таблицу 1 поправок, рекомендуемых к принятию, и таблицу 2 - тех поправок, которые мы рекомендуем отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице 1 поправок? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу 1 поправок? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 46 сек.) Проголосовало за 202 чел. 44,9% Проголосовало против 22 чел. 4,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 224 чел. Не голосовало 226 чел. 50,2% Результат: не принято Не принимается. ИЗ ЗАЛА. Можно по ведению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Надеждин. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, этот законопроект совершенно непроходной. Там есть поправки и Правительства серьезные, о которых сказал Гребенников, и поправки Крашенинникова, есть поправки в том числе и мои, о которых почему-то не сказал Гребенников и которые совпадают с правительственными, что интересно. У меня предложение очень простое: этот законопроект сейчас оставить в покое, не трогать, и идти дальше по повестке дня. Там нужны консультации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Васильевич, ваше мнение. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Мнение мое сводится к тому, что нельзя бесконечно оправдываться перед враньем. Борис Борисович, поправки ваши рассматривались в комитете, они отклонены. Ну что значит: мои поправки совпадают с чьими-то?! И поэтому обвинять меня, председателя комитета, в том, что я вру Государственной Думе... Так вот, рассматривались! И поправки Надеждина тоже рассматривались! Комитет с ними не согласен, но это не означает, что я вам вру и что поправки мы не рассматривали. Борис Борисович, ну избавьте от своего вранья, в конце концов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас в таблице 1 одна-единственная поправка. Давайте, раз у нас не принята таблица поправок, проголосуем отдельно поправку 1. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы уже говорили. Может быть, хватит разбираться в зале?! Коллеги, есть предложение вернуться к голосованию по таблице 1 поправок. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. (Шум в зале.) Борис Борисович, ну хватит разбираться в зале, ну вы же взрослый человек, грамотный юрист, профессиональный, ну хватит время отрывать на разборки! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не дам по ведению. Не дам слова, вот и всё! Успокойтесь, Борис Борисович! Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 54 сек.) Проголосовало за 198 чел. 94,7% Проголосовало против 11 чел. 5,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 209 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись к голосованию. Коллеги, повторно на голосование ставится таблица 1 поправок, состоящая из одной поправки депутата Уткина. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу 1? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 37 сек.) Проголосовало за 243 чел. 54,0% Проголосовало против 44 чел. 9,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 287 чел. Не голосовало 163 чел. 36,2% Результат: принято Принимается. Коллеги, я вас прошу: при обсуждении законов, если даже у вас... Я не имею права комментировать, но давайте вести себя по-мужски. Здесь все-таки большая часть - мужчины. А Валерию Васильевичу я тоже делаю замечание: давайте выражаться парламентским языком! Таблица 2 поправок, которую комитет рекомендует отклонить. Есть ли вопросы по данной таблице поправок? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и отклонить поправки, предложенные комитетом к отклонению, то есть принять таблицу 2 поправок, рекомендованных к отклонению? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 41 сек.) Проголосовало за 242 чел. 53,8% Проголосовало против 33 чел. 7,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 275 чел. Не голосовало 175 чел. 38,9% Результат: принято Принимается. Коллеги, тем не менее... Валерий Васильевич, в зале розданы поправки к пункту 14, мы, наверное, должны принять решение, будем ли мы рассматривать поправки Бориса Борисовича Надеждина. Мнение комитета? ГРЕБЕННИКОВ В. В. Комитет свое мнение высказал уже, мы считаем, что поправки эти на пленарном заседании рассматривать нет необходимости. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борису Борисовичу, автору поправок, включите микрофон. Только без выяснения отношений! НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, я для стенограммы и чистоты процедуры обращаю ваше внимание - я слова плохого не сказал про Гребенникова, я сказал чистую правду: среди отклоненных поправок моих поправок нет. Они точно так же, как и поправки Правительства и Крашенинникова, розданы в зале, и комитет не рассматривал и не отклонял. Валерий Васильевич, это правда. Настаиваю на их рассмотрении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Васильевич, коллеги, тем не менее у нас есть поправка Надеждина. Я думаю, что Валерий Васильевич... Пожалуйста, представитель Правительства. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Мы поддерживаем то решение, которое принял комитет. Что касается правительственной поправки, она действительно нами в нарушение и правительственного регламента, и думского была направлена позже установленных сроков подачи поправок, и Правительство не настаивает на ее рассмотрении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Борисович настаивает, да? Коллеги, кто за то, чтобы мы рассмотрели поправку депутата Надеждина? Мнение комитета - не рассматривать данную поправку. Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 47 сек.) Проголосовало за 112 чел. 24,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел. 75,1% Результат: не принято Поправка не рассматривается. У нас также имеется поправка депутата Крашенинникова. Павел Владимирович также настаивает на ее рассмотрении. Коллеги, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы мы рассмотрели поправку депутата Крашенинникова? Прошу проголосовать. Здесь не одна поправка, а три поправки. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 27 сек.) Проголосовало за 201 чел. 44,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел. 55,3% Результат: не принято Не принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 02 сек.) Проголосовало за 237 чел. 52,7% Проголосовало против 97 чел. 21,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел. 25,8% Результат: принято Принято. Депутат Шишлов, по ведению. Нет депутата Шишлова. Крашенинников уже всё сказал.
этому вернуться. И мы готовы доложить по пункту 14. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По пункту 14, Валерий Васильевич? Проект постановления депутатам в зале роздан. Коллеги, кто за то, чтобы в рамках "часа голосования" мы с вами в целом приняли проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"? Кто за то, чтобы принять закон в целом? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 17 сек.) Проголосовало за 241 чел. 53,6% Проголосовало против 46 чел. 10,2% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел. 35,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 232
О проекте федерального закона № 267193-3 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования квалификационных коллегий судей; внесен Н. А. Овчинниковым в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к пункту 8: о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества...". Докладывает председатель Комитета по государственному строительству Валерий Васильевич Гребенников. ГРЕБЕННИКОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству, фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые члены Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается довольно короткий, но имеющий достаточно важное значение проект об изменении редакции недавно принятого нами закона "Об органах судейского сообщества...". Речь идет о формировании квалификационных коллегий судей. Вы знаете, что согласно нашему новому законодательству это один из важнейших органов, обеспечивающих реально право самоуправления в судейском сообществе. И поэтому очень важно, конечно, обеспечить достаточно надежное функционирование этих механизмов. Поскольку мы понимаем с вами - и при принятии закона обсуждали этот вопрос, - что роль государства, и в частности роль представителей Президента в этих квалификационных коллегиях, не должна претерпевать каких-либо значительных затруднений в осуществлении своих полномочий, Овчинниковым еще в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы был внесен поддержанный комитетом по госстроительству проект, который предусматривает некоторым образом изменить требования, предъявляемые к представителям в квалификационных коллегиях, к тем, которые входят в квалификационные коллегии судей как представители общественности, а также к представителям Президента в квалификационных коллегиях. В частности, на сегодняшний день закон предусматривает, что к представителям общественности и представителям Президента предъявляются одинаковые требования, то есть они должны иметь определенный образовательный ценз, определенный стаж работы. Предъявляются требования, ограничивающие возможность участия в работе квалификационных коллегий работников государственных и муниципальных учреждений, это с одной стороны. И с другой стороны, устанавливается, что полномочия представителей общественности и представителей Президента в квалификационных коллегиях могут быть прекращены соответствующими органами, назначившими их в эти коллегии, в случае совершения порочащего их поступка или в случае систематического неучастия в работе квалификационных коллегий. Суть предложения нашего бывшего коллеги Овчинникова состоит в том, чтобы, учитывая, скажем так, эксклюзивное, если можно так говорить, употребляя ныне модное слово, положение представителя Президента в квалификационной коллегии, а также исключительное положение Президента вообще в системе, в иерархии государственных органов, с одной стороны, предоставить более широкие полномочия Президенту при определении кандидатуры того, кто может быть назначен им в качестве своего представителя в квалификационной коллегии, с другой стороны, предоставить Президенту более широкие полномочия при освобождении этого человека от обязанностей члена квалификационной коллегии. Таким образом, предлагается, сохранив прежний порядок для представителей общественности в коллегиях, установить, что Президент может из более широкого круга граждан выбрать кого-то для назначения своим представителем в квалификационную коллегию. И второе: установить порядок, при котором Президент мог бы по своему усмотрению прекращать полномочия своего представителя в квалификационной коллегии. Вот, собственно, две эти главные нормы предлагаются в этом кратком проекте. Комитет на своем заседании рассмотрел это предложение, в целом согласен с ним, в принципе рекомендует Государственной Думе принять его, имея в виду только одно возражение, вызвавшее довольно пристальное обсуждение на заседании комитета, но мы думаем, однако, что можно будет это исправить на стадии подготовки ко второму чтению. Я имею в виду, что там сейчас предлагается записать, что не могут быть представителями общественности и представителями Президента в квалификационных коллегиях люди, которые были в какое-то время учредителями или участниками, скажем, тех или иных предприятий, независимо от их организационно-правовой формы. Но на самом деле, учитывая, что за последние двенадцать-тринадцать лет в нашей стране, наверное, не нашлось ни одного человека, который так или иначе не поучаствовал бы когда-нибудь в учреждении какого-то предприятия, мы можем просто из благих побуждений, желая сделать как лучше, в общем, закрыть дорогу многим и многим людям, большинству активных людей, участвующих в политической, в общественной жизни, в каких-то профессиональных мероприятиях, закрыть им дорогу в квалификационные коллегии. Но, по нашему мнению, это легко исправить на стадии подготовки ко второму чтению, поэтому сегодня мы предлагаем проект в первом чтении принять. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у кого есть вопросы к Валерию Васильевичу Гребенникову? Депутат Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Валерий Васильевич, если я не ошибаюсь, то это один из законов блока так называемой судебной реформы. Что, получается, что Президент в тот момент не оценил своих возможностей? И второе. Не кажется ли вам, что это будет грубо нарушать нашу Конституцию? У нас равенство властей провозглашено, несмотря на то, что у нас президентская республика. Вы же... Получается, что Президент... Что хочу, то и ворочу при принятии этих поправок, так? Спасибо. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Что касается вашего первого вопроса, то, скажем, не только Президент, как вы говорите, это вовремя не усмотрел. Это не усмотрели и многие другие люди, которые готовили проект, потому что в тот момент просто никто не знал, как это будет работать. Вот начало работать, работает плохо, сегодня создает препятствия, поэтому, собственно, и появляется... Причем это препятствие не только для Президента, потому что речь же идет не только о Президенте, но и о представителях общественности в квалификационных коллегиях, появляются препятствия для набора представителей, кандидатов в квалификационную коллегию. Предлагается этот порядок поправить, потому что иначе мы, как вы выразились - я так не считаю, так называемую судебную реформу еще сильнее затормозим, она и так-то со скрипом идет. Это ответ на первый вопрос. А что касается второго вопроса, то в Конституции нигде не говорится, насколько мне известно, что равенство властей не предполагает возможности установления в законе тех или иных требований к каким-то должностным лицам, которые назначаются в органы, которые, кстати говоря, Конституцией даже и не предусмотрены. В этом смысле нарушений каких-то прав гражданина или прав каких-то, скажем, должностных лиц... Я даже с трудом могу себе представить ситуацию, о которой вы говорите. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГРЕБЕННИКОВ В. В. Пожалуйста, зачитайте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у кого-то еще вопросы, коллеги? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Присаживайтесь, Валерий Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы знаете, я специально вам задал вопрос, чтобы проверить лишний раз, как у нас Комитет по государственному строительству уважает Конституцию. Специально для вас зачитываю статью 10 Конституции Российской Федерации, основоположником которой был Котенков Александр Алексеевич. Здесь написано: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Если вы возьмете стенограмму выступления уважаемого Валерия Васильевича, то вы увидите: трижды он сказал, что Президент должен иметь особый порядок, Президент должен иметь в любое время... Да никто ничего не должен! По Конституции все должны обладать одинаковыми правами и одинаковой ответственностью. Поэтому я предлагаю не поддерживать данные поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. А. Если сказать, что фракция "ЯБЛОКО" будет голосовать против этого закона, то этого мало. Фракция "ЯБЛОКО" будет категорически голосовать против данного закона. Проблема состоит в том, что действующий закон Российской Федерации, который заставлял, обязывал Президента Российской Федерации направить представителей в органы судебного сообщества, к сожалению, не выполняется, саботируется, я полагаю, Администрацией Президента, которая не представляет Президенту на подпись документы по соответствующим кандидатурам. По этому поводу скажу: скажем, в Петербурге, несколько месяцев квалификационная комиссия попросту не функционировала, потому что судьи своих представителей назначили, а Законодательное Собрание Санкт-Петербурга не назначало и Президент не назначал. Вот так оно и получилось. Вместе с тем органы судейского сообщества должны быть независимыми. Независимыми должны быть и лица, которые принимают и контролируют решение о судьях. Если Президент может туда назначать своих представителей (в этом ничего плохого нет), то впоследствии человек должен быть независим и от Администрации Президента, и от самого Президента. И он должен принимать решения, в том числе о взысканиях, которые накладываются на судей, руководствуясь только своей совестью, не находясь в служебной зависимости от кого бы то ни было, включая Президента Российской Федерации. Именно этим и руководствовались мы, когда принимали действующую редакцию закона. Я, кстати, могу сказать, что Администрация Президента и в тот момент пыталась продавить предложение о возможности назначения должностных лиц, на которых потом можно оказывать воздействие при принятии решения о судьях. Слава богу, тогда вопрос удалось решить в комитете. И законопроект вынесен был в той редакции, которая сейчас есть. Теперь вот это, как мы видим, - очередная атака Администрации Президента. Я полагаю, что если мы согласимся с этим законом, то следующим шагом, вероятно, будет предложение о том, чтобы в Центральную избирательную комиссию можно было назначать представителей Президента, тех, кто работает в Администрации Президента, после этого в другие органы вот такое же назначение будет. Это превратное понимание и преувеличенные вертикали, которых в данном случае быть не должно. Я могу сказать, что в любом субъекте Российской Федерации имеется достаточное число независимых, не находящихся на государственной службе, честных, порядочных юристов, Президент вполне может из них выбрать, и Администрация Президента обязана их кандидатуры предложить. Я еще раз говорю, что фракция "ЯБЛОКО" будет голосовать категорически против этого закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мирзоев. Пожалуйста, Гасан Борисович. МИРЗОЕВ Г. Б., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, я должен сказать, что я не разделяю вот те мысли, которые выразили мои коллеги в отношении членов квалификационной коллегии судей уже хотя бы потому, что, например, в работе квалификационных коллегий адвокатов в приеме экзаменов, скажем, которые сдаются адвокатами, участвуют судьи, участвуют представители общественности, участвуют представители органов юстиции. Другое дело, что участие, скажем, представителя Президента или адвоката я считаю нормальным и правильным. Почему? Потому, что да, судья будет независим и будет подчиняться только закону, но мнение об этом человеке, который пока еще не судья, должно сложиться именно в ходе работы и формирования его как личности. Его квалификационные данные, требования к этой должности... Это должно соответствовать и мнению тех, кто в этой комиссии участвует. С моей точки зрения, например, участие адвокатов в квалификационных коллегиях судей говорит, наоборот, о демократичности подхода к этому вопросу. И я считаю, что этот законопроект в этой части надо поддерживать и принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Борисович Надеждин. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, фракция "Союз Правых Сил" категорически против этого закона. Я просто хочу предельно ясно объяснить, что там написано, вот по-простому, без дураков. История такая. Квалификационная коллегия судей создана для того, чтобы решать две задачи. Первая - быть фильтром на пути попадания в судьи, то есть давать рекомендации будущим судьям. И вторая - разбираться с вопросами нарушения судьями законов, моральных норм и так далее. Это орган, который был концептуально задуман как орган, где все возможные как бы власти присутствуют поровну. Принципиальным свойством такого органа должна быть его независимость ни от одной ветви власти. И сегодня этот орган формируется, с точки зрения общественности и Президента, следующим образом: туда назначаются представители общественности и Президента, но убрать оттуда ни Президент, ни те, кто представителя общественности назначил, не могут, кроме тех случаев, когда член этой коллегии либо заболел, либо сам написал заявление, либо не ходит на заседания вообще. Нам предлагают сделать две поправки в эту норму закона. Первая поправка - она абсолютно смехотворна, и про это сказал даже докладчик. Это поправка о том, что от общественности не может быть членом коллегии человек, который где-либо состоит учредителем, или даже является наемным работником любой организации. Понимаете, какая история, любой из сидящих в этом зале за всю свою жизнь наверняка что-то учредил когда-то, какую-то благотворительную организацию, кто-то - коммерческую и так далее. После этого он уже никогда не может быть членом коллегии. Дальше. Совершенно очевидно, что большинство людей в стране где-то работают по найму. Кто-то работает на госслужбе, кто-то в частной организации, кто-то в общественной, но по найму работают, трудовая книжка у них есть. Мы их тоже вычеркиваем. Это просто смехотворно. А вот вторая норма более серьезная, и я думаю, что ради нее всё и написано. Исключается из закона положение о том, что Президент не может назначить чиновника в эту коллегию, и добавляется положение о том, что лица, назначенные Президентом, в любой момент Президентом же отзываются без всяких оснований, вроде тех, что заболел, написал заявление и так далее. Перевожу на всем понятный язык. Это означает, что представители Президента будут теперь просто чиновниками, которые будут назначаться в качестве чиновников и исключаться из коллегии, например, если перестанут быть чиновниками или, вторая ситуация, проголосуют не так, как нужно Администрации Президента по конкретной ситуации с судьей. Этого допускать нельзя, это существенное искажение концепции закона о независимости квалификационных коллегий судей, исполнительной власти в частности. Я еще одну вещь хочу сказать. Понимаете, какая история? Это вот то же самое, что мы обсуждали по гражданству. Есть абсолютно конкретные люди в Администрации Президента, которые принимают решения: закон такой, закон другой. Здесь у нас они возникают под странными псевдонимами. По иронии судьбы именно фамилией Овчинников были подписаны те поправки в закон "О гражданстве...", которые мы тогда мучительно принимали. И сегодня представитель МВД фактически их дезавуировал. Это было совершенно ясно сказано. Друзья, давайте уйдем от псевдонимов. Николай Овчинников, наш товарищ, перестал быть депутатом. Это понятно. Давайте скажем честно, кто это придумал. Выйдем на трибуну и скажем, кто это придумал. Голосовать за такие поправки, конечно, нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федулов Александр Михайлович. ФЕДУЛОВ А. М. Благодарю, Любовь Константиновна. Ну, уважаемые коллеги, я вот обращаюсь к товарищу-господину Коломейцеву. Дело в том, что надо лучше читать классиков марксизма-ленинизма. У них речь идет о том, что полное равенство может быть только в коммунистическом обществе. Поэтому во всех остальных фазах равенство просто допускается, оно презюмируется, как и то, что существует определенное неравенство в рамках закона. О чем идет речь? Конституция нашей Российской Федерации, если ее углубленно, а не поверхностно читать, предоставляет возможность путем анализа понять положения об особых полномочиях прежде всего Президента. Давайте возьмем ситуацию с законодательным органом, парламентом, Государственной Думой России. Там четко указано, что у Президента имеется возможность отправить Думу в отставку. Речь идет о чем? О том прежде всего, что это уже особые полномочия. В случае если Дума не откажется от вотума недоверия Правительству, она распускается. Вот вам первое особое полномочие, которое предоставляет возможность Президенту иметь особый статус. Послания Президента мы все внимательно изучаем, и послания Президента являются основой всей законодательной деятельности. Это особые полномочия. Проведение судебно-правовой реформы - это снова полномочия Президента. Более 70 процентов всех законодательных актов вносится Правительством, подотчетным Президенту. Представитель Президента дает свои заключения, Президент вводит в действие законодательные акты своей подписью. Существует особая процедура преодоления вето и так далее. Всё это дает возможность понять, что это особые полномочия, которые предусмотрены действующей Конституцией, если ее внимательно, углубленно и объективно изучать. Другое дело, что некоторым представителям фракций не нравится это. Тогда надо говорить, что это не ссылки на Конституцию, а особое мнение представителей одной или другой фракции относительно законопроекта. И тогда это будет правильно. И общий подход. Нужны ли сегодня особые полномочия Президенту? Я являюсь сторонником того, что в сегодняшней России конституционная монархия - это одна из форм преодоления нестабильности. Либо - усиление президентской власти в Российской Федерации. Когда сегодня идет чехарда и когда каждая ветвь власти, которая презюмируется в Конституции, свободно осуществляет свои полномочия, они конфликтуют между собой в результате неотработанного законодательства, в результате недостаточной финансовой обеспеченности, то Президент - это гарант исполнения Конституции, гарант осуществления полномочий и, как высшее должностное лицо Российского государства, он имеет и должен иметь право на особые полномочия. И сегодня, я считаю, они еще недостаточны у Президента для того, чтобы осуществлять народные реформы, для того, чтобы Президент, любимец россиян, имел особый статус и возрождал великую Россию. А все мы должны просто помогать ему в этом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше нет желающих выступить? Представитель Правительства? Нет. Александр Алексеевич Котенков, пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не буду комментировать выступления ряда депутатов, которые говорят, что этот законопроект написан в Администрации Президента, что мы подставили депутата Овчинникова... Бог с ними. Интересующихся я приглашаю подойти потом ко мне и посмотреть заключение Главного государственно-правового управления на данный законопроект, и вы поймете, что это не так. Тем не менее я хотел бы высказать некоторые соображения в поддержку данного законопроекта. Да, действительно, у нас есть очень много замечаний к этому законопроекту ко второму чтению, если он будет принят в первом чтении, он должен будет претерпеть существенные изменения. Я хочу сказать лишь только об одном положении, касающемся представителя Президента в квалификационных коллегиях и комиссиях. Имеет ли представитель Президента... Кстати говоря, это всего один из двадцати девяти членов коллегии, если высшую коллегию брать, и двадцати одного члена комиссий в субъектах Федерации, всего один. Насколько перевешивает его голос во всем этом хоре, вы можете определить. Но он один является представителем Президента. Почему я это подчеркиваю? Потому, что Президент обязан будет принимать потом решение о назначении на должность судьи, который представляется квалификационной коллегией или комиссией. Никто из иных членов коллегии и членов комиссий субъектов Федерации не связан такими обязанностями. Представитель Президента обязан проводить линию Президента, и потом, извините меня, он в конечном итоге докладывает Президенту отношение коллегии к тому или иному кандидату. Подчеркиваю, ни представители общественности, ни представители судов не несут этой ответственности перед Президентом в отличие от его представителя. И в этом специфика статуса представителя Президента в этих комиссиях. Подчеркиваю, он не может повлиять на мнение двадцати восьми или двадцати иных членов коллегии или комиссии, он один, но он один ответствен перед Президентом. И поэтому Президент вправе, в случае если данный представитель не справляется со своими полномочиями, заменить его в любой момент, потому что, подчеркиваю, он ответствен перед Президентом. Представьте себе, что Президент назначил полномочного представителя в Государственной Думе и сказал при этом, что всё, я его назначил, дальше он независим, он высказывает свое личное мнение, он не связан никакими обязательствами. Но это абсурд, извините меня. Почитайте внимательно Конституцию, в статье 83 записано черным по белому: Президент назначает своих полномочных представителей. Куда, для чего, зачем - нигде в Конституции не сказано, но подчеркнуто право Президента назначать своих представителей. И поскольку у этого представителя особые полномочия, особая ответственность перед Президентом, у Президента должна быть возможность этого представителя поменять тогда, когда это представляется необходимым, в отличие от представителя общественности. Вот в этой части мы поддерживаем данный законопроект, во всех остальных, подчеркиваю, он требует существенной переработки. Поэтому мы предлагаем принять его в первом чтении и серьезно поработать над его подготовкой ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для заключительного слова Валерию Васильевичу Гребенникову включите микрофон. С места. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемые коллеги, очень часто, слишком, по-моему, часто приходится в нашем зале повторять достаточно, в общем, банальную истину: если уж мы с вами читаем законы или цитируем их, давайте делать это корректно. Только одну хотел бы дать реплику в связи с цитированием Конституции Николаем Васильевичем Коломейцевым. Конституция говорит о равенстве всех властей в Российской Федерации. Но если понимать Конституцию так, как нам предлагает Николай Васильевич, то мы с вами не имеем права принимать законы, ни касающиеся деятельности судов, ни касающиеся выбора Президента или деятельности Правительства, ибо это есть вмешательство законодательной власти в деятельность исполнительной либо судебной властей. Нельзя доводить или, может быть, наоборот, нужно довести любую мысль до абсурда, чтобы стало понятным, что мысль эта ни в коем случае к данной дискуссии неприменима, что, собственно говоря, я и сделал сейчас, чтобы проиллюстрировать вам одно из главных возражений. Остальные все замечания, высказанные представителем Президента, по сути дела, это то, о чем я вам говорил, и я целиком разделяю эту точку зрения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона... По мотивам - депутат Попов. ПОПОВ С. А. Кратко по мотивам. Поскольку выступление господина Котенкова нас убедило только в части назначения судей, но никак не убедило в части назначения дисциплинарных взысканий, которые накладывает комиссия, мы всё равно будем голосовать против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по мотивам и не по ведению. Извините меня, Сергей Алексеевич, но не надо злоупотреблять. (Выкрики из зала.) Вы выступали, выступали. Ну и что? Разберетесь потом. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. (Выкрики из зала.) Выступления - те же самые мотивы. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 17 сек.) Проголосовало за 220 чел. 48,9% Проголосовало против 149 чел. 33,1% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел. 17,6% Результат: не принято Не принято. Гайнуллиной включите микрофон. Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я прошу вас вернуться к голосованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы мы вернулись к голосованию по пункту 8? Прошу определиться. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 13 сек.) Проголосовало за 244 чел. 62,1% Проголосовало против 149 чел. 37,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 393 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись к голосованию. Коллеги, повторно на голосование ставится пункт 8 - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 55 сек.) Проголосовало за 241 чел. 53,6% Проголосовало против 152 чел. 33,8% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел. 12,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 231
О проекте федерального закона № 267193-3 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования квалификационных коллегий судей; внесен Н. А. Овчинниковым в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Гребенников Валерий Васильевич, по ведению. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! В нашем с вами порядке работы на сегодня предусмотрен пункт 28: проект закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Ясно, что мы сегодня уже не доходим до него, но у меня в этой связи большая просьба поставить этот закон первым среди законов первого чтения на ближайшее пленарное заседание Государственной Думы. Я уже говорил на Совете Думы и повторяю сейчас: закон носит очень срочный характер и нам надо по нему принять решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Васильевич, во вторник будет Совет Думы, пусть Совет Думы на этот счет определится. Хорошо? А вы на Совете Думы это предложение выскажете.