Заседание № 191
О проекте федерального закона № 266820-4 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уравнивания в правах владельцев транспортных средств при применении к ним повышающих или понижающих коэффициентов при заключении договора ОСАГО).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" готов к процедуре третьего чтения. Законопроект создаёт дополнительные стимулы к безаварийной езде и упорядочивает применение повышающих и понижающих коэффициентов. Правовое управление Аппарата Государственной Думы представило своё заключение, замечаний правового и лингвостилистического характера не имеется. Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 52 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 189
О проекте федерального закона № 266820-4 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уравнивания в правах владельцев транспортных средств при применении к ним повышающих или понижающих коэффициентов при заключении договора ОСАГО).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении. Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект позволяет создать дополнительные экономические стимулы к безаварийной езде и тем самым способствует повышению безопасности дорожного движения. Внесение изменения в закон потребует налаживания учёта страховых случаев у всех владельцев транспортных средств на протяжении всей их водительской истории. На практике это будет означать переход к персональному учёту повышающих и понижающих коэффициентов, применяемых для расчёта страховой премии по ОСАГО, то есть цены страхового полиса, по всем лицам, указанным в договоре обязательного страхования на протяжении всей их водительской истории и вне зависимости от использования конкретного транспортного средства. Сегодня в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими условия и порядок заключения договора ОСАГО, при смене транспортного средства владелец нового транспортного средства заключает договор без учёта наличия или отсутствия страховых случаев в период действия предыдущего договора. Это позволяет владельцам транспортного средства, допустившим аварию, то есть страховой случай, уходить от материальной ответственности при заключении нового договора на иное транспортное средство, в то время как владельцы транспортных средств, которые осуществляют безаварийную езду, то есть они не попадают в ДТП, у них отсутствуют страховые случаи, при смене транспортного средства лишаются права на применение понижающих коэффициентов. Принятие предложенных изменений в закон в корне меняет ситуацию. Хочу обратить ваше внимание на таблицу поправок, рекомендованных Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам к принятию. Поправка 1 к законопроекту связана с тем, что в соответствии с законом договор обязательного страхования может быть заключён без ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и с ограничением количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Неограниченное использование транспортного средства означает, что в договоре указывается только владелец транспортного средства, он же страхователь, а к управлению допускаются иные лица. В этом случае применяется повышенный коэффициент страхового тарифа в размере 1,5. Все юридические лица имеют право заключать только договор обязательного страхования без ограничения количества лиц, допущенных к управлению. Если мы не внесём указанную поправку, то это будет означать, что владелец, имеющий большое количество транспортных средств, в случае аварии, связанной хотя бы с одним из этих транспортных средств, должен будет при заключении последующих договоров обязательного страхования платить повышенные страховые взносы с учётом повышающегося коэффициента в отношении всех имеющихся у него транспортных средств. На практике это будет означать, что все автобусные парки, троллейбусные парки, таксопарки, автомобильные парки, в том числе бюджетных организаций, будут при заключении последующих договоров обязательного страхования платить значительно больший размер страховой премии на все имеющиеся у них транспортные средства. Поэтому комитет предлагает в случае заключения договора без ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, оставить старый порядок применения повышающих и понижающих коэффициентов, а в случае договора на ограниченное использование транспортных средств ввести персональный учёт водительской истории. Кроме того, понимая, что принятие указанного законопроекта потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, комитет предложил принять поправку в виде статьи 2 законопроекта, в соответствии с которой настоящий закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового и лингвистического характера по указанному законопроекту не имеет. Доклад закончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Уважаемые коллеги, таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, содержит две поправки. Есть ли необходимость в отдельном обсуждении поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 45 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Принято. По ведению - Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Вопрос такой возникает. Поскольку автобусные, транспортные вот эти наши предприятия имеют разное количество водителей и пересаживают их с одного на другое транспортное средство и так далее, и так далее, учёт этих персональных, как вы говорите, историй водительских, вообще говоря, поставит муниципальные предприятия транспортные в тяжелейшую ситуацию, потому что надо будет платить огромные деньги. И второе. Если введение закона предполагается, скажем, через три месяца, то такой порядок должен предусматривать, что закон не может иметь обратной силы в отношении тех договоров, которые уже заключены. Мы не можем изменить эту ситуацию для тех договоров, которые уже заключены. Вот это перед голосованием разъясните, чтобы определиться. КОВАЛЬ А. П. Спасибо за вопрос, Виктор Егорович. На самом деле как раз нашими поправками мы исключаем автопарки, в том числе бюджетные, муниципальные автопарки, и для них эти коэффициенты повышающие не будут учитываться. Мы оставляем как раз старый порядок, понимая, что может много водителей управлять одним и тем же транспортным средством, более того, их всех даже невозможно вписать в страховой полис, и, исходя из этого, мы с вами только что приняли эту поправку. Что касается второй части вопроса, по обратной силе. Ну, здесь речь идёт о том, что, когда приходит время заключать новый договор и вы приходите в страховую компанию, как раз в этот период и будет применяться этот новый порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 13 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 187
О проекте федерального закона № 266820-4 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уравнивания в правах владельцев транспортных средств при применении к ним повышающих или понижающих коэффициентов при заключении договора ОСАГО).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, так как отсутствует докладчик в связи с командировкой, просьба пункт 8 повестки дня перенести на 1 ноября, на первое заседание после региональной недели. Спасибо.
Депутат Резник - пункт 8 перенести на первое заседание после встреч с избирателями, на 1 ноября. Нет возражений? Нет.
Заседание № 181
О проекте федерального закона № 266820-4 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уравнивания в правах владельцев транспортных средств при применении к ним повышающих или понижающих коэффициентов при заключении договора ОСАГО).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я прошу перенести вопрос 4 повестки дня на 4 октября. Нам необходимо уточнить отдельные положения и с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, и с Министерством финансов. Спасибо.
Депутат Коваль предлагает рассмотрение пункта 4 перенести на 4 октября. Не будет возражений? Нет необходимости голосовать, потому что предлагает докладчик по данному вопросу. Переносим на 4 октября.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 266820-4 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уравнивания в правах владельцев транспортных средств при применении к ним повышающих или понижающих коэффициентов при заключении договора ОСАГО).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 21. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Алексеевича Сигуткина. Пожалуйста. СИГУТКИН А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается в абзаце третьем пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" из словосочетания "владельцев указанного транспортного средства" слово "указанного" исключить. Принятие законопроекта позволит, во-первых, устранить неравенство, возникающее между владельцами транспортных средств, имеющих страховые выплаты в предшествующий страховой период, при смене ими транспортного средства, и теми, кто их не имел. Во-вторых, позволит перейти к персональному учёту коэффициента по всем лицам, допущенным к управлению транспортным средством, на протяжении всей их страховой истории, то есть страховой истории водителя, а не автомобиля. Согласитесь, всё-таки водитель управляет автомобилем, а не автомобиль управляет водителем. В-третьих, позволит создать более действенный механизм стимулирования к осуществлению безаварийной езды, к замене устаревших транспортных средств на более новые и безопасные и к созданию базы данных для дальнейшего совершенствования системы страхования, в том числе использования её в целях более эффективной борьбы не только с авариями, но и вообще с нарушением правил дорожного движения. Полученные на законопроект замечания не являются концептуальными и будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рассмотрел представленный законопроект. Автор предлагает в абзаце третьем пункта 2 статьи 9 закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" исключить слово "указанного", что, безусловно, позволит повысить роль повышающих и понижающих коэффициентов страховых тарифов, применяемых в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в предшествующий страховой период при заключении нового договора ОСАГО в случаях смены транспортного средства. Автор законопроекта вполне обоснованно поднимает эту проблему - проблему создания действенного механизма экономического стимулирования владельцев транспортных средств к безаварийной езде и соблюдению правил дорожного движения. В соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, регулирующими условия и порядок заключения договора ОСАГО, при смене транспортного средства владелец нового транспортного средства заключает договор ОСАГО без учёта наличия или отсутствия страховых выплат в период действия предыдущего договора. Это позволяет тем владельцам транспортных средств, которые допустили аварию, уходить от материальной ответственности при заключении нового договора ОСАГО на другое транспортное средство. В то же время владельцы транспортных средств, осуществляющие безаварийную езду, при смене транспортного средства лишаются права на применение понижающих коэффициентов. Кроме того, действующие правила сводят на нет весь механизм стимулирования безаварийной езды, который построен на том, что после каждого года безаварийного вождения владельцу транспортного средства устанавливается тариф меньше базового, каждый год на 5 процентов ниже. Так, например, если водитель заключает впервые договор ОСАГО, то применяется коэффициент 1, через десять лет безаварийной езды на одном и том же транспортном средстве будет применяться коэффициент 0,5. Это означает на практике, что данный коэффициент 0,5 будет применяться к владельцу транспортного средства только в том случае, если он десять лет ездит на одном автомобиле. С одной стороны, это можно назвать стимулом к использованию устаревшего транспортного средства, соответственно, более опасного на дорогах. С другой стороны, большинство владельцев транспортных средств не смогут воспользоваться понижающим коэффициентом, так как сменят устаревшие транспортные средства и будут вынуждены заключать договор ОСАГО с базовым коэффициентом 1. Нарушитель же правил дорожного движения, заработав, к примеру, за три страховых случая за свои нарушения коэффициент 2,3, при этом три раза разбив свою машину, повредив как минимум три других, сменив автомобиль, будет иметь коэффициент 1. Принятие законопроекта, как справедливо отметил Алексей Алексеевич, позволит перейти к персональному учёту повышающих и понижающих коэффициентов по всем лицам, допущенным к управлению транспортным средством, на протяжении всей их страховой истории. И, безусловно, это будет создавать более действенную экономическую заинтересованность водителей в осуществлении безаварийной езды, а также, с нашей точки зрения, станет дополнительным стимулом для замены устаревших транспортных средств на более новые, более технически совершенные и, соответственно, более технически безопасные. Понимая, что принятие указанного законопроекта потребует внесения существенных изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, тем не менее Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам предлагает принять указанный законопроект в первом чтении, считая, что принятие данного закона позволит создать дополнительные экономические стимулы к безаварийной езде и повышению безопасности дорожного движения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчикам? Есть. Коллега Попов и... Я вижу вас, да, вижу. Пожалуйста, Попову Сергею Алексеевичу включите микрофон. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо. У меня вопрос к Алексею Алексеевичу, автору. Алексей Алексеевич, скажите, пожалуйста, у вас предусматриваются какие-то переходные положения по учёту историй страхования тех людей, которые раньше заключали договоры, то есть по старым договорам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сигуткину включите микрофон. СИГУТКИН А. А. Сергей Алексеевич, нет, в моём законопроекте это не предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей, ваш вопрос. Пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Алексей Алексеевич, ну вот тема ОСАГО потихоньку разрабатывается, между тем мы помним, как наши граждане всю эту систему восприняли в штыки, справедливо считая, что это удавка и большой пользы для населения это не принесёт. "Единая Россия" обещала комплексно посмотреть на эту проблему, первоначально даже вроде бы что-то быстро готовилось, для того чтобы внести в Государственную Думу, в том числе о страховании выходных дней, о сезонном страховании. Что, на ваш взгляд, всё-таки можно ещё по-крупному сделать для решения этого вопроса, потому что воз и ныне там? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Алексеевич. СИГУТКИН А. А. Прежде всего я хочу сказать, что данный законопроект я вносил не от фракции, а от себя лично исходя из опыта собственного страхования. Второй момент. Я уверен, что в этом законе заложен большой резерв и он принёс значительную пользу. Я полагаю, что резервы большие в законе заложены, в том числе и в его использовании против тех, кто ездит, нарушая правила. Мне кажется, что когда будет создана база данных, тогда можно будет учитывать при страховании не только аварии, но и случаи нарушения правил дорожного движения и вводить понижающие или повышающие коэффициенты, учитывая, как человек водит транспортное средство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Сергей Попов. Сергей Алексеевич, да. Ну, я могу его называть просто Сергей. Пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Это вы говорите к тому, что Сергея Александровича, своего товарища по фракции, вы не можете так называть. Это правильно. Переходите в партию "ЯБЛОКО". (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Если говорить по существу закона, то мне представляется, что это шаг в правильном направлении. Это шаг небольшой, но тем не менее это шаг в правильном направлении. На мой взгляд, законопроект не до конца проработан и ряд вещей в нём не предусмотрен. Вот одна из них - это то, о чём я говорил: если бы в законе, когда его принимали, с самого начала такие нормы были заложены, это было бы хорошо, но когда мы принимаем эти нормы уже после того, как страхование несколько лет осуществляется... Нужно посмотреть, как новая ситуация будет соотноситься со старой, чтобы, скажем, те плюсы, которые возникают сейчас, можно было распространить и на тех, кто достаточно хорошо вёл себя в условиях действия предыдущих договоров. Это, безусловно, можно сделать при рассмотрении во втором чтении. Во всяком случае, могу сказать, что качество законопроекта Алексея Алексеевича Сигуткина существенно выше качества большинства законопроектов, вносимых даже, скажем, Правительством Российской Федерации. Я думаю, что мы можем поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У представителей правительства, президента есть замечания? У докладчиков? Нет. Голосуем. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 55 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принимается.