Заседание № 205
17.01.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 266583-4 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об обороне" (в части, касающейся расходов на национальную оборону).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5554 по 6392 из 8312
Пункт 9. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об обороне". Доклад депутата Государственной Думы Геннадия Владимировича Гудкова. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. Мы нарушили Регламент! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не нарушили Регламент. Пожалуйста, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я знаю, что законопроект идёт на отклонение, но тем не менее его важность и актуальность столь велики, что я позволил себе выйти на трибуну и занять ваше внимание. На самом деле закон касается ключевого параметра - финансирования армии. Конечно, за последние годы её состояние несколько улучшилось и динамика положительная, но в то же время, несмотря на достигнутые успехи, можно смело охарактеризовать состояние армии минимум как среднекритическое. Мы предлагаем очень простой выход из ситуации: закрепить 3,5 процента от внутреннего валового продукта как некую норму. Она может быть временной, это вопрос второго чтения, она может начать действовать с какого-то определённого времени, согласованного с правительством и с президентом, но мы предлагаем эту норму, поскольку она позволит нам ликвидировать те кризисные явления, которые, к сожалению, сегодня есть и которые делают армию, мягко выражаясь, ограниченно боеспособной. Тогда, может быть, сбудется наконец-таки мечта всех наших военных достичь соотношения 50 на 50, то есть 50 - на содержание армии и 50 - на её перевооружение. Расчёты показывают, что если бы мы пошли по этому пути, - а мы давно с этой идеей выходим в Государственную Думу, это было ещё в третьей Государственной Думе, это повтор, там просто мы касались одного года, а здесь мы хотим установить общий порядок и внести изменение в статью 26 закона "Об обороне", - то расходы на содержание армии выросли бы в 2006 году на 185 миллиардов рублей, в 2007 году на 272 миллиарда, то есть было бы солидное, серьёзное увеличение, которое составляет порядка 30 процентов от существующих, принятых бюджетов. Могут задать вопрос, наверное, совершенно справедливый: почему 3,5 процента, почему там не 4, не 2 или не 5? Дело в том, что это показывают расчёты, об этом говорит военная наука, об этом говорят эксперты, об этом говорит наш президент и об этом говорит наш Совет Безопасности, который ещё в 98-м году принял решение довести к 2005 году финансирование армии до 3,5 процента от внутреннего валового продукта. То есть это не просто какая-то цифра, взятая с потолка, это осознанное, взвешенное и серьёзное решение. Теперь обратимся к сравнительному анализу: что у соседей, что у наших оппонентов, скажем, у оппонентов в НАТО? Берём Соединённые Штаты Америки, страну прекрасно, скажем, финансово сегодня себя чувствующую, имеющую огромный внутренний валовой национальный продукт, прекрасный бюджет Пентагона: в 2001-2006 годах Соединённые Штаты Америки никогда не имели военный бюджет менее 3,3 процента от своего ВВП - это при том, что у них не было никаких кризисных явлений в армии, - а в последние годы их бюджет вырос до 4,6 процента. Наш - 2,6 процента, их - 4,6 процента - огромное превышение, пропорциональное увеличение расходов на оборону в Соединённых Штатах Америки! Китай за эти годы поднял долю расходов своего военного бюджета от ВВП с 3,5 процента, 3,4 процента, если быть точным, до почти 5 процентов - 4,9 процента у них в этом году. Индия в эти годы имела параметры военного бюджета 3,9-4,7 процента от ВВП. Турция в разные годы вот в этот же период - от 5 процентов до 8 процентов. Обращаю ваше внимание на эти цифры, сравните их с российскими. Великобритания, страна, которая находится на острове и ни с кем не враждует, в последние два года, в 2005 и 2006 годах, имела военный бюджет, составляющий 4,8-5 процентов от её внутреннего валового продукта. Даже страны СНГ имеют сегодня долю военных расходов значительно больше, чем Россия: Армения - почти 4 процента, Азербайджан - более 3 процентов, Грузия - 3,5 процента, Узбекистан - свыше 5 процентов. Что у Российской Федерации? У нас средняя температура по больнице примерно чуть выше 2,5 процента. Причём, когда мы начинаем лоббировать этот вопрос, ставить его в Государственной Думе, правительство несколько пугается, на одну или две десятые процента увеличивает военный бюджет, испуг проходит, потом это всё приходит в соответствующую норму, которая близка к 2,5 процента. В частности, на 2007 год у нас 2,63 процента. Это, кстати говоря, абсолютно не стыкуется с тем заявлением, которое сделал наш уважаемый Сергей Борисович Иванов, заявивший в ответ на наше предложение, что мы будем держать военные расходы в пределах 2,8-2,9 процента. 2,63 процента - я специально говорю для Сергея Борисовича Иванова, пусть ему доложат. Дальше. Я хочу привести несколько цитат из послания нашего уважаемого президента. Вот, пожалуйста, послание 2006 года, что говорит президент? Читаю: "Пожалуй, главный урок истории Великой Отечественной войны - это необходимость поддержания боеготовности Вооружённых Сил". Давайте извлекать уроки, давайте следовать словам президента. Ведь, кстати говоря, есть указ, который именно 3,5 процента и закрепляет. И в частности, уже в 2001 году, если бы мы следовали указу президента, военные расходы у нас должны были составлять в 2001 году 3,14 процента, а к 2005 году мы с вами имели бы 3,5 процента, за которые мы боремся. И сегодня уже по плану Совета Безопасности 30 процентов военных программ недофинансировано. 30 процентов - это огромная цифра! Ещё одна цитата о Вооружённых Силах: "Они оснащены новыми ракетными комплексами "Булава", которые вместе с комплексом "Тополь-М" станут основой стратегических сил сдерживания". Это говорит наш президент, который, видимо, к сожалению, имеет иную, чем мы, информацию о полётах нашей "Булавы", которой мы так грозим американцам, а она у нас то упадёт, то собьётся с курса, то просто не взлетит. И эксперты говорят, что её ещё года три как минимум, а может быть, и больше доводить до состояния боеготовности. Если специально подготовленные ракеты, показные, которые должны показать и министру обороны, и президенту нашу боевую мощь, не могут взлететь, о чём мы говорим, о каком вооружении?! Ракета "Тополь-М" - давайте говорить откровенно - это моноблочная ракета, которая нашей "Сатане" уступает в десятки раз по боевой мощи, и только, может быть, мы её доведём до такого состояния, когда на ней будет разделяющаяся боевая часть, что сильно увеличит нашу ядерную мощь. Но это может быть, если мы будем тратить деньги, если мы будем осознанно наращивать мощь нашей армии. Опять-таки цитата: "Из года в год увеличиваются ассигнования на оборону. При этом всё больше и больше средств вкладывается именно в качество Вооружённых Сил. И в ближайшие годы мы должны добиться того, чтобы расходы на развитие составили не менее половины военного бюджета". Но мы и предлагаем это, вот мы просто берём слова президента и кладём на свой закон, так сказать, он абсолютно совпадает с желанием нашего верховного главнокомандующего достичь такого результата, чтобы 50 на 50. Вот мы и предлагаем эту норму. Совсем недавно в "Красной Звезде" было интервью заместителя министра Любови Кондратьевны Куделиной, которую, я не думаю, что кто-то может подозревать в том, что она желает сильно увеличить военный бюджет. Так она жалуется на отсутствие денег по многим программам. Человек, который прошёл Минфин, человек, который туда был прикомандирован, скажем так, по-хорошему, говорит о недостатке финансирования Вооружённых Сил. Кто ещё должен сказать? Теперь о состоянии наших Вооружённых Сил. 2006 год берём. Удельный вес современного оружия - 21 процент, в то время как в армиях, нам противостоящих, скажем так, - 60, свыше 60 процентов. У нас в три раза меньше новых вооружений. Что закупаем? 2005 год - всем известны цифры: четыре межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М", семнадцать танков "Т-90", один бомбардировщик "Ту-160", один надводный корабль, одна дизельная подводная лодка и так далее. И даже "Су-27" и то мы ремонтируем. Семь новых машин дали. 2006 год берём. Семь ракет "Тополь-М" (я уже сказал, что это моноблочные ракеты), один бомбардировщик, восемь самолётов, двадцать вертолётов. На 2007 год больше, но цифры сопоставимые, примерно те же темпы перевооружения. Грубо говоря, эти темпы рассчитаны на то, что мы армию будем вооружать шестьдесят - двести лет. Просто возьмите калькулятор и перемножьте, пересчитайте. У нас пять тысяч самолётов на вооружении, мы в войска в лучшие годы поставляем один "Ту" и несколько "сушек". У нас сегодня одиннадцать с половиной тысяч танков, а цифры я вам приводил, сколько мы закупаем танков. Вот тридцать один танк - это лучшее достижение 2006 года. Тридцать один - одиннадцать с половиной тысяч. Просто возьмите и пересчитайте. Комитет Думы по обороне, которому я благодарен за то, что мы до последнего бились с членами комитета за этот законопроект, обращались к президенту и к правительству, посчитал, вот эксперты Комитета по обороне дают такую информацию: для того чтобы нам держать армию в нормальном состоянии, просто в нормальном состоянии, мы должны ежегодно закупать примерно 5 процентов, минимум 5 процентов от количества вооружений. Мы закупаем в несколько раз меньше, то есть цифры такие: примерно сто сорок - сто пятьдесят самолётов, свыше двухсот танков, сорок - шестьдесят вертолётов. Но сравните цифры - семь, восемь, пять, три, два... Чего мы хотим дождаться? Чтобы у нас вообще армия осталась без новой техники?! Вот совсем недавно, в ноябре, появилась статьи в СМИ о подводном флоте. Там совершенно чётко, на пальцах доказано, что подводного флота ядерного у Вооружённых Сил Российской Федерации больше фактически нет. Это было 11 ноября. И это, к сожалению, подтверждают эксперты Соединённых Штатов Америки, вот что пишут эксперты Министерства обороны США: в Российской Федерации уничтожено 80 процентов подводного флота с баллистическими ракетами. Я понимаю, конечно, что "отсель грозить мы будем шведу" и так далее, и тому подобное, только грозить нам уже нечем. Реально всего два подводных корабля, оснащённых ядерными ракетами, у нас, по сути дела, боеспособны, всё остальное у нас либо стоит, либо тонет, ждёт либо ремонта, либо утилизации. А это лучшая часть ядерной триады Российской Федерации, у нас не было ничего лучше подводных лодок с баллистическими ракетами. В Соединённых Штатах Америки, вы прекрасно это знаете, совсем недавно было заявлено - чего нам ещё дальше ждать?! - что для Соединённых Штатов Америки не представляют угрозы ответные удары России в случае возникновения ядерного конфликта, система ПРО Соединённых Штатов Америки способна уничтожить все ядерные боеголовки, которые полетят в Соединённые Штаты Америки в случае возникновения войны реальной. Я понимаю, что там есть бравада, я понимаю, что там есть элемент блефа, но в то же время мы совершенно чётко должны понимать, что количество и качество наших боеголовок (когда ещё мы дождёмся эту "Булаву"!) сегодня таково, что действительно это очень близко к реальности, тем более американцы активно развивают противоракетную систему. А мы с вами себя успокаиваем тем, что у нас растёт доля закупок новых вооружений. Ничего она не растёт, ну, растёт, но темпы такие, что до 13-го года нам ещё очень далеко. Мы с вами сегодня начинаем серьёзно отставать в плане техники и технологии. Допустим, Соединённые Штаты Америки и НАТО уже в принципе готовы к серийному производству самолёты пятого поколения истребителей, они уже разработаны, это "F-22", "F-18", "F-35" и так далее. А у нас отдельные опытные образцы, сработанные на коленке, которые летать-то ещё толком не могут, они только в чертежах существуют и в аэродинамических трубах стоят. Мы отстаём. А каждый самолёт пятого поколения круче, чем восемь четвёртого, он способен, так сказать, уничтожить восемь самолётов четвёртого поколения, прежде чем будет подбит сам. У них новая противоракетная оборона, а у нас проблема с радиолокационными станциями даже существующими. У них новые корабли, новые технологии, "стелс", у них изображение на экране метр на метр, а у нас ничего нет. По флоту мы с вами уже уступаем не только великим державам, я вообще-то даже не говорю про Соединённые Штаты Америки, там десятикратное, двадцати-, тридцатикратное... На Балтике уже уступаем таким странам, как Швеция и Финляндия, на Чёрном море Турции наш флот уступает в три раза. Боевая подготовка. Да, ученья стали проводить, пытаемся запустить ракеты, действительно что-то получается, самолёты у нас летают, но если норматив общемировой, допустим, подготовки лётчика - сто восемьдесят часов, то у нас максимально в лучший год, 2006-й, - тридцать. Это при том, что у нас износ авиационной техники - 60 процентов. Я просто статистику даю. И посадка в Латвии нашего самолёта... хорошо, что он ещё сел в Латвии. О позиции нашего дорогого, уважаемого правительства. Оно, конечно, против. Говорят, что решать вопрос так нельзя, 3,5 процента, нельзя весь бюджет взять и просто структурировать по каким-то пропорциям. Может быть, так и нельзя, но пусть правительство покажет, как это можно делать. Пусть правительство выполнит решение Совета Безопасности, указания президента, пусть оно придёт на заседания профильных комитетов и объяснит, как оно, правительство, будет оборонять нашу страну в случае вооружённого конфликта. Пусть правительство в конце концов подумает о военно-промышленном комплексе, который сегодня жив только благодаря тому, что примерно 70 процентов, а то и 80 мощностей военно-промышленного комплекса работает на Запад. Хорошо, что есть вооружающиеся Индия, Китай и ряд других стран в Азии, в Африке и так далее. Спасибо им за это, за поддержку нашего отечественного ВПК. Но это не заслуга правительства - то, что он ещё сегодня существует, что он ещё жив, потому что часть мы уже угробили. У нас на всё находятся деньги, особенно на чиновников, у нас их уже два миллиона, и их число продолжает расти. Такое впечатление, что мы живём в разных странах: правительство живёт в одной стране, где всё в порядке, мы - в другой, где нам оппонирует расширяющееся НАТО, угрожает терроризм международный, угрожают локальные конфликты и так далее. Не понимаю, ведь если действительно что случится, это всех коснётся, как когда-то это было, в 41-м году. И что ещё хотелось бы сказать. Цена ошибки, она велика, она просто огромна. Мы с вами хорошо знаем, что в 40-е годы был сделан вывод о том, что Советский Союз будет вести войну малой кровью и на чужой территории. Ошибка политиков обошлась нашему народу в 27 миллионов жизней! Может быть, будь другая армия и другая страна, были бы другие потери. Я хочу, чтобы здесь была озвучена точка зрения очень многих депутатов - и военных, и экспертов, и министров бывших, - которые прекрасно понимают, что без этого, по-другому армию содержать нельзя. Спасибо вам за внимание. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад от комитета сделает Андрей Михайлович Головатюк. ГОЛОВАТЮК А. М. Спасибо, уважаемый Геннадий Владимирович, за очень убедительный доклад, но я попробую немножко пооппонировать. Комитет по обороне очень внимательно рассмотрел указанный законопроект. Безусловно, заслуживает положительной оценки внимание авторов к Вооружённым Силам и увеличению объёма их финансирования. Вместе с тем комитет не поддерживает законопроект в настоящей редакции по следующим основаниям. Первое. Комитет разделяет точку зрения правительства о том, что установление конкретных объёмов финансирования не относится к вопросам правового регулирования Федерального закона "Об обороне". Второе. Порядок подготовки и принятия закона о федеральном бюджете определяется Бюджетным кодексом, а конкретные объёмы финансирования - федеральным бюджетом. При этом, как вы знаете, бюджет формируется с учётом и на основании установленных иными федеральными законами обязательств государства. Третье. При недостаточности финансовых средств федерального бюджета могут приниматься решения по приостановлению действия норм, первоначально обеспеченных финансированием, так что 3,5 процента - это ещё не гарантия. Например, в 1999 году был принят закон "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации", причём он устанавливал не только конкретный объём финансирования, но даже с разбивкой по годам на пять лет. Однако через два года фактические потребности и установленные этим законом объёмы финансирования оказались разбалансированы, поэтому в течение двух лет действие этого закона было приостановлено, а затем он в установленном порядке был отменён. Четвёртое. Финансирование Минобороны осуществляется не только по разделу "Национальная оборона", но ещё по семи разделам: "Общегосударственные вопросы", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Образование", "Культура, кинематография и средства массовой информации", "Здравоохранение и спорт", "Социальная политика" и "Межбюджетные трансферты". В 2007 году по разделу "Национальная оборона" предусмотрен 821 миллиард рублей, или 2,63 процента от объёма ВВП, вы правильно это сказали, но по остальным семи разделам ещё предусмотрено дополнительно 153 миллиарда рублей, и в итоге эта сумма выливается в 970 миллиардов рублей, что составляет 3,12 процента от ВВП. При этом мы здесь не учитываем средства, выделяемые пограничным, внутренним войскам, войскам гражданской обороны, другим войскам и воинским формированиям, которые в соответствии с законом "Об обороне" привлекаются к обороне и финансируются по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". Ну и пожалуй, основное замечание по законопроекту состоит в том, что предложение об установлении норматива финансирования в процентах от прогнозируемого ВВП не основано на объективных ежегодных потребностях решения оборонных задач. Перечень этих задач и объём мероприятий по их реализации ежегодно уточняется Президентом Российской Федерации исходя из военной доктрины, планов военного строительства, текущей внешнеполитической обстановки и так далее. Мы с вами неоднократно говорили о необходимости реализации программно-целевого метода финансирования, как наиболее оптимального, по критериям "эффективность" и "стоимость", и не только в области обороны, но и по всему спектру общегосударственных задач. К сожалению, отладка этого метода ещё не завершена. Нам действительно стоит подумать, как оказать содействие исполнительной власти в налаживании этого механизма. Без решения этой задачи никакие объёмы финансирования, пусть даже 3,5 процента и более, не смогут поднять оборону на достойный уровень. Мы и дальше будем ежегодно корректировать бюджет, добавляя или перераспределяя объёмы финансирования, а к концу года, как это имело место в 2006 году и ранее, ломать голову: куда девать десятки неиспользованных миллиардов рублей, оставшиеся неосвоенными? Вы привели в пример высказывание Куделиной в ноябре. Вот сегодняшняя справка, подписанная той же самой Куделиной: в 2005 году на 1 января 2006 года Министерством обороны не израсходовано 4 миллиарда рублей, на 1 января 2007 года по итогам 2006 года Минобороны не использовано 4 миллиарда 688 миллионов рублей. Это записка, подписанная той же самой Куделиной. Поэтому Минобороны надо сначала научиться распределять эти деньги, а потом уже требовать 3,5 процента. Вы привели в пример слова Президента Российской Федерации. Я тоже хочу сказать, что он поставил задачу не гнаться за количественными показателями и не палить деньги зря. Наши ответы должны быть основаны на интеллектуальном превосходстве, они будут асимметричными и менее затратными. Заканчивая выступление, я акцентирую ваше внимание на том, что Комитет по обороне ни в коем случае не против, а за увеличение оборонных расходов, и не только до 3,5 процента, но и выше, особенно для обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров, однако решать эту задачу необходимо в рамках законодательства, не искажая концепции законов. Коллеги, уже началось формирование трёхлетнего бюджета, который мы должны принять в июле. Пользуясь случаем, комитет приглашает всех к сотрудничеству с той целью, чтобы существенно увеличить оборонные расходы. Я думаю, что наши доводы будут убедительны и правительство поддержит их. А законопроект в предложенной редакции Комитет по обороне в силу вышесказанного рекомендует отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Останина Нина Александровна, потом Локоть Анатолий Евгеньевич. Коллеги, давайте по одному вопросу. У нас ещё двадцать один вопрос в повестке. Мы сегодня будем сидеть, пока не рассмотрим всю повестку, ладно? Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Мой вопрос адресован Андрею Михайловичу Головатюку как представителю Комитета по обороне. Уважаемый Андрей Михайлович, если серьёзно, то цифры, которые вы привели сейчас, просто обескураживают, последние цифры, которые отражают неиспользованные министерством средства, речь идёт о 4 миллиардах в течение двух последних лет. Скажите, пожалуйста, о позиции вашего комитета... Во-первых, каковы причины? Вы привели только статистику и не сказали о причинах неиспользования этих средств. Направлены хотя бы уже вами материалы в Счётную палату и имеются ли выводы Счётной палаты по поводу неиспользования данных средств? И куда они затем были перераспределены? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Головатюку. ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемая Нина Александровна, конкретно по каким разделам бюджета - такая справочка есть в комитете, просто перечислять очень долго, на что не израсходованы средства. Мы уже неоднократно говорили о том, что наше Министерство обороны не может перебрасывать деньги из одного раздела в другие. Допустим, если остались деньги, выделенные на международное сотрудничество, то на денежное довольствие либо на вещевое обеспечение эти деньги переброшены быть не могут, это будет нарушением бюджетного законодательства. Мы сейчас работаем над этим вопросом, добиваемся, чтобы Министерство обороны имело возможность перебрасывать эти деньги со статьи на статью, в том числе после принятия бюджета на три года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы договорились: один вопрос. Никитин Владимир Степанович, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С вами договаривались. Никитину Владимиру Петровичу включите микрофон. НИКИТИН В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к представителю комитета. Всё-таки, Андрей Михайлович, поясните позицию, которую вы сейчас озвучили. Вам предлагают специальный федеральный закон, по которому в соответствии с рекомендациями Совбеза ещё 90-х годов устанавливается норматив 3,5. Под это будут делаться трёхлетние бюджеты. Почему вы, как представитель профильного комитета, отказываетесь? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Головатюку. ГОЛОВАТЮК А. М. Вопрос, конечно, интересный. Ну, вы понимаете, а если у нас возникнет необходимость выделять денежные средства свыше этих 3,5 процента? Допустим, у нас возникнет реальная угроза национальной безопасности и нам в какой-то год необходимо будет выделять 4,5-5 процентов или, как в годы войны, вообще 50 процентов от ВВП. Тогда что? Вот в чём проблема. Мы не можем привязываться к цифре "3,5 процента". Вот у нас возникла задача по переводу нашей военной составляющей с космодрома Байконур. Была составлена целевая программа, выделены деньги, средства сейчас туда перечисляются. Возникла программа по укомплектованию военнослужащими по контракту Вооружённых Сил - деньги выделяются, идёт финансирование. То есть мы не можем привязываться к этой цифре. Я уже в докладе сказал, что от конкретных задач будет зависеть конкретное финансирование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Я хочу сказать следующее. Известно, что за годы реформ мы очень сильно отстали, нужно перевооружать армию, такая задача стоит. Министр обороны выступал здесь и сказал, что средств не хватает, поэтому такая концепция принята: делается упор теперь не на НИОКРы, а на закупку вооружений. И НИОКРы стали сокращать (я вам озвучиваю, потому что сейчас об этом можно сказать) - в 2006 году закрыта тема по радиолокационной станции "Гамма", 70 процентов готовность, псу под хвост весь научно-технический задел выброшен, денег, средств не хватает. И комитет отказывается от этого! Эта позиция непонятна, совершенно непонятна. Надо будет больше - будем рассматривать и будем принимать решение, что надо больше. Почему сейчас комитет отказывается от этих средств, когда очевидно, что идёт экономия за счёт качества, за счёт научно-технического задела, за счёт государственных заказов? Непонятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, это было не по ведению, вообще-то, это было выступление. Вы меня упрекаете в постоянном нарушении Регламента. В следующий раз я буду просто отключать микрофон. Кто хотел бы выступить? Запишитесь, пожалуйста, на выступления. Покажите список. Шесть человек. Кондратенко - по ведению. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я предлагаю: пусть все выступят, потому что тема очень серьёзная, очень важная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оськина Вера Егоровна. ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Я предлагаю: по одному выступлению от фракции до трёх минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я должна поставить на голосование сначала предложение Кондратенко. Кто за то, чтобы все желающие выступили, по три минуты? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 01 сек.) Проголосовало за 93 чел.27,3% Проголосовало против 248 чел.72,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: не принято Не принято. Остаётся предложение Веры Егоровны Оськиной. Пожалуйста, КПРФ, три минуты. Макашов Альберт Михайлович. Кто будет выступать? Илюхин... МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. А почему со мной не решили? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, разберитесь тогда, пожалуйста, между собой. Фракция ЛДПР, кто выступает? Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я хочу высказать несколько замечаний, Геннадий Владимирович. Во-первых, мы всё время хвалим США, и вы хвалили за то, что у них очень много денег на оборону, у них блестящее финансовое положение. Внутренний долг США - 22 триллиона долларов. Это самая несчастная страна: если она отдаст своим гражданам всё, что у них взяла, то она рухнет в двадцать четыре часа. Пора бы уже знать состояние дел в США. Второе. В США может быть больше военный бюджет. Они специально ведут войну - вот в ближайшее время начнут бомбить Иран, - и под расходование патронов, амуниции, продовольствия Конгресс, естественно, его увеличивает. Они показывают: вот наша разгромленная военная техника, патронов столько-то - на это дайте деньги. А мы подо что будем просить бюджет, когда уже данный бюджет частично армия не может переварить? И если мы даём цифру, норматив к нашему ВВП, так мы же ВВП должны увеличивать, и этот норматив автоматически даст больше денег на оборону. А если мы сегодня увеличим норматив для обороны, то должны будем забрать у учителей, врачей, у тех, кому даём сегодня какие-то прибавки, чтобы этот норматив, который вы пытаетесь навязать, выдержать. Другие страны - у них есть угрозы. Китай боится "оранжевой революции". Он должен такую иметь оборону, чтобы никто и не попытался им Горбачёва навязать. Индия боится Пакистана и Китая. Турция боится курдов, Ближний Восток там... У некоторых стран, которые вы перечислили, не было армий, у них большой военный бюджет, им нужно создавать всё с нуля. Поэтому все ваши примеры не совсем те. И вообще, Геннадий Владимирович, вы такой доклад сделали, что все шпионы НАТО получат бешеные деньги, если вы такой доклад им передадите. Они десятки лет не могут собрать эти цифры воедино и сейчас через Интернет всё получат, и все премию получат в Брюсселе и в Вашингтоне. Вы им всё сказали. Это же нельзя говорить, такие вещи! Даже если так случилось у нас, нужно хвалиться: лётчик наш сел в Прибалтике не потому что плохой был самолёт или мало часов налёта, он сел, чтобы проверить ПВО натовской страны новой, - вот как нужно говорить. И это было удачно - натовская система ПВО не сработала. И в целом. Когда вы говорите, что надо закупать то, то, то... А вы военный специалист? Нам не нужно уже всё это, всё устарело, уже ракеты устарели. Вы что думаете, мы не ведём разработки сверхсовременного оружия в секретных лабораториях? Ну разве можно на это просить деньги у Государственной Думы?! Найдут деньги, найдут конструкторов, и они будут работать там, где никто никогда не узнает. И никакие ракеты, танки, артиллерия, подводные лодки нам уже не нужны, есть совсем другое оружие. Тихонечко сделаем, и всё будет спокойно, и никто никогда на нас не нападёт, и мы вообще ни с кем воевать больше не будем. Пусть думают, что у нас всё плохо, тогда на нас не нападут. А если будет очень много всего, тогда мы быстрее спровоцируем войну против нас. Вот пусть занимаются исламским миром и Китаем, там много оружия и много денег на оборону, а мы потихонечку отдохнём и сделаем такое новое наше вооружение, что никто не будет иметь ни одного образца такого вооружения в своих странах. И побольше молчать на эту тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция КПРФ. Илюхин Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И. Спасибо. Уважаемые коллеги, по обсуждаемой проблеме можно говорить долго, можно приводить примеры, но я хотел бы отметить, что меня действительно поражает позиция нашего Комитета по обороне. Я отмечу один момент. Когда говорят о том, что на Россию никто не собирается нападать... Да, сегодня никто не собирается нападать, потому что свои кладовые, природные ресурсы мы открыли настежь и грабят нас как хотят. Но придёт национально ориентированное правительство и прихлопнет эту лавочку грабежа. А что будет тогда? Я вам напомню высказывание госпожи Олбрайт, это ведьма холодной войны, которая заявила: очень жаль, что Сибирь принадлежит только лишь одной России. Это что, давайте делить? А теперь о том, в каком состоянии находятся наши Вооружённые Силы. Докладчик, инициатор законопроекта, абсолютно правильно нарисовал картину. Я вам могу добавить. Система противовоздушной обороны со стороны Северного Ледовитого океана у нас отсутствует, нет абсолютно никакой, как говорится, преграды для самолётов натовцев и так далее. Со стороны Каспия, Казахстана мы абсолютно не прикрыты. Мы перестали быть военной мировой державой. Сегодня у нас один авианесущий крейсер - "Адмирал Кузнецов", и тот стоит на ремонте. За двадцать лет мы не купили ни одного стратегического бомбардировщика системы "Ту-160", "Ту-95", ни одного. Всё, что у нас есть, давно устарело. Правительство нам заявляет о том, что нет денег, и мы научимся как-то иначе финансировать... Владимир Вольфович, на вашу реплику, на ваше выступление я хочу ответить. У нас правительство национально не ориентировано. Особенно при таком министре-филологе... Мне кажется, он до сих пор танк от самолёта не может отличить. У нас сегодня каждый член совета директоров РАО "ЕЭС...", "Газпрома" получает такое денежное содержание, не зарплату, а денежное содержание, на которое один может содержать более ста командиров полков. Вот вам и национальная политика! Сегодня наши Вооружённые Силы оснащены оружием второго - третьего поколения, когда натовцы уже перешли на пятое поколение. Я подчёркиваю, у нас сегодня, если возникнет ситуация, Вооружённые Силы не в состоянии оперативно проводить стратегические операции,осуществлять переброску в массовом порядке наших Вооружённых Сил не только за пределы России, а даже внутри Российской Федерации. Я не случайно сказал о министре обороны. Вы помните январь прошлого года, когда он с гордостью говорил: "Командир роты на руки получает 9 тысяч рублей"? Он просто не знает о том, что семья командира роты, для того чтобы пропитаться здесь, должна в месяц тратить минимум 6 тысяч... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Единая Россия" - Воронин Павел Юрьевич, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Блестящее выступление, прямо Вышинский отдыхает. Вы знаете, ну, если у нас министр обороны филолог, а вы прокурор, то вы что, лучше его разбираетесь в военном деле? Если у нас каждый начнёт своим делом заниматься, будет лучше. Я вообще думаю, что у вас личный местечковый конфликт с ним. Вот лично моё мнение. Я живу на Северном Кавказе и часто езжу и смотрю военные части, и вижу улучшение, и вижу его работу - как человек действительно вытаскивает, вытаскивает армию. Он талантливый, умный человек и очень много сделал. Вы говорите, чего-то там не хватает, а нужно задать вопрос: нужно ли это стране? Если есть ракета "Булава", если есть "Тополь-М", зачем нужны стратегические бомбардировщики? Вы что, военный специалист, что ли? Лучше разбираетесь, чем аналитики? У нас есть достаточное количество умных, талантливых генералов и учёных, которые в состоянии решить этот вопрос. Нет волшебной палочки, чтобы всё сразу реформировать и всё сделать. Оборона - очень тонкая вещь, и бюджет - очень тонкая вещь. В своё время бюджет был перегружен, и реально из-за этого рухнул Советский Союз, когда накачали денег столько, что он лопнул, задохнулся. Вы что, хотите предложить нам сделать Северную Корею со слабой экономикой и огромной военной мощью, которая никому не нужна, и сейчас медленно умирает? Нужно по одёжке протягивать ножки. Я, как член бюджетного комитета, хочу вам сказать: сколько просят у нас по статье "Национальная оборона", столько и даём, никогда никому не отказываем, просят столько - дали, просят столько - дали. А что касается других статей, то там и жильё отдельно выделено, и средства, связанные с обучением специалистов тоже для нужд армии, и с лечением, и с социалкой. Тоже постатейно всё разбросано. Там и НИОКР, и новые программы, и венчурные, и инвестиционные программы, всё это заложено. И поэтому нечего здесь вот эти цифры утверждать никому не нужные, сколько нужно будет, столько и дадим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" - Никитин Владимир Петрович. Пожалуйста, включите микрофон. НИКИТИН В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хочу возвратиться к своему вопросу, который я поставил перед представителем комитета. Я действительно просто поражён тем ответом, который я услышал. Ведь в законе написано: не менее чем 3,6, не менее. Возникнет ситуация - конечно, будет добавка средств, исходя из той программы, которая будет осуществляться. Но откуда взялась эта цифра? Я хотел бы, чтобы... Многие в зале, может быть, не в курсе этой ситуации. Ведь существовали у нас в том числе в 90-е годы расчёты по разным сферам, в том числе и по обороне. Критические, минимальные уровни расходов, связанные с нашей продовольственной безопасностью, с тем, сколько нужно тратить на сельское хозяйство, с ситуацией с нашим машиностроением, высокими технологиями, расходами на науку, расходами на культуру - это всё просчитано экспертами и специалистами. Поэтому, депутат Воронин, не дилетанты рассуждают. Это люди, которые годами занимались в различных сферах, это специалисты, и они пришли к выводу, что действительно вот эта цифра - 3,5 процента - является минимальной, чтобы страна в этой сфере не допустила какого-то отставания, чтобы не были поставлены под угрозу существование и независимость государства. Теперь другой вопрос. Я могу понять ситуацию 90-х годов, когда рубль, затраченный на оборону, действительно уходил из социальной сферы, уходил из реальной экономики, уходил из каких-то других сфер и отраслей. Но сейчас США, Владимир Вольфович, могут не беспокоиться о внутреннем долге, о своих расходах, потому что нашими деньгами мы закроем дефицит бюджета Соединённых Штатов Америки, мы позволим им увеличивать их военный бюджет, поскольку как раз наши средства Стабфонда туда и перекачиваются. Поэтому чего же мы здесь боимся? Ведь нужно избавиться и ещё от одной иллюзии, обмана, о котором часто говорят, - что и вот эти расходы тоже будут инфляционными. Сейчас уже доказано, что расходы на оборону, расходы на военно-промышленный комплекс - это не инфляционные расходы, они тянут за собой высокие технологии, они тянут за собой десятки смежных отраслей и сфер, как и расходы на космос, а часто эти вещи пересекаются. И с этой точки зрения это не выброшенные деньги, это как раз попытка перестроить нашу страну с сырьевого вектора развития на вектор высоких технологий. Тем более, что там море кричащих проблем. Вот говорят, что всё там есть. Вертолёты падают, латаные-перелатаные самолёты, неоднократно ремонтированные, посмотрите ситуацию на нашем флоте, посмотрите, в каком положении сейчас тот же Балтийский флот находится, во что его превратили в последнее время... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Народная Воля" - Николай Максимович Безбородов. Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России - "Патриоты России")". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "Родина" (Народная Воля - СЕПР - Патриоты России)" законопроект поддерживает и будет голосовать за. Такое решение фракция приняла, учитывая три момента. Первый. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год поставил предельно конкретную и в то же время очень сложную задачу, а именно: "У нас с вами должны быть Вооружённые Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется - и в нескольких локальных конфликтах". Задача сложная, поскольку сегодня у нас ещё такой армии нет, и при этом мир уходит вперёд, навязывая волю России. Момент второй. Не секрет, что в июне 2005 года Совет Безопасности России констатировал: первое - в настоящее время создаётся реальная угроза национальной безопасности России, второе - военное реформирование в России в период 2001-2005 годов потерпело крах. Причин такого состояния армии, безусловно, много, но главная из первопричин, уважаемые депутаты Государственной Думы, - это всё-таки недофинансирование национальной обороны за прошедшие пятнадцать лет. Момент третий. Почему в настоящее время можно и целесообразно на нашу оборону выделять средства в размере не менее 3,5 процента от ВВП, точнее, это минимум, можно и больше. Почему не больше и почему не меньше, а именно 3,5 процента? Да, история знает, что в годы Великой Отечественной войны на национальную оборону в Советском Союзе мы тратили 58 процентов от ВВП, но тогда вопрос стоял остро и конкретно: жизнь или смерть, и всё было подчинено победе над фашизмом. Есть рекомендации экономической и военной науки, Геннадий Владимирович остановился на них. Согласно им нецелесообразно на национальную оборону выделять долю в 10 процентов от ВВП, поскольку это даже при развитой экономике ведёт к резкой её милитаризации, и в итоге будет тупик, но недопустима доля и в 2 процента от ВВП, поскольку наступает развал Вооружённых Сил. Доля в 1 процент от ВВП на национальную оборону ведёт к растаскиванию самого государства соседями, и не только ими. Доля военных расходов в переживаемый Россией момент именно в 3,5 процента - это та оптимальная величина, которая, с одной стороны, обеспечит успешную модернизацию Вооружённых Сил, а с другой стороны, не допустит истощения ресурсов страны. Да, мы себя убедили, что Вооружённым Силам хорошо, мы через СМИ практически убедили всё общество, но этого... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Все выступили. Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика? ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, у меня просто заметки на полях. Андрей Михайлович, законопроект внесён полтора года назад, и там написано: не менее 3,5 процента. Я просто специально для вас говорю, это уже я повторяюсь. У меня один вопрос: это серьёзная проблема, а вот представители правительства, Министерства обороны, Министерства промышленности и энергетики России, которые здесь присутствуют, могли бы на наши вопросы ответить? Характер полемики сегодня в Думе, к сожалению, такой, что мы обсуждаем между собой, а хотелось бы услышать мнение экспертов, специалистов. В авторах закона у нас и министры, и генерал-полковники, генеральских звёзд столько, что, так сказать, можно ослепнуть, и хотелось бы их мнение, их позицию услышать здесь, может быть, те обещания и те программы, которые намерено наше правительство всё-таки реализовать. Объективные ежегодные потребности - 4-4,6 миллиарда. Уважаемый Андрей Михайлович, вы прекрасно знаете, что это примерно 0,25, 0,3 процента от общего финансирования армии. Вы сами сказали, что это просто технические причины. И ещё один вопрос, надо ещё задать вопрос Минфину: когда эти деньги поступили? Поэтому прежде, чем ругать Минобороны, надо разобраться с этими техническими деталями. Ну про дилетантизм этого законопроекта я не стал бы говорить. Это просто некультурно и неприлично, если ещё и учесть, что в авторах как минимум, по-моему, два министра, отвечающих за силовой блок и являющихся профессионалами до мозга костей. Я уж не говорю о том, сколько там профессиональных военных. Что касается денег. Правительство могло бы добавить эти деньги, у нас профицит огромный. А чего нам его держать-то? Почему нам не помочь армии, которая сегодня в таком состоянии, о котором мы с вами говорим? У нас говорят, что там... Ведь мы же не призываем к милитаризации экономики. Вот только что Николай Максимович сказал: 10 процентов - милитаризация, 2 процента - крах. Мы предлагаем 3,5 процента, то, что есть у других стран. То есть, видимо, мы умные, а остальные дураки - Великобритания, Франция, Соединённые Штаты Америки, вообще страны НАТО, Турция и так далее, но только мы, страна умных, понесли самые большие потери в ХХ веке (эта цифра - свыше восьмидесяти пяти миллионов человек) в результате всех наших ошибок и войн, экспериментов и так далее и тому подобное. Ну и про США - спасибо, Владимир Вольфович, хоть вы их пожалели, мол, несчастная и бедная страна. Ну, слава богу, что вы никого не боитесь, это не может не радовать. Но всё-таки тем не менее Соединённые Штаты Америки более серьёзно и взвешенно подходят к вопросу. Я очень рад, что вы знаете о секретных разработках, теперь о них знает весь мир. Кстати говоря, доклад, который я делал, основан на докладе из Интернета, вот и вы можете открыть Интернет и убедиться в том, что эти цифры там были задолго до того, как они попали в пояснительную записку депутата Гудкова. И мне хочется привести несколько лозунгов, заголовков наших газет. Ну вот, например, 1939 год: "На любой удар врага наша страна ответит тройным сокрушительным ударом". Ещё один заголовок: "Если враг осмелится переступить наши границы, его встретят тысячетонными ворошиловскими залпами". Сам Ворошилов: "Мы будем вести войну малой кровью на чужой территории". Комиссар Мехлис: "Красная Армия будет действовать активно, добиваясь полного сокрушения и разгрома врага, перенося боевые действия на территорию противника". Ну, тут ещё и песни есть (я не хочу их петь), они очень патриотичные. Но кончилось это большой бедой, это очень большой бедой кончилось. Ни одна страна мира ни за один исторический период не понесла таких потерь от бездарного отношения к вопросу обороноспособности, как Россия, Российская Империя и Советский Союз. Мы гробили и продолжаем... ну, может, сейчас не продолжаем, но гробили десятки миллионов людей, и именно кровью, гибелью людей мы исправляли вот эти ошибки. 58 процентов от ВВП, как сейчас сказал Николай Максимович, Советский Союз давал на оборону в годы войны. Вот для того, чтобы нам не давать 58 процентов и чтобы не стоял вопрос, жить или не жить, быть нам независимым государством или не быть, мы должны сегодня уже подумать о боеспособности своей армии. Я предлагаю всем, кто понимает, насколько серьёзен этот разговор, поддержать этот законопроект, несмотря на рекомендации, которые существуют. Я благодарю вас, спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание у руководителя... От комитета, пожалуйста, Головатюк. ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемый Геннадий Владимирович, ссылки на 41-й год я считаю неуместными, потому что в 41-м году у Красной Армии было всё: танки, самолёты, обмундирование, автомобили, и только бездарное управление и бездарное расположение войск привело к тому, что в июне - июле Красная Армия, три с половиной миллиона наших солдат, была разгромлена и большая часть её оказалась в плену. Поэтому здесь не надо проводить параллель, просто из-за такого управления и руководства и вследствие такого расположения войск мы потерпели такую страшную катастрофу. По законопроекту. Уважаемые коллеги, я благодарю всех за интенсивное обсуждение данного закона и призываю вас всех, когда мы будем принимать закон о бюджете на трёхлетний период и когда мы, Комитет по обороне, будем поднимать вопросы о выделении денег Министерству обороны на те или иные определённые задачи, вот с таким же задором поддержать нас в вопросе выделения средств для нужд Министерства обороны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, у нас это Регламентом не предусмотрено. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У представителей президента и правительства нет желания высказаться? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, у нас нет такой процедуры по Регламенту. У нас в комитете человек пятнадцать, я думаю, если каждый будет выступать... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 48 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 204
12.01.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 266583-4 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об обороне" (в части, касающейся расходов на национальную оборону).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5361 по 5373 из 6530
ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, у меня просьба. Законопроект, который я должен представлять, уже третий или четвёртый раз переносится, и я прошу перенести его на среду, но включить в программу нашей работы на пленарном заседании в число первых, чтобы мы могли.... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А может быть, мы успеем? ГУДКОВ Г. В. Нет, он очень серьёзный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Серьёзный законопроект. Хорошо, давайте тогда для протокола... Но, Геннадий Владимирович, просьба через комитет договориться, чтобы во вторник на Совете мы включили его в повестку на среду.