Заседание № 140
О проекте федерального закона № 266258-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (в части, касающейся порядка формирования федерального и регионального фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также установления льгот для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей (поставщиков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Член Совета Федерации Горбунов предлагает рассмотреть данный законопроект без своего участия, поэтому содоклад также делает Марсель Харисович Юсупов от комитета. ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" понятиями "государственный заказчик", "российские сельскохозяйственные товаропроизводители"; уточняется порядок формирования федерального и регионального фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; устанавливается приоритет российских сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении закупок сельскохозяйственной продукции. Указанные изменения представляются избыточными и во многом дублируют нормы иных федеральных законов. Так, предлагаемое понятие государственного заказчика на закупку и поставку сельхозпродукции дублирует понятие государственного заказчика, содержащееся в Гражданском кодексе и Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей уже предусмотрено Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и при этом определяется по иному, чем предлагается законопроектом. Законопроектом устанавливается приоритет российских сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении закупок и поставок сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Отношения, связанные с размещением заказов, регулируются Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом данным федеральным законом возможность установления приоритета в отношении российских товаров уже предусмотрена. Следует также отметить, что какие-либо особенности размещения заказов могут быть предусмотрены в рамках Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Законопроектом необоснованно ограничиваются способы размещения заказов для выбора сельскохозяйственных производителей только проведением тендеров (аукционов) или запроса котировок. Вместе с тем Федеральный закон "О размещении заказов..." предусматривает иные способы размещения заказа, например конкурс. На законопроект поступило отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. Законопроект не поддерживает комитет-соисполнитель - Комитет по аграрным вопросам. Учитывая изложенное, комитет не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Депутат Локоть, депутат Коломейцев. Никого не упустил? Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. У меня вопрос к докладчику. В прошлом году в Новосибирской области рекордный урожай зерна, 4 миллиона тонн, в общем-то, давно такого не было, но главная беда заключается в том, что сельхозпроизводитель не может реализовать это зерно, оно никому не нужно. Нам заявляют, что все зернотоки, все хранилища, всё забито прошлогодним зерном и это ваше не нужно. В какой части тогда, на ваш взгляд, действующее законодательство, на которое вы ссылались, критикуя данный законопроект, способствует вот этим госзакупкам, закупкам зерна у нашего производителя? В данном случае я говорю конкретно о зерне. Спасибо. ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, я уже вот в своём докладе говорил, что рассматриваемый, предлагаемый законопроект дублирует нормы законов, ну и наш знаменитый № 94-ФЗ, в котором в принципе уже обусловлена поддержка отечественного товаропроизводителя. То есть, скажем так, в законе чётко сказано о том, как необходимо действовать, и действовать именно через инструмент Минэкономразвития. Если говорить о поддержке отечественных сельхозпроизводителей, основные нормы по этой поддержке содержатся в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" № 264-ФЗ. То есть те самые нормы, которые формулируются в законопроекте, внесённом членами Совета Федерации, дублируются именно в двух названных законах - в законе № 94-ФЗ о госзакупках и в законе "О развитии сельского хозяйства". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Марсель Харисович, я понимаю, что, наверное, вопрос не совсем к вам. Вы мне поясните, с какого боку вы имеете отношение к этому закону? Его, 94-й закон, представлял комитет по экономической политике, вопрос касается аграрной отрасли, я понять не могу, почему ваш комитет ведёт этот закон? Вы не специалисты в нём, как и в земле. Почему вы его представляете, почему нет докладчика? Его представил комитет Совета Федерации по аграрным вопросам. Сам по себе возникает вопрос: почему не Комитет по аграрным вопросам занимается этой проблемой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это не к нему вопрос, а, наверное, ко мне, как к члену Совета. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну, к вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это Совет принял решение, а не Юсупов. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Почему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Совет принял решение - я же не могу комментировать решение Совета, - что профильным комитетом по данному законопроекту будет Комитет по строительству и земельным отношениям, от имени которого и докладывает Марсель Харисович. Поэтому к нему какие вопросы? Марсель Харисович, вы можете что-то пояснить по этому вопросу? По-моему, вы ведёте эту тему, если я правильно понял, ваш комитет. Пожалуйста. ЮСУПОВ М. Х. Здесь, я думаю, без комментариев. То, что касается позиции комитета-соисполнителя - Комитета по аграрным вопросам, я позицию комитета также озвучивал. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, Николай Васильевич, ну к Юсупову какие претензии? Он доложил позицию комитета, сказал вам, что Комитет по аграрным вопросам против, Горбунов прислал бумагу о том, что он доверяет эту позицию докладывать комитету, а вы критикуете Юсупова. Он тут при чём? Присаживайтесь. Уважаемые коллеги... Да, пожалуйста, Николай Васильевич, выступайте. С места. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы сюда хотите? Пожалуйста, с трибуны. Пожалуйста, пожалуйста, это ваше право. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле ответ на мой вопрос: в нашем государстве в нынешнем состоянии никогда порядка не будет. Если сапоги будет тачать хлебороб, а хлеб будет печь сапожник, то не будет ни хлеба, ни сапог. Это и происходит. Вы понимаете, в чём проблема? У нас сегодня создание нового облика нашей армии, сократившей двести тысяч офицеров, привело к тому, что в нашу Российскую армию закупают в том числе генно-модифицированные продукты питания из-за рубежа, обмундирование закупается отовсюду, при том что население безработное и загублены лёгкая промышленность и сельское хозяйство. Но неужели это не понятно? Мне вообще непонятна позиция: зачем у нас Комитет по аграрным вопросам, который ничем не хочет заниматься? Если он не хочет ничем заниматься, давайте его распустим - сэкономим деньги на аппарате. Но вы обратите внимание - вот справочник официальный, - почитайте, официальное издание в цифрах. Мы на 35 миллиардов долларов завозим харчей извне, при том что сегодня наш сельхозпроизводитель вырастил большой урожай зерна, но на сегодняшний день ему цену предлагают на 30 процентов ниже себестоимости. Ну где же наша с вами совесть?! Неужели вы не понимаете, что через два месяца начнётся посевная - начиная с Краснодарского края, Ставрополья, пойдёт на север. Кредит не возьмёшь, потому что в Россельхозбанке процентная ставка выше, чем в любом коммерческом банке. Сбербанк финансирует только олигархию, другие банки... "Уралсиб" вытеснили из сельхозпроизводства, "Петрокоммерц" не занимается этим. Поэтому я понять вас не могу. Все страны... Почитайте о выходе из Великой депрессии: рыночник, перешедший на государственные позиции, инвалид Рузвельт увеличением спроса государства решал вопросы. То есть он увеличивал государственные закупки на продукты питания, выделял субсидии на строительство дорог, чтобы решить проблему и кормления своих людей, и их занятости. А мы что с вами делаем? А мы с вами берём и все благие начинания... Да, наверное, этот закон не всё учитывает, но почему вы в комитете, даже если вам достался по случаю этот закон, почему вы не смотрите с государственных позиций? Почему вы не думаете о том, чтобы загрузить работой своих людей безработных? Вы поезжайте... я не знаю, где вы были, а я проехал больше тысячи километров - страшное дело: 40 процентов людей выехали из сельской местности из-за того, что им там и по 3 тысячи уже зарплату не платят, уже олигархия, скупившая землю, сезонную технику, сезонных рабочих завозит в командировку на пахоту и уборку, деревня брошена на убой! Что же вы говорите с экранов одно, а реально делаете другое?! Ну неужели вы этого не понимаете?! Одно рабочее место в селе, правильно организованное, даёт семь рабочих мест после себя. Если землю, 41 миллион, запущенный вами в бурьян, начать обрабатывать, нужны тракторы, нужны плуги, нужны сеялки, нужны комбайны, нужны бороны - пальцев рук не хватит, сколько заводов будет работать. Вы что, этого не понимаете? Не надо давать машиностроению - дайте сельхознику деньги! А вы что делаете? Вы 35 миллиардов долларов туда, чужому аграрнику, а своему селу даёте 40 миллиардов и потом рассказываете, как вы их облагодетельствовали законом о торговле. Поэтому я считаю, что это не государственная позиция. Я убеждён, что Совет Думы в корне не прав, когда даёт законы о продовольствии комитету по строительству. Ну вы подумайте, ну это вообще со здравым смыслом, мне кажется, не вяжется! Мы, конечно же, будем голосовать за этот закон. Призываем всех депутатов, которые действительно беспокоятся о занятости своих людей, о кормлении своих людей, всё-таки осознать: если не будем заниматься своей страной, своим производством, своим сельским хозяйством, то страны России не будет в ближайшие пять лет. Если у нас злейшие враги России, такие как Мадлен Олбрайт... В других странах есть список, кого нельзя пускать в страну. Мадлен Олбрайт сегодня проводит конференцию в Москве. Мадлен Олбрайт, будучи госсекретарём США, неоднократно заявляла о том, что Сибирь незаконно принадлежит России, а мы - с объятиями, и ни Комитет по международным делам, ни какой-нибудь другой официальный орган даже слова не пикнет. Вот это всё взаимосвязанные вещи. Поэтому мы призываем вас - давайте проголосуем в первом чтении, передадим закон в Комитет по аграрным вопросам, чтобы он этим занимался. И давайте вообще принимать законы, которые в пользу наших товаропроизводителей и на подъём России, а не на её дальнейшее угробление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Блестящее выступление, не имеющее никакого отношения к обсуждаемому вопросу. Уважаемые коллеги, есть ли ещё желающие? Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Также нет. Настаивает ли на выступлении докладчик от комитета? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 08 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1% Результат: не принято Отклоняется.