Заседание № 263

19.11.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части изменения требований к финансовой устойчивости страховых организаций, установления единых принципов проведения лицензирования страховой деятельности, совершенствования системы надзора за страховой деятельностью).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2931 по 2965 из 8083
Подошел Александр Павлович Коваль. Пожалуйста, по пункту 2.                     
                                                                                
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единство - Единая Россия".                               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении      
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации             
страхового дела в Российской Федерации"..." был принят во втором чтении 7       
октября текущего года. В ходе подготовки ко второму чтению были внесены         
поправки, в том числе и Правительством Российской Федерации, и депутатами,      
все они были учтены. У Правового управления Аппарата Государственной Думы       
замечаний юридико-технического и лингвостилистического характера на             
представленный вам законопроект не имеется. В этой связи предлагается принять   
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Коломейцев Николай Васильевич,           
пожалуйста. Кто в лифте застревает, у кого микрофон ломается. Пожалуйста.       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, у меня вопрос к        
Александру Павловичу.                                                           
                                                                                
Скажите, пожалуйста, все ли поправки соответствуют текстуально и юридически     
принятым во втором чтении или есть какие-то уточнения, которых не было в тех    
поправках, которые раздавались депутатам? Спасибо.                              
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Абсолютно все поправки учтены. И я понимаю, вопрос связан с тем,   
почему мы переносили вчера. Разногласия, которые у нас были, были сняты, это    
не повлекло за собой каких-либо изменений, вплоть до запятой, в тексте          
законопроекта, представленного вам и розданного вчера.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
На "час голосования" выносится.                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3096 по 3116 из 8083
Коллеги, я вас попрошу всех быть внимательными. Сейчас мы будем голосовать с    
вами законопроект под пунктом 2: "О внесении изменений и дополнений в Закон     
Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"    
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской         
Федерации". В рамках "часа голосования" я ставлю на голосование. Кто за то,     
чтобы данный закон принять? Пожалуйста, голосуйте.                              
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              250 чел.             55,6%                        
Проголосовало против           75 чел.             16,7%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.             27,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 262

18.11.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части изменения требований к финансовой устойчивости страховых организаций, установления единых принципов проведения лицензирования страховой деятельности, совершенствования системы надзора за страховой деятельностью).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 528 по 532 из 6894
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Пункты 3 и 4, два постановления - на третью и четвертую       
позиции. Обоснование дам позже.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2630 по 2646 из 6894
Коллеги, пункт 3 - проект федерального закона "О внесении изменений и           
дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в       
Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных    
актов Российской Федерации".                                                    
                                                                                
Александр Павлович Коваль, пожалуйста.                                          
                                                                                
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единство - Единая Россия".                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Буквально на заседании      
при сравнении текстов ко второму и третьему чтениям мы выявили небольшие        
технические неточности. Для устранения этого нам понадобится время, в этой      
связи я прошу перенести рассмотрение законопроекта на завтра.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На завтра. Не будет возражений принципиальных? Надо       
дать доработать законопроект.                                                   
                                                                                

Заседание № 256

07.10.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части изменения требований к финансовой устойчивости страховых организаций, установления единых принципов проведения лицензирования страховой деятельности, совершенствования системы надзора за страховой деятельностью; принят в первом чтении 7 февраля 2003 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1661 по 2267 из 6234
Пункт 5 - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской         
Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов         
Российской Федерации". Второе чтение.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Павлович Коваль.                                          
                                                                                
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единство - Единая Россия".                               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! На ваше обсуждение            
представляется подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект            
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской       
Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие      
акты законодательства Российской Федерации", принятый в первом чтении 7         
февраля текущего года. К законопроекту представлено свыше двухсот поправок,     
если быть точнее - двести сорок одна. Хотелось бы выразить признательность      
всем тем, кто принимал участие в доработке законопроекта, за проявленный        
интерес к проблемам страхования и помощь в их решении.                          
                                                                                
Законопроект не просто увеличился в объеме, он стал более содержательным,       
более конкретным. Хотелось бы особо подчеркнуть, что при доработке              
законопроекта мы придерживались концепции законопроекта, внесенного             
Правительством Российской Федерации. Это означало, что должно быть разделение   
по видам страховой деятельности, должно быть лицензирование деятельности        
отдельных участников правоотношений, должны быть установлены критерии           
финансовой устойчивости, уточнены функции государственного страхового надзора   
и тому подобное. В итоге был решен целый ряд вопросов: уточнен состав           
регулируемых отношений, определен круг их участников; уточнены объекты          
страхования, что было крайне необходимо, поскольку они участвовали в схеме      
разделения страховых компаний по специализации; установлены основные принципы   
проведения обязательного страхования; уточнены основные критерии обеспечения    
финансовой устойчивости; сформулированы основные положения формирования         
страховых резервов страховых компаний; внесены коррективы, уточняющие функции   
государственного надзора за деятельностью в сфере страхового дела; уточнены     
положения законопроекта, определяющие страховых агентов, страховых брокеров,    
страховых актуариев, и ряд других вопросов.                                     
                                                                                
Подробнее остановлюсь на наиболее проблемных и наиболее трудно решаемых         
вопросах. Основной повод для беспокойства - это разделение страховых компаний   
по специализации. Первоначально предусматриваемая законопроектом схема была     
недостаточно определенна и вызывала опасения в ее неоднозначном толковании. В   
предложенном варианте есть уточненная схема разделения страховых организаций    
по видам страховой деятельности. Одним их них предоставляется право             
осуществлять личное страхование, другим - имущественное и часть личного, а      
именно страхование от несчастных случаев, болезней и медицинское страхование.   
Таким образом, мы попытались разделить так называемые длинные деньги и          
короткие деньги, как это давно уже принято в международной практике.            
                                                                                
Конечно, процесс разделения по видам страховой деятельности не пройдет          
безболезненно для уже созданных и работающих страховых компаний, поэтому для    
этих компаний предусмотрен переходный период до 1 июля 2007 года. К указанной   
дате процесс разделения должен быть завершен.                                   
                                                                                
Второй непростой вопрос - критерии формирования уставного капитала страховых    
компаний. Они также были уточнены, однако первоначально устанавливаемый         
размер базового капитала остался прежним - 30 миллионов рублей. Для страховых   
компаний, осуществляющих страхование всех объектов личного страхования,         
минимальный размер уставного капитала установлен с коэффициентом 2 к базовому   
размеру, то есть такие страховые компании должны сформировать его в размере     
не менее 60 миллионов рублей. Если же страховые компании осуществляют только    
страхование жизни, то есть часть объектов личного страхования, что они вправе   
делать, то они формируют уставный капитал в таком же размере - 60 миллионов     
рублей. Если страховщики осуществляют страхование от несчастных случаев,        
болезней и/или медицинское страхование, им достаточно сформировать уставный     
капитал в размере 30 миллионов рублей. Такой же размер уставного капитала       
устанавливается и в отношении страховых компаний, осуществляющих                
имущественное страхование и страхование от несчастных случаев, болезней и/или   
медицинское страхование. Для страховщиков, занимающихся исключительно           
перестрахованием, уставный капитал должен быть сформирован в размере 120        
миллионов рублей. Это же устанавливается для компаний, сочетающих страхование   
и перестрахование. Этапы формирования остаются прежними.                        
                                                                                
Не менее важный вопрос - лицензирование. Ранее предусматриваемый                
законопроектом порядок лицензирования был нами существенно доработан, в         
частности, уточнен состав лицензируемых видов деятельности. Деятельность        
страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров как    
субъектов страхового дела, то есть лиц, наделяемых специальной                  
правоспособностью, может осуществляться только по специальному разрешению, то   
есть лицензии, и только в определенной сфере - в сфере страхового дела. Что     
касается страховых актуариев, то хотя им и придается особый статус, их          
деятельность не предполагается лицензировать. Однако, чтобы стать страховым     
актуарием, им необходимо получить в установленном порядке квалификационный      
аттестат, поскольку очевидно, что эта работа требует специальных знаний,        
опыта и навыков.                                                                
                                                                                
Для страховщиков предполагается несколько упростить порядок лицензирования. В   
соответствии с действующим, первоначально установленным порядком для            
получения лицензии должны представляться правила страхования по каждому         
отдельному объекту страхования, то есть, по существу, лицензировался так        
называемый страховой продукт. Итак, страховщиками на сегодняшний день           
представлялось в Департамент страхового надзора Минфина более двухсот правил    
страхования. Рассмотрение такого количества правил, безусловно, требовало       
большого количества времени, и сроки рассмотрения документов растягивались до   
девяти месяцев. В соответствии с вновь устанавливаемым порядком страховщики     
будут представлять правила только по тем видам страхования, которые             
определены в исчерпывающем перечне. Таких видов всего двадцать три, а с         
учетом разделения страховых компаний по видам страховой деятельности для        
получения лицензий одни страховщики будут представлять правила в пределах       
пяти видов страхования, другие - в пределах восемнадцати. Предлагаемый          
порядок лицензирования в значительной степени упростит жизнь страховым          
компаниям и органу страхового надзора.                                          
                                                                                
Пожалуй, один из последних непростых вопросов - вопрос ответственности          
субъектов страховой деятельности. В процессе работы над законопроектом          
активно обсуждался вопрос ответственности в рамках Кодекса об                   
административных правонарушениях - штрафы, их размер. Высказывались разные      
точки зрения, предлагались различные варианты. Согласованная позиция была       
принята с учетом замечаний и дополнений Президента Российской Федерации и       
Правового управления Аппарата Государственной Думы, обращалось внимание на      
дублирование оснований для применения мер административной ответственности,     
как то: штрафов и иных мер, таких, как выдача предписания, ограничение,         
приостановление действия лицензий, отзыв лицензий.                              
                                                                                
Для субъектов страхового дела, в особенности для страховщиков, законопроектом   
устанавливается особая правоспособность, и они во многом ограничены в своих     
действиях. В частности, отзыв лицензии, по существу, означает для страховщика   
прекращение деятельности. Такие субъекты и так достаточно уязвимы с точки       
зрения установленных в рамках законопроекта мер государственного воздействия,   
поэтому устанавливать наряду с указанными мерами административной               
ответственности дополнительные меры признано необоснованным, и в этой связи     
статью 4 законопроекта целесообразно исключить.                                 
                                                                                
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что законопроект дважды отправлялся     
на правовую и лингвистическую экспертизы. Недостатки и замечания в процессе     
доработки были устранены. Спасибо за внимание.                                  
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  Г. В. Боос                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые коллеги, возьмите таблицу поправок 1. (Выкрики из         
зала.) По ведению? Давайте мы сначала пройдем таблицу поправок 1. Нет записи    
по ведению. По таблице поправок 1 есть предложения вынести на отдельное         
голосование?                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, депутат Гальченко - на отдельное голосование.                       
                                                                                
ГАЛЬЧЕНКО В. В., депутатская группа "Народный депутат".                         
                                                                                
Прошу вынести на отдельное голосование поправку 43 из пакета предлагаемых к     
принятию поправок. Обоснование при голосовании.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 43-я.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Павлович, скажите, пожалуйста,    
розданная поправка правительства под каким номером? Она рассматривалась в       
комитете или нет?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, сейчас - по таблице поправок 1.       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да я понимаю, но я просто...                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы потом будем по розданным в зале поправкам              
определяться. По таблице поправок 1 вопросы есть? Нет вопросов. Ставится на     
голосование предложение комитета по таблице поправок 1, рекомендованных к       
принятию, за исключением поправки 43. Кто за то, чтобы принять данную           
таблицу? Прошу голосовать.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.             67,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.             32,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок 1.                                                 
                                                                                
Поправка 43. Пожалуйста, Валерий Владимирович.                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Гальченко.                               
                                                                                
ГАЛЬЧЕНКО В. В. Уважаемые коллеги, поправка 43 не решает проблемы контроля за   
всеми средствами страховых компаний. С одной стороны, страховые организации     
согласно закону отвечают по страховым обязательствам всем капиталом, а с        
другой стороны, контроль предусмотрен только за частью капитала. В частности,   
собственные средства, составляющие до 20 процентов активов компаний, остаются   
вне контроля, и фактически получается, что они могут быть наполнены чем         
угодно. Следовательно, компаниям нечем отвечать по своим обязательствам.        
                                                                                
В зале роздана поправка, которая должна снять эту проблему, поэтому я прошу     
проголосовать против принятия данной поправки и вернуться к этой проблеме при   
рассмотрении моей поправки чуть позже. Она роздана в зале.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, позиция комитета. Пожалуйста, Александр Павлович.                   
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Данная поправка роздана в зале, на заседании комитета она,         
естественно, не рассматривалась. Но я хочу сказать, что и та редакция,          
которая есть в поправках, рекомендованных комитетом к принятию, и редакция      
депутата Гальченко, они, по большому счету, не отличаются друг от друга, и в    
том варианте, в принятых поправках, есть упоминание о собственных средствах     
страховщика. Проблема не в том, контролируется или не контролируется,           
проблема в механизме контроля. Вот этот механизм контроля не прописан ни в      
том ни в другом варианте, а это главное в данной ситуации. Спасибо.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По поправке 43 правительство желает выступить?            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОТОРИН М. А., заместитель министра финансов Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, поправка, которая роздана в зале, депутата Гальченко,       
отличается от той поправки, которая присутствует в таблице поддержанных         
поправок, буквально на два-три процента, то есть буквально одной нормой, но в   
той поправке, которая предложена комитетом к принятию, содержится большое       
количество других полезных норм. Поэтому я предлагаю поддержать и поправку      
43, которая содержится в таблице поддержанных поправок, и затем в дополнение    
к ней поддержать и поправку депутата Гальченко. Это убережет нас от того        
варианта, что не будет принята ни поправка комитета, ни поправка депутата       
Гальченко и в результате останется текст первого чтения, который на данный      
момент нас не удовлетворяет, потому что он не согласуется со всеми остальными   
поправками. Поэтому я предлагаю и поправку 43 проголосовать, и затем отдельно   
поправку депутата Гальченко.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А как, Михаил Альбертович, вы считаете, мы потом сможем   
скомпоновать две поправки?                                                      
                                                                                
МОТОРИН М. А. Эти поправки отличаются фактически только на одну норму, в        
поправке депутата Гальченко добавлены собственные средства как объект для       
контроля со стороны страхового надзора.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
МОТОРИН М. А. Собственно говоря, в этом суть поправки, этим она отличается,     
поэтому вовсе не нужно отклонять всю поправку 43, а просто нужно сказать, чем   
она отличается.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это значит, что нужно принять поправку Гальченко?         
                                                                                
МОТОРИН М. А. Да.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, вот так вы ставите вопрос. Ясно.                 
                                                                                
Значит, кто за то, чтобы принять поправку 43? Депутат Гальченко предлагает ее   
не принимать, а принять его поправку. Правительство тоже поддерживает           
принятие отдельной поправки, которая роздана депутатом Гальченко. Позицию       
комитета вы слышали.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              225 чел.             50,0%                        
Проголосовало против           35 чел.              7,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    260 чел.                                          
Не голосовало                 190 чел.             42,2%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается поправка.                                                        
                                                                                
Давайте, может быть, тогда поправку депутата Гальченко проголосуем? (Шум в      
зале.) Сейчас, одну секунду. Уважаемые коллеги, поправка Гальченко, как         
только что объяснили нам и представитель правительства, и сам Гальченко,        
отличается от той, 43-й, только одной нормой, и эту норму правительство         
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Михаил Альбертович Моторин, дайте еще раз комментарий, пожалуйста.              
                                                                                
МОТОРИН М. А. Я еще раз подтверждаю, что суть поправки депутата Гальченко       
заключается в том, что к страховым резервам дополняются собственные средства,   
которые должны быть обеспечены активами, отвечающими требованиям                
диверсификации и ликвидности, возвратности и доходности, то есть на             
собственные средства распространяются те же самые правила, которые сейчас       
относятся к страховым резервам. Именно в этом заключается суть поправки         
депутата Гальченко. Поэтому, конечно, если Дума примет сейчас решение           
проголосовать сразу поправку депутата Гальченко, это сняло бы все проблемы,     
потому что там...                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы поддерживаете поправку Гальченко, правильно?   
                                                                                
МОТОРИН М. А. Да.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, не будет возражений, если мы           
проголосуем сразу эту поправку? Потому что у нас иначе провисает вся норма.     
Не будет возражений? Не будет. Тогда давайте поставим на голосование эту        
поправку депутата Гальченко. Правительство ее поддерживает, комитет, я так      
понимаю, не возражает, да, Александр Павлович? Не возражает.                    
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.             81,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.             18,2%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается данная поправка.                                                    
                                                                                
Рассматриваем тогда таблицу поправок 2. Запись нужно произвести? Не нужно.      
Ставится на голосование: принять таблицу поправок 2, рекомендованную            
комитетом к отклонению.                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части отклонения         
поправок?                                                                       
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              369 чел.             82,0%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.             17,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Согласились с предложением комитета.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас есть три поправки, розданные на отдельном листочке.    
Одна из них вчера рассматривалась комитетом. Правильно, Александр Павлович?     
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Да, на заседании комитета вчера мы рассмотрели поправку            
правительства, внесенную 15 сентября.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка правительства. Пожалуйста, по этой поправке,     
Александр Павлович. Позиция комитета.                                           
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Комитет рассмотрел и большинством голосов принял решение           
поддержать данную поправку.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. Она роздана,   
она была роздана еще две недели назад. Пожалуйста, Николай Васильевич.          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, на самом деле эта поправка, с нашей точки   
зрения, в пользу ЕС. Сначала стабилизационный фонд - в иностранные ценные       
бумаги, а теперь хотим и весь рынок страховых услуг отдать иностранным          
страховым компаниям, убив зачатки своего страхового рынка!                      
                                                                                
И второе. Я хотел бы услышать мнение правительства: а как будет себя            
чувствовать переговорщик в ВТО по этой позиции? Спасибо.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство желает высказаться по данной поправке?      
Пожалуйста, Михаил Альбертович.                                                 
                                                                                
МОТОРИН М. А. Уважаемые депутаты, внесение данной поправки со стороны           
правительства связано с тем, что в 94-м году было подписано соглашение о        
партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским          
сообществом. В 96-м году данное соглашение было ратифицировано Думой и,         
соответственно, вступило в законную силу. Данное соглашение предусматривало,    
что Россия берет на себя обязательство в течение пяти лет снять те              
ограничения, которые действуют у нас для иностранных страховщиков, имеющих      
больше 49 процентов в уставном капитале своих дочерних компаний, в отношении    
обязательного страхования и страхования жизни. В связи с тем что данное         
обязательство Россией было принято еще в 94-м году и давным-давно пятилетний    
срок, в течение которого Россия обязалась принять соответствующую поправку в    
законодательство, истек, правительство и предлагает принять эту поправку.       
                                                                                
Кроме того, нужно учитывать, что в этой же поправке предлагается сохранить      
ограничение доли участия иностранных компаний на российском рынке. Сейчас это   
ограничение составляет 15 процентов. При этом иностранцы фактически выбрали     
только 4 процента этой квоты, то есть присутствие иностранных страховщиков на   
российском рынке составляет только 4 процента. Правительство предлагает         
увеличить эту долю до 25 процентов и таким образом обезопасить свой страховой   
рынок от возможного сверхприсутствия иностранных страховых компаний.            
                                                                                
Поэтому правительство в данный момент предлагает поддержать эту поправку и      
выполнить то международное обязательство, которое было принято в 94-м году      
Российской Федерацией.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
Председательствующий. Но только точки зрения за и против, Адриан Георгиевич.    
Позиция комитета, и голосуем.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Александр Павлович.                                                 
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Позицию комитета я доложил: комитет вчера рассмотрел на            
заседании и принял большинством голосов решение поддержать правительственную    
поправку. В ходе обсуждения говорилось о том, что страховое сообщество,         
рассматривая эту правительственную поправку, приняло решение не поддерживать    
ее, считая, что такое открытие рынка приведет к доминированию иностранных       
операторов и страховых компаний ЕС на российском рынке.                         
                                                                                
Считаю также, что срок открытия обязательных видов страхования, точнее,         
допуска к обязательным видам страхования еще не пришел с учетом того, что и в   
концепции развития страхования, принятой Российской Федерацией, говорится о     
поэтапном и посегментном допуске иностранных страховых компаний на российский   
рынок.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка,      
которая роздана... Адриан Георгиевич, но мы договариваемся всегда: точка        
зрения за, точка зрения против, позиция комитета. Авторам поправки я дал        
слово, против - дал слово. Позиция комитета известна - комитет поддерживает     
принятие данной поправки.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование поправка, которая роздана в зале, она была роздана      
ранее. Комитет эту поправку принял.                                             
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              246 чел.             54,7%                        
Проголосовало против          107 чел.             23,8%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.             21,3%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается поправка.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, коль мы уже обсуждаем поправки на отдельных листочках, у     
нас здесь осталась поправка Адриана Георгиевича Пузановского. Поправка Скоча    
абсолютно идентична той, которую мы сейчас проголосовали.                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. И еще поправка Надеждина!                                              
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И поправка Надеждина, а пока - Пузановский.               
                                                                                
Адриан Георгиевич, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., фракция "Единство - Единая Россия".                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, поправка роздана. Ее идеология следующая (чтобы не           
комментировать все пункты): она признает необходимость учета требований         
международного соглашения и изменения квоты - с 15 до 25 процентов. Но надо     
указать на два обстоятельства, я прошу вас обратить на это внимание (Михаил     
Альбертович, подтвердите): это соглашение подписано с ЕС, Европейским           
сообществом, но не подписано, например, с Японией, Австралией, Канадой,         
Соединенными Штатами. Я не буду перечислять все остальные страны мира,          
имеющие страховые структуры. А между тем поправка правительства предлагает      
впустить всех нерезидентов и опирается, как на аргумент, на соглашение с ЕС.    
Это одно.                                                                       
                                                                                
И второе. Во второй своей части данная поправка увязывает процесс допуска       
нерезидентов на наш рынок с процессом вступления в ВТО. То есть можно           
расширить до 25 процентов, но давайте сделаем это после предполагаемого         
вступления России во Всемирную торговую организацию. Это же очень логично и     
разумно! Давайте и мы будем каким-то образом принуждать и государства,          
являющихся членами Европейского сообщества, и другие страны к принятию России   
в ВТО. Я думаю, такая увязка, которая содержится в поправке, - она в принципе   
допускает предложение правительства, но делает возможным учет интересов         
российского страхового сообщества. У меня всё.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение представителей правительства. Михаил   
Альбертович или Алексей Леонидович?                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУДРИН А. Л., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации -     
министр финансов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, еще раз о том, что вот сейчас была проголосована            
поправка, которая вводит специальный режим для компаний Евросоюза. Это          
решение уже было ратифицировано Государственной Думой, оно должно было          
вступить в действие в 1999 году. Откладывать мы сегодня уже не можем введение   
этого режима. Если Россия не выполнит свое обязательство в этой части, то       
Евросоюз вправе не выполнять и другие обязательства, и другие решения,          
которые в настоящее время готовятся, они тоже будут отложены.                   
                                                                                
Поэтому просьба отклонить эту поправку.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Мнение комитета. Или она не обсуждалась?                                        
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Комитет не рассматривал на своем заседании эту поправку, она       
роздана в зале. Но должен сказать, что эта поправка в большей мере учитывает    
интересы страхового сообщества.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, будьте внимательны, ставлю на голосование. Кто за то,        
чтобы поправку депутата Пузановского принять? Мнение Правительства:             
отклонить. Пожалуйста, голосуйте.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              168 чел.             37,3%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    175 чел.                                          
Не голосовало                 275 чел.             61,1%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Поправка депутата Надеждина. Пожалуйста, Борис Борисович.                       
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, поправка крайне проста. В ней написано        
ровно следующее: отзыв лицензии страховщика возможен только на основании        
судебного решения по обращению лицензирующего органа.                           
                                                                                
Два коротких комментария.                                                       
                                                                                
Первое: приостановить лицензию можно и решением Росстрахнадзора, это не         
вопрос, но отзыв лицензии, как предлагается в поправке, приведет к тому, что    
это юрлицо два года не сможет обращаться за новой лицензией, то есть это        
выбытие с рынка полностью, навсегда.                                            
                                                                                
Поскольку во всех остальных видах лицензирования (вспомните наш закон), и в     
части средств массовой информации, и в части других видов деятельности,         
предприниматель защищается, так как административный порядок отзыва лицензии    
отменяется по всем законам, это надо сделать и в этом законе. Естественно,      
при этом государство не утрачивает рычаги контроля, потому что остается и       
предупреждение, и приостановление лицензии.                                     
                                                                                
Я специально прошу Алексея Леонидовича Кудрина... Алексей Леонидович, у меня    
к вам просьба высказаться по этому вопросу - по поправке о том, что должен      
быть в принципе судебный порядок отзыва лицензий.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Леонидович, по поправке Надеждина     
Бориса Борисовича.                                                              
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые депутаты, действительно, в последнее время мы            
предпринимаем усилия для того, чтобы защитить честный бизнес, и в том числе     
ограничить роль государственных контрольных функций, которые применяются во     
внесудебном порядке.                                                            
                                                                                
После принятия закона об организации страховой деятельности, я думаю, у нас     
появится более адекватное правовое поле для наведения порядка в этой области.   
В настоящее время у нас 1 400 страховых компаний, часть которых работает по     
так называемым зарплатным схемам, теневым схемам. И сегодня, конечно, еще       
предстоит большая работа по приведению рынка в цивилизованное состояние.        
                                                                                
В этой связи я бы поддержал в целом направление, которое излагается в           
поправке "СПС", о необходимости дополнительной судебной защиты страховщиков,    
вместе с тем не забывая о том, что в первую очередь мы должны защищать          
потребителей страховых услуг. Поэтому я предлагаю сейчас данную поправку        
отклонить, потому что она требует чисто технической доработки, но вернуться     
после принятия этого закона к этой поправке, то есть к необходимости            
судебного решения этих вопросов, как раз в результате работы этого закона, и    
уже усилить вот эту часть защиты страхового бизнеса, но честного, не того,      
который сегодня теневыми схемами пользуется, а честного. Причем я также хочу    
сказать, что нам нужно тогда подготовить предложения по усилению работы         
департамента страхового надзора, потому что нам придется увеличить его          
численность для того, чтобы по каждому случаю рассматривать вопрос в судебном   
порядке. Я в целом поддерживаю это направление, но считаю, что нужно принять    
вот эту поправку, но в несколько измененном виде и чуть позднее, не сегодня.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то,    
чтобы поправку депутата Надеждина принять? Мнение правительства: отклонить.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              188 чел.             41,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    190 чел.                                          
Не голосовало                 260 чел.             57,8%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели таблицы и рассмотрели поправки, розданные в   
зале. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять во    
втором чтении? Пожалуйста, голосуйте.                                           
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              227 чел.             50,4%                        
Проголосовало против           83 чел.             18,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.             31,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается во втором чтении.                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2618 по 2693 из 6234
ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы    
вернуть коллег к голосованию по пятому законопроекту (пятым он стоит в          
повестке дня), потому что четырнадцать депутатов от Агропромышленной            
депутатской группы, в том числе и я, якобы проголосовали за... Этого не было!   
Поэтому я прошу вернуться и переголосовать законопроект из пункта 5. Кто-то     
нажал кнопки, в том числе... Я не голосовал, а закон прошел, 227 голосов.       
Прошу вернуться.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, решение по этому принято.                        
                                                                                
Олег Иванович Ковалёв, пожалуйста, дайте пояснение.                             
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Поскольку       
решение принято, мы должны голосовать за то, чтобы отменить принятое решение,   
а не за то, чтобы вернуться. Мы не можем уже вернуться к голосованию.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да. Харитонов предлагает отменить ранее принятое      
решение, да? Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. (Выкрики из зала.)                 
                                                                                
Подождите, по ведению.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Гайнуллина.                                                 
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Единая Россия".                          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич! Николай Михайлович, у нас, наоборот, другая      
ситуация - мы не успели нажать, поэтому я предлагаю не возвращаться. Решение    
принято.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев, пожалуйста, по ведению.                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! На самом     
деле есть письменное заявление, что люди не голосовали, а у них плюс. Поэтому   
это другая ситуация. Надо назначить комиссию, разобраться и переголосовать,     
отменив предыдущее решение.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у кого заявления-то?                                    
                                                                                
Пожалуйста, Ковалёв Олег Иванович. Какие заявления?                             
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Я пока, комитет по Регламенту пока не имеет таких заявлений.      
                                                                                
Николай Васильевич, не надо вводить в заблуждение палату!                       
                                                                                
Значит, существуют четкие регламентные нормы: если человек, почему-то так       
оказалось, не согласен, он делает заявление, в стенограмму это вносится. Всё.   
Других норм у нас нет. Надо ходить на заседания, потому что мы о ком-то         
говорим, а сами не ходим на заседания, а потом говорим: кто-то, дух какой-то,   
пришел и нажал наши кнопки.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Михайлович Харитонов.                 
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. Коллеги, уважаемый Ковалёв! Посмотрите вокруг: половины зала    
нет, а кнопки нажимают. Давайте на эту тему спорить не будем! Ивера нет в       
зале, меня не было, но два голоса было за. Я протестую и требую голосование     
отменить, вернуться. И тогда уж тут и мнение депутатов "Отечества...",          
которые не успели нажать, и наше мнение... А мы не нажимали, тогда за нас       
нажали! Этих примеров было достаточно много в нашей работе. Я буду...           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы отменить ранее принятое решение по       
пункту 5 повестки дня? Нет, сначала отменить решение.                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              138 чел.             30,7%                        
Проголосовало против          157 чел.             34,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    296 чел.                                          
Не голосовало                 154 чел.             34,2%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 218

07.02.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации" (в части изменения требований к финансовой устойчивости страховых организаций, установления единых принципов к проведению лицензирования страховой деятельности, совершенствования системы надзора за страховой деятельностью).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1485 по 2082 из 4368
Пункт 5 - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской         
Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации". Доклад         
официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя       
министра финансов Михаила Альбертовича Моторина.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Александр Павлович Коваль здесь? Здесь, а то еще и его не окажется...           
                                                                                
МОТОРИН М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается проект    
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской       
Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие      
акты законодательства Российской Федерации".                                    
                                                                                
В настоящее время отношения, связанные с осуществлением страховой               
деятельности и страхового надзора на территории Российской Федерации,           
регулируются Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в     
Российской Федерации". Данный закон был принят в 1992 году и явился основой     
для создания рыночных отношений в страховании. За десять лет, прошедшие с       
момента вступления в силу указанного закона, не только полностью сложились      
основы организации страхового дела, но и его активное развитие уже во многом    
опережает действующее законодательное регулирование, и именно это потребовало   
внесения изменений и дополнений в данный закон. Кроме того, в последние         
три-четыре года в национальную систему страхового дела активно внедрились       
международные обычаи делового оборота и страховой практики. При                 
взаимодействии российского страхового рынка с международными, прежде всего      
европейскими, рынками страхования страхование в России вынуждено учитывать      
опыт и практику этих рынков, выраженные, в частности, в директивах ЕС,          
международных стандартах видов страхования, международных стандартах            
страхового надзора.                                                             
                                                                                
Предлагаемый к рассмотрению проект федерального закона о внесении изменений и   
дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в       
Российской Федерации" включает следующие основные изменения, дополнения и       
новации. В целях упорядочения регулирования страховой деятельности вводится     
понятие страховой деятельности профессиональных участников страхового рынка.    
Исходя из сложившейся практики осуществления страхования и в связи с            
необходимостью приведения в соответствие с Гражданским кодексом Российской      
Федерации уточняются понятия объектов страхования, страховой суммы, страховой   
выплаты, финансовой устойчивости страховщика.                                   
                                                                                
Развитие страхования обуславливает развитие инфраструктуры страхового рынка,    
рост числа и выявление новых субъектов страхового дела, таких, как актуарии     
общества взаимного страхования, страховые пулы. В этой связи вводится           
институт страхового актуария, необходимый для осуществления на                  
профессиональной основе расчетов страховых тарифов, страховых резервов при      
долгосрочном страховании жизни и пенсионном страховании, иных видах             
страхования, что соответствует международной практике. Определяется правовой    
статус субъектов страхового рынка. К их числу относятся профессиональные        
участники, особенность профессиональной деятельности которых гарантирует        
защиту прав потребителей страховых услуг.                                       
                                                                                
Для обеспечения финансовой устойчивости и в целях гарантирования исполнения     
обязательств по договорам страхования страховщики должны обладать               
определенным размером уставного капитала. На сегодняшний день совокупный        
размер уставного капитала страховщиков составляет 27 миллиардов рублей. При     
этом прослеживается устойчивая тенденция роста совокупного капитала. Вместе с   
тем уставные капиталы около восьмидесяти страховых организаций не превышают     
10 миллионов рублей, и только 5 процентов страховщиков имеют капитал более      
100 миллионов рублей. Данные показатели существенно ниже минимальных            
требований к размеру капитала страховщиков в Европейском союзе и на иных        
международных страховых рынках.                                                 
                                                                                
Следует констатировать, что российский страховой рынок испытывает острый        
недостаток капиталоемкости, и прежде всего это обусловлено малыми размерами     
уставного капитала страховщиков. Такое положение нередко приводит к             
финансовой неустойчивости и недостаточной платежеспособности страховщиков,      
невозможности для них принимать на страхование значительные по объему риски,    
получать разрешения на осуществление новых видов страхования.                   
                                                                                
В целях повышения капиталоемкости законопроект устанавливает размер базового    
уставного капитала в 30 миллионов рублей и дифференциацию его в зависимости     
от видов страхования (личного, имущественного) и перестрахования. В настоящее   
время размеры базовых капиталов установлены в пределах 3,5-5 миллионов          
рублей, этого явно недостаточно.                                                
                                                                                
Кроме того, в целях сглаживания возможных негативных последствий увеличения     
требований к размеру капитала законопроект предусматривает поэтапное            
увеличение складочных капиталов до 1 июля 2007 года: сначала - в размере        
одной трети (до 1 июля 2004 года), затем - в размере двух третей (на 1 июля     
2006 года).                                                                     
                                                                                
С учетом международного опыта недопустимости использования средств по           
накопительному долгосрочному страхованию жизни на текущие выплаты по            
краткосрочному имущественному рисковому страхованию, а также с учетом           
возможности участия страховщиков в системе обязательного пенсионного            
страхования законопроект вводит специализацию, разделение страховщиков на       
осуществляющих личное страхование, в первую очередь страхование жизни, и        
имущественное страхование. Данная норма направлена прежде всего на защиту       
интересов страхователей и застрахованных граждан, накапливающих резервы по      
страхованию жизни и пенсий, на защиту от возможных случаев банкротства          
страховщиков и потери гражданами длительных, в том числе пенсионных,            
накоплений.                                                                     
                                                                                
В настоящий момент лицензирование страховой деятельности осуществляется на      
основе ведомственного нормативного акта. Вместе с тем статья 939 Гражданского   
кодекса Российской Федерации предусматривает, что требования, которым должны    
отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и        
осуществления государственного страхового надзора определяются законами о       
страховании. Поэтому в целях замены ведомственных нормативных актов             
законодательными, а также учитывая, что федеральный закон о лицензировании      
отдельных видов деятельности не распространяется на страховую деятельность,     
условия и порядок лицензирования деятельности профессиональных участников       
страхового рынка внесены в предлагаемый законопроект.                           
                                                                                
В проекте приведен также исчерпывающий перечень документов, необходимых для     
получения лицензии, предусмотрены срок их рассмотрения, плата за выдачу         
лицензии, исчерпывающие основания для отказа в рассмотрении заявления и         
выдаче лицензии. Наиболее важная роль в законопроекте отводится вопросам        
контроля за деятельностью профессиональных участников. Ограничение,             
приостановление и отзыв лицензий осуществляются в настоящее время также на      
основании ведомственного нормативного акта. В целях повышения уровня            
законодательного регулирования данных отношений нормы указанного документа      
также включены в представленный проект федерального закона. Кроме того,         
вводятся механизмы ограничения и приостановления лицензий на основе             
предварительного уведомления профессионального участника о допущенных           
нарушениях с предписанием об их устранении в установленные сроки. И только      
при неисполнении предписаний действие лицензий ограничивается или               
приостанавливается.                                                             
                                                                                
Законопроектом определены также основания для отзыва лицензии, порядок          
взаимодействия профучастника с органом страхового надзора и страхователями      
после отзыва у страховщика лицензии. В целях защиты интересов страхователя и    
застрахованных лиц при неплатежеспособности и банкротстве страховщиков в        
проекте предусмотрен механизм передачи обязательств, принятых страховщиком по   
договорам страхования, другому страховщику (передача страхового портфеля).      
                                                                                
В целях минимизации решений об ограничении, приостановлении и отзыве            
лицензий, а также сокращения случаев нарушения страхового законодательства,     
повышения ответственности руководителей страховых компаний и других             
профессиональных участников страхового рынка вносятся дополнения в Кодекс       
Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми              
устанавливается возможность наложения административного штрафа на должностное   
лицо профессионального участника за несоблюдение условий договоров              
страхования, нарушение принципа добровольности при заключении договора о        
страховании, неправомерное страховое посредничество, непредставление или        
несвоевременное представление отчетности о своей деятельности.                  
                                                                                
Внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона        
отвечает потребностям укрепления законодательного регулирования страхового      
дела в стране, требованиям международной практики и действующим международным   
стандартам. Принятие закона позволит повысить конкурентоспособность             
отечественного страхового рынка, качество страховых услуг, привлечь более       
широкие круги страхователей и инвесторов, дать толчок развитию добровольных     
видов страхования, что, естественно, снизит дополнительные затраты госбюджета   
на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также   
создаст условия для вхождения российского страхового рынка в систему            
международного страхового сообщества.                                           
                                                                                
Законопроект в большей степени, чем действующий, направлен на защиту            
интересов потребителей страховых услуг. Законопроект решает первоочередные      
задачи по совершенствованию и развитию законодательства о страховании и         
является основополагающим. Его принятие также позволит продолжить работу по     
кодификации страхового законодательства, в частности основ обязательного        
страхования, развитию новых видов страхования, долгосрочного накопительного     
страхования жизни, созданию правовых основ деятельности всех профессиональных   
участников страхового рынка.                                                    
                                                                                
Правительство Российской Федерации предлагает одобрить данный законопроект в    
первом чтении. Спасибо за внимание.                                             
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Альбертович.                              
                                                                                
Содоклад члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам           
Александра Павловича Коваля. Пожалуйста.                                        
                                                                                
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единство".                                               
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным             
организациям и финансовым рынкам рассмотрел проект федерального закона "О       
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации    
страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства          
Российской Федерации", внесенный Правительством России. Данный закон является   
основным правовым регулятором общественных и финансово-экономических            
отношений, складывающихся в сфере страхового дела. Совершенно очевидно, что     
ныне действующий закон устарел и уже не способен в полной мере обеспечивать     
регулирование страховых отношений. Как уже было отмечено, внесение изменений    
и дополнений продиктовано целым рядом объективных причин, в числе которых       
эволюционное изменение экономических условий, структуры и качества страхового   
рынка, необходимость унификации и согласования российского страхового           
законодательства с международным.                                               
                                                                                
Должен отметить, что представленный проект разрабатывался, видоизменялся и      
дополнялся в течение нескольких лет и, безусловно, эти трансформации            
сказались на его качестве. Законопроектом предполагается внесение изменений в   
состав участников страховых отношений, регулируемых Законом "Об организации     
страхового дела в Российской Федерации", создание правовых основ для            
организации рынка страховых услуг, определение состава его профессиональных     
участников, что вводится впервые. С учетом интересов прежде всего               
страхователей предусматриваются значительные изменения положений закона в       
части обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций, порядка        
формирования и размещения страховых резервов, усиления государственного         
надзора за страховой деятельностью. Предполагается более детально определить    
порядок лицензирования страховой деятельности, отзыва, приостановления          
лицензий и других мероприятий.                                                  
                                                                                
К числу несомненных достоинств законопроекта относится то, что он создает       
гарантии страхователям, гарантии гражданам и юридическим лицам надежности       
сохранения их финансовых средств, своевременности страховых выплат. В этой      
связи очевидно, что законопроект, представленный Правительством, восполняет     
пробелы в регулировании страховых отношений. Но он также не лишен               
недостатков, на которые хотелось бы обратить внимание.                          
                                                                                
Представляется неверным принцип разделения страховых организаций по             
специализации, в соответствии с которым страховщики, осуществляющие личное      
страхование, не вправе заниматься имущественным страхованием, а страховщики,    
осуществляющие имущественное страхование, не вправе заниматься страхованием     
жизни. В представленном виде указанная норма создает основание для              
разночтения, и во избежание произвольного толкования и применения ее            
необходимо будет уточнить.                                                      
                                                                                
Следует, безусловно, предусмотреть и переходный период для разделения           
страховых организаций по специализации. Кстати, требование специализации        
страховых компаний вступает в силу с момента принятия закона, но реализация     
положения о разделении по специализации организационно и технологически         
невозможна в установленные сроки, да и экономически нецелесообразна, так как    
она поставит большинство страховых компаний в затруднительное финансовое        
положение и в то же время создаст проблемы для страхователей, которые будут     
вынуждены перезаключать договоры. Считали бы логичным установить переходный     
период, скажем, до трех лет для разделения страховых компаний на занимающиеся   
исключительно страхованием жизни, как это принято во всем мире, и страховые     
компании, занимающиеся иными видами страхования.                                
                                                                                
Отдельные положения законопроекта не согласованы с Гражданским кодексом         
Российской Федерации, на что справедливо обращалось внимание в заключении       
Правового управления Аппарата Государственной Думы. Требуют уточнения           
положения, устанавливающие исчерпывающий состав правил, определяющих общие      
условия и порядок проведения добровольного страхования, порядок изменения и     
дополнения этих правил и исключения отдельных их положений.                     
                                                                                
Необходимо в соответствии с ГК уточнить и ряд моментов регулирования            
отношений по взаимному страхованию, исходя из того, что статус организаций,     
осуществляющих на взаимной основе страхование интересов своих членов, и         
статус организаций, осуществляющих страхование интересов лиц, не являющихся     
членами общества взаимного страхования, существенно отличаются друг от друга.   
В качестве страховщика выступают только последние, то есть те общества          
взаимного страхования, которые проводят коммерческое страхование.               
                                                                                
Положения законопроекта, касающиеся вопросов лицензирования страховых           
брокеров и страховых актуариев, также вызывают сомнение: следует ли             
лицензировать деятельность страховых посредников и страховых актуариев, если    
их деятельность исходя из ряда положений законопроекта не относится к           
страховой, а лицензированию по ГК подлежит собственно страховая деятельность.   
В этой связи необходимо уточнить данные положения, доказав, что деятельность    
страховых брокеров, актуариев является страховой, либо исключить их             
деятельность из состава лицензируемой, предусмотрев для них иные формы,         
например сертификацию или аккредитацию.                                         
                                                                                
Кроме того, следует рассмотреть вопрос о лицензировании не страхового           
продукта, как это предусматривается законопроектом, а именно страховой          
деятельности, например, в порядке, аналогичном установленному законодателем     
для лицензирования участников фондового рынка или участников рынка ценных       
бумаг.                                                                          
                                                                                
Представляется принципиально важным в рамках закона восполнить пробелы в        
регулировании отношений по обязательному страхованию хотя бы на уровне общих    
принципов. Давно назрела необходимость регламентации процесса появления новых   
видов обязательного страхования, кстати, количество которых уже достигает       
примерно пятидесяти. Они фрагментарно отражены в различных законопроектах. В    
этих целях представляется целесообразным предусмотреть в законе классификацию   
видов обязательного страхования, основания и порядок его осуществления,         
объекты обязательного страхования, классификацию рисков, подлежащих             
обязательному страхованию.                                                      
                                                                                
В представленном законопроекте используется целый ряд терминов и понятий,       
содержание которых не определено или недостаточно точно определено, как то:     
"страховая деятельность", "страхование", "страховые услуги", "страховой         
взнос", "страховая премия", "деятельность, связанная с оказанием страховых      
услуг", "вина учредителей" и тому подобное. Поскольку подобные понятия и        
термины имеют большое значение для правоприменительной практики, необходимо     
будет раскрыть их содержание.                                                   
                                                                                
Предложенная новация в статью 4 "Объекты страхования" не соответствует          
реалиям страхового рынка, положениям концепции развития страхования в России,   
да и Гражданскому кодексу. Если в действующем законодательстве объектами        
страхования считаются законные интересы страхователей, связанные с жизнью,      
здоровьем, трудоспособностью, пенсионным обеспечением страхователя, или         
застрахованного лица, то в предлагаемом варианте говорится лишь об объектах     
страхования, связанных с причинением вреда жизни и здоровью застрахованного     
лица или наступлением в его жизни иного, предусмотренного законом или           
договором страхования события. С нашей точки зрения, данная редакция снижает    
значимость таких видов страхования, как страхование от несчастных случаев и     
пенсионное страхование.                                                         
                                                                                
Весьма спорным считаем положения о внесудебном механизме аннулирования          
лицензий, возможности отказа соискателю лицензии в приеме заявления на ее       
получение, расширенном перечне оснований для отказа выдачи лицензии, что        
нарушает права лицензиатов и соискателей на получение лицензий.                 
                                                                                
Вместе с тем, несмотря на перечисленные недостатки - и о них еще можно          
говорить, - законопроект представляет собой хорошую основу для                  
совершенствования Закона "Об организации страхового дела...". Комитет           
считает, что указанные недостатки могут быть устранены при доработке            
законопроекта ко второму чтению путем уточнения его соответствующих положений   
и это не нарушит концепцию законопроекта. В законопроекте должны быть учтены    
и согласованы интересы всех участников правоотношений: государства,             
профессиональных участников страхового рынка, страхователей,                    
выгодоприобретателей и иных лиц, в интересах которых проводится страхование.    
Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует принять       
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчикам? Хорошо.        
Запишитесь, пожалуйста.                                                         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Коллега Надеждин, пожалуйста, можете задавать вопрос. Кому вопрос?              
                                                                                
Да, покажите, пожалуйста, список.                                               
                                                                                
Ну, Емельянов первый. Пожалуйста, Михаил Васильевич.                            
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "ЯБЛОКО".                                              
                                                                                
У меня вопрос к Михаилу Альбертовичу Моторину. Вы совершенно верно сказали,     
Михаил Альбертович, что необходимо приводить действующее законодательство о     
страховании в соответствие с Гражданским кодексом. И вот в этой связи у меня    
вопрос по видам страхования. И в старой, и в новой редакциях закона             
используется термин "виды страхования", но в самом законе эти виды не           
определены, они определяются соответствующим лицензирующим органом. В то же     
время статья 49 ГК говорит о том, что перечень лицензированных видов            
деятельности должен определяться законом. Не кажется ли вам, что при работе     
над этим законом нам необходимо и в этой части привести его в соответствие с    
Гражданским кодексом?                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МОТОРИН М. А. Это вполне возможное решение проблемы, если будет предложена      
нормальная классификация видов страхования, соответствующая международной       
практике, в частности директивы ЕС определяют восемнадцать видов страхования,   
по которым, собственно говоря, и идет лицензирование. Если мы с вами            
договоримся ко второму чтению о соответствующей классификации, то я думаю,      
что это возможно ввести в законопроект в рамках принятия его во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надеждин Борис Борисович, пожалуйста. Кому вопрос?                              
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Поскольку людей записалось мало, я, если можно, позволю себе     
два вопроса задать, адресовав их обоим докладчикам, и от Правительства, и от    
комитета.                                                                       
                                                                                
Первый вопрос такой. В чем смысл запрета иностранным гражданам и лицам без      
гражданства быть руководителем и главбухом участника страхового рынка? Таких    
прецедентов на самом деле у нас не было: и в банках, и на рынке ценных бумаг,   
и в инвестиционных фондах нет проблем. Причем тут много возникает вопросов      
сразу. Есть граждане не только там какие-то американские и так далее, есть,     
например, граждане Белоруссии, Украины. А почему они не могут? Я не понимаю.    
Есть только один прецедент, когда Дума приняла такое решение, такого типа, -    
это запрет руководить федеральными телерадиоканалами. Такая норма есть, это     
норма, так сказать, имени Бориса Йордана. Там была история с "НТВ". Вопрос      
простой к Правительству: это очень важно? Если да, то имени кого эта норма?     
Что там, кто-то конкретный и зачем это вообще надо?                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И второй вопрос сразу задайте.                            
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Я потом задам лучше.                                             
                                                                                
И мнение комитета: является ли это принципиальным?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Альбертович.                           
                                                                                
МОТОРИН М. А. У нас есть целый ряд ограничений, которые касаются иностранных    
страховщиков, в частности иностранных граждан. Вопрос этот сейчас является      
предметом переговоров с ВТО. То есть в этом законопроекте мы не случайно не     
затронули те ограничения, которые у нас существуют: ни нормативы, ни квоты,     
ни гражданство. Это вопрос переговорный, и мы надеемся, что в процессе          
переговоров с ВТО мы достигнем компромисса по этим вопросам. Если этот          
компромисс будет достигнут, то, соответственно, и эта норма будет снята.        
                                                                                
Теперь о том, почему она вообще возникла. Это не исключительная норма, не       
изобретение только российского законодательства, она достаточно часто           
встречается в международной практике, когда есть соответствующие требования.    
И мы считаем, что это правильная норма, поэтому в переговорном процессе с ВТО   
мы отстаиваем эту норму. Но, если будет достигнуто другое решение, мы готовы    
будем ее снять.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, мнение комитета.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Павлович Коваль.                                          
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Борис Борисович, эта тема на заседании комитета не       
обсуждалась, но если говорить о моем личном мнении, то, безусловно, это         
непринципиально, тем более что эта норма легко обходится.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Второй вопрос задавайте. Просто не забывайте, что   
еще будет возможность выступить. Пожалуйста.                                    
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Нет, конечно, я знаю, что я выступлю. Я хочу просто выяснить     
позицию.                                                                        
                                                                                
Второй вопрос уже более такой... финансовый, содержательный. Там появилось      
новое требование к уставному капиталу страховщика, в статье 25, о том, что не   
менее 60 процентов уставного капитала должны составлять именно денежные         
средства и они должны использоваться только на операции, связанные с            
исполнением страховых обязательств. В принципе я не очень понимаю, зачем это    
надо. Потому что у страховщиков могут быть в уставном капитале вполне           
ликвидные инструменты, но более устойчивые и приносящие доход - разного рода    
ценные бумаги, иностранная валюта. Если вы требуете, чтобы 60 процентов         
уставного капитала, довольно большого, лежало в рублях, то вы подвергаете       
страховщиков реальным инфляционным рискам (это правда) и лишаете их             
возможности размещать капитал в не менее ликвидных инструментах, которые        
могут еще и доход приносить. В чем тут смысл?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Альбертович.                           
                                                                                
МОТОРИН М. А. В данном случае это вопрос прежде всего защиты застрахованных     
лиц. Клиенты, когда получают страховое возмещение, должны получать его в виде   
денежных средств, а не в виде ценных бумаг или каких-то других активов,         
которые могут быть у страховой организации. Поэтому резервы страховой           
организации прежде всего должны находиться в денежных средствах. Вопрос о       
том, как разместить наиболее ликвидно и наиболее доходно отдельные              
инструменты, - это вопрос уже формирования соответствующего портфеля            
инвестиционного страховой компании.                                             
                                                                                
Кроме того, опять же ссылаться здесь можно и на международный опыт.             
Международный опыт и международные стандарты основаны именно на таких           
подходах, но в принципе цифра может обсуждаться. Естественно, эта цифра не      
должна быть ниже какого-то определенного минимального предела.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Запишитесь,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, два выступающих. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич.                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемые коллеги, от имени фракции "ЯБЛОКО" я хотел бы         
сказать, что мы поддерживаем те цели, которые преследует Правительство,         
предлагая принятие этого закона. Мы также считаем необходимым в преддверии      
вступления в ВТО повышать конкурентоспособность наших страховщиков, и           
действительно в правовом смысле необходимо законодательство о страховой         
деятельности приводить в соответствие с Гражданским кодексом. Но у нас          
вызывают сомнение некоторые моменты, то, как это реализуется в данном законе,   
прежде всего (я уже упоминал в своем вопросе) виды страховой деятельности.      
Это очень важный вопрос для страховщиков, поскольку с классификацией видов      
связаны определенные ограничения их бизнеса, а именно: необходимость            
отдельного лицензирования каждого вида страхования и необходимость иметь        
уставный капитал, как написано в законе, в размере не меньше суммы размеров     
уставных (складочных) капиталов, установленных для каждого из осуществляемых    
видов деятельности. Поэтому мы будем настаивать при втором чтении на том,       
чтобы в законе были эти виды перечислены. И нам импонирует конструктивная       
позиция Правительства, которая была заявлена Михаилом Альбертовичем. Мы         
поправки, конечно же, подготовим в соответствии с международными                
требованиями.                                                                   
                                                                                
Еще один вопрос, который нас беспокоит, связан с введением Единого              
государственного реестра профессиональных участников страхового рынка. Это,     
конечно же, необходимый документ, но вместе с тем порядок включения в реестр,   
порядок отказа во включении в реестр в законе не прописаны. Это отдается на     
откуп исполнительным органам власти. Но в то же время за непредоставление       
информации для включения в реестр устанавливается административная              
ответственность. То есть, на наш взгляд, все-таки существенные моменты          
порядка внесения в реестр должны быть в самом законе, тогда можно говорить и    
об ответственности участников за непредоставление информации. И безусловно, в   
законе должны быть исчерпывающие перечни оснований для отказа во внесении в     
этот реестр.                                                                    
                                                                                
Мы также разделяем позицию комитета, заявленную коллегой Ковалем, о том, что    
некоторые понятия, которые вводит новый закон, не определены. Михаил            
Альбертович упоминал уже о том, что в административный кодекс вводится          
понятие неправомерного страхового посредничества, но четкого определения        
этого термина нет, и вполне возможны пограничные ситуации, когда                
недобросовестный правоприменитель будет толковать это в ущерб добросовестному   
участнику страхового рынка.                                                     
                                                                                
Другой пример - это требование о предъявлении соискателем лицензии              
профессионального участника заключения федерального антимонопольного органа о   
соблюдении антимонопольных правил. Это требование не совсем стыкуется с         
действующим антимонопольным законодательством, поскольку и закон "О защите      
конкуренции на рынке финансовых услуг", и Закон "О конкуренции и ограничении    
монополистической деятельности на товарных рынках" предполагают выдачу          
подобных заключений лишь в строго определенных случаях, связанных со сделками   
по приобретению активов или долей акций юридических лиц. Для страхового дела    
это не совсем применимо. Поэтому мы сделаем поправки и очень надеемся на        
конструктивное сотрудничество с Правительством в принятии этих поправок.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Надеждин Борис Борисович.                                           
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Наша фракция имеет по законопроекту очень много замечаний, и     
на 90 процентов они совпадают с тем, о чем говорил Александр Павлович Коваль,   
выступая с содокладом от комитета. Но хочу еще несколько моментов назвать,      
которые тоже, на мой взгляд, во втором чтении нужно посмотреть                  
повнимательнее.                                                                 
                                                                                
Первое - это то, что в этом законе, в который предлагается внести изменения,    
по историческим причинам есть не только нормы, регулирующие деятельность, но    
и нормы содержательные из страхового права, из гражданского права. Сейчас у     
нас уже есть соответствующая глава Гражданского кодекса, и, наверное, из        
данного закона эти нормы нужно бы просто убрать, они ничего не добавляют, по    
сути дела.                                                                      
                                                                                
Абсолютно согласен с тем, что совершенно непонятно, зачем нужно лицензировать   
страховых брокеров и актуариев. Подобные организации, скажем, на банковском     
рынке никак не лицензируются и живут себе там, никому не мешают. Получается,    
что у нас страховой рынок становится куда более зарегулированным, чем,          
например, банковский, который не менее важен для государства, а то и более.     
                                                                                
Абсолютно непонятен запрет, о котором я говорил, касающийся иностранных         
граждан и лиц без гражданства. Это неправильно особенно для России. Это,        
может быть, правильно для Британии или для кого-то еще, но в России очень       
многие менеджеры являются не гражданами России, а гражданами стран СНГ.         
Просто это факт такой медицинский, об этом тоже надо подумать.                  
                                                                                
И соответственно, абсолютно неоправданным является такое стремительное и        
мгновенное разделение участников рынка по принципу - личное страхование и       
имущественное. Да, в мире есть страховые системы, где это четко разделено, но   
нужно понимать, что такое российский страховой рынок сегодня, у нас это         
нельзя делать быстро. Если вы посмотрите деятельность первой десятки            
российских компаний, вы обнаружите, что там достаточно смешаны эти виды         
страхования. Есть ответственность, есть договоры. Как можно так вот: раз - и    
всё разделить?! Это огромная работа. Кроме того, среди лидеров рынка как раз    
самые мощные компании в смысле наличия у них филиалов, сложных систем           
перестрахований и так далее. Тут как минимум нужно всё хорошо продумать и       
предусмотреть длинный переходный период.                                        
                                                                                
Ну и соответственно мне очень понравилось выступление Александра Павловича,     
идея о том, что, конечно, лицензировать надо не страховые продукты, а           
лицензировать нужно деятельность. Это абсолютно правильно, и так это делается   
в банковской сфере. Это очень правильная вещь, потому что сейчас количество     
этих продуктов исчисляется уже сотнями, и в принципе за лицензией по каждому    
нужно ходить в департамент. Это неправильно.                                    
                                                                                
Короче говоря, суть: очень много замечаний, очень много предложений, будем      
работать, но реформировать и изменять этот закон, конечно, давно пора.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово. Пожалуйста, Михаил Альбертович Моторин.                   
                                                                                
МОТОРИН М. А. Целый ряд замечаний, которые были высказаны в выступлениях,       
конечно, имеет под собой основание. В частности, один из самых главных          
вопросов, который тут был затронут, - это разделение страховщиков на            
осуществляющих личное и имущественное страхование. У нас в принципе             
предусмотрено приведение в соответствие с этим законом уставных документов      
страховых организаций в течение года. Мы можем предусмотреть другой             
переходный период, это может быть и два, и три года, это вполне возможно, и     
это вопрос обсуждаемый. Готовы рассмотреть это ко второму чтению. Все           
остальные вопросы носят юридико-технический характер. Готовы обсуждать и        
принимать те предложения, которые будут действительно приводить данный          
законопроект в соответствие с гражданским законодательством и защищать при      
этом интересы как страховщиков, так и застрахованных лиц.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Павлович Коваль, хотите выступить с             
заключительным словом? Нет.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный               
законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.             80,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.             19,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.