Заседание № 159

01.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 266187-6 "Об установлении максимального размера оплаты труда и вознаграждений руководителей государственных предприятий".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3473 по 3928 из 6332
14-й вопрос, проект федерального закона "Об установлении максимального          
размера оплаты труда и вознаграждений руководителей государственных             
предприятий". Докладывает Олег Анатольевич Нилов.                               
                                                                                
НИЛОВ О. А. Ещё раз поговорим о зарплатах руководителей госкорпораций,          
госкомпаний. Как-то странно получается - это законопроект, альтернативный       
тому, который был рассмотрен на прошлой неделе, но рассматриваем мы его         
отдельно, ну да бог с ним.                                                      
                                                                                
Значит, разобрались с "парашютистами" в прошлый раз и лишили их как будто       
самого важного - выходного пособия многомиллионного, но и без "золотых          
парашютов" они продолжают пользоваться "золотыми вертолётами", "золотыми        
самолётами" и "золотыми яхтами", получая официальную заработную плату и         
бонусы в размерах, превышающих заработную плату Президента Российской           
Федерации в сотни раз. На каком основании, кто мне может ответить? Вот сейчас   
будет оппонент на этой трибуне стоять - пусть убедит меня, что они в сто раз    
больше приносят пользы, денег и славы Российскому государству. Давайте их       
тогда награждать Нобелевской премией, а если у нас нет такой, давайте           
предложим эквивалент такой премии в России и будем их награждать, а не          
выдавать каждый месяц в обязательном порядке огромные суммы (речь идёт о        
миллиардах рублей) из казны России. Я могу назвать отдельные такие зарплаты,    
не называя фамилий: зарплата главного человека в "ВТБ24" в 164 раза             
превосходит зарплату президента, в "Газпроме" и "Роснефти" она в 136 раз        
больше, чем у Президента Российской Федерации! Кем оцениваются, кто             
устанавливает такие зарплаты?! Покажите мне, кто им установил зарплату в        
десятки миллионов долларов?!                                                    
                                                                                
Поэтому моё предложение очень чёткое и конкретное: заработная плата всех, кто   
работает на государство, не должна быть больше, чем заработная плата            
президента. Для справки: по позапрошлому году это 5 миллионов рублей, в         
прошлом году - вчера как раз были опубликованы декларации и сведения -          
произошло снижение зарплаты на полтора миллиона, то есть 3,5 миллиона на        
сегодняшний день в условиях непростой ситуации у нас получил Президент          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
В моём законопроекте есть ещё технические нюансы, они касаются выплаты вот      
этих "парашютов". Я считаю, нужно оговорить условия - их тут более десятка, я   
не буду все перечислять, - когда эти выплаты вообще не производятся, это не     
оговорено было в предыдущем законопроекте: ну, например, нарушение трудовой     
дисциплины, пьянство, прогулы, нанесение ущерба предприятию - даже это не       
оговорено пока в законодательстве, и три или сколько-то окладов при             
увольнении по любой причине эти деятели получают... Извините, неправильно я     
употребил слово "деятели" - они "выдающиеся деятели" нашего государства,        
потому что так сами себя оценили.                                               
                                                                                
И есть ещё одно предложение. Я подготовил законопроект, согласно которому,      
если уж очень хочется руководителю какого-то суперэффективного и полезного      
суперпредприятия получать в разы больше, в десятки, в сотни раз больше, чем     
президент, требуется выполнять одно условие: не превышать установленную         
кратность, и в законопроекте, который сейчас готовится, я предлагаю, чтобы      
коэффициент этой кратности был не более десяти, то есть это отличие             
минимальной заработной платы в корпорации, на предприятии от максимальной. И    
вот когда уборщица будет получать всего в десять раз меньше, чем                
руководитель, тогда я, может быть, ещё как-то буду считать эту ситуацию с       
высокими зарплатами нормальной. Считаю, что такой пример нам нужно показать и   
в Государственной Думе, где и помощники, и технические специалисты получают     
действительно невозможно низкую по московским меркам заработную плату, -        
давайте, Сергей Евгеньевич, начнём с Государственной Думы! Вношу предложение:   
зарплата Председателя Государственной Думы не должна отличаться более чем в     
десять раз от зарплаты самого малооплачиваемого сотрудника в аппарате,          
помощника или технического работника - это будет справедливо. И это не я        
придумываю, коллеги, такие законы действуют в том числе и в европейских         
государствах. И это позволит снять ту колоссальную напряжённость, которая       
возникает между нищенскими слоями трудящихся людей в России и небожителями,     
которые считают, что они отрабатывают, что они зарабатывают, что они приносят   
пользу в сотни раз большую, чем Президент Российской Федерации!                 
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Тарасенко.                                                    
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, проектом закона предлагается установить максимальный         
размер оплаты труда руководителей государственных предприятий. В                
законопроекте даётся расшифровка определения "государственное предприятие",     
под которым понимаются государственная корпорация, государственная компания,    
государственное учреждение, государственное унитарное предприятие,              
муниципальное учреждение. Обратите внимание, пожалуйста: записаны через         
запятую государственная корпорация и муниципальное учреждение, и в              
муниципальном учреждении заработная плата руководителя не должна превышать      
заработную плату Президента Российской Федерации - более чем солидная           
постановка вопроса! Размер компенсации при расторжении трудового договора,      
как предлагается законопроектом, не должен превышать размера оклада             
руководителя государственного предприятия за предыдущие двенадцать              
календарных месяцев работы. Также законопроектом предлагается установить        
перечень случаев, когда такие компенсации не выплачиваются.                     
                                                                                
Нельзя не согласиться с авторами законопроекта в том, что поставленная          
проблема действительно на сегодняшний день существует, более того, она          
становится всё более острой, вызывает острое неприятие в обществе. Но дело в    
том, что некоторые положения в том виде, в котором они сформулированы в         
данном законопроекте, не соответствуют Трудовому кодексу Российской             
Федерации, а в Трудовом кодексе сказано, что нормы трудового права,             
содержащиеся в других федеральных законах, к коим относится и проект данного    
закона, должны соответствовать Трудовому кодексу. К сожалению, многие           
положения данного законопроекта - в целях экономии времени не буду их           
приводить - не соответствуют Трудовому кодексу, и уже поэтому этот              
законопроект нельзя рекомендовать к принятию.                                   
                                                                                
Однако есть и другие причины. Дело в том, что законодательное решение многих    
поставленных вопросов уже найдено, уже состоялось. По вопросу ограничения       
размера оплаты труда руководителей Государственная Дума 21 марта 2014 года      
приняла в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в     
статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и            
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и      
приравненных к ним местностях" и статью 325 Трудового кодекса Российской        
Федерации", и в Трудовой кодекс внесены изменения, дана новая редакция статьи   
145 Трудового кодекса, более подробная редакция, в соответствии с которой       
полномочия по установлению разных уровней оплаты труда руководителей, их        
заместителей и главных бухгалтеров во всех бюджетных организациях, а также в    
государственных компаниях, организациях, где есть преимущественная доля         
государства, могут устанавливаться только учредителями соответствующих          
уровней. По вопросу ограничения компенсаций мы тоже недавно рассматривали       
законопроект и приняли ограничение: не более трёх заработных плат может         
выплачиваться руководителям. Таким образом, законопроектом предлагаются         
гораздо более мягкие решения, чем те, что уже приняты Государственной Думой.    
                                                                                
На рассматриваемый законопроект поступил положительный отзыв от одного          
законодательного органа субъекта Федерации, а всего шесть законодательных       
(представительных) органов власти дали нам свои замечания, двадцать семь        
высших исполнительных органов власти субъектов Федерации дали заключения, из    
них шесть отрицательных заключений, в остальных заключениях мнения нельзя       
считать выраженными. Концепцию законопроекта не поддерживают Комитет Совета     
Федерации по социальной политике и все три стороны Российской трёхсторонней     
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.                         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
не счёл возможным поддержать данный законопроект. Однако я должен заявить,      
что шло очень острое обсуждение всех четырёх законопроектов, некоторые мы       
сегодня будем рассматривать на заседании комитета, и комитет принял решение:    
от имени комитета направить обращение в Правительство Российской Федерации, в   
котором обратить внимание, что эти вопросы, безусловно, надо регулировать и     
что принимаемых мер недостаточно. И будет также обращение комитета, которое в   
настоящее время готовится, с предложением, чтобы в Российской Федерации         
всё-таки была введена прогрессивная шкала налогообложения.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие есть вопросы? Прошу записаться.                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Вопрос к содокладчику.                                                          
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, с моей точки зрения, главное в данном              
законопроекте - это всё-таки ограничение размера оплаты труда руководителей     
госкомпаний, коротко так скажем. В заключении комитета я не нашёл чётко         
выраженного отношения к этой главной идее. Сейчас вы в своём содокладе          
сказали, что необходимо идти по пути введения прогрессивной шкалы               
налогообложения, но мы знаем позицию и президента, и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",   
которые пока, на сегодняшний день и на ближайшую перспективу, по этому пути     
не собираются идти. Поэтому поясните всё-таки, как комитет относится к          
главной идее настоящего законопроекта - чтобы зарплата руководителей            
госкомпаний не превышала зарплату президента, если это обсуждалось.             
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Безусловно, Александр Георгиевич, это обсуждалось. Члены        
комитета, в составе которого представители всех четырёх фракций в               
Государственной Думе, проголосовали за обращение в правительство от имени       
профильного комитета единогласно.                                               
                                                                                
Теперь что касается отношения комитета к данной законодательной инициативе. Я   
приведу слова одного глубокоуважаемого всеми нами члена нашего комитета,        
который на реплику о том, что... ну, короче, я сформулирую таким образом:       
"Даже в советские времена председатель облисполкома мог получать в два с        
половиной раза меньше, чем руководитель успешного хозяйства". Что касается      
самого ограничения, того, что никто не должен получать больше президента, я     
специально, готовясь к данному заседанию, пересмотрел все нормы                 
законодательства развитых стран мира и нигде такого не нашёл - чтобы какие-то   
государственные органы привязывались по уровню заработной платы к какому-то     
руководителю. Это уже что-то от прошлого, от "короля-солнца": есть суверен и    
есть... Мне представляется, что подобный подход неверен.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Олег Анатольевич, у меня вот тоже вопрос: почему мы              
привязываем зарплату госслужащих, руководителей к зарплате президента?          
Сегодня один президент, завтра - другой, у одного одни потребности, у другого   
- другие. Большинство в Думе примет предложение любого президента. Не кажется   
ли вам, что правильнее всё-таки привязывать зарплату госслужащих,               
руководителей к средней зарплате по стране? А то у нас такая проблема:          
население беднеет, а оклады чиновников растут - так не должно быть! А когда     
будет привязана зарплата президента, министров, наша с вами зарплата к          
средней зарплате по стране, возникнет иная ситуация: хочется нам получать       
больше - давайте повысим зарплату всем в стране, тогда автоматически и у нас    
повысится. По-моему, это будет более логично.                                   
                                                                                
Надо принять один раз закон, где было бы прописано, сколько получает депутат    
Государственной Думы, скажем, установить коэффициент - в два раза от средней    
зарплаты, министр - в три раза, президент - в пять раз, и на веки вечные        
забыть проблему! Лучше народ живёт - больше получаем, хуже народ живёт - мы     
виноваты, меньше получаем... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Ну, принцип "по потребностям" наступит несколько позже, насколько   
я помню из истории. "Каждому по труду" - согласитесь, что тут есть какая-то     
логика: тот чиновник, министр, член правительства, который занимает в           
иерархии высшую ступень, более высокую ступень, по моей логике, несёт           
большую ответственность, должен обладать большей квалификацией, и в связи с     
этим у него действительно должна быть выше и заработная плата. И вершиной       
этой государственной пирамиды является президент. Вот кто мне сможет            
объяснить, почему нижестоящий, находящийся в подчинении бюрократ, член          
правительства, руководитель государственной, подчёркиваю, корпорации или        
предприятия может получать денежное вознаграждение в сотни раз больше, чем      
президент? Я не понимаю этой логики! И не надо мне тут приводить примеры с      
председателем облисполкома и председателем колхоза - это разные примеры!        
Давайте основываться на сегодняшней истории, сегодняшнюю логику включите и      
докажите мне, что тот руководитель в сто раз больше приносит для России         
пользы и денег, - где эти деньги тогда?! У нас бюджет постоянно трещит по       
швам! Они работают, работают, получают в сотни раз больше президента, а         
результатов нет!                                                                
                                                                                
Я не настаиваю на том, что обязательно должна быть принята моя концепция, -     
предложите другую, предложите правительственную, комитетскую версию, но не      
должно быть разницы в сотни раз! Да, пусть будет, может быть, чуть больше, я    
не настаиваю на том, что не найдётся такого выдающегося руководителя,           
хозяйственника, но вот так, как сегодня, не должно быть! Я думаю, что все       
согласны с моей логикой, давайте на этом и остановимся. Это концепция, а ко     
второму чтению предлагайте ваши поправки, ваши корректировки - я готов.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Сергеевич Старовойтов.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемые коллеги, я вопрос задам, наверное, несколько        
по-иному, услышав уже ответы докладчиков. Давайте подойдём к проблеме так.      
Ошибка президента может нанести стране огромные убытки, это абсолютно           
очевидно, я думаю, с этим никто не поспорит, - убытки, измеряемые               
миллиардами! Правильный шаг президента может принести стране соответствующую    
прибыль, поэтому нельзя сказать, что президент не должен быть тем самым         
эффективным менеджером, о которых мы с вами говорим. Вот теперь вопрос          
простой, я жду от вас простого ответа - да или нет: скажите, пожалуйста,        
президентом быть сложнее, чем руководить государственной корпорацией, или       
нет? Да или нет?!                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос?                                              
                                                                                
Михаил Васильевич, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Первое. Я не согласен с тем, что сравнивать президента и        
руководителя корпорации - это правильный подход. И второе. Извините меня, но    
складывается впечатление, что вы сравниваете новую Российскую Федерацию,        
находящуюся в рыночной экономике, с одним большим заводом, в котором всё        
чётко по иерархии расставлено: вот генеральный директор, вот уборщица, то       
есть существует табель о рангах, по которому всё распределяется. Мы живём в     
другой стране, и не случайно в этой стране... Может, Королёв зарабатывал        
больше, чем Брежнев, и это было справедливо. А пытаться сводить всё к           
председателю колхоза, к генеральному директору - так мы навсегда останемся в    
прошлом!                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич, присаживайтесь, пожалуйста.                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Я соавтор, присоединился к Олегу Анатольевичу, потому что считаю, что в         
стране надо наводить порядок. Мы можем очень много хорошо и красиво говорить,   
но... Каждый год мы с вами заслушиваем послание президента Федеральному         
Собранию, в котором постоянно звучат посылы определённые: помогите мне,         
внесите предложения, которые позволят развить экономику страны!                 
                                                                                
Для тех, кто сомневается, вот простой пример работы наших муниципальных         
организаций. Ко мне обратились депутаты Камышеватского поселения, 12            
миллионов 500 тысяч в год у него бюджет, глава поселения установил себе         
зарплату 70 тысяч в месяц, и 2,5 миллиона у него фонд заработной платы всего    
этого небольшого корпуса. А оставшееся - на нужды поселения? А где брать        
деньги на тротуары, на свет и на всё остальное?!                                
                                                                                
Дальше будем говорить о госструктурах, возьмём, к примеру, правительство: в     
аппарате правительства, чтобы вы знали - я раскрою секрет некоторым, -          
зарплата определённых чиновников доходит до 900 тысяч, 800 тысяч, 700 тысяч,    
и это работники аппарата правительства! В то же время сколько получает у нас    
президент? У него зарплата 400 тысяч. Давайте всё-таки соблюдать иерархию       
определённую: ну не может работник аппарата правительства получать больше       
Медведева, больше премьера! Структура должна быть откорректирована таким        
образом, чтобы у нас была такая же иерархия, какая раньше была в Советском      
Союзе. Мы возвращаемся, вот сейчас опять вернулись к ГТО, будем вводить нормы   
ГТО, развивать наш массовый спорт - так давайте возьмём то хорошее, что было    
в Советском Союзе, в той системе, которую мы разрушили, но не построили         
новой.                                                                          
                                                                                
Давайте для государственных предприятий, предприятий с государственным          
участием, там, где государство играет важную роль, создадим какую-то            
структурированную систему, какую-то иерархию, ведь мы же просто дистанцируем    
своё население, которое видит прекрасно, какие зарплаты получают некоторые,     
видят, как некоторые наши руководители государственных концернов стремятся      
стать буквально небожителями, как увеличивается разрыв между простыми людьми,   
получающими пенсию в 10 тысяч рублей, сотрудниками различных государственных    
структур, тоже получающими 10-15 тысяч рублей, и теми, кто получает миллионы    
в месяц, - вот в этом суть законопроекта, его концепция.                        
                                                                                
Да, может, мы ошибаемся в чём-то, но мы внесли законопроект и просим            
поддержать его концепцию в первом чтении. Мы согласны с некоторыми              
замечаниями, которые сделали наши коллеги, да, может быть, у нас есть           
некорректные моменты, например, по поводу муниципальных учреждений, но я        
замечу, что мы не боги, и мы хотели бы, чтобы вы обсудили то, что мы с          
коллегой внесли, и сказали, в правильном направлении мы движемся или в          
неправильном, всё-таки должен ли президент у нас получать меньше сотрудника     
аппарата или сотрудника своей администрации?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Сергеевич Старовойтов.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот           
послушал сегодня выступление Олега Анатольевича Нилова - согласен практически   
со всеми тезисами, единственное, вызвали сомнение такие моменты, как вот        
этот, когда он начал говорить об уборщице, о зарплате уборщицы, - как-то        
стало попахивать чем-то таким, знаете, революционным - вспомнилось, что у нас   
любая кухарка, уборщица, доярка, колхозница могут управлять государством.       
Всё-таки здесь сравнивать несравнимые вещи, наверное, неправильно, хотя,        
поверьте, мы с глубочайшим уважением относимся к людям любой профессии.         
                                                                                
Помимо всего прочего, хочется высказаться по поводу вашего тезиса, что          
начинать заниматься определением уровня заработной платы надо с Госдумы.        
Давайте наконец-то уже страной начнём заниматься, а не Госдумой! С Госдумы мы   
очень часто начинаем: зарплаты повышаются, социальные гарантии, что-то ещё -    
давайте уже будем начинать со страны, а не с Государственной Думы, это          
наверное, будет несколько корректнее по отношению к избирателям, они тогда      
лучше всё-таки поймут наши позитивные посылы.                                   
                                                                                
Я абсолютно согласен с тем, что, когда мы сейчас в целом говорим о зарплатах    
служащих... Даже в таком субъекте, как Москва, их зарплаты действительно не     
очень высокие, если взять наших помощников, а в любом другом субъекте           
Российской Федерации, уважаемые коллеги, зарплаты сотрудников муниципалитетов   
не превышают 12-15 тысяч рублей, может быть, где-то 20 тысяч рублей, притом     
что люди, учитывая ту серьёзную ответственность, которая возложена на их        
плечи, работают каждый день по 10-12 часов, включая выходные, - согласитесь,    
это тоже, наверное, не самый справедливый вариант.                              
                                                                                
Выступая от фракции сегодня утром, я привёл пример эффективного менеджмента.    
Мне действительно непонятно: если условное предприятие приносило прибыль со     
старым руководителем, допустим, эта прибыль в течение года была миллиард,       
приходит новый руководитель - эта прибыль в размере миллиарда остаётся, в чём   
тогда выражается эффективность его управления? Я понимаю, если бы он сделал     
из миллиарда полтора, тогда это абсолютно очевидно: увеличилась прибыль, но     
когда наш "эффективный менеджер" в государственной корпорации - я тоже об       
этом говорил буквально на прошлой неделе - приводит корпорацию к тому, что      
доходность уменьшается на 50 миллиардов... Я не буду сейчас вслух называть      
эту корпорацию - были сообщения полтора или два месяца назад в средствах        
массовой информации. А то, что эти товарищи, которые считаются эффективными     
менеджерами, сделали, знаете, такой реверанс в сторону Государственной Думы,    
в сторону правительства и народа, понизив себе зарплату с 50 миллионов до 40    
миллионов, наверное, тем самым всё-таки наказав себя, - это воспринимается      
как какой-то плевок, просто плевок на всех и вся.                               
                                                                                
Вот коллега, сейчас с трибуны выступавший, сказал, что мы всё-таки не           
какой-то завод, - так вот на самом деле очень плохо, что мы с вами не           
являемся вот таким заводом, где есть нормальный, грамотный, волевой             
руководитель... (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. ...и все отделы работают чётко и слаженно, все понимают,      
куда бежать, что делать. Вот когда мы станем таким заводом, когда будет         
выстроена правильно эта система, тогда действительно можно будет говорить об    
эффективном менеджере.                                                          
                                                                                
И я не просто так вам задал вопрос (от ответа на который вы ушли, у вас там     
даже стакан, по-моему, на трибуне перевернулся), ну, может быть, конечно, не    
очень корректный, может быть, не очень удобный вопрос был, но тем не менее      
мне кажется, что нет сложнее тех функциональных обязанностей, которые в         
настоящее время выполняет Президент Российской Федерации, представляя нашу      
страну на международной арене, отвечая, отдуваясь за каждого чиновника на       
местах. Когда люди выходят из самолёта и попадают на неасфальтированные         
дороги, чей имидж страдает в первую очередь? Страдает в первую очередь имидж    
президента, который получает все шишки за каждого чиновника, за каждого вора,   
понимаете?! Я думаю, что важно и то, какая ответственность в целом лежит на     
Президенте Российской Федерации, почему мы, собственно говоря, и берём его      
как пример и пытаемся соотносить зарплаты, - всё-таки сложнее его работы нет.   
Давайте не будем увязывать все зарплаты с президентской, но уменьшим, сделаем   
человеческими зарплаты в государственных корпорациях!                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов, у вас выступление на три минуты? Пожалуйста.       
                                                                                
Александр Георгиевич, у вас три минуты будет? От фракции? Тогда после           
перерыва.                                                                       
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Не случайно, наверное, у нас    
четыре законопроекта внесено по теме, которая касается ограничения заработных   
плат, причём, наверное, каждый проект закона имеет свою специфику, но суть у    
них одна. Всё-таки тот вопрос, который мы ставим, и те поправки, которые я      
направлял, когда мы рассматривали "золотые парашюты", являются актуальными.     
На самом деле всё-таки нам нужно задуматься о той диспропорции в оплате         
труда, которая сегодня в обществе существует. И в отношении того, о чём         
Михаил Васильевич сегодня говорил - что, по заключению комитета, определённое   
ограничение, регулирование возможно, - всё-таки хотелось бы сказать: если мы    
посмотрим статью 132 Трудового кодекса, то увидим, что там осталась чёткая      
запись, что максимальная заработная плата не может быть ограничена, поэтому,    
конечно, нужно подходить более системно, нужно объединять усилия всех           
авторов, которые выходят сегодня с альтернативными проектами, с тем чтобы       
достичь конкретных целей.                                                       
                                                                                
Да, мы понимаем, что правительство ограничило размер средней заработной платы   
руководителей, он не может превышать размер средней заработной платы            
работников на предприятии более чем в восемь раз, но, наверное, это не совсем   
то, что мы хотим. Что такое коэффициент 8? Коэффициент 8 - это очень большая    
величина, и, по данным Международной организации труда, такое соотношение по    
зарплатам должно быть между работниками крайних групп. Мы с вами сегодня уже    
вспоминали Советский Союз, говорили о колхозах и совхозах, и я вам хочу         
напомнить, а я тоже жил в это время, что был чётко установленный для            
предприятий коэффициент по зарплате между работниками крайних групп - 5,        
между минимальной зарплатой на предприятии и максимальной, зарплатой            
руководства. А мы устанавливаем коэффициент между средними зарплатами 8.        
Во-первых, это некорректно, а во-вторых, тогда мне непонятна позиция            
комитета. Комитет говорит, что нет зоны для регулирования, - а как же тогда     
правительство находит место для регулирования? Значит, всё-таки почва для       
принятия решения, для принятия закона у нас существует, поэтому нам нужно       
смелее действовать и, если муниципалитеты и субъекты ещё не идут сегодня по     
этому пути, направить их по нему.                                               
                                                                                
С учётом ограничения по времени скажу буквально следующее: вот наш губернатор   
был у президента, отчитался по средним заработным платам - пошли волны          
возмущения. Диспропорция в системе здравоохранения, коэффициент между           
средними размерами оплаты труда составляет около 3, - понимаете? - а            
коэффициент по зарплате между группами - 6,5. Мы не достигаем результатов, не   
исполняем указов президента: президент хочет поднять заработную плату, а за     
счёт этой диспропорции мы вызываем обратную реакцию! Поэтому не нужно нас       
сдерживать, давайте идеи, которые мы предлагаем, оформим, и тогда мы добьёмся   
того, что сегодня президент генерирует, с тем чтобы поднять                     
заинтересованность в том числе и в государственных учреждениях, а если мы не    
будем слышать...                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Прогрессивная шкала - это другое, не нужно нас уводить в        
сторону, нужно устанавливать коэффициент между группами!                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3949 по 4075 из 6332
Продолжаем обсуждение 14-го вопроса повестки дня. Выступает Александр           
Георгиевич Тарнавский от фракции, семь минут.                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Добрый день, уважаемые коллеги! Напомню, что мы сейчас         
продолжаем обсуждать законопроект моего коллеги о возможном ограничении         
зарплат в государственном секторе. Поскольку это законопроект первого чтения,   
мы говорим о концепции, так вот суть законопроекта, который внесли Олег         
Анатольевич Нилов и другие коллеги, заключается в следующем: это возможность    
ограничения зарплат руководителей госкомпаний либо компаний, имеющих            
отношение к государству, где оно имеет контрольный пакет, и вопрос о "золотых   
парашютах." Ну, вопрос о "золотых парашютах" мы так или иначе недели две        
назад решили, хотя и по-разному оценивали тот закон. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ      
РОССИЯ" считает, что закон относительно "золотых парашютов" - там речь шла,     
напомню, о выплатах в размере трёх ежемесячных зарплат - это если и шажок       
вперёд, то очень робкий, но по крайней мере на каком-то этапе эта тема          
завершена, а вот что касается зарплат, то мы этим вопросом занимаемся, и        
могу, выступая от фракции, сказать, что тема эта необычайно актуальна. Прежде   
всего она актуальна потому, что сейчас в России, что ненормально, высочайший    
уровень расслоения населения, а в госсекторе зарплаты такие, что это            
подливает масло в огонь, вместо того чтобы этот огонь гасить.                   
                                                                                
Мы имеем ситуацию, когда руководители государственных компаний получают         
непомерно высокую зарплату! Примеры приводились, примеры будут приводиться,     
поскольку мы будем обсуждать ещё два законопроекта, которые внесли фракция      
КПРФ и мои коллеги по фракции. Разброс велик, но речь идёт о миллионах          
долларов. Не знаю, насколько это отвечает действительности, но вот коллега      
Вадим Соловьёв из фракции КПРФ говорил о том, что один руководитель             
госкомпании получил вознаграждение за год, равное приблизительно 50 миллионам   
долларов, что, наверное, ненормально. Я тоже приводил пример, когда выступал    
по мотивам по вопросу о "золотых парашютах": руководителю одной из              
госкомпаний, который был у нас, было стыдно назвать его нынешнюю зарплату -     
она оказалась, я напомню, близкой к зарплате депутатов, - и он был полностью    
уверен, что его зарплата должна быть в десять раз выше той, которую он          
получает сейчас, то есть в десять раз выше депутатской зарплаты, при этом то,   
что работники в его компании получают 10-15 тысяч рублей в месяц, его не        
очень волновало.                                                                
                                                                                
К сожалению, это сейчас распространённая практика, поэтому то, о чём сегодня    
говорилось, прежде всего коллегами из фракции ЛДПР, вот Сергей Катасонов        
говорил о законопроекте Сергея Иванова, который мы перенесли на следующую       
пятницу, относительно шкалы соотношения зарплат руководителей и рядовых         
работников, что это должно быть один к восьми либо некий другой показатель, -   
это тоже важный элемент, мы это полностью поддерживаем. Это должно быть         
введено, это надо обсуждать, и мы будем дополнительно обсуждать: это то, на     
что нельзя не обращать внимания.                                                
                                                                                
Мы по-прежнему полагаем, что надо иметь очень серьёзные аргументы, чтобы        
обосновать возможность ситуации, когда зарплата государственных менеджеров      
выше зарплаты президента, и коллега Старовойтов из фракции ЛДПР, по-моему,      
очень убедительно об этом говорил. Конечно, мы понимаем, что было бы неплохо    
иметь прогрессивную шкалу налогообложения, о чём говорил Михаил Васильевич      
Тарасенко, наш содокладчик, но мы знаем, что в ближайшее время мы такую шкалу   
не получим, останется плоская шкала налогообложения, а принимать какие-то       
решения нужно, поэтому я бы так сформулировал задачу: мы, обсуждая в Думе те    
или иные острые и важные вопросы, даём импульсы обществу, и наверняка СМИ и     
многих активных наших граждан интересует, что сегодня Дума обсуждает, - так     
вот Дума обсуждает зарплаты госменеджеров. Какие они, люди в принципе знают -   
из газет, из Интернета. Что мы получим в результате этого обсуждения? Это все   
узнают после того, как мы проголосуем. Мы догадываемся, какой будет итог        
голосования, но если импульс будет отрицательный - это не очень хорошо, тем     
более что три оппозиционные фракции дали свои предложения, связанные с тем,     
что нужно ограничивать зарплату госменеджеров тем или иным путём, формальным    
либо неформальным. Мы также читали в газете "Известия" в начале месяца, если    
не ошибаюсь, о том, что Общероссийский народный фронт выступил за это и член    
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Александр Сидякин подготовил соответствующий            
законопроект, где речь идёт о том, что зарплата руководителей и работников      
госкорпораций не должна быть выше зарплаты президента, но в рассылке этого      
документа нет (надеюсь, что он появится), поэтому мы должны принять сегодня     
важное решение и показать обществу, на что мы настроены, и не только на         
словах, а конкретными делами, своим голосованием - это люди и увидят!           
                                                                                
В заключение хотел бы отметить, что вообще работа в государственной компании,   
помимо того что это высокооплачиваемый труд, ещё и, можно сказать, синекура:    
такая компания не может никогда разориться, ей всегда кинут деньги из           
федерального либо регионального бюджета, в такой компании люди получают         
зарплату вовремя и даже не думают об этом, поэтому там другие настроения. И,    
сравнивая опыт работы в госкомпании и в частной, скажу, что в частной           
компании работать тяжелее.                                                      
                                                                                
Что касается позиции нашей фракции, мы её заявляли, ещё раз повторю: мы не за   
то, чтобы глядеть в карман госменеджерам, мы за то, чтобы все, а не только      
руководители госкомпаний, были богатыми, чтобы были богатыми все россияне,      
поэтому, когда Олег Анатольевич говорил о зарплате наших руководителей, речь    
шла о повышении зарплаты всем, в том числе... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Олег Анатольевич, будете выступать ещё раз?                                     
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Спасибо всем коллегам!                                              
                                                                                
Я ещё раз хочу обратиться к представителям правительства. Вы действительно      
ставите в неудобную, я думаю - в невозможную ситуацию и Сергея Евгеньевича, и   
парламентское большинство, когда приходите сюда с объяснением, почему МРОТ      
должен быть вот такой, почему прожиточный минимум и потребительская корзина     
якобы достаточны для нормальной жизни большинства россиян. Вот не забывайте     
об этой дискуссии! Нельзя одному и тому же человеку пытаться доказать, что      
5-7 тысяч рублей в месяц - это нормально, и в то же время говорить, что         
абсолютно эффективно и правильно из бюджетной казны выплачивать 50 миллионов,   
причём далеко не президенту! Так что надо определиться и не подставлять ни      
президента, ни Сергея Евгеньевича, ни большинство! (Шум в зале.) Либо не        
приходите к нам тогда с такими уверенными, якобы аргументированными             
объяснениями того, почему 5-7 тысяч в России - это нормально! Надо              
определиться, как, извините, в грубом, но очень чётком анекдоте про крест и     
штаны... Вот определитесь! (Шум в зале.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Тарасенко.                                                    
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, я хочу ещё раз подчеркнуть, что проблема,    
заявленная авторами законопроекта, - это не просто экономическая или            
социальная проблема, это ещё и нравственная проблема, и, безусловно, её надо    
решать. Методы решения могут быть различными, в том числе экономическими или    
административными, но дело в том, что в предложенном законопроекте нет          
решения проблемы, есть только лишь видимость её решения. Именно поэтому         
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не сочла возможным поддержать данный проект закона.     
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4960 по 4977 из 6332
14-й вопрос, проект федерального закона "Об установлении максимального          
размера оплаты труда и вознаграждений руководителей государственных             
предприятий".                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              149 чел.33,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    149 чел.                                          
Не голосовало                 301 чел.66,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.