Заседание № 97
О проекте федерального закона № 265873-8 "О внесении изменений в статью 342-10 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении добычи многокомпонентных комплексных руд, содержащих медь, никель, металлы платиновой группы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 342-10 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид Яковлевич Симановский. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 18 января текущего года. Он направлен на стимулирование добычи металлов платиновой группы. К законопроекту поступило три поправки, все они рекомендованы комитетом к принятию и носят редакционный характер. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 11 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 35 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Леонид Яковлевич. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и готов для принятия в третьем чтении. Комитет просит поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы сегодня рассмотреть законопроект в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 20 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 91
О проекте федерального закона № 265873-8 "О внесении изменений в статью 342-10 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении добычи многокомпонентных комплексных руд, содержащих медь, никель, металлы платиновой группы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 342-10 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь заместитель министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов. САЗАНОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом предлагается на 12 лет предоставить освобождение от НДПИ при добыче многокомпонентных руд с низким содержанием платины исключительно на новых месторождениях на территории Красноярского края, на которых сейчас добыча не ведётся. Освобождение от уплаты НДПИ будет предоставляться при условии заключения инвестиционного соглашения, в котором недропользователь возьмёт на себя обязательства осуществить капитальные вложения в разработку месторождений в объёме не менее 89 миллиардов рублей в период с 2023 по 2029 год включительно. При этом в рамках законопроекта предусмотрена возможность продления льготы на восемь лет, если цены на палладий и платину окажутся ниже, чем те, которые обеспечивают рентабельную разработку месторождения. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Глеб Яковлевич Хор. ХОР Г. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представитель правительства всё правильно, популярно объяснил. Законопроект полезный и нужный. Значит, три момента, на которых хочу остановиться. Первый - Счётная палата поддержала, никаких замечаний и предложений у неё нет. Второй - замечания технического характера, которые сделаны, будут учтены ко второму чтению. И третий - в связи с тем, что законопроект стимулирует новое производство и развитие Арктики, мы очень просим его поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо. Вопрос Алексею Валерьевичу. Алексей Валерьевич, скажите, пожалуйста, а не думает ли всё-таки правительство в создавшихся условиях пересмотреть систему налогообложения с учётом НДПИ и акцизов по полезным ископаемым и углеводородам? Потому что ситуация абсолютно ненормальная: фактически НДПИ увеличивается в зависимости от мировой цены - получается, что абсолютную природную ренту извлекают при помощи не экспортной пошлины, а НДПИ, увеличивая тем самым налоговый пресс на отечественного потребителя. Не будет ли со стороны правительства всё-таки комплексного изменения системы налогообложения? САЗАНОВ А. В. Оксана Генриховна, спасибо большое за вопрос. Изменений в части НДПИ при добыче не планируется, как и изменений экспортных пошлин. Также хотел бы просто отметить, что объём добычи нефти составляет 535 миллионов тонн, а объём экспорта нефти составляет 230-250 миллионов тонн, поэтому, если сравнивать налоговую нагрузку и обеспечить те же доходные поступления в бюджет, необходимо будет в 2 раза увеличить экспортные пошлины, что окажет существенное негативное влияние на себестоимость добычи и на экономику добычи нефти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Валерьевич, ну, я в развитие вопроса Оксаны Генриховны. Вы в части нефтегазового комплекса почему-то отвечали ей, а я всё-таки про ту отрасль, которую мы сейчас пытаемся регулировать, - это драгоценные металлы. Вы рассматривали вариант, что вы снижаете НДПИ или совсем его убираете, но при этом повышаете экспортные пошлины на драгметаллы, чтобы как-то компенсировать потери бюджета в случае, если всё-таки эти разработки станут рентабельными? Вопрос не праздный, который задала Оксана Генриховна, я к нему присоединяюсь. Вы вообще оценивали вот этот вектор изменений в налоговом законодательстве, который вы реализуете последние там два года, когда вы экспортные пошлины обнуляете, а НДПИ поднимаете? Вот у вас и появляются нерентабельные месторождения - сегодня одни к вам обратились, завтра другие будут обращаться. Вы какой-то анализ проводите в этом направлении или нет? Спасибо. САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Экспортные пошлины сейчас вводить не планируется, а в части стимулирования разработки месторождений... В данном случае это новое месторождение, которое требует большого объёма инвестиций, порядка 90 миллиардов рублей в ближайшие семь лет, и преференция по НДПИ как раз предоставляется с тем, чтобы создать дополнительные стимулы для инвесторов вкладывать эти деньги в сегодняшних условиях. При этом добыча на данном месторождении начнётся не раньше 2026 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Глеб Яковлевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. Три минуты поставьте. ДМИТРИЕВА О. Г. Я поддерживаю данный законопроект. И концепция данного законопроекта по сути правильная, так как налог на добычу полезных ископаемых призван регулировать относительную эффективность различных месторождений полезных ископаемых: то ли нефти, то ли углеводородов, то ли иных металлов, редких металлов. То есть это способ изъятия, как положено, как известно из теории, дифференциальной природной ренты, когда есть дифференциация прибыльности разных месторождений в пределах одной страны. Но фактически все последние годы налог на добычу полезных ископаемых используют для изъятия абсолютной природной ренты, абсолютной природной ренты (то есть вот нефть, газ, руды чёрных, цветных металлов и редких металлов находятся на территории Российской Федерации), вместо того чтобы абсолютную природную ренту изымать только при экспорте, потому что это наше конкурентное преимущество. А вот на то, что находится у нас, для внутреннего потребителя цены должны быть ниже, и внутренний потребитель должен использовать это конкурентное преимущество. И ещё одно замечание в связи с этим. Уже со стороны "ЕДИНОЙ РОССИИ" с данной трибуны звучал тезис о том, что давайте откажемся от ВТО, выйдем из ВТО громогласно. Можно, вообще, об этом не объявлять, но постепенно или сразу отказываться от всех невыгодных для нас требований ВТО, потому что налоговый манёвр и перенос налоговой нагрузки на налог на добычу полезных ископаемых с экспортных пошлин - это требование ВТО, приближение внутренних цен к мировым ценам - это тоже требование ВТО. И объяснялось это именно как требование для вступления в ВТО, что мы должны не демпинговать, снизить объективную конкурентную способность наших предприятий, чтобы они были в разных условиях, чтобы они добивались конкурентоспособности, покупая сырьё и энергоносители по мировым ценам. Ну давайте от этого наконец откажемся, давайте всё это пересмотрим, а не будем просто взывать: давайте выйдем из ВТО! Давайте выйдем, но давайте вначале откажемся от всех этих требований и обратно перестроим нашу налоговую политику. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Поставьте семь минут, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень интересный законопроект сейчас мы с вами рассматриваем. То есть буквально несколько месяцев назад нам в течение нескольких месяцев правительство вносило законопроект, где предлагало снижать экспортные пошлины и налогообложение переносить на НДПИ, теперь пошли ходоки из разных, скажем так, отраслей, то с одного месторождения, то с другого, приходят и говорят: вы знаете, при таком подходе разработка вот этих месторождений нерентабельна, поэтому давайте будем обнулять НДПИ. Ну, коллеги из правительства, мы же вам про это говорили, когда вы выходили с концептуальным изменением налогового законодательства, переносили тяжесть налоговой нагрузки с экспорта сырья, когда за это платит потребитель за рубежом, на внутреннее потребление, а это делает нерентабельной переработку этого сырья внутри страны. Ну мы же вам про это говорили! Вы сейчас приходите и нам говорите: вы знаете, да, действительно, где-то там, на месторождениях, вот этот НДПИ убил всю экономическую привлекательность разработки месторождений - давайте мы его обнулим. Слушайте, ну, вы тогда либо признайте, что вы тогда были неправы, либо объясните нам, почему сейчас вы эти изъятия делаете! Ведь получается очень некрасивая картинка, ну, как я её вижу. Вы приходите и говорите, кстати, и здесь, с трибуны, такие же заявления были: давайте мы олигархов сырьевых там обложим налогами, доходы в бюджет будем собирать. А потом тихо приходите сюда и говорите: а давайте вот для отдельных месторождений отдельных олигархов мы обнулим эти налоги. Слушайте, я не знаю, как вам, а мне вот... слово "коррупция" прямо витает в этом вот зале, понимаете?! Когда мы из общего правила изымаем некоторые месторождения - заметьте, не какие-то там месторождения, а платина, палладий... Ну, слушайте, ни у кого, кроме меня, не возникает ощущения, что это странная ситуация? Если вы для всех вводите правила, тогда для них никаких изъятий не делайте! Ну как-то вы определитесь - либо туда, либо туда. Мы же вам говорили здесь, что вы убьёте вообще всё внутреннее производство, если перенесёте тяжесть налоговой нагрузки с экспорта сырья на внутреннее потребление. Говорили вам? Говорили! Вы этого не слышали, а сейчас вы приходите и наши же слова прямо вот с трибуны Думы произносите. Коллеги, мы такие подходы не можем поддержать. Да, казалось бы, правильное предложение, нужно обнулять НДПИ, но где при этом экспортные пошлины? Вы же их не собираетесь... альтернативы же нет, понимаете? То есть, получается, вы вообще всё обнуляете, обнуляете налоги со всех доходов. Я согласен с тем, что месторождения требуют больших капиталовложений, - ну, оцените их, сделайте вычеты, накапливайте, я не знаю, пусть в зачёт они идут как-то, но вы считайте всё. Ну как так, я не понимаю! Это же миллиарды, даже, может быть, триллионы рублей в долгосрочной перспективе! Наша фракция не будет за это голосовать. Мы воздержимся при голосовании по одной причине: действительно, нужно НДПИ обнулять, но при этом нужно вводить альтернативное налогообложение в виде повышения экспортных пошлин, чего правительство сейчас не предлагает! Я вопрос этот задавал, вы чётко сказали, ну и Оксане Генриховне ответили, что вы экспортную пошлину вводить не собираетесь. То есть вы фактически, скажем так, всю нашу добывающую экономику делите на какие-то кластеры, и с одних вы берёте по полной программе, а с других вообще ничего не берёте. Подождите, у нас что, денег много? Ну, если денег много, давайте мы вернём индексацию пенсий работающим пенсионерам. Ну а чего? Ну, раз денег много, раз мы можем себе позволить не брать с огромных месторождений налоги. Понятно, что налоги надо брать с прибыли, с дохода, когда он пойдёт, но вы-то тут вообще ничего не предлагаете. Вы говорите: вот на столько-то лет мы предлагаем обнулить НДПИ, а потом продлить ещё на восемь лет. Понятно, что они вам отчитаются, что они в убыток все эти годы работали, а дальше ещё восемь лет и ещё 80 лет будут в убыток работать - отчитываться они умеют. Коллеги, это вообще ущербный подход, это неправильный подход, и я считаю, что нам нужно здесь задуматься. Ну хватит уже, скажем так, в эти игры играть. Ну, давайте мы как-то комплексно к этому подойдем, давайте обсудим, я не знаю, слушания проведём, "круглый стол", давайте обсудим эту систему налогообложения. Ну сколько можно? С одной стороны, правительство приходит и говорит нам: давайте мы будем всё через НДПИ собирать, потому что легче администрировать, собираемость не зависит от внешних факторов, это стабильность и так далее. А с другой стороны, приходите и говорите: ну вот нерентабельные там месторождения. Ну как-то вот... мне кажется, это неправильно. Лично у меня очень много вопросов к такому подходу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Байгускаров Зариф Закирович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пожалуйста. От фракции выступление. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, передо мной выступавшие говорили про какую-то коррупцию. Хотел пояснить, что никакой коррупции здесь нет и в помине и быть не может. Прежде всего, такие налоговые льготы будут предоставляться только тем предприятиям, которые заключили инвестиционные соглашения, а добыча цветных металлов происходит частично либо полностью в Красноярском крае. Соглашение инвестиционное должно быть подписано с Министерством финансов Российской Федерации и с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и должно составить не менее 89 миллиардов рублей. То есть это коснётся только тех, кто будет инвестировать, создавать рабочие места и, конечно же, добывать необходимую руду для нашей страны. Мы должны быть независимы, а санкционные ограничения сильно повлияли на цветную металлургию - мы должны поддержать отрасль. Это дополнительные рабочие места, это дополнительные налоги для тех мест, где добываются эти руды. И конечно, хотел бы обратить внимание на то, что это временные меры и касаются не всех, только точечно. Я считаю, правильно делать это точечно, потому что не у всех предприятий негативные последствия. Есть такие, которым не так сложно добывать руду, они в принципе чувствуют себя нормально, работают прибыльно, а есть такие, которым нужно провести разведку, нужно новые места открывать, у них расходы больше, и мы обязаны их поддержать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать законопроект, принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валерьевич, есть необходимость в заключительном слове? Пожалуйста. САЗАНОВ А. В. Иван Иванович, большое спасибо. Касательно перекладывания налоговой нагрузки на НДПИ и снижения экспортных пошлин в нефтяной отрасли. Хотел бы отметить, что за последние десять лет объёмы добычи нефти выросли на 10 процентов, с 500 до 550 миллионов тонн, объёмы переработки нефти выросли более чем на 20 процентов, а объёмы производства мазута сократились в 2 раза. Это всё было в условиях проведения налогового манёвра, и здесь эта мера показывает свою эффективность. Что касается льгот по НДПИ, которые сейчас предусматриваются, они не распространяются на текущую добычу и не изменят поступлений в бюджет в ближайшие три года. Добыча на этих месторождениях начнётся с 2026 года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении, пункт 10 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 05 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 27 чел.6,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.