Заседание № 141

17.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 265642-6 "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части зачисления суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4145 по 4461 из 6174
Переходим к рассмотрению 21-го пункта порядка работы, проекта федерального      
закона "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
Маргарита Николаевна Свергунова, пожалуйста.                                    
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется      
законопроект "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской    
Федерации" в части, касающейся зачисления штрафов за нарушение                  
законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в       
местные бюджеты, то есть бюджеты городских округов, районов и городов           
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На сегодняшний день все        
штрафы, связанные с безопасностью дорожного движения, зачисляются в бюджеты     
субъектов Российской Федерации. Данная норма была принята в конце 2011 года,    
и в связи с этим бюджеты местных образований потеряли большое количество        
средств, которые могли бы направить на осуществление своих полномочий. Хочу     
подчеркнуть, что в соответствии со 131-м Федеральным законом "Об общих          
принципах организации местного самоуправления..." к полномочиям органов         
местного самоуправления как раз и относятся полномочия по организации           
безопасности дорожного движения и дорожной деятельности в целом, но органы      
местного самоуправления не могут в силу недостаточности средств в своих         
бюджетах выполнять определённые полномочия по этому направлению.                
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что данная законодательная инициатива возникла в связи с      
многочисленными обращениями муниципальных образований, муниципальных советов,   
наверняка вы тоже получали такие обращения. С этой трибуны неоднократно         
говорилось о необходимости рассмотрения вопросов, касающихся местного           
самоуправления, и проблем, связанных с осуществлением их деятельности. В        
случае принятия данной нормы местные бюджеты пополнятся пусть небольшими, но    
так необходимыми для муниципальных образований денежными средствами.            
                                                                                
Комитет-соисполнитель - Комитет по федеративному устройству и вопросам          
местного самоуправления концепцию данного законопроекта поддерживает.           
Поступило отрицательное заключение от ответственного комитета - Комитета по     
бюджету и налогам. Не могу согласиться с ним по ряду оснований. В своём         
заключении комитет ссылается на Федеральный закон "О полиции", с принятием      
которого появилась необходимость пополнения бюджетов субъектов Российской       
Федерации, хотя в соответствии с положениями Федерального закона "О полиции"    
финансовое обеспечение полиции предусматривается исключительно за счёт          
средств федерального бюджета, в связи с чем аргументация не ясна. Также         
комитет ссылается на Федеральный закон № 196-ФЗ "О безопасности дорожного       
движения", который напрямую не касается данного законопроекта. Комитет          
ссылается и на федеральный закон № 361-ФЗ, в соответствии с которым из          
бюджета субъекта могут предоставляться субсидии местным бюджетам на ремонт      
автомобильных дорог. Да, могут предоставляться, но не всегда предоставляются.   
В заключении комитета также ссылаются на отклонение в апреле 2013 года          
аналогичного законопроекта, внесённого Законодательным Собранием Республики     
Карелия. По моему мнению, в данном случае необходимо не ссылаться на отказ в    
принятии, а делать соответствующие выводы в связи с необходимостью пересмотра   
существующей нормы.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать предлагаемый законопроект, своим            
положительным решением вы поможете муниципальным образованиям в решении         
конкретных задач местного самоуправления.                                       
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Раиса Васильевна Кармазина.                              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект "О     
внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации",        
представленный депутатом Госдумы Маргаритой Николаевной Свергуновой,            
предлагает зачислять все штрафы, 100 процентов, за нарушение законодательства   
Российской Федерации о безопасности дорожного движения в бюджеты                
муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения         
Москвы и Санкт-Петербурга.                                                      
                                                                                
В настоящее время в соответствии со статьёй 46 Бюджетного кодекса Российской    
Федерации суммы штрафов зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации,   
краёв и областей. Установление с 1 января 2012 года нового порядка,             
предусматривающего зачисление сумм денежных взысканий (штрафов) в бюджет        
субъекта Российской Федерации, было связано с перераспределением полномочий     
между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти в связи со   
вступлением в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года "О полиции",      
потому что у нас вся полиция финансируется теперь из федерального бюджета.      
Перераспределение источников налоговых и неналоговых доходов с 1 января 2012    
года было принято с учётом обеспечения доходными источниками реализации         
полномочий субъектов Российской Федерации по поддержанию общественного          
порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, в    
том числе по созданию, развитию и текущему содержанию комплексов                
видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Предлагаемые                 
законопроектом изменения в порядок зачисления денежных взысканий (штрафов)      
приведут к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской       
Федерации и их несбалансированности, что нарушает установленный статьёй 33      
Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности бюджетов     
бюджетной системы Российской Федерации.                                         
                                                                                
Комитет отмечает, что денежные взыскания (штрафы) за нарушение                  
законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут   
являться одним из источников формирования региональных дорожных фондов. В       
соответствии с положениями пункта 4 статьи 9 федерального закона от 30 ноября   
2011 года № 361-ФЗ из бюджета субъекта в 2012 году и в 2013 годах могли         
предоставляться субсидии местным бюджетам на капитальный ремонт и ремонт        
автомобильных дорог общего пользования населённых пунктов, дворовых             
территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям.             
                                                                                
Действительно, в апреле мы рассматривали аналогичный законопроект, внесённый    
Законодательным Собранием Республики Карелия, и он был отклонён.                
                                                                                
Одновременно хотела бы отметить, что мы на уровень субъектов передали           
вопросы, касающиеся образования, в том числе дошкольного образования, детских   
садов, здравоохранения, социальной защиты, - это всё теперь полномочия          
субъектов. И вот просто так взять и зачислять эти средства в бюджеты            
муниципалитетов, не определив, а сколько нужно всё-таки нашим муниципалитетам   
и сколько выпадает у субъектов, если мы их передадим... Как правило, эти        
деньги идут в дорожные фонды, хотя они не окрашены, но тем не менее у нас они   
направляются именно в дорожные фонды.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не буду перечислять те законы, которые мы принимали в      
пользу местного самоуправления, напомню только об одном - о том, что мы с       
вами приняли решение и идём по этому верному пути: мы отменяем федеральные      
льготы по налогу на землю, который выпадал из бюджетов муниципальных и из       
бюджетов субъектов, и теперь наши монополии платят налог на землю, это          
касается и "РЖД", это касается и "Газпрома", это касается и объектов обороны    
- они теперь за землю платят налог в муниципалитеты. Я думаю, что реформа       
местного самоуправления - а буквально вчера мы обсуждали вопросы, которые       
касаются местного самоуправления: какой быть этой власти, избирать или не       
избирать, о наполнении бюджетов - будет идти с учётом тех изменений, которые    
приняты, и тех предложений, которые прозвучали в послании президента, в связи   
с этим, я считаю, на данном этапе представленный законопроект нужно             
отклонить, потому что это приведёт к несбалансированности бюджетов.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет предлагает отклонить данный законопроект.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы?                                                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Раиса Васильевна, не могли бы вы прокомментировать то, о чём вы       
говорили, на примере какого-то конкретного субъекта, приведя какие-то цифры?    
Мы знаем, что большинство муниципалитетов имеет явно недостаточную доходную     
часть бюджета, даже несмотря на нашу поддержку в плане поступления налога на    
землю и прочего, так вот в условиях хронического недофинансирования, может      
быть, в предлагаемом законопроекте разумное зерно всё же заложено? С помощью    
цифр, будьте добры, прокомментируйте.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон.                    
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый коллега, наверное, вопрос нужно задавать автору       
законодательной инициативы, который выходил с данной поправкой в Бюджетный      
кодекс и должен был подсчитать, на сколько это пополнит бюджеты                 
муниципалитетов. Я вам не могу этого сказать, да это и невозможно, как          
правильно мне здесь подсказывают, но я хочу вам сказать, что мы сейчас нашим    
муниципалитетам от аренды земли направляем деньги, даём им такое право, от      
продажи земли тоже направляем в муниципалитеты - 20 процентов и в первом, и     
во втором случае.                                                               
                                                                                
К сожалению, от того, что мы будем зачислять эти средства, наполняемость        
бюджетов муниципалитетов всё равно будет слабой, они как были дефицитными,      
как были дотационными - а это львиная доля муниципалитетов, 12 тысяч            
муниципалитетов, по большому счёту, 99 процентов, - так и будут, поэтому нам    
нужно развивать эти территории, экономически развивать, чтобы те доходы,        
которые могли бы появиться в этих субъектах, поступали в их муниципальные       
образования. А вот хроническая недофинансированность... Я вам хочу сказать,     
что у нас есть Конституция и по Конституции те стандарты, которые у нас         
приняты, мы обязаны выполнять, и что касается клубов, что касается содержания   
школ топить, освещать, ремонтировать, - мы обязаны это делать, и это делается   
через краевые бюджеты, через бюджеты районов, городских округов. А что          
касается Москвы и Санкт-Петербурга, они являются субъектами, и штрафы именно    
от нарушения правил дорожного движения зачисляются в их бюджеты, я просто ещё   
раз уточняю.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Раиса Васильевна, мой вопрос частично Валентин Степанович уже    
задал. Я хотела сказать, что действительно Москва и Санкт-Петербург - это       
субъекты, это не муниципалитеты, но мы также все прекрасно знаем, что всё -     
учить, лечить, хоронить, женить - делается там, на местах. Мы с вами сегодня    
несбалансированность бюджетов ставим на первое место. Я не очень сильна в       
этих вопросах, поэтому прошу вас объяснить, как можно облегчить положение       
наших муниципалитетов, у которых ни на что денег нет. Вот этот законопроект -   
это попытка хотя бы что-то для них сделать, у нас ведь сейчас очень много       
происходит дорожно-транспортных происшествий, очень большие штрафы платят. Вы   
говорите, что это нельзя, - а что можно? Вы говорите, что Минобороны платит,    
но не везде в муниципалитетах есть эти объекты Минобороны. У нас просто         
огромные площади уже давно проданной земли, которая эксплуатируется нашими      
новыми помещиками... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон.                    
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемая коллега, я только что говорила о том, что             
действительно во все времена (я работала заведующей горфо) сельские бюджеты     
всегда были дотационными, всегда, но тем не менее то, что касается их           
сбалансированности, регулируется законами края, а штрафы - это неналоговые      
доходы, и от того, закрепим их или не закрепим, мало что изменится,             
спланировать их поступление очень сложно и трудно. Это вот как бы продление     
агонии - ну, что-то они там получили бы. Однако так нельзя поступать, потому    
что мы только недавно передали много функций на уровень субъектов и нужно       
оценить, нужно посмотреть, сколько это будет стоить. Мы забрали функции у       
муниципалитетов и передали на уровень субъектов, краёв и областей, поэтому      
нельзя так вот взять и сразу эти штрафы отдать муниципалитетам.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тимченко Вячеслав Степанович.                                                   
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, здравый смысл в         
законопроекте, представленном Маргаритой Николаевной, есть, другое дело, что    
законопроектом предлагается зачисление штрафов с 1 января 2014 года, что само   
по себе уже поздно, но это не вина Маргарины Николаевны. На самом деле,         
безусловно, с одной стороны, нужно понимать, что это неплановые поступления,    
что непонятно, сколько будет денег, и я согласен здесь с Раисой Васильевной,    
но, с другой стороны, администрирование таких нарушений и зачисление денежных   
штрафов позволит наводить порядок именно на муниципальном уровне, я уже не      
говорю о пополнении муниципальных бюджетов.                                     
                                                                                
Сегодня Президентом Российской Федерации дано поручение об оценке и             
полномочий, и финансовых возможностей муниципалитетов, и я думаю, в рамках      
этой работы предложение, обозначенное в законодательной инициативе Маргариты    
Николаевны, может быть в дальнейшем рассмотрено и учтено. Да, сегодня           
передали на региональный уровень и вопросы здравоохранения, и вопросы           
дошкольного образования, и вообще вопросы, связанные с образовательными         
процессами, вопросы социального вспоможения, многие вопросы, которые исконно    
являются вопросами местного значения, и 10 процентов НДФЛ для выполнения этих   
полномочий тоже переданы с муниципального уровня на региональный. Другое        
дело, что нужно сначала проанализировать, какие же полномочия сегодня           
являются всё-таки реально государственными, а какие - вопросами местного        
значения, и тогда уже принимать решение о финансовом обеспечении, определять    
реальные источники финансирования муниципальных полномочий, предварительно      
просчитав стоимость, по крайней мере императивно, каждой услуги. Именно об      
этом и говорил наш президент Владимир Владимирович Путин.                       
                                                                                
Наш комитет в принципе поддержал эту идею, поэтому я и выступаю в том числе     
от комитета, но в данной редакции и в данных условиях - уже наступил            
финансовый год, что не позволит реализовать закон в полном объёме, - его        
невозможно поддержать. Я лично присоединяюсь к предложению не поддерживать,     
но в принципе эта инициатива будет учтена при работе в дальнейшем над           
законодательством о местном самоуправлении, в том числе и при корректировке     
налогового и бюджетного законодательства.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маргарита Николаевна, будете ещё выступать?                                     
                                                                                
Депутату Свергуновой включите микрофон.                                         
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н. Уважаемые коллеги, большое спасибо за дискуссию! Мне было      
приятно выслушать вопросы. Благодарю Тимченко Вячеслава Степановича за          
поддержку.                                                                      
                                                                                
Что касается цифр, это 14,7 миллиарда рублей, которые распределяются между      
субъектами, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, то есть речь идёт         
именно об этой цифре. Если это разделить на восемьдесят один (остальные         
субъекты), получится для каждого субъекта не столь большая цифра, но для        
муниципальных образований это финансовые средства, действительно необходимые    
для выполнения возложенных полномочий в соответствии со 131-м федеральным       
законом, по которому осуществляются все действия на местах, поэтому,            
уважаемые коллеги, прошу поддержать.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Кармазиной включите микрофон.                                          
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, не хотелось бы, чтобы сложилось              
впечатление, что мы вот здесь хотим задушить местное самоуправление и что они   
у нас совсем без доходов. Государственная Дума ежегодно принимает законы,       
которые позволяют пополнять местную казну. Например, 100 процентов от налога,   
взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощённой системы    
налогообложения, - а это в целом по стране 1 миллиард рублей - у нас идёт как   
раз в муниципалитеты, 30 процентов от единого сельхозналога - это 1,3           
миллиарда рублей - тоже остаётся в муниципалитетах. Мы с вами, наша Дума,       
приняли закон, который позволил с 1 января 2013 года 100 процентов доходов от   
всех штрафов за нарушение нормативных правовых актов органов местного           
самоуправления, в том числе связанных с благоустройством территорий,            
зачислять в муниципалитеты - это, по предварительной оценке Минфина, 1          
миллиард рублей.                                                                
                                                                                
Я уже говорила, что с 2014 года в местные бюджеты будут зачисляться доходы от   
передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на          
которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а   
также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных         
земельных участков, - по нормативу 20 процентов это будет составлять 12         
миллиардов 500 рублей. И точно так же - от продажи земельных участков: 3,1      
миллиарда рублей. Кроме того, не менее 10 процентов доходов от акцизов на       
автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, на моторные масла и      
так далее на территории Российской Федерации - а это 41,9 миллиарда рублей,     
по оценке Минфина, - будет поступать в муниципалитеты. И с 1 января 2016 года   
за счёт уменьшения доходов федерального бюджета, а именно передачи доходов от   
платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 15             
процентов, 3,8 миллиарда рублей, по оценке Минфина, будет поступать в           
муниципалитеты. Так что мы делаем всё возможное для того, чтобы всё-таки        
поправить ситуацию с обеспечением финансовыми ресурсами наших муниципальных     
образований.                                                                    
                                                                                
В данном виде законопроект я предлагаю пока не принимать, комитет отклоняет     
его, не рекомендует к принятию.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5209 по 5225 из 6174
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46        
Бюджетного кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               56 чел.12,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     56 чел.                                          
Не голосовало                 394 чел.87,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.